Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


НЕПРЕРЫВНАЯ ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ ШКОЛЬНИКОВ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Работа №28942

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

педагогика

Объем работы195
Год сдачи2002
Стоимость500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
530
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4 стр.
Глава 1. Теоретические основы непрерывной подготовки учителей ОБЖ 16 стр.
1.1. Особенности непрерывного педагогического образования в России 16 стр.
1. 2. Характеристика системы непрерывного образования в области безопасности жизнедеятельности 27 стр.
1.3. Модернизация содержания образования в непрерывной подготовке учителей ОБЖ 35 стр.
1.4. Система непрерывной подготовки учителей ОБЖ в Тульском регионе 48 стр.
Выводы по 1 главе 59 стр.
Глава 2. Современная концепция образования в области безопасности дорожного движения 62 стр.
2.1. Системный поход к решению проблемы обеспечения безопасности дорожного движения 62 стр.
2.2. Анализ дорожно-транспортных происшествий с участием пешеходов 72 стр.
2.3. Психолого-педагогические основы обучения детей безопасному поведению в дорожном движении 81 стр.
2.4. Модель непрерывной подготовки к безопасному поведению на дороге в Тульском регионе 91 стр.
Выводы по 2 главе 99 стр.
Глава 3. Дидактические условия непрерывной подготовки учителей ОБЖ к обучению школьников безопасности дорожного движения
3.1. Дидактическая модель непрерывной подготовки учителей ОБЖ 101 стр.
3.2. Разработка содержания курса «Безопасность дорожного движения» для учителей ОБЖ 108 стр.
3.3. Методика организации и проведения педагогического исследования 116 стр.
3.4. Проведение опытно-экспериментальной работы, анализ полученных результатов исследования 123 стр.
Выводы по 3 главе 136 стр.
Заключение 139 стр.
Библиографический список 143 стр.
Приложения 153 стр.


Одной из приоритетнейших и важнейших для человечества потребностей является обеспечение безопасности его жизнедеятельности, что находит отражение в исследованиях многих отечественных ученых, начиная с М.В. Ломоносова, В.А. Левицкого, И.М. Сеченова, А.А. Скочинского, Вернандского и др. Большой вклад в решение научной проблемы выживания, самосохранения и безопасности человека внесли исследования зарубежных исследователей А. Адлера, Б. Паскаля, 3. Фрейда, П. Маслоу и др.
Современное общество несет колоссальные материальные и человеческие потери от несчастных случаев, техногенных аварий, катастроф, стихийных бедствий. Во всем мире все больше внимание уделяется вопросам безопасности человека: анализируются итоги различных видов трудовой деятельности, изучаются проблемы производственной безопасности и охраны окружающей среды, рассматриваются теоретические вопросы защиты от опасностей природного, техногенного и социального происхождения. идет интенсивный поиск путей формирования у подрастающего поколения привычек здорового образа жизни.
Актуальность исследований в области безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире. ООН называет эту проблему одной из приоритетных в научных исследованиях, а тема «Риск, наука, обучение на школьном уровне» Советом Европы предложена в качестве головной для разработки в странах Европы.
Становится очевидным, что ключевая роль в обеспечении национальной безопасности любого государства и жизнедеятельности отдельной личности и общества принадлежит образованию.
Однако существует парадокс системы образования - наряду с потребностью общества в опережении образованием изменения условий жизни, система образования позже всех реагирует на эти изменения.
Такая инерционность была терпима, пока скорость изменений не превышала длительность человеческой жизни. Сегодня при стремительных и кардинальных изменениях информационной волны развития цивилизации, происходящих за все более короткие промежутки времени (5 -10 лет), инерционность образования представляет собой определенную преграду, затормаживающую механизм адаптации человека к новым опасностям.
На преодоление этой инерционности системы образования и реализацию идеи опережающего образования нацелен курс «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ), целью которого «является формирование у обучающихся сознательного и ответственного отношения к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих, приобретение ими навыков сохранять жизнь и здоровье в повседневной жизни и в неблагоприятных и опасных условиях, умения оказывать само- и взаимопомощь» [83].
Огромный вклад в развитие и преобразование существующего курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в образовательную область (2001 г.) внесли О.Н. Русак, И.К. Топоров, М.Б. Сулла, В.М. Заенчик, Л.И. Шершнев, В.В. Сапронов, Б.И. Мишин, А.Т. Смирнов, С.В. Белов и др., что позволяет откорректировать направленность общего образования в связи с неотложными требованиями времени. Эти требования выявлены современной наукой и практикой, отражены в целом ряде документов ООН, федеральных Законов и других государственных актов Российской Федерации о безопасности и мерах защиты населения и окружающей среды.
Большую организационно-педагогическую и научно-методическую работу проводит Международная академия наук экологии и безопасности жизнедеятельности (МАНЭБ).
Связанные в единую образовательную область ОБЖ, отдельные знания, умения и навыки смогут формировать новую «ключевую компетенцию» учащихся, важнейшую для сохранения жизни в XXI веке. Система таких «ключевых компетенций» позволит выпускникам общеобразовательной школы обеспечивать здоровье и безопасность, оценивать и строить свою деятельность с позиций собственной безопасности и безопасности общества.
Основные задачи обновления структуры и содержания курса ОБЖ определяются, исходя из условий обеспечения индивидуальной безопасности каждого жителя России, национальной безопасности страны, безопасности мирового сообщества в XXI веке, из оценки имеющегося содержания общего образования, а также в соответствии с направлениями модернизации общего образования России.
