Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Подготовка учителя к просветительной деятельности в области в области основ индивидуального здоровья школьников

Работа №7490

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

педагогика

Объем работы162стр.
Год сдачи2003
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
847
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1.Теоретические основы подготовки учителя к просветительской деятельности в области сохранения индивидуального здоровья школьников
1.1 Просвещение школьников в области сохранения индивидуального здоровья как компонент современной системы образования
1.2 Понятийно-категориальный аппарат проблемы исследования
1.3 Основные подходы к осуществлению просвещения в области основ индивидуального здоровья школьников в современной образовательной практике
ВЫВОДЫ
ГЛАВА 2. Педагогическая система подготовки будущего учителя к просветительской деятельности в области основ индивидуального здоровья школьников (на материале деятельности учителя - биолога)
2.1 Состояние готовности будущего учителя к просветительской деятельности в области основ индивидуального здоровья школьников
2.2 Педагогические и методические условия подготовки учителя к просвещению школьников в области сохранения индивидуального здоровья
2.3 Дидактическая модель подготовки учителя к просвещению школьников в области сохранения индивидуального здоровья
2.4 Экспериментальная проверка и оценка модели подготовки учителя к просветительской деятельности в области основ индивидуального здоровья школьников
ВЫВОДЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА




Актуальность исследования. Современный этап развития высшего образования характеризуется устойчивой тенденцией к повышению уровня профессионального мастерства будущего учителя, развитию его специальных и личностных качеств. Целенаправленная разносторонняя подготовка гарантирует высокую конкурентоспособность выпускника вуза, способность к творческой деятельности.
Происходящие в последнее десятилетие изменения структуры и содержания общего образования негативным образом сказываются на здоровье учащихся. Вот почему сохранение индивидуального здоровья детей становится одной из составляющих деятельности современного педагога и, следовательно, готовности к осуществлению этой деятельности.
Учитель предстает, с одной стороны, как носитель базовых знаний о здоровье, здоровом образе жизни человека, умений здравотворчества, формирования мотивации и культуры здоровья подрастающего поколения, а с другой, субъектом образовательно-воспитательного процесса, осуществляющего здоровьесберегающую деятельность.
Современной педагогической наукой исследованы разные аспекты подготовки будущего специалиста в вузе: процесс гуманизации и социализации личности (А.Г. Асмолов, И.В. Бестужев-Лада, В.С. Мухина, В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов и др.); мотивация личности к эффективному овладению профессиональной деятельностью (М.В. Вовчик-Блакитная, Е.П. Ильин,
А.Н. Печников и др.); система профессиональных знаний и пути их освоения (А.П. Вербицкий, Б.С. Гершунский, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, Н.Ф. Талызина и др.); совершенствование учебного процесса и профессиональной подготовки педагога (Ю.К. Бабанский, А.И. Гебос, В.И. Горовая, Б.Б. Коссов, Б.Т, Лихачев, Н.В. Мудрик, В.П. Пустовойтов, Г.И. Щукина и др.); роль педа¬гогической рефлексии в профессиональной деятельности (К.А. Абульханова- Славская, С.А. Рубинштейн, Д.Р. Узнадзе) и т.д.
Продолжается активная разработка содержания по различным направлениям подготовки учителя, внедрение и оценка результативности освоения Государственных образовательных стандартов, поиск эффективных форм и методов обучения студентов и пр. Определенное место среди выполненных исследований занимает здоровьесберегающая и здоровье формирующая направленность обучения.
Так, в некоторых публикациях (В.И. Бондин, Г.М. Брадик, Н.К. Иванова,
В.Н. Касаткин, О.П. Коломеец, С.Ю Лебедченко, Н.Е. Наумова, Н.К. Смирнов, Г.М. Соловьев и др.) раскрыты различные виды профессионально¬педагогической деятельности, связанной с проблемами обучения основам здорового образа жизни и воспитания культуры здоровья детей и взрослых.
Валеологическая тематика получила некоторое свое решение в исследованиях Э.М. Казина, В.В. Колбанова, Н.Н. Куинджи, Г.К. Зайцева, Л.Г. Татарниковой и др.
В научно-методической литературе рассмотрены педагогические и методические основы подготовки учителя к валеологической работе со школьниками.
Вместе с тем, анализ публикаций и опыта работы высшей и общеобразовательной школы по исследуемому вопросу демонстрирует существующее противоречие между современной практикой подготовки учителя-предметника к просветительской работе в области индивидуального здоровья ребенка и реальной потребностью школы в квалифицированных в данной области специалистах.
Наличие этого противоречия обусловлено тем, что до сих пор в вузе отсутствует обоснованная система формирования интегрированных знаний будущего педагога в области сохранения индивидуального здоровья школьника, не уточнены цели, содержание и методика подготовки студента к просветительской деятельности в области основ индивидуального здоровья детей и подростков.
Актуальность и пробелы в разработке обозначенной нами проблемы, а так же настоятельная потребность образовательной практики в ее решении обусловили выбор темы исследования, проблема которого сформулирована нами следующим образом: каковы педагогические и методические условия, при которых возможна эффективная подготовка современного учителя к просветительской работе в области основ индивидуального здоровья в школе? Решение данной проблемы составило цель исследования.
Объектом исследования избран процесс подготовки учителя в вузе. В качестве его предмета выступает система методических и педагогических условий, детерминирующих готовность учителя к просветительской деятельности в области основ индивидуального здоровья школьников.
В соответствии с целью, объектом, предметом исследования были определены следующие задачи:
1. Проследить состояние изученности проблемы исследования, ее генезис и перспективы разработки.
2. Определить сущность и содержание понятия «просвещение в области основ индивидуального здоровья».
3. Изучить современную ситуацию в системе общеобразовательной и высшей школы в контексте эффективности деятельности учителя по сохранению, укреплению и формированию индивидуального здоровья школьников.
4. Раскрыть и обосновать совокупность положений, составляющих педагогическую модель подготовки учителя к валеологическому просвещению школьников (на примере подготовки учителя биологии).
5. Разработать и экспериментально проверить содержание педагогического процесса, систему форм и методов, обеспечивающих необходимый уровень подготовки учителя к просветительской работе со школьниками в области сохранения индивидуального здоровья.
В основу гипотезы исследования положено предположение о том, что

