Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Финансовая политика органов местной власти Среднего Поволжья в период проведения денежной реформы 1922-1924 годов

Работа №7531

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

история

Объем работы214стр.
Год сдачи2002
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
787
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Финансово-экономическое положение губерний Среднего Поволжья при
переходе к нэпу 27
1.1. Экономика и финансы средне-волжских губерний в начале 1920-х годов 29
1.2. Состояние денежного обращения в губерниях региона. Реорганизация регионального финансового аппарата 41
Глава 2. Финансовая политика региональных органов власти в 1922-1925 годах 61
2.1. Экономическое развитие региона в 1922-1923 годах 63
2.2. Финансово-экономические мероприятия региональных властей в 1923-1925 годах 76
2.3. Результаты финансово-экономических мероприятий региональных органов власти в 1923-1925 годах 95
Глава 3. Бюджетная система и налоговая политика финансовых органов региона.
Банки Среднего Поволжья в первой половине 1920-х годов 104
3.1. Бюджет губерний Среднего Поволжья в первой половине 1920-х годов 106
3.2. Налоговая система и деятельность фискальных органов региона 133
3.3. Кредитные учреждения Среднего Поволжья в первой половине 1920-х годов 165
Заключение 181
Список использованных источников и литературы
Приложения




Актуальность исследования. Современный период истории России характеризуется состоянием глубочайшей трансформации всего общества, когда идет поиск новых моделей экономического развития, происходят финансово-экономические и социально-политические потрясения, присущие переходным этапам исторического развития. В этой связи, в условиях перманентно переживаемых нашей страной экономических и социально¬политических кризисов, может быть полезен опыт новой экономической политики, ставшей попыткой выхода из того болезненного политико¬экономического состояния, которое охватило Россию в начале 1920-х гг. Это был поворот от гражданской войны к гражданскому примирению, от революционно-насильственных, административно-командных к
государственно-регулируемым рыночным методам хозяйствования и управления производством.
Одним из существенных направлений этой политики стала финансовая реформа 1922-1924 гг. Основными задачами этой реформы были увеличение емкости внутреннего рынка как за счет крупного производства, так и за счет увеличения товарного предложения со стороны крестьянских и кустарных хозяйств; рост размеров товарооборота через развитие торговли внутренней и внешней, государственной, кооперативной и частной; «железная урезка» административных расходов; сокращение, а затем и прекращение бумажно¬денежной эмиссии.
В результате проведения финансовой реформы после длительного периода инфляции в стране была создана новая денежная система на основе обращения и взаимного размена банковских червонцев, казначейских билетов, а также серебряной и медной монеты. Несомненными достижениями финансовой политики этого периода стало сокращение, а затем ликвидация бюджетного дефицита и определенная финансовая стабилизация. Таким образом, финансовая реформа, проводившаяся в 1922-1924 гг., стала важной

5
составной частью новой экономической политики и одним
из факторов, определивших ее успех.
В отечественной исторической литературе изучение вопросов, связанных с осуществлением финансовой реформы 1920-х гг., не является новой проблематикой. Эта тема, как один из наиболее благодатных в плане научного поиска объектов исследования, привлекает внимание специалистов самых разных направлений исторической науки. Однако их труды касаются, в основном, проведения денежной реформы на общегосударственном уровне, на уровне центральных финансовых ведомств и партийно-государственных органов. Если же исследователи касаются положения дел на периферии, то делают это, как правило, чтобы проиллюстрировать региональными примерами проведение реформы в общегосударственном масштабе. В целом же, можно сказать, что региональный аспект данной темы мало изучен. Особенно это положение характерно для Среднего Поволжья, региона, который имел свои экономические особенности, в той или иной степени влиявшие на проведение финансовых преобразований.
К числу этих особенностей можно отнести аграрный характер местного хозяйства, крайне незначительный удельный вес промышленного производства в структуре экономики региона, почти полное отсутствие тяжелой промышленности общегосударственного значения, низкий уровень доходов населения. Данное экономическое положение усугублялось в начале 20-х гг. прошлого века последствиями гражданской войны и политики «военного коммунизма». Все это налагало совершенно особый отпечаток на характер и содержание финансовых мероприятий в Средневолжском регионе, формировало общие и отличительные черты финансовых преобразований по сравнению с аналогичными мероприятиями на федеральном уровне.
Нынешнее обращение к изучению финансовой реформы на уровне регионов - это исследование региональных особенностей экономики и фи¬нансов 20-х гг. истекшего столетия, являющихся составной частью и одной из основ политики федерализма, берущей свои истоки в этот период. Исходя из