В связи с переходом школы на 12-летнее обучение в Министерстве образования РФ разработан комплекс концепций и программ обновления и развития учебных предметов для корректировки целенаправленности и содержания общего образования. Среди них представленная Институтом безопасности жизнедеятельности Фонда национальной и международной безопасности и одобренная специализированными Советами Министерства образования РФ Концепция развития курса «Основы безопасности жизнедеятельности» [91].
В рамках эксперимента по отработке обновляемого содержания общего образования, запланированного Министерством образования РФ на 2001-2003 годы города Москва, Санкт-Петербург, Тула, Екатеринбург и Псков стали экспериментальной базой по развитию образовательной области ОБЖ [20].
На наш взгляд, обновленный курс ОБЖ придаст общему образованию в целом направленность, остро востребованную временем. Более того, мы считаем, что курс ОБЖ призван стать ведущей образовательной областью, систематизирующим, сквозным, интегрирующим предметом, имея как самостоятельную стержневую учебную дисциплину, так и свои неотъемлемые компоненты во всех других без исключения предметах, а также во всей внеурочной и внешкольной работе.
Среди всех опасностей природного и антропогенного характера особо стоит проблема безопасности дорожного движения, представляя собой сложную систему взаимодействия социо-технических факторов. В списке причин гибели людей от несчастных случаев первую строчку твердо занимает дорожно-транспортный травматизм, который сегодня достигает масштабов социальной катастрофы. Более четверти миллиона человек на Земле ежегодно погибает в дорожно-транспортных происшествиях (ДТП).
Особую тревогу в проблеме безопасности дорожного движения вызывает детский дорожно-транспортный травматизм. Каждый год свыше 20 тысяч детей в возрасте до 16 лет становятся участниками дорожно- транспортных происшествий. Количество погибших ежегодно увеличивается, свыше 80% из общего числа пострадавших детей становятся инвалидами.
Системный анализ дорожно-транспортных происшествий позволяет утверждать, что основной причиной аварий на дорогах является низкий уровень подготовки участников дорожного движения. Это же подтверждается исследованиями В.Ф. Бабкова, Г.Я. Волошина, Л.И. Игнатова, А.И. Купермана, В.В. Лукьянова, В.В. Майорова, А.М. Якупова, которые показывают, что ключевым направлением в решении проблемы безопасности дорожного движения является учебно-воспитательная деятельность по предупреждению дорожно-транспортного травматизма.
Однако, несмотря на то, что внимание проблеме образования в системе безопасности дорожного движения уделялось давно, что подтверждает введение еще в 1979/1980 учебном году Министерством просвещения РСФСР в школах обязательного изучения «Правил безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах», отсутствие системы непрерывной подготовки к безопасному участию в дорожном движении не позволяет добиться снижения роста ДТП с участием детей. К тому же анализ программ, дидактических систем и их учебно¬методического обеспечения, разработанных К.А. Агафоновой, Т.А. Веселовской, А.Д. Дороховым, Н.А. Извековой, Л.Н. Овчаренко, В.Э. Рублях и др., показал, что подготовка детей к безопасному участию в дорожном движении строилась лишь вокруг изучения Правил дорожного движения (ПДД), и не охватывало воспитания безопасного поведения в дорожном движении, формирования транспортной культуры и привития правильных навыков и привычек.
Существенную роль сыграло принятие 10 декабря 1995 года закона РФ «О безопасности дорожного движения», по которому «обучение граждан правилам безопасного поведения на дорогах проводится в ... общеобразовательных, специальных образовательных учреждениях различных правовых форм ...» (ст.29, ч.1), а положения об обязательном обучении «...включаются в соответствующие государственные образовательные стандарты» (ст.29, ч.З) [32].
Таким стандартом в России по обучению детей безопасному поведению в дорожном движении является федеральная программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности», введение которого в 1991 году в общеобразовательную школу стало важным шагом в решении проблемы детского дорожно-транспортного травматизма. К сожалению действующая сегодня программа курса ОБЖ для 5-11 классов предусматривает изучение основ безопасного поведения в дорожном движении в объеме всего двух часов.
Системный анализ ДТП с участием детей позволяет нам утверждать, что для эффективной подготовки подрастающего поколения к безопасному участию в дорожном движении необходимо создание целостной системы непрерывного образования, ключевым звеном которой должна стать подготовка учителя ОБЖ. Научное и методическое обеспечение концепции непрерывного образования содержится в исследованиях Е.Г. Белозерцева, А.А. Вербицкого, А.П. Владиславлева, Б.С. Гершунского, А.В. Даринского, О.В. Купцова, М.Р. Львова, Ф.И. Перегудова, В.Г. Подзолкова, Н.А. Шайденко и др.
Согласно Национальной доктрине образования РФ, выступающей основополагающим государственным документом, утверждаемым федеральным законом и устанавливающий приоритет образования в государственной политике, правительство РФ, признавая ведущую роль педагога в достижении целей образования, обеспечивает условия для творческого роста, повышения квалификации (не реже 1 раза в 5 лет) и своевременной переподготовки для педагогов всех уровней [66].
Намеченные в исследованиях последних лет теоретический и практический подходы к формированию квалифицированного педагога в системе высшего педагогического образования на основе предметно¬функционального и профессиографического анализа деятельности учителя имели важное значение для нашей концепции непрерывной подготовки учителей ОБЖ.
В связи с этим особую значимость приобретает выявление совокупности факторов, обеспечивающих эффективность непрерывного профессионально-педагогического становления будущего учителя ОБЖ.
