Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Конституционно-правовые проблемы обеспечения в Российской Федерации права на жизнь в свете правовых стандартов Совета Европы

Работа №7542

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

конституционное право

Объем работы225стр.
Год сдачи2004
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
996
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Правовые стандарты Совета Европы о праве на жизнь и их имплементация в российское законодательство
§1.1. Право на жизнь: понятие, содержание, сущность 11
§ 1.2. Правовые стандарты Совета Европы о праве на жизнь и их значение для российской правовой системы 26
§1.3 .Конституционно-правовые основы регулирования в Российской Федерации права на жизнь 56
Глава 2. Конституционно-правовые проблемы обеспечения в
Российской Федерации права на неприкосновенность жизни и права на свободное распоряжение жизнью в свете правовых стандартов Совета Европы
§ 2.1. Конституционно-правовое обеспечение права человека на неприкосновенность жизни 85
§ 2.2. Конституционно-правовые аспекты регламентации права человека на свободное распоряжение жизнью 138
§ 2.3. Защита в Российской Федерации права на жизнь посредством ^ институтов Совета Европы 178
Заключение 202
Список использованной литературы


Актуальность темы исследования. Проблема обеспечения права на жизнь сегодня находится в центре внимания мирового сообщества, российских ученых, общественности, является злободневной задачей каждого государства. Впервые право на жизнь в нашем государстве получило закрепление с принятием Декларации прав и свобод человека и гражданина Верховным Советом СССР 22 ноября 1991 г.1 и затем провозглашено в статье 20 российской Конституции, принятой 12 декабря 1993г.2
Конституционное закрепление права на жизнь, с одной стороны, - процесс объективный, с другой, - порождающий большое количество теоретических и практических вопросов, связанных как с понятием, сущностью этого права, так и его законодательной и практической реализацией.
Несмотря на конституционную формулировку: “Каждый имеет право на жизнь. Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни...», очевидно, что право на жизнь не замыкается на одной проблеме отмены смертной казни - оно намного шире, глубже и комплекснее. Подтверждением служат те актуальные вопросы, которые уже сегодня требуют своего разрешения: реализация законодательства о пытках в России, экологическая безопасность, отсутствие эффективного расследования преступлений, связанных с посягательством на жизнь человека, отсутствие надлежащей защиты жертв террористических актов, нарастающие проблемы биоэтики: вопросы законной трансплантации, медико-биологические исследований над людьми и другие.
1 См.: Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. №52. Ст. 1865
2 См.: Конституция РФ М., 1993. Данное право отсутствовало во всех конституциях советского периода развития нашего государства

Вступление России в Совет Европы привело к тому, что:
- во-первых, Россия стала открыта правовым стандартам этой международной организации, в том числе - о праве на жизнь. Правовые стандарты, содержащиеся в документах Совета Европы, ратифицированных Россией, подлежат обязательному выполнению на территории Российской Федерации. Другие документы, акты рекомендательного характера целесообразно учитывать с точки зрения заимствования прогрессивных идей и достижений.
- во-вторых, ратификация Конвенции о защите прав человека и основных свобод привела в действие механизм международно-правовой ответственности России: российские граждане получили возможность искать защиту своих прав (в том числе и исследуемого нами права на жизнь) в Европейском суде по правам человека. Кроме того, они стали эту возможность реализовывать.
Потому все более актуальным становится, на наш взгляд, рассмотрение обеспечения в Российской Федерации права на жизнь, различных его аспектов через призму правовых стандартов Совета Европы, выявление их значения для российской правовой системы.
Степень разработанности проблемы.
При всем обилии литературы, посвященной различным аспектам права на жизнь, конкретных научных исследований по данной теме, в целом, немного. Как правило, эти работы принадлежат перу ученых-юристов и имеют главной целью профессиональный анализ правового обеспечения гарантий прав человека.
Научным исследованием правового регулирования жизни человека занимались такие русские ученые-юристы как Бородин С.В., Загородников
Н.И., Кистяковский А.Ф., Таганцев Н.С., изучавшие преступления против
3 См.: Ф3 «О присоединении Российской Федерации к Уставу Совета Европы» и Ф3 «О присоединении Российской Федерации к Генеральному соглашению о привилегиях и иммунитетах Совета Европы и протоколам к нему»// СЗ РФ. 1996. № 9. Ст. 774.775.
4См.: Конвенция о защите прав человека и основных свобод // СЗ РФ. 1998. №20. Ст. 2143.

