Введение
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БАНКОВСКИХ ПРОДУКТОВ ДЛЯ МАЛОГО
И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА 8
1.1 Банковские продукты для малого и среднего бизнеса: понятие, сущность и виды 8
1.2 Механизм разработки банковских продуктов для малого и среднего бизнеса 15
2. АНАЛИЗ БАНКОВСКИХ ПРОДУКТОВ ДЛЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО
БИЗНЕСА 22
2.1 Обзор банковских продуктов для малого и среднего бизнеса: зарубежный и отечественный опыт 22
2.2 Оценка и прогноз развития современного российского рынка банковских
продуктов для малого и среднего бизнеса 33
3. ИННОВАЦИОННЫЕ ПУТИ РАЗВИТИЯ ПРИМЕНЯЕМЫХ БАНКОВСКИХ
ПРОДУКТОВ, ТЕХНОЛОГИЙ И УСЛУГ ДЛЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА 51
3.1 Оценка проблемы рынка банковских продуктов для малого и среднего
бизнеса в Российской Федерации 51
3.2 Рекомендации по развитию современного банковского бизнеса для малого
и среднего бизнеса с помощью ЭММ 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 79
ПРИЛОЖЕНИЕ
Развитие активных банковских операций необходимо для достижения высокой маржинальной доходности банковской деятельности и роста проникновения в различные клиентские сегменты по комплексу банковских продуктов. Малый и микробизнес остаются недоработанными со стороны охвата банковских услуг. Мировая практика свидетельствует о том, что эффективное развитие рыночных отношений невозможно без участия малого и среднего бизнеса, который выступает частью экономической системы страны. В современных условиях в России малый и средний бизнес является важным инструментом для решения комплекса экономических, политических и социальных проблем, стоящих перед государством. Данный бизнес не нуждается в большом объеме стартовых инвестиций и в то же время обеспечивает быстрый оборот ресурсов и высокую динамику роста. Бизнес такого рода позволяет внедрять инновации и решать важные проблемы, связанные с безработицей и реструктуризацией экономики. Кроме того, малый и средний бизнес способствует политической и социальной стабильности в стране, т. к. по экономическому положению и условиям жизни индивидуальные предприниматели близки к большей части населения и составляют основу среднего класса, являющегося гарантом такой стабильности.
Согласно статистическим данным, в России на 2016 г. зарегистрировано более 2-х млн субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП), в которых занято более 12 млн человек [22, с.132]. Однако приведенные показатели значительно ниже, чем в зарубежных странах с сопоставимым уровнем развития.
В связи с тем, что российская практика развития малого бизнеса не имеет значительной накопленной истории взаимоотношений банков и нефинансовых организаций, отечественные коммерческие банки вынуждены решать проблемы
формирования собственных кредитных портфелей по сегменту малого бизнеса, создавать модели работы в российских условиях и контролировать уровень просроченной задолженности. Учитывая высокую доходность малого бизнеса (уровень которой несколько ниже розничного), банки заинтересованы в развитии этого направления и производят активную экспансию в сектор малого предпринимательства.
Исходя из сложившихся тенденций на рынке банковских продуктов малому бизнесу, очевидна потребность в дополнительной теоретической и методической базе, включающей как особенности функционирования отечественных малых предприятий, так и специфику предлагаемых для них банковских решений. Рассматриваемый вопрос приобретает особую актуальность в краткосрочной и среднесрочной перспективе.
Исследованию проблем и аспектов работы с малым бизнесом коммерческими банками посвящены многочисленные отечественные и зарубежные работы, в том числе по вопросу определения понятий «предпринимательство», «малое предпринимательство», «субъекты малого и среднего предпринимательства» и «малый бизнес». Начало исследованию положили такие зарубежные экономисты, как М. Вебер, Р. Кантильон, Дж.М. Кейнс, Ж.Б. Кольер, А. Смит, Ж.-Б. Сэй, Й. Шумпетер и др.
