Подготовка учителя к просветительной деятельности в области в области основ индивидуального здоровья школьников
|
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1.Теоретические основы подготовки учителя к просветительской деятельности в области сохранения индивидуального здоровья школьников
1.1 Просвещение школьников в области сохранения индивидуального здоровья как компонент современной системы образования
1.2 Понятийно-категориальный аппарат проблемы исследования
1.3 Основные подходы к осуществлению просвещения в области основ индивидуального здоровья школьников в современной образовательной практике
ВЫВОДЫ
ГЛАВА 2. Педагогическая система подготовки будущего учителя к просветительской деятельности в области основ индивидуального здоровья школьников (на материале деятельности учителя - биолога)
2.1 Состояние готовности будущего учителя к просветительской деятельности в области основ индивидуального здоровья школьников
2.2 Педагогические и методические условия подготовки учителя к просвещению школьников в области сохранения индивидуального здоровья
2.3 Дидактическая модель подготовки учителя к просвещению школьников в области сохранения индивидуального здоровья
2.4 Экспериментальная проверка и оценка модели подготовки учителя к просветительской деятельности в области основ индивидуального здоровья школьников
ВЫВОДЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ГЛАВА 1.Теоретические основы подготовки учителя к просветительской деятельности в области сохранения индивидуального здоровья школьников
1.1 Просвещение школьников в области сохранения индивидуального здоровья как компонент современной системы образования
1.2 Понятийно-категориальный аппарат проблемы исследования
1.3 Основные подходы к осуществлению просвещения в области основ индивидуального здоровья школьников в современной образовательной практике
ВЫВОДЫ
ГЛАВА 2. Педагогическая система подготовки будущего учителя к просветительской деятельности в области основ индивидуального здоровья школьников (на материале деятельности учителя - биолога)
2.1 Состояние готовности будущего учителя к просветительской деятельности в области основ индивидуального здоровья школьников
2.2 Педагогические и методические условия подготовки учителя к просвещению школьников в области сохранения индивидуального здоровья
2.3 Дидактическая модель подготовки учителя к просвещению школьников в области сохранения индивидуального здоровья
2.4 Экспериментальная проверка и оценка модели подготовки учителя к просветительской деятельности в области основ индивидуального здоровья школьников
ВЫВОДЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
Актуальность исследования. Современный этап развития высшего образования характеризуется устойчивой тенденцией к повышению уровня профессионального мастерства будущего учителя, развитию его специальных и личностных качеств. Целенаправленная разносторонняя подготовка гарантирует высокую конкурентоспособность выпускника вуза, способность к творческой деятельности.
Происходящие в последнее десятилетие изменения структуры и содержания общего образования негативным образом сказываются на здоровье учащихся. Вот почему сохранение индивидуального здоровья детей становится одной из составляющих деятельности современного педагога и, следовательно, готовности к осуществлению этой деятельности.
Учитель предстает, с одной стороны, как носитель базовых знаний о здоровье, здоровом образе жизни человека, умений здравотворчества, формирования мотивации и культуры здоровья подрастающего поколения, а с другой, субъектом образовательно-воспитательного процесса, осуществляющего здоровьесберегающую деятельность.
Современной педагогической наукой исследованы разные аспекты подготовки будущего специалиста в вузе: процесс гуманизации и социализации личности (А.Г. Асмолов, И.В. Бестужев-Лада, В.С. Мухина, В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов и др.); мотивация личности к эффективному овладению профессиональной деятельностью (М.В. Вовчик-Блакитная, Е.П. Ильин,
А.Н. Печников и др.); система профессиональных знаний и пути их освоения (А.П. Вербицкий, Б.С. Гершунский, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, Н.Ф. Талызина и др.); совершенствование учебного процесса и профессиональной подготовки педагога (Ю.К. Бабанский, А.И. Гебос, В.И. Горовая, Б.Б. Коссов, Б.Т, Лихачев, Н.В. Мудрик, В.П. Пустовойтов, Г.И. Щукина и др.); роль педа¬гогической рефлексии в профессиональной деятельности (К.А. Абульханова- Славская, С.А. Рубинштейн, Д.Р. Узнадзе) и т.д.
Продолжается активная разработка содержания по различным направлениям подготовки учителя, внедрение и оценка результативности освоения Государственных образовательных стандартов, поиск эффективных форм и методов обучения студентов и пр. Определенное место среди выполненных исследований занимает здоровьесберегающая и здоровье формирующая направленность обучения.
