Конституционно-правовые проблемы обеспечения в Российской Федерации права на жизнь в свете правовых стандартов Совета Европы
|
Введение 3
Глава 1. Правовые стандарты Совета Европы о праве на жизнь и их имплементация в российское законодательство
§1.1. Право на жизнь: понятие, содержание, сущность 11
§ 1.2. Правовые стандарты Совета Европы о праве на жизнь и их значение для российской правовой системы 26
§1.3 .Конституционно-правовые основы регулирования в Российской Федерации права на жизнь 56
Глава 2. Конституционно-правовые проблемы обеспечения в
Российской Федерации права на неприкосновенность жизни и права на свободное распоряжение жизнью в свете правовых стандартов Совета Европы
§ 2.1. Конституционно-правовое обеспечение права человека на неприкосновенность жизни 85
§ 2.2. Конституционно-правовые аспекты регламентации права человека на свободное распоряжение жизнью 138
§ 2.3. Защита в Российской Федерации права на жизнь посредством ^ институтов Совета Европы 178
Заключение 202
Список использованной литературы
Глава 1. Правовые стандарты Совета Европы о праве на жизнь и их имплементация в российское законодательство
§1.1. Право на жизнь: понятие, содержание, сущность 11
§ 1.2. Правовые стандарты Совета Европы о праве на жизнь и их значение для российской правовой системы 26
§1.3 .Конституционно-правовые основы регулирования в Российской Федерации права на жизнь 56
Глава 2. Конституционно-правовые проблемы обеспечения в
Российской Федерации права на неприкосновенность жизни и права на свободное распоряжение жизнью в свете правовых стандартов Совета Европы
§ 2.1. Конституционно-правовое обеспечение права человека на неприкосновенность жизни 85
§ 2.2. Конституционно-правовые аспекты регламентации права человека на свободное распоряжение жизнью 138
§ 2.3. Защита в Российской Федерации права на жизнь посредством ^ институтов Совета Европы 178
Заключение 202
Список использованной литературы
Актуальность темы исследования. Проблема обеспечения права на жизнь сегодня находится в центре внимания мирового сообщества, российских ученых, общественности, является злободневной задачей каждого государства. Впервые право на жизнь в нашем государстве получило закрепление с принятием Декларации прав и свобод человека и гражданина Верховным Советом СССР 22 ноября 1991 г.1 и затем провозглашено в статье 20 российской Конституции, принятой 12 декабря 1993г.2
Конституционное закрепление права на жизнь, с одной стороны, - процесс объективный, с другой, - порождающий большое количество теоретических и практических вопросов, связанных как с понятием, сущностью этого права, так и его законодательной и практической реализацией.
Несмотря на конституционную формулировку: “Каждый имеет право на жизнь. Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни...», очевидно, что право на жизнь не замыкается на одной проблеме отмены смертной казни - оно намного шире, глубже и комплекснее. Подтверждением служат те актуальные вопросы, которые уже сегодня требуют своего разрешения: реализация законодательства о пытках в России, экологическая безопасность, отсутствие эффективного расследования преступлений, связанных с посягательством на жизнь человека, отсутствие надлежащей защиты жертв террористических актов, нарастающие проблемы биоэтики: вопросы законной трансплантации, медико-биологические исследований над людьми и другие.
1 См.: Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. №52. Ст. 1865
2 См.: Конституция РФ М., 1993. Данное право отсутствовало во всех конституциях советского периода развития нашего государства
Вступление России в Совет Европы привело к тому, что:
- во-первых, Россия стала открыта правовым стандартам этой международной организации, в том числе - о праве на жизнь. Правовые стандарты, содержащиеся в документах Совета Европы, ратифицированных Россией, подлежат обязательному выполнению на территории Российской Федерации. Другие документы, акты рекомендательного характера целесообразно учитывать с точки зрения заимствования прогрессивных идей и достижений.
