Введение
Глава I. Теоретические аспекты изучения телевизионной рекламы 13
1.1. Реклама, ее понятие, функции, цели и задачи 13
1.2. Телевизионная реклама, ее значение, виды, преимущества и недостатки
1.3. Образ-носитель как составляющее телерекламы 26
Глава II. Семья как популярный образ-носитель в рекламе: комплексный анализ 33
2.1. Семья, ее определение, функции и классификация 33
2.2. Тенденции изменения института современной российской семьи
2.3. Образ семьи в рекламе, опыт прошлых исследований 52
Глава III. Эмпирическая часть 59
3.1. Программа социологического исследования 59
3.2. Результаты исследования 69
Заключение 94
Список литературы и источников 98
Приложения 106
Приложение 1 106
Приложение 2 108
Приложение 3
В современном мире реклама занимает важную нишу в жизни каждого человека. Она повсюду окружает и постоянно напоминает о себе через различные средства массовой коммуникации. Реклама - это активная часть маркетинга, сильно влияющая на людей, их мнения и убеждения. Чтобы рекламная кампания была успешной, очень важным является выбор способа распространения рекламы и непосредственно ее содержания.
Одним из наиболее эффективных, универсальных, высоко охватывающих средств рекламы является телевидение, которое также занимает огромное место, практически, в жизни каждого потребителя. По данным Mediascope, по состоянию на осень 2019 г. около 64% жителей всей страны в возрасте от четырех лет ежедневно включают телевизор, в городах с населением от 100 тыс. человек это делают 61% жителей, в малых городах и сельских населенных пунктах - 67%. С 1 августа по 30 сентября жители всей страны смотрели дома телевизор в среднем 3 часа 29 минут в сутки. В малых населенных пунктах ТВ смотрят больше по сравнению с крупными городами: 3 часа 47 минут и 3 часа 11 минут соответственно.
В настоящее время стремительно растет и развивается современный телевизионный рынок и другие средства массовой информации - производство информационных и художественных программ, развлекательных продукции, рекламных роликов, постоянно осуществляется поиск новых телевизионных форм подачи документального и художественного материала. В досуге человека телевидение занимает лидирующее место. Не будет преувеличением сказать, что рекламе отводится значительное время на ТВ.
Телевидение является идеальным рекламным инструментом для предприятий, компаний, фирм и агентств, которые должны «показывать товар лицом», им необходимо донести свою информацию широкому кругу потребителей и создавать вокруг него атмосферу ажиотажа. Президент РФ В.В. Путин подписал закон, повышающий лимит телевизионной рекламы с 15% до 20% в час. Закон вступил в силу 3 августа 2018 года. Ранее реклама не могла занимать более 9 минут эфирного времени в час. Закон поднимает лимит до 12 минут. Также установился суточный лимит продолжительности рекламы - не более 15% времени вещания в течение суток.
Современные производители рекламы знают много рычагов воздействия на публику, используют много уловок и приемов, чтобы продавать свою продукцию и увеличивать продажи. Большинство считает телевизионную рекламу наиболее эффективной, поскольку она передает наиболее наглядные и убедительные визуальные образы и влияет на массовое сознание. Реклама использует исторически знакомые и значимые для людей изображения, связанные с их стилем жизни, ценностями и идеалами. Одним из самых распространенных и выгодных образов в рекламе является образ семьи, поскольку он вызывает у многих положительные эмоции. По данным Института демографических исследований, на российском телерынке изображение семьи используется в 14,5%, что говорит об относительно высоком интересе специалистов по рекламе к семейной и детско-родительской тематике.
Например, широко эксплуатируются образы детей, материнства как символ заботы, ответственности, искренности. Это наиболее простой, но очень эффективный способ создания ореола правдивости рекламируемого товара или услуги. Использование образа семьи неосознанно повышает уверенность в товаре из-за того, что он оказывает сильное эмоциональное воздействие, вдохновляя на необходимость покупки. То есть это создает условия для стабильных и уверенных продаж. Важно заметить, что имидж семьи, визуализация семейных ценностей хорошо продают товары разнообразных групп - продукты питания, медицинские услуги, медикаменты, бытовая химия, одежда, техника, мебель, недвижимость, ювелирные украшения, инвентарь для отдыха, спорта, путешествий и так далее. Таким образом, выяснилось, что образ семьи активно используется в телерекламе.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы заключается в том, что она всегда затрагивает важнейшую часть жизни каждого человека испокон веков, а именно семью, которая рассматривается в качестве образа в телевизионной рекламе. Семья - это ячейка общества, ее основа, потому что она формирует основные качества человека. Семья выполняет важнейшую функцию социализации, благодаря которой человек может существовать в нашем мире, полном социальных связей и отношений.
