Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Работа №66947

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социальная работа

Объем работы76
Год сдачи2016
Стоимость4390 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
321
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РОЛИ КУЛЬТУРНО -
ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ФАКТОРА ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
1.1. Культурно-досуговая деятельность как объект теоретического
анализа
1.2. Профилактика девиантного поведения подростков средствами
культурно - досуговой деятельности
2. ОРГАНИЗАЦИЯ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ: ОПЫТ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
2.1. Опыт общеобразовательных школ г.Белгорода по организации
профилактики девиантного поведения подростков средствами культурно - досуговой деятельности
2.2. Проблемы организации социально-культурной деятельности в
системе профилактики девиантного поведения подростков
2.3. Рекомендации по совершенствованию профилактики девиантного поведения подростков средствами культурно досуговой деятельности в общеобразовательных учреждениях
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 73


Актуальность темы исследования. В современных условиях вопрос успешной социализации подрастающего поколения можно с уверенностью отнести к стратегически важным задачам воспитательного процесса, осуществляемого целым рядом социальных институтов. Особое место в данном процессе занимают специалисты системы общего образования. Школа - сохраняет позиции ключевой активности подростка, что обусловливает необходимость формирования системы особого контроля и профилактики различных отклонений в поведении подростка.
Такая задача, как формирование системы мощных механизмов профилактики отклоняющегося поведения включается в анализ исследователей в области социальной работы, социальной теории, педагогики и психологи не случайно. Подростковый возраст, прежде всего характеризуется как период психоэмоциональной нестабильности личности, начала формирования устойчивой системы ценностей, освоением новых повседневных практик, обретением дополнительных обязательств, самостоятельности, необходимости планирования собственного будущего. Очевидно, что подростковый возраст - наисложнейший этап для личности ребенка, в который он нуждается в оказании сопровождения и своевременной профилактики нежелательных моделей поведения.
Профилактическая работа общеобразовательных учреждений сохраняет свою актуальность как предмет исследования, поскольку существует довольно детально проработанные методы и механизмы работы с подростками, чье поведение диагностируется как девиантное и предпреступное, однако сама диагностика подростков, которые могут быть в дальнейшем включены в девиантные практики и работа с подростками «групп риска» требует более серьезной концептуализации как в научной литературе так и в непосредственной практической работы общеобразовательных учреждений.
С подростками ведется профилактическая работа общеобразовательными культурно-досуговыми учреждениями, а также социальными реабилитационными центрами. Эта профилактика не всегда дает положительный результат. Потребность в совершенствовании воспитательного процесса в современных условиях предполагает поиск путей повышения эффективности педагогического воздействия на личность подростка, способных обеспечить его социализацию. Одним из условий повышения эффективности воспитательной работы является деятельность, в задачи которой входит формирование позитивных индивидуальных интересов личности подростков. Такая деятельность предполагает особый арсенал средств и методов педагогического воздействия на подростков с девиантным поведением, такими средствами обладает культурно-досуговая деятельность.
Опыт работы общеобразовательных учреждений показывает, что такие сферы личности подростка как интересы, ценностные ориентации в сфере досуга, творческие способности часто остаются вне целенаправленного педагогического воздействия, что можно отнести к некоторому упущению из вида культурно-досуговой формы социальной профилактики девиантного поведения подростка.
Таким образом, остается нерешенной проблема необходимости выявления педагогических возможностей культурно-досуговой деятельности в социализации личности несовершеннолетних правонарушителей, именно она и предопределила тему данной работы.
Степень разработанности темы исследования. Социально-профилактическая работа с подростками в условиях общеобразовательного учреждения находится в поле таких наук как социология, социальная работа, педагогика, психология. Многоаспектность данной темы требует учета специфики всех затрагиваемых научных областей.
