Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников в процессе моделирования 8
1.1. Сущностная характеристика и этапы формирования
познавательных универсальных учебных действий младших школьников 8
1.2. Технологии формирования познавательных
универсальных учебных действий младших школьников 18
1.3. Педагогические условия формирования познавательных
универсальных учебных действий в процессе моделирования на уроках «Окружающего мира» 31
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию познавательных универсальных учебных действий младших школьников в процессе моделирования 46
2.1. Изучение уровня сформированности познавательных
универсальных учебных действий младших школьников 46
2.2. Содержание и результаты эксперимента
по формированию познавательных универсальных учебных действий младших школьников в процессе моделирования на уроках «Окружающего мира 50
Заключение 63
Библиографический список 66
Приложения
В педагогике и психологии всё большее признание получает мнение о том, что в основе успешности обучения лежат универсальные учебные действия, имеющие приоритетное значение над узкопредметными знаниями и умениями. Так как младший школьный возраст - сензитивный период развития когнитивных способностей, то для успешного обучения в начальной школе у учащихся должны быть сформированы познавательные универсальные учебные действия, включающие общеучебные, логические, знаково-символические, действия постановки и решения проблем. Эта задача реализуется через все предметные области начального общего образования.
На ступени начального образования основным показателем развития знаково-символических универсальных учебных действий становится овладение моделированием. В процессе преобразования содержания учебного материала моделирование, как универсальное учебное действие, осуществляется в рамках практически всех учебных предметов начальной школы. Знаково-символическое моделирование связано с преобразованием объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область. Умение учащихся работать с моделью, ее преобразование для изучения общих свойств изучаемых понятий составляет одну из главных задач обучения во всех предметных областях и, в первую очередь, в «Окружающем мире». Это тем более справедливо, если учесть, что ведущим возрастным типом мышления школьников начального звена является наглядно-образное мышление. Существенные признаки и связи, зафиксированные в модели, становятся наглядными для учащихся, так как выделяются самими детьми в их собственном действии - моделировании. Овладение учащимися познавательными универсальными учебными действиями в процессе моделирования способствует их саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Концепция развития универсальных учебных действий (УУД) разработана на основе системно-деятельностного подхода, который основывается на теоретических положениях концепций П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса развивающего обучения и структуру учебной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей возрастного развития детей.
На важность формирования у младших школьников познавательных умений указывали Ю.К. Бабанский, H.A. Лошкарева, A.A. Люблинская. Различные подходы к формированию универсальных учебных действий учащихся предлагались А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, O.A. Карабановой и др. Проблема формирования познавательных общеучебных умений учащихся рассматривалась в работах В.М. Коротова, В.Ф. Паламарчук, Н.Ф. Талызиной, Т.И. Шамовой и др. Методику формирования отдельных видов общеучебных умений разрабатывали Д.В. Воровщиков, Г.К. Селевко, Д.В. Татьянченко, A.B. Усова и др. Различные приёмы использования моделирования в процессе формирования познавательных универсальных учебных действий предлагали Н.Ф. Виноградова, Р.С. Гайсина, Е.В. Головко, Е.Г. Новолодская, С.П. Ожигина, С.А. Павлович, А.А. Плешаков.
Выводы этих учёных подтверждают, что познавательные УУД являются наиболее востребованными в современном учебном процессе, так как обеспечивают школьнику умение искать и находить информацию, перерабатывать и пользоваться ею в зависимости от поставленной задачи. Однако, как показывает практика, большинство учащихся начальной школы не умеют выделять и фиксировать нужную информацию, работать самостоятельно с материалом, представленным в разных формах (текст, таблица, диаграмма, схема); анализировать, сопоставлять, обобщать и преобразовывать информацию. На наш взгляд, это связано с тем, что разработки в области формирования познавательных УУД младших школьников не отражают в должной мере организационных и методических аспектов их формирования на уровне начальной школы. Так, ещё не в полной мере раскрыты возможности использования метода моделирования в процессе формирования познавательных УУД. Этим объясняется выбор темы нашего исследования «Формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников в процессе моделирования на уроках «Окружающего мира».
Проблема исследования каковы возможности использования моделирования в формировании познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках «Окружающего мира».
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников.
Предмет исследования: педагогические условия формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках «Окружающего мира» в процессе моделирования.
