Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Инновационные формы культурно-досуговой деятельности детской библиотеки (Краснодарский государственный институт культуры)

Работа №37882

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

библиотечное дело

Объем работы95
Год сдачи2018
Стоимость1500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
504
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Выпускная квалификационная работа.
Работа сделана на примере детских библиотек Краснодарского края.
Есть приложение
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1 КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ 8
1.1 Специфика деятельности детской библиотеки 8
1.2 Современные подходы к организации культурно-досуговой деятельности детской библиотеки 17
ГЛАВА 2 РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ФОРМ В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТСКИХ БИБЛИОТЕК 31
2.1 Инновационный опыт культурно-досуговой деятельности отечественных детских библиотек 31
2.2 Опыт инновационной культурно-досуговой деятельности детских библиотек Краснодарского края 47
2.3 Деятельность сельской библиотеки по формированию художественно-творческого развития подростков (11-14 лет) 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 91




Актуальность исследования. Условия развития социокультурных потребностей личности в современном обществе диктуют необходимость повышения исследовательского интереса к организации культурно-досуговой деятельности библиотек. Новая парадигма социокультурной политики побуждает библиотеки, сохраняя одно из своих ведущих предназначений, выражающееся в продвижении чтения, к поиску новых путей развития личности пользователей [13, с. 7]. Этим же обусловлено и повышение интереса к практике организации интеллектуального досуга, как одной из форм деятельности библиотек.
В настоящее время вопросы инновационного развития всех сфер общества не перестают волновать специалистов. В конце XX века акценты в исследовании этой проблемы переместились из экономической сферы в социокультурную, образовательную, научную и, даже, творческую [13, с. 39].
Общепризнанно, что именно инновации самого различного вида станут (и становятся) ответом на вызовы наступившего века. Именно они преобразят лицо цивилизации, дадут ей шанс на дальнейшее развитие. В результате ожидается становление интегральной, гуманистически-ноосферной цивилизации [38, с. 48]. Это является одной из многочисленных причин внимания специалистов к вопросу инноваций в библиотечной сфере. Ещё одной причиной является необходимость вывода отрасли из кризисного состояния. В полной мере это относится и к детским библиотекам. В России проживает 23,4 млн детей, что составляет 16% от населения страны. От того, какими станут наши дети, какие нравственные ценности и культурные традиции они воспримут, зависит будущее, которое они создадут [34]. Формирование полноценной личности едва ли возможно без потребности в чтении, которая формируется в детстве в семье, школе и библиотеке.
Актуальность вопроса управления инновационным развитием библиотеки обусловлена тем, что управление в библиотеке на сегодняшний день не обеспечивает реализацию целей деятельности и актуальных задач, ставящихся перед современной библиотекой обществом и потребителями информационно-библиотечных услуг. Библиотека, как исторически сложившийся институт просветительской и культурной деятельности, в современных условиях остро нуждается во внедрении в её деятельность различных инноваций, поскольку именно они позволят ей быть конкурентоспособным учреждением, востребованным и актуальным для населения.
Степень изученности проблемы. Интерес российских специалистов к вопросам библиотечных инноваций активизировался к концу 1980-х гг. в связи с развитием методической работы библиотек. Специальные исследования в этом направлении проведены Е.Н. Гусевой, С.Г. Матлиной, А.А. Селюковой, Е. Синевой, И.В. Тереховой, Л.М. Цынганковой [11, 12, 13, 22, 41, 42, 43, 50, 57] и др.
В работах Е.Е. Вандышевой, Н.Б. Голубенко, Н.В. Савинской инновационная деятельность рассматривается как «ядро» методической работы библиотек, процесс распространения передового библиотечного опыта по сети библиотек [4, 10, 39].
Е.Ю. Кибирева, С.Г. Матлина, А.Ю. Морковина и др. характеризуют инновационную деятельность в большей степени как процесс организационного развития библиотек, связанный с наращиванием их творческого потенциала [17, 22, 24].
Для целей нашего исследования интерес представляют работы библиотековедов, раскрывающие основные социокультурные функции, концепции развития детских библиотек (М.А. Веденяпина, Н.Л. Голубева, Г.А. Иванова, И.И. Тихомирова, О.Л. Кабачек, Морковина А.Ю) [5, 6, 15, 51,17, 24].