- во-вторых, ратификация Конвенции о защите прав человека и основных свобод привела в действие механизм международно-правовой ответственности России: российские граждане получили возможность искать защиту своих прав (в том числе и исследуемого нами права на жизнь) в Европейском суде по правам человека. Кроме того, они стали эту возможность реализовывать.
Потому все более актуальным становится, на наш взгляд, рассмотрение обеспечения в Российской Федерации права на жизнь, различных его аспектов через призму правовых стандартов Совета Европы, выявление их значения для российской правовой системы.
Степень разработанности проблемы.
При всем обилии литературы, посвященной различным аспектам права на жизнь, конкретных научных исследований по данной теме, в целом, немного. Как правило, эти работы принадлежат перу ученых-юристов и имеют главной целью профессиональный анализ правового обеспечения гарантий прав человека.
Научным исследованием правового регулирования жизни человека занимались такие русские ученые-юристы как Бородин С.В., Загородников
Н.И., Кистяковский А.Ф., Таганцев Н.С., изучавшие преступления против
3 См.: Ф3 «О присоединении Российской Федерации к Уставу Совета Европы» и Ф3 «О присоединении Российской Федерации к Генеральному соглашению о привилегиях и иммунитетах Совета Европы и протоколам к нему»// СЗ РФ. 1996. № 9. Ст. 774.775.
4См.: Конвенция о защите прав человека и основных свобод // СЗ РФ. 1998. №20. Ст. 2143.
жизни человека, а также характеризовавшие признаки и условия, по которым определялись жизнь и границы жизни, наказуемость и ненаказуемость вмешательства в жизнь человека. В целом, русские ученые-государствоведы, изучая право человека на жизнь, связывали его с правом на достойное человеческое существование (Новгородцев П.И., Божко В.И., Покровский И.А.).
Советская правовая наука, в целом, отрицательно относилась к естественным правам человека. В то же время, многие юристы этого периода заложили фундамент для всестороннего изучения данного права. К числу видных советских ученых, обращавшихся к изучению права человека на жизнь, можно отнести Боброву Н.А., Витрука Н.В., Гулиева В.Е., Горшенева В.Н., Денисова А.И., Матузова Н.И., Мюллерсона Р.А., Малеина Н.С., Малеину М.Н., Патюлина В.А., Рудинского Ф.М. и других. Вопросы права на жизнь затрагивались в трудах Авакьяна С.А., Баглая М.В., Бондаря Н.С., Безуглова А.А. , Гаджиева Г. А., Кабышева В.Т., Кутафина О.Е., Лучина В.
О., Миронова О.О., Солдатова С.А., Тихомирова Ю.А., Топорнина Б.Н.
В последнее время стали появляться комплексные исследования права на жизнь Линик Л.Н., Кальченко Н.В., Сивца С.М., Романовского Г.Б., но и они не дают однозначных ответов на ряд вопросов и, в итоге, призывают к дальнейшему глубокому изучению этого права.
Исследование роли Совета Европы, его правовых основ, а так же правовых обязательств, добровольно взятых на себя Россией при вступлении в эту международную межправительственную организацию, проводилось и осуществляется многими российскими учеными-юристами: Глотовым С.А., Горшковой С.А., Карташкиным В.А., Квашисом В.Е., Кашкиным С. Ю., Ковлером А.И.,. Лукашук И.И, Мироновым О.О., Эбзеевым Б.С., Энтиным М.Л., а также зарубежными - Арнольдом Р., Баурингом Б., Гомьеном Д., Зваак Л., Саквой Р., Харрисом Д. и другими.
Но комплексного исследования, посвященного обеспечению права на жизнь в Российской Федерации через анализ сравнения российского законодательства и практики его применения с правовыми нормами Совета Европы и их реализацией, а также уяснения влияния членства России в Совете Европы на реализацию конституционного права на жизнь в нашей стране не проводилось.