жизни человека, а также характеризовавшие признаки и условия, по которым определялись жизнь и границы жизни, наказуемость и ненаказуемость вмешательства в жизнь человека. В целом, русские ученые-государствоведы, изучая право человека на жизнь, связывали его с правом на достойное человеческое существование (Новгородцев П.И., Божко В.И., Покровский И.А.).
Советская правовая наука, в целом, отрицательно относилась к естественным правам человека. В то же время, многие юристы этого периода заложили фундамент для всестороннего изучения данного права. К числу видных советских ученых, обращавшихся к изучению права человека на жизнь, можно отнести Боброву Н.А., Витрука Н.В., Гулиева В.Е., Горшенева В.Н., Денисова А.И., Матузова Н.И., Мюллерсона Р.А., Малеина Н.С., Малеину М.Н., Патюлина В.А., Рудинского Ф.М. и других. Вопросы права на жизнь затрагивались в трудах Авакьяна С.А., Баглая М.В., Бондаря Н.С., Безуглова А.А. , Гаджиева Г. А., Кабышева В.Т., Кутафина О.Е., Лучина В.
О., Миронова О.О., Солдатова С.А., Тихомирова Ю.А., Топорнина Б.Н.
В последнее время стали появляться комплексные исследования права на жизнь Линик Л.Н., Кальченко Н.В., Сивца С.М., Романовского Г.Б., но и они не дают однозначных ответов на ряд вопросов и, в итоге, призывают к дальнейшему глубокому изучению этого права.
Исследование роли Совета Европы, его правовых основ, а так же правовых обязательств, добровольно взятых на себя Россией при вступлении в эту международную межправительственную организацию, проводилось и осуществляется многими российскими учеными-юристами: Глотовым С.А., Горшковой С.А., Карташкиным В.А., Квашисом В.Е., Кашкиным С. Ю., Ковлером А.И.,. Лукашук И.И, Мироновым О.О., Эбзеевым Б.С., Энтиным М.Л., а также зарубежными - Арнольдом Р., Баурингом Б., Гомьеном Д., Зваак Л., Саквой Р., Харрисом Д. и другими.
Но комплексного исследования, посвященного обеспечению права на жизнь в Российской Федерации через анализ сравнения российского законодательства и практики его применения с правовыми нормами Совета Европы и их реализацией, а также уяснения влияния членства России в Совете Европы на реализацию конституционного права на жизнь в нашей стране не проводилось.
Эти правовые вопросы, а в их рамках — проблема смертной казни, терроризма, экологической безопасности, эвтаназии, самоубийства и многие другие рассмотрены в настоящем диссертационном исследовании.
Нормативную базу исследования составляют основополагающие документы ООН по данной проблеме: Всеобщая декларация прав человека и Международный пакт о гражданских и политических правах; документы Совета Европы: Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод и другие; а также Конституция Российской Федерации, законодательные и иные нормативные акты РФ. Исследованы документы и материалы международных неправительственных организаций и международных конференций, парламентских слушаний по различным аспектам защиты прав человека, труды ученых-юристов, правоведов, данные периодической печати.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Международное сообщество, признавая право на жизнь в качестве прирожденного свойства человеческой личности, провозглашает отношение к нему не только как к ценности мировой цивилизации, но и как к определенному международному стандарту, на основании признания которого должна строиться принципиальная позиция государства по отношению к каждому индивидууму. Естественный и неотъемлемый характер этого права признан и российской Конституцией.
Подводя итоги исследования, остановимся на следующем:
1. Рассматривая сущность конституционного права на жизнь на основе анализа понятий «право на жизнь» и «жизнь», автор приходит к выводу, что именно биолого -социальная сущность человека позволила ему законодательно защитить свою жизнь, возведя естественное право на жизнь, на физиологическое существование (право быть, жить) в ранг позитивного, конституционного.
Законодательное закрепление данного права наделяет его как субъективным, так и объективным (нормативным) характером.
Право на жизнь в объективном смысле - это конституционно-правовой институт, представляющий собой совокупность юридических норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения в области реализации жизни человека и обеспечении ее защиты со стороны государства. Право на жизнь в субъективном смысле - это естественная, неотъемлемая от личности и гарантированная нормами внутреннего законодательства и международно-правовыми актами возможность защиты неприкосновенности жизни и свобода распоряжения ею. Наиболее целесообразным представляется рассмотрение права человека на жизнь, состоящим из двух элементов: права на неприкосновенность жизни и права на свободное распоряжение ею.
Целью законодательного закрепления права на жизнь является обеспечение именно неприкосновенности жизни. А так как любое право - это возможность пользования благом, то речь идет и о возможности распоряжения человеком своей жизнью, добровольном поставлении жизни в опасное положение.
2. Вступление Российской Федерации в Совет Европы и приобретение статуса полноправного члена этой организации предполагает и следование правовым стандартам Совета Европы.
Правовые стандарты Совета Европы о праве на жизнь - это правовые нормы, содержащиеся в международно-правовых документах, разработанных в рамках Совета Европы и закрепляющие различные аспекты права на жизнь. Основой защиты права на жизнь является ст. 2 Конвенции о защите прав человека и основных свобод и толкование ее положений, выраженное в решениях Европейского Суда по правам человека.
Применение правовых стандартов Совета Европы в Российской Федерации относительно права на жизнь должно осуществляться путем реализации договорных обязательств России с этой международной организацией, а также анализа и изучения с целью дальнейшего восприятия российским законодательством документов Совета Европы, носящих прогрессивный характер.
3. Автором проанализированы конституционно-правовые основы права на жизнь. Касаясь вопроса о конституционном закреплении смертной казни, важным является то, что отмена смертной казни в Российской Федерации - не только обязательство, возникшее вследствие подписания Россией Протокола № 6 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, но и программа заложенная в самой ст.20 Конституции РФ: «Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться...»
В работе исследуется конституционно-правовая регламентация начала и окончания жизни человека. Часть 1 ст. 20 «Каждый имеет право на жизнь» и ч. 2 ст. 17 «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения» Конституции РФ указывают на то, что государство обязано защищать право на жизнь уже родившегося человека. Таким образом, правовая защита эмбриона - это вопрос в большей степени реализации морали посредством права, нежели конституционных положений.
4. Нарушение права на неприкосновенность жизни рассматривается автором в двух аспектах:
1. Непосредственная угроза жизни путем совершения посягательства на жизнь (убийства, посягательства, сопряженные с угрозой убийством, причинением тяжкого вреда здоровью, террористические акты, войны и военные конфликты и т.п.).
2. Совершение преступлений (правонарушений), не имеющих целью лишение жизни человека, но создающих опасность для жизни и приводящих или могущих привести к смерти (гибели) людей.
Разница между первым и вторым аспектом состоит в том, что в первом случае угроза жизни очевидна, во втором - существует протяженность во времени между совершением преступления и смертью, и причины не всегда очевидны. Это - угроза жизни, создаваемая экологическими преступлениями (правонарушениями), нарушением безопасных условий труда (производственный травматизм в промышленности и на шахтах и т.п.), техногенными катастрофами.
Главную и решающую роль здесь будут играть меры, осуществляемые государством и его представителями, - следование закону, разъяснение его гражданам, профилактика и предупреждение преступлений, привлечение виновных к ответственности.
5. Регламентируя такой аспект права на жизнь как право на свободное распоряжение своей жизнью, автор имеет в виду возможность добровольного принятия лицом решения о поставлении своей жизни в опасное положение, обусловленного свободным, осознанным изъявлением воли субъекта, направленной на достижение некой положительной цели в интересах самого человека, других лиц и всего общества.

