ВВЕДЕНИЕ
1. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА В ЗАО «МАТИС»
1.1. Характеристика организации
1.2. Видовой состав управленческих документов
1.3. Организация работы с документами
2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДОКУМЕНТАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАО «МАТИС»
2.1. Переработка должностной инструкции секретаря
2.2. Разработка инструкции по делопроизводству
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы исследования заключается в актуальности вопросов управления организацией в современных условиях. Организация работы с документами – это одна из составных частей процессов управления и принятия управленческих решений, которая оказывает решающее значение на оперативность и качество управления организацией в целом. В настоящее время для большинства российских организаций характерно отсутствие упорядоченной системы ведения делопроизводства или же еѐ сравнительно низкий уровень.
Процесс организации делопроизводства в ЗАО «МАТИС» так же является актуальным, поскольку управление большой современной разносторонней организацией требует создания множества документов, без которых невозможно решать задачи планирования, финансирования, оперативного управления, кадрового обеспечения деятельности Общества.
С ростом организации вопрос об эффективности документационного обеспечения управления становится все более актуальным. В условиях открытости бизнес-среды, решение проблемы управления документацией в организации позволит целенаправленно формировать информационные ресурсы и обеспечивать их эффективное использование, а также открыть доступ потребителям к информационным ресурсам с наименьшими затратами времени, труда и средств. В связи с этим, для более эффективной работы ЗАО «МАТИС», необходимо закрепить основные правила оформления и ведения управленческой документации.
Степень изученности темы. При написании бакалаврской выпускной квалификационной работы использовались справочная, исследовательская, научная литература, периодические издания, специальная, учебная литература.
Существенный вклад в представление о документационном обеспечении организаций внесли работы таких авторов как М. И. Басаков, В.В. Галахов, Е.А. Лопатникова, Н.Н. Анодина И.Н. Кузнецов, О.П. Сологу, М.Ю. Кирсанова, М.Ю. Рогожин, М.В. Стенюков и др.
Труды перечисленных выше авторов посвящены осмыслению теоретических и практических аспектов документационного обеспечения управления, определению их ключевых понятий, общих правил работы с документами, включая компьютерные технологии подготовки текстовых и табличных документов. Раскрыты способы и методы оптимизации документооборота, обеспечения конфиденциальности информации.
Представленные справочные данные, необходимые для подготовки деловых документов и ведения переписки, для работы с персональным компьютером, решения других вопросов, возникающих в повседневной работе делопроизводителя.
В трудах авторов В.И. Андреевой, М.В. Ватолиной, Ю.М. Дѐмина, О.П. Сологуб излагаются требования к составлению и обработке специальных документов (трудовой договор, письмо, протокол, приказ), приводятся учетно-регистрационные формы, даются характеристики федеральных нормативных актов, регламентирующих документационное обеспечение специальных функций управления, а также комплекс вопросов по секретарскому делу и бездокументному обслуживанию.
В издании А.В. Пшенко обобщается опыт совершенствования работы с документами, рассматриваются правила и традиции документирования управленческой деятельности, технология обработки, учета и сохранения документов. В данном пособии раскрываются вопросы современного делопроизводства. Охарактеризованы исторический аспект проблемы, номенклатура дел, принципы и средства механизации документационных процессов, представлены образцы документов.
В своей работе В.Ф. Янковая осветила вопросы оформления основных видов организационно-распорядительной документации.
Так же в исследовании были использованы статьи из периодических изданий таких, как журналы «Делопризводство и документооборот на предприятии», «Секретарь-референт» и др. в которых освещаются самые современные задачи документирования управленческой деятельности организаций.
Довольно большой объем информации по теме исследования представлен электронными ресурсами.
Существенным дополнением к работе явилась информация, представленная на официальном сайте ЗАО «МАТИС»18.
Объект исследования - документационное обеспечение управления.
Предмет исследования - организация делопроизводства в закрытом акционерном обществе.
Цель исследования – изучить документационное обеспечение управления ЗАО «МАТИС» и разработать основные направления его совершенствования.
В соответствии с поставленной целью нужно решить следующие задачи:
охарактеризовать ЗАО «МАТИС»;
проанализировать видовой состав управленческих документов;
рассмотреть организацию работы с документами;
выявить основные пути совершенствования документационного обеспечения управления ЗАО «МАТИС».
Источниковая база исследования. При написании работы использовались федеральные правовые и нормативно-методические акты, а также локальные документы организационного и нормативного характера.
