ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ 15
1.1. Понятие и сущность феномена политической социализации 15
1.2. Концептуальные направления в исследованиях политической социализации 34
1.3. Этническая идентичность как фактор политической социализации в трансформирующемся российском обществе 50
ГЛАВА II. РОЛЬ И МЕСТО ПОЛИТИЧЕСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ В ПОЛИТИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 74
2.1. Социализация как институциональный процесс: базовые элементы и их значение 74
2.2. Механизмы и факторы политической социализации в российском политическом пространстве 97
2.3. Особенности процесса политической социализации в условиях со-временного российского общества 118
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 146
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРА¬ТУРЫ 153
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью осмысления проблем политической социализации, связанных с изменением политических, социально-экономических основ общества и кризисными ситуациями в различных сферах жизни социума, возникших в ходе демократических реформ в России.
Стабильное функционирование политической системы общества, сохранение целостности социального организма предполагает постоянное воспроизводство и развитие политической культуры, которое осуществляется через освоение и принятие людьми ее норм, ценностей и моделей политического поведения. В этой связи рассмотрение проблем политической социализации личности, в ходе которой и осуществляются эти процессы, является весьма актуальным.
В условиях кризисного, переходного состояния общества, при смене типов политической культуры возникают серьезные проблемы сохранения и передачи политического опыта, преемственности политических институтов, норм и ценностей. В стране, где одновременно изменились и политическая, и экономическая системы, возник идеологический вакуум, подверглись глубокому пересмотру базовые ценности, возрастает роль и значение политической социализации, результатом которой должна быть новая политическая культура населения.
Проблема трансформационного политического процесса в России заключается не только в идеологических противоречиях, перерастающих подчас в ожесточенные политические конфликты, более важными являются изменения происходящие с ценностном сознанием россиян. Сложилась ситуация, когда сформировавшийся ранее нормативный порядок начал стремительно утрачивать свою значимость в глазах всех россиян: для одних — потому, что был олицетворением тоталитаризма, для других — потому, что оказался неспособным противостоять нарастающей нестабильности. Массовое сознание не принимало старый нормативный порядок, а ценностный раскол вел к тому, что в обществе складывались конкурирующие представления о его новом облике. Прозвучавшее не так давно предложение о выработке объединительной общероссийской идеологии есть не что иное, как осознанное или интуитивное стремление преодолеть ценностный раскол массового сознания и обеспечить функционирование такого важного социетального механизма, как политическая социализация.
Передача политических ценностей, установок и моделей поведения осуществляется посредством воздействия на индивида факторов социализации, а при изменении, трансформации политической системы изменяются и агенты политической социализации. Их влияние на личность в условиях трансформации общества изучено не достаточно.
Степень научной разработанности проблемы. Изучение проблем социализации наглядно иллюстрирует взаимосвязь исследований, в центре которых стоит человек и его отношения с социумом.
Значимость процесса политической социализации личности и социальной группы в жизни общества была эмпирически осознана в глубокой древности, знания о его закономерностях позволяли с успехом формировать устойчивые общественные структуры, как военной демократии, так и первых государственных образований. Однако, при этом, предметом публичного об¬суждения и философского дискурса проблема политической социализации становится в рамках демократии Греции и Рима. Она отражена в трудах Демокрита, Сократа, Платона, Аристотеля.
Идеи полного подчинения индивидов ими же созданному государству Т.Гоббса и Дж. Локка во многом предвосхитили рост научного интереса к проблеме политической социализации личности, еще более актуализировавшегося после буржуазной революции во Франции 1789 года.
Сохранению политической системы способствует множество факторов, среди которых важное место занимает политическая социализация индивида, поскольку ни одна система не сможет достигнуть достаточного уровня интеграции и стабильности, если ей не удастся выработать у своих членов определенной суммы общепринятых в обществе политических знаний, ценностей, установок.