Цель, объект и предмет исследования позволили сформулировать гипотезу, согласно которой эффективность формирования познавательных универсальных учебных действий в процессе моделирования может быть обеспечена, если:
- применять специальные приёмы формирования познавательных УУД (самостоятельное выделение и формулирование учащимися познавательной цели; анализ объектов с целью выделения признаков; сравнение; создание способов решения проблем поискового характер и др.);
- вводить разные модели представления учебного содержания и учебных задач (символами, графиками, схемами);
- предусмотреть задания по моделированию с последовательным переходом форм от материальных (предметных) к схематическим и к знаково-символическим .
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность, основные виды и этапы формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников.
2. Охарактеризовать технологии формирования познавательных УУД младших школьников.
3. Рассмотреть возможности моделирования в формировании познавательных универсальных учебных действий и выявить комплекс педагогических условий его использования на уроках «Окружающего мира».
4. Изучить уровень познавательных УУД у младших школьников и организовать экспериментальную работу по их формированию в процессе моделирования на уроках «Окружающего мира».
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы; диагностические методики «Кодирование», «Выделение существенных признаков», «Найди лишнее»; эксперимент; статистический метод обработки данных.
База исследования: МОУ «Ракитянская СОШ № 2 им. А.И. Цыбулёва» Белгородской области, 3 «А» класс.
Структура работы: введение, две главы, заключение, библиографический список, приложения.
Во введении раскрывается актуальность выбора темы, определены проблема, цель, объект, предмет, гипотеза, задачи и методы исследования.
В первой главе выпускной квалификационной работы рассматриваются сущность, виды, основные этапы и технологии формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников, выявляются возможности моделирования в формировании познавательных УУД и обосновываются педагогические условия его использования на уроках «Окружающего мира».
Во второй главе выпускной квалификационной работы содержится описание экспериментальной работы по формированию познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках по предмету «Окружающий мир» в процессе моделирования.
В заключении содержатся выводы по результатам исследования.
Библиографический список включает 70 источников.
В приложении помещены диагностические методики, таблицы промежуточных результатов исследования, фрагменты уроков.
Проведенное исследование показало, что рассматриваемая проблема является актуальной для современной школы. Овладение познавательными универсальными учебными действиями открывает младшему школьнику возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание её направленности, ценностно-смысловых и операционных характеристик.
В ходе анализа психолого-педагогической литературы нами выявлена сущность познавательных универсальных действий, рассмотрены их виды и этапы формирования у младших школьников. Познавательные универсальные учебные действия - это система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации. Познавательные УУД разнообразны (общеучебные, логические, знаково-символические, действия постановки и решения проблем) и могут быть положены в основу построения целостного образовательно - воспитательного процесса. Для эффективного формирования познавательных УУД у младших школьников можно использовать технологии проблемного, игрового, проектного обучения, педагогики сотрудничества, индивидуально-дифференцированного подхода и информационно-коммуникативные. В качестве эффективного метода в перечисленных технологиях может вводиться моделирование.
Исследование показало, что моделирование является одной из наиболее доступных форм абстракции для младших школьников. Моделирование - это опосредованное практическое или теоретическое исследование объекта, при котором непосредственно изучается искусственная или естественная система, дающая при её исследовании, информацию о самом моделируемом объекте. В ходе исследования мы убедились, что при изучении «Окружающего мира» для формирования познавательных универсальных учебных действий в зависимости от темы урока, можно применять различные виды моделирования. В ходе исследования мы убедились, что деятельность младших школьников по моделированию на уроках «Окружающего мира характеризуется практической, исследовательской и творческой направленностью.
В ходе теоретического анализа и экспериментальной работы были раскрыты возможности использования метода моделирования в процессе формирования познавательных УУД у младших школьников, практически обоснованы педагогические условия эффективного применения этого метода на уроках «Окружающего мира». Эффективность формирования познавательных универсальных учебных действий в процессе моделирования может быть обеспечена, если: применять специальные приёмы формирования познавательных УУД; вводить разные модели представления учебного содержания и учебных задач (символами, графиками, схемами); предусмотреть задания по моделированию с последовательным переходом форм от материальных (предметных) к схематическим и к знаково-символическим. Внедрение этих педагогических условий в целостный педагогический процесс составляло содержание формирующего эксперимента. Мы провели 8 уроков в третьем классе МОУ «Ракитянская СОШ № 2 им. А.И. Цыбулёва» Белгородской области с использованием различных видов моделирования. На контрольном этапе эксперимента количество учащихся, владеющих познавательными УУД на высоком уровне, увеличилось с 15 до 30 %, а количество младших школьников, имеющих низкий уровень сформированности познавательных УУД, уменьшилось с 20 до 10%. Полученные в конце эксперимента данные свидетельствуют о положительном влиянии выделенных педагогических условий использования моделирования в формировании познавательных УУД младших школьников.