Отдельным аспектам разработки концепций трансформации предпринимательства посвящены работы отечественных экономистов - Масленченкова Ю.С., Лаврушина О.И., Уткина Э.А., Морозовой Н.И., Морозовой Г.И., Балабанова И.Т., Жукова Е.Ф.
Ранее проведенные исследования проблем малого бизнеса в коммерческих банках осуществлялись с учетом специфики конкретных исторических условий, которые сегодня изменились, что не позволяет применять полученные результаты на современном этапе. Недостаточная проработанность вопроса актуализирует тему работы и определяет постановку цели и задач исследования.
Цель исследования состоит в развитии теоретических и организационно-методических положений и практических аспектов банковского продуктов для малого и среднего бизнеса.
В соответствии с указанной целью в работе поставлены следующие задачи:
- показать банковские продукты для малого и среднего бизнеса;
- рассмотреть механизм разработки банковских продуктов для малого и среднего бизнеса;
- показать практика использования банковских продуктов для малого бизнеса: зарубежный и отечественный опыт;
- дать оценку и прогноз развития современного российского рынка банковских продуктов для малого бизнеса с помощью ЭММ;
- выявить проблемы развития банковских продуктов для малого и среднего бизнеса в Российской Федерации;
- разработать рекомендаций по развитию современного банковского бизнеса для малого и среднего бизнеса.
Предметом исследования является система экономических отношений, возникающих в процессе банковского обслуживания малого и среднего бизнеса.
Объектом исследования выступает банковские продукты для малого и среднего бизнеса в РФ.
Теоретической и методологической основой исследования послужили положения системного и комплексного подходов, диалектической логики. Автором использовался ряд общенаучных и специальных методов исследования: наблюдение, группировка, корреляционный анализ, сравнительный анализ, экономико-статистический метод. При разработке основных положений работы внимание было уделено зарубежному опыту поддержки малого бизнеса, анализу рисков финансирования субъектов малого предпринимательства, цикличности развития малых организаций.
Информационной базой исследования являются материалы рейтинговых агентств «Эксперт РА», Euroresearch &Consulting, материалы Федеральной службы государственной статистики, сети Интернет, материалы «ОПОРЫ России».
Научная новизна работы заключается в решении теоретических и организационно-методических проблем банковского обслуживания малого и среднего бизнеса, разработке нового определения банковских продуктов для малого и среднего бизнеса, практическом внедрении в кредитный процесс коммерческих банков рекомендаций по развитию банковских продуктов для малого и среднего бизнеса, которые способствуют повышению качества работы с заявками малых организаций и снижению операционных издержек банков.
Теоретическая значимость исследования и полученные автором результаты заключаются в реализации комплексного подхода к раскрытию содержания банковских продуктов для малого и среднего бизнеса и их механизма, в дополнении инструментария кредитования, в обобщении и уточнении накопленного ранее опыта теоретического анализа в этой области, что может быть использовано в будущем в смежных исследованиях.
Практическая значимость исследования заключается в разработке рекомендаций по обеспечению условий для развития банковских продуктов для малого и среднего бизнеса коммерческими банками посредством совершенствования внутренних механизмов банковских продуктов для малого и среднего бизнеса.
Бакалаворская работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Малый и средний бизнес - наиболее мобильный сектор экономики на сегодняшний день, является основой клиентской базы для многих коммерческих банков. Развитие производства предприятий малого бизнеса создает благоприятные условия для оздоровления экономики, поскольку развивается конкурентная среда, создаются дополнительные рабочие места, активнее идет структурная перестройка, расширяется потребительский сектор.
Малый и средний бизнес занимает особое место в экономике промышленно-развитых стран, что объясняется многими факторами: малые предприятия не требуют крупных стартовых инвестиций; помогают решать проблемы реструктуризации экономики; обеспечивают занятость существенной доли экономически активного населения; способствуют формированию конкурентной среды и установлению рыночного равновесия. Кроме того, за счет меньшего масштаба малые предприятия способны более гибко реагировать как на изменяющиеся экономические условия, так и на колебания потребительского спроса, на изменение конъюнктуры рынка, тем самым, придавая экономике дополнительную стабильность. В экономически развитых странах на долю малого предпринимательства приходится 60-70% валового национального продукта.