6
качество подготовки будущего учителя к просветительской работе в области сохранения индивидуального здоровья будет успешным, если:
- разработана педагогическая модель соответствующей подготовки учителя;
- система подготовки учителя к просвещению школьников в области сбережения индивидуального здоровья будет особым образом представлена в структуре целевых, содержательных, процессуальных аспектов профессионально-педагогического образования;
- установлены уровни подготовки студентов к просвещению школьников, выявлены их критерии, способы диагностики;
- процесс подготовки специалиста к просвещению в области сохранения индивидуального здоровья детей основывается на конкретных условиях, адекватных специфике формируемой у студентов деятельности.
Теоретико-методологической основой исследования явились: концепция единого семантического поля в области человекознания; теоретические положения валеологии (И.И. Брехман, Г.К. Зайцев,
В.П. Казначеев, В.В. Колбанов, Н.Н. Куинджи, Л.Г. Татарникова); концепция гуманистической психологии и педагогики (К. Роджерс и др.); концептуальные положения контекстного обучения; междисциплинарный системный подход; ведущие идеи формирования готовности учителя к педагогической деятельности (К.М. Дурай-Новакова, Е.И. Белозерцев и др.).
Методы исследования. Для достижения цели и проверки гипотетических положений, решения поставленных в исследовании задач применялся комплекс общенаучных и педагогических методов. Вопросы теоретического характера анализировались посредством историографического, сравнительно-сопоставительного, системного, логического, ретроспективного методов, педагогического моделирования, обобщения и систематизации опыта. Эмпирические данные накапливались с помощью опросно-диагностических (опрос, анкетирование, беседа, тестирование, наблюдение) и