Организационное решение проблемы дорожно-транспортного травматизма на региональном уровне подтверждает постановление губернатора Тульской области от 1.08.1997 г. № 333, согласно которому утверждена областная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в Тульской области на 1997-2000 годы», предусматривающая «...подготовку и переподготовку педагогических кадров по основам безопасности дорожного движения в педучилищах и ТГПУ им. Л.Н. Толстого...» [72].
Таким образом, актуальность исследования обусловлена выявленным противоречием между объективной потребностью общеобразовательной школы в высококвалифицированных педагогических кадрах, владеющих теорией и методикой обучения безопасному поведению в дорожном движении и отсутствием опыта создания и функционирования системы непрерывного педагогического образования в области подготовки учителей ОБЖ, что определило тему диссертации: «Дидактические условия непрерывной подготовки учителей ОБЖ к обучению школьников безопасности дорожного движения».
Объект исследования: подготовка учителей ОБЖ в системе непрерывного педагогического образования.
Предмет исследования: дидактические условия непрерывной подготовки учителей ОБЖ к обучению школьников безопасности дорожного движения.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что процесс профессионально-педагогической подготовки учителей ОБЖ будет эффективным при реализации следующих условий:
• создания системы непрерывной подготовки учителя ОБЖ и определения дидактических условий ее эффективной реализации;
• разработки дидактической модели непрерывной подготовки учителя ОБЖ и ее использования в педагогической практике;
• включения курса «Безопасность дорожного движения» в содержание предметной подготовки учителей ОБЖ;
• оптимизации содержания и методики курса «Безопасность дорожного движения» для будущих учителей ОБЖ.
Цель исследования: теоретически обосновать и опытно¬экспериментальным путем проверить при каких дидактических условиях непрерывная подготовка учителей ОБЖ к обучению школьников безопасности дорожного движения будет педагогически эффективной.
Задачи исследования. Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы необходимо решить следующие задачи:
• провести анализ литературы по исследуемой проблеме и изучить состояние существующей системы подготовки учителей ОБЖ;
• разработать дидактическую модель непрерывной подготовки учителей ОБЖ на примере Тульского региона;
• выявить дидактические условия, способствующие эффективной подготовки учителей ОБЖ в системе непрерывного образования;
• разработать содержание курса «Безопасность дорожного движения» для будущих учителей ОБЖ;
• опытно-экспериментальным путем проверить эффективность внедрения курса «Безопасность дорожного движения» для будущих учителей ОБЖ в систему непрерывного образования.
Теоретико-методологические основы исследования опираются на положения, выработанные методологией системного, комплексного, целостного и личностно-деятельностного подходов. В основу методологии исследования положены работы М.А. Данилова, М.Н. Скаткина, В.И. Загвязинского, В.В. Краевского и других отечественных ученых. Психолого-педагогическую базу составляют труды Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.В. Петровского, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина и концепция проблемно-развивающего обучения (П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, М.А. Данилов, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов и др.)
Методы исследования. На разных этапах исследования для моделирования процесса непрерывной подготовки учителей ОБЖ к обучению школьников безопасности дорожного движения использовались следующие научно-педагогические методы: изучение литературы по проблеме исследования, анализ образовательных стандартов и учебных планов, системно-структурный анализ реальных дорожно-транспортных ситуаций, социологические методы сбора информации при проведении констатирующего и формирующего экспериментов, методы педагогического моделирования, педагогический эксперимент, тестирование, анкетирование.
База исследования. Исследование проводилось в течение 1998-2001 гг. в рамках учебно-научно-педагогического комплекса, включающего Тульский педагогический колледж №1, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, Институт гражданской защиты ЦРЦ МЧС РФ и Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульский области, представляющих собой соответственно средний профессиональный, высший профессиональный и послевузовский (переподготовка и повышение квалификации) уровни непрерывного педагогического образования.
Этапы исследования. В разработке проблемы и проведении исследования можно выделить три этапа.
На первом этапе (1998-1999 гг.) проводился теоретический анализ проблемы безопасности дорожного движения и детского дорожно- транспортного травматизма; была изучена психолого-педагогической литература по обучению детей безопасному поведению на дороге, установлен причинно-следственный механизм возникновения ДТП с участием детей; определены цель, задачи, гипотеза, объект, предмет и методы исследования, разработана концепция непрерывной подготовки детей к безопасному участию в дорожном движении и программа курса «Основы безопасности дорожного движения» для начальной школы, учебно-методический комплекс по курсу «Безопасность дорожного движения» для будущих учителей ОБЖ.
На втором этапе (1999-2000 гг.) были проведены теоретические исследования, обосновывающие необходимость учета принципа непрерывности в системе педагогического образования по безопасности жизнедеятельности; разрабатывалась дидактическая модель непрерывной подготовки учителей ОБЖ; на базе школы - интерната № 2 г. Тулы совместно с Тульской юношеской автошколой ОАО «Тулаавтотранс» создан Центр профилактики детского дорожного травматизма, в котором осуществлялась опытно-экспериментальная работа по программе «Основы безопасности дорожного движения» для начальной школы; теоретически обоснованы дидактические условия непрерывной подготовки учителей ОБЖ; уточнялись и корректировались теоретические положения, составляющие основу диссертационной работы.
На третьем этапе (2000-2001 гг.) анализировались, систематизировались и обобщались результаты теоретического и экспериментального исследования; дорабатывалась дидактическая модель непрерывной подготовки учителей ОБЖ; в рамках учебно-научно- педагогического комплекса «Тульский педагогический колледж №1 - Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого - Институт гражданской защиты ЦРЦ МЧС РФ - Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульский области» осуществлялось внедрение курса «Безопасность дорожного движения» для будущих учителей ОБЖ; выявлены и сформулированы дидактические условия непрерывной подготовки учителей ОБЖ; подготовлено учебное пособие «Безопасность дорожного движения» для студентов педвуза по специальности 0333000 «Безопасность жизнедеятельности»; осуществлялось текстовое оформление диссертационных материалов.