6
этого, можно сказать, что опыт разработки и осуществления
финансовой реформы 1922-1924 гг. не утратил научно-практического интереса и в наши дни, когда вновь, уже на новом этапе исторического развития и на иной экономической основе, правительство возвращается к идеям финансового федерализма. В этом смысле может быть полезен и опыт проведения финансовых мероприятий в регионах, в частности на Средней Волге. Многие финансово-экономические меры нэпа (проведение деноминаций рубля, например) имеют ряд сходных черт с той финансовой политикой, которую проводит нынешняя российская власть. Апробация этой политики на региональном уровне могла бы способствовать более успешному развитию экономики регионов и страны в целом.
Степень научной разработки исследования. В общем потоке исследований данной темы можно выделить советскую и российскую, зарубежную, региональную историографию.
Советская и российская историография. Начало изучения истории финансовой реформы совпало со временем ее проведения. Первые публикации носили пропагандистский характер и непосредственно, следом за событиями, показывали первоначальные шаги государственного руководства в области финансов.1 Несколько особняком здесь стоят сборники статей по различным вопросам финансовой политики, авторами которых были в основном старые дореволюционные специалисты, перешедшие на сторону советского правительства. В связи с завершением денежной реформы выходят аналитические труды партийных экономистов М.Г. Бронского, Л.П.
1 См., напр.: Денежная реформа.- М.,1924; Денежная реформа. - Л., 1924.
См. об этом: Очередные вопросы финансовой политики: Сборник статей. Вып.1-2.-М., 1922; Денежное обращение и кредит. Т. 1. Денежное обращение в России и за границей в годы войны и революции (1914-1921).- М., 1922; Вопросы банковской политики - М., 1922.

7
3
Боголепова, Б.В. Сигала. Их работы зачастую основаны на
непосредственном опыте участия и наблюдениях за проведением реформы. Авторы указывают на положительное значение денежной реформы для экономики и развития товарно-денежных отношений.
Во второй половине 1920-х гг. после завершения финансовой реформы в изучении проблемы обозначились новые подходы. Тема финансовой реформы подробно и объективно рассматривалась в монографиях Л.Н. Юровского, Д.В. Кузовкова, З.С. Каценеленбаума4 Эти авторы опирались в своих исследованиях на обширный статистический и фактический материал, а также на свой опыт практического участия в финансовой деятельности. Главный вывод, сделанный исследователями, выражался в том, что основные шаги финансовой реформы являлись неизбежными звеньями развития денежной системы в условиях переходной экономики времен нэпа.
Таким образом, в период проведения денежной реформы 1922-1924 гг. и после ее завершения в освещении истории и итогов реформы сложилось два направления. Одни авторы (Г.Г. Бронский, Д.П. Боголепов, Б.В. Сигал) оценивали реформу однозначно положительно; в то время как другие (Д.В. Кузовков, З.В. Каценеленбаум), подчеркивая неизбежность реформы и правильность ее методов, вместе с тем, относились к финансовым преобразованиям с умеренной осторожностью, призывая к их дальнейшему углублению.
В 30-40-е гг. ХХ века в советской исторической литературе
3
См. Бронский М.Г. За оздоровление денег (О денежной реформе). - М., 1924; Боголепов Д.П. Деньги Советской России. - Л.,1924; Сигал Б.В. Итоги денежной реформы. - Харьков,1925.
4 См. Юровский Л.Н. Современные проблемы денежной политики. - М.,1926; Он же. Денежная политика Советской власти (1917-1927). - М.,1928; Кузовков Д.В. Основные моменты распада и восстановления денежной си¬стемы. - М., 1925; Каценеленбаум З.С. Денежное обращение в России 1914¬1924.- М.,1924.