Рассматривая социализацию как развитие и самореализацию человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества, можно представить процесс социализации в виде совокупности четырех составляющих: стихийной, относительно направленной, относительно социально контролируемой социализации и более или менее сознательного самоизменения человека
В ходе социализации складываются два основных типа политических ориентаций: негативные и позитивные. Согласно такому подходу негативные политические ориентации проявляются в подчинении личных интересов интересам административных и политических лидеров или в уходе личности от политики. Ориентации позитивного характера отличаются стремлением человека к взаимосвязи и политическому взаимодействию с другими людьми на основе общих интересов и задач, а так же побуждением к самостоятельному развитию и самоактуализации.
Важным аспектом анализа сущности политической социализации является ее тип. Под типом политической социализации имеется в виду совокупность устоявшихся ценностных образцов взаимодействия личности и политических институтов общества. На него оказывает влияние совокупность ряда факторов: уровень исторического развития общества, экономические условия, политическая культура, социальная структура общества, доминирующие агенты политической социализации и др. Тип политической социализации определяется теми стандартами политической жизни общества, которые диктуют личности определенный способ ее политического поведения, соответствующий политической культуре данного общества. В результате обеспечиваются политическая стабильность и преемственность в развитии общества. С большой степенью вероятности можно сказать, какой тип политической социализации личности господству¬ет в обществе, таково и состояние самого общества, и наоборот, каково общество, таков и доминирующий тип политической социализации личности.
В зависимости от принятых в обществе образцов и норм политического поведения и характера взаимодействия политической системы и индивида современная политология выделяет различные типы политической социализации личности: гармонический, плюралистический, гегемонический и конфликтный.
Важным аспектом нашей работы стало выявление и анализ моделей политической социализации:
1. Модель социализации как инкультурации. Такая трактовка рассматривает социализацию как процесс передачи культурного наследия, овладения культурой.
2. Модель социализации как развития личностного контроля связана с идеей классического психоанализа о нивелировании асоциальных побуждений, с которыми люди рождаются, и осуществлении контроля над ними.
3. Модель социализации как результата межличностного общения. В рамках этой модели личность рассматривается производной от того социального целого, к которому она принадлежит.
4. Модель социализации как процесса ролевой тренировки отождествляет социализацию с усвоением ролей. Эта модель рассматривает механизмы, которые вписывают индивида в социальную систему.
5. Модель социализации как социального научения развивает идеи бихевиоризма.
1. Абдоков С.А. Формирование политической культуры молодежи в условиях полиэтничного региона // Классический университет как центр социально¬го и культурного развития в полиэтничном регионе: Сборник научных статей. - М. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2003. - 439 с.
2. Абовян А.Н. Этническая идентичность как составляющая этнического са-мосознания. - http://ppf.uni.udm.ru.
3. Авксентьев В. А. Этническая конфликтология: в поисках научной пара¬дигмы. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2001. - 268 с.
4. Алмонд Г., Пауэлл Дж., Стром К., Далтон Р. Сравнительная политология сегодня: Мировой обзор / Сокр. пер. с англ. А.С. Богдановского, Л.А. Галки¬ной / Под ред. М.В. Ильина, А.Ю. Мельвиля. - М.: Аспект Пресс, 2002. -520 с.
5. Амосенко О.В. Стили поведения подростков в процессе политической со-циализации: Автореф. дис. ... канд. педагог. нак. - СПб., 1995. - 25 с.
6. Ануфриев Е.А. Политическая социализация личности как проблема со-временной политологии // Вестник МГУ. - Сер. 18. «Социология и политоло¬гия». - 1997. - №3. - С. 34-43.
7. Артюхович Д.В. Проблемы политической социализации молодежи в со-временной России // Сборник научных трудов Северо-Кавказского государ-ственного технического университета. - Сер. «Гуманитарные науки». - Вып. № 10. - Ставрополь, 2003. - http://www.ncstu. ru.
8. Аствацатурова М.А. Диаспоры Ставропольского края: этносоциальная и этнополитическая динамика // Известия вузов. Северо-Кавказский регион -
2002. - № 4. - С.26.-35.