Так, в некоторых публикациях (В.И. Бондин, Г.М. Брадик, Н.К. Иванова,
В.Н. Касаткин, О.П. Коломеец, С.Ю Лебедченко, Н.Е. Наумова, Н.К. Смирнов, Г.М. Соловьев и др.) раскрыты различные виды профессионально¬педагогической деятельности, связанной с проблемами обучения основам здорового образа жизни и воспитания культуры здоровья детей и взрослых.
Валеологическая тематика получила некоторое свое решение в исследованиях Э.М. Казина, В.В. Колбанова, Н.Н. Куинджи, Г.К. Зайцева, Л.Г. Татарниковой и др.
В научно-методической литературе рассмотрены педагогические и методические основы подготовки учителя к валеологической работе со школьниками.
Вместе с тем, анализ публикаций и опыта работы высшей и общеобразовательной школы по исследуемому вопросу демонстрирует существующее противоречие между современной практикой подготовки учителя-предметника к просветительской работе в области индивидуального здоровья ребенка и реальной потребностью школы в квалифицированных в данной области специалистах.
Наличие этого противоречия обусловлено тем, что до сих пор в вузе отсутствует обоснованная система формирования интегрированных знаний будущего педагога в области сохранения индивидуального здоровья школьника, не уточнены цели, содержание и методика подготовки студента к просветительской деятельности в области основ индивидуального здоровья детей и подростков.
Актуальность и пробелы в разработке обозначенной нами проблемы, а так же настоятельная потребность образовательной практики в ее решении обусловили выбор темы исследования, проблема которого сформулирована нами следующим образом: каковы педагогические и методические условия, при которых возможна эффективная подготовка современного учителя к просветительской работе в области основ индивидуального здоровья в школе? Решение данной проблемы составило цель исследования.
Объектом исследования избран процесс подготовки учителя в вузе. В качестве его предмета выступает система методических и педагогических условий, детерминирующих готовность учителя к просветительской деятельности в области основ индивидуального здоровья школьников.
В соответствии с целью, объектом, предметом исследования были определены следующие задачи:
1. Проследить состояние изученности проблемы исследования, ее генезис и перспективы разработки.
2. Определить сущность и содержание понятия «просвещение в области основ индивидуального здоровья».
3. Изучить современную ситуацию в системе общеобразовательной и высшей школы в контексте эффективности деятельности учителя по сохранению, укреплению и формированию индивидуального здоровья школьников.
4. Раскрыть и обосновать совокупность положений, составляющих педагогическую модель подготовки учителя к валеологическому просвещению школьников (на примере подготовки учителя биологии).
5. Разработать и экспериментально проверить содержание педагогического процесса, систему форм и методов, обеспечивающих необходимый уровень подготовки учителя к просветительской работе со школьниками в области сохранения индивидуального здоровья.
В основу гипотезы исследования положено предположение о том, что
6
качество подготовки будущего учителя к просветительской работе в области сохранения индивидуального здоровья будет успешным, если:
- разработана педагогическая модель соответствующей подготовки учителя;
- система подготовки учителя к просвещению школьников в области сбережения индивидуального здоровья будет особым образом представлена в структуре целевых, содержательных, процессуальных аспектов профессионально-педагогического образования;
- установлены уровни подготовки студентов к просвещению школьников, выявлены их критерии, способы диагностики;
- процесс подготовки специалиста к просвещению в области сохранения индивидуального здоровья детей основывается на конкретных условиях, адекватных специфике формируемой у студентов деятельности.
Теоретико-методологической основой исследования явились: концепция единого семантического поля в области человекознания; теоретические положения валеологии (И.И. Брехман, Г.К. Зайцев,
В.П. Казначеев, В.В. Колбанов, Н.Н. Куинджи, Л.Г. Татарникова); концепция гуманистической психологии и педагогики (К. Роджерс и др.); концептуальные положения контекстного обучения; междисциплинарный системный подход; ведущие идеи формирования готовности учителя к педагогической деятельности (К.М. Дурай-Новакова, Е.И. Белозерцев и др.).