Но ни в ком случае речь не идет о регламентации права на лишение человеком себя жизни - государство призвано «признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина» в период его жизни. В остальном, признавая жизнь естественным правом, государство не правомочно - ни в осуществлении эвтаназии, ни в содействии самоубийству, ни в применении смертной казни.
6. Анализируя российские нормативные правовые акты и документы Совета Европы о праве на жизнь, автор приходит к выводу, что различия между российским законодательством и правовыми стандартами Совета Европы несущественны. Отдельные расхождения и нюансы рассмотрены в диссертации.
Правовые стандарты Совета Европы о праве на жизнь не всегда дают четкие ответы на возникающие вопросы (вопросы допустимости эвтаназии, абортов). На наш взгляд, они должны изучаться не как эталон права, а как один и путей возможного заимствования в случае предложения более прогрессивного, новационного и удачного решения.
Поэтому ценность пребывания России в Совете Европы в решении вопроса обеспечения права на жизнь заключена, прежде всего:
- в возможности российским гражданам обращаться для защиты своих имущественных и личных неимущественных прав в Европейский суд по правам человека;
- в обязанности государства, в случае необходимости, принять меры как частного характера, направленные на устранение нарушений прав человека, предусмотренных Конвенцией, и последствий этих нарушений для заявителя, так и меры общего характера с тем, чтобы предупредить повторение подобных нарушений;
- в возрастании для отечественного законодательства значения прецедентной практики Европейского суда по правам человека.



