ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В СФЕРЕ ОРГАНИЗАЦИИ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОЛОДЕЖИ
|
Введение
1 Теоретические аспекты культурно-досуговой деятельности молодежи как
объекта технологизации социальной работы 6
1.1 Культурно-досуговая деятельность молодежи: понятие и
характеристика 6
1.2 Классификация технологий социальной работы в сфере организации
культурно-досуговой деятельности молодежи 21
1.3 Возможности и перспективы технологизации социальной работы в
сфере организации культурно-досуговой деятельности молодежи 30
2 Особенности применения технологии социальной работы в сфере
организации культурно-досуговой деятельности молодежи 39
2.1 Современные тенденции развития культурно-досуговой деятельности
молодежи 39
2.2 Анализ практики применения технологии социальной работы в сфере
организации культурно-досуговой деятельности молодежи (на примере Департамента внеучебной работы ДВФУ) 52
Заключение 70
Список литературы 74
Приложение
1 Теоретические аспекты культурно-досуговой деятельности молодежи как
объекта технологизации социальной работы 6
1.1 Культурно-досуговая деятельность молодежи: понятие и
характеристика 6
1.2 Классификация технологий социальной работы в сфере организации
культурно-досуговой деятельности молодежи 21
1.3 Возможности и перспективы технологизации социальной работы в
сфере организации культурно-досуговой деятельности молодежи 30
2 Особенности применения технологии социальной работы в сфере
организации культурно-досуговой деятельности молодежи 39
2.1 Современные тенденции развития культурно-досуговой деятельности
молодежи 39
2.2 Анализ практики применения технологии социальной работы в сфере
организации культурно-досуговой деятельности молодежи (на примере Департамента внеучебной работы ДВФУ) 52
Заключение 70
Список литературы 74
Приложение
Досуг традиционно является одной из важнейших сфер жизнедеятельности молодежи. Трансформации всех сторон жизни российского общества привели к изменению социокультурной ситуации в области досуга. Молодежь представляет собой особую социальную группу, наиболее восприимчивую к социокультурным инновациям, которые оказывают различное по своей направленности влияние на становление личности молодого человека.
Для досуговой деятельности в наибольшей степени характерна свобода личности, которая проявляется в выборе форм, места, времени проведения досуга. Именно в сфере досуга молодые люди более чем где-либо выступают в качестве свободных индивидуальностей. Сфера досуга характеризуется свободой от профессиональных и семейно-бытовых обязанностей, кроме того, в ее рамках ослабляется давление на личность молодого человека.
Актуальность темы определяется тем, что в российском обществе молодежь является одной из самых уязвимых категорий, с которой необходима постоянная социальная работа. Кроме того, не теряет былой остроты проблема культурно-досуговой деятельности молодых людей.
Технологии социальной работы в сфере организации культурно-досуговой деятельности молодежи являются объектом изучения во многих науках, например, в философии и психологии, и в настоящее время рассматриваются в работах таких авторов как О. А. Болденко, Г. В. Головина,
А. А. Андреева, И. С. Бочарникова, А. С. Рылеева, В. В. Цвирко, Ф. Э. Шереги, В. Е. Черникова.
Объект исследования: организация культурно-досуговой деятельности молодежи.
Предмет исследования: технология социальной работы в сфере культурно-досуговой деятельности молодежи.
Задачи исследования:
1. Изучение современных тенденций развития культурно-досуговой деятельности молодежи.
2. Исследование положения и проблемного поля молодежи в сфере организации культурно-досуговой деятельности.
3. Изучение современной технологии социальной работы в сфере организации культурно-досуговой деятельности молодежи.
4. Анализ деятельности Департамента внеучебной работы ДВФУ.
5. Выработка предложений и практических рекомендаций по совершенствованию социальной работы в сфере организации культурно-досуговой деятельности молодежи.
Гипотеза исследования: для более эффективной социальной работы с молодежью необходимо формировать соответствующую систему технологий, учитывая предпочтения молодых людей в культурно-досуговой сфере.