Эти правовые вопросы, а в их рамках — проблема смертной казни, терроризма, экологической безопасности, эвтаназии, самоубийства и многие другие рассмотрены в настоящем диссертационном исследовании.
Нормативную базу исследования составляют основополагающие документы ООН по данной проблеме: Всеобщая декларация прав человека и Международный пакт о гражданских и политических правах; документы Совета Европы: Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод и другие; а также Конституция Российской Федерации, законодательные и иные нормативные акты РФ. Исследованы документы и материалы международных неправительственных организаций и международных конференций, парламентских слушаний по различным аспектам защиты прав человека, труды ученых-юристов, правоведов, данные периодической печати.
Конституционное закрепление права на жизнь, с одной стороны, - процесс объективный, с другой, - порождающий большое количество теоретических и практических вопросов, связанных как с понятием, сущностью этого права, так и его законодательной и практической реализацией.
Несмотря на конституционную формулировку: “Каждый имеет право на жизнь. Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни...», очевидно, что право на жизнь не замыкается на одной проблеме отмены смертной казни - оно намного шире, глубже и комплекснее. Подтверждением служат те актуальные вопросы, которые уже сегодня требуют своего разрешения: реализация законодательства о пытках в России, экологическая безопасность, отсутствие эффективного расследования преступлений, связанных с посягательством на жизнь человека, отсутствие надлежащей защиты жертв террористических актов, нарастающие проблемы биоэтики: вопросы законной трансплантации, медико-биологические исследований над людьми и другие.
1 См.: Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. №52. Ст. 1865
2 См.: Конституция РФ М., 1993. Данное право отсутствовало во всех конституциях советского периода развития нашего государства
Вступление России в Совет Европы привело к тому, что:
- во-первых, Россия стала открыта правовым стандартам этой международной организации, в том числе - о праве на жизнь. Правовые стандарты, содержащиеся в документах Совета Европы, ратифицированных Россией, подлежат обязательному выполнению на территории Российской Федерации. Другие документы, акты рекомендательного характера целесообразно учитывать с точки зрения заимствования прогрессивных идей и достижений.
- во-вторых, ратификация Конвенции о защите прав человека и основных свобод привела в действие механизм международно-правовой ответственности России: российские граждане получили возможность искать защиту своих прав (в том числе и исследуемого нами права на жизнь) в Европейском суде по правам человека. Кроме того, они стали эту возможность реализовывать.
Потому все более актуальным становится, на наш взгляд, рассмотрение обеспечения в Российской Федерации права на жизнь, различных его аспектов через призму правовых стандартов Совета Европы, выявление их значения для российской правовой системы.
Степень разработанности проблемы.
При всем обилии литературы, посвященной различным аспектам права на жизнь, конкретных научных исследований по данной теме, в целом, немного. Как правило, эти работы принадлежат перу ученых-юристов и имеют главной целью профессиональный анализ правового обеспечения гарантий прав человека.
Научным исследованием правового регулирования жизни человека занимались такие русские ученые-юристы как Бородин С.В., Загородников
Н.И., Кистяковский А.Ф., Таганцев Н.С., изучавшие преступления против
3 См.: Ф3 «О присоединении Российской Федерации к Уставу Совета Европы» и Ф3 «О присоединении Российской Федерации к Генеральному соглашению о привилегиях и иммунитетах Совета Европы и протоколам к нему»// СЗ РФ. 1996. № 9. Ст. 774.775.
4См.: Конвенция о защите прав человека и основных свобод // СЗ РФ. 1998. №20. Ст. 2143.
жизни человека, а также характеризовавшие признаки и условия, по которым определялись жизнь и границы жизни, наказуемость и ненаказуемость вмешательства в жизнь человека. В целом, русские ученые-государствоведы, изучая право человека на жизнь, связывали его с правом на достойное человеческое существование (Новгородцев П.И., Божко В.И., Покровский И.А.).