Научная новизна исследования заключается в том, что:
• выделена новая научная идея в рамках известной концепции в области непрерывной подготовки учителей ОБЖ к обучению школьников безопасности дорожного движения;
• определены роль и значение образовательного процесса в системе безопасности дорожного движения;
• обоснована необходимость непрерывной подготовки учителей ОБЖ по курсу «Безопасность дорожного движения»;
• разработана дидактическая модель непрерывной подготовки учителей ОБЖ, основывающаяся на квалификационных характеристиках выпускника и состоящая из целей, задач, содержания, методов, средств и форм обучения, показателей и критериев ее эффективности.
Объективность и достоверность результатов исследования обеспечивается методологической обоснованностью теоретических положений, комплексным характером методики проведения исследования, логикой проведения эксперимента в соответствии с целями, задачами и условиями проводимого исследования, качественным и количественным анализом экспериментальных данных, проверкой результатов исследования на практике и апробацией результатов в учебном процессе.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:
• описаны общие закономерности становления и развития системы непрерывного образования;
• сформулирована современная концепция образования в системе безопасности дорожного движения;
• выявлены дидактические условия непрерывной подготовки учителей ОБЖ к обучению школьников безопасности дорожного движения (преемственность программ различных образовательных уровней, построение гибкой ступенчатой системы обучения, интеграция структуры содержания образования, объединенная учебно-материальная база).
Практическая значимость исследования состоит в том, что:
• создан учебно-методический комплекс по курсу «Безопасность дорожного движения» для будущих учителей ОБЖ, апробированный в Тульском педагогическом колледже №1, Тульском государственном педагогическом университете им. Л.Н. Толстого, Институте гражданской защиты ЦРЦ МЧС РФ и Институте повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульский области;
• разработана и внедрена в практику школы - интернат № 2 г. Тулы экспериментальная программа курса «Основы безопасности дорожного движения» для начальной школы, ставшая первым звеном в системе непрерывного обучения детей к безопасному участию в дорожном движении.
* • подготовлено к изданию учебное пособие «Безопасность дорожного движения», предназначенное для будущих учителей ОБЖ;
• научно обоснованы методические рекомендации по теме исследования.
На защиту выносятся следующие положения:
• обучение подрастающего поколения безопасному участию в дорожном движении будет эффективным при условии непрерывной
* подготовки учителей ОБЖ по курсу «Безопасность дорожного движения»;
• процесс непрерывной подготовки учителей ОБЖ будет оптимальным при создании дидактической модели, основывающейся на квалификационных характеристиках выпускника и состоящей из целей, задач, содержания, методов, средств и форм обучения, показателей и критериев ее эффективности;
• основными дидактическими условиями непрерывной подготовки учителей ОБЖ являются преемственность программ различных образовательных уровней, построение гибкой ступенчатой системы обучения, объединенная учебно-материальная база, интегративный подход при организации учебного процесса, означающий реализацию глубоких системообразующих связей внутри учебно-научно-педагогического комплекса.
Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты исследования докладывались и получили положительные оценки на следующих научных семинарах и конференциях:
IV-я Международная научно-практическая конференция «Инновационные процессы в подготовке учителя технологии, предпринимательства, экономики» (Тула, 8-10 декабря, 1998 года);
V-я Международная научно-практическая конференция «Инновационные процессы в подготовке учителя технологии,предпринимательства, экономики» (Тула, 14-16 декабря, 1999 года);
Научно-практическая конференция «Предметно-дисциплинарная структура обучения безопасности жизнедеятельности на различных образовательных уровнях - состояние, возможности унификации и направления совершенствования» (Санкт-Петербург, 21-22 ноября, 2000 года);
Всероссийское совещание «Современное состояние и перспективы развития курса ОБЖ» (Москва, 19-21 декабря 2000 года);
Всероссийская научно-практическая конференция “Безопасность жизнедеятельности: школа, вуз, общество” (Тула, 10-12 октября, 2001 года).
Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Изучение процесса непрерывной подготовки учителей ОБЖ к обучению школьников безопасному поведению в дорожном движении в российской педагогической практике проведено впервые.
В исследовании мы стремились учесть современную теоретико-методологическую основу во взаимосвязи педагогических, психологических и социальных теорий, раскрывающих дидактическую основу высшего педагогического образования.
Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы в диссертационной работе решались основные пять задач. Первая - проведение теоретического анализа литературы по исследуемой проблеме и изучение состояния существующей системы подготовки учителей ОБЖ. Вторая - разработка дидактической модели непрерывной подготовки учителей ОБЖ на примере Тульского региона. Третья - выявление дидактических условий, способствующих эффективной подготовки учителей ОБЖ в системе не- прерывного образования. Четвертая - разработка содержания и оптимизация методики курса «Безопасность дорожного движения» для будущих учителей ОБЖ. Пятая - опытно-экспериментальная проверка эффективности внедрения курса «Безопасность дорожного движения» для будущих учителей ОБЖ в систему непрерывного образования.
Успешное решение этих задач в условиях ограниченного, практически неизменного лимита отводимого учебного времени возможно было только при оптимизации и интенсификации учебного процесса непрерывпасность жизнедеятельности»; целенаправленное, планомерное и непрерывное формирование профессиональных знаний, умений и навыков будущих учителей ОБЖ на основе комплексного подхода к обучению; разработка и использование наиболее эффективных форм и методов непрерывного обучения, позволяющих активизировать познавательную деятельность студентов и управлять этой деятельностью в зависимости от получаемых результатов.