Наиважнейшим теоретическим базисом для данной работы является характеристика девиантного поведения в подростковой среде  М.А. Алеманский, И.Н. Андреевой, Э. Берджесс, Н.М. Боенко, А.Валлона, Ю.В. Васильковой, Ю.Н. Галагузовой, С.И. Голод, М.П. Гурьяновой, Н.И. Дивицына, И.Ф. Дементьева, Л.М. Зюбин, И.Ф. Исаева, Ю.А. Клейберг, И.С. Кон, В.Н. Кокоренко, А.Н. Леонтьев, А.Е. Личко, А.Р. Лурия, К. Мангейм, Л.В. Мардахаева, Л.Н.Никитиной, Р.В.Овчаровой, Л.Я. Олиференко, П.Д. Павленок, В.А. Сластенина, Г.К. Селевко, Д.И.Фельдштейн, Т.А. Шишковец.
Основные вопросы профилактической деятельности девиантного поведения отражены в работах отечественных ученых Г.А. Аванесова, С.А. Беличева, В.Ф. Зудина, Д.А. Керимова, Л.И. Кононова,А.Л. Навроцкого, М.М. Скугаревской, А.Н. Спиридонова,
B. М. Фокина, C. А. Беличевой, А.С. Макаренко, П.В. Станкевич, М.Г. Ярошевского.
Анализу влияния культурно-досуговой деятельности на девиантное поведение подростков посвящены работы А.В. Белоусова,А.Г. Бересневой, Е.И. Денисенко, Л.А. Дубровина, А.В. Иванова, Е.Ю. Кашникова, И.Е. Мищенко, Е.Б. Скачкова, О.В. Прохорова, А.В. Путинцев, Ю.А. Стрельцова, Д.В. Шамсутдиновой, H.H. Ярошенко.
Проблемная ситуация дипломной работы состоит между объективной потребностью включения в социально-профилактическую работу в образовательной среде культурно-досуговой деятельности и недостаточной концептуализацией данного подхода, для его активного внедрения.
Объект исследования - социально-культурная деятельность в системе профилактики девиантного поведения подростков в общеобразовательной школе.
Предмет исследования - культурно-досуговая деятельность как фактор профилактики девиантного поведения подростков.
Цель исследования - раскрыть сущность и специфику осуществления профилактической деятельности общеобразовательного учреждения с учетом культурно-досугового сектора разработать рекомендации по осуществлению профилактики девиантного поведения подростков в школе на основании культурно-досуговой деятельности.
Задачи исследования:
• выявить теоретические основания изучения социальной профилактики в школе;
• раскрыть специфику культурно-досуговой деятельности в общеобразовательном учреждении;
• разработать пути реализации подхода профилактики девиантного поведения в общеобразовательной школе на основании культурно-досуговой деятельности.
Методы исследования: анализ специализированной литературы, соответствующей тематике исследования, электронных источников и нормативно-правовой базы, экспертный опрос, анкетный опрос в ходе прохождения преддипломной практики.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: концепция рациональной организации досуга М.А. Ариарского, теории психологического и психофизиологического восприятия и роли досуга в развитии личности К.А. Абульханова-Славская Б.Г. Ананьев, A. C. Дмитриев, К. Левин, C.JI. Рубинштейн, Б.И. Цуканов, Д.Г. Элькин; исследования педагогических аспектов культурно-досуговой деятельности B C. Беспалько, И.В. Бестужев-Лада, Э.В. Соколов; материалы по проблеме социального воспитания в сфере досуга и социально-культурной деятельности в целом М.А. Ариарского, А.И. Арнольдова, А.Ф. Воловик, Е.И. Григорьевой, Г.А.Евтеевой, А.Д. Жаркова, C.B. Сальцевой, Ю.А. Стрельцова, С.Т. Шацкого, H.H. Ярошенко; выделенные профессиональные компетенций И.А. Зимней; методологические положения методики и технологии работы социального педагога М.В. Шакурова.
Эмпирическая база исследования. Информационную базу исследования составили: нормативно-правовые акты органов власти РФ в области социальной защиты детства; данные Федеральной службы государственной статистики, устав МОУ «Северная СОШ №1».