Помимо этого, актуальность выражается и в том, что почти во всех семьях есть телевидение, которое транслирует рекламные ролики, используя семейные модели на примере рекламы различных товаров и услуг, которые так или иначе влияют на отношения между членами семьи и продвигают определенные взгляды и мнения. Очевидно, что семья - это самая важная вещь в жизни каждого человека, поэтому реклама зачастую и использует этот образ. Также, телереклама является транслятором социальных отношений и ролей между членами семьи, определенных стереотипов, которые многие семьи примеряют на себя. Когда человек видит идеализированную семью на экране телевизора, он неосознанно начинает подражать ей. Поэтому одной из задач рекламы является необходимость донести до потребителей важность и ценность семьи, тем самым, стараясь повысить лояльность к рекламируемому товару, а главное, вызвать положительные эмоции.
А поскольку сегодня институт семьи подвержен масштабным изменениям, а рынок рекламы является крайне динамичным, необходимо проанализировать трансформацию образа семьи в российском рекламном телевизионном контенте.
Степень разработанности темы выпускной квалификационной работы.
Изучением рекламы занимались такие зарубежные ученые как Уэллс Уильям, Сандра Мориарти, Джон Бернет, а также отечественные деятели: Песоцкий Е., Бобылева М.П., Гришанина Э.Д., Абдуева Т.В., Комарова И.А., А А Кошелев А.А, РОЖКОВ И.Я., Ямайская, а также Савченко Д. и Юдин С., которые делали акцент именно на рекламном образе.
Над исследованием образа семьи в рекламе трудились такие ученые, как Адилова Л. Ф., Мищенко В.А., Белобородов И. И., Василенко И.А., Тучкова
В.В., Самойлова А.А. и Молчанова К.А, Антонов А.И., медков В.М., Коростелева Л.Е., Митрофанова И.В., Семенова Л.В., Харчев А.Г.
Тенденции изменения современной российской семьи изучали Антонов .И., Сорокин С.А., Емельянова Е.В. Помогла в написании и работа Петра Штомки «Визуальная социология». Для анализа самого телевидения использовались данные исследовательской компании Mediascope. А также изучались различные новостные сайты и печатные издания, например, такие как «Комсомольская правда»; юридические документы, в том числе федеральные законы, различные словари, для интерпретации различных понятий.
Объектом данной выпускной квалификационной работы выступает содержание российского телевизионного рекламного контента, использующего образ семьи.
Предметом работы является образ семьи, транслируемый в российском телевизионном рекламном контенте и тенденции его трансформации.
Цель данной работы - проанализировать трансформацию образа семьи в российском рекламном телевизионном контенте.
В рамках достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. рассмотреть понятие рекламы, ее функции, цели и задачи, а также изучить значение телевизионной рекламы, описать ее виды, преимущества и недостатки;
2. проанализировать феномен телерекламного образа;
3. проанализировать определение семьи, ее функции и классификацию, а также рассмотреть тенденции развития современной семьи в российском контексте;
4. описать опыт прошлых исследований на тему изучения образа семьи в рекламе;
5. охарактеризовать образ семьи в актуальном российском телевизионном рекламном контенте;
6. выявить тенденции трансформации образа семьи в российской телевизионной рекламе за период с начала 1990-х гг.
В соответствии с целью и задачами были выдвинуты следующие гипотезы:
• Чаще всего, в состав демонстрируемой семьи в современной телерекламе входят оба родителя и один ребенок.
• Большинство современных российских телевизионных роликов посвящены рекламе напитков и продуктов питания, при этом чаще всего семья изображается на кухне.
• В телевизионной рекламе в основном демонстрируется партнерская семья, где мужчина участвует в воспитании детей, а между супругами нет большой разницы в возрасте, при этом чаще всего показаны дети до 10 лет.