1.1. Декларация прав и свобод человека и гражданина. От 23 ноября
1991 г. // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР (далее - Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР). 1991. № 52. Ст. 1865.
1.2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.). -М.: Юридическая литература, 1993.
1.3. Конституции республик в составе Российской Федерации. Издание Государственной Думы. 1995 (Вып. 1); 1996 (Вып. 2).
1.4. Федеральный закон «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» от 4 марта 1998 г. № ЗЗ-ФЗ // СЗРФ (далее - СЗРФ). 1998. № ю. Ст..1146.
1.5. Федеральный закон от 17 ноября 1995 г. N 168-ФЗ "О внесении изменений дополнений в Закон Российской Федерации "О прокуратуре Российской Федерации"// СЗ РФ. 1995. N 47. Ст. 4472.
1.6. Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ //СЗРФ. 1997. №1.Ст.1.
1.7. Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ //СЗРФ. 1994. № 13. Ст. 1447.
1.8. Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации» от 28 апреля 1995 г. № 18. ФКЗ // СЗРФ. 1995. № 18. Ст. 1589.
1.9. Федеральный конституционный закон «О военных судах Российской Федерации» от 23 июня 1999 № 1-ФКЗ // СЗРФ. 1999. №26. Ст. 3170.
206

1.10. Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ // СЗРФ. 1997. №9. Ст. 1011.
1.11. Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ // СЗРФ. 1997. № 51. Ст. 5712.
1.12. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-Ф3 // СЗ РФ. 1996. N25. Ст. 2954.
1.13. Федеральный закон РФ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» от 8.12.2003 № 162-ФЗ //Российская газета. 2003. 16 декабря.
1.14. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 г. N 174- ФЗ// СЗ РФ. 2001. N 52. Ст. 4921.
1.15. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ//С3РФ.2002 . N 1 (часть I) Ст. 3.
1.16. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ // СЗ РФ.2002.Ы 1 (часть I) Ст. 1.
1.17. Гражданский кодекс Российской федерации. Часть первая (от 30 ноября 1994 г.) // СЗРФ. 1994. № 32. Ст. 3300.
1.18. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая (от 26 января 1996 г. № 14 - ФЗ) // СЗРФ. 1996. № 5. Ст. 410.
1.19. Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24 июля 2002 г. N 95-ФЗ//СЗ РФ. 2002.N 30 ст. 3012.
1.20. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223-Ф3 // СЗРФ. 1996. № 1. Ст. 16.
1.21. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 8 января 1997 г. №1-фЗ // СЗРФ. 1997. № 2. Ст. 198.

1.22. Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах» от 8 января 1998 г. № З-ФЗ // СЗРФ. 1998. № 2. Ст. 219.
1.23. Федеральный закон «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации и сотрудников федеральных органов налоговой полиции» от 28 марта 1998 г. № 52-ФЗ // СЗРФ. 1998. № 13. Ст. 1474.
1.24. Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г. № 53-Ф3 //СЗРФ. 1998. № 13. Ст. 1475.
1.25. Федеральный закон «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ // СЗРФ. 1998. № 22. Ст. 2331.
1.26. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ // СЗРФ. 1998. № 31.Ст.3802.
1.27. Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ // СЗРФ. 1999. № 26. Ст. 3177.
1.28. Закон Российской Федерации «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» №, 326 от 5 сентября
1992 г. // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. № 42. Ст. 2334.
1.29. Закон Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» № 31. от 2 июля 1992 г // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. № 33. Ст. 1913.
1.30. Федеральный закон от 30.03.1999. №52-d>3 «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения»//СЗРФ 05:04. 1999. №14. Ст. 1650.
1.31. Федеральный закон от 22.06.1998 №86-ФЗ «О лекарственных средствах»//СЗРФ № 26. 29.06.98. Ст.3006.