Эмпирическую основу исследования дипломной работы составили материалы авторского исследования, проведенного в ноябре 2015 года на базе МОУ «Северная СОШ №1». Участники исследования - обучающиеся МОУ «Северная СОШ №1», генеральную совокупность составили 40 обучающихся (N=40), выборочная совокупность с доверительным интервалом в 5% составила 36 человек (n=36). Также был проведен экспертный опрос специалистов - социальных работников и социальных педагогов - работников общеобразовательных учреждений г. Белгорода.
Теоретико- практическая значимость исследования состоит в том, что полученные материалы обогащают теорию социальной работы в общеобразовательной школе в разделе теории и методики профессиональной подготовки специалистов на примере профессиональной подготовки социальных педагогов к организации культурно-досуговой деятельности. Практическая значимость исследования заключается в возможности использования разработанной модели профилактики девиантного поведения на основании культурно-досуговой деятельности в общеобразовательной школе.
Результаты исследования апробированы на базе МОУ «Северная СОШ №1».Выборочная совокупность - 36 подростков обучающиеся 8-9 классов школы МОУ «Северная СОШ №1»(p= 0.5). Предлагаемые в выпускной квалификационной работе меры по профилактике девиантного поведения средствами культурно-досуговой деятельности успешно применяются на базе МОУ «Северная СОШ №1».
В структуру данной работы входит: введение, первая глава (в которой рассмотрены теоретические основания исследования профилактики девиантного поведения подростков посредством культурно-досуговой деятельности), второй главы (которая содержит в себе анализ эмпирических данных и предлагаемые меры по совершенствованию профилактической деятельности подростков средствами культурно-досуговой деятельности) и заключения. Также в дипломной работе есть приложение, которое включает в себя тесовые методики, применявшиеся в диагностике.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В современных условиях образование выступает постоянно трансформируемым, предъявляемым все более жесткие требования к освоению учебных программ социальным институтом, главной целью которого является воспитание полноценной гармоничной личности обучающегося в ней ребенка. Особое место в системе школьного образования уделяется освоению учебных предметов, так как более жесткие условия конкурсов освоения дальнейших образовательных ступеней ежегодно усложняются в содержательном плане. Стремление подготовить обучающихся к дальнейшему образованию наиболее полным образом, с одной стороны находится в логике федеральных государственных образовательных стандартов, с другой, зачастую исключает из поля образовательного процесса саму личность обучающегося.
Наряду с вышеупомянутой тенденцией важно отметить, что подростковый возраст, к которому относятся 75% обучающихся общеобразовательных школ, требует от окружающих подростка взрослых пристального внимания и активной работы, вкладывая в личность самого подростка максимальное количество компонентов конструирования полноценного ответственного гражданина, с устойчивой системой ценностей. Это обусловлено самой логикой подросткового возраста - периода эмоционально нестабильного, сопутствующего освоению многих социальных парадигм, столкновением с принципиально новыми требованиями к моделям поведения. Отсутствие необходимых социальных навыков и опыта у подростка является естественным и одновременно с этим губительным фактором в случае отсутствия необходимой поддержки со стороны взрослого окружения. Складывающаяся неблагоприятная ситуация зачастую провоцирует возникновение моделей девиантного поведения подростка, которые также прежде всего выражаются в различных социальных отклонениях и социальных болезнях - наркомании, алкоголизма, табакокурении, правонарушениях. Сложное протекание переходного возраста, выражающееся в девиантном поведении, может нанести непоправимый ущерб жизненному сценарию подростка.
Как следствие, основными социальными институтами, которые могут повлиять на жизненный сценарий подростка является образование и семья. Не исключается также, что данные социальные институты могут послужить катализаторами возникновения социальной девиации у подростка. Семейный контекст необходимо учитывать в диагностировании ранних стадиях социальных девиаций подростка, так как именно членами семьи закладываются базовые социальные навыки, ценности, нормативные модели поведения.
Однако в силу того, что основную деятельность подростка составляет образовательная сфера стоит также уделять внимание и системе внутри школьных отношений. Общеобразовательная школа - пространство, в котором могут встретиться абсолютно разные дети, с различными внутрисемейными контекстами и различными психоэмоциональными состояниями. Здесь также крайне важно учитывать, что подростковый возраст является возрастным этапом развития личности, когда ключевым для восприятия собственной значимости подростка становится среда его сверстников, необходимость признания и включения в социальное пространство других подростков. Данная тенденция крайне важна, для анализа возможного включения в девиантные практики подростков изначально устойчивых, которые не входили в так называемые «группы риска».