• Образ семьи в российской телерекламе является идеализированным и не точно отображает семью в реальной жизни.
• Семья в российской телерекламе за период с начала 1990-х гг. по 2010 г. чаще всего представлена одной мамой с детьми.
• Образ семьи в современной российской телерекламе значительно отличается от образа семьи в телерекламе периода с начала 1990- гг. по 2010 г.
Теоретико-методологическая база работы.
В последнее время в России было опубликовано много книг и статей об эффективности и психологическом воздействии рекламы на аудиторию. Также появилось некоторое количество статей об использовании различных образов в рекламе, были написаны статьи об изображении женщин и детей в рекламе.
Во многих отечественных публикациях по социологии рекламы рекламный контент соотносится с транслируемыми рекламой ценностями.
Издается мало переведенной литературы, в частности, по методике создания рекламных образов и психологии их влияния на публику. Отсюда очевидные пробелы. Прежде всего, чувствуется недостаток анализа современной рекламы, которая начала наступать на старые грабли, говорить то, что уже сказано много раз. Исследования в области рекламы не являются систематичными, они недостаточны по объему и ограниченны по содержанию (по сути дела - это выяснение рейтинга ценностей людей).
При подготовке работы использовались периодические издания (учебники, лекции), которые освещают социологию семьи и социологию рекламы, социологические исследования и результаты эмпирических исследований российских ученых, аналитические и статистические данные, опубликованные в научной литературе.
В данной работе использовалась концепция второго демографического перехода Р. Лестега и Д. Ван де Каа.
Над исследованием образа семьи в рекламе трудились такие ученые, как Белобородов И. И., Василенко И.А., Тучкова В.В. Самойлова А.А., Молчанова К.А. и др.
Тенденции изменения современной российской семьи изучали Иншакова М.С., Кузнецов Н.С., Хачатрян Л.А. и др.
Эмпирической базой выпускной квалификационной работы являются материалы отечественных и зарубежных исследований российской телевизионной рекламы, а также авторское исследование трансформации образа семьи в современной российской телевизионной рекламе, проведенное методом контент-анализа.
Был проведен контент-анализ 100 рекламных роликов, транслирующих образ семьи.
Для обработки и анализа использован Microsoft Office Excel.
Новизна данной работы заключается именно в выявлении изменений образа семьи в российском рекламном телевизионном контенте.
Теоретическая значимость работы заключается в постепенном анализе образа в рекламе. То есть, для начала изучался сам феномен рекламы, затем рассматривалась именно телевизионная реклама, а потом уже и образы в телерекламе. А также теоретической значимостью является обобщение опыта различных исследователей в области изучения образа семьи в рекламе. Данный анализ тоже осуществлялся последовательно: во-первых, изучался феномен семьи, затем выявлялись тенденции ее изменения в современное время, а затем и рассматривался образ семьи в рекламе на основании прошлых исследований.
Практическая значимость работы заключается в возможности применения результатов социологического исследования и представленных рекомендаций в практике работы региональных производителей рекламы, а также в преподавании тематических дисциплин по теории и практике рекламы.
Структура работы
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
В введении раскрываются актуальность проблемы, степень ее разработанности, объект и предмет, цели и задачи, гипотезы, теоретико-методологическая и эмпирическая базы, новизна, теоретическая и практическая значимости работы.
В первой главе анализируются различные определения понятия рекламы, ее функции, цели и задачи, рассматриваются разные трактовки телевизионной рекламы, ее виды, преимущества и недостатки, а также изучается рекламный образ, его виды и отличительные черты.
Во второй главе изучаются разные толкования понятия семьи, ее функции, а также классификация, рассматривается концепция второго демографического перехода, выявляются плюсы и минусы исходя из тенденций изменения института семьи, а также описывается обобщенный портрет современной российской семьи с помощью исследований экспертов в данной области.
В третьей главе составляется программа социологического исследования, описываются результаты контент -анализа по данной тематике, а также предлагаются рекомендации.
В заключении подводится итог выпускной квалификационной работы и делаются выводы по всему исследованию.
Также представлен список использованной литературы, состоящий из шестидесяти источников, и раздел, состоящий из трех приложений.