Советская правовая наука, в целом, отрицательно относилась к естественным правам человека. В то же время, многие юристы этого периода заложили фундамент для всестороннего изучения данного права. К числу видных советских ученых, обращавшихся к изучению права человека на жизнь, можно отнести Боброву Н.А., Витрука Н.В., Гулиева В.Е., Горшенева В.Н., Денисова А.И., Матузова Н.И., Мюллерсона Р.А., Малеина Н.С., Малеину М.Н., Патюлина В.А., Рудинского Ф.М. и других. Вопросы права на жизнь затрагивались в трудах Авакьяна С.А., Баглая М.В., Бондаря Н.С., Безуглова А.А. , Гаджиева Г. А., Кабышева В.Т., Кутафина О.Е., Лучина В.
О., Миронова О.О., Солдатова С.А., Тихомирова Ю.А., Топорнина Б.Н.
В последнее время стали появляться комплексные исследования права на жизнь Линик Л.Н., Кальченко Н.В., Сивца С.М., Романовского Г.Б., но и они не дают однозначных ответов на ряд вопросов и, в итоге, призывают к дальнейшему глубокому изучению этого права.
Исследование роли Совета Европы, его правовых основ, а так же правовых обязательств, добровольно взятых на себя Россией при вступлении в эту международную межправительственную организацию, проводилось и осуществляется многими российскими учеными-юристами: Глотовым С.А., Горшковой С.А., Карташкиным В.А., Квашисом В.Е., Кашкиным С. Ю., Ковлером А.И.,. Лукашук И.И, Мироновым О.О., Эбзеевым Б.С., Энтиным М.Л., а также зарубежными - Арнольдом Р., Баурингом Б., Гомьеном Д., Зваак Л., Саквой Р., Харрисом Д. и другими.
Но комплексного исследования, посвященного обеспечению права на жизнь в Российской Федерации через анализ сравнения российского законодательства и практики его применения с правовыми нормами Совета Европы и их реализацией, а также уяснения влияния членства России в Совете Европы на реализацию конституционного права на жизнь в нашей стране не проводилось.
Эти правовые вопросы, а в их рамках — проблема смертной казни, терроризма, экологической безопасности, эвтаназии, самоубийства и многие другие рассмотрены в настоящем диссертационном исследовании.
Нормативную базу исследования составляют основополагающие документы ООН по данной проблеме: Всеобщая декларация прав человека и Международный пакт о гражданских и политических правах; документы Совета Европы: Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод и другие; а также Конституция Российской Федерации, законодательные и иные нормативные акты РФ. Исследованы документы и материалы международных неправительственных организаций и международных конференций, парламентских слушаний по различным аспектам защиты прав человека, труды ученых-юристов, правоведов, данные периодической печати.
Международное сообщество, признавая право на жизнь в качестве прирожденного свойства человеческой личности, провозглашает отношение к нему не только как к ценности мировой цивилизации, но и как к определенному международному стандарту, на основании признания которого должна строиться принципиальная позиция государства по отношению к каждому индивидууму. Естественный и неотъемлемый характер этого права признан и российской Конституцией.
Подводя итоги исследования, остановимся на следующем:
1. Рассматривая сущность конституционного права на жизнь на основе анализа понятий «право на жизнь» и «жизнь», автор приходит к выводу, что именно биолого -социальная сущность человека позволила ему законодательно защитить свою жизнь, возведя естественное право на жизнь, на физиологическое существование (право быть, жить) в ранг позитивного, конституционного.
Законодательное закрепление данного права наделяет его как субъективным, так и объективным (нормативным) характером.
Право на жизнь в объективном смысле - это конституционно-правовой институт, представляющий собой совокупность юридических норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения в области реализации жизни человека и обеспечении ее защиты со стороны государства. Право на жизнь в субъективном смысле - это естественная, неотъемлемая от личности и гарантированная нормами внутреннего законодательства и международно-правовыми актами возможность защиты неприкосновенности жизни и свобода распоряжения ею. Наиболее целесообразным представляется рассмотрение права человека на жизнь, состоящим из двух элементов: права на неприкосновенность жизни и права на свободное распоряжение ею.