7
праксиометрических (анализ продуктов деятельности учителей, студентов, изучение учебно-методической документации) методов, педагогического эксперимента (констатирующего, формирующего, обобщающего). Достоверность полученных данных оценивалась методом статистического анализа результатов.
Организация и этапы исследования. Диссертационное исследование включало три этапа:
Поисково-диагностический (1998 - 1999гг.). Изучались и система¬тизировались материалы научных исследований, касающиеся вопроса подготовки студентов к просветительской деятельности в области индивидуального здоровья школьников, позволившие осмыслить основную идею исследования, выделить цель, его задачи, разработать программу эксперимента.
Экспериментальный, включавший констатирующий, формирующий и итоговый эксперимент (1999 - 2002 гг.), заключавшийся в изучении уровня подготовки к просветительской деятельности в школе учителей городов и районов Ставропольского края, студентов вуза; формирующий эксперимент преследовал цели доказать состоятельность теоретических положений, сформулированных нами в ходе теоретического осмысления проблемы; проверить действенность эмпирической модели.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Данное исследование посвящено проблеме подготовки будущего учителя к просветительской деятельности со школьниками в области основ индивидуального здоровья. В настоящее время, когда состояние здоровья школьников стремительно ухудшается, определенная нами проблема является актуальной. Вместе с тем, в современной образовательной практике роль просвещения занижена, что обоснованно привело к обесцениванию значимости самосбережения индивидуального здоровья ребенка.
В работе, носящей теоретико-экспериментальный характер, мы изучили проблему формирования готовности будущего учителя к просвещению школьников в области основ индивидуального здоровья на примере подготовки учителя биологии как специалиста, в наибольшей степени способного сформировать потребность в сохранении и укреплении индивидуального здоровья у детей и подростков.
Анализ состояния здоровья школьников подтвердил актуальность избранной темы исследования. Исследование историографического аспекта развития просвещения в данной области человекознания как культурно¬пропедевтического явления системы образования показало, что богатые исторические и культурные традиции сохранения и укрепления здоровья человека, гигиенического воспитания тесным образом переплелись с философскими изысканиями, развитием естественно-научных знаний, педагогики и методики подготовки специалистов.
Анализ понятийно-категориального аппарата проблемы исследования выявил отсутствие четкой формулировки понятия «индивидуальное здоровье», что в свою очередь, влечет за собой отсутствие семантического понимания термина «просвещение в области основ индивидуального здоровья», четкого определения механизма подготовки специалистов в данной области.
Проведенное нами исследование способствовало более глубокому логико-смысловому осмыслению и функциональной дифференциации понятий

149
и процессов, что способствовало определению целей, задач, форм и методов подготовки будущего учителя к работе в данной области со школьниками.
В диссертации указывается на высокую значимость процесса просвещения как совокупность механизмов вербального и невербального воздействия на учащихся и в первую очередь на их потребностно- мотивационную сферу, что в очередной раз доказывает пропедевтическую значимость просвещения.
Согласно нашему исследованию, готовность к просветительской деятельности складывается из ряда факторов: уровня теоретической грамотности, знания форм и методов просветительской работы и умения их применять на практике, личностной готовности к данному виду деятельности, ответственного отношения педагогов к индивидуальным особенностям и здоровью учащихся.
Изучение выделенных факторов, а также степени овладения ими педагогами и студентами биолого-химического факультета СГУ показал, что в целом современные специалисты имеют бессистемные знания, низкую мотивацию к данному виду деятельности, зачастую безразлично относятся к своему здоровью и здоровью учащихся. Выявленные обстоятельства обусловлены отсутствием целостной подготовки студентов к просветительской деятельности, в том числе в области основ индивидуального здоровья.
Исходя из опыта моделирования педагогической системы, мы предложили единые подходы к подготовке специалистов в данной области деятельности, включающие дидактическую и методическую составляющие. В качестве педагогических условий данной деятельности мы избрали целеполагание, отбор содержания, выбор адекватных методов, форм и средств обучения. Методическую часть условий составили способы задания целей и мотивации деятельности, способы построения содержания и методики его изучения, рефлексия и коррекция.