В современном мире телевидение стало одним из самых массовых, востребованных и мощных каналов передачи рекламных обращений широкому кругу потребителей. Телевизионная реклама способна не только представить информацию о товаре гигантской публике, но и сформировать имидж этого товара, придавая ему значимость и помогая позиционировать себя среди конкурирующих товаров и услуг на потребительском рынке.
Основным механизмом воздействия в телевизионной рекламе является образ. Самая распространенная реклама товаров и услуг с активным использованием образа семьи и детей.
Следует сделать ряд выводов, которые касаются степени реализованности поставленных в работе задач, а также выдвинутых гипотез.
Решая первую задачу, были представлены различные трактовки понятия рекламы, подробно рассмотрены функции, цели и задачи рекламы. На сегодняшний день разные ученые дают собственную интерпретацию данного феномена. В различной литературе выделяют большое количество функций рекламы. Основной ее целью является увеличение дохода компании за счет повышения спроса на предоставляемые услуги или реализуемый товар. Реклама выполняет ряд важных задач. Затем был проведен анализ термина телевизионной рекламы, рассматривались ее основные виды, а также описывались преимущества и недостатки. Обобщая, можно сказать, что телереклама - это реклама по телевидению, у которой существует огромное множество видов, но, как и другие виды рекламы, она обладает как своими плюсами, так и минусами.
Решая вторую задачу, был изучен феномен рекламного образа, рассмотрены самые используемые его виды, а также описаны главные отличительные черты. Рекламный образ - это один из основных элементов маркетинговой коммуникации, образ рекламируемого объекта, созданный с целью вызвать у потребителя устойчивую положительную реакцию узнавания данного товара или услуги. Реклама использует исторически знакомые и значимые для людей изображения, связанные с их стилем жизни, ценностями и идеалами. Прием, связанный с созданием рекламного образа, довольно эффективен на практике.
Решая третью задачу, был произведен анализ различных трактовок понятия семьи, ее функций, классификации, а также рассмотрена концепция второго демографического перехода. Можно сказать, что на данный момент существует очень много определений семьи, она выполняет огромное число функций, а также разделяется по разнообразным основаниям. Также были раскрыты тенденции изменения института семьи с помощью исследований экспертов в данной области. Можно сделать четкий вывод о нуклеаризации семьи.
Решая четвертую задачу, удалось выявить образ семьи в телевизионной рекламе прошлых лет, а также изучить позитивные и негативные оценки специалистов по данному вопросу. Необходимо отметить, что на первом месте по частоте использования находится такие типы, как «мать+ребёнок» и «нуклеарная бездетная семья», а на самом последнем месте - мотивы заботы взрослых детей о пожилых родителях.
Решая пятую и шестую задачу, была составлена программа социологического исследования и произведен контент-анализ. Проанализировав результаты его протокола, можно сделать вывод, что цель - выявить изменения в транслируемом образе семьи в современном российском телевизионном рекламном контенте - была достигнута.
Стоит сказать пару слов о результатах данного исследования.
В современной телевизионной рекламе чаще всего демонстрируется полная семья с одним ребенком. Супруги находятся примерно в возрастном промежутке от 31 до 40 лет, между ними нет большой разницы в возрасте, а детям от 6 до 10 лет. Мама отвечает за питание, и вся семья всегда ест вместе за одним столом. Большой акцент делается на проявлении любви родителей к детям (объятия, поцелуи). Образ семьи используется чаще всего для рекламы напитков и продуктов питания, поэтому зачастую семья изображена на кухне.
Относительно российской телерекламы за период с начала 1990-х гг. по 2010 г. можно сказать следующее: демонстрируется чаще всего только мама с ребенкомдетьми. Супруги находятся в возрасте от 31 до 40 лет, большая разница в возрасте отсутствует. Детей до года не было показано вовсе. И мальчику, и девочке от 6 до 10 лет. В российской телерекламе данного периода чаще показывали подростков, чем это делают в настоящее время. Мама отвечает за питание в семье и больше занимается домашними делами, чем в современной рекламе. Что касается папы, то в актуальной телерекламе он больше уделяет внимания детям, чем это было показано раньше. При этом в рекламе за период с начала 1990-х гг. по 2010 г. у детей был такой индикатор деятельности, как помощь родителям или бабушке с дедушкой, а также старший ребенок сидел с младшими, чтобы мама с папой успевали заниматься своими бытовыми делами. Реже, чем в современной рекламе, показаны моменты нежных проявлений любви в семье. Половина анализируемых российских телереклам с образом семьи представляли напитки и продукты питания. Чаще рекламировались бытовая химия и бытовая техника по сравнению с современной рекламой. В телерекламе за период с 1990-х гг. по 2010 г. не встретилось не одной рекламы какого-либо магазина, и семья в нем не изображалась, в отличие от современной.