8
сформировалось устойчивое и упрощенное отношение к
финансово-экономической практике нэпа. В это время появилось незначительное количество книг по данной проблеме.5 Освещение в них темы финансовых преобразований полностью укладывалось в схему «Краткого курса истории ВКП(б)», который трактовал нэп как временное отступление от прямой линии построения социализма, отступление с целью, «накопив силы и средства,.. перейти затем в решительное наступление, чтобы уничтожить остатки капитализма в стране».6 Исходя из этого, финансовые мероприятия нэпа долгое время не получали должной оценки историков.
Наиболее интересными из трудов этого периода являются работы З.В.Атласа и В.П. Дьяченко. Профессор З.В.Атлас рассматривал основные этапы и методы проведения денежной реформы, опираясь на богатый фактический материал и архивные источники Наркомата финансов, дающие уникальную возможность вникнуть в сущность происходивших событий. Однако в силу ряда причин, обусловленных временем написания монографии, ее автор оказался несвободен от тенденциозного и одиозного подхода к некоторым аспектам рассматриваемой проблемы. Сложности в проведении денежной реформы, например, объяснялись деятельностью «реакционного финансиста» Юровского и «участника троцкистско-бухаринской банды» Сокольникова.
Книга В.П. Дьяченко являлась основательным исследованием вопросов развития финансово-кредитных отношений в СССР. Ее автор, будучи экономистом-финансистом, с 1929 по 1943 гг. работал в Наркомате финансов СССР, затем возглавлял Институт экономики АН СССР. Благодаря этому он
5 См., напр.: Козлов Г. Советские деньги. - М. - Л., 1939; Атлас З.В. Очерки по истории денежного обращения в СССР (1917-1925). - М.,1940; Дьяченко В.П. Советские финансы в первой фазе социалистического государства. Ч.1. - М.,1947.
6 История ВКП(б). Краткий курс. - М.,1952. С.245.

9
имел возможность опираться в своем исследовании на богатые
архивные материалы и другую информацию о советских финансах времен нэпа, что делает монографию особенно ценной.
С середины 50-х гг. прошлого века начинается новый период в изучении нэпа. В работах этого периода речь шла, преимущественно об отдельных эле¬ментах этой политики - госкапитализме, торговле, кооперации. История же финансовых преобразований первой половины 1920-х гг. рассматривалась вскользь, в комплексе с другими проблемами.
В дальнейшем, в 60 - первой половине 80-х гг. ХХ столетия появились новые труды известных исследователей (3.В. Атлас, В.П. Дьяченко), в которых нашли отражение различные аспекты денежной реформы 20-х гг. 3.В. Атлас, отказавшись от прежних тенденциозных оценок, подробно проанализировал предпосылки и особенности советской финансовой реформы, показал ее задачи и методы реализации. Большой интерес представляет сравнительный анализ советской денежной реформы и финансовых реформ, осуществлявшихся в предыдущий период в России и за рубежом. На основе этого анализа автор приходит к выводу о том, что «денежную реформу 1922-1924 гг. можно считать классической социалистической системой стабилизации валюты. Эта реформа по социальному содержанию глубоко отличается от капиталистических денежных реформ».8


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Коренные преобразования финансовой сферы в годы нэпа коснулись как страны в целом, так и ее регионов, в частности Среднего Поволжья. Здесь имелись свои особые социально-экономические условия, влиявшие на проведение финансовой реформы.
Среднее Поволжье было типичным земледельческим регионом страны со слаборазвитой промышленностью. Это предопределяло зависимость развития торговли и промышленности края от благосостояния сельского хозяйства, а также обусловливало значительные сезонные колебания экономической конъюнктуры.
Гражданская война и политика «военного коммунизма» имели катастрофические последствия для экономики средневолжских губерний. За годы гражданской войны свернулось производство на многих фабриках и заводах. Тяжелое положение сложилось на транспорте. Рабочий класс, и без того немногочисленный, распылялся, часть рабочих уходила в деревню. В плачевном состоянии находилось и сельское хозяйство. Если в целом по стране продукция сельского хозяйства составила в 1920 г. половину к уровню 1913 г., то в Среднее Поволжье она была еще меньше.
Еще более усугубил и без того тяжелое положение Средне-Волжского региона неурожай и голод 1921 г. Посевные площади в 14 голодающих губерниях сократились на 50%, а поголовье рабочего и крупного рогатого скота только в Самарской губернии уменьшилось на 60%. Уже к осени 1921 г. в губерниях, полностью пораженных засухой, голодало свыше 23 млн. человек. В Среднем Поволжье от голода пострадали более четырех миллионов человек. Голод и его последствия (сокращение производства, рост цен, галопирующая инфляция и т.д.) обострили социальную ситуацию в регионе. Повсюду росло разочарование в политике Советской власти и правящей партии.
Столь катастрофическое социально-экономическое положение накла¬