Целью законодательного закрепления права на жизнь является обеспечение именно неприкосновенности жизни. А так как любое право - это возможность пользования благом, то речь идет и о возможности распоряжения человеком своей жизнью, добровольном поставлении жизни в опасное положение.
2. Вступление Российской Федерации в Совет Европы и приобретение статуса полноправного члена этой организации предполагает и следование правовым стандартам Совета Европы.
Правовые стандарты Совета Европы о праве на жизнь - это правовые нормы, содержащиеся в международно-правовых документах, разработанных в рамках Совета Европы и закрепляющие различные аспекты права на жизнь. Основой защиты права на жизнь является ст. 2 Конвенции о защите прав человека и основных свобод и толкование ее положений, выраженное в решениях Европейского Суда по правам человека.
Применение правовых стандартов Совета Европы в Российской Федерации относительно права на жизнь должно осуществляться путем реализации договорных обязательств России с этой международной организацией, а также анализа и изучения с целью дальнейшего восприятия российским законодательством документов Совета Европы, носящих прогрессивный характер.
3. Автором проанализированы конституционно-правовые основы права на жизнь. Касаясь вопроса о конституционном закреплении смертной казни, важным является то, что отмена смертной казни в Российской Федерации - не только обязательство, возникшее вследствие подписания Россией Протокола № 6 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, но и программа заложенная в самой ст.20 Конституции РФ: «Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться...»
В работе исследуется конституционно-правовая регламентация начала и окончания жизни человека. Часть 1 ст. 20 «Каждый имеет право на жизнь» и ч. 2 ст. 17 «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения» Конституции РФ указывают на то, что государство обязано защищать право на жизнь уже родившегося человека. Таким образом, правовая защита эмбриона - это вопрос в большей степени реализации морали посредством права, нежели конституционных положений.
4. Нарушение права на неприкосновенность жизни рассматривается автором в двух аспектах:
1. Непосредственная угроза жизни путем совершения посягательства на жизнь (убийства, посягательства, сопряженные с угрозой убийством, причинением тяжкого вреда здоровью, террористические акты, войны и военные конфликты и т.п.).
2. Совершение преступлений (правонарушений), не имеющих целью лишение жизни человека, но создающих опасность для жизни и приводящих или могущих привести к смерти (гибели) людей.
Разница между первым и вторым аспектом состоит в том, что в первом случае угроза жизни очевидна, во втором - существует протяженность во времени между совершением преступления и смертью, и причины не всегда очевидны. Это - угроза жизни, создаваемая экологическими преступлениями (правонарушениями), нарушением безопасных условий труда (производственный травматизм в промышленности и на шахтах и т.п.), техногенными катастрофами.
Главную и решающую роль здесь будут играть меры, осуществляемые государством и его представителями, - следование закону, разъяснение его гражданам, профилактика и предупреждение преступлений, привлечение виновных к ответственности.
5. Регламентируя такой аспект права на жизнь как право на свободное распоряжение своей жизнью, автор имеет в виду возможность добровольного принятия лицом решения о поставлении своей жизни в опасное положение, обусловленного свободным, осознанным изъявлением воли субъекта, направленной на достижение некой положительной цели в интересах самого человека, других лиц и всего общества.
Но ни в ком случае речь не идет о регламентации права на лишение человеком себя жизни - государство призвано «признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина» в период его жизни. В остальном, признавая жизнь естественным правом, государство не правомочно - ни в осуществлении эвтаназии, ни в содействии самоубийству, ни в применении смертной казни.
6. Анализируя российские нормативные правовые акты и документы Совета Европы о праве на жизнь, автор приходит к выводу, что различия между российским законодательством и правовыми стандартами Совета Европы несущественны. Отдельные расхождения и нюансы рассмотрены в диссертации.