К федеральным нормативно-правовым актам относятся: Конституция Российской Федерации19, Гражданский Кодекс Российской Федерации20, Трудовой кодекс Российской Федерации21.
Федеральный закон «Об акционерных обществах»22 регулирует вопросы создания и организации деятельности акционерных обществ различных типов, документирования их организационно-правовой сферы.
Немаловажную роль в регулировании управленческой деятельности имеет Федеральный закон «Об информации, информационных технология и о защите информации»23. Этот закон регулирует отношения, возникающие при: осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации; применении информационных технологий; обеспечении защиты информации.
Федеральный закон «Об архивном деле в Российской Федерации»24 регулирует отношения в сфере организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов независимо от их форм собственности, а также отношения в сфере управления архивным делом в Российской Федерации в интересах граждан, общества и государства.
Федеральным законом «О персональных данных»25 регулируются отношения, связанные с обработкой персональных данных, осуществляемой федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами и физическими лицами с использованием средств автоматизации, в том числе в информационно- телекоммуникационных сетях, совершаемых с персональными данными.
Методическую базу выпускного квалификационного исследования составили такие акты, как ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов»26, который содержит подробное описание всех реквизитов, рекомендованных для оформления официальных документов. Кроме того, стандарт закрепляет форму и состав обязательных элементов для различных видов бланков. Использование данного нормативного акта позволяет унифицировать формуляр документов и в некоторой степени обеспечить его юридическую силу. Поэтому при разработке проекта инструкции по делопроизводству ГОСТ Р 6.30-2003 был использован как основа раздела об оформлении документации.
Требования к системе управления документами в Российской Федерации установлены национальным стандартом ГОСТ Р ИСО 15489-1- 2007 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Управление документами. Общие требования»27, с введением которого система управления документами стала рассматриваться как элемент системы управления качеством. В соответствии с данным стандартом любая организация должна сформулировать и документально зафиксировать принципы политики в области управления документами.
ГОСТ Р 7.0.8-2013 «СИБИД. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения»28 содержит термины и их значение, которые использовались не только при написании работы, но и при разработке проектов инструкций.
Методические рекомендации по разработке инструкций по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти (утв. приказом Росархива от 23.12.2009 № 76)29; Правила делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти (утв. постановлением
Правительства РФ от 15.06.2009 №477)30 послужили основой для разработки структуры проекта инструкции по делопроизводству для ЗАО «МАТИС». Кроме того, рекомендации дают описание основным видам управленческой документации, характеризуют различные виды работ с ними.
Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих31 содержит квалификационные характеристики по различным должностям – требования к уровню знаний, умений, дает описание обязанностями функциям, которые возлагаются на соответствующих сотрудников. Поэтому при переработке должностной инструкции секретаря мы ориентировались на положения данного документа.
Наряду с Квалификационным справочником для оценки соответствия действующей должностной инструкции секретаря ЗАО «МАТИС» и еѐ переработки использовался Профессиональный стандарт «Специалист по организационному и документационному обеспечению управления организацией»32. В нем содержатся требования к уровню образования, умениям и навыкам специалиста, а также перечислены основные функции в рамках должности.
Локальные нормативные акты Общества представлены такими документами как устав ЗАО «МАТИС», штатное расписание, положения об отделах и совещательных органах, должностная инструкция секретаря и т.д. Их изучение дало более полное представление об Обществе в целом, его структуре и основных направлениях деятельности. Кроме того локальные акты позволяют представить систему документирования в Обществе, выявить и изучить еѐ особенности, недостатки.
Для написания выпускной квалификационной работы были использованы следующие методы исследования: изучение документов, наблюдение, опрос, графический и статистический методы.
Практическая значимость работы заключается в том, что полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы в практической деятельности сотрудниками ЗАО «МАТИС» и направлены на совершенствование управленческой деятельности организации в целом.
Основные результаты исследования были изложены на Международном научном форуме «Белгородский диалог – 2016» (7-9 апреля 2016 г.).
Структура работы состоит из введения, двух разделов, заключения, библиографического списка и приложений. В первом разделе описываются: история создания, направления деятельности и организационная структура ЗАО «МАТИС», а также характеризуются особенности документирования управленческой деятельности и организация документооборота.
Второй раздел определяет основные направления совершенствования документационного обеспечения управления ЗАО «МАТИС», которые заключаются в переработке должностной инструкции секретаря и разработке инструкции по делопроизводству.
