Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Профессиональная подготовка учителя музыки на основе применения принципа интеграции в педагогическом процессе

Работа №7399

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

педагогика

Объем работы201стр.
Год сдачи2003
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
928
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Ретроспективный анализ интегративного подхода в педагогике в свете современных требований к профессиональной подготовке учителя музыки.
§1. Дифференциация и интеграция знаний: исторический обзор принципов
дидактики XVII-XX вв 14
§2. Генерация основополагающих идей в профессиональной подготовке учителя на основе применения частных дидактических принципов на уроках
музыки 23
§3. Подготовка учителя музыки на основе использования на уроках
межнаучных связей 31
§4. Варианты интегративного подхода в учебных курсах и программах как важный аспект современной профессиональной подготовки учителя
музыки 58
Глава 2. Теоретические и практические аспекты подготовки учителей в процессе проведения уроков музыки в 5-8 классах на основе принципа интеграции.
§1. Характерные особенности интегрированного урока и курса по музыке 83
§2. Принцип интеграции как основа модели музыкально-эстетической культуры
личности. Его предыстория и сущность 87
§3. Возрастные особенности подростков и закономерности их проявления в
процессе интегрированных занятий на уроках музыки 102
§4. Единство, взаимосвязь и особенности проявления музыкально¬эстетического вкуса и кругозора как важнейших показателей работы с ними
педагога-музыканта на основе применения принципа интеграции 113
Глава 3. Экспериментальные исследования по применению принципа интеграции в подготовке учителя музыки (на примере проведения уроков в 5-8 классах общеобразовательной школы).
§1. Задачи и содержание констатирующего этапа исследования 125
§2. Методика проведения формирующего эксперимента 134

3
§3. Результаты экспериментальной работы (контрольный этап) 144
Заключение 154
Список литературы 156
Приложения 173-204



ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность исследования. Разительные перемены в социально¬экономической жизни нашей страны, происходящие в последнее время, в немалой степени касаются и общего образования. Поэтому современный уровень преподавания многих школьных предметов требует инновационного выхода за рамки сложившегося стереотипа. Особенно остро, в связи с этим, стоит вопрос с изучением дисциплин т.н. гуманитарного цикла, в числе которых музыка занимает одно из ведущих мест в эстетическом воспитании школьников. Но традиционная система образования не обеспечивает оперативного и мобильного использования учителем в преподавании этой дисциплины знаний из других областей. Не в состоянии полноценно воплотить в жизнь насущную необходимость такого синтеза и система профессиональной педагогической подготовки. Тем не менее, прогрессивное развитие образовательных систем настоятельно требует этого, в частности, в рамках предмета «Музыка». От этого зависит формирование целостной картины мира как у специалистов - учителей музыки, так и у детей, которых они призваны обучать и которым необходимо осваивать наше великое духовное наследие. В числе же факторов, определяющих духовный облик личности (и учителя, и школьника) важнейшее место занимает музыкально-эстетическая культура. Под ней мы понимаем интегративное личностное образование, важнейшими компонентами которого являются: музыкальные способности, музыкальная отзывчивость, степень и качество активности индивидуума в сфере музыкальной деятельности. Однако в теории и практике профессиональной подготовки специалистов и преподавания ими музыки в условиях общеобразовательной школы сегодня как никогда ранее резко обнажились промахи и явно недостаточное внимание со стороны педагогической науки к проблеме формирования музыкально-эстетической культуры подростков. В особенности это касается музыкально-эстетического вкуса и кругозора подростков, поскольку данные параметры являются наиболее показательными в процессе формирования личности современного молодого человека. Важность