Правовые стандарты Совета Европы о праве на жизнь не всегда дают четкие ответы на возникающие вопросы (вопросы допустимости эвтаназии, абортов). На наш взгляд, они должны изучаться не как эталон права, а как один и путей возможного заимствования в случае предложения более прогрессивного, новационного и удачного решения.
Поэтому ценность пребывания России в Совете Европы в решении вопроса обеспечения права на жизнь заключена, прежде всего:
- в возможности российским гражданам обращаться для защиты своих имущественных и личных неимущественных прав в Европейский суд по правам человека;
- в обязанности государства, в случае необходимости, принять меры как частного характера, направленные на устранение нарушений прав человека, предусмотренных Конвенцией, и последствий этих нарушений для заявителя, так и меры общего характера с тем, чтобы предупредить повторение подобных нарушений;
- в возрастании для отечественного законодательства значения прецедентной практики Европейского суда по правам человека.
Подводя итоги исследования, остановимся на следующем:
1. Рассматривая сущность конституционного права на жизнь на основе анализа понятий «право на жизнь» и «жизнь», автор приходит к выводу, что именно биолого -социальная сущность человека позволила ему законодательно защитить свою жизнь, возведя естественное право на жизнь, на физиологическое существование (право быть, жить) в ранг позитивного, конституционного.
Законодательное закрепление данного права наделяет его как субъективным, так и объективным (нормативным) характером.
Право на жизнь в объективном смысле - это конституционно-правовой институт, представляющий собой совокупность юридических норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения в области реализации жизни человека и обеспечении ее защиты со стороны государства. Право на жизнь в субъективном смысле - это естественная, неотъемлемая от личности и гарантированная нормами внутреннего законодательства и международно-правовыми актами возможность защиты неприкосновенности жизни и свобода распоряжения ею. Наиболее целесообразным представляется рассмотрение права человека на жизнь, состоящим из двух элементов: права на неприкосновенность жизни и права на свободное распоряжение ею.
Целью законодательного закрепления права на жизнь является обеспечение именно неприкосновенности жизни. А так как любое право - это возможность пользования благом, то речь идет и о возможности распоряжения человеком своей жизнью, добровольном поставлении жизни в опасное положение.
2. Вступление Российской Федерации в Совет Европы и приобретение статуса полноправного члена этой организации предполагает и следование правовым стандартам Совета Европы.
Правовые стандарты Совета Европы о праве на жизнь - это правовые нормы, содержащиеся в международно-правовых документах, разработанных в рамках Совета Европы и закрепляющие различные аспекты права на жизнь. Основой защиты права на жизнь является ст. 2 Конвенции о защите прав человека и основных свобод и толкование ее положений, выраженное в решениях Европейского Суда по правам человека.
Применение правовых стандартов Совета Европы в Российской Федерации относительно права на жизнь должно осуществляться путем реализации договорных обязательств России с этой международной организацией, а также анализа и изучения с целью дальнейшего восприятия российским законодательством документов Совета Европы, носящих прогрессивный характер.
3. Автором проанализированы конституционно-правовые основы права на жизнь. Касаясь вопроса о конституционном закреплении смертной казни, важным является то, что отмена смертной казни в Российской Федерации - не только обязательство, возникшее вследствие подписания Россией Протокола № 6 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, но и программа заложенная в самой ст.20 Конституции РФ: «Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться...»
В работе исследуется конституционно-правовая регламентация начала и окончания жизни человека. Часть 1 ст. 20 «Каждый имеет право на жизнь» и ч. 2 ст. 17 «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения» Конституции РФ указывают на то, что государство обязано защищать право на жизнь уже родившегося человека. Таким образом, правовая защита эмбриона - это вопрос в большей степени реализации морали посредством права, нежели конституционных положений.
4. Нарушение права на неприкосновенность жизни рассматривается автором в двух аспектах:
1. Непосредственная угроза жизни путем совершения посягательства на жизнь (убийства, посягательства, сопряженные с угрозой убийством, причинением тяжкого вреда здоровью, террористические акты, войны и военные конфликты и т.п.).