Российско-Чешская группа предприятий «МАТИС» была основана в 1990 году крупнейшими предприятиями Советского союза и Чехословакии - «Автоэкспорт», «Центросоюз», Михайловский ГОК и их чешские партнеры - автомобильные заводы «Татра», «Шкода-ЛиАЗ», «Авиа», внешнеторговое объединение «Мотоков» с целью сохранения интеграционных связей стран. Основными направлениями деятельности ЗАО «МАТИС» являются: строительство, производство конструкций из ПВХ, гостиничное обслуживание, ресторанный бизнес, предоставление медицинских услуг, торговых площадей, техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств и др.
Характеристика ЗАО «МАТИС» позволяет сделать выводы об Обществе как о крупнейшем производителе региона, имеющего значительные достижения в самых различных областях экономики и социальной политики и обеспечивающего стабильный рост и трудовую занятость населения.
ЗАО «МАТИС» имеет сложную структуру, спецификой которой является наличие дочерних компаний.
Документационное обеспечение управления в Обществе возложено на секретаря, который осуществляет прием, регистрацию и переадресацию входящей корреспонденции; отправляет исходящую документацию; ведет архив информационных материалов, писем, газет, а также работает с электронной почтой и факсом пр. Однако на практике это не исключает дублирование функций с другими должностными лицами, например вице- президентами, финансовым директором и др., усложнения маршрута движения документации.
Одним из направлений совершенствования была переработка должностной инструкции секретаря. Должностная инструкция, являющаяся организационным документом, перерабатывалась в целях:
закрепления видов работы, специализации работника;
установления квалификационных требований по должности;
устранения параллелизма и дублирования в выполнении отдельных операций;
установления взаимосвязей отдельных должностей;
разграничения обязанностей и прав работников;
установления их меры ответственности;
оценки деятельности работника.
При переработке разделов должностной инструкции секретаря ЗАО
«МАТИС» мы проводили их конкретизацию с учетом специфики работы Общества.
Таким образом, содержание проекта переработанной должностной инструкции секретаря ЗАО «МАТИС» будет не только отражать фактическую деятельность должностного лица, но и соответствовать нормам. Представленный проект должностной инструкции секретаря должен способствовать улучшению качества работы должностного лица и окажет эффективную помощь в совершенствовании делопроизводства ЗАО «МАТИС» в целом.
В результате исследования было установлено, что в своей деятельности ЗАО «МАТИС» создает большое количество документов, имеющих различное практическое значение. Однако, их оформление не соответствует требованиям ГОСТ Р 6.30-2003, что в свою очередь ведет к утрате документами юридической силы. Анализ видового состава управленческой документации ЗАО «МАТИС» позволяет сделать следующие выводы:
видовое разнообразие документов позволяет руководству и другим участникам общества оперативно и достаточно эффективно решать профессиональные задачи и вопросы управления;
оформление документов практически по всем показателям не соответствует требованиям ГОСТ Р 6.30-2003;
к сожалению из всех рекомендованных ГОСТом Р 6.30-2003 видов бланков в ЗАО «МАТИС» используется только фирменный бланк, который не является универсальным и выполнен с ошибками.
Таким образом, определяя пути совершенствования делопроизводства в ЗАО «МАТИС», особое внимание мы уделили оформлению управленческой документации.
Организация и технология документооборота в Обществе в целом соответствует нормам законодательства Российской Федерации. Используемые в ЗАО «МАТИС» локальные нормативно-методических документы на сегодняшний день не отвечают требованиям современного законодательства и направлены на решение только отдельных вопросов, что влияет на правильность и скорость оформления некоторых видов документов.
Поэтому, в целях совершенствования документирования управленческой деятельности и организации работы с документами в ЗАО «МАТИС» необходимо было разработать инструкцию по делопроизводству, которая четко и подробно установила бы правила документирования, оптимизировала и стабилизировала работу с документами.
В проекте инструкции по делопроизводству не рассматривались вопросы кадрового делопроизводства и работы с обращениями граждан и заказчиками, так как на эти сферы целесообразно разработать отдельные инструкции.
Также к проекту имеются приложения – бланки документов, шаблоны, формы журналов регистрации.