182
дывало свой отпечаток и на состояние финансовой сферы в
губерниях Среднего Поволжья. Экономика и финансы в этом регионе, как и в целом по стране, переплетались в довольно сложный клубок взаимосвязанных проблем, поэтому решать их можно было только комплексно. В создавшихся условиях вопрос о состоянии финансов и о работе финансовых органов региона занимал одно из важнейших мест в политике центральных и местных властей.
Тяжелое финансово-экономическое состояние страны непосредственно отражалось в сфере денежного обращения, положение в которой было близко к катастрофическому. Инфляция подрывала заинтересованность трудящихся в результатах своего труда. Это останавливало повышение производительности труда в промышленности, тормозило проведение курса на повышение товарности сельского хозяйства, а также подталкивало население и товаропроизводителей к натурализации отношений обмена, что еще более обесценивало находившуюся в обращении денежную массу. В условиях резкого обесценения совзнаков и нехватки денежных средств у предприятий и населения («денежного голода») в денежном обращении одновременно участвовали дензнаки различных выпусков, а также золотая монета и иностранная валюта. Так, в Пензенской губернии летом 1922 г. в обращении одновременно находились разные денежные знаки в количестве более 50 образцов.
Для преодоления финансового кризиса на общегосударственном и региональном уровнях необходимо было преодолеть пережитки психологии «военного коммунизма». Надо было покончить с недооценкой роли финансов, поднять значение всей финансовой работы и укрепить авторитет финансовых органов.
С началом нэпа в средневолжских губерниях в соответствии с распоряжениями Наркомфина приступили к реорганизации финансового аппарата. Территория губерний региона была разделена на отдельные финансовые районы-участки с тем расчетом, чтобы каждый участок обслужи¬вался одним финансовые инспектором, а последний в состоянии был бы учесть

183
и привлечь к налогообложению все объекты на своей территории.
В Пензенской губернии было образовано 22 таких финансовых участка, в Самарской губернии - 12, в Симбирской губерний - первоначально 13 (впоследствии 12) финансовых участков. В состав работников финансовых органов привлекались кадры опытных дореволюционных служащих.
Одновременно в губерниях Среднего Поволжья, как и по всей стране, начала проводиться финансовая политика, принципиально отличающаяся от всех предшествовавших финансовых мероприятий. Это видно по тому, как меняется характер архивных документов и статистических данных, направляемых в Москву. Если в начале 1921 г. в отчетах сообщалось только о недостатке денежных средств и о его последствиях, то уже с осени 1921 г. и, особенно, в 1922 г. появляются данные о приходной и расходной частях бюджета губерний региона, о налоговых и неналоговых поступлениях, выявляются причины и следствия тех или иных действий финансовых органов, проводится анализ состояния товарного рынка и ценообразования.
Региональные финансовые органы были поставлены перед необходи¬мостью в условиях уменьшения финансовых вливаний из центра резко сокращать расходы. Вводился строгий контроль за поступающими денежными средствами. Одновременно сокращался региональный административный аппарат, а также государственные расходы на содержание рабочих и служащих. Вместе с тем, расширялась номенклатура новых местных источников доходов. Сюда включались местные налоги и сборы, доходы от коммунальных имуществ и предприятий, а также от государственной и кооперативной торговли. Эти доходы постепенно становились одной из существенных статей в местных бюджетах, все более сокращая роль денежных поступлений из центра. Наряду с этими факторами положительное влияние на общее финансовое состояние средневолжских губерний оказывало развитие торговли и расширение товарооборота. Только в Самарской губернии товарооборот в 1922/23 г. вырос по сравнению с 1921/22 г. в десять раз.

184
Таким образом, в проведении финансовых мероприятий во второй половине 1921 и в 1922 г. в губерниях Среднего Поволжья, как и по всей стране, наметились первые успехи. В этих условиях вся деятельность финансовых учреждений региона должна была быть направлена на решение единой общегосударственной задачи - поддержку развития промышленного и сельскохозяйственного производства в регионе, достижение устойчивости курса рубля и правильного денежного обращения. Достижение этих целей осуществлялось ими своими путями и методами.
Переломным в восстановлении хозяйства Среднего Поволжья следует считать 1923 г. К этому времени были в основное ликвидированы последствия голода 1921 г. и в экономике региона обозначился устойчивый подъем. Вместе с тем, экономические сложности и противоречия рассматриваемого периода («ножницы цен») заставили региональные власти наиболее активно задействовать механизм государственного регулирования экономики. Таким образом, в этот период начинают складываться основные компоненты нэповской финансовой политики в масштабах края.
Экономические противоречия, существовавшие в стране в годы нэпа, проявились в 1923 г. в виде «ножниц цен». В сентябре 1923 г. общий уровень розничных цен на продукты сельского хозяйства составлял лишь 58% довоенного уровня, в то время как цены на промышленные товары по отношению к тому же уровню достигали 187%. В результате крестьянство теряло за год половину своего платежеспособного спроса, а из-за резкого роста цен и затоваривания был затруднен сбыт промышленной продукции.
Для преодоления возникших трудностей органы государственной власти вынуждены были принять экстренные меры. Цены не предметы первой необходимости были снижены и повышены цены на продукты сельского хозяйства. В результате ценовой механизм стал выравниваться. К середине 1924 г. кризис сбыта был в основном преодолен.