Банковский продукт - это отдельная банковская услуга или набор банковских услуг, предлагаемый клиентам на типовых условиях.
Кредитные продукты для малого бизнеса являются одними из самых активных катализаторов роста кредитного портфеля большинства отечественных банков.
Для предприятий малого и среднего бизнеса именно банковское кредитование чаще всего выступает источником дополнительных финансовых ресурсов, а порой и значительной долей первоначального капитала. Заемные средства банков - второй по значению источник инвестиций для небольших компаний. Банки признают МСБ перспективным каналом предоставления заемных средств, в связи с чем ежегодно расширяют спектр кредитных продуктов для ИП и ООО, в числе которых ныне займы на развитие бизнеса, инвестиционные кредиты, овердрафты и др.
Подводя итоги, констатируем, что вследствие частных кризисных ситуаций в отечественной экономике и в результате неэффективных программ государственной поддержки малого предпринимательства, БКМБ развивается незначительными темпами. За рубежом доля малого бизнеса в ВВП часто превышает 50-70%. Так, В Германии доля малого предпринимательства в общем объеме ВВП колеблется в диапазоне 55-57%, в Великобритании - 53¬56%, в Японии - 52-55%, в США - 50-52%, в то время как в России этот показатель за последние 5 лет не превысил 20-22%.
По результатам проведенного исследования определено, что развитие малого и среднего бизнеса тесно связано с кредитной деятельностью коммерческих банков, т. к. данным субъектам бизнеса необходимы внешние заимствования на всех этапах хозяйственной деятельности. В современных условиях проблема доступности банковских финансовых ресурсов для МСП особенно актуальна, т. к. имеется целый ряд факторов, которые значительно ограничивают кредитование данных форм бизнеса. И все же банковское кредитование малого и среднего бизнеса выгодно не только самим предпринимателям, но и, несмотря на значительные кредитные риски, банкам. Для эффективной работы в банковской системе необходимо совершенствование всех механизмов взаимодействия банков и МСП. Сегмент МСБ достаточно многогранный, он включает множество клиентских ниш с различными предпочтениями и потребностями в ссудах. В связи с этим банкам трудно стандартизировать подходы к работе сразу со всем целевым сегментом МСБ, также возникают сложности в разработке и формировании конкурентоспособного продуктового ряда. Поэтому банкам следует внедрять подходы, обеспечивающие сочетание технологий, применяемых в работе как с корпоративными, так и с розничными клиентами, создавая унифицированную систему быстрого обслуживания МСБ.
Развитая продуктовая линейка крайне важна для банков, работающих с клиентами в секторе малого и среднего бизнеса. Совершенно понятно, что широкий ассортимент приносит дополнительные выгоды банку. Это более высокая рентабельность сектора МСП за счет продажи большего количества как основных, так и сопутствующих услуг.
Существует несколько главных проблемы в развитии продуктовых и сервисных предложений, ориентированных на клиентов МСП.
Первая проблема состоит в создании такого универсального набора или пакета продуктов, которые, будучи объединены оригинальным способом, способны убедить клиента МСП перевести весь свой бизнес из разных банковских учреждений на обслуживание в один банк.
Второй проблемой является обеспечение общей рентабельности для всех продуктов ассортиментного ряда банка.
Третья проблема развития продуктового и сервисного предложения состоит в нахождении баланса между желанием банка увеличить предложение для наращивания доли рынка и признанием ограниченности возможностей банка.
Четвертая проблема - неэффективное кредитование субъектов МСБ в России. Одной из причин нынешней стагнации экономики РФ можно считать и замедление темпов роста в секторе кредитования малого и среднего бизнеса.