Методы исследования. Для достижения цели и проверки гипотетических положений, решения поставленных в исследовании задач применялся комплекс общенаучных и педагогических методов. Вопросы теоретического характера анализировались посредством историографического, сравнительно-сопоставительного, системного, логического, ретроспективного методов, педагогического моделирования, обобщения и систематизации опыта. Эмпирические данные накапливались с помощью опросно-диагностических (опрос, анкетирование, беседа, тестирование, наблюдение) и
7
праксиометрических (анализ продуктов деятельности учителей, студентов, изучение учебно-методической документации) методов, педагогического эксперимента (констатирующего, формирующего, обобщающего). Достоверность полученных данных оценивалась методом статистического анализа результатов.
Организация и этапы исследования. Диссертационное исследование включало три этапа:
Поисково-диагностический (1998 - 1999гг.). Изучались и система¬тизировались материалы научных исследований, касающиеся вопроса подготовки студентов к просветительской деятельности в области индивидуального здоровья школьников, позволившие осмыслить основную идею исследования, выделить цель, его задачи, разработать программу эксперимента.
Экспериментальный, включавший констатирующий, формирующий и итоговый эксперимент (1999 - 2002 гг.), заключавшийся в изучении уровня подготовки к просветительской деятельности в школе учителей городов и районов Ставропольского края, студентов вуза; формирующий эксперимент преследовал цели доказать состоятельность теоретических положений, сформулированных нами в ходе теоретического осмысления проблемы; проверить действенность эмпирической модели.
Происходящие в последнее десятилетие изменения структуры и содержания общего образования негативным образом сказываются на здоровье учащихся. Вот почему сохранение индивидуального здоровья детей становится одной из составляющих деятельности современного педагога и, следовательно, готовности к осуществлению этой деятельности.
Учитель предстает, с одной стороны, как носитель базовых знаний о здоровье, здоровом образе жизни человека, умений здравотворчества, формирования мотивации и культуры здоровья подрастающего поколения, а с другой, субъектом образовательно-воспитательного процесса, осуществляющего здоровьесберегающую деятельность.
Современной педагогической наукой исследованы разные аспекты подготовки будущего специалиста в вузе: процесс гуманизации и социализации личности (А.Г. Асмолов, И.В. Бестужев-Лада, В.С. Мухина, В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов и др.); мотивация личности к эффективному овладению профессиональной деятельностью (М.В. Вовчик-Блакитная, Е.П. Ильин,
А.Н. Печников и др.); система профессиональных знаний и пути их освоения (А.П. Вербицкий, Б.С. Гершунский, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, Н.Ф. Талызина и др.); совершенствование учебного процесса и профессиональной подготовки педагога (Ю.К. Бабанский, А.И. Гебос, В.И. Горовая, Б.Б. Коссов, Б.Т, Лихачев, Н.В. Мудрик, В.П. Пустовойтов, Г.И. Щукина и др.); роль педа¬гогической рефлексии в профессиональной деятельности (К.А. Абульханова- Славская, С.А. Рубинштейн, Д.Р. Узнадзе) и т.д.
Продолжается активная разработка содержания по различным направлениям подготовки учителя, внедрение и оценка результативности освоения Государственных образовательных стандартов, поиск эффективных форм и методов обучения студентов и пр. Определенное место среди выполненных исследований занимает здоровьесберегающая и здоровье формирующая направленность обучения.
Так, в некоторых публикациях (В.И. Бондин, Г.М. Брадик, Н.К. Иванова,
В.Н. Касаткин, О.П. Коломеец, С.Ю Лебедченко, Н.Е. Наумова, Н.К. Смирнов, Г.М. Соловьев и др.) раскрыты различные виды профессионально¬педагогической деятельности, связанной с проблемами обучения основам здорового образа жизни и воспитания культуры здоровья детей и взрослых.
Валеологическая тематика получила некоторое свое решение в исследованиях Э.М. Казина, В.В. Колбанова, Н.Н. Куинджи, Г.К. Зайцева, Л.Г. Татарниковой и др.
В научно-методической литературе рассмотрены педагогические и методические основы подготовки учителя к валеологической работе со школьниками.
Вместе с тем, анализ публикаций и опыта работы высшей и общеобразовательной школы по исследуемому вопросу демонстрирует существующее противоречие между современной практикой подготовки учителя-предметника к просветительской работе в области индивидуального здоровья ребенка и реальной потребностью школы в квалифицированных в данной области специалистах.
Наличие этого противоречия обусловлено тем, что до сих пор в вузе отсутствует обоснованная система формирования интегрированных знаний будущего педагога в области сохранения индивидуального здоровья школьника, не уточнены цели, содержание и методика подготовки студента к просветительской деятельности в области основ индивидуального здоровья детей и подростков.