9. Афонин Ю. Спланированное равнодушие. Слово о своем поколении. - М.: Аспект Пресс, 2001. -120 с.
154
10. Ачкасов В. А. Этническая идентичность в ситуациях общественного вы¬бора // Журнал социологии и социальной антропологии. Вып. 1. - 1999. - Т.
2.
11. Багдасарьян Н.Г., Немцов А.А., Кансузян Л.В. Послевузовские ожидания студенческой молодежи // Социс.- 2003.- № 6.- С. 65-74.
12. Бауман З. Мыслить социологически. - М.: Экзамен, 1996. - 320 с.
13. Борисова Л.Г. Подросток в бизнесе: социализация или девиация? // Социс.
— № 9.- 2001. - С.68-76.
14. Борисова О.В. Политическая социализация этнических групп в постколо- ниальном пространстве // Общественные науки и современность - 1998 - № 1. - С.71-80.
15. Буржуазная философия ХХ века. - М.: Наука, 1974. -312 с.
16. Васильчук Ю.А. Социальное развитие человека. Фактор социума // Обще¬ственные науки и современность. - 2004. - № 1. - С. 5-16.
17. Ващилин Э.П. Творческая молодежь современной России: особенности социализации // Социально-гуманитарное знание. - 2003. - № 2.
18. Вебер М. Избранное. Образ общества. - М.: Республика, 1994. -318 с.
19. Вебер М. Политика как призвание и профессия // Избранные произведе¬ния. - М.: Прогресс, 1990. - 808 с.
20. Водолагин А. А. Интернет - СМИ как арена политической борьбы // Об¬щественные науки и современность . - 2002. - № 1.
21. Волков Ю.Г., Поликарпов В.С. Многомерный мир современного челове¬ка. - М.: Век, 1998 .-288 с.
22. Ворожейкина Т.Е. Государство и общество в России: исчерпание госу- дарстоцентричной матрицы развития // Политические исследования. - 2002. - № 4.
23. Вятр С. Социология политических отношений - М: Политиздат, 1979. - 376 с.
24. Гаврилова В.И. Политическая социализация молодых // Свободная мысль.
- 1997. - С.18-25.
155
25. Гаврилюк В.В., Трикоз Н.А. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации (поколенный подход) // Социс. - 2002. - № 1.
26. Гаджиев К. Политическая философия.- М.: Международные отношения,
1999. — 287с.
27. Гаджиев К. Сравнительный метод в политологии // Политическая культу¬ра: Теория и национальные модели - М.: Интерпракс, 1994.— С.14-25.
28. Гайворонский С.В. К вопросу о влиянии СМИ на патриотическое созна¬ние молодежи // Классический университет как центр социального и куль¬турного развития в полиэтничном регионе: Сборник научных статей. - М. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2003. - С.59-64.
29. Гельман В.Я. Институциональное строительство и неформальные инсти¬туты в современной российской политике // Полис. - 2003. - № 4. - С. 6-25.
30. Гудков Л. Негативная идентичность. Статьи 1997 -2002 годов. - М.: Новое литературное образование: «ВЦИОМ-А», 2004. - 816 с.
31. Гилинский Я.И. Стадии социализации индивида / Человек и общество: проблемы социализации индивида. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1971. - 320 с.
32. Гозман Л. Я., Шестопал Е. Б. Политическая психология. - Ростов-на- Дону, 1996. - 164 с.
33. Григорьян Б.Т. Философская антропология: Критический очерк. - М.: «Ключ-С», 1989.-224 с.
34. Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации / Под ред. А.П. Садохина. - М: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 352 с.
35. Гудименко Д.В. Политическая культура России // Политическая культура и национальные модели. - М.: Интерпракс, 1994. - С.З1З- 349.
36. Диккенбергер Д. Политическая социализация // Политология. Краткий терминологический словарь. Вып.1 - М., 1992. - С.30-35.
