Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПОЛИТИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ДЕЯТЕЛЕЙ И ПОЛИТИКОВ В РОССИИ: ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ

Работа №128850

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

социология

Объем работы151
Год сдачи2018
Стоимость4910 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
30
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Организация политического консультирования в современных условиях 8
1.1 Политический консалтинг сегодня: сущность и виды деятельности 8
1.2 Организация избирательной кампании: роль политического
консультанта и этапы работы 19
1.3 Проблемы организации работы избирательного штаба 30
Глава 2. Организационные аспекты политического консультирования в России: региональный и федеральный уровни 46
2.1. Политическое консультирование во время избирательных кампаний на
региональном рынке (на примере Иркутской области) 46
2.2. Особенности политического консультирования во время
избирательных кампаний на федеральном уровне 69
Заключение 93
Список литературы 99
Приложение 1. Перечень примерных вопросов для проведения экспертных интервью 108
Приложение 2. Лист наблюдения 110
Приложение 3. Экспертное интервью с М.Г. Ю 116
Приложение 4. Экспертное интервью с А.В. Коноплевым 125
Приложение 5. Экспертное интервью с И.Е. Митусовым 132
Приложение 6. Экспертное интервью с А.И. Серавиным

Политическое консультирование в России является достаточно новым направлением профессиональной деятельности: его формирование началось в 80-90-е годы прошлого столетия и продолжается до сих пор. За последнее десятилетие политический консалтинг претерпел серьезные изменения: повысились требования, предъявляемые к специалистам, значительно снизился уровень конкуренции, сократилось количество заказов, а вместе с ними - и финансирование проектов. С 2003-2004 годов эксперты говорят о «закате» сферы политического консультирования в России, однако, этого не происходит. Политический консалтинг продолжает функционировать и видоизменяться, но уровень его развития по-прежнему нельзя назвать высоким. Множество подходов и школ, отсутствие единой точки зрения на эффективность применяемых методов и технологий, а также большое количество специалистов, не имеющих профильной подготовки, тормозят развитие политического консалтинга и его становление в России как профессионального вида деятельности.
На сегодняшний день одной из ключевых проблем развития политического консалтинга в России является отсутствие единых, общепринятых принципов организации процесса работы специалистов, которое, в свою очередь, приводит к дезорганизации рабочего процесса и неэффективной работе команды. Поэтому актуальность данной работы обуславливается необходимостью формулирования единых организационных принципов работы политических консультантов, которые будут оптимальны не только с точки зрения теории, но и с точки зрения практики.
Степень проработанности проблемы можно считать высокой: выпущено большое количество теоретических материалов, описывающих как политической консалтинг в целом, так и принципы организации работы политических консультантов. Однако основной проблемой по-прежнему остается несогласованность подходов, а также их неприменимость на практике. Большинство теорий, описанных в научных трудах и российских, и зарубежных специалистов, не находят практического применения по нескольким причинам.
Во-первых, политический консалтинг видоизменяется, это напрямую связано с изменением политической ситуации, а также изменением требований к специалистам, предъявляемым заказчиками.
Во-вторых, многие теоретические подходы идеализированы, их авторы не принимают во внимание те аспекты, которые в действительности влияют на работу политического консультанта.
В-третьих, отсутствие единого подхода к формированию принципов деятельности специалистов по политическим коммуникациям, дает консультантам полную свободу действий.
В настоящее время изучением взаимодействия консультантов и политиков занимаются не только зарубежные, но и российские исследователи. Корпус литературы, исследований и научных статей зарубежных и отечественных авторов можно разделить на три основных блока:
1. Литература, посвященная теоретическому изучению политического консалтинга, его истории и тенденциям развития (О. П. Берёзкина, В.Э. Гончаров, Е.Г. Морозова, Д.В. Новиков, Л.В. Поляков).
2. Литература, отражающая общие принципы организации политического консалтинга, а также проведения предвыборных кампаний (И.А. Зосименко, О.П. Кудинов, Е. Малкин, А.П. Ситников, Ф.И. Шарков).
3. Литература, раскрывающая основные принципы работы с электоратом (С.Н. Большаков, А. Ю. Бузин, Е. Егорова-Гантман, Ф. Н. Ильясов, Д.В. Ольшанский).