Таким образом, образ семьи в российской телевизионной рекламе со временем трансформировался. Но были выявлены и схожие детали.
В результате исследования, был проведен анализ трансформации образа семьи в российском рекламном телевизионном контенте. Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что:
1. Чаще всего, в состав демонстрируемой семьи в современной телерекламе входят оба родителя и один ребенок.
2. Большинство современных российских телевизионных роликов посвящены рекламе напитков и продуктов питания, при этом чаще всего семья изображается на кухне.
3. В телевизионной рекламе в основном демонстрируется партнерская семья, где мужчина участвует в воспитании детей, а между супругами нет большой разницы в возрасте, при этом чаще всего показаны дети до 10 лет.
4. Образ семьи в российской телерекламе является идеализированным и не точно отображает семью в реальной жизни.
5. Семья в российской телерекламе за период с начала 1990-х гг. по 2010 г. чаще всего представлена одной мамой с детьми.
6. Образ семьи в современной российской телерекламе значительно отличается от образа семьи в телерекламе периода с начала 1990- гг. по 2010 г.
Следовательно, гипотезы, выдвинутые в начале работы, полностью подтвердились.
Законодательные акты:
1. Собрание законодательства Российской Федерации. № 25 от 18 июня 2007 года, ст. 3009.
2. Статья 3 ФЗ от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 02.08.2019) "О рекламе".
[Электронный ресурс]. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 58968/4f41fe599ce341751e4e34dc50a4b676674c1416/(дата обращения 16.05.2020).
б) Русскоязычные источники:
1. Адилова Л. Ф., Мищенко В.А. Образ семьи и семейные ценности в
российских СМИ // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. 2014. № 4. С. 108-116. [Электронный
ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obraz-semi-i-semeynye-
tsennosti-v-rossiyskih-smi-1/viewer(дата обращения 17.05.2020).
2. Андреева Т. В. Семейная психология: Учеб. Пособие. СПб.: Речь, 2004. 244 с.
3. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. М.: Изд-во МГУ: Изд-во Международного университета бизнеса и управления ("Братья Карич"), 1996. 304 с.
4. Антонов А.И., Сорокин С. А. Судьба семьи в России XXI века. М., 2000, 416 с.
5. Белобородов И. И. Изображение семьи и родительства в телерекламе //
Семья, дети и демографическая ситуация в России: мат. науч. -практ. конф.
2007. [Электронный ресурс]. URL:
http://www.semya.org.ru/media/speeches/2007 05 17/ (дата обращения
17.05.2020).
6. Бобылева М.П. Рекламный менеджмент на предприятии: основы профессиональной деятельности. М.: ТЕРМИКА, 2005. 240 с.
7. Василенко И.А. Использование моделей семьи в коммерческой рекламе как способ трансляции ценности фамилизма (опыт социологического
исследования) // Вестник Нижегородского университета им. Н.И.Лобачевского. 2008. Серия: Социальные науки. С. 1-8 с. [Электронный ресурс]. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-modeley-semi-v-kommercheskoy-reklame-kak-sposob-translyatsii-tsennosti-familizma-opyt-sotsiologicheskogo-issledovaniya (дата обращения
17.05.2020).
8. Вишневский А.Г. Время демографических перемен: избранные статьи. М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2015.
9. Гейжан Н.Ф. Тенденции развития семьи и семейного просвещения // Человек и образование. 2009. №3. С. 96-100.
10. Гидденс Э. Глоссарий: основные понятия и важнейшие термины //
Гидденс Э. Социология.: учебник: пер с англ. Москва: Эдиториал УРСС,
1999. 703 с. ил. [Электронный ресурс]. URL:
https://www. gumer.info/bibliotek Buks/Sociolog/ gidd/23.php (дата
обращения 23.05.2020).