1.32. Федеральный закон от 08.01.1998 №3-Ф3 «О наркотических средствах и психотропных веществах»// СЗРФ 12.01.98. №2. Ст. 219.
1.33. Федеральный закон от 09.01.96. №3-Ф3 «О радиационной
* безопасности населения» //СЗРФ 15.01.96. №З.Ст.141.
1.34. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1// Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993. N 33 ст. 1318.
1.35. Закон Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды от 19.12.91// Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992 .№10. Ст.457.
1.36. Федеральный закон от 10 декабря 1995г. «Об основах социального Ф обслуживания в РФ»// СЗРФ. 1995. №50. Ст. 4872.
1.37. Федеральный закон от 30.03.1995. №38-Ф3 «О предупреждении распространения в РФ заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)»//СЗРФ 03.04.95. №14. Ст. 1212.
1.38. Закон Российской Федерации от 09.06.1993. №5142-1 «О донорстве крови и ее компонентов»//Ведомости СНД и ВС РФ 15.07.93 №28. Ст. 1064.
1.39. Закон Российской Федерации от 22.12.1992. №4180-1 «О трансплантации органов и (или) тканей человека»//Ведомости СНД и ВС РФ 14.01.93. №2. Ст.62.
т
1.40. Закон Российской Федерации от 28.06.1991 №1499-1 «О медицинском страховании граждан в РФ»//Ведомости СНД и ВС РСФСР 04.07.91. №27. Ст.920.
1.41. Федеральный закон от 06.12.2000 №142-ФЗ «О ратификации конвенции о передаче лиц, страдающих психическими расстройствами, для проведения принудительного лечения»//СЗРФ 11.12.2000. №50. ст. 4865.
•>
1.42. Федеральный закон от 25 июля 1998 г. N 130-Ф3 "О борьбе с терроризмом" // СЗ РФ. 1998 .N31, ст. 3808.
209

1.43. Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ "Об оружии" // СЗРФ. 1996 г., N 51, ст. 5681.
1.44. Закон Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 "О
ф . милиции" // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного
Совета РСФСР . 1991. №16, ст. 503.
1.45. Федеральный закон от 15 июля 1995 г. N ЮЗ-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" // СЗ РФЛ995.Ы 29.
1.46. Закон РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации"// Российская газета. 4 мая. 1993.
щ 1.47. Федеральный закон от 27 мая 1996 г. N 57-ФЗ "О
государственной охране" // СЗРФ .1996. N 22. ст. 2594.
1.48. Таможенный кодекс Российской Федерации от 18 июня 1993 г. N 5221-1//Российская газета.21 июля. 1993.
1.49. Федеральный закон от 17 декабря 1994 года №67-ФЗ «О федеральной фельдъегерской связи»//СЗРФ.1994 г. N 34. ст. 3547 .
1.50. Федеральный закон от 20 апреля 1995 года №45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов»// СЗРФ 1995. N 17.ст. 1455.
1.51. Федеральный закон «О международных договорах Российской
* Федерации» от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ // СЗРФ. 1995. №29. Ст.2757.
1.52. Федеральный закон «О ратификации Конвенции Содружества независимых государств о правах и основных свободах человека» от 4 ноября 1995 г. № 163-Ф3 // СЗРФ. 1995. №45. Ст.4239.
1.53. Федеральный закон «О ратификации Конвенций о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным
• делам» от 4 августа 1994 г. № 16-ФЗ // СЗРФ. 1994. № 15. Ст. 1684.
210

1.54. Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам // СЗРФ. 1995. №17. Ст. 1472. (Вступила в силу для России 10 декабря 1994 г.)
# 1.55. Федеральный закон «О ратификации Конвенции о равном
обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями» от 30 октября 1997 г. № 157-ФЗ // СЗРФ. 1997. № 44. Ст. 5020.
1.56. Федеральный закон «О ратификации Конвенции об упразднении принудительного труда» от 23 марта 1998 г. № 35-i ФЗ // СЗРФ.З 1998.№ 12. Ст. 1348.
1.57. Федеральный закон «О ратификации Конвенции 1947 г. об т инспекции труда и Протокола 1995 г. к Конвенции 1947 г. об инспекции
труда, Конвенции 1978 г. о регулировании вопросов труда и Конвенции 1981 г. о безопасности и гигиене труда и производственной среде» от 11 апреля 1998 г. № 58-ФЗ // СЗРФ. 1998. № 15. Ст. 1698.
1.58. Федеральный закон «О ратификации Конвенции 1986г. об охране труда при использовании асбеста» (Конвенция № 162) от 8 апреля 2000 г. № 50-ФЗ // СЗРФ. 2000. № 15. Ст. 1538.
1.59. Федеральный закон «О присоединении Российской Федерации к Уставу Совета Европы» от 23 февраля 1996 г. №19-ФЗ // СЗРФ. 1996. №9. Ст.
774.
Ш
1.60. Федеральный закон «О присоединении Российской Федерации к Генеральному соглашению о привилегиях и иммунитетах Совета Европы и протоколам к нему» от 23 февраля 1996 г. № 20-ФЗ // СЗРФ. 1996. №9. Ст.
775.
1.61. Федеральный закон «О ратификации Европейской конвенции по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство
%
обращения или наказания и Протоколов к ней» от 28 марта 1998 № 44-ФЗ // СЗРФ. 1998. № 13. Ст. 1466.
211