Актуальность и пробелы в разработке обозначенной нами проблемы, а так же настоятельная потребность образовательной практики в ее решении обусловили выбор темы исследования, проблема которого сформулирована нами следующим образом: каковы педагогические и методические условия, при которых возможна эффективная подготовка современного учителя к просветительской работе в области основ индивидуального здоровья в школе? Решение данной проблемы составило цель исследования.
Объектом исследования избран процесс подготовки учителя в вузе. В качестве его предмета выступает система методических и педагогических условий, детерминирующих готовность учителя к просветительской деятельности в области основ индивидуального здоровья школьников.
В соответствии с целью, объектом, предметом исследования были определены следующие задачи:
1. Проследить состояние изученности проблемы исследования, ее генезис и перспективы разработки.
2. Определить сущность и содержание понятия «просвещение в области основ индивидуального здоровья».
3. Изучить современную ситуацию в системе общеобразовательной и высшей школы в контексте эффективности деятельности учителя по сохранению, укреплению и формированию индивидуального здоровья школьников.
4. Раскрыть и обосновать совокупность положений, составляющих педагогическую модель подготовки учителя к валеологическому просвещению школьников (на примере подготовки учителя биологии).
5. Разработать и экспериментально проверить содержание педагогического процесса, систему форм и методов, обеспечивающих необходимый уровень подготовки учителя к просветительской работе со школьниками в области сохранения индивидуального здоровья.
В основу гипотезы исследования положено предположение о том, что
6
качество подготовки будущего учителя к просветительской работе в области сохранения индивидуального здоровья будет успешным, если:
- разработана педагогическая модель соответствующей подготовки учителя;
- система подготовки учителя к просвещению школьников в области сбережения индивидуального здоровья будет особым образом представлена в структуре целевых, содержательных, процессуальных аспектов профессионально-педагогического образования;
- установлены уровни подготовки студентов к просвещению школьников, выявлены их критерии, способы диагностики;
- процесс подготовки специалиста к просвещению в области сохранения индивидуального здоровья детей основывается на конкретных условиях, адекватных специфике формируемой у студентов деятельности.
Теоретико-методологической основой исследования явились: концепция единого семантического поля в области человекознания; теоретические положения валеологии (И.И. Брехман, Г.К. Зайцев,
В.П. Казначеев, В.В. Колбанов, Н.Н. Куинджи, Л.Г. Татарникова); концепция гуманистической психологии и педагогики (К. Роджерс и др.); концептуальные положения контекстного обучения; междисциплинарный системный подход; ведущие идеи формирования готовности учителя к педагогической деятельности (К.М. Дурай-Новакова, Е.И. Белозерцев и др.).
Методы исследования. Для достижения цели и проверки гипотетических положений, решения поставленных в исследовании задач применялся комплекс общенаучных и педагогических методов. Вопросы теоретического характера анализировались посредством историографического, сравнительно-сопоставительного, системного, логического, ретроспективного методов, педагогического моделирования, обобщения и систематизации опыта. Эмпирические данные накапливались с помощью опросно-диагностических (опрос, анкетирование, беседа, тестирование, наблюдение) и
7
праксиометрических (анализ продуктов деятельности учителей, студентов, изучение учебно-методической документации) методов, педагогического эксперимента (констатирующего, формирующего, обобщающего). Достоверность полученных данных оценивалась методом статистического анализа результатов.
Организация и этапы исследования. Диссертационное исследование включало три этапа:
Поисково-диагностический (1998 - 1999гг.). Изучались и система¬тизировались материалы научных исследований, касающиеся вопроса подготовки студентов к просветительской деятельности в области индивидуального здоровья школьников, позволившие осмыслить основную идею исследования, выделить цель, его задачи, разработать программу эксперимента.
Экспериментальный, включавший констатирующий, формирующий и итоговый эксперимент (1999 - 2002 гг.), заключавшийся в изучении уровня подготовки к просветительской деятельности в школе учителей городов и районов Ставропольского края, студентов вуза; формирующий эксперимент преследовал цели доказать состоятельность теоретических положений, сформулированных нами в ходе теоретического осмысления проблемы; проверить действенность эмпирической модели.