Банки могут повысить доходность сектора клиентов малого и среднего бизнеса, имея широкий набор продуктов и не ограничиваясь традиционными услугами, такими как депозиты, кредитование, РКО. Необходимо расширять линейку, учитывая, что это существенно повысит лояльность целевых групп. Комплексные предложения также будут полезны для представителей малого и среднего бизнеса. МСП могут заметно улучшить показатели прибыли и капитализации через хорошо структурированные решения о движении денежных средств, которые идеально подходят как для клиентов, так и их банков.
Вывод на рынок новых инновационных продуктов быстро и эффективно - основная компетенция любого эффективного банка. Банки должны регулярно проводить обзор существующих продуктовых портфелей, создавать и запускать новые продукты, чтобы заполнять рыночные пробелы, а также вводить в действие методологию по разработке, тестированию и выводу продуктов прибыльно и с минимальным риском.
Приведем рекомендаций по внедрению нового банковского продукта для малого и среднего бизнеса на примере ПАО «Сбербанк» и рассчитаем эффективность от внедрения этого продукта с помощью ЭММ.
Для ПАО «Сбербанк» ориентир выбран в рамках решения следующих проблем:
- недостаточная динамика роста VIP-клиентов Интернет-банкинга;
- недостаточное использование потенциала услуг инновационного банковского обслуживания.
Важно отметить, что многие российские банки активно развивают систему Интернет-банкинга, поэтому ПАО «Сбербанк» необходимо разработать более выгодные, привлекательные предложения в условиях жесткой конкурентной борьбы. В качестве рекомендации по совершенствованию системы Интернет-банкинга в ПАО «Сбербанк» предложено следующее решение: Активизация индивидуального банковского обслуживания для VIP-клиентов на основе внедрения Интернет-банкинга.
Поскольку инновационно-ориентированными услугами ПАО «Сбербанк» являются Интернет-банкинг и активизация обращения банковских карт, можно предложить совершенствовать указанные направления во взаимоувязке. С внедрением Интернет-банкинга для VIP-клиентов, ПАО «Сбербанк» будет иметь возможность повысить объемы предоставляемых услуг банковского обслуживания, тем самым повысить эффективность указанного направления, что окажет положительный эффект на деятельности ПАО «Сбербанк» в перспективе.
Таким образом, нами были выявлены проблемы рынка банковских продуктов для малого и среднего бизнеса в Российской Федерации, приведены рекомендации по внедрению нового банковского продукта для малого и среднего бизнеса на примере ПАО «Сбербанк» и рассчитана эффективность от внедрения этого продукта с помощью ЭММ.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации: часть первая [Электронный ресурс] : федер. закон № 51-ФЗ 30.11.94: принят ГД ФС РФ 21.10.1994: по состоянию на 07.02.2017 г. // СПС «Консультант плюс»
2. О порядке регулирования деятельности банков: Инструкция Банка России от 1 октября 1997 года № 1 // СПС «Консультант Плюс».
3. АБС NEXT: фабрика продуктов для современного банка // Банковские технологии. - 2015. - № 12.
4. Акмаева Р. И. Анализ эффективности издержек и распределения влияния между акционерами банка // Управление в кредитной организации. - 2015. - № 2, 3. - С. 67-79.
5. Анисимова З.М. Роль банковского сектора в Российской Федерации и показатели эффективности банковского менеджмента // «Философия социальных коммуникаций». Научно-теоретический журнал. - 2016. № 3 (24). - С. 67-79.
6. Анисимова З.М. Основы эффективности стратегического банковского менеджмента // «Национальная безопасность». Научный журнал. (Российская Академия наук.Центр исследования проблем безопасности, институт социально-политических исследований). - 2016. - № 2 (25). - С. 302-317.
7. Аакер Д. Стратегическое рыночное управление / Пер. с англ.; Под ред. С.Г. Божук. - 7-е изд. - Спб.: Питер, 2009. - 496 с.
8. Банковское дело: стратегическое руководство / под ред. В. Платонова, М. Хиггинса. 2-е изд. - М.: Консалбанкир, 2011. - 432 с.
9. Банковские операции. Часть 1 / под общ. ред. Лаврушина О.И. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 96 с.