Предлагаемый проект инструкции по делопроизводству должен обеспечить нормативное регулирование вопросов создания документов и организации работы с ними. Использование данного документа в практической деятельности ЗАО «МАТИС» позволит избежать грубых ошибок в оформлении документов, унифицировать используемые виды и формы документации, а также сократить материальные и трудовые затраты на организацию работы за счет четко отлаженной системы документооборота.
1. Устав ЗАО «МАТИС» (утв. протоколом Общего собрания акционеров от 25.04.2002 №21). – Железногорск, 2002. – С. 1.
2. Устав ЗАО «Строительная компания «МАТИС» (утв. Протоколом от 12.10.1990 № 18955). – Железногорск, 1990. – С. 10
3. Штатное расписание ЗАО «МАТИС» (утв. генеральным директором 30.04.2015). – Железногорск, 2015. – 2 с.
4. Положение «Об экспертной комиссии ЗАО «МАТИС» (утв. приказом генерального директора от 01.12.2002 №4). – Железногорск, 2002. – 2 с.
5. Положение «Об административно-хозяйственном отделе ЗАО
«МАТИС» (утв. генеральным директором 22.04.2013). – Железногорск, 2013. – 4 с.
6. Должностна инструкция секретаря (утв. генеральным директором ЗАО «МАТИС» 02.03.2013). – Железногорск, 2013. – 4 с.
7. Номенклатура дел ЗАО «МАТИС» (утв. приказом генерального директора от 21.12.2014 №57). – Железногорск, 2014. – 2 с
Опубликованные источники
8. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (в ред. от 21.07.2014 №11-ФКЗ). - Доступ из справ.-правовой системы
«КонсультантПлюс».
9. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 №51-ФЗ (в ред. от 13.07.2015). - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
10. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 30.12.2015). - Доступ из справочно-правовой системы
«КонсультантПлюс».
11. Федеральный закон от 01.06.2005 № 53-ФЗ (в ред. от 05.05.2014)
«О государственном языке Российской Федерации». - Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс»
12. Федеральный закон от 06.04.2011 № 63-ФЗ (в ред. от 28.06.2014)
«Об электронной подписи». – Доступ из справ.-правовой системы
«КонсультантПлюс»
13. Федеральный закон от 22.10.2004 № 125-ФЗ (в ред. от 28.11.2015)
«Об архивном деле в Российской Федерации» – Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
14. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (в ред. от 10.01.2016)
«Об информации, информационных технологиях и о защите информации». – Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
15. Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ (ред. от 01.09.2015)
«О персональных данных». - Доступ из справ.-правовой системы
«КонсультантПлюс»
16. Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ (ред. от 21.07.2014)
«О языках народов Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2015). - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс»
17. Федеральный закон от 06.12.2014 №402-ФЗ (ред. от 04.11.2014)
«О бухгалтерском учете». — Доступ из справ.-правовой системы
«КонсультантПлюс».
18. Федеральный закон от 26.12.1995 №208-ФЗ (в ред. от 26.09.2015)
«Об акционерных обществах». - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
19. Указ Президента РФ от 06.03.1997 № 188 «Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера». – Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс»
20. Постановление Минтруда РФ от 09.02.2004 № 9 (ред. от 25.10.2010) «Об утверждении Порядка применения Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих». - Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
21. Постановление Правительства Российской Федерации от 15.06. 2009 № 477 «Об утверждении Правил делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти».– Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс»
22. Постановление Правительства РФ от 15.04. 2005 № 221 «Об утверждении Правил оказания услуг почтовой связи». – Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс»
23. ГОСТ Р 6.30-2003. Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов. - Введ. 01.07.2003. – Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс».
24. ГОСТ Р ИСО 15489-1-2007 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Управление документами. Общие требования. – Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
25. ГОСТ Р 7.0.8-2013 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения. – Введ.01.03.2014. — Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
26. Государственная система документационного обеспечения управления. Основные положения. Общие требования к документам и службам документационного обеспечения. - М., 1991. – 98 с.
27. Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (утв. Постановлением Минтруда РФ от 21 августа 1998 г. № 37, с изм. и доп. от 12 февраля 2014 г.). - Доступ из справочно-правовой системы «ГАРАНТ».
28. Профессиональный стандарт «Специалист по организационному и документационному обеспечению управления организацией» (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 06.05.2015 № 276н. - Доступ из справочно-правовой системы «ГАРАНТ».