Литературы, посвященной организационным аспектам политического консультирования в России не так много. С одной стороны можно отметить довольно высокий уровень изученности проблемы: большое количество научной литературы посвящено изучению политического консалтинга, особенностям организации предвыборных кампаний, механизмов взаимодействия консультанта и политика. Однако основной проблемой по- прежнему остается недостаточная глубина исследований. В корпусе научной литературы представлены только общие положения, касающиеся организационных аспектов политического консалтинга, авторы не раскрывают принципы работы с клиентом, командой, заказчиками, электоратом и другими целевыми группами.
Объектом исследования являются организационные аспекты политического консультирования политических деятелей России в период избирательных кампаний.
Предмет исследования - деятельность политических консультантов по организации консультирования политических деятелей во время предвыборной кампании.
Цель работы — выявление ключевых и наиболее значимых принципов организации процесса политического консультирования политиков и государственных деятелей России во время выборов.
В связи с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:
• выработка рабочего определения политического консультирования в России;
• описание основных этапов избирательной кампании, функций политического консультанта и предвыборного штаба на каждом из них;
• изучение проблем работы предвыборного штаба, а также методов управления избирательной кампанией;
• описание организации политического консультирования во время
избирательных кампаний на региональном уровне;
• выявление наиболее значимых организационных аспектов
политического консалтинга на федеральном уровне.
Методы исследования
В теоретической части работы использованы методы индукции, дедукции, анализа, синтеза и обобщения материалов, проведен анализ существующих разработок и литературных источников, посвященных организационным аспектам политического консалтинга. Во второй, практической, части работы реализованы качественные методы исследования: экспертные интервью и включенное наблюдение.
Интервью проходили в формате структурированной беседы с экспертами в области политического консалтинга с целью выявления основных, с их точки зрения, организационных аспектов консультирования политиков и государственных деятелей во время ведения предвыборных кампаний. В качестве респондентов были выбраны региональные и федеральные консультанты, имеющие большой опыт успешного ведения избирательных кампаний.
Включенное наблюдение проведено на базе избирательного штаба одного из кандидатов на пост главы Марковского МО Иркутского района. Исследование включало в себя наблюдение за процессом выбора и найма политического консультанта, формированием команды и распределением функциональных обязанностей, планированием избирательной кампании, формированием и реализацией стратегии, а также за процессом управления предвыборной кампанией в целом.
Положения, выносимые на защиту:
1. Наравне с термином «политический консалтинг» в России закрепилось понятие «политические технологии», которое, в большинстве случаев, употребляется в качестве синонима классического термина. Единой точки зрения, различающей эти понятия, нет.
2. Политический консалтинг как вид деятельности наиболее распространен в период избирательных кампаний.
3. Во время работы на избирательной кампании политический консультант выступает в качестве руководителя (менеджера) кампании, поэтому одной из его функций является управление предвыборной кампанией.
4. Несмотря на то, что существует определенная структура избирательного штаба, количество человек, работающих в нем, зависит от уровня выборов и финансирования кампании.
5. Избирательная кампания условно делится на четыре стадии: проведение первичных исследований, разработка предвыборной стратегии, реализация стратегии, работа команды после выборов.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Целью работы являлось выявление ключевых и наиболее значимых принципов организации процесса политического консультирования политиков и государственных деятелей России. В рамках исследования был проведен анализ, синтез и обобщение литературных источников и разработок, посвященных организационным аспектам политического консалтинга, а также проведены качественные исследования: экспертные интервью и включенное наблюдение.
В первой главе автор описывает теоретические подходы к изучению политического консалтинга и его типологизации, а также организационные аспекты консультирования во время проведения избирательных кампаний в России. Согласно полученным данным, в России закрепились различные термины, используемые для обозначения деятельности политического консультанта, наиболее распространенным считается понятие «политических технологий», которое, в большинстве случаев, употребляется в качестве синонима классического термина «политический консалтинг».
Существует несколько теоретических подходов, разделяющих эти понятия, в их основе лежат различия между ответственностью консультанта и технолога, их функциональными обязанностями, а также этичности применяемых методов. Однако единой точки зрения, различающей понятия «политический консультант» и «политический технолог» нет. Оптимальным определением термина «политический консалтинг» нам представляется формулировка Г. Пушкаревой, которая характеризует политическое консультирование как «процесс оказания профессиональной помощи политикам-практикам в решении ими определенных политических задач».