10. Банки и банковское дело / под ред. Балабанова И.Т. - СПб.: Питер, 2012. - 304 с.
11. Банковский менеджмент: Учебник / под ред. Е.Ф. Жукова, 3-е изд., перераб. и доп . - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 303 с.
12. Белоусова В.Ю. Эффективность издержек однородных российских коммерческих банков: обзор проблемы и новые результаты // Экономический журнал. - 2015. - Т. 13. - № 4. - М.: ГК-ВШЭ.
13. Бор М.З. Менеджмент банков: организация, стратегия, планирование / М.З. Бор, В.В. Пятенко. - М.: Издательство «Дело и сервис», 2014. - 288 с.
14. Бабкин В.В. Проблемные аспекты организации работы временной администрации в банке // Управление в кредитной организации/ - 2006. - № 27.
- С. 2-8.
15. Валенцева Н.И. Оценка себестоимости банковских продуктов // Вестник финансовой академии при Правительстве Российской Федерации. - 2015. - № 8.
- С. 167-179.
16. Васин А.С. Повышение эффективности функционирования банка на основе совершенствования процесса обслуживания клиентов (Текст) / А.С. Васин, В.В. Кузнецов // Финансы и кредит. - 2015. - № 7. - С. 2731.
17. Гамза В.А., Ткачук И.Б. Концепция и система безопасности банка. - М.: Изд. Шумилова И.И., 2014.
18. Голованов А. Банковский бизнес в России: приметы нашего времени // Аналитический банковский журнал. - 2012. - № 2.
19. Дик В.В., Лужецкий М.Г., Родионов А.Э. Бизнес и экономика. - М.: Московская финансово-промышленная акономика, 2014.
20. Дробышевский С.М., Пащенко С.А. Анализ конкуренции в российском банковском секторе (Текст) // Научные труды Института экономики переходного периода. - 2014. - № 96.
21. Дубянский А.Н. Проблемы диверсификации на финансовых рынках в результате сделок слияний и поглощений // Экономика и управление. — 2016.
- № 8. — С.25-26.
22. Гаркавенко И.С. Финансы некоммерческих организаций: особенности функционирования // Петербургский экономический журнал. — 2016. — № 2.
— С.88.
23. Зиновьева С.В. Клиентоориентированная стратегия банка // Банковское дело. - 2016. - № 2. - С. 98-100.
24. Каплан Р. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию / Р. Каплан, Д. Нортон. - 2-е издание. - М.: Олимп Бизнес, 2008. - 320 с.
25. Корнилов Д.Т. Качество банковской деятельности в условиях развития межбанковской конкуренции. - Ярославль, 2015. - 109 с.
26. Коробов Ю.И. Банковская конкуренция: роль, специфика, перспективы развития // Современная конкуренция. - 2009. - № 1 (1).
27. Кроксфорд Х., Абрамсон Ф. Искусство розничного банкинга. Факты, аналитика, прогнозы. - М.: Гревцов Паблишер, 2009 г. - 320 с.
28. Лутошкина Н.К. Банковская конкуренция конкурентоспособность: сущность, понятие, специфика // Финансы и кредит. - 2014. - № 46.
29. Мазикова Е. В. Коммерческие банки и малый бизнес: основные направления сотрудничества // Молодой ученый. — 2016. — №3. — С. 466469.
30. Масленченков Ю.С. Технология и организация работы банка: Теория и практика . - М.: ДеКА, 2014. - 432 с.
31. Неретина Е.А., Солдатова Е.В. Современные концепции эффективности деятельности коммерческого банка // Финансы и кредит. - 2015. - № 13 (397).
32. Роуз П.С. Банковский менеджмент / Перевод с английского 2-го издания. - М.: Дело Лтд, 2016. - С. 130.
33. Синки Дж. Ф. Финансовый менеджмент в коммерческом банке и в индустрии финансовых услуг / Дж. Синки. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2009.