Данное исследование посвящено проблеме подготовки будущего учителя к просветительской деятельности со школьниками в области основ индивидуального здоровья. В настоящее время, когда состояние здоровья школьников стремительно ухудшается, определенная нами проблема является актуальной. Вместе с тем, в современной образовательной практике роль просвещения занижена, что обоснованно привело к обесцениванию значимости самосбережения индивидуального здоровья ребенка.
В работе, носящей теоретико-экспериментальный характер, мы изучили проблему формирования готовности будущего учителя к просвещению школьников в области основ индивидуального здоровья на примере подготовки учителя биологии как специалиста, в наибольшей степени способного сформировать потребность в сохранении и укреплении индивидуального здоровья у детей и подростков.
Анализ состояния здоровья школьников подтвердил актуальность избранной темы исследования. Исследование историографического аспекта развития просвещения в данной области человекознания как культурно¬пропедевтического явления системы образования показало, что богатые исторические и культурные традиции сохранения и укрепления здоровья человека, гигиенического воспитания тесным образом переплелись с философскими изысканиями, развитием естественно-научных знаний, педагогики и методики подготовки специалистов.
Анализ понятийно-категориального аппарата проблемы исследования выявил отсутствие четкой формулировки понятия «индивидуальное здоровье», что в свою очередь, влечет за собой отсутствие семантического понимания термина «просвещение в области основ индивидуального здоровья», четкого определения механизма подготовки специалистов в данной области.
Проведенное нами исследование способствовало более глубокому логико-смысловому осмыслению и функциональной дифференциации понятий
149
и процессов, что способствовало определению целей, задач, форм и методов подготовки будущего учителя к работе в данной области со школьниками.
В диссертации указывается на высокую значимость процесса просвещения как совокупность механизмов вербального и невербального воздействия на учащихся и в первую очередь на их потребностно- мотивационную сферу, что в очередной раз доказывает пропедевтическую значимость просвещения.
Согласно нашему исследованию, готовность к просветительской деятельности складывается из ряда факторов: уровня теоретической грамотности, знания форм и методов просветительской работы и умения их применять на практике, личностной готовности к данному виду деятельности, ответственного отношения педагогов к индивидуальным особенностям и здоровью учащихся.
Изучение выделенных факторов, а также степени овладения ими педагогами и студентами биолого-химического факультета СГУ показал, что в целом современные специалисты имеют бессистемные знания, низкую мотивацию к данному виду деятельности, зачастую безразлично относятся к своему здоровью и здоровью учащихся. Выявленные обстоятельства обусловлены отсутствием целостной подготовки студентов к просветительской деятельности, в том числе в области основ индивидуального здоровья.
Исходя из опыта моделирования педагогической системы, мы предложили единые подходы к подготовке специалистов в данной области деятельности, включающие дидактическую и методическую составляющие. В качестве педагогических условий данной деятельности мы избрали целеполагание, отбор содержания, выбор адекватных методов, форм и средств обучения. Методическую часть условий составили способы задания целей и мотивации деятельности, способы построения содержания и методики его изучения, рефлексия и коррекция.
150
Учитывая приоритетную роль в становлении специалиста, его будущей адаптации к профессиональной деятельности, в процессе обучения мы опирались на активные, в том числе квазипрофессиональные (игра, решение конкретных ситуаций) и учебно-профессиональные (разработка программ, защита творческих проектов и пр.) формы и методы обучения.
Здравотворческие знания и умения выразились в составлении индивидуальных программ сохранения здоровья, базирующихся на конкретных особенностях организма студентов.
Процесс обучения студентов предполагал учет индивидуальных личностных особенностей студентов, их интересы, потребности, т.е. носил личностно-ориентированный характер.
Рефлексия и коррекция организовывались с целью оценки и самооценки уровня усвоения знаний и практической готовности к осуществлению данного вида деятельности. Полученные данные способствовали своевременной коррекции содержания и процесса обучения.
Результаты опытно-экспериментальной проверки модели подготовки студента в вузе к просвещению в области основ индивидуального здоровья показали, что в экспериментальной группе уровень знаний и практических умений достоверно выше, чем в контрольной. Данное обстоятельство позволило сделать вывод о своевременности осуществляемой работы, ее актуальности и эффективности избранных методик.
Структурно-содержательные, личностно-деятельностные, и фун¬кционально-деятельностные особенности системы подготовки учителя к просветительской работе в школе, педагогические и методические условия могут быть использованы в практике подготовки студентов педагогического профиля, а также непосредственно в процессе работы в школе.