Более интересным и содержательным является выделение типов и жанров политического консультирования, которое основывается на отличиях между:
• субъектами, источниками и содержанием процесса (в этом случае специалисты выделяют формальное, неформальное и смешанное консультирование);
• функциональными особенностями консалтинга;
• направлением воздействия (консультирование, направленное на изменение сложившейся ситуации или ее субъекта, и консультирование, направленное на изменение общественного мнения относительно определенного явления);
• уровнями воздействия (глобальное и локальное политическое консультирование);
• целями консультирования (работа в рамках избирательной кампании, действия по выходу из кризисной ситуации, построение корпоративной идентичности и PR политической организации, ее лидеров).
На российском рынке наиболее распространенными и востребованными являются услуги политических консультантов во время проведения избирательных кампаний. Как правило, работая на предвыборной кампании, политический консультант не только дает рекомендации и советы, но и выполняет функции руководителя кампании. Таким образом, его основными задачами являются: разработка предвыборной стратегии, формирование избирательного штаба, распределение функциональных обязанностей между сотрудниками и координация их работы, а также взаимодействие с заказчиком и кандидатом.
Исследователи по-разному подходят к выделению этапов избирательной кампании. Выделяется от двух до пяти этапов, совокупное содержание которых не имеет весомых отличий, однако оптимальным нам представляется деление на избирательной кампании на четыре этапа:
• проведение первичных исследований, включающее анализ социально-политической ситуации в округе, анализ сильных и слабых сторон кандидата, а также возможных конкурентов;
• разработка избирательной стратегии и планирование будущей кампании, в результате которого формируется календарный план-график, смета, план проведения специальных мероприятий;
• реализация избирательной стратегии, которая начинается с момента согласования проектной документации с заказчиком и заканчивается после окончания дня голосования и подведения итогов;
• действия команды после выборов: составление отчетной документации, создание архива агитационных материалов, организация взаимодействия кандидата со СМИ, избирателями и сторонниками (в рамках контракта).
Так как политический консультант, в большинстве случаев, является руководителем избирательной кампании, в его функциональные обязанности входит формирование предвыборного штаба и управление им. Наиболее распространенным является смешанный тип формирования избирательного штаба, который предполагает работу профессиональной команды в основных функциональных подразделениях штаба, а также работу команды кандидата, которые являются доверенными лицами.
Количество сотрудников, работающих в избирательном штабе, зависит от уровня выборов, а также финансирования кампании. Оптимальная структура штаба включает следующие функциональные подразделения: отдел по работе с агитаторами, отдел исследований, служба безопасности, отдел разработки и производства агитационных материалов, финансовый отдел, отдел по организации и проведению специальных мероприятий , направление по работе и взаимодействию со СМИ, юридический отдел, отдел по организации и проведению встреч с электоратом, секретариат, водители. В зависимости от финансирования кампании, ее масштабов, а также задач, которые стоят перед командой количество людей, задействованных в реализации избирательной кампании, может меняться, один специалист может выполнять несколько функций или, наоборот, в каждом подразделении будет работать по несколько человек.
На рынке российского политического консалтинга распространен функциональный тип управления, он предполагает подчинение сотрудников руководителям подразделений, которые, в свою очередь, выполняют задачи менеджера кампании. Также руководитель кампании является связующим звеном между избирательным штабом, заказчиком и кандидатом.
Во второй главе был проведен анализ данных, полученных с помощью проведения экспертных интервью с политическими консультантами федерального и регионального уровня, а также проведения метода включенного наблюдения за работой избирательного штаба одного из кандидатов на пост главы Марковского МО Иркутского района. Целью исследований было выявление организационных аспектов работы политического консультанта на избирательной кампании, а также сравнение точек зрения специалистов регионального и федерального уровня.
Основываясь на полученных данных, можно говорить о том, что выводы относительно различий между понятиями «политический консультант» и «политический технолог», относительно этапов избирательной кампании, а также функций политического консультанта, сделанные в первой главе после анализа теоретических источников, подтверждаются.
Также во второй главе представлены данные о состоянии рынка политического консалтинга, что является важным аспектом в работе специалиста. И региональные, и федеральные эксперты говорят о сокращении рынка, и о его трансформации, которая связана с уменьшением количество заказов, бюджетов на избирательные кампании, а также с низким уровнем конкуренции на выборах.
Основными критериями найма политического консультанта являются рекомендации и успешный опыт проведения избирательных кампаний . Президент Европейской Ассоциации политических консультантов И. Минтусов утверждает, что тенденцией последних лет стало требование лояльности специалиста к той партии, с которой он работает.