34. Скиннер К. Будущее банкинга: мировые тенденции и новые технологии в отрасли. - Минск: Гревцов Паблишер, 2012. -263 с.
35. Уткин Э.А. Инструменты банковской маркетинговой политики // Маркетинг в России и за рубежом. - 2015. - № 2. - С. 65-72.
36. Финансовый менеджмент в коммерческом банке: в 3-х кн. - М.: Перспектива, 2014.
37. Хайретдинов Н.Р. Анализ инфраструктуры формирования финансовых ресурсов малых организаций. // Финансы и кредит. - 2016. - №31. - с. 74.
38. Черникова Л.И., Заернюк В.М. Институциональные особенности развития российского банковского сектора//Сервис plus.- 2013. - № 1. - С. 113-118.
39. Швед Д.Е. О понятиях «банковский продукт» и «банковская услуга» // Маркетинг в России и за рубежом. - 2011. - № 1. - С. 56-64.
40. Шестакова Е.В. Развитие банковской системы // Банковское дело. - 2016. - № 7. - С. 59-61.
41. Штейн О.И. Банковский маркетинг: совершенствование организации обслуживания клиентов // Маркетинг в России и за рубежом. - 2015. - № 3. - С. 34-39.
42. Шустов В.В. Конкуренция банков и рынок клиентуры // Деньги и кредит. - 2012. - № 7. - С. 5-8.
43. Щепетова Е.Н. Взаимодействие субъектов малого бизнеса с коммерческими банками на российском денежном рынке // Российское предпринимательство. — 2016. — № 5 Вып. 1 (110). — с. 142-146.
44. Эзрох Ю.С. Новый подход к оценке конкурентоспособности коммерческого банка // Банковское дело. - 2015. - № 1. - С. 67-71.
45. Моисеев С., Буйнов Ю. Эффективность российских банков (сайт). URL http: //www/Mfpa.ru/general/upload/investigation/may 03./pdf (дата обращения 05.05. 2017).
46. Официальный сайт Банка России. (Электронный ресурс). Режим доступа: http://cbr.ru (дата обращения 10.05. 2017).
47. Официальный сайт Госкомстата РФ. (Электронный ресурс). Режим доступа: http://gks.ru (дата обращения 05.05. 2017).
48. Официальный сайт ЕБРР (Европейского Банка реконструкции и развития). (Электронный ресурс). Режим доступа:http://ebrd.ru(дата обращения 06.05. 2017).
49. Официальный сайт журнала «Банки и деловой мир». (Электронный ресурс). Режим доступа: http://bdm.ru (дата обращения 19.04. 2017).
50. Официальный сайт информационного агентства «РосБизнесКонсалтинг». (Электронный ресурс). Режим доступа:http://rbc.ru (дата обращения 05.04. 2017).
51. Официальный сайт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования. (Электронный ресурс). Режим доступа: http://forecast.ru (дата обращения 10.05. 2017).
52. Официальный сайт Эксперт РА. (Электронный ресурс). Режим доступа: http://raexpert.ru (дата обращения 05.05. 2017).
53. Сараев А. Кредитование МСБ: тающий рост // РА «Эксперт». 2016.
(Электронный ресурс). Режим доступа:
http://www.raexpert.ru/press/articles/frb_1h2016 (дата обращения 15.04. 2017).
54. Расчетные данные «Эксперт РА» по статистическим сведениям ЦБ РФ.
(Электронный ресурс). Режим доступа:
http://www.banki.ru/news/research/?id=6514064 (дата обращения 22.04. 2017).
55. Особенности и проблемы банковского кредитования малого и среднего бизнеса в России (Электронный ресурс). Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-i-problemy-bankovskogo-kreditovaniya- malogo-i-srednego-biznesa-v-rossii(дата обращения 12.05. 2017).
56. Выдача корпоративных кредитов в этом году вырастет максимум на
5%(Электронный ресурс). Режим доступа:
https://www.vedomosti.ru/finance/articles/2017/01/30/675359-korporativnih-kreditov(дата обращения 12.05. 2017).