185
Таким образом, если рассматривать нэп как попытку реализации политики государственного регулирования рыночной экономики (ГРЭ), можно заметить некоторые закономерности в ее проведении. В 1921-1922 г. при сохранении государственной собственности на основные средства производства и монополии внешней торговли был дан относительный простор развитию рыночных отношений в области мелкого сельскохозяйственного производства и торговли. В результате из-за несовершенства рыночного механизма и в условиях недостаточного его государственного регулирования сложился тот диспаритет цен, который стал основой кризиса 1923 г. В поисках выхода из создавшегося положения центральные и региональные органы власти в течение 1923-1925 гг. начали нащупывать механизм ГРЭ. Основным условием и средством этой политики должно было стать поддержание стабильности национальной денежной единицы - советского червонца.
В этих условиях особенно важное значение имело наличие стабильной денежной системы, которая возникла в результате денежной реформы 1922¬
1924 гг. Денежная реформа в своей технической части начала осуществляться в губерниях Среднего Поволжья с весны 1923 г., когда в регион начала поступать новая валюта. Этот процесс не обошелся без сложностей. Например, в Симбирскую губернию новые денежные знаки (червонцы) поступали с перебоями, а весь имеющийся запас совзнаков был уничтожен. Кассы финансовых учреждений превратилась в несостоятельного кредитора, на рынке сразу же возник ажиотажный спрос на новую валюту и спекуляция ею. Только к концу 1923 г. червонцы и разменная монета нового образца поступили в губернию в достаточном количестве. К середине 1924 г. техническая часть денежной реформы в Симбирской губернии была успешно завершена.



1.1. Российский государственный архив экономики (РГАЭ).
1.1.1. Народный Комиссариат финансов СССР (Ф.7733).
Оп.1. Д.589.
Оп.1. Д591.
Оп.1. Д.616.
Оп.1. Д.872.
Оп.1. Д.875.
Оп.1. Д.1932
Оп.1. Д.1934
Оп.1. Д.2010
Оп.1. Д.2642
Оп.1. Д.5319
Оп.1. Д.5325
Оп.1. Д.5326
Оп.1. Д.5328
1.1.2. Центральное Статистическое управление СССР (Ф.1562).
Оп.2. Д.417.
1.2. Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ).
1.2.1. Центральный Комитет РКП(б) - ВКП(б) (Ф.17).
Оп.11. Д.78.
Оп.11. Д.242.
Оп.12. Д.367.
Оп.12. Д.506.

191
Оп.12. Д.508.
Оп.15. Д.32.
Оп.15. Д.39.
1.3. Государственный архив Пензенской области (ГАПО).
1.3.1. Губернский исполнительный комитет Советов Пензенской губернии (Ф.р-2).
Оп.1. Д.1166.
Оп.1. Д.1243.
Оп.1. Д.1498.
Оп.1. Д.1587.
Оп.1. Д.2804.
1.3.2. Губернский Финансовый отдел Губисполкома (Ф.р-313).
Оп.8. Д.11.
Оп.8. Д.18.
Оп.8. Д.19.
Оп.8. Д.21.
Оп.8. Д.40.
Оп.8. Д.71.
Оп.8. Д.77.
О
8. Д.94.
Оп.9. Д.7.
Оп.9. Д.12.
Оп.9. Д13.
Оп.9. Д.20.
Оп.9. Д.38.
Оп.9. Д.123.
Оп.10. Д.31.
Оп.10. Д.35а.