Выполняя задачи исследования, нами была разработана и предложена дидактическая модель непрерывной подготовки учителей ОБЖ. Со¬держание предложенной модели представляет собой систему, которая в неразрывном единстве включает учебный материал и способы его усвоения, ее внешние и внутренние взаимосвязи, а также такие характеристики как функциональность, интегративность и целостность процесса подготовки учителя ОБЖ. Модель объединяет цели и содержание обучения, показывает их взаимосвязь и позволяет определять место, роль и значение не только содержания курса «Безопасность дорожного движения», но и каждого его раздела и темы. По структуре, предложенная дидактическая модель включает в сбалансированном виде все входящие в ее состав компоненты.
В разработанной модели рассматривается весь процесс обучения будущих учителей ОБЖ, его составные части (цели, задачи, методы, содержание, средства и формы обучения), а также показатели и критерии эффективности подготовки студентов.
Теоретически обосновано место и значение образовательного процесса в системе безопасности дорожного движения;
Определена необходимость непрерывной подготовки учителей ОБЖ по курсу «Безопасность дорожного движения» в системе многоуровневого образования с учетом специфики содержания образования на разных этапах обучения;
Разработана дидактическая модель непрерывной подготовки учителей ОБЖ, основывающаяся на квалификационных характеристиках выпускника и состоящая из целей, задач, содержания, методов, средств и форм обучения, показателей и критериев ее эффективности;
На основе экспериментальных данных выявлены дидактические условия непрерывной подготовки учителей ОБЖ к обучению школьников безопасности дорожного движения (преемственность программ различных образовательных уровней; построение гибкой ступенчатой системы обучения; интеграция и оптимизация содержания образования на разных этапах обучения; наличие и выбор организационных форм и методов с учетом целей и задач обучения в педвузе; организация проблемно-поискового обучения, направленного на приобретение личностно-ориентированных знаний, умений и навыков, адекватных педагогическим функциям учителя ОБЖ; объединенная учебно-материальная база и интегративный подход при организации учебного процесса, означающий реализацию глубоких системообразующих связей внутри учебно-научно-педагогического комплекса).
Полученные в процессе проведенного исследования результаты позволяют:
Качественно улучшить процесс подготовки учителей ОБЖ за счет создания целостной системы непрерывного образования на основе интеграции содержания образования на разных этапах обучения;
Использовать выявленные дидактические условия непрерывной подготовки учителей ОБЖ при организации учебного процесса в учебно- научно-педагогическом комплексе;
Результаты теоретического и опытно-экспериментального исследования позволяют утверждать справедливость выдвинутой нами гипотезы. Мы полагаем, что проведенное исследование является завершенным эта¬пом работы. Вместе с тем, считаем целесообразным в дальнейшем продолжить изучение процесса непрерывной подготовки учителей ОБЖ. Дальнейшая исследовательская работа в названной области позволит более глубоко раскрыть проблемы повышения качества подготовки учителей ОБЖ и усилит теорию и практику обучения в педагогическом вузе.



1. Абдуллина, О.А. Проблема педагогических умений в теории и практике высшего педагогического образования / О.А. Абдуллина // Советская педагогика. - 1976. - №1. - С. 76-84.
2. Абдуллина, О.А. Проблема формирования педагогических умений и навыков у будущих учителей / О.А.Абдуллина // Проблемы профессиональной подготовки студентов педвузов и университетов. - М.: АПН СССР, НИИ ОП, 1976. - С. 43-48.
3. Актуальные проблемы непрерывного образования. - М., 1982.
4. Антюхин, Э.Г. Разработка научно-методического комплекса БЖД для обучения учителей технологии / Э.Г. Антюхин. - Дис. ... канд. пед. на¬ук. - Брянск, 1997.
5. Архангельский, С.И. и др. О моделировании и методике обработке данных педагогического эксперимента / С.И. Архангельский. - М., 1974.
6. Архангельский, С.И. Лекции по научной организации учебного процесса в высшей школе / С.И. Архангельский. - М., 1976.
7. Архангельский, С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы / С.И. Архангельский. - М.: Высшая школа, 1980. - 368 с.
8. Бабанский, Ю.К. Педагогика: Уч. пособие для студентов пед. институтов / Ю.К. Бабанский. - М.: 1988. - 479 с.
9. Бабанский, Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических
исследований: дидактический аспект / Ю.К. Бабанский. - М.: Педагогика, 1982. - 192 с.
10. Белов, С.В. Концепция непрерывного образования в области безопасно¬сти жизнедеятельности / С.В. Белов, В.А. Девисилов II Сборник мате¬риалов Всероссийского совещания заведующих кафедр вузов по вопросам образования в области безопасности жизнедеятельности, 9-13 апреля 2001 г. (Часть 1). - М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2001. - 152 с.
11. Бердический, А.Л. Модель непрерывного образования учителя / А.Л. Бердический // Педагогическое образование. - 2000. - № 12. - С. 39-47.
12. Беспалько, В.П. Основы теории педагогических систем / В.П. Беспалько. - Воронеж: Воронеж, ун-т, 1977. - 304с.
13. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П.Беспалько. - М.: Педагогика, 1989. - 190 с.
14. Вайнер, Э.Н. Валеологя: Учебник для университетов / Э.Н. Вайнер. - М.: Владос, 2001. -296 с.
15. Вейт, М.А. Непрерывное педагогическое образование в духовно-профессиональном развитии личности учителя (к постановке проблемы) / М.А. Вейт И Непрерывное педагогическое образование. ЛГПУ. - 2000. -№1. С. 15-26.