Методы исследования:
1. Аналитический: теоретический анализ научной и учебной литературы по теме ВКР, анализ ведомственных документов Департамента внеучебной работы ДВФУ, основных направлений и результатов его работы.
2. Описательный: описание феномена культурно-досуговой
деятельности молодежи, проблем молодежи в сфере организации культурно¬досуговой деятельности, основных направлений и технологий деятельности Департамента внеучебной работы ДВФУ .
Возможно, в ходе подготовки ВКР будут найдены и применены и другие методы исследования.
Практическая значимость: изученные материалы по применению технологии социальной работы в сфере организации культурно-досуговой деятельности молодежи могут быть полезны социальным педагогам в образовательных учреждениях, а также преподавателям ВУЗов, специалистам по социальной работе в качестве методических рекомендаций по работе с молодежью в культурно-досуговой сфере.
Для досуговой деятельности в наибольшей степени характерна свобода личности, которая проявляется в выборе форм, места, времени проведения досуга. Именно в сфере досуга молодые люди более чем где-либо выступают в качестве свободных индивидуальностей. Сфера досуга характеризуется свободой от профессиональных и семейно-бытовых обязанностей, кроме того, в ее рамках ослабляется давление на личность молодого человека.
Актуальность темы определяется тем, что в российском обществе молодежь является одной из самых уязвимых категорий, с которой необходима постоянная социальная работа. Кроме того, не теряет былой остроты проблема культурно-досуговой деятельности молодых людей.
Технологии социальной работы в сфере организации культурно-досуговой деятельности молодежи являются объектом изучения во многих науках, например, в философии и психологии, и в настоящее время рассматриваются в работах таких авторов как О. А. Болденко, Г. В. Головина,
А. А. Андреева, И. С. Бочарникова, А. С. Рылеева, В. В. Цвирко, Ф. Э. Шереги, В. Е. Черникова.
Объект исследования: организация культурно-досуговой деятельности молодежи.
Предмет исследования: технология социальной работы в сфере культурно-досуговой деятельности молодежи.
Задачи исследования:
1. Изучение современных тенденций развития культурно-досуговой деятельности молодежи.
2. Исследование положения и проблемного поля молодежи в сфере организации культурно-досуговой деятельности.
3. Изучение современной технологии социальной работы в сфере организации культурно-досуговой деятельности молодежи.
4. Анализ деятельности Департамента внеучебной работы ДВФУ.
5. Выработка предложений и практических рекомендаций по совершенствованию социальной работы в сфере организации культурно-досуговой деятельности молодежи.
Гипотеза исследования: для более эффективной социальной работы с молодежью необходимо формировать соответствующую систему технологий, учитывая предпочтения молодых людей в культурно-досуговой сфере.
Методы исследования:
1. Аналитический: теоретический анализ научной и учебной литературы по теме ВКР, анализ ведомственных документов Департамента внеучебной работы ДВФУ, основных направлений и результатов его работы.
2. Описательный: описание феномена культурно-досуговой
деятельности молодежи, проблем молодежи в сфере организации культурно¬досуговой деятельности, основных направлений и технологий деятельности Департамента внеучебной работы ДВФУ .
Возможно, в ходе подготовки ВКР будут найдены и применены и другие методы исследования.
Практическая значимость: изученные материалы по применению технологии социальной работы в сфере организации культурно-досуговой деятельности молодежи могут быть полезны социальным педагогам в образовательных учреждениях, а также преподавателям ВУЗов, специалистам по социальной работе в качестве методических рекомендаций по работе с молодежью в культурно-досуговой сфере.
В ходе выполнения работы была реализована цель исследования: систематизация теоретических и практических знаний по вопросам социальной работы в сфере организации культурно-досуговой деятельности молодежи и выработка на этой основе практических рекомендаций по совершенствованию технологий социальной работы в данной сфере.
В работе рассмотрено понятие досуга. Досуг является временным отрезком, свободным от каких-либо обязанностей. В то же время, характер проведения досуга во многом определяет направление развития личности.