29. Методические рекомендации по разработке инструкции по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти. – Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс»
30. ОК 011-93. Общероссийский классификатор управленческой документации (ОКУД) (утв. постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 № 299) (в ред. от 26.09.2013)). — Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
31. Основные правила работы архивов организаций (одобрено решением Коллегии Росархива от 06.02.2002). - Доступ из справ. - правовой системы «КонсультантПлюс».
32. Перечень типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения (утв. приказом Минкультуры России от 25.08.2010 №558). — Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс».
33. Правила организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях (утв. Приказом Минкультуры РФ от 31.03.2015 №526). — Доступ из справ.-правовой системы
«КонсультантПлюс».
II. Литература
34. Андреева, В.И. Делопроизводство: организация и ведение: учебно-практическое пособие для студентов вузов. 3-е изд., перераб. и доп. / В.И. Андреева. - М.: КНОРУС, 2010. – 296 с.
35. Анодина, Н.Н. Деловое письмо: методика составления и правила оформления / Н.Н. Анодина. - М.: Омега-Л, 2014. – 100 с.
36. Анодина, Н.Н. Документооборот в организации / Н.Н. Анодина. – М.: Омега-Л, 2009. – 93 с.
37. Бардаев, Э.А. Документоведение: учебник для студентов вузов / Э.А. Бардаев. - М.: Академия, 2010 – 300 с.
38. Басаков, М.И. Документационное обеспечение управления (с основами архивоведения) / М.И. Басаков. – М.: КноРус, 2013. - 213 с.
39. Басаков, М.И Современное делопроизводство (Документационное обеспечение управления) / М.И. Басаков. - Ростов н/Д: Феникс, 2009. –135 с.
40. Братейко, М. Как правильно хранить документы / М. Братейко // Кадровик. – 2014. – № 1. – С. 167–178
41. Ватолина, М.В. Делопроизводство в вопросах и ответах / М.В. Ватолина. – Ростов н/Д.: Феникс, 2010. – 319 с.
42. Волков, К.А. Документирование в управленческой деятельности: учеб. пособие / К.А. Волков, А.Н. Приходько, Т.А. Расина, И.М. Шутова. – СПб.: СПбГАСУ, 2009. – 140 с.
43. Галахов, В.В. Делопроизводство Образцы, документы. Организация и технология работы / В.В. Галахов, И. Корнеев, Г. Ксандопуло.
- М.: Проспект, 2014. - 480 с.
44. Гваева, И.В. Делопроизводство: Учебный справочник / И.В. Гваева. – Минск: ТетраСистемс, 2011. – 224 с.
45. Голянд, И.Л. Документирование управленческой деятельности / И.Л. Голянд, В.В. Девинова, К.А. Мухина. - Красноярск: КГУ, 2011. - 65с.
46. Гринберг, А.С. Документационное обеспечение управления. Электронный учебник / А.С. Гринберг. – М.: Юнити-Дана, 2011. - 390 с.
47. Дѐмин, Ю.Н. Делопроизводство. Подготовка служебных документов / Ю.Н. Дѐмин. - СПб.: Питер, 2009. - 164 с.
48. Дубовицкая М. Оперативные совещания: как их можно протоколировать и контролировать исполнение поручений? / М. Дубовицкая // Делопроизводство и документооборот на предприятии. - 2016. - №2. – С. 42-56
49. Дубовицкая М. Организуем проверку ведения делопроизводства в структурных подразделениях / М. Дубовицкая // Делопроизводство и документооборот на предприятии. – 2016. - №1. – С. 12-32
50. Жукова, Я.В. Инструкция по делопроизводству с нуля: с чего начать? / Я.В. Жукова // Секретарь-референт. - 2016. - № 2. - С. 22–25.
51. Жукова, Я.В. Инструкция по делопроизводству: разработка и согласование проекта. Утверждение / Я.В. Жукова // Секретарь-референт. - 2016. - № 3. - С. 24–26.
52. Захарова, Т.И. Документационное обеспечение управления / Т.И. Захарова. – М.: Евразийский открытый институт, 2010. – 155 с.
53. Иритикова, В. Секретарь и делопроизводитель: функциональные обязанности по профессиональному стандарту / В. Иритикова // Делопроизводство и документооборот на предприятии. – 2016. - №2. - С.62-71.
54. Каменева Е.М. Жизненный цикл входящего документа / Е.М. Каменева // Делопроизводство. – 2010. – №5. – С.8–10
55. Карепина, С. Конструктор делового письма. Практическое пособие по эффективной бизнес-переписке / С. Карепина. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015. – 274 с.