В ходе проведенного исследования была достигнута его цель и решены все поставленные задачи, гипотеза подтвердилась.
Наше исследование показало, что младшие школьники приобретают в процессе моделирования на уроках «Окружающего мира» познавательные умения: понимать и использовать знаки, символы, схемы; анализировать изучаемые объекты и выделять их существенные признаки; обобщать класс объектов по заданному признаку и др. Следовательно, учащиеся могут в дальнейшем более эффективно решать учебные задачи, предлагаемые им в ходе изучения различных дисциплин, самостоятельно приобретать необходимые знания.
Проведённое исследование не исчерпало всех аспектов исследуемой проблемы формирования познавательных УУД в процессе моделирования. Перспективы дальнейшей разработки проблемы мы видим в изучении возможностей использования моделирования во внеурочной исследовательской деятельности младших школьников, в разработке схематических и предметных моделей по отдельным темам «Окружающего мира».
1. Амелина М.В. Листы опорных сигналов / М. В. Амелина // Начальная школа. - 2004. - №6. - С. 105- 109.
2. Аргунова Е.Р. Активные методы обучения: учеб.-метод. пособие / Е.Р. Аргунова, Р.Ф. Жуков, И.Г. Маричев. - М.: Исслед. центр пробл. кач. подготов. спец., 2005. - 104 с.
3. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной
школе: от действия к мысли. Система заданий / А.Г. Асмолов,
Г.В. Бурменская, И.А. Володарская. - М.: Просвещение, 2011.- 159 с.
4. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя /
А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова, Н.Г. Салмина, С.В. Молчанов. - М.: Просвещение, 2008. - 151с.
5. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе: библ. учителя по общ. пробл. теории обучения и воспитания / Ю.К. Бабанский. - М.: Просвещение, 1999. - 208 с.
6. Бархаев Б.П. Педагогическая психология: учеб. пособие для вузов / Б.П. Бархаев. - Гриф УМО. - СПб.: Питер, 2009. - 444 с.
7. Беркалиев Т.Н. Развитие образования: опыт реформ и оценки прогресса школы / Т.Н. Беркалиев, Е.С. Заир-Бек, А.П. Тряпицына. - СПб.: КАРО, 2012. - 144 с.
8. Батороев К.Б. Аналогии и модели в познании / К.Б. Батороев. - Новосибирск: Наука, 2011. - 320 с.
9. Большакова М.Д. Модели для ознакомления младших школьников с комнатными растениями / М.Д. Большакова // Начальная школа. - 2006. - №3. - С. 5-10.
10. Бунеев Р.Н. Развитие общеучебных умений - путь к функционально грамотной личности / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, А.А.Вахрушев и др. // Начальная школа плюс До и После. - 2006. - № 6. - С. 25
11. Венгер Л.А. Педагогика способностей / Л.А. Венгер. - М.: Знание, 1973. - 117 с.
12. Веденов А.А. Моделирование элементов мышления / А.А. Веденов. - М.: Наука, 2008. - 204 с.
13. Виневская А.В. Педагогические технологии: вопросы теории и практики внедрения. Справочник для студентов / авт.-сост. А.В. Виневская; под ред. И.А. Стаценко. - Ростов н/Д:Феникс, 2014. - 253 с.
14. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 3-4 классы: метод. пособ. / Н.Ф. Виноградова. - М.: Вентана-Граф, 2013. - 232 с.
15. Гальперин П.Я. Формирование умственных действий и понятий / П.Я. Гальперин. - М.: МГУ, 1985. - 145с.