5
данной проблемы для самих подростков, равно как и для тех, от кого в первую очередь зависит их образование (т.е. от учителей), обусловлена также тем, что информационное пространство сегодня буквально пронизано музыкой всех направлений и стилей (от фольклора до авангарда), любого качества (от высочайшего до откровенно низкого), любой страны и эпохи (благодаря современным информационным технологиям и многочисленным средствам массовой информации). В связи с этим первостепенную роль в художественном образовании сегодня играет эстетический выбор человека, в котором важнейшее место занимает музыкальное искусство.
Десятилетиями складывавшаяся в вузовском и школьном образовании традиция привела к парадоксальной ситуации, вызвавшей ряд противоречий общедидактического, частнодидактического и прикладного (практического) характера.
В общей дидактике, с одной стороны, превалирует урочно-предметное преподавание, «распредмечивание», дифференциация знаний, некий «разделительный подход». Сторонники такой «профилезации» видят путь к самосовершенствованию личности через более углублённое изучение отдельных предметов, что нередко наносит ущерб освоению базовых знаний, умений и навыков, приобретаемых учащимися общеобразовательной школы по остальным («непрофильным») дисциплинам. В данном подходе утрачивается изначальное важнейшее свойство всех наук и искусств - их общность, единство, синкретичность происхождения. С другой стороны, существует - как бы независимо от вышеназванного (а на самом деле теснейшим образом с ним взаимосвязанный) - интегративный подход, который вбирает в себя такие элементы классической дидактики, как: развитие у учащихся собственного взгляда на мир (Я.А.Коменский), развитие у них ассоциативного мышления (И.Ф.Гербарт), системность обучения (И.Г.Песталоции), комплексный подход к обучению и воспитанию (К.Д.Ушинский), эвристическая форма обучения (Л.Н.Толстой), концепция антропософии (Р.Штейнер), кресс-культурная грамотность (Р.Хэнви) и др. В обоих случаях главными действующими лицами

6
выступают как ученик, так и учитель, постоянно разрешающие дилемму о том, чему же отдать предпочтение. Ведь оба пути имеют одну и те же конечную цель - воспитание гармонично развитой личности, широко образованной и эрудированной во всех областях.
Не менее противоречиво обстоят дела и в частной дидактике. Так, в области музыкальной педагогики1 применяются такие подходы, как: комплексный подход к обучению и развитию (Н.Л.Гродзенская, О. А. Апраксина), тематический синтез искусств в рамках преподавания предмета «Музыка» (Д.Б .Кабалевский), «уподобление человека музыке» (В.Г.Ражников), полихудожественный подход к преподаванию дисциплин образовательной области «Искусство» (Б.П.Юсов), интеграционный принцип (В.Я.Новоблаговещенский) и др. Однако, в теории пока отсутствует единая концепция, универсальный подход, многофункциональный принцип преподавания музыки в школе.
В практике преподавания предмета «Музыка» сложилось также неоднозначное понимание интеграции. К сожалению, на деле интеграция чаще всего интерпретируется как нечто эмпирическое, а именно: в виде пресловутых межпредметных связей (что является только первым приближением к истинной интеграции), либо совместной работы нескольких учителей (т.н. интегрированные уроки). Очевидно, что одна из причин этого дисбаланса - в недостаточной базовой подготовке студентов, обучающихся на музыкально-педагогических отделениях вузов (и специализированных колледжей, училищ), а также в послевузовском образовании преподавателей. Гораздо реже интеграция выступает в качестве
самостоятельной образовательной платформы. Всё это нередко приводит к некоему расщеплению музыкально-эстетической культуры в личности обучаемых: либо их кругозор выигрывает и проигрывает вкус, либо -
1. Термин «музыкальная педагогика» носит дискуссионный характер среди специалистов в области педагогической науки. Однако широкое распространение в музыкальной педагогической литературе и практике преподавания предполагает необходимость его употребления в данном исследовании.

7
наоборот, что тоже не лучше. Однако системное понимание интеграции - классификация наук, сущность научной интеграции - уже разработано в науке (Б.Н.Кедров), и этот теоретический прорыв ждёт своей практической реализации в педагогической инфраструктуре.
В свете современных требований к педагогике, следует переосмыслить вопрос о правомочности замены категории «межпредметные связи» на категорию «межнаучные связи». Реестр, иерархия межнаучных связей, на которых зиждется интеграционное освоение школьных предметов (например, музыки), также требует актуального переосмысления.
Интеграционному освоению искусства вообще и музыки, в частности, посвящено значительное количество научных трудов видных представителей педагогики. В их числе: Л.А.Бахарева (исторические предпосылки возникновения интеграции), Л.Г. Савенкова (основные этапы внедрения интеграции в учебные процессы), В.Н.Максимова (межпредметные связи на уроках музыки), Б.М.Неменский (синтез искусств на уроках образовательной области «Искусство»), В.А.Школяр (диалектическое мышление в сфере музыкальной педагогики), Г.М.Цыпин, Л.В.Школяр (развивающее обучение в музыкальной педагогике), Л.А.Тарасова (музыкальное краеведение как фактор интеграции), А.А.Глушенко, (интеграция в системе подготовки специалистов в вузе и колледже), Т.И.Бакланова, Л.П.Ильенко, И.М.Красильников, Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, А.Г.Схиртладзе (экспериментальные программы по музыке) и др.
Об актуальности проблемы интеграции в педагогике говорит тот факт, что большинство экспериментальных программ нацелены на преподавание в младших (с 1-го по 4-й) классах. При этом недостаточно уделено внимания самому «проблемному» школьному возрасту, т.е. подросткам, а также собственно профессиональной подготовке специалистов - учителей средних общеобразовательных школ. Эта педагогическая реальность требует своего методологического осмысления и логического продолжения. Тем более что опыт применения интегрированных программ (в частности, по музыке)