В исследованиях в области библиотечного обслуживания детей и подростков, проведенных А.В. Березина, Е.А. Колосова, Н.Г. Малахова, Т. Синкевич, Е.В. Сухановой, Т.И. Хачатуровой и др., представлены результаты апробации применения инновационных форм культурно-досуговой деятельности [2, 18, 21, 44, 47, 54].
Теоретический аспект формирования художественно-творческих способностей пользователей детских библиотек, как инновационное направление библиотечной деятельности, раскрывается в работах А.А. Селюковой, Л.М. Цыганковой, О.А. Шелковской и др. [41, 42, 57, 59].
Объектом исследования выступает деятельность детских библиотек.
Предметом исследования – инновационные формы культурно-досуговой деятельности детских библиотек.
Цель исследования – выявить эффективные инновационные формы культурно-досуговой деятельности детских библиотек.
Данная цель достигается посредством решения следующих задач:
- изучить специфику деятельности современной детской библиотеки;
- выявить современные подходы к организации культурно-досуговой деятельности детской библиотеки;
- исследовать опыт инновационной культурно-досуговой деятельности отечественных детских библиотек;
- рассмотреть опыт инновационной культурно-досуговой деятельности детских библиотек Краснодарского края;
- разработать проект деятельности сельской библиотеки по формированию художественно-творческого развития подростков (11-14 лет) «Инновационные библиотечные технологии в организации декоративно-прикладной деятельности подростков (на примере клуба по интересам «Веселая карусель – шерстяная акварель» в Попутненской сельской библиотеке Отрадненского района Краснодарского края)».
При проведении исследования применялся комплекс научных методов. Для изучения теоретических вопросов и содержания инновационной деятельности детских библиотек применялся контент-анализ различных документов, метод систематизации. Для анализа состояния инновационной деятельности в детских библиотеках использовался анализ отчётно-плановой документации и паспортизации детских библиотек.
Научная и практическая значимость исследования.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены их апробацией на XVII Всероссийской научно-практической конференции «Кайгородовские чтения. Культура, наука, образование в информационном пространстве региона» (Краснодар,13 апреля 2017 г.), региональном круглом столе «Проблемы инновационно-проектной деятельности библиотек» (г. Краснодар, 24 марта 2016 г.; КГИК совместно с региональным отделением Русской школьной библиотечной ассоциации).
Полученные результаты исследования способствуют развитию системы внедрения инноваций в культурно-досуговую деятельность детских библиотек.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Анализ современной деятельности детской библиотеки показал, что новые условия существования библиотеки на рынке услуг требуют и увеличениях взаимодействия с масс-медиа, современными разработками в сфере информационных, педагогических технологий. Как показывает практика, такой подход наиболее эффективен, так как именно передача культурного опыта, воспитание личности, её социализация и эффективная организация досуга – наиболее действенный способ формировать молодое поколение всесторонне развитым и умеющим организовать свое свободное время с пользой. В связи с этим, в библиотеках должен продолжаться поиск новых, нетрадиционных и эффективных форм работы с детьми и подростками, которые были бы зрелищными, яркими, эмоциональными и формирующими личность россиянина.
В настоящее время детские библиотеки являются практически единственными специализированными доступными бесплатными учреждениями культуры для детей, их родителей и всех тех, кто работает с детьми. Библиотеки могут и должны дать детям из различных социальных слоев общества благоприятную и безопасную среду развития при помощи чтения, книги и иных видов материалов, отвечающих их половозрастным, социокультурным и индивидуальным особенностям.
В работе предпринята попытка раскрыть современные подходы к организации культурно-досуговой деятельности детских библиотек.
Инновации в детской библиотеке присутствуют почти во всех направлениях деятельности, в том числе и в культурно-досуговой деятельности, которая составляет ядро в работе любой библиотеки. Культурно-досуговая деятельность представляет собой специализированную подсистему духовно-культурной жизни общества, функционально объединяющую социальные институты, призванные обеспечить распространение духовно-культурных ценностей, их активное творческое освоение людьми в сфере досуга в целях формирования гармонично развитой, творчески активной личности. Культурно-досуговая деятельность детских библиотек осуществляется в следующих направлениях: продвижение книги и чтения; экологическое просвещение; патриотическое воспитание; семейное воспитание; эстетическо-художественное воспитание; библиотечное краеведение.
Современные детские библиотеки, позиционируя себя как центры культуры, досуга, свободного общения, организации культурной жизни детей, подростков и юношества, успешно выполняют свою культурно-просветительскую миссию. Уникальность детской библиотеки заключается в том, что, будучи открытой, общедоступной структурой, она оказывает услуги максимально широкой аудитории, которую составляют не только реальные, но и потенциальные пользователи.