Общеобразовательная школа в свою очередь обладает целым спектром всевозможных ресурсов для раннего диагностирования, своевременного решения задач напрямую связанных с девиантным поведением. Так как ключевым здесь является не непосредственная работа с уже наблюдающимися случаями девиантного поведения, а возможное возникновение, предупреждения нарушения важно учитывать комплексный характер социально - профилактической работы. Социальная профилактика девиантного поведения в условиях общеобразовательной школы - это плотная система межведомственного взаимодействия всех участников образовательного и воспитательного процесса. Объединяющим ядром здесь становится специалист по социальной работе, социальный педагог, так как именно данный актор обладает всеми необходимыми компетенциями, как для межведомственного взаимодействия, так и для организации ранней диагностики и предупреждения всех возможных видом социальных девиаций.
Одним из наиболее мощных механизмов социально - профилактической работы с подростками с девиантным поведением выступает организация полноценно системы культурно-досуговой деятельности. Это объясняется тем, что самостоятельная организация досуговой деятельности для подростков является крайне сложным вопросом, поскольку подростковый возраст сам по себе требует необходимого конструирования культуры досуга. Организация интересной подростку системы культурно - досуговой деятельности способствует духовно - нравственному воспитательному процессу, формированию гармоничной личности, преодолению сложных кризисных этапов развития подростка через созидательную творческую деятельность.
Проведенный в ходе дипломного исследования анализ одной из общеобразовательных школ города Белгорода показал устойчивую необходимость активной профилактической работы с подростками, так как достаточно внушительное количество участников исследования находились в состоянии, диагностируемым как пограничное между нормативным и девиантным. Диагностирование обучающихся школы на ключевые показатели социального благополучия выражается в достаточно высоком уровне нижних показателей социального благополучия, многие респонденты уже имели опыт включения в девиантные практики. Наряду с этим у подростков наблюдается устойчивое желание проявлять творческую активность, участвовать в жизни школы, класса, заниматься творческой деятельностью.
Исходя из вышеперечисленных проблем, объективным ответом на них становится разработка и внедрение проекта системы организации культурно - досуговой деятельности с проведением вторичной диагностики ситуации на различных этапах организации проекта. Общение со сверстниками, творческая деятельность, направленная на создание культурного продукта, уверенность в значимости собственной деятельности, престиж в среде сверстников выполняемой деятельности способствует снижению уровня потенциального включения в практики, которые можно охарактеризовать как девиантное поведение.
Таким образом, активное участие в культурно- досуговой деятельности в рамках образовательного учреждения грамотно реализованного специалистом по социальной работе способствует развитию гармоничной личности обучающегося, преодолению кризисных ситуаций, уходу от отклоняющихся практик поведения.



1. Liu Y. C., Hsu Y. C. Predicting Adolescent Deviant Behaviors through Data Mining Techniques[TeKCT] //Educational Technology & Society. - 2013. -T. 16. -№. 1. -С. 295-308.
2. Mendonca R. D., Gouveia-Pereira M., Miranda M. Belief in a Just World and secondary victimization: The role of adolescent deviant behavior [Текстф/Personality and Individual Differences. - 2016. -Т. 97. -С. 82-87.
3. Onica-Chipea L., Saveanu S., Buhas R. Family Environment and the Development of Deviant Behaviors among Adolescents. Explorative Study in Highschools from Bihor[Teкст]//Revista de AsistentaSociala. - 2014. - №. 3. - С. 79.
4. Басов, Н.Ф. идр. Социальная работа с молодежью [Текст]/ Ф.Н. Басов. - Москва. - 2007.
5. Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст]: учеб.пособие для студентов вузов / Г.М. Андреева. - М.: Аспект-Пресс, 2000. - 373 с.