8
указывает на их несомненное позитивное влияние на развитие общей эстетической культуры и преподавателей, и учащихся (в особенности таких её параметров, как вкус и кругозор).
Сложившаяся, таким образом, противоречивая ситуация в музыкальной педагогике (породившая многочисленные проблемы) послужила главной причиной настоящего исследования и определила его цель.
Цель исследования - совершенствование профессиональной подготовки учителя музыки на основе реализации принципа интеграции.
Объект исследования - профессиональная подготовка учителя музыки.
Предмет исследования - преподавание музыки в общеобразовательной школе на основе принципа интеграции (на примере уроков в 5-8 классах).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В целом, подтвердив правильность выдвинутой гипотезы и актуальность поставленной проблемы, проведённое нами теоретическое и экспериментальное исследование позволяют сделать следующие выводы:
1. В ходе исследования доказано, что суть принципа интеграции заключается в научно обоснованном, органичном взаимопроникновении различных областей знания:
- в виде: а) отдельных (точечная интеграция); б) нескольких (блочная интеграция); в) многих в совокупности (комплексная интеграция) - ассоциаций, символов, категорий и т.д.;
- с учётом возрастных и психолого-педагогических особенностей личности учащихся;
- с целью оптимизации и повышения эффективности формирования целостной картины мира и явлений жизни учащимися в рамках одного предмета.

155
2. Использование принципа интеграции способствует позитивному влиянию на качество профессиональной подготовки учителей музыки, в частности, на проведение уроков музыки в 5-8 классах общеобразовательной школы.
3. Установлено, что важным показателем эффективности применения принципа интеграции в профессиональной подготовке учителей музыки, а также освоения музыки подростками, является развитие их музыкально¬эстетической культуры, в частности таких её компонентов, как музыкально¬эстетический вкус и кругозор.
4. Выявлено, что основную реализацию принципа интеграции в условиях общеобразовательной школы могут осуществлять интегрированные учебные курсы и программы, обеспечивающие глубокое проникновение учащихся в эстетическую сущность музыкального искусства на основе нового уровня мышления и эмоциональной отзывчивости, которые проявляются через оперативное и мобильное использование в учебном процессе: а) богатого арсенала межнаучных связей предмета «Музыка»; б) применения элементов развивающего и проблемно-поискового обучения; в) диалогового (интрактивного) уровня преподавания; в) сочетания различных форм и видов творческой активности обучаемых и преподавателей.
5. Таким образом, успешность практического внедрения принципа интеграции требует качественно нового уровня подготовки специалистов - учителей музыки общеобразовательной школы. Основой для этого должны являться: их научное мировоззрение, диалектическое мышление, широко развитый кругозор и эрудиция, знание особенностей и возможностей других школьных дисциплин, творческий поиск и самосовершенствование.
Общий вывод, к которому мы пришли в результате многолетней и многоаспектной исследовательской работы, следующий: полученные результаты позволяют утверждать, что выдвинутая гипотеза получила своё теоретическое и экспериментальное подтверждение.
Однако мы полагаем, что проблема, обозначенная в диссертации, окончательно не исчерпана, и нам не хотелось бы, чтобы сложилось

156
впечатление, что у неё нет дальнейших научных перспектив. Напротив, в связи с этим, в дальнейшем исследовании необходимо:
1) раскрыть психолого-педагогические и методологические механизмы применения принципа интеграции в обучении музыке и в других возрастных группах, а именно: в младшем школьном звене (т.е. в 1-4 классах общеобразовательной школы; это требует иного диагностического инструментария, иных методологических и технологических подходов средств (хотя изложенная нами дидактическая концепция может быть и сохранена), иного уровня музыкально-эстетического материала.
2) обосновать и разработать технологию профессиональной подготовки специалистов на основе применения принципа интеграции.