Сотрудники отечественных детских библиотек в процессе культурно-досуговой деятельности осуществляют распространение необходимых пользователю для успешной жизнедеятельности знаний, путем приобщения его к культурно-историческому наследию, участвуют в развитии духовного мира человека, гуманизации общественного сознания. Посредством создания интеллектуальных центров, клубов по интересам, площадок для общения, литературных студий, проведения интеллектуальных игр, встреч с литераторами и другими деятелями культуры, концертов, выставок библиотекари предоставляют пользователям возможность проведения интеллектуального досуга и общения.
Сегодня в культурно-досуговой деятельности детских библиотек Краснодарского края присутствует стремление к созданию библиотечного пространства, отвечающего требованиям современного пользователя, но условия, в которых функционируют некоторые библиотеки края, не всегда позволяют достаточно качественно реализовывать их потенциал. Укажем на то, что информационно-коммуникационные технологии, мультимедиа, театрализация помогают сделать книгу привлекательной и актуальной в глазах местного сообщества и особенно подростков. Читатели не только должны быть включены в действие эмоционально, как в классических библиотечных формах массовой работы, но и непосредственно участвовать в действии, внося в него те или иные коррективы, активно импровизируя.
Детские библиотеки и отделы в Краснодарском крае успешно работают в сфере организации интеллектуального досуга для детей и их родителей, продвигая книгу и чтения, повышая комфортность пребывания в библиотеках, широко представляя ресурсы и услуги библиотек во внешней среде.
В представленном проекте «Инновационное декоративно-прикладное творчество в сельских библиотеках (на примере клуба по интересам «Веселая карусель – шерстяная акварель» Попутненской сельской библиотеки Краснодарского края Отрадненского района)» нами раскрыта деятельность сельской библиотеки по формированию художественно-творческого развития подростков (11-14 лет). Согласно содержанию программы проекта подростки учатся сами видеть особенности окружающего мира, формулировать цель (составлять сценарий событий, описывать модель ожидаемого результата) и находить способы решения поставленных задач. Воспитательные цели направлены на осознание обучающихся к тому, что успех группы зависит от чувств товарищества, взаимопомощи, умения самостоятельно приобретать новые знания и умение их применять в конкретных заданиях. У подростков формируется собственная точка зрения, они учатся ее аргументировать, отстаивать свое мнение.



1. Федеральный закон от 29.12.1994 № 78-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О библиотечном деле» [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/Cons_doc_LAW_5434/ (дата обращения: 22.09.2018).
2. Концепция библиотечного обслуживания детей в России на 2014-2020 гг.: принята РБА 22.05.2014 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://docviewer.yandex.ru/view/268867697/ (дата обращения: 22.09.2018).
3. Концепция программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации: утв. Распоряжением Правительства РФ от 03.06.2017 № 1155-р [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_217819/ (дата обращения: 22.09.2018).
4. Модельный стандарт деятельности общедоступной библиотеки. Рекомендации органам государственной власти субъектов РФ и органам муниципальной власти: утв. Министерством культуры РФ 31.10.2014 [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_130516/ (дата обращения: 22.09.2018).
5. Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012–2017 годы: утв. Указом Президента РФ от 01.06.2012 № 761 [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_130516/ (дата обращения: 22.09.2018).
6. Основы государственной культурной политики: утв. Указом Президента РФ от 24.12.2014 № 808 [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_172706/ (дата обращения: 22.09.2018).

Специальная литература

7. Бушкова, Л. Ф. Проекты и акции по продвижению чтения в детской библиотеке [Текст] / Л. Ф. Бушкова // Вестник Дальневосточной государственной научной библиотеки. – 2012. – № 1 (54). – С. 162–166.
8. Вандышева, Е. Е. Особенности инновационной деятельности в социокультурной сфере [Текст] / Е. Е. Вандышева // Культурные тренды современной России: от национальных истоков к культурным инновациям: сб. докладов / отв. ред. И. А. Гричаникова, И. Е. Белогорцева, Е. А. Середина. – Белгород: Издательство БГИИК, 2014. – С. 147– 152.
9. Голубева, Н. Л. Концепция развития детской библиотеки в современном обществе [Текст] / Н. Л. Голубева // Культурная жизнь Юга России. – 2013. – № 42. – С. 58–59.