Наиболее сложным и неоднозначным является вопрос формирования избирательного штаба и управления им. Здесь прослеживается явное противоречие между точками зрения федеральных и региональных специалистов. Региональные специалисты предпочитают работать с уже сформированной и проверенной избирательной командой, согласовывая кандидатуры будущих сотрудников еще на этапе переговоров с заказчиком. Федеральные же политические консультанты, наоборот, приступают к
формированию избирательного штаба уже после проведения всех согласований и подписания контракта, а также в случае работы в другом регионе набирают команду местных специалистов.
Несмотря на то, что и региональные, и федеральные эксперты говорят о возможности одного сотрудника выполнять функции нескольких подразделений, первые обосновывают это оптимизацией финансовых затрат, а вторые допускают такую возможность только в том случае, если сотрудник обладает необходимым уровнем знаний и навыков. Координация работы команды осуществляется с помощью собраний, однако мнения о частоте и формате их проведения у политических консультантов разных уровней расходятся.
Региональные специалисты дают размытую информацию относительно графика проведения штабных совещаний. Федеральные специалисты хоть и обладают разными подходами к данному вопросу, подробно рассказывают, с какой частотой, в какое время, и в каком формате должны проходить подобные совещания.
Интересна точка зрения А. Серавина на вопрос о координации работы избирательного штаба: для управления командой, работающей в другом регионе, специалист использует систему Skype-конференций, исключая промежуточную надстройку, контролирующую сотрудников в классической схеме. Благодаря данному подходу расходы на содержание избирательного штаба сокращаются в 450 раз, а также исчезают лишние звенья управленческой цепочки.
Различия в подходах к формированию избирательного штаба и управления им связаны, в первую очередь, с масштабами реализуемых кампаний, имеющимися бюджетами, а также с отличиями в подходах политических консультантов к организации работы команды на выборах.
Проанализировав теоретические подходы, мнения практикующих экспертов разного уровня и данные включенного наблюдения, можно сделать вывод, что наличие большого количества теоретических подходов и методов организации политического консультирования во время избирательной кампании обосновано наличием у специалистов собственного стиля работы. Для реализации успешной кампании необходимо использовать апробированные подходы к организации работы избирательной команды и реализации кампании в целом, обладать высоким уровнем знаний об избирательных технологиях и способах их применения, с особым вниманием подходить к разработке стратегии и планированию предвыборной кампании, четко следовать намеченному плану и не пренебрегать современными технологиями.



1. Агеев Р.Е. Стратегия избирательной кампании / Р.Е. Агеев, П.Я. Мешков. — Издательские решения, 2018.
2. Амелин В.Н. Эффективное управление избирательной кампанией / В.Н. Амелин, З.М. Зотова. — М.: РЦОИТ, 2001.
3. Андросова Л.А., Политический консалтинг / Л. А Андросова, А. Е. Сиушкин. — Пенза: Издательство Пензенского государственного университета, 2007.
4. Афанасьев М. Н. Невыносимая слабость государства: Очерки национальной политической теории / М. Н. Афанасьев. — РОССПЭН, 2006.
5. Афанасьев М.Н. Российские элиты развития: запрос на новый курс / М. Н. Афанасьев. — М: Фонд «Либеральная миссия», 2009.
6. Баранов Д.Е. PR: теория и практика / Д.Е. Баранов, Е.В. Демко, М.А. Лукашенко. — М.: Синергия, 2013.
7. Белоусов А. Б. 101. Книга выбормэна / А. В. Белоусов. — М.: Праксис, 2011.
8. Беляков Е. Н. Политический консалтинг / Е. Н Беляков,
С. В. Устинкин / под ред. проф. С. В. Устинкина. — Н. Новгород, 2003.
9. Берёзкина О. П. Политический консалтинг / О. П. Берёзкина. — М.: Academia, 2008.
10. Березной А. Мировая индустрия управленческого консалтинга на пороге XXI века // Мировая экономика и международные отношения. — 2001. — № 9. — С. 3-17.
11. Блинов В. В. Политико-психологический анализ консервативных ценностей в современной России / В. В. Блинов. — М., 2007.
12. Блинова О. Н. Советники. Исследовательские и консалтинговые структуры России / О. Н. Блинова. — М.: ГНОМ и Д, 2002.