16. Гайсина Р.С. Моделируя - познаем окружающий мир / Р.С. Гайсина // Начальная школа. - 2006. - №9. - С. 67- 69
17. Головко Е.В. Использование моделирования в развитии поисковой активности младших школьников на уроках окружающего мира: мат-алы II регион. Занковских чтений / Е.В. Головко. - Белгород: БелРИПКППС, 2008. - С. 74-78.
18. Головко Е.В. Современные технологии начального образования / Е.В. Головко. - Белгород: ООО «Эпицентр», 2014. -112с.
19. Головко Е.В. Моделирование в процессе изучения «Окружающего мира» в начальной школе / Е.В. Головко. - Белгород: ИД «Белгород», 2013. 108 с.
20. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников / Е.Н. Землянская // Начальная школа. - 2005. - №9 . - С.55-59
21. Каменская Е.Н. Психология развития и возрастная психология: конспект лекций / Е.Н. Каменская.- Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 251 с.
22. Карпенко Л.А. Краткий психологический словарь /сост. Л.А. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 1985. - 431 с.
23. Коджаспирова Г.М. Педагогика: учеб. для студ. обуч. по пед. спец. / Г.М. Коджаспирова. - Гриф УМО. - М.: КноРус, 2010. - 740 с.
24. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. - М.: Просвещение, 2008. - 180 с.
25. Коротаева Е.В. Психологические основы педагогического взаимодействия / Е. В. Коротаева. - М.: Профит Стайл, 2007. - 362 с.
26. Котова И.Б. Педагогика: теории, системы, технологии: учеб. для студ.
высш. и сред. учеб. заведений / И. Б. Котова и др.; под ред.
С.А. Смирнова. - М.: Академия, 2008. - 510 с.
27. Кузнецов А.А. О школьных стандартах второго поколения /
A. А. Кузнецов. // Муниципальное образование: инновации и
эксперимент. - 2008. - № 2. - С. 3-6.
28. Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение - истоки, сущность, перспектива /
B. Т. Кудрявцев. - М.: Педагогика, 2007. - 205 с.
29. Кульневич С.В. Педагогика личности / С.И. Кульневич. - М.: ТЦ «Учитель», 2001. - 140 с.
30. Лежнева Н.В. Урок в личностно-ориентированном обучении: из опыта работы начальной школы / Н.В. Лежнева // Завуч нач. школы. - 2002. - № 1. - С.14-17
31. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. / А.Н. Леонтьев. - М.: Политиздат, 1975. - 304 с
32. Ломпшер И. Психологические основы формирования личности в педагогическом процессе / И. Ломпшер ; под ред. А. Коссаковски и др. - М.: Педагогика, 2007. - 224 с.
33. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения / И.Я. Лернер. - М.: Педагогика, 1991. - 205 с.
34. Лужанская О.А. Технологии дифференцированного обучения как средство повышения познавательной активности младших школьников // [Офиц. сайт]. URL: http://luzh-olga446.ucoz.ru/search/ (дата обращения: 28.03.2015 г.)
35. Лукашевич В.К. Модели и метод моделирования в человеческой деятельности / В.К. Лукашевич. - Минск: Наука и техника, 2003. - 120 с.
36. Люблинская А.А. Анализ и синтез в учебной работе младшего школьника/ А.А. Люблинская. - Л.: ЛГПИ, 1989. - 342с.
37. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении /
A. М. Матюшкин. - М.: Директ-Медиа, 2008. - 321 с.
38. Матяш Н.В. Проектная деятельность младших школьников / Н.В. Матяш,
B. Д. Симоненко. -М.: Вентана-Граф, 2004. -105 с.
39. Медведева Н.В. Формирование и развитие универсальных учебных действий в начальном общем образовании / Н.В. Медведева // Начальная школа плюс До и После. - 2011. - № 11. - С. 59.
40. Михайленко Т.М. Игровые технологии как вид педагогических технологий / Т.М. Михайленко // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). Т. I. - Челябинск: Два комсомольца, 2011. - С. 140-146.
41. Муртазина Н.А. Схематические модели как средство обучения младших школьников решению задач различными способами : дисс. ... канд. пед. наук / Н.А. Муртазина. - М., 2001.
42. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студ. вузов / В.С. Мухина. - М.: «Академия», 2000. - 456с.
43. Нечаева Н.В. Программы начального общего образования. Система Л.В. Занкова / Н.В. Нечаева, С.В. Бухалова. - Самара: Изд. дом «Фёдоров», 2011. - 224 с
44. Новик И.Б. О философских вопросах кибернетического моделирования / И.Б. Новик. - М.: Знание, 2004. - 205 с.