37. Дилигенский М. Социально-политическая психология. - М.: Новая школа, 1996. - 352 с.
38. Динамика ценностей населения реформируемой России / Отв. ред. Н.И.Лапин, Л.А.Беляева. - М.: Эдиториад УРСС, 1996. - 150 с.
156
39. Дмитриев А.В. Политическая социология США. - Л.: Лениздат, 1971. - 320 с.
40. Дмитриев А.В., Ширяев Б.А., Федосеев А.А. Проблема социализации в американской политической науке / Человек и общество. Проблема социали¬зации индивида. Вып. 9. - Л.: Лениздат, 1971.-228 с.
41. Дневник Алтайской школы политических исследований. - 2003. - № 6.
42. Доган М., Пеласси Д. Сравнительная политическая социология - М.: Эк¬замен, 1994. - 281 с.
43. Дойч К. основные изменения в политологии // Политические отношения: Прогнозирование и планирование. - М.: Юрист, 1989.- 420 с.
44. Долгов В.М. Сравнительная политология // Политология для юристов. - М.: Юрист, 1999. - С. 758-771.
45. Дорошенко А.И. Русские между прошлым и будущим // Социально¬политический журнал. - 1993. - № 4. - С.20-27.
46. Дудченко О., Мытиль А. Социальная идентификация и адаптация лично¬сти // Социологические исследования. — 1995. - №6. - С.110-119.
47. Евдакумова И.И. Политическая социализация личности как категория по¬литической науки: Автореф. дис. ... канд. полит. наук.. - М., 2003.-25 с.
48. Ерохин А.М. Этнополитические аспекты трансформации российского об¬щества. - М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2003. -315 с.
49. Иванников Б.Д., Панкратов А.В., Сергеев В.В. Личность в политической сфере: социализация в контексте проблем безопасности современного рос¬сийского общества. - Ставрополь, 2003.
50. Идеологический плюрализм: видимость и сущность. - М., 1987.
51. Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В. Политология. - М.: Юрист, 2001. - 511с.
52. Истон Д., Деннис Дж. Ребенок и политическая система. - М., 1997.
53. История политических и правовых учений / Под ред. В.С. Нерсесянса. - М.: Юридическая литература, 1993.
157
54. Каменская Г.В., Родионов А.Н. Политические системы современности. - М., 1994.
55. Карпухин О.И. Сделала ли молодежь свой выбор (К проблеме социализа¬ции молодых поколений современной России) // Социально-гуманитарное знание. - 2003. - № 4.
56. Касьянов В. Социализация молодежи: сущность, особенности, тенденции.
- Краснодар, 1994. — 175с.
57. Кейзеров Н.М. Политическая и правовая культура. - М.: Политиздат, 1983.
58. Классический университет как центр социального и культурного раз¬вития в полиэтничном регионе: Сборник научных статей. - М. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2003. - 439 с.
59. Клубов А.В., Халиков М. С., Клубова О. А. Глобализация социально-экономической жизни: история и современность // Вестник МГУ. - Сер. 18. «Социология и политология». - 2005. - № 1. - С. 135-143.
60. Козлова О.Н. Социализация в поле безопасности и за ее пределами // Со¬циально-гуманитарные знания. - 2002. - № 2. - С. 126 - 127.
61. Кон И.С. Психология ранней юности. - М.: Просвещение, 1989. - 345 с.
62. Коновалова Л.В. Особенности социализации в многонациональном регио¬не // Классический университет как центр социального и культурного разви¬тия в полиэтничном регионе: Сборник научных статей. - М. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2003. - C.185-190.
63. Коршунова О.С. Политическая социализация подростков и способы ее пе¬дагогической коррекции: Автореф. дис. ... канд. педагог. наук.. - Ярославль, 1996. — 19 с.
64. Константиновский Д.Л. Молодежь и образование между свободой выбора и необходимостью / Образование и наука в процессе реформ: Социологиче¬ский анализ / Ред. сост. Д. Л. Константиновский, Л.П. Веревкин. - М.: ЦСП, 2003. - 432 с.