6. Басов, Н.Ф. Социальная работа с молодежью: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению [Текст] //Социальная работа"/НФ Басов, ВМ Басова, СВБойцова и др. - С. 250-91.
7. Басова, В.М., Веричева, О.Н. Социальные технологии в работе с
молодежью: сущность и классификация[Текст] //Вестник Костромского государственного университета им. НА Некрасова. Серия Гуманитарные науки: Педагогика. Психология. Социальная работа. Акмеология.
Ювенология. Социокинетика. - 2012. - Т. 18. - №. 3.
8. Белинская, А.Б. Социальная педагогика [Текст]: учеб. пособие / А.Б. Белинская, А.В. Иванов, С.В. Алиева. - М.: Дашков и Ко, 2011.-424 с.
9. Береснева, А.Г. Профилактика конфликтности подростков в подростковом досуговом клубе //Наука, техника и образование. -2014. - №. 2 (2).
10. Головина, Г.В. Культура досуга как условие адекватного
развития личности [Текст] //Аналитика культурологии. -2011. - №. 19.
11. Голоухова, Г.Н. Методика и технология работы социального педагога[Текст] //Учебное пособие./ГН Голоухова-Архангельск: ПГУ. -
2010.
12. Деветьярова, И.Н. Девиантное поведение подростков: анализ понятий [Текст]//Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. - 2011. - №. 3.
13. Жарков, А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности [Текст] / А.Д. Жарков. - М.: Вече, 2008. - 232 с.
14. Жиров, М.С. Народная художественная культура Белгородчины [Текст] / М.С. Жиров. - Белгород. -2000. - 265с.
15. Жиров, М.С. Региональная система сохранения и развитие народной художественной культуры: учебное пособие //Белгород: изд-во БелГУ. - 2003.
16. Зайдуллина, Г.Г. Девиантное поведение подростков и условия его социально - педагогической профилактики и коррекции// Международный журнал прикладных и социальных исследований. - 2014. - №. 3-2.
17. Зайнышев, И.Г. Технология социальной работы [Текст] / И.Г. Зайнышев. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 240 с.
18. Змановская, Е.В., Змановская Е.В. Девиантное поведение личности и группы [Текст]/ Е. В. Змановская. - Издательский дом Питер,
2011. - 345с.
19. Каиров, И.А. Педагогическая энциклопедия [Текст]/ Каиров И.А. - М.: Дашков и К, 2007. -374с.
20. Ковальчук, М., Тарханова, И. Девиантное поведение: профилактика, коррекция, реабилитация. - Litres, 2015.
21. Короткевич, О.А., Пылишева, И.А. Профилактика девиантного поведения. - 2015.
22. Крылова, Н.В. Проблемный подросток: его права и возможности [Текст] // Воспитание школьников - 2011. - №9. - С. 17-25.
23. Курбатов, В.И. Социальная работа [Текст] / В.И. Курбатов. - Ростов на Дону: Феникс. - 2003. - 480 с.
24. Лукьянова, Е.Л., Сабирова, Г.А. «Кризис где-то и параллельно»: особенности изучения молодежи в условиях экономического спада // Социологические исследования. - 2012. - №. 5. - С. 79-88.
25. Майорова-Щеглова, С.Н. Молодое поколение и новые средства массовой коммуникации: мифы и реальность //Вестник Российского государственного гуманитарного университета. - 2010. - №. 3.
26. Мельников, В.П., Холостова, Е.И. История социальной работы в России //М.: Издательский дом Дашков и К. - 2004.
27. Мустаева, Ф.А. Основы социальной педагогики [Текст]
//М.: Академический проект. - 2002. - 449с.
28. Нарсеева, О.В., Горбаткова, Е.Ю. Актуальные вопросы
профилактики девиантного поведения подростков // Сборники конференций НИЦ Социосфера. -, 2013. - №. 11.
29. Омельченко, Е.Л. Молодежные культуры и субкультуры. - 2000.
30. Омельченко, Е.Л. Молодежь: открытый вопрос. - Симбирская книга, 2004.