13. Бове Дж. Исследование конкурентов: справочник по политическому консультированию / Дж. Бове / под ред. проф. Дэвида Д. Перлматтера. — М.: ИНФРА-М., 2002.
14. Большаков С.Н. Информационно-коммуникационное пространство электорального процесса / С.Н. Большаков. — СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2010.
15. Бузин А. Ю. Преступление без наказания: административные избирательные технологии федеральных выборов 2007-2008 годов / А. Ю. Бузин, А. Е. Любарев. — М.: НИККОЛО М, 2008.
16. Быков И.А. Организация и проведение кампаний по связям с общественностью / И.А. Быков. — СПб.: СПбГУТ, 2003.
17. Бэндлер Р. Структура магии в 2 т. / Р. Бэндлер, Дж. Гриндер. — СПб.: Прайм-еврознак, 2004.
18. Волчков А. Ю. Политический маркетинг: политико-социологический аспект / А. Ю. Волчков, Н. А. Рокотянская. — Магадан : Ноосфера, 2012.
19. Выборы: аномалии демократии / под ред. Т.Т. Дедекгаева, Д.С. Карнаухова, Г.В. Куксова. — СПб.: Арт-Экспресс, 2014.
20. Гиренко Ю. А. Кондотьеры публичной политики: политические технологии и технологи в истории современной России / Ю. А. Гиренко // В тени великих: образы и судьбы: сб. науч. ст.; под ред. Л. П. Репина. — СПб.: Алетейя, 2010.
21. Годдард Б. Кампании поддержки политических решений / Б. Годдард // Справочник по политическому консультированию; под ред. проф. Дэвида Д. Перлматтера. — М.: ИНФРА-М, 2002.
22. Гончаров В. Э., Елизаров В.П. Демократия мелких спонсоров: как новые технологии фандрайзинга меняют электоральную политику / В. Э. Гончаров,
B. П. Елизаров // Российское электоральное обозрение. — 2008. — № 1. —
C. 30-40.
23. Гончаров В.Э. Современное политическое консультирование. - СПб.: ИВЭСЭП, Знание, 2007.
24. Гончаров В.Э. Странствующие рыцари демократии. Политические консультанты в XXI веке. — СПб.: ИВЭСЭП, 2014.
25. Горный М. Б. Фабрики мысли и центры публичной политики в конце ХХ — начале XXI веков / М. Б. Горный // Публичная политика. — 2005: сб. ст.; под ред. М. Б. Горного и А. Ю. Сунгурова. — СПб.: Норма, 2006.
26. Горчева А. Ю. Политический менеджмент постсоветской России / А. Ю. Горчева. — М.: Изд-во МГУ, 2003.
27. Гоулд Ф. Стратегическое планирование избирательной кампании / Ф. Гоулд // Политические исследования. — 1993. — № 4.С.31-35.
28. Гринберг Т. Э. Политические технологии: PR и реклама 2-е изд. / Т. Э. Гринберг. — М.: Аспект Пресс, 2012.
29. Гуськов А. В. К определению понятия «политическое консультирование» / А. В. Гуськов // Политика и политология: актуальный ракурс. — М.; Тула, 2005.
30. Данилова Е. Без советов консультантов политику не обойтись. Интервью с Георгием Сатаровым / Е. Данилова // Независимая газета. — 1999. — 7 окт.
31. Егорова-Гантман Е.В. В тумане войны. Наступательные военные коммуникативные технологии / Е.В. Егорова-Гартман. — Группа компаний «Никколо М», 2010.
32. Егорова-Гантман Е. Игры в солдатики. Политическая психология президентов / Е. Егорова-Гантман. — М.: Группа компаний «Николо М», 2003.
33. Егорова-Гантман Е.В., Минтусов И.Е. Как делать имидж политика М.: Центр политического консультирования / Е.В. Егорова-Гартман, И.Е. Минтусов. — «Никколо М», 1995.
34. Егорова-Гантман Е. Политическая реклама / Е. Егорова-Гартман. — М.: Никколо-Медиа, 2002.
35. Забурдаева Е. В. Политическая кампания. Стратегии и технологии / Е. В. Забурдаева. — М. : Аспект Пресс, 2012.
36. Зосименко И.А. Политический консалтинг / И.А. Зосименко, В.А. Чернов — Ульяновск: УлГТУ, 2013.
37. Исаев Б.А. Зарождение и функционирование партийной системы России
(1987-2008гг.) / Б.А. Исаев. — СПб: Балтийский государственный
технический университет, 2008.