158
65. Костюкевич В.Ф. Политическая социализация молодежи. - Мурманск, 1998. — 186 с.
66. Кочетков В.В. Глобализация в образовании. Информационная война и «промывание мозгов» или доступ к мировым знаниям и благам цивилизации? // Вестник МГУ. - Серия 18. «Социология и политология». - 2005. - № 1. - С. 144-159.
67. Красин Ю.А. Политическое самоопределение России: проблемы выбора // Политические исследования. - 2003. - № 1.
68. Краснов В.Н. Модели человеческого поведения и основы социального ан-тагонизма // Общественные науки и современность. - 2003. - № 3. - С. 19-30.
69. Краснов Ю. Политика: теория и практика. Основы сравнительной полито¬логии: В 2-х ч. - М., 1993. - Ч. 1. - 78 с.
70. Латыпов Р. А. Интернационализация: вызов и шанс для провинциального вуза // Полис. - 2004. - № 3. - С. 162-167.
71. Лебон Г. Психология народов и масс. - СПб, 1995. — 365с.
72. Левада Ю.А. Десять лет перемен в сознании человека // Общественные науки и современность. - 1999. - № 5.
73. Левитов Н.Д. Фрустрация как один из видов психологических состояний // Вопросы психологии. - 1997 - № 6.
74. Лисицин Д.В. К вопросу о политико-правовой социализации личности как составляющей системы современного классического образования в России // Классический университет как центр социального и культурного развития в полиэтничном регионе: Сборник научных статей. - М. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2003. - С.203-209.
75. Личность: теории, эксперименты, упражнения. - СПб.: Лань, 2001. - 864с.
76. Лола Н.Г. Политическая социализация личности (философский анализ: Автореф. дис. ... канд. филос. наук. - Л., 1987. — 23с.
77. Луков В. А. Проблемы обобщающих оценок к положению молодежи // Со¬цис. - 1998. - № 9. - С.28-35.
159
78. Лукс Г. А., Кутьина А. А., Матвеева А. А., Неформальные объединения молодежи на рубеже тысячелетий: научно-аналитический обзор / Под общ. ред. Лукс Г.А., Фурсова О.Б. - Самара: Изд-во «Самарский университет»,
2002. - 104 С.
79. Макарова С.И. Политическая социализация учительства современной Рос¬сии: Автореф. дис. ... канд. социол. наук. — Саратов, 1999. — 23с.
80. Макеев А.В. Политология. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2000. - 333с.
81. Маккиавели Н. Государь. - М.: Наука, 1990. - 320 с.
82. Малетин С.С. Политическая социализация // Политология. - Новосибирск, 1998.
83. Малетин С.С. Политология. - Новосибирск, 1998.
84. Мамут Л.С. Политический процесс // Государство и право. - 1998. - № 5.
85. Маркузе Г. Одномерный человек. - М., 1994.
86. Маслоу А. Дальние достижения человеческой природы. - М., 1996.
87. Мельвиль Ю.К. Пути буржуазной философии ХХ века. - М., 1983.
88. Меркулов А.П. Политический статус молодежи в современной России (теоретический аспект: Автореф. дис. ... канд. филос. наук. - М., 1985. — 21с.
89. Мерлин В.С. Лекции по психологии мотивов человека. - Пермь, 1991. - С.100.
90. Миронов А., Андреев Э. Социально- гуманитарное знание и образова¬ние в новом измерении // Социально-гуманитарные знания. — 1999. - № 1. — С.3-15.
91. Млинар З., Штебе Я. Мобильность и идентификация в условиях откры¬того мира: теоретическая интерпретация и опыт Словении // Социс. - 2005. - № 4. - С. 33-42.
92. Молодежь России: тенденции, перспективы. - М., 1993. — 490с.
93. Моррисон А., Макинтайр Д. Школа и социализация. - М., 2000.
94. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. - М., 1997.