150
Учитывая приоритетную роль в становлении специалиста, его будущей адаптации к профессиональной деятельности, в процессе обучения мы опирались на активные, в том числе квазипрофессиональные (игра, решение конкретных ситуаций) и учебно-профессиональные (разработка программ, защита творческих проектов и пр.) формы и методы обучения.
Здравотворческие знания и умения выразились в составлении индивидуальных программ сохранения здоровья, базирующихся на конкретных особенностях организма студентов.
Процесс обучения студентов предполагал учет индивидуальных личностных особенностей студентов, их интересы, потребности, т.е. носил личностно-ориентированный характер.
Рефлексия и коррекция организовывались с целью оценки и самооценки уровня усвоения знаний и практической готовности к осуществлению данного вида деятельности. Полученные данные способствовали своевременной коррекции содержания и процесса обучения.
Результаты опытно-экспериментальной проверки модели подготовки студента в вузе к просвещению в области основ индивидуального здоровья показали, что в экспериментальной группе уровень знаний и практических умений достоверно выше, чем в контрольной. Данное обстоятельство позволило сделать вывод о своевременности осуществляемой работы, ее актуальности и эффективности избранных методик.
Структурно-содержательные, личностно-деятельностные, и фун¬кционально-деятельностные особенности системы подготовки учителя к просветительской работе в школе, педагогические и методические условия могут быть использованы в практике подготовки студентов педагогического профиля, а также непосредственно в процессе работы в школе.



1. Абаскалова Н.П. Интеграция программ по общеобразовательным предметам средней школы с валеологией //Валеология. - 2001. №1. - С. 23 - 30
2. Аваткова И.И. Помоги подростку войти во взрослую жизнь. Половое воспитание. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 96 с.
3. Авцын А.П. Адаптация и дезадаптация с позиции патологии //Клиническая медицина. - 1974. - Т.52. - С.3-15
4. Агаджанян Н.А. Познай себя, человек. - Москва - Астрахань; Астраханская государственная медицинская академия, 1995. - С. - 158 - 159
5. Айзман Р.И. Здоровье населения России: медико-социальные и психолого-педагогические аспекты его формирования. - Новосибирск, 1996. - 28 с.
6. Алексюк А.Н., Савенок Г.Г. Педагогические взгляды Н.И. Пирогова //Пирогов Н.И. Избранные педагогические сочинения. - М., 1985. - С. 6 - 28
7. Амиров Н.Х., Ярулин А.Х. Организация социально-гигиенического мониторинга здоровья школьников // Укрепление здоровья в школе. Тезисы докл. Всероссийск. научно-практич. конф. - Казань, 2000. - 118с.
8. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. - М.: Университетское, 1990. - 560 с.
9. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Книга 1. - Казань: Изд-во Казанского университета,
1996. - 287с.
10. Анисимова Н.В., Вотякова А.В., Ивлиева О.В., Комиссарова Т.Б. Из опыта работы службы педагогической валеологии в муниципальной классической гимназии №1 им. В. Г. Белинского // Тезисы докл. Всероссийск. научно-практич. конф. - Казань, 2000. - 118с.
11. Аносова М.В. Анализ урока с позиции здоровьесбережения // Педагогика и психология здоровья: Сборник работ сотрудников кафедры психолого-педагогических технологий охраны и укрепления здоровья. М.: АПК и ПРО, 2003. - С. 76 - 79.
12. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV - XVII вв. Ч. II - III - М., 1985.
13. Антология педагогической мысли России (2-я половина XIX - нач.
XX вв.) - М., 1990. - С. 71.
14. Апанасенко Г. Л., Попова Л. А. Медицинская валеология. - Ростов на Дону: Феникс, Киев: Здоровье, 2000. - С. 10 - 13, 30
15. Афонасова Е.Г. Проектирование оздоравливающей образовательной среды // Педагогика и психология здоровья: Сборник работ сотрудников кафедры психолого-педагогических технологий охраны и укрепления здоровья. М.: АПК и ПРО, 2003. - С. 97 - 100
16. Ахмерова Ф.Г. Половое развитие и воспитание школьников - Укрепление здоровья в школе // Тезисы докл. Всероссийск. научно-практич. конф. - Казань, 2000г. - 118с.