10. Голубева, Н. Л. Инновационно-методическая деятельность библиотек [Текст] : учеб.-метод. пособие / Н. Л. Голубева; КГИК. – Краснодар, 2017. – 59 с.
11. Голубенко, Н. Б. Введение в библиотечное дело [Текст] / Н. Б. Голубенко. –М.: ИНТУИТ, 2016. – 170 c.
12. Гусева, Е. Н. Инновации в библиотечной деятельности [Текст] / Е. Н. Гусева // Информационные технологии, компьютерные системы и издательская продукция для библиотек : материалы конференции «Librokom-2016». – М.: РГБ, 2016. – С. 2–4.
13. Гусева, Е. Н. Технологические инновации и их влияние на библиотечную деятельность [Текст] / Е. Н. Гусева // Информационные технологии, компьютерные системы и издательская продукция для библиотек : материалы конф. «Librokom-2016». – М.: РГБ, 2016. – С. 50–51.
14. Гусева, Е. Н. Управление инновациями в библиотечной сфере. Особенности, факторы, условия [Текст] / Е. Н. Гусева // Информационный Бюллетень РБА. – 2015. – № 53. – С. 7–9.
15. Елькина, М. В. Российский подросток – читатель XXI века [Текст] / М. В. Елькина // Вестник Московского гос. ун-та культуры и искусств. – 2017. – № 6. – С. 198–203.
16. Кибирёва, Е. Ю. Инновации в библиотечной сфере [Текст] / Е. Ю. Кибирёва, Е. Н. Бережкова // Человеческий и профессиональный потенциал молодежи региона : материалы Всерос. науч.-практ. конф. – Тюмень, 2014. – С. 207–209.
17. Матлина, С. Г. Инновационное творчество библиотекарей в контексте социокультурной динамики [Текст] / С. Г. Матлина // Библиотековедение. – 2015. – № 2. – С. 39–53.
18. Морковина А. Ю. Библиотеатр как средство привлечения к чтению [Текст] / А. Ю. Морковина // Библиотека – территория творчества : сборник материалов V Межрегиональной инновационной лаборатории. – Пенза, 2012. – С. 73-76.
19. Новые технологии культурно-просветительской деятельности публичных библиотек [Текст] : методическое пособие / ГБУК г. Москвы «ЦУНБ им. Н.А. Некрасова» ; [сост.: Т. М. Грекова, Е. В. Игнатьева, Е. Н. Тимошкина, М. П. Шмидт ; библиогр. список: О. Н. Савостьянова, А. Ш. Жемальдинова ; науч. ред. В.М. Суворова]. – Москва : ЦУНБ им. Н.А. Некрасова, 2013. – 42 с.
20. Официальный сайт Администрации Краснодарского края. [Электронный ресурс]. Режим доступа: admkrai.krasnodar.ru. (Дата обращения: 25.09.2018 г.).
21. Официальный сайт Иркутской областной детской библиотеки им. Марка Сергеева. [Электронный ресурс]. Режим доступа: iodb.ru. (Дата обращения: 25.09.2018 г.).
22. Официальный сайт Центральной детской библиотеки г. Сыктывкара. [Электронный ресурс]. Режим доступа: ndbmarshak.ru. (Дата обращения: 25.09.2018 г.).
23. Официальный сайт Центральной городской детской библиотеки им. А.П. Гайдара г. Лесной (Свердловская область). [Электронный ресурс]. Режим доступа: maps.yandex.ru. (Дата обращения: 25.09.2018 г.).
24. Официальный сайт Алтайской краевой детской библиотеки г. Барнаула. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.akdb22.ru/. (Дата обращения: 25.09.2018 г.).
25. Официальный сайт Архангельской областной детской библиотеки им. А.П. Гайдара. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.aodb.ru/. (Дата обращения: 25.09.2018 г.).
26. Официальный сайт Вологодской областной детской библиотеки. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.vodb.ru//. (Дата обращения: 25.09.2018 г.).
27. Официальный сайт Ивановской областной библиотеки для детей и юношества. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://iv-obdu.ru/. (Дата обращения: 25.09.2018 г.).
28. Официальный сайт Министерства культуры РФ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: mkrf.ru. (Дата обращения: 25.09.2018 г.).
29. Рылеева, А. С. Организация культурно-досуговой деятельности населения России [Текст] / А. С. Рылеева. – Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2014. – 229 с.
30. Савинская, Н. В. Космические сумерки в детской библиотеке / Н. В. Савинская // Библиотечное дело. – 2013. – № 8. – С. 2-3.