192
Оп.10. Д.39.
Оп.11. Д.15.
1.3.3. Пензенское Общество сельскохозяйственного кредита (Ф.р-377).
Оп.1. Д.3.
Оп.1. Д.4.
Оп.1. Д.77.
Оп.1. Д.95.
Оп.1. Д.246.
1.4. Государственный архив Самарской области (ГАСО).
1.4.1. Губернский Исполнительный комитет Советов Самарской губернии (Ф.81).
Оп.1. Д.25.
Оп.1. Д.32.
Оп.1. Д.ЗЗ.
Оп.1. Д.34.
Оп.1. Д.36.
Оп.1. Д.46.
Оп.1. Д.65.
1.4.2. Самарский Губернский Финансовый отдел (Ф.р-142).
Оп.1. Д.50.
Оп.1. Д.53.
Оп.1. Д.80.
Оп.1. Д.112.
Оп.1. Д.120а.
Оп.2. Д.51.
1.5. Государственный архив Ульяновской области (ГАУО).
1.5.1. Финансовый отдел Симбирского губисполкома (Ф.р-183).
Оп.1. Д.978.

193
Оп.1. Д.983.
Оп.1. Д.1007.
Оп.1. Д.1022.
Оп.1. Д.1065.
Оп.1. Д.1159.
1.5.2. Ульяновская губернская плановая комиссия (Ф.р-334).
Оп.1. Д.49.
1.5.3. Ульяновское отделение Государственного банка СССР (Ф.р-573).
Оп.2. Д.17.
Оп.2. Д.20.
2. Опубликованные источники.
2.1. Весь Симбирск. - Симбирск: Симбир. Губисполком, 1923. - 37 с.
2.2. Вторая сессия Самарского губернского исполнительного комитета Советов. 25-26 марта 1923 г. Стенографический отчет. - Самара: Изд-е Самарского губисполкома, 1923. - 91 с.
2.3. Вторая сессия Самарского губернского исполнительного комитета Советов. 3-5 мая 1924 г. Стенографический отчет.- Самара: Издание Самарского ГИКа, 1924. - 142 с.
2.4. Вторая сессия Самарского губернского исполнительного комитета Советов. 24-25 июля 1925 г. Стенографический отчет. - Самара: Изд-е Самарского ГИКа, 1925. - 202 с.
2.5. Главнейшие сведения по государственному бюджету и денежному обращению за 1923/24 бюджетный год. - М.: Б.и., 1924. - 37 с.
2.6. Годовая работа Самарского губкома РКП(б) от XI до XII Губпарт- конференций (март 1923 г. - апрель 1924 г.).- Самара: Изд-е Самарского ГИКа, 1924. - 56 с.
2.7. Доклад Самарского губисполкома 9-го созыва о политическом и экономическом состоянии и о проделанной работе за год - 10-му

194
Губернскому съезду Советов. За 1922 г. - Самара: Губсовнархоз, 1922. - 46 с.
2.8. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Часть I. Издание 7-е. - М.: Политиздат, 1954. - 823 с.
2.9. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Т.2.- М.: Политиздат, 1983. - 845с.
2.10. Краткий обзор деятельности Самарского губернского экономического совещания за 1922 г. и предстоящие задачи. - Самара: Губсовнархоз, 1922.
- 25 с.
2.11. Ленин В.И. Письмо Л.Д.Троцкому (сентябрь 1921 г.).//Полн.собр. соч. Изд-е 5-е. Т.53.- М.: Политиздат, 1978. - С.234.
2.12. Материалы по районированию и организации Средне-Волжской области. Выпуск 1.- Самара: Ср.-Волжская план. ком., 1925. - 384 с.
2.13. Материалы по районированию и организации Средне-Волжской области. Выпуск 2. - Самара: Ср.-Волжская план. ком., 1925. - 360 с.
2.14. Местный бюджет Самарской губернии на 1923/24 г. - Самара: Изд-е Самарского УИКа, 1924. - 148 с.
2.15. Местный бюджет Самарской губернии на 1924-25 г. - Самара: Изд-е Самарского ГИКа, 1925. - 127 с.
2.16. Народное хозяйство России за 1921-1922 гг. Статистический ежегодник. - М.: «Экономическая жизнь», 1923. - 534 с.
2.17. Наше денежное обращение. Сборник материалов по истории денежного обращения в 1914-1925 гг./под ред. Л.Н. Юровского.- М.: Финансовое изд- во НКФ, 1926. - 350 с.
2.18. Отчет Пензенского губернского комитета ВКП(б) 19-й Губернской партконференции. - Пенза: Изд-е Губсовнархоза, 1926. - 68 с.
2.19. Отчет Самарского Губернского экономического совещания. Выпуск 1. - Самара: Самар. Губэкономсовещание и Госиздат, 1921. - 192 с.