152
17. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. - М.: Педагогика, 1989. - 331 с.
18. Баженова Н.А. Подготовка будущего учителя к формированию здорового образа жизни школьников (на материале факультета физической культуры педагогического вуза). Дисс. ... канд. пед. наук. - Барнаул, 2000. - С.147
19. Баевский Р.М., Берсенева А.П. Донозологическая диагностика в оценке состояния здоровья // Валеология, диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. - СПб.: Наука, 1993. - С.33-47
20. Баевский Р.М., Берсенева А.П. Оценка адаптационных возможностей организма и риск развития заболеваний. - М., Медицина, 1997. - 235 с.
21. Батаршев А.В. Психолгия индивидуальных различий: От темперамента - к характеру и типологии личности. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 256.
22. Безносюк Н.Г., Буркина И.А. Коррекция и профилактика состояния здоровья ребенка средствами природы и музыкального искусства. - Из опыта работы ОУ г. Ставрополя по программе «Образование и здоровье». - Ставрополь, Департ. соц. полит. г. Ставрополя, Управление образования. 2000.
- 148с.
23. Безруких М.М. Здоровье детей и школьные факторы риска. - Современная школа и здоровье детей: Материалы круглого стола. - М., 2002.
24. Бекетова Л.М., Грезнева О.Ю. Соционистический подход в валеологизации учебно-воспитательного процесса // Актуальные проблемы валеологического образования. - Липецк, 1999. - С.22 - 23
25. Белов В.И., Михайлович Ф.Ф. Валеология: здоровье, молодость, красота, долголетие. - М.: Недра Коммюникейшенс Лтд, 1999. - С.30 - 33
26. Блондарева Н.А. Валеологический потенциал народной педагогики в системе повышения квалификации //Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Современность и духовно-нравственное развитие личности. - Ставрополь: СКИПКРО, 2002. - С.40 - 43.
27. Блюменштайн В. Новые горизонты в профилактике и реабилитации рака с точки зрения холистической медицины //Вестник новых медицинских технологий. - 1995. - Т.2. - №1-2. - С.63-66
28. Большой Энциклопедический Словарь. - М.: Советская Энциклопедия, 1991. - 768 с.
29. Бондин В.И. Здоровый образ жизни. Концепция программы. - Ростов на/Д: РГПУ, 2002. - С.47
30. Борисова Н. В. Педагогические особенности создания и внедрения системы активных методов обучения в системе повышения квалификации: Автореф. дис.... канд. пед. наук. - М., 1987. - 24 с.
31. Брехман И.И. Валеология - наука о здоровье. 2-ое издание- М.: Физкультура и спорт, 1990. - 208с.

153
32. Валеева Э.В., Степанова Н.В. Влияние суммарной учебной нагрузки на показатели высшей нервной деятельности учащихся // Тезисы докл. Всероссийск. научно-практич. конф. - Казань, 2000. - 118с.
33. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. - М.: Высшая школа, 1991. - 207с.
34. Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии - М., Просвещение,1983. - 384с.
35. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. - М., 1990. - 283 с.
36. Вопросы общепедагогической подготовки будущих учителей / Под ред. А.И. Пискунова. - М., 1972. - С.19
37. Гершунский Б.С. Педагогическая прогностика: Методология, теория, практика. - Киев, 1986. - 197 с.
38. Гольдберг В.А. Гуманистическая воспитательная система школы: становление и развитие. - М.: Новая школа, 2001. - С. 167
39. Гольнева Д.П., Павлова В.И. Человек, его здоровье и окружающая среда: Пособие для учителей и студентов естественно-географических факультетов. - Челябинск: Издательство ЧГПУ «Факел»,1997. - 120 с.
40. Горбунов В.А. Социально-гигиенический мониторинг как метод управления состоянием здоровья населения: Факторы риска, адаптация, первичная и вторичная профилактика хронических неинфекционных заболеваний // Матер. Всероссийск. конф. с международным участием. - Иваново, 2001. - С. 101
41. Горовая В.И. Теоретические основы подготовки специалиста в условиях высшего педагогического образования: Автореф. дисс. ... д-ра пед. наук. - СПб, 1995. - 44 с.
42. Грабарь М.И., Краснянская К.А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы. - М.: Педагогика,1977. - 136с.
43. Губарева Л.И., Адаменко С.В., Олешкевич Т.Г. Мониторинг психосоматического развития и состояния адаптационных систем школьников. Практические рекомендации: Ставрополь, СКИПКРО, 2001. - 39с.
44. Гулыга А.В. Искусство в век науки. - М.: Наука, 1978. - С. 4
45. Давыдовский И.В. Проблема причинности в медицине (этиология).
- М., Медицина, 1965. - 75 с.
46. Даль В. Толковый Словарь Живого Великорусского Языка. - СПб., ДИАМАНТ, 1996. - С.512
47. Демин И.В., Демин О.И. Технология системы мониторинга здоровья. - Укрепление здоровья в школе // Тезисы докл. Всероссийск. научно- практич. конф. - Казань, 2000. - 118с.
48. Джуринский А.Н. История педагогики: Учебное пособие для студентов педвузов. - М. ВЛАДОС, 1999. - 432с.
49. Дидактика средней школы / Под ред. М.Н. Скаткина. - М., 1982. - С.188.