1. Абдуллин Э.Б. Методологическая подготовка учителя музыки: Научно-метод. материал для слуш. курсов повыш. квалиф. ИУИ по пред. «Музыка» /Отв. ред. Г.П.Сергеева. - М., 1992. - 72 с.
2. Абдуллин Э.Б. Теория и методика музыкального образования школьников: Программа-конспект. - М., 1996. - 53 с.
3. Адорно Т. Введение в социологию музыки. - М., 1962. - 234 с.
4. Александров Е.П. Теория и практика дифференцированного подхода к музыкальному воспитанию учащихся общеобразовательной школы (на материале 8-9 классов). - Ростов-н/Д, 1998. - 156 с.

157
5. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. - М., 2000. - 336 с.
6. Алиев Ю.М.Б. Формирование музыкальной культуры школьников- подростков: Дисс... докт.пед.наук. - М., 1987. - 417 с.
7. Андреев Д.Л. Роза мира. Метафилософия истории. - М., 1991. - 288 с.
8. Апраксина О.А. Методика музыкального просвещения в школе. - М., 1983. - 224 с.
9. Аристотель. Сочинения в 4-х т. - М.,1976. - Т.1. - 222 с.
10. Арчажникова Л. А. Профессия - учитель музыки: Книга для учителя. - М., 1984. - 111 с.
11. Арчажникова Л.А., Шаронова С.В. Проблема музыкального воспитания на современном этапе реформации общеобразовательной школы - М., 1992. - 18 с.
12. Асафьев Б.В. Музыка в современной общеобразовательной школе // В сборнике: Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. - М.- Л.,1973. - С.52-68.
13. Аудитория искусства в России вчера и сегодня / Отв.ред. Ю.У.Фохт- Бабушкин. - Спб., 1997. - Т.2. - 214 с.
14. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. - М., 1989. - 560 с.
15. Бабанский Ю.К. Педагогика. - М., 1983. - 308 с.
16. Баград М.В. Общая классификация наук и её связь с библиотечной классификацией. - Рига, 1967.
17. Бакланова Т.И., Сокольникова Н.М., Степанова В.В., Шпикалова Т.Я. Искусство: Программа интегрированного курса. 1-9 класс. - М., 1997. - С.7-18.
18. Бахарева Л.Н. Технология интегрированных занятий в начальной школе. - Рязань, 1997. - 85 с.
18. Безбородова Л.А. Межпредметные связи в формировании музыкального восприятия слушателей// Сб. ст. по материалам 6-ой Всесоюзной конференции учителей музыки. - М., 1982. - 187 с.
19. Беленький Г.И. Межпредметные связи // Современное образование в школе.
- М., 1985. - 420 с.

158
20. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. - М., 2000. - 188 с.
21. Белоус В.В. Темперамент и деятельность. - Пятигорск, 1990. - 190 с.
22. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. - М., 1990. - 336 с.
23. Берзинцкас А.И. Экспериментальное исследование некоторых характеристик интеллектуальных эмоций: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. - Л., 1980. - 23 с.
24. Беренштейн М.С. К методике составления и проверки тестов // Вопросы психологии. - 1968, №1. - С.49-66.
25. Бестужев-Лада И.В. К школе XXI века: Размышление социолога. - М., 1988.
- 256 с.
26. Блок А.А. «Без божества, без вдохновенья» //Собр. соч., Т.6. - М.,1962.- С.175-176.
27. Блохинцев Д.И. Две ветви познания. // Техника - молодёжи. - 1982,№3. - С.18-19.
28. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность и проблема творчества. - Ростов-н/Д., 1983. - 137 с.
29. Бомфельд М.Ш. Музыка: Язык. Речь. Мышление. (Опыт системного исследования музыкального искусства). - М., 1991. - 125 с.
30. Борев Ю.В. Основные эстетические категории. - М., 1960. - 446 с.
31. Боренбойм Л. А. Некоторые вопросы воспитания музыканта-исполнителя и система Станиславского / В сб.: Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. - Л., 1969. - С.12-23.
32. Бромлей Ю.М. Пути народов. - М., 1987.- 345 с.
33. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология: Учебное пособие для учащихся педагогических училищ. - М., 1988. - 336 с.
34. Веселова В.В. Американская школа: ценности образования (1960-1990-е годы). - М., 1999. - 144 с.
35. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребёнка. - М., 1968. - 445 с.
36. Ветлугина Н.А., Кенеман А.В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. - М., 1983. - 255 с.