38. Ильясов Ф. Н. Политический маркетинг. Искусство и наука побеждать на выборах / Ф. Н. Ильясов. — М.: ИМА-Пресс, 2000.
39. Каплан Б. Миф о рациональном избирателе: Почему демократии выбирают плохую политику / Б. Каплан; ИРИСЭН. — М.: Мысль, 2012.
40. Кисляков М.М. Региональный политический консалтинг: особенности, проблемы и перспективы развития // Философия. Социология. Политология. 2010 — 13 окт. С.57-61.
41. Ковлер А. Избирательные технологии: российский и зарубежный опыт / А. Ковлер. — М.: Институт государства и права РАН, 1995.
42. Колесников В.Н. Политический менеджмент / В.Н. Колесников, В.А. Семенов. — СПб.: Питер, 2013.
43. Коллинз Д. От хорошего к великому. Почему одни компании совершают прорыв, а другие нет / Д. Коллинз. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014.
44. Косачёв К. Консервативный прорыв / К. Косачёв // Российская газета. — 2009. — 10 дек.
45. Кудинов О. П. Большая книга выборов: как проводятся выборы в России/ О. П. Кудинов. - М.: Издательство «Арт Бизнес Центр», 2003.
46. Кудинов О. П. Основы организации и проведения избирательных кампаний в регионах России / О. П. Кудинов. — Калининград: Янтарный сказ, 2000.
47. Куртов А. Охота на дракона: Размышления о выборах и политическом консультировании / А. Куртов, М. Каган. — М.: ГУ ВШЭ, 2002.
48. Кынев, А. Региональные и местные выборы 2014 г. в России в условиях новых ограничений конкуренции / А. Кынев, А. Любарев, А. Максимов. — М.: Либеральная Миссия, 2015.
49. Лебедева Т. Ю. Паблик рилейшнз. Корпоративная и политическая режиссура / Т. Ю. Лебедева. — М.: Изд-во МГУ, 1999.
50. Левин К. Начало карьеры в политконсалтинге / К. Левин // Справочник по политическому консультированию / под ред. проф. Дэвида Д. Перлматтера. М.: ИНФРА-М, 2002.
51. Лиллекер Д. Политическая коммуникация. Ключевые концепты / Д. Лиллекер. — Харьков, 2010.
52. Лисовский С. Ф. Политическая реклама / С. Ф. Лисовский. — М.:
Маркетинг, 2000.
53. Лисовский С. Ф. Избирательные технологии: история, теория, практика / С. Ф. Лисовский, В. А. Евстафьев. — М.: РАУ Университет, 2000.
54. Любарев А.Е. Мертвые души. Методы фальсификации итогов голосования и борьба с ними / А.Е. Любарев, А.Ю. Бузин, А.В. Кынев — М., «Никколо М», 2007.
55. Майстер Д. Советник, которому доверяют / Д. Майстер, Ч. Грин, Р. Галфорд
— М.: «Альпина Бизнес Букс», 2004.
56. Малкин Е. Политические технологии / Е. Малкин, Е. Сучков. — М.: Русская панорама, 2006.
57. Мальцева Н. М. Грязные избирательные технологии: мифы и реальность / Н. М. Мальцева. — М.: [б. и.]., 2003.
58. Марков С. PR в России больше чем PR. Технологии и версии / С. Марков. — М.: АСТ, 2001.
59. Михайлов С.А. Выборы: системный кризис доверия и электоральная практика СМИ / С.А. Михайлов. — СПб.: Арт-Экспресс, 2012.
60. Морозова Е.Г. Политическое консультирование и избирательный процесс / Е.Г. Морозова. — МОСКВА, 2001.
61. Моторин В. Константин Калачев: «Теперь на выборах каждый выживает, как может» / В. Моторин // Ведомости. —2011. — 14 нояб.
62. Моторин В. Российские политтехнологи попали под «вертикаль» / В. Моторин, Л. Бирюкова, Н. Костенко // Ведомости. — 2011. — 14 нояб.
63. Мэлчоу Х. Новое политическое целевое планирование / Х. Мэлчоу. — М.: Группа компаний «Николо М», 2004.
64. Мирошниченко А. А. Выборы: от замысла до победы. (Предвыборная кампания в российском регионе) / А. А. Мирошниченко. — М.: Центр, 2003.