56. Квеско, Р.Б. Документоведение и делопроизводство. Учебное пособие / Р.Б. Квеско, С.Б. Квеско. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2009. – 140 с.
57. Кирсанова, М.В. Современное делопроизводство / М.В. Кирсанова.
– М.: Инфра-М; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2014. — 312 с.
58. Кожанова, Е. Альбом электронных форм документов в MS Word / Е. Кожанова // Делопроизводство и документооборот на предприятии. – 2015.
- №2. - С. 54-67.
59. Кожанова, Е. Общие требования к текстам документов и их унификация / Е.Кожанова // Делопроизводство и документооборот на предприятии. - 2015. -№1. – С. 59-65.
60. Кожанова, Е.Н. Как заставить работать организационные документы по делопроизводству? / Е.Кожанова // Секретарь-референт. - 2015.
- № 10. - С. 18–20.
61. Корнеев, И.К. Делопроизводство: Образцы, документы. Организация и технология работы / И.К. Корнеев. – М.: Азбука, 2012. – 480 с.
62. Кузнецов, И.Н. Делопроизводство. Документационное обеспечение управления / И.Н. Кузнецов. – М.: ИД Юрайт, 2014. – 576 с.
63. Кузнецова, Т.В. Делопроизводство (документационное обеспечение управления) / Т.В. Кузнецова. – М.: ИНФАРМА-М, 2012. – 528 с.
64. Ленкевич, Л.А. Делопроизводство / Л.А. Ленкевич. – М.: ИЦ
«Академия», 2011. – 256 с.
65. Лопатникова, Е.А. Делопроизводство: образцы документов с комментариями / Е.А. Лопатникова. - М.: Омега-Л, 2009. - 318 с.
66. Марушина, Д. Система контроля исполнения документов, или Как запустить свой часовой механизм? / Д. Марушина. // Делопроизводство и документооборот на предприятии. - 2016. - №2. – С. 22-31
67. Новикова, М.М. Документационное обеспечение управления: учебный курс / М.М. Новикова. - М.: Ось-89, 2009. – 144 с.
68. Носарева, Н.В. Подготовка документов к архивному хранению / Н.В. Носарева // Делопроизводство и документооборот на предприятии. – 2009. – № 12. – С. 42-55.
69. Пшенко, А.В. Секретарь-референт высокой квалификации / А.В. Пшенко, Е.А. Степанов. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 272 с.
70. Рогожин, М.Ю. Справочник по делопроизводству / М.Ю. Рогожин. - СПб.: Питер, 2011. - 176 с.
71. Смольянинова, М.В. Должностная инструкция: структура и содержание / М.В. Смольянинова // Секретарь референт. – 2010. – № 3. – С. 47–56.
72. Соколова, О.Н. Документационное обеспечение управления в организации / О.Н. Соколова, Т.А. Акимочкина. - М.: КноРус, 2013. – 160 с.
73. Сологуб, О.П. Делопроизводство: составление, редактирование и обработка документов / О.П. Сологуб. - М.: Ось-98, 2013. - 207 с.
74. Сологуб, О.П. Практикум по документационному обеспечению управления / О.П. Сологуб. – М.: Омега–Л, 2010. – 128 с.
75. Стенюков, М.В. Делопроизводство и документоведение / М.В. Стенюков. – М.: Омега-Л, 2010. - 219 с.
76. Янковая, В.Ф. Основные виды организационно- распорядительных документов. Инструкция / В.Ф. Янковая // Справочник секретаря и офис-менеджера. – 2013. – № 4. – С. 28–31.