Нами определены характеристики молодежи как социальной группы. Молодежь - это основной культурный, интеллектуальный, духовный потенциал государства. Отсюда, к решению проблем культурного развития данной социальной группы необходимо проявлять повышенное внимание. Важным является тот факт, что молодежь открыта для влияния социальных институтов, особенно - в досуговой деятельности, что позволяет максимально эффективно формировать нравственный облик данной социальной группы.
В ходе исследования изучены современные тенденции развития культурно-досуговой деятельности молодежи. Культурно-досуговая деятельность (КДД) представляет собой социально-культурологический процесс, направленный на духовное и физическое совершенствование личности в процессе активного самодеятельного творчества, освоения ценностей культуры, позитивного межличностного общения, гармоничного и полноценного отдыха. Культурно-досуговая деятельность молодежи отражает основные тенденции развития общества, она характеризуется динамичностью, восприимчивостью к новым веяниям, готовностью ко всему новому и наличием потребности в существенных личностных трансформациях.
Изучены также предпочтения современной молодежи в сфере культурно-досуговой деятельности. Выявлено, что на современном этапе предпочтения молодежи в области организации досуга преимущественно сводятся к самостоятельно организованным видам деятельности. Основу этой деятельности составляют развлечения (клубы, дискотеки, массовые мероприятия), общение со сверстниками, в том числе - в социальных сетях. Большую роль в жизни молодежи играет спорт, прослушивание музыки и просмотры кинофильмов. Молодежь не очень активно участвует в социальных культурно-массовых мероприятиях по причине отсутствия информации, а также - несоответствия форм проведения данных мероприятий их потребностям и интересам.
Определено, что социальная работа с молодежью носит системный, развивающий и воспитательный характер, и имеет свои особенности, объединяя различные методы, формы и технологии социальной работы. Технологизация социальной работы с молодежью является условием обеспечения системности в организации досуга, что подразумевает постановку определенных целей, задач, принципов, методов и способов работы с молодежью. Технологии социальной работы в сфере молодежного досуга должны разрабатываться и реализовываться в соответствии с приоритетами и запросами общества и государства.
Исследование положения молодежи в сфере организации культурно - досуговой деятельности показало, что основная проблема молодых людей заключается в низкой сформированности социально-культурных ценностей, отсутствии мотивации к участию в культурных мероприятиях. В то же время, отмечено стремление молодежи к трудовой, исследовательской, творческой деятельности.
Отсюда вытекает необходимость пересмотра методики, форм организации культурных мероприятий и выработки новой технологии социальной работы с молодежью в сфере организации культурного досуга.
продемонстрировало отсутствие единой, четко спланированной системы. Технологии социальной работы делятся в зависимости от выбранного направления: либо воспитательное, либо развлекательное, коррекционное, социальное и проч. Также социальная работа с молодежью направлена в основном на организацию массовых форм работы.
В то же время, нынешнее общество и специфика современной молодежи с ее направленностью, стремлениями, образом жизни демонстрирует необходимость в интегрированной технологии, сочетающей все направления и формы работы, а также - рассмотрении данной технологии как в социальном, так и в воспитательно-образовательном, развивающем аспекте.
На сегодняшний день основные направления деятельности остаются традиционными как по содержанию, так и по форме и стилю организации. Это является основной причиной, по которой участие в данных объединениях принимает сравнительно небольшое количество молодежи.
Исследование работы Департамента досуговой деятельности ДВФУ показало, что при наличии достаточно развитой структуры Департамента и высоких достижений данных подразделений, сравнительно незначительный процент студентов участвует в них на постоянной основе. Это обусловлено традиционностью ведения занятий и стиля преподавания, а также - выбором направлений деятельности. Исходя из этого, данному структурному подразделению следует уделять больше внимания интересам и потребностям студентов и повышать эффективность социальной работы в области культурно-досуговой деятельности.