195
2.20. Отчет Самарского Губернского экономического совещания. Выпуск 2. - Самара: Самар. Губэкономсовещание и Госиздат, 1922. - 154 с.
2.21. Отчетный бюллетень Симбирского губернского и городского Ис¬полнительного комитета Советов рабочих, крестьянских и кра¬сноармейских депутатов к Х съезду Советов Симбирской губернии (25 февраля 1921 г.).- Симбирск: Симбир. госизд-во, 1921. - 61 с.
2.22. Отчет Симбирского Губернского экономсовещания на 1 октября 1921 г. - Симбирск: Симбир. госизд-во, 1921.
2.23. Отчет Симбирского Губернского экономсовещания №2. Октябрь 1921 г.- Март 1922 г. - Симбирск: Симбир. губэкономсовещание, 1922. - 81 с.
2.24. Отчет Симбирского губернского экономического совещания №3. (с апреля 1922 г. по апрель 1923 г.) - Симбирск: Симбир. губ. план. комис., 1924. - 98 с.
2.25. Х1 Самарский губернский съезд Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Отчет Самарского губернского исполнительного комитета Х созыва за 1923 год. - Самара: Самар. Губисполком, 1924. - 260 с.
2.26. Пензенское губернское экономическое совещание. Отчет Совету Народных комиссаров и Совету Труда и Обороны за период с 1 октября
1921 г. по 1 апреля 1922 г. - Пенза: Губсовнархоз, 1922. - 253 с.
2.27. Пензенский 10-й Губернский съезд Советов. Бюллетень №2. 12 декабря
1922 г. - Пенза: Губсовнархоз, 1922. - 32 с.
2.28. Пензенский край. 1917-1977 гг.: Документы и материалы. - Саратов: Приволжское книжное издательство (Пензенское отделение), 1982. - 304 с.
2.29. По вопросам коммунального хозяйства в Ульяновской губернии. Карсун: Уисполком, 1925. - 58 с.
2.30. Природа, хозяйство, культура Ульяновской губернии. - Ульяновск: Изд-е Губисполкома, 1927. - 184 с.

196
2.31. Промышленность Поволжья и голод 1921 г. - М.: ВСНХ, 1921. - 196 с.
2.32. Сборник главнейших статистических сведений по государственному бюджету, по денежному обращению, по кредиту, по движение цен и курсов за 1922 г. и начало 1923 г. - М.: Ред. изд. отдел, 1923. - 119 с.
2.33. Сборник декретов и распоряжений по финансам. Т.4. - М.: Госполитиздат,1921-1922. - 42 с.
2.34. Сборник директив и решений по финансовым вопросам. Т.4.- М.: Госполитиздат, 1921. - 46 с.
2.35. Сборник обязательных постановлений и распоряжений Симбирского губисполкома.- Симбирск: Губернский Отдел управления, 1923. - 189 с.
2.36. Сборник обязательных постановлений президиума Ульяновского Губернского Исполнительного комитета Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. - Ульяновск: Организационно¬Инструкторский отдел УГИК, 1925. - 175 с.
2.37. Сборник статистических сведений по Пензенской губернии. 1920-1926 гг.
- Пенза: Статистич. отдел, 1927. - 897 с.
2.38. Сборник статистических сведений по Самарской губернии. Выпуск 2.- Самара: Самар. губ. стат. бюро, 1924. - 286 с.
2.39. Советское народное хозяйство в 1921-1925 гг. - М.: Наука, 1967. - 259 с.
2.40. Статистический ежегодник. 1918-1924. Т.8. Вып.3. (1921 1922 гг.) - М.: ЦСУ, 1921. - 371 с.
2.41. Статистический справочник по Ульяновской губернии. - Ульяновск: Губсовнархоз, 1925. - 74 с.
2.42. Третья сессия Самарского губернского исполнительного комитета Советов 12-го созыва. 12-13 июля 1923 г. Стенографический отчет. - Самара: Самар. губисполком, 1923. - 146 с.
2.43. Третья сессия Самарского губернского исполнительного комитета Советов. 3-4 ноября 1924 г. Стенографический отчет. - Самара: Самар.