154
50. Дичев Т.Г. Адоптация и здоровье, выживание и экология человека (социально-медицинские, психобиоэнергетические аспекты). - М.: Витязь, 1994.
- С.-4
51. Дурай-Новакова К.М. Формирование профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности: Дисс. ... д-ра пед. наук. - М., 1983. - 402с.
52. Желтиков. В. А., Желтиков А. А. Прогнозирование злоупотреблений психоактивными веществами молодежью на основе соционистических исследований // Профилактика злоупотребления психоактивными веществами детьми и молодежью. М. - 2003. - С.220
53. Журавлев И.К., Зорина Л.Я. Дидактическая модель учебного предмета// Новые исследования в педагогических науках. - М., 1979. - №1
54. Зайцев Г.К. Валеологический анализ и обеспечение здоровья педагогическими средствами в системе образования // Валеология. - 1997. - №4. - С.16 - 21
55. Зайцев Г.К. Валеологический компонент постдипломного образования учителей // Педагогика. 2000. №4. - С.-100
56. Зайцев Г.К. Школьная валеология: Научное обоснование и программное обеспечение. - СПб, 1997. - С.20 - 50
57. Здоровье: Учебно-методическое пособие для учителей 1-11 классов / Под ред. В.Н. Касаткина, Л.А. Щеплягиной. - Ярославль: Аверс Пресс, 2003.-446с
58. Здоровьесберегающие технологии в системе общего образования Ставропольского края /Под ред. Г.М. Соловьева. - Ставрополь: Сервисшкола, 2003. - 496с.
59. Зимняя И. А. Психология обучения неродному языку. - М., 1989.—
219 с.
60. Ильин Е.П. Мотивации и мотивы. - СПб: Питер, 2000. - 512 с.
61. Иоанн Златоуст Святитель: Полное собрание творений Св. Иоанна Златоуста.: в 12 т. - М.: Православная книга, 1994. - 473с.
62. Исаев Д.Н., Каган В.Е. Половое воспитание детей. - Л.: Медицина,1988. - 159с.
63. Кабаева В.М. Программа психологического обучения и воспитания школьников «Я - мой образ жизни - мое здоровье». Методические рекомендации для педагогов-психологов. - М.: АПК и ПРО, 2002. - 35с.
64. Каган М.С. Философская теория ценности. СПб., 1997. - С. 156
65. Казин Э.М., Блинова Н.Г., Литвинова Н.А. Основы индивидуального здоровья человека: Введение в общую и прикладную валеологию: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: ВЛАДОС,
2000. - С.13-15, 85 - 86, 89, 92-93.
66. Казин Э.М., Касаткина Н.Э., Недоспасова Н.П. Организация охраны здоровья учащихся и педагогов в системе образовательных учреждений Кемеровской области // Психолого-валеологические основы образовательного пространства. - Новокузнецк, 1998. - С.19 -30