65. Морозова Е. Г. От кустарничества к профессионализму: из опыта зарубежного политического консультирования / Е. Н. Морозова // Полития.
— 1999. — № 2.
66. Морозова Е. Г. Политический рынок и политический маркетинг: концепции, модели, технологии / Е. Г. Морозова. — М.: РОССПЭН, 1998.
67. Моторин Д.И., Серавин А.И., Сычев С.В. Книга элит: пособие по конструированию будущего. Глобальные сетевые элиты будущего. Разговор на яхте о будущем России. Проект «Рай 3.0» / Д.И. Моторин, А.И. Серавин, С.В. Сычев. — Санкт-Петербург: СИНЭЛ, 2014.
68. Наполитан Дж. Причастные к сотворению (современного политического консалтинга) / Дж. Наполитан / Справочник по политическому консультированию / под ред. проф. Дэвида Д. Перлматтера. — М.: ИНФРА- М, 2002.
69. Наполитан Дж. Электоральная игра: монография / Дж. Наполитан. — М.: Группа компаний «Николо М», 2002.
70. Настольная книга активиста / под ред. П. В. Беспрозванного, Е. Г. Гусевой,
А. А. Клёциной. — СПб., 2010.
71. Наполитан Дж. Электоральная игра / Дж. Наполитан. — М.: Никколо-М,
2002.
72. Невмержицкая Е.А. Политическая реклама / Е.А. Невмержицкая. — Иркутск: ЦентрНаучСервис, 2014.
73. Новиков Д.В. Политическое консультирование / Д.В. Новиков. — Комсомольск-на-Амуре: ФГБОУ ВПО «КнАГТУ», 2013.
74. Ольшанский Д. В. Политический PR / Д. В. Ольшанский. — СПб.: Питер,
2003.
75. Ольшанский Д. В. Политический консалтинг / Д. В. Ольшанский, В. Ф Пеньков. — СПб.: Питер, 2015.
76. Орлов Д.И. Региональная политика / Д.И. Орлов — М.: Издательство «Грифон», 2016.
77. Павлов К. В. Кадровый менеджмент в избирательной кампании / К. В. Павлов // Альманах Лаборатории социально-политических технологий «АМП СПб» / под общ. ред. А. В. Шустова. СПб.: ЛИК, 2001.
78. Перлматтер Д. Американский политический консультант: профиль /Д. Перламаттер, Д. Ву // Справочник по политическому консультированию / под ред. проф. Дэвида Д. Перлматтера. — М.: ИНФРА-М, 2002.
79. Плассер Ф. Мировая практика проведения политических кампаний: анализ деятельности профессионалов и их опыта / Ф. Плассер, Г. Плассер. — М.: Вэйл, 2005.
80. Подорова-Аникина О.Н. Политическая реклама / О.Н. Подорова-Аникина — Ухта: УГТУ, 2015.
81. Политический менеджмент: электоральный процесс и технологии / под ред. Сморгунова Л.В. — СПб: изд-во СПбГУ, 1999.
82. Политическое консультирование / под ред. Е. Егоровой-Гантман, И. Минтусова. — М.: Никколо-М, 1999.
83. Политология в схемах и комментариях / под ред. А.С. Тургаева, А.Е. Хренова. — СПб.: Питер, 2005.
84. Полуэктов В. В. От двери к двери. Полевые технологии в избирательных кампаниях / В. В. Полуэктов. — М.: Русская панорама, 2002.
85. Полуэктов В. В. Полевые и манипулятивные технологии. Настольная книга менеджера избирательных кампаний / В. В. Полуэктов. — М.: Русская панорама, 2003.
86. Поляков Л. В. Основы политического консультирования: теория и практика / Л. В. Поляков. — М.: КДУ, Издательство МГУ, 2017.
87. Пугачев В.П. Политология: власть и политика. Политическая идеология. Современная демократия / В.П. Пугачев. — М.: Слово ЭКСМО, 2003.
88. Радкевич С., Тарасевич А. Образ. Символ. Миф. Еще раз к вопросу о предмете труда пиарщков // Политический маркетинг. 2013. № 2. С. 17-23.
89. Радунски П. Ведение избирательной кампании — форма политической коммуникации / П. Радунски // Политические партии в условиях демократии. — Санкт Аугустин: Фонд Конрада Аденауэра, 1995.
90. Риддер Р. Международный политический консалтинг / Р. Риддер, П. Саймонс // Справочник по политическому консультированию / под ред. проф. Дэвида Д. Перлматтера. — М.: ИНФРА-М, 2002.