45. Новолодская Е.Г. Моделирование в процессе изучения окружающего мира / Е.Г. Новолодская // Начальная школа. - 2002. - №5. - С. 23-28
46. Ожигина С.П. Формирование универсального учебного действия моделирования у младших школьников в процессе преобразования содержания учебного материала // Начальная школа До и После. - 2012. - № 12. - С. 24-27
47. Осипова Н.В. Показатели сформированности универсальных учебных действий обучающихся/ Н.В. Осипова и др. // Управление начальной школой. - 2010. - №10. - С. 21-22
48. Осмоловская И.М. Формирвание универсальных учебных действий у учащихся начальных классов / И.М. Осмоловская, Л.Н. Петрова // Начальная школа. - 2014. - № 10. - С. 6.
49. Павлович С.А. Книга по природоведению. Основы и методика природоведения / С.А. Павлович. - М.: Просвещение, 2006. - 322 с.
50. Планируемые результаты начального общего образования / под ред. Г.С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. - М.: Академия, 2009. - 194 с.
51. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / сост. Е.С. Савинов. - 4-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2012. - 223 с.
52. Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. Ч.1. - 3-е изд. /сост. Е.С. Савинов. - М.: Просвещение, 2010. - 317 с
53. Программа формирования универсальных учебных действий: Планируемые результаты начального общего образования / под ред. Г.С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. - М.: Линка-Пресс, 2009. - 284 с.
54. Паламарчук В.Ф. Школа учит мыслить: пособие для учителя /
B. Ф. Паламарчук. - М.: Просвещение, 1979. - 220 с.
55. Прохорова С.Ю. Методические условия формирования УУД у младших школьников / С.Ю. Прохорова // Управление начальной школой. - 2013. - №8. - С.13-15
56. Психологическая теория деятельности: вчера, сегодня, завтра / под ред. А.А. Леонтьева. - М.: Смысл, 2006. - 328 с.
57. Радаева Ч.Ф. Формирование УУД средствами педагогической поддержки /Ч.Ф. Радаева, Г.А. Абдульманова, Т.А. Ефремова, Я.М. Брагина // Психология, социология и педагогика. - 2013. - № 2. - С. 28-31
58. Репкин В.В. Развивающее обучение: теория и практика / В.В. Репкин, Н.В. Репкина. - Томск: «Пеленг», 2007. - 288 с.
59. Сальникова Т.П. Педагогические технологии: учеб. пособие / авт.- сост. Т.П. Сальникова. - М.: ТЦ Сфера, 2007. - 128 с.
60. Самохвалова И.А. Моделирование как средство развития пространственного мышления // И.А. Самохвалова, Е.А. Постникова / Педагогическая мастерская.-2003. - №6. - С.13-20.
61. Саркисова И.И. Приемы педагогической техники для развития УУД/ И.И. Саркисова // Справочник заместителя директора школы. - 2012.- №3. -C.12-16
62. Талызина Н.Ф Управление процессом усвоения знаний: психологические основы / Н.Ф. Талызина. - М.: МГУ, 1984. - 344 с.
63. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М.: Просвещение, 2011. - 251 с.
64. Фридман Л.М. Наглядность и моделирование в обучении / Л.М. Фридман. - М.: Знание, 2004. - 140 с.
65. Фролов И.Т. Гносеологические проблемы моделирования / И.Т. Фролов. - М.: Наука, 2012. - 205 с.
66. Ходаева Л.Ю. Формирование ключевых компетенций младших школьников на основе деятельностного метода обучения / Л.Ю. Ходаева. // Управление начальной школой. - 2013. - №6. - С. 14-17
67. Хорафас Д.Н. Системы и моделирование / Д.Н. Хорафас. - М.: Мир, 2006. - 420 с.
68. Штофор В.А. Моделирование в философии / В.А. Штофор. - М.: Просвещение, 2006. - 426 с.
69. Эльконин Д.Б. Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников / Д. Б. Эльконин. - М.: «Москва», 1962. - 145 с.
70. Ягина Е.Л. Динамическая модель термометра. / Е.Л. Ягина // Начальная школа. - 2004. - №2. - С. 80 - 85