155
67. Казначеев В.П. Основы общей валеологии. Учебное пособие. - М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО МОДЭК, 1997.¬48с.
68. Казначеев В.П., Баевский Р.М, Берсенева А.П. Донозологическая диагностика в практике массовых обследований населения. - Л.: Медицина,1980. - 226 с.
69. Калинова Г.С., Мягкова А.Н., Реброва Л.В., Резникова В.З., Хрипкова А.Г. Здоровье: Вопросы здоровья в школьном курсе биологии. 5 - 9 классы: Методическое пособие для учителя. - М, 2003. - 180 с.
70. Камалова Р.Р., Михайлик Г.Ю., Камалова С.Р., Мингазова Э.Н. Осанка как один из критериев физического развития // Укрепление здоровья в школе. Тезисы докл. Всероссийск. научно-практич. конф. - Казань, 2000. - 118с.
71. Кобякова Т.Г., Смердов О. А. Первичная профилактика наркозависимости: Концепция программы организации и развития подросткового добровольческого движения. - М.: Полиграф, 2002. - 77с.
72. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. - М.: ACADEMIA, 2000. - 176с.
73. Козьмин В.Ф. Педагогические идеи Н.А. Добролюбова // Добролюбов Н.А. Избранные педагогические сочинения. - М., 1988. - С. 6 - 18
74. Колбанов В.В. Валеология. Основные понятия, термины и определения (издание второе). - СПб.: Деан, 2000. - 253 с.
75. Комплексный мониторинг состояния здоровья детей Ставропольского края (2001/02 учебный год) / Сост. Л.И. Губарева, Т.Г. Олешкевич, Д.М. Рудьева, Е.Л. Тинькова, Н.О. Тимошенко. - Вып. 2. - Ставрополь: СКИПКРО, 2002. - 12 с.
76. Комплексный мониторинг состояния здоровья детей Ставропольского края (2003 год) / Сост. Е.Л. Тинькова, Н.О. Тимошенко. - Ставрополь: СКИПКРО, 2003. - 14 с.
77. Кондратьева А.Д., Петров В.П., Федотова Л.А. и др. Словарь - справочник социального педагога-валеолога / Под ред. А.Д. Кондратьевой. - Нижний Новгород: Нижнегород. гос .архит.-строит. акад., 1996. - 122с.
78. Концепция охраны здоровья населения Российской Федерации на период до 2005 года // Российская газета, 13 сентября 2000. - С.-6
79. Коссов Б.Б. Личность: Теория, диагностика и развитие: Учебно-методическое пособие для высших учебных заведений. - М.: Академический Проект, 2000. - 240с.
80. Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2002. - С. 649
81. Краснов Ю.П., Стефаниди Н.С., Козловский И.З., Пересыпкин В.А. Факторы риска, адаптация, первичная и вторичная профилактика хронических неинфекционных заболеваний // Матер. Всероссийск. конф. с международным участием. - Иваново, 2001. - С. 71-72
82. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: Учебно-методическое пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - С.6 - 8

156
83. Кудряшова И. А., Рожнов Р.В. Валеологическое образование младших школьников // Тезисы докл. Всероссийск. научно-практич. конф. - Казань, 2000. - 118с.
84. Куинджи Н.Н. Валеология: Пути формирования здоровья школьников: методическое пособие. - М.: Аспект Пресс, 2001. - 139 с.
85. Лебедченко С.Ю. Формирование культуры здоровья будущего учителя в процессе профессиональной подготовки: Дисс. ... канд. пед. наук. - Волгоград, 2000. - 266с.
86. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М., 1981. - С. 421.
87. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. - М., 1981. -
185с.
88. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб. пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК. - М.: Юрайт,1999. - С.104,303 -308
89. Лобейко Ю.А., Латенков В.П. Основные, связанные с образованием, причины ухудшения здоровья подрастающего поколения // Актуальные проблемы валеологии в образовании: Материалы второй Всероссийск. научно- практическ. конф. - Липецк, 1999. - С.94 - 96


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