11. Гришанина Э.Д. Абдуева Т.В. Влияние рекламы на человека // Современные наукоемкие технологии. 2013. № 7 (часть 2). С. 204-204.
12. Гурджиян М.В. Традиционная семья в современном российском
обществе // Общество: философия, история, культура. 2016. 3 с.
[Электронный ресурс]. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/traditsionnaya-semya-v-sovremennom-rossiyskom-obschestve(дата обращения 23.05.2020).
13. Емельянова Е.В. Имидж семьи в современном российском обществе // Государственная семейная политика (научная школа профессора Г.И. Климантова). М., 2004. С.179-180.
14. Иншакова М.С. Тенденции развития семьи в современном обществе:
криминологический анализ // Криминологический журнал ОГУЭП. Исследования молодых ученых. 2012. Выпуск 1 (19). С. 74 -78.
[Электронный ресурс]. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/tendentsii-razvitiya-semi-v-sovremennom-obschestve-kriminologicheskiy-analiz/viewer(дата обращения 17.05.2020).
15. Колударова С.В. Межнациональные браки как показатель миграционного
процесса // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2010. №32. С. 55-56. [Электронный ресурс]. URL:
https://www.elibrary.ru/item.asp?id=19103485(дата обращения 17.05.2020).
16. Комарова И.А. Специфика регионального рынка рекламы // Проблемы рекламной деятельности глазами молодых ученых. Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина. С. 98-107. [Электронный ресурс]. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-regionalnogo-rynka-reklamy/viewer(дата обращения 16.05.2020).
17. Коростелева Ю.Е. Патриархальный идеал как основа традиционной семьи // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования. 2015. Т. 3, № 1. С. 31-33.
18. Кошелев А.А. Телевизионная реклама: особенности воздействия на
современную молодежь // Известия Саратовского университета. Т. 10. Сер. Социология. Политология. 2010. Вып. 4. С. 14-17. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/televizionnaya-reklama-
osobennosti-vozdeystviya-na-sovremennuyu-molodezh/viewer (дата
обращения 16.058.2020).
19. Кузнецов Н.С. Тенденции развития современной российской семьи: положительные и негативные последствия, 2016г. [Электронный ресурс]. URL:https://elis.psu.ru/node/387203(дата обращения 17.05.2020).
20. Лоусон Т., Гэррод Д. Социология. А-Я: Словарь-справочник / пер. с англ. К.С. Ткаченко. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. 608 с.
21. Миронин С., Козырева О. Теория кризиса: причины второго демографического перехода // Золотой Лев. № 63-64. [Электронный ресурс]. URL:http://www.zlev.ru/65 36.htm(дата обращения 17.05.2020).
22. Песоцкий Е. Современная реклама: Теория и практика. Ростов н/Д: изд - во "Феникс", 2001. 315 с.
23. Рожков И.Я. Планка для «профи». М., 1997. 205 с.
24. Савченко Д.Г. О понятии «рекламный образ» // Вестник МГЛУ. Гуманитарные науки. 2018. Вып. 18 (816). С. 308-319.
25. Самойлова А.А., Молчанова К.А. Образы семьи и родственников в российской телерекламе // Вестник Московского государственного университета печати. С. 37-40. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazy-semi-i-rodstvennikov-v-rossiyskoy-telereklame(дата обращения 17.05.2020).
26. Семенова Л.В. Семья. Понятие, виды, структура, проблемы // Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты.
2015. С. 58-62.
27. Тучкова В.В. Современная семья в зеркале российского телевидения // Электронный научный журнал «Медиаскоп». 2012. Выпуск №2. [Электронный ресурс]. URL:http://www.mediascope.ru/node/1098(дата обращения 17.05.2020).
28. Харчев А. Г. Брак и семья в СССР. - М., 1979. 367 с.
29. Хачатрян Л.А. Тенденции изменения современной российской семьи //
Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2014. Выпуск 4 (20). С. 111-119. [Электронный ресурс]. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/tendentsii-izmeneniya-sovremennoy-rossiyskoy-semi/viewer(дата обращения 17.05.2020).