31. Седякин, В. П. Информация и знания [Текст] / В. П. Седякин // Научные ведомости БелГУ. – Серия «Философия. Социология. Право». – 2012. – № 8 (63). – С. 180-187.
32. Селюкова, А. А. Инновации в культурно-досуговой деятельности библиотеки в процессе работы со школьниками [Текст] / А. А. Селюкова, Н. А. Туранина // Современные научные исследования и инновации. – 2017. – № 1. – С. 33–36.
33. Селюкова, А. А. Инновационная деятельность в работе библиотек [Текст] / А. А. Селюкова // Культурные тренды современной России: от национальных истоков к культурным инновациям : сб. докл. / отв. ред. С. Н. Борисов, И. Е. Белогорцева, В. С. Игнатова, Е. В. Бронникова. – Белгород, 2017. – С. 335–337.
34. Синева, Е. Библиотека как центр досуга [Текст] / Е. Синева // Новая библиотека. – 2016. – № 6. – С. 17- 21.
35. Синкевич, Т. Библиотечные акции – детям мегаполиса : принципы организации [Текст] / Т. Синкевич // Библиотечное дело. – 2013. – № 8. – С. 8-11.
36. Сорокина, Н. В. Помогать становиться лучше [Текст] / Н. В. Сорокина // Современная библиотека. – 2013. – № 2. – С. 70-73.
37. Софьян, Т. В. Летний досуг в библиотеке : новый формат [Текст] / Т. В. Софьян // Наука и образование: новое время. – 2017. – № 3 (20). – С. 799–801.
38. Суханова, Е. В. «Шесть думательных шляп» и другие технологии продвижения чтения [Текст] / Е. В. Суханова // Школьная библиотека: сегодня и завтра. – 2014. – № 6. – С. 44-45.
39. Тамахина, И. В центре внимания – люди «золотого возраста» [Текст] / И. Тамахина // Библиополе. – 2013. – № 3. – С. 32-34.
40. Терентьева, Ю. В. Особенности организации процесса информатизации публичных библиотек России [Текст] / Ю. В. Терентьева // Молодой ученый. – 2014. – №2. – С. 85-88.
41. Терехова, И. В. Готовность и способность к инновациям как результат повышения квалификации библиотечного специалиста [Текст] / И. В. Терехова // Культура и наука Дальнего Востока. – 2014. – № 1 (3). – С. 143–151.
42. Толочко, Т. Досуг должен быть интеллектуальным! [Текст] / Т. Толочко // Библиотека. – 2017. – № 6. – С. 33- 34.
43. Ухтинская, М. В. Культура досуга как основа разностороннего развития личности в подростковый период [Текст] / М. В. Ухтинская // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. – 2018. – № 3. – С.77-80.
44. Хачатурова, Т. И. Детская библиотека в контексте межкультурной коммуникации : традиции и инновации [Текст] / Т. И. Хачатурова // Культурная жизнь Юга России. Приложение. – 2015. – № 1 (1). – С. 9–11.
45. Худякова, С. Н. Учить творчеству жизни: новые подходы к детскому чтению [Текст] / С. Н. Худякова // Библиотечное дело. – 2014. – № 10. – С. 26-28.
46. Царегородцева, Н. Флешмоб спешит на помощь [Текст] / Н. Царегородцева // Библиотека. – 2012. – № 8. – С.1-2,
47. Цыганкова, Л. М. Инновационные технологии в детских библиотеках [Текст] / Л. М. Цыганкова // Макушинские чтения. – 2016. – № 8. – С. 353–356.
48. Шайхлисламова, Л. И. Инновации в библиотечной деятельности [Текст] / Л. И. Шайхлисламова // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы: сб. науч. тр. – Тюмень: АР-Консалт, 2014. – С. 60-61.
49. Шелковская, О. А. Взаимодействие средней школы и центральной детской библиотеки в целях эстетического воспитания младших школьников [Текст] / О. А. Шелковская // Обучение и воспитание: методики и практика. – 2017. – № 31. – С. 171–175.
50. Ширко, К. Н. Параметры работы современной публичной библиотеки: основные проблемы и возможные пути их преодоления [Текст] / К. Н. Ширко // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2017. – № 5. – С. 66-72.
51. Шмелёва, Л. А. Библиотечные инновации: теория и практика [Текст] / Л. А. Шмелёва, Ю. А. Перминова // Прикладные экономические исследования. – 2015. – № 6. – С. 27–33.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