91. Сегела Ж. Национальные особенности охоты за голосами / Ж. Сегела. — М.: Вагриус, 1999.
92. Сильвер Н. Сигнал и Шум. Почему одни прогнозы сбываются, а другие - нет / Н. Сильвер. — М.: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2015.
93. Ситников А. П. Политический консалтинг / А. П. Ситников, И. В. Огарь, Н. С. Бахвалова. — М.: ГУ-ВШЭ, 2004.
94. Ситуационный анализ в связях с общественностью / под ред. Л. В. Азаровой,
B. А. Ачкасовой. — СПб.: Питер, 2009.
95. Соловьев В. Ю. Основы политического консалтинга / В. Ю. Соловьев. — Пенза: Пензенский гос. ун-т, 2004.
96. Стахович А.А. Как и кого выбирать в Государственную думу? / А.А. Стахович. — М.: Книга по Требованию, 2012.
97. Тамарин С.Г. Российский рынок организаций, работающих в области политических технологий. - [Электронный ресурс]. Электрон. дан. (1 файл) -http://www.marketing.spb.ru/read/article/a59.htm. - 14.03.2018.
98. Тихомиров Д. Технологии последнего созыва / А. Боярский, Д. Тихомиров // Деньги. — 2007. — 3 дек. — № 47 (653). С. 13-21.
99. Удрас Д. Рост издержек как политическая проблема // Политический маркетинг. — 2013. № 3 (180). С. 25-33.
100. Федорченко С. Н. Современные технологии политического менеджмента /
C. Н. Федорченко. — М.: МГОУ, 2012.
101. Федотов В. А. Исповедь единороса. Как я проиграл выборы / В. А. Федотов. — М.: АСТ, 2013.
102. Франц В.А. Политический маркетинг / В.А. Франц— Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2017.
103. Час выбора / под ред. Минтусова И.Е., Радкевича С.Б. — «Никколо М»,
2004.
104. Чернов В.А. Политический консалтинг / В.А. Чернов — Ульяновск: УлГТУ, 2014.
105. Шарков Ф. И. Политический консалтинг (специализация курса «Консалтинг в связях с общественностью») / Ф. И. Шарков. — М.:Дашков и К, 2004.
106. Электоральная Россия — 2016: битва за Госдуму. Ежегодный сборник статей о российских выборах / под ред. И. Минтусова. — М.: Издательство «Грифон», 2016.
107. Юханов Н.С. PR-технологии и политическое консультирование в
российской политике. — М.: РУДН, 2008.
108. Gerber Alan S., Green Donald P. Get Out the Vote: How to Increase Voter Turnout, 2nd Edition / Alan S. Gerber , Donald P. Green— Brookings Institution Press, 2015.
109. Blodgett J., Lofy B. Winning Your Election the Wellstone Way / J. Blodgett, B. Lofy — Wellstone Action, 2008.
110. Grossmann M. Campaigning as an Industry: Consulting Business Models and Intra-Party Competition // Business and Politics. — April 2009. — Vol. 11. Issue
1. — P. 1-19.
111. Herrnson P., Campbell C. Modern Political Campaigns in the United States Routledge Handbook of Political Management/ Edited by Dennis W. Johnson.— N Y: Routledge. — 2009. — P. 11-23.
112. Hutcheson D. Political marketing techniques in Russia / Global political marketing / Edited by Jennifer Lees-Marshment, Jesper Stromback & Chris Rudd. — N Y: Routledge. — 2010. — P. 218-233.
113. Issenberg S. The Victory Lab: The Secret Science of Winning Campaigns /S. Issenberg — Broadway Books, 2012.
114. Lees-Marshment J. Global political marketing / Global political marketing / Edited by Jennifer Lees-Marshment, Jesper Stromback & Chris Rudd. — N Y: Routledge, 2010. — P. 1-16.
115. Medvic S.K. The Effectiveness of the Political Consultant as a Campaign Resource. // P.S.: Political Science & Politics. №2, 1998. - P. 150-154.
116. Nigmatov V. Professionalization of Political Campaigns: a Case Study of Russian Parties in the Parliamentary Elections 2007 / V. Nigmatov. — Budapest, 2009.
117. Popkin Samuel L. The Candidate: What It Takes to Win - and Hold - the White House /Samuel L. Popkin — Oxford University Press, 2012.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