III. Электронные ресурсы
77. Быкова, Т.А. Протокол: типовые требования к оформлению и специфика акционерных обществ / Т.А. Быкова. - URL: http://www.delo- press.ru/articles.php?n=5055&sphrase_id=1687522
78. Должностные инструкции: оформляем и утверждаем. – URL: http://hr-portal.ru/article/dolzhnostnye-instrukcii-oformlyaem-i-utverzhdaem
79. Зуев, С. Годовое общее собрание акционеров: оформление подготовки и проведения / С. Зуев // Делопроизводство и документооборот на предприятии. – 2013. – №2. - URL: http://www.delo- press.ru/articles.php?n=12682&sphrase_id=1687522
80. Иритикова, В. Документирование деятельности коллегиальных органов / В. Иритикова // Делопроизводство и документооборот на предприятии. - 2015. – №2. - С. 30-48. - URL: http://www.delo- press.ru/articles.php?n=18377
81. Иритикова, И. Общие правила составления и оформления протокола/И. Иритикова // Делопроизводство и документооборот на предприятии. – 2011. – №3. - URL: http://www.delo- press.ru/articles.php?n=8233&sphrase_id=1687522
82. Каменева, Е.М. Особенности оформления приказов и распоряжений / Е.М. Каменева // Делопроизводство и документооборот на предприятии. – 2014. - №1. - URL: http://www.delo- press.ru/articles.php?n=7874&sphrase_id=1687478
83. Каменева, Е.М. Справки, копии и выписки из документов / Е.М. Каменева // Делопроизводство и документооборот на предприятии. – 2010. –
№1. – URL: http://www.delo-press.ru/articles.php?n=4979&sphrase_id=1687668
84. Кожанова, Е.Н. И это всѐ о нем: заявление / Е.Кожанова // Секретарь-референт. – 2015. - №11. - URL: http://www.profiz.ru/sr/11_2015/zajavlenie/
85. Кожанова, Е.Н. Как заставить работать организационные документы по делопроизводству? / Е.Кожанова // Секретарь-референт. – 2015. - №10. - URL: http://www.profiz.ru/sr/10_2015/zastavljaem/
86. Кожанова, Е. Акты в канцелярии и в отделе кадров / Е. Кожанова
// Делопроизводство и документооборот на предприятии. – 2014. – №2. - URL: http://www.delo-press.ru/articles.php?n=15725&sphrase_id=1687580
87. Кожанова, Е. Приказы в организации: виды и особенности оформления / Е. Кожанова // Делопроизводство и документооборот на предприятии. – 2014 - №1. - URL: http://www.delo- press.ru/articles.php?n=14874
88. Кожанова, Е. Служебная и докладная записки / Е. Кожанова // Делопроизводство и документооборот на предприятии. – 2014. – №5. - URL: http://www.delo-press.ru/articles.php?n=16606&sphrase_id=1687643
89. Кожанова, Е.Н. Оптимизация процессов делопроизводства с нового рабочего года / Е.Кожанова // Секретарь-референт. – 2016. - №1. URL: http://www.profiz.ru/sr/1_2016/optimizacija/
90. Кошелева, Е.А. Формирование дел в организации и их текущее хранение / Е.А. Кошелева // Секретарь-референт. – 2011. - №8. - http://www.profiz.ru/sr/8_2011/formirovanie_del/
91. Кублашвили, О.В. Документационное обеспечение управления / О.В. Кублашвили. – URL: http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook247/01/part- 003.htm
92. Назарова, Л.А. Здравствуйте, бесценная Катерина Матвеевна, или Поговорим о деловых письмах / Л.А. Назарова // Секретарь-референт. – 2015.
- №9. - URL: http://www.profiz.ru/sr/9_2015/suhov/
93. Назарова, Л.А. На сказалках не работаем! О внутренней переписке организации / Л.А. Назарова // Секретарь-референт. – 2015. - №12.
- URL: http://www.profiz.ru/sr/12_2015/perepiska/
94. Назарова, Л.А. Согласование проекта документа: 7 главных вопросов / Л.А. Назарова // Секретарь-референт. – 2015. - №8. - URL: http://www.profiz.ru/sr/8_2015/soglasovanie/
95. Назарова, Л.А. Создаем журналы регистрации документов, или Забыть нельзя регистрировать / Л.А. Назарова // Секретарь-референт. – 2015.
- №7. - URL: http://www.profiz.ru/sr/7_2015/registracia/
96. Назарова, Л.А. Сцилла и харибда секретарской работы – входящие и исходящие документы / Л.А. Назарова // Секретарь-референт. – 2016. - №4. - URL: http://www.profiz.ru/sr/4_2016/scilla/
97. Организационно-правовые документы предприятия. Документооборот и документоведение. - URL: http://docrev.ru/organizacionno- pravovye-dokumenty-predpriyatiya/
98. Организационно-правовые документы. – URL: http://www.edou.ru/enc/razdel21/?COURSE_ID=4&LESSON_ID=52#1
99. Организация ЗАО «МАТИС». – URL: http://www.list- org.com/company/60599/show/founders
100. Организация работы с документами. – URL: http://www.edou.ru/enc/razdel31/?COURSE_ID=5&LESSON_ID=107