1.62. Федеральный закон «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней» от 30 марта 1998 г. № 54- ФЗ // СЗРФ. 1998. № 14. Ст. 1514.
1.63. Федеральный закон «О ратификации Европейской хартии местного самоуправления» от 11 апреля 1998 г. № 55-ФЗ // СЗРФ. 1998. № 15. Ст. 1695.
1.64. Федеральный закон «О ратификации Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств» от 18 июня 1998 г. № 84-ФЗ // СЗРФ. 1998. № 25. Ст. 2833.
1.65. Федеральный закон «О ратификации Европейской конвенции о выдаче, Дополнительного протокола и Второго дополнительного протокола к ней» от 25 октября 1999 г. № 190-ФЗ // СЗРФ. 1999. №43. Ст. 5129.
1.66. Федеральный закон от 25 октября 1999 г. N 193-Ф3 "О ратификации Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам и Дополнительного протокола к ней" // СЗРФ. 2000 г., N 23, ст. 2349.
1.67. Европейская конвенция о предотвращении насилия и хулиганского поведения зрителей во время спортивных мероприятий, и, в частности, футбольных матчей (Страсбург, 19 августа 1985 г.) // Бюллетень международных договоров, январь 2000 г., N 1
1.68. Федеральный закон от 7 августа 2000 г. N 121-ФЗ "О ратификации Европейской конвенции о пресечении терроризма»// СЗРФ от 20 января 2003 г. N 3 ст. 202.
Документы ООН
1.69. Всеобщая декларация прав человека. Генеральная Ассамблея ООН. 10.12.48. Права человека. Основные международные документы. М., 1989.
1.70. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правам/Ведомости Верховного Совета СССР. 1976. №17. Ст.291.
212

1.71. Международный пакт о гражданских и политических правах //Ведомости Верховного Совета СССР.1976. №17. Ст. 291.
Документы Совета Европы, не ратифицированные Российской Федерацией, рекомендации Совета Европы
1.72. Европейская Социальная Хартия (в редакции 1996 г.) (Принята в Страсбурге 3 мая 1996 г.) // Европейская Социальная Хартия. Серия «Права человека». Т.2. М., 1998. С. 72-111.
1.73. Конвенция об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности (Принята в Страсбурге 8 ноября 1990 г.) // Право Совета Европы и Россия. - Краснодар, 1996. С. 346-371.
1.74. Протокол № 6 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Относительно отмены смертной казни (Принят в Страсбурге 28 апреля 1983 г.) // Международные акты о правах человека: Сборник документов. М., 1998. С. 555-556./Подписан Россией 16 апреля 1996 года.
1.75. Конвенция о защите прав человека и достоинства человеческого существа в связи с использованием достижений биологии и медицины: Конвенция о правах человека и биомедицине (Открыта для подписания 4 апреля 1997 г.)// Международные акты о правах человека: Сб. документов. - М., 2002. С. 741-751.
1.76. Дополнительный протокол к Конвенции о защите прав человека и человеческого достоинства в связи с применением биологии и медицины, О запрете клонирования человеческих существ 1998 г // Международные акты о правах человека: Сб. документов. -М., 2002 . С. 741-751;
1.77. Европейская рамочная конвенция «О контроле за приобретением и хранением огнестрельного оружия частными лицами» 1978 г. (Постановление Правительства РФ от 19 декабря 1999 г. №1373 «О подписании Российской Федерацией Европейской рамочной конвенции «О
213

контроле за приобретением и хранением огнестрельного оружия частными лицами»// СЗ РФ 1999. №51. Ст. 6344.
1.78. Европейское соглашение об обмене терапевтическими веществами человеческого происхождения 1958 г.// Стандарты Совета Европы в области прав человека применительно к положениям Конституции Российской Федерации: Избранные права - М.: Институт права и публичной политики. 2002.
1.79. Протокол №13 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод об отмене смертной казни при любых обстоятельствах от 3 мая 2002 г.// Стандарты Совета Европы в области прав человека применительно к положениям Конституции Российской Федерации: Избранные права.— М.: Институт права и публичной политики.2002.


Работу высылаем на протяжении 24 часов после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