31. Омельченко, Е.Л. Начало молодежной эры или смерть молодежной культуры? «Молодость» в публичном пространстве современности [Текст] // Журнал исследований социальной политики. - 2006. - Т. 4. - №. 2. - С. 151-183.
32. Орлова, Т.Г. Социально-культурное регулирование девиантного поведения юношества в досуговой деятельности //Мир науки, культуры, образования. - 2011. - №. 1.
33. Павленок, П.Д. Краткий словарь по социологии //М.: Инфра-М. -2011.
34. Павленок, П.Д. Теория, история и методика социальной работы //учеб.пособие. - 2005.
35. Павленок, П.Д. Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности //М.: ИНФРА-М. - 2009.
36. Поксыряева, О.Н., Бахор, Т.А., Зырянова, О.Н. Культурно¬досуговая деятельность как средство социализации детей группы риска и детей с ограниченными возможностями здоровья //Современные проблемы науки и образования. - 2013. - №. 6.
37. Попова, О.А. Отчуждение как предпосылка делинквентного поведения подростков //Вестник Тамбовского университета. Серия гуманитанрные науки. - 2010. - Т. 84. - №. 4.
38. Родичев, Н.А. Профессиональное становление подростков с проблемами в обучении и поведении // Школьные технологии. - 2010. - № 4. - С. 132-138.
39. Солодовникова, Е.А. Девиантное поведение подростков //Управлшнярозвитком. - 2014. - №. 4. - С. 130-131.
40. Сорвина, А.С. Социальная работа: теория и практика [Текст]: учеб.пособие / А.С. Сорвина, Е.И. Холостова. - М.: ИНФРА-М, 2002.
41. Социальная работа: Теория и практика [Текст]: учебное пособие - М.: Инфра-М, 2002. - 426 с.
42. Столяренко, А.М. Общая педагогика[Текст]/А.М. Столяренко - М: АРС, 2006. - 353с.
43. Торохтий, В.С. О сущности социально-педагогического компонента в педагогической науке [Текст]// Вестник образования. - 2007. - № 6. - С.14 17.
44. Ухтинская, М.В. Туристско-экскурсионная деятельность в организации досуга подростков //Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. - 2012. - №. 3.
45. Фирсов, М.В. Психология социальной работы: Содержание и методы психосоциальной практики [Текст] / М.В. Фирсов, Б.Ю. Шапиро. - М.: «Академия», 2005. - 192 с.
46. Холостова, Е.И., Черняк Е. М., Стрельникова Н. Н. Семейное воспитание и социальная работа //Учебное пособие. - 2011.
47. Холостова, Е.И. Социальная работа с дезадаптированными детьми //учеб.пособие/ЕИ Холостова.-6-е изд.-М.: Дашков и К. - 2007. - Т. 280.
48. Шамсутдинова, Д.В., Турханова, Р.И. Социально-культурная и культурно-досуговая деятельность как самостоятельная область общественной практики //Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. - 2012. - №. 3-1.
49. Шнейдер, Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков //М.: Академический проект. - 2005. - Т. 336.
50. Щуркова, Н.В. Воспитание детей в школе. Новые подходы и новые технологии [Текст] / Н.В. Щуркова. - М., 2008. - 421 с.
51. Комплексные методики активизации социальной работы с семьей [Текст]: научно-методическое пособие / под ред. В.Ю. Меновщикова. - М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 2001. - 276 с.
52. Шапинский, В.А. Девиантное поведение и социальный контроль [Текст]/В.А. Шапинский. - Ростов-на-Дону: РГПУ. - 2003. - 511с.
53. Цилуйко, М.В. Влияние средств массовой информации на формирование противоправного поведения подростков [Текст]// Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2009. - №1. - С. 75-87.
54. Хухлина, В.В. Некоммерческий сектор в социальной сфере: опыт и проблемы развития/ В.В. Хухлина. - М.: Социально-технологический институт МГУС. - 2010. - 65 с.
55. Харламов, И.Ф. Педагогика [Текст]/ И.Ф. Харламов. - М.:
Гардарики, 2007. - 590с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