В работе, носящей теоретико-экспериментальный характер, мы изучили проблему формирования готовности будущего учителя к просвещению школьников в области основ индивидуального здоровья на примере подготовки учителя биологии как специалиста, в наибольшей степени способного сформировать потребность в сохранении и укреплении индивидуального здоровья у детей и подростков.
Анализ состояния здоровья школьников подтвердил актуальность избранной темы исследования. Исследование историографического аспекта развития просвещения в данной области человекознания как культурно¬пропедевтического явления системы образования показало, что богатые исторические и культурные традиции сохранения и укрепления здоровья человека, гигиенического воспитания тесным образом переплелись с философскими изысканиями, развитием естественно-научных знаний, педагогики и методики подготовки специалистов.
Анализ понятийно-категориального аппарата проблемы исследования выявил отсутствие четкой формулировки понятия «индивидуальное здоровье», что в свою очередь, влечет за собой отсутствие семантического понимания термина «просвещение в области основ индивидуального здоровья», четкого определения механизма подготовки специалистов в данной области.
Проведенное нами исследование способствовало более глубокому логико-смысловому осмыслению и функциональной дифференциации понятий
149
и процессов, что способствовало определению целей, задач, форм и методов подготовки будущего учителя к работе в данной области со школьниками.
В диссертации указывается на высокую значимость процесса просвещения как совокупность механизмов вербального и невербального воздействия на учащихся и в первую очередь на их потребностно- мотивационную сферу, что в очередной раз доказывает пропедевтическую значимость просвещения.
Согласно нашему исследованию, готовность к просветительской деятельности складывается из ряда факторов: уровня теоретической грамотности, знания форм и методов просветительской работы и умения их применять на практике, личностной готовности к данному виду деятельности, ответственного отношения педагогов к индивидуальным особенностям и здоровью учащихся.
Изучение выделенных факторов, а также степени овладения ими педагогами и студентами биолого-химического факультета СГУ показал, что в целом современные специалисты имеют бессистемные знания, низкую мотивацию к данному виду деятельности, зачастую безразлично относятся к своему здоровью и здоровью учащихся. Выявленные обстоятельства обусловлены отсутствием целостной подготовки студентов к просветительской деятельности, в том числе в области основ индивидуального здоровья.
Исходя из опыта моделирования педагогической системы, мы предложили единые подходы к подготовке специалистов в данной области деятельности, включающие дидактическую и методическую составляющие. В качестве педагогических условий данной деятельности мы избрали целеполагание, отбор содержания, выбор адекватных методов, форм и средств обучения. Методическую часть условий составили способы задания целей и мотивации деятельности, способы построения содержания и методики его изучения, рефлексия и коррекция.
150
Учитывая приоритетную роль в становлении специалиста, его будущей адаптации к профессиональной деятельности, в процессе обучения мы опирались на активные, в том числе квазипрофессиональные (игра, решение конкретных ситуаций) и учебно-профессиональные (разработка программ, защита творческих проектов и пр.) формы и методы обучения.
Здравотворческие знания и умения выразились в составлении индивидуальных программ сохранения здоровья, базирующихся на конкретных особенностях организма студентов.
Процесс обучения студентов предполагал учет индивидуальных личностных особенностей студентов, их интересы, потребности, т.е. носил личностно-ориентированный характер.
Рефлексия и коррекция организовывались с целью оценки и самооценки уровня усвоения знаний и практической готовности к осуществлению данного вида деятельности. Полученные данные способствовали своевременной коррекции содержания и процесса обучения.
Результаты опытно-экспериментальной проверки модели подготовки студента в вузе к просвещению в области основ индивидуального здоровья показали, что в экспериментальной группе уровень знаний и практических умений достоверно выше, чем в контрольной. Данное обстоятельство позволило сделать вывод о своевременности осуществляемой работы, ее актуальности и эффективности избранных методик.
Структурно-содержательные, личностно-деятельностные, и фун¬кционально-деятельностные особенности системы подготовки учителя к просветительской работе в школе, педагогические и методические условия могут быть использованы в практике подготовки студентов педагогического профиля, а также непосредственно в процессе работы в школе.
Подобные работы
- Экскурсионная деятельность этнографического музея Солонешенского района в системе основного и дополнительного образования (детского и юношеского краеведческого движения) Алтайского края на рубеже XX - XXI вв.
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018