2. Совершение преступлений (правонарушений), не имеющих целью лишение жизни человека, но создающих опасность для жизни и приводящих или могущих привести к смерти (гибели) людей.
Разница между первым и вторым аспектом состоит в том, что в первом случае угроза жизни очевидна, во втором - существует протяженность во времени между совершением преступления и смертью, и причины не всегда очевидны. Это - угроза жизни, создаваемая экологическими преступлениями (правонарушениями), нарушением безопасных условий труда (производственный травматизм в промышленности и на шахтах и т.п.), техногенными катастрофами.
Главную и решающую роль здесь будут играть меры, осуществляемые государством и его представителями, - следование закону, разъяснение его гражданам, профилактика и предупреждение преступлений, привлечение виновных к ответственности.
5. Регламентируя такой аспект права на жизнь как право на свободное распоряжение своей жизнью, автор имеет в виду возможность добровольного принятия лицом решения о поставлении своей жизни в опасное положение, обусловленного свободным, осознанным изъявлением воли субъекта, направленной на достижение некой положительной цели в интересах самого человека, других лиц и всего общества.
Но ни в ком случае речь не идет о регламентации права на лишение человеком себя жизни - государство призвано «признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина» в период его жизни. В остальном, признавая жизнь естественным правом, государство не правомочно - ни в осуществлении эвтаназии, ни в содействии самоубийству, ни в применении смертной казни.
6. Анализируя российские нормативные правовые акты и документы Совета Европы о праве на жизнь, автор приходит к выводу, что различия между российским законодательством и правовыми стандартами Совета Европы несущественны. Отдельные расхождения и нюансы рассмотрены в диссертации.
Правовые стандарты Совета Европы о праве на жизнь не всегда дают четкие ответы на возникающие вопросы (вопросы допустимости эвтаназии, абортов). На наш взгляд, они должны изучаться не как эталон права, а как один и путей возможного заимствования в случае предложения более прогрессивного, новационного и удачного решения.
Поэтому ценность пребывания России в Совете Европы в решении вопроса обеспечения права на жизнь заключена, прежде всего:
- в возможности российским гражданам обращаться для защиты своих имущественных и личных неимущественных прав в Европейский суд по правам человека;
- в обязанности государства, в случае необходимости, принять меры как частного характера, направленные на устранение нарушений прав человека, предусмотренных Конвенцией, и последствий этих нарушений для заявителя, так и меры общего характера с тем, чтобы предупредить повторение подобных нарушений;
- в возрастании для отечественного законодательства значения прецедентной практики Европейского суда по правам человека.
Подобные работы
- Конституционно-правовые проблемы обеспечения в Российской Федерации права на жизнь в свете правовых стандартов Совета Европы
Диссертация , муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - Конституционное право на жизнь и проблемы эвтаназии
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Право на жизнь и смертная казнь: проблемы конституционно-правовой регламентации в Российской Федерации.
Диссертация , юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 970 р. Год сдачи: 2004 - Обеспечение подозреваемому и обвиняемому права на защиту
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2015 - Право на жизнь и смертная казнь: проблемы конституционно-правовой регламентации в Российской Федерации
Диссертация , муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - Право на жизнь и смертная казнь: проблемы конституционно-правовой регламентации в Российской Федерации
Диссертация , муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРИОБРЕТЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ГРАЖДАНСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (12.00.02)
Диссертации (РГБ), административное право. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2005 - КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРИОБРЕТЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ГРАЖДАНСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Диссертации (РГБ), муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - ЭКСТРАКОРПОРАЛЬНОЕ ОПЛОДОТВОРЕНИЕ, ИМПЛАНТАЦИЯ ЭМБРИОНА: ПРАВА ЖЕНЩИНЫ И РЕБЕНКА
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2017