16. Вейт, М.А. Непрерывное образование и совершенствование педагогического процесса в высшей школе. / М.А. Вейт, Б.Г. Огаянц - Липецк, 1990.-96 с.
17. Вейт, М.А. О необходимости создания системы непрерывного профессионального образования / М.А. Вейт // Теория и практика образования: история и современность. Выпуск 9. Сборник научных трудов кафедры теории и истории педагогики Липецкого государственного педагогического университета. - Липецк, 2001. - 232 с.
18. Веников, В.А. Принципы моделирования и высшее образование / В.А. Веников // Вестник высшей школы. - 1972. - №11.
19. Вергасов, В.М. Активизация познавательной деятельности студентов в
> высшей школе / В.М. Вергасов - Киев: Вища школа, 1985. - 175 с.
20. Внимание эксперимент // Основы безопасности жизнедеятельности. - 2001. - №8. С. 3.
21. Всероссийская практическая конференция по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения 8-9 декабря 1997 года, часть I, мате¬риалы пленарного заседания. Информационно-справочное издание Министерства транспорта РФ, М.: Трансконсалтинг, - 1998. - 256 с.
22. Всероссийская практическая конференция по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения 8-9 декабря 1997 года, часть II, материалы заседаний по секциям. Информационно-справочное издание Министерства транспорта РФ, М.: Трансконсалтинг, - 1998. -256 с.
23. Выготский, Л.С. (Собр. соч.) / Л.С. Выготский. - М.: 1984. - Т.4. - 432 с.
24. Галагузова, М.А. Теория и практика использования дидактических моделей в обучении / М.А. Галагузова // Вуз в системе непрерывного образования. - С-Пб., - 1992. - С. 80-82.
25. Гальперин, П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий (Исследование мышления в советской психологии) / П.Я. Гальперин. - М., 1966.
26. Гершунский, Б.С. Педагогическая прогностика: методология, теория, практика / Б.С. Гершунский. - Киев: Изд-во при Киевском ун-те. ИО «Вища школа». - 1966. - 200 с.
27. Гершунский, Б.С. Педагогические аспекты непрерывного образования / Б.С. Гершунский - // Вестник высшей школы. - 1987. - №8. С. 15-22.
fe 28. Государственный образовательный стандарт высшего профессионально¬
го образования. Специальность «ОЗЗЗОО - Безопасность жизнедеятельности». - М., 2000. - 30 с.
29. Дорошкевич, А.М. Проблема совершенствования познавательной деятельности студентов / А.М. Дорошкевич // Новые методы и средства обучения. - Вып.1. - М., 1988.
30. Загвязинский, В.И. Методология и методика дидактического исследования / В.И. Загвязинский. - М.: Педагогика, 1982. - 160 с.
31. Загвязинский, В.И. О движущих силах учебного процесса // Сов. педагогика / В.И. Загвязинский. -1973. - №6. - С. 66-75.
32. Закон Российской Федерации «О безопасности дорожного движения», 1995.
33. Закон Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».
34. Закон Российской Федерации «Об образовании», 1992.
35. Занков, Л.В. Дидактика и жизнь / Л.В. Занков, - М., 1972.
36. Занков, Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении / Л.В. Занков, - М., 1960.
37. Извекова, Н.А. Учителю о правилах дорожного движения: Рекомендации по организации внеклассной работы с детьми по правилам дорожного движения / Н.А. Извекова. - М.: Просвещение, 1982.
38. Ильина, Т.И. К вопросу о профессиональной подготовке учителей в пед-институте / Т.И. Ильина // Сов. Педагогика. - 1977. - №6.
39. Казанцев, Г.А. О развитии курса БЖД / Г.А. Казанцев // ОБЖ. Основы безопасности жизни. - 2001. - № 3. - С. 6-7.
40. Кан-Калик, В.А. Педагогическая деятельность как творческий процесс / В.А. Кан-Калик. - М., 1977.
41. Кириллов, Г.А. Культура безопасности - часть общей культуры / Г.А. Кириллов // Основы безопасности жизнедеятельности. - 2000. - № 5. - С. 7-9.
42. Конституция Российской Федерации, 1993.
43. Концепция непрерывного образования // Народное образование. -1989. - № 10.-С.3-12
44. Коршаков, И.К. Автомобиль и пешеход: анализ механизма наезда / И.К. Коршаков. - М.: Транспорт, 1989.
45. Котик, М.А. Беседы психолога о безопасности дорожного движения / М.А. Котик. - М.: Транспорт, 1990.
46. Котик, М.А. Психология безопасности / М.А. Котик. - Таллин: Валгус,1988.
47. Кравчук, П. Творчески развитая личность и высшее образование / П. Кравчук // Вестник высшей школы. - 1992. - № 4-6. - С. 18-21.
48. Краевский, В.В. Дидактический принцип как структурный элемент научного обоснования обучения / В.В. Краевский // Принципы обучения в современной педагогической теории и практике: межвуз. сб. научных трудов. - Челябинск, 1985. - С. 3-12.
49. Кузнецов, А.А. Содержание общего образования: итоги столетия / А.А. Кузнецов, М.В. Рыжаков // Известия РАО. - 2001. - № 1. - С. 2-11.
50. Кузьмина, Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. / Кузьмина Н.В. - Л.: ЛГУ, 1970. - 114 с.
51. Куписевич, Ч. Основы общей дидактики / Ч. Куписевич // Перев. с польского. - М., 1986.
52. Куприянов, М.П. К проблеме разработки модели непрерывного образования / М.П. Куприянов, О.П. Околелов // Непрерывное педагогическое образование. - ЛГГГУ. - 2000. - №1. - С. 27-28.