На основании проведенного исследования были выработаны рекомендации и предложения по совершенствованию социальной работы в сфере организации культурно-досуговой деятельности молодежи:
- Активизация работы по привлечению молодежи к участию в
общественно-полезной деятельности: экологической, волонтерской,
просветительской, эстетической, организационной.
- Обучение молодежи самоорганизации культурно-досуговой деятельности, в частности - через привлечение их к организации досуга.
- Обновление программ культурно-досуговой деятельности с учетом современных тенденций в обществе, мире, а также - с учетом предпочтений и потребностей студентов.
- Оптимизация социальной работы в сфере организации досуга молодежи на основе проектирования деятельности.
- Привлечение к проблемам культурно-досуговой деятельности молодежи руководящих организаций и структур всех уровней (регионального, государственного, местного, локального) с целью решения проблем кадрового, организационного, финансово-экономического характера.
- Согласование культурного развития молодежи с основными направлениями социальной политики государства и активное включение студенческой молодежи в решение социальных вопросов и разработку социальных программ.
Оптимально использовать данные рекомендации позволит разработка социальной модели активизации культурно-досуговой деятельности. В основу данной модели должны быть положены традиции и тенденции развития социально-культурной деятельности в России и за рубежом.
Таким образом, в ходе работы была подтверждена гипотеза исследования: для более эффективной социальной работы с молодежью необходимо формировать соответствующую новую систему технологий, учитывая предпочтения молодых людей в культурно-досуговой сфере.
В работе рассмотрено понятие досуга. Досуг является временным отрезком, свободным от каких-либо обязанностей. В то же время, характер проведения досуга во многом определяет направление развития личности.
Нами определены характеристики молодежи как социальной группы. Молодежь - это основной культурный, интеллектуальный, духовный потенциал государства. Отсюда, к решению проблем культурного развития данной социальной группы необходимо проявлять повышенное внимание. Важным является тот факт, что молодежь открыта для влияния социальных институтов, особенно - в досуговой деятельности, что позволяет максимально эффективно формировать нравственный облик данной социальной группы.
В ходе исследования изучены современные тенденции развития культурно-досуговой деятельности молодежи. Культурно-досуговая деятельность (КДД) представляет собой социально-культурологический процесс, направленный на духовное и физическое совершенствование личности в процессе активного самодеятельного творчества, освоения ценностей культуры, позитивного межличностного общения, гармоничного и полноценного отдыха. Культурно-досуговая деятельность молодежи отражает основные тенденции развития общества, она характеризуется динамичностью, восприимчивостью к новым веяниям, готовностью ко всему новому и наличием потребности в существенных личностных трансформациях.
Изучены также предпочтения современной молодежи в сфере культурно-досуговой деятельности. Выявлено, что на современном этапе предпочтения молодежи в области организации досуга преимущественно сводятся к самостоятельно организованным видам деятельности. Основу этой деятельности составляют развлечения (клубы, дискотеки, массовые мероприятия), общение со сверстниками, в том числе - в социальных сетях. Большую роль в жизни молодежи играет спорт, прослушивание музыки и просмотры кинофильмов. Молодежь не очень активно участвует в социальных культурно-массовых мероприятиях по причине отсутствия информации, а также - несоответствия форм проведения данных мероприятий их потребностям и интересам.
Определено, что социальная работа с молодежью носит системный, развивающий и воспитательный характер, и имеет свои особенности, объединяя различные методы, формы и технологии социальной работы. Технологизация социальной работы с молодежью является условием обеспечения системности в организации досуга, что подразумевает постановку определенных целей, задач, принципов, методов и способов работы с молодежью. Технологии социальной работы в сфере молодежного досуга должны разрабатываться и реализовываться в соответствии с приоритетами и запросами общества и государства.
Исследование положения молодежи в сфере организации культурно - досуговой деятельности показало, что основная проблема молодых людей заключается в низкой сформированности социально-культурных ценностей, отсутствии мотивации к участию в культурных мероприятиях. В то же время, отмечено стремление молодежи к трудовой, исследовательской, творческой деятельности.