197
губисполком, 1924. - 105 с.
2.44. Три года работы Самарского Сельхозбанка (Сборник статей). - Самара: Самарский Сельхозбанк, 1926. - 18 с.
2.45. Хозяйство и бюджет Пензенской губернии в 1924-25 г. (Сборник материалов). - Пенза: Губсовнархоз, 1925. - 294 с.
2.46. Что сказал хозяин губернии. Резолюции Х1У губернского съезда Советов Ульяновской губернии. - Ульяновск: "Пролетарский путь", 1925. - 69 с.
3. Периодическая печать.
3.1. Журналы.
3.1.1. Бюллетень Самарского Губотдела Управления. - Самара,1922-1923гг.
3.1.2. Известия Самарского Губсоюза. - Самара. 1922 г.
3.1.3. Под знаменем ленинизма. Орган Пензенского губкома ВКП(б), Губисполкома и Межкоопсовета. - Пенза. 1924 г.
3.2. Газеты.
3.2.1. Заря. Орган Симбирского губкома РКП(б) и ГИКа. - Симбирск. 1921 г.
3.2.2. Коммуна. Орган Самарского губкома ВКП(б).- Самара. 1924 г.
3.2.3. Пролетарский путь. Орган Симбирского ГСНХ.- Симбирск. 1924 - 1925 гг.
3.2.4. Трудовая правда. Орган Пензенского губкома РКП(б), Губисполкома, Горсовета и Губпрофсовета. - Пенза. 1922-1925 гг.
3.2.5. Экономический путь. Орган Симбирского ГСНХ.- Симбирск. 1921- 1923 гг.
4. Исследования.
4.1. Атлас З.В. Очерки по истории денежного обращения в СССР (1917- 1925).-
М.: Госфиниздат, 1940. - 245 с.
4.2. Атлас З.В. Социалистическая денежная система. Проблемы социалистических преобразований и развития денежной системы СССР. - М.: Финансы, 1969. - 384 с.

198
4.3. Атлас М.С. Развитие Государственного банка СССР. - М.: Госфиниздат, 1958. - 253 с.
4.4. Бернацкий М.В. Денежная реформа в Советской России.//Сборник статей, посвященный П.В. Струве. - Прага, 1925. - 143 с.
4.5. Боголепов Д.П. Деньги Советской России. - Л.: Прибой, 1924. - 90 с.
4.6. Борисов С.М. Червонец - валюта нэпа.//Деньги и кредит. 1992. №1. - С.48- 52.
4.7. Бронский М.Г. За оздоровление денег (О денежной реформе.) - М.:
«Красная новь», 1924. - 27 с.
4.8. Вопросы банковской политики. - М.: ВСНХ, 1922. - 58 с.
4.9. Всемирная история экономической мысли. Т.4.- М.: Экономика, 1990. - 374 с.
4.10. Генис В. Упрямый нарком с Ильинки.//Сокольников Г.Я. Новая финансовая политика: на пути к твердой валюте, - М.: Экономика, 1995. - 216 с.
4.11. Генкина Э.Б. Государственная деятельность В.И. Ленина в 1921- 1923 гг. - М.: Наука, 1969. - 289 с.
4.12. Генкина Э.Б. Переход Советского государства к новой экономической политике (1921-1922).- М.: Госиздат, 1954. - 274 с.
4.13. Голанд Ю.М. Леонид Наумович Юровский. Портрет на фоне эпохи. //Юровский Л.Н. Денежная политика Советской власти (1917-1927).- М.: Начала-пресс, 1997. - 418 с.
4.14. Голанд Ю.М. Финансовая стабилизация и выход из кризиса. Уроки советского червонца.//Коммунист. 1991. № 3-4 - С.34-43.
4.15. Денежное обращение и кредит. T.I: Денежное обращение в России и за границей в годы войны и революции (1914-1921).- Пг.: НКФ, 1922. - 638 с.
4.16. Денежная реформа. - М.: МК РКП(б), 1924. - 29 с.

199
4.17. Денежная реформа. - Л.: Прибой, 1924. - 68 с.
4.18. Динамика российской и советской промышленности в связи с развитием народного хозяйства за сорок лет (1887-1926). Т.1. Ч.3. - М.-Л.,1929.
4.19. Дмитренко В.П. Торговая политика Советского государства после перехода к нэпу. 1921-1924 гг. - М.: Наука, 1971. - 271 с.
4.20. Дмитренко В.П. Нэп и построение социализма в СССР. - М.: Знание, 1981.
- 64 с.
4.21. Дмитренко В.П. Советская экономическая политика в первые годы пролетарской диктатуры: Проблемы регулирования рыночных отношений. - М.: Наука, 1986. - 252 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