53. Кыверялг, А.А. Методы исследования в профессиональной педагогике. /
A. А. Кыверялг. -Таллин: Валгус, 1980. - 334 с.
54. Леднев, В.С. Содержание образования. Проблемы структуры. / В.С. Леднев. - М.: Просвещение, 1989.
55. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики. / А.Н. Леонтьев. - М.:МГУ, 1981.-584 с.
56. Лернер, И.Я. Дидактические основы методов обучения. / И.Я. Лернер. - М.: Педагогика, 1981. - 185 с.
57. Лернер, И.Я. Процесс обучения и его закономерности. / И.Я. Лернер. - М.: Знание, 1980. - 96 с.
58. Марков, В.В. Квалификация учителя безопасности жизнедеятельности /
B. В. Марков // Основы безопасности жизнедеятельности. - 2000. - № 9. -С. 17-26.
59. Масленников, М.М. Охрана труда при оборудовании и эксплуатации учебных кабинетов, мастерских образовательных учреждений (Методические рекомендации) / М.М. Масленников - Ульяновск, 1995.
60. Матушанский, Г. К концептуальным основам системы непрерывного образования вузовских преподавателей / Г. К. Матушанский // Alma Ma¬ter.-С. 40-41.
61. Махмутов, М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории. / М.И. Махмутов. - М.: Педагогика, 1975.-367 с.
62. Международная конференция по образования. 40-ая сессия ЮНЕСКО, 1986.-С.18.
63. Методы педагогических исследований / Под ред. А.И. Пискунова, Г.В. Воробьева. - М.: Педагогика, 1979. - 256 с.
64. Методы системного педагогического исследования / Под ред. Кузьминой Н.В. - Ленинград, 1980. - 172 с.
65. Моделирование деятельности специалиста на основе комплексного исследования / Под ред. Е.А. Смирновой. - Л., 1984.
66. Национальная доктрина образования в Российской Федерации // Университетская книга. - 1999. - №9. - С. 12-15.
67. Нечаев, Н.Н. Концепция непрерывного образования / Н.Н. Нечаев // Специалист. - 1996. - №4. - С. 2-3.
68. Новиков, А.М. Как работать над диссертацией: Пособие для начинающего педагога-исследователя / А.М. Новиков. - М.: Эгвес, 1999. - 104 с.
69. Новиков, А.М. Российское образование в новой эпохе (Парадоксы наследия, векторы развития) / А.М. Новиков. - М.: Эгвес, 2000. - 272 с.
70.0 совершенствовании структуры и содержания высшего педагогического образования в Российской Федерации: Решение Коллегии Минобразования РФ от 29.12.1997 г. № 15/2 // Вестник образования. - 1998. - №7. С.10-17.
71.06 утверждении типового положения об учебном комплексе педагогических учебных заведений: Приказ Гособразования СССР от 7.06.1990 № 388 // Бюллетень Государственного комитета СССР по народному образованию. Сер. «Профессиональное образование». - 1990. - №9. С. 14- 15.
72. Областная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в Тульской области на 1997-2000 годы»: приложение к постановлению губернатора Тульской области от 1.08.1997 № 333.
73.Овакимян, Ю.О. Теория и практика моделирования обучения. Дис. ... док. пед. наук. / Ю.О. Овакимян. - М., 1989.
74. Орлихина, Н.А. Послевузовская подготовка преподавателей ОБЖ (опыт Тульской области). / Н.А. Орлихина // Основы безопасности жизнедеятельности. - 2002. - № 2. С. 25-26.
75. Основы педагогики и психологии высшей школы / Под ред. А.В. Петровского. - М.: Изд-во Московского ун-та, 1986. - 304с.
76. Основы профессиональной педагогики И Под ред. С.Я. Батышева и др. Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Высшая школа, 1977.
77. Педагогика высшей школы: Уч. пособие // под ред. Р.Д. Никандрова. - Л., 1974,- 116 с.
78. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов / Под ред. Ю.К. Бабанского. - М.: Просвещение, 1988. - 479 с.
79. Пидкасистый, П.И. и др. Педагогика. - 3-е изд. дополн. и перераб. / П.И. Пидкасистый. - М., 1998.-640 с.
80. Подзолков, В.Г. Профессиональное развитие будущего учителя в условиях региональной системы непрерывного педагогического образования. / В.Г. Подзолков. - Тула: ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 1999.-263 с.
81. Подласый, И.П. Педагогика: Учебник для студентов высших пед. уч. Заведений. / И.П. Подласый. - М.: Просвещение, 1996. - 432 с.
82. Приказ Министерства образования РФ «О создании координационного совета по безопасности жизнедеятельности» №178 от 22.01.2001 года.
83. Примерная программа курса ОБЖ (5-9 классы) Программно-
> методические материалы и нормативные документы по курсу «Основы
безопасности жизнедеятельности». - М.: Издательство «Русский журнал», 2000. - 168 стр.
84. Программа развития педагогического образования России на 2001-2010 годы И Педагогическое образование. - 2000. - №12. - С. 39-47.
85. Романов, В.А. Дидактические условия совершенствования специальной подготовки студентов инженерно-технического профиля на военных кафедрах гражданских вузов. Автореф. дис. ... канд. пед. наук / В.А. Рома¬нов -Тула, 1999.
86. Российское образование в переходный период. Программа стабилизации и развития / Под ред. Э.Д. Днепрова, В.С. Лазарева, Е.С. Сорокина. М., 1991. С.76.
87. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. - М.: Педагогика, 1973.- 423 с.