Отсюда вытекает необходимость пересмотра методики, форм организации культурных мероприятий и выработки новой технологии социальной работы с молодежью в сфере организации культурного досуга.
продемонстрировало отсутствие единой, четко спланированной системы. Технологии социальной работы делятся в зависимости от выбранного направления: либо воспитательное, либо развлекательное, коррекционное, социальное и проч. Также социальная работа с молодежью направлена в основном на организацию массовых форм работы.
В то же время, нынешнее общество и специфика современной молодежи с ее направленностью, стремлениями, образом жизни демонстрирует необходимость в интегрированной технологии, сочетающей все направления и формы работы, а также - рассмотрении данной технологии как в социальном, так и в воспитательно-образовательном, развивающем аспекте.
На сегодняшний день основные направления деятельности остаются традиционными как по содержанию, так и по форме и стилю организации. Это является основной причиной, по которой участие в данных объединениях принимает сравнительно небольшое количество молодежи.
Исследование работы Департамента досуговой деятельности ДВФУ показало, что при наличии достаточно развитой структуры Департамента и высоких достижений данных подразделений, сравнительно незначительный процент студентов участвует в них на постоянной основе. Это обусловлено традиционностью ведения занятий и стиля преподавания, а также - выбором направлений деятельности. Исходя из этого, данному структурному подразделению следует уделять больше внимания интересам и потребностям студентов и повышать эффективность социальной работы в области культурно-досуговой деятельности.
На основании проведенного исследования были выработаны рекомендации и предложения по совершенствованию социальной работы в сфере организации культурно-досуговой деятельности молодежи:
- Активизация работы по привлечению молодежи к участию в
общественно-полезной деятельности: экологической, волонтерской,
просветительской, эстетической, организационной.
- Обучение молодежи самоорганизации культурно-досуговой деятельности, в частности - через привлечение их к организации досуга.
- Обновление программ культурно-досуговой деятельности с учетом современных тенденций в обществе, мире, а также - с учетом предпочтений и потребностей студентов.
- Оптимизация социальной работы в сфере организации досуга молодежи на основе проектирования деятельности.
- Привлечение к проблемам культурно-досуговой деятельности молодежи руководящих организаций и структур всех уровней (регионального, государственного, местного, локального) с целью решения проблем кадрового, организационного, финансово-экономического характера.
- Согласование культурного развития молодежи с основными направлениями социальной политики государства и активное включение студенческой молодежи в решение социальных вопросов и разработку социальных программ.
Оптимально использовать данные рекомендации позволит разработка социальной модели активизации культурно-досуговой деятельности. В основу данной модели должны быть положены традиции и тенденции развития социально-культурной деятельности в России и за рубежом.
Таким образом, в ходе работы была подтверждена гипотеза исследования: для более эффективной социальной работы с молодежью необходимо формировать соответствующую новую систему технологий, учитывая предпочтения молодых людей в культурно-досуговой сфере.
Подобные работы
- Технологии творческого развития культурно досуговой деятельности на примере танцевальных школ (Менеджмент в социально-культурной сфере, Омский государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 800 р. Год сдачи: 2018 - ОРГАНИЗАЦИЯ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В ДУБОВСКОМ СЕЛЬСКОМ ПОСЕЛЕНИИ БЕЛГОРОДСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2018 - Инновационные формы культурно-досуговой деятельности детской библиотеки (Краснодарский государственный институт культуры)
Дипломные работы, ВКР, библиотечное дело. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ (НА МАТЕРИАЛАХ УПРАВЛЕНИЯ КУЛЬТУРЫ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2019 - КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2016 - ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ МИКРОРАЙОНА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ СРЕДА КАК КОМПОНЕНТ КАЧЕСТВА
ЖИЗНИ МОЛОДЕЖИ ГОРОДА БЕЛГОРОДА: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ
АНАЛИЗ
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019 - ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ КУЛЬТУРНОГО ДОСУГА В УСЛОВИЯХ СЕЛА
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016