159
37. Виды искусства и их взаимодействие (пособие для учителя)./Ред.-сост. Кабкова Е.П., Мун Л.Н. - М., 2001. - 211 с.
38. В мире искусства. Словарь основных терминов по искусствоведению, эстетике, педагогике и психологии искусства / Сост. Т.К.Каракаш, А.А.Мелик- Пашаев, науч. ред. А.А.Мелик-Пашаев. - М., 2001. - 384 с.
39. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В.Давыдова. - М., 1996. - 324 с.
40. Выготский Л.С. Психология искусства. - Ростов-н/Д, 1988. - 480 с.
41. Гегель Г.В.Ф. Эстетика. - Т.1. - М., 1978. - 342 с.
42. Гембицкая Е.Я. Расширение музыкального кругозора учащихся // Музыкальное воспитание. Вып. 10-й. - М., 1975. - С.221-229.
43. Гербарт И.Ф. // В кн.: Пискунов А.И., Советская истороко-педагогическая литература. - М., 1960. - С.68-69.
44. Герцман Е.В. Античнная музыкальная педагогика. - СПб., 1996. - 96 с.
45. Глобальные проблемы и общественные ценности: Пер. с анг. и франц./ Сост. Л.И.Василенко, В.Е.Ермолова. - М., 1990. - 195 с.
46. Глушенко А.А. Влияние интеграции учебной и научной деятельности преподавателя высшей школы на качество подготовки специалиста: Автореф. дисс. ...докт. пед. наук. - М., 1998. - 48 с.
47. Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. - М., 1993. - 306 с.
48. Грищенкова Г.Р. Педагогические условия формирования музыкально-эстетической культуры у студентов педвуза (на материале подготовки музыкально-педагогического отделения гуманитарного отделения гуманитарного отделения): Дисс..канд.пед.наук. - М., 1997. - 213 с.
49. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. - М., 1993. - 192 с.
50. Готсдинер А.Л. Психологические особенности подросткового возраста / В сборнике: Вопросы методики начального музыкального образования. - М., 1981. - С.15.
51. Гродзенская Н.Л. Воспитательная работа на уроках пения. - М.,1953. - 177 с.
52. Гузеев В.В. Лекции по педагогической технологии. Изд.2-ое.- М.,1992.- 73 с.

160
53. Гулыга А.В. Русская идея и её творцы. - М., 1995. - 212 с.
54. Гумилёв Л.Н. От Руси до России: Очерки по русской истории. - М., 1996. - 352 с.
55. Грубер Р.И. История зарубежной музыки: В 2 т. - М., 1957.
56. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М., 1996. - 544 с.
57. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4-х т. - М.,
1981.
58. Дистервег Ф.А. Избранные педагогические сочинения. / Сост.
B. А.Ротенберг, предисл. Е.Н.Медынского. - М., 1956. - 214 с.
59. Дистервег В.А. Руководство к образованию немецких учителей. - М., 1956. - 312 с.
60. Додонов Б.И. Классификация эмоций при исследовании эмоциональной направленности личности // Вопросы психологии. - 1975, №6. - С. 21-33.
61. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. - М., 1978. - 121 с.
62. Дорфман Л.Я. Человек эмоциональный //Вопросы психологии. - 1989, №2. -
C. 158-160.
63. Дорфман Л.Я. Эмоции в искусстве: теоретические подходы и эмпирические исследования. - М., 1997. - 424 с.
64. Достоевский. Ф.М. Дневник писателя. - М., 1989. - 289 с.
65. Евард И.А. Современная российская музыкальная культура: социально-философский анализ: Автореф. дис. ... канд.филос. наук. - М., 2001. - 25 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