88. Рублях, В.Э. Изучение правил дорожного движения в школе: Пособие для учителей / В.Э. Рублях, Л.Н. Овчаренко. - М.: Просвещение, 1981.
89. Русак, О.Н. Образовательная концепция безопасной деятельности человека / О.Н. Русак - C-Пб.: МАНЭБ, 1993.
90. Савельева, Н.В. Дидактические условия подготовки учителей технологии обработки ткани и пищевых продуктов. Автореф. дис. ... канд. пед. наук / Н.В. Савельева. - Липецк, 2000.
91. Сапронов, В.В. Материалы к развитию курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в средней школе / В.В. Сапронов - М., 2001. - 111 с.
92. Скаткин, М.Н. Проблемы современной дидактики. - 2-е изд. / М.Н. Скаткин - М.: Педагогика, 1984. - 95 с.
93. Скаткин, М.Н. Содержание общего среднего образования: проблемы и перспективы. / М.Н. Скаткин, В.В. Краевский - М., 1981.-96с.
94. Сластенин, В.А. К вопросу о профессиограмме учителя общеобразовательной школы. / В.А. Сластенин // Сов. Педагогика. 1973. №5.
95. Современная дидактика: теория-практика. / Под научной ред. И.Я. Лер-нера, И.К. Журавлева. - М.: Изд-во ИТП и МИО РАО, 1993. - 288 с.
96. Сорокин, Н.А. Проблемы дидактики современной общеобразовательной школы: Уч. пособ. для студентов. / Н.А. Сорокин, Н.А. Шайденко - Ту¬ла, 1993.-116с.
97. Столетов, В.Н. Исследование проблем содержания образования / В.Н. Столетов // Советская педагогика. - 1980. - №11. С.56-65.
98. Сузуки, И. Реформа образования в Японии: Навстречу 21 веку. / И. Сузуки И Перспективы. - 1991. - № 73.
99. Сулла, М.Б. Охрана труда: Уч. пособие для студентов пед. ин-тов. / М.Б. Сулла. - М.: Просвещение, 1984. - 256 с.
юо. Сулла, М.Б. Формирование готовности учащихся к безопасной деятельности. Афтореф. дис. ... док. пед. наук / М.Б. Сулла. - Москва, 1997.
юг Сулла, М.Б. Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях: Уч. пособие для студентов пед. вузов, колледжей. / М.Б. Сулла, Б.М. Невзоров, В.М. Заенчик. - Тула: ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 1997. - 310с.
102. Сулла, М.Б. Принципы непрерывного обучения по ОБЖ / М.Б.Сулла, О.В. Сергеева И ОБЖ. Основы безопасности жизни. - 1998. - № 8. - С. 10-12.
юз. Сухомлинский, В.А. Сто советов учителю / В.А. Сухомлинский // Избр. произв. - Т.З. - Киев: Радянська школа, 1980. - 145с.
104. Теоретические основы содержания общего среднего образования // Под ред. Краевского В.В., Лернера И.Я. - М., 1983.-353с.
105. Агафонова, А.С. Теоретические основы функционирования системы непрерывного педагогического образования / А.С. Агафонова, С.А. Во-ронина, В.М. Заенчик и др. - Тула: ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2000. - 143 с.
106. Агафонова, А.С. Теория и практика создания и функционирования системы непрерывного педагогического образования / А.С.Агафонова, В.Н.Воинова, С.А. Воронина и др. - Тула: ТГПУ им. Л.Н. Толстого,
% 1998.- 114 с.
107. Усова, А.В. О критериях и уровнях сформированности познавательных умений у учащихся / А.В.Усова // Сов. Педагогика. - 1980. - №12. С. 45- 49.
108. Учебный план специальности 033300 “Безопасность жизнедеятельности” - ТГПУ, 2001.
109. Ушинский, К.Д. Собр. соч. в 2-х томах / К.Д. Ушинский. - М.: Просвещение 1948.
ио.Ф. Ван дер Варден. Математическая статистика / Ф. Ван дер Варден. / Перев. с нем. - М.: Изд-во ин. литературы, 1960. - 434с.
in.Формирование модели специалиста с высшим образованием. - Томск, 1984.
112. Харламов, И.Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов. - М.: Высшая школа, 1990.-575 с.
из. Шайденко, Н.А. Совершенствование учебно-воспитательного процесса в педвузе / Н.А. Шайденко. - Тула: Приокское кн. изд-во, 1991. - 144 с.
114. Шайденко, Н.А. Формирование творческой личности учителя в учебном процессе педагогического вуза. Монография / Н.А. Шайденко. - Москва: Прометей, 1992. - 96 с.
115. Шайденко, Н.А. Дидактическая подготовка студентов в учебном процессе педвуза (на примере индустриально-педагогического факультета). Дис. ... д-ра пед. наук / Н.А. Шайденко. - М., 1994. - 422 с.
116. Шамова, Т.И. Активизация учения школьников / Т.И. Шамова - М., 1982.-209 с.
117. Щукина, Г.И. Проблема формирования развития познавательной активности / Г.И. Щукина. - М.: Педагогика, 1988.
и 8. Яковлев И.П. Интеграционные процессы в высшей школе / И.П. Якв- лев. - Л., 1980.
119. Якупов, А.М. Безопасное участие в дорожном движении: психолого-педагогические основы подготовки детей / А.М. Якупов // Основы безопасности жизнедеятельности. - 1999. - № 3. - С. 33-36.
120. Якупов, А.М. Дорожно-транспортный травматизм: причины и пути предотвращения. / А.М. Якупов // Основы безопасности жизнедеятельности. - 1999. -№ 2. - С. 43-46.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