30. Хачатрян Л.А., Современный брак результат эволюций семейно-брачных отношений // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2011. Выпуск 1 (5). С. 89-100. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennyy-brak-rezultat-evolyutsii-semeyno-brachnyh-otnosheniy/viewer(дата обращения 17.05.2020).
31. Чистякова А.А. Анализ образа семьи подростов, оставшихся без попечения родителей // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XXVIII междунар. студ. науч. - практ. конф. № 1(28). URL:http://sibac.info/archive/guman/1(28).pdf(дата обращения: 23.05.2020).
32. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В., Семейная психотерапия. Ленинград: Медицина, 1990. 179 с.
33. Юдин С. Рекламный образ: умение являть // Психология и психоанализ
рекламы. №3. 1993. [Электронный ресурс]. URL:
http://evartist.narod.ru/text14/113.htm# ftn1(дата обращения 23.05.2020).
в) Источники иностранного происхождения:
1. Уэллс Уильям, Сандра Мориарти, Джон Бернет. Реклама: Принципы и практика. Питер, 2008. 1250 с. + 287 ил.
2. Штомпка Петр. Визуальная социология. Фотография как метод исследования: учебник/ пер. с польск. Н.В. Морозовой, авт. вступ. ст. Н.Е. Покровский. М.: Логос, 2007. 168 с. + 32 с. цв.ил.
г) Интернет-ресурсы:
1. Анализ образов в рекламе и причин их использования. Студия дизайна
«Дигимак». Краснодар. [Электронный ресурс]. URL:
http://digimac.ru/blog/reklama/analiz-obrazov-v-reklame-i-prichin-ikh-ispolzovaniya/(дата обращения 16.05.2020).
2. Виды телевизионной рекламы. Рекламное агентство ИНДАР. [Электронный ресурс]. URL:http://indar.by/topmenu/uslugi/tv/vidi/(дата обращения 16.05.2020).
3. Егина Елена. Телевизионная реклама // Школа рекламистов. [Электронный ресурс]. URL:https://www.advertiser-school.ru/advertising-theory/tv-ad.html(дата обращения 16.05.2020).
4. Завгородняя Дария. Размножаться не буду! Из принципа! // Комсомольская правда. 2010. 11-18 марта. [Электронный ресурс]. URL: https://www.kem.kp.ru/daily/24454.3/616869/(дата обращения 17.05.2020).
5. Закиянов Денис. Беднеют все: Украина - лидер по падению благосостояния. 16 октября 2015 г. [Электронный ресурс]. URL: https://news.finance.ua/ru/news/-/360932/bedneyut-vse-ukraina-lider-po-padeniyu-blagosostoyaniya(дата обращения 20.05.2020).
6. Закон об увеличении лимита рекламы на ТВ вступил в силу. Навигатор рекламного рынка AdIndex // Право. 6 августа 2018г. [Электронный ресурс]. URL:https://adindex.rU/news/right/2018/08/6/173200.phtml(дата обращения 23.05.2020).
7. Исследовательская компания Mediascope. [Электронный ресурс]. URL: https://mediascope.net/(дата обращения 23.05.2020).
8. Медиаскоп представила первые данные телеизмерений по всей России. Исследовательская компания Mediascope. 8 октября 2019г. [Электронный ресурс]. URL:https://mediascope.net/news/1072380/(дата обращения 23.05.2020).
9. Митрофанова И.В. Понятие и функции семьи // Образовательный портал.
Электронный журнал Экстернат.РФ, ^циальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования. 6 апреля 2014 г. [Электронный ресурс]. URL:http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/76-psychological/5025-l-r-sp-27001.html (дата обращения
17.05.2020).
10. Образ семьи в рекламе. Телекомпания ВЕТТА 24. 23 сентября 2013 г. [Электронный ресурс]. URL:https://vetta.tv/(дата обращения 17.05.2020).
11. Основные виды рекламных образов // Рекламные образы. Особенности,
виды и приемы их создания. Часть 2. [Электронный ресурс]. URL: http://canlook.ru/articals/261-reklamnye-obrazy-2 (дата обращения
16.05.2020).
12. Отличительные особенности рекламного образа (РО) // Рекламные
образы. Особенности, виды и приемы их создания. Часть 1. [Электронный ресурс]. URL: http://canlook.ru/articals/260-reklamnye-obrazy(дата
обращения 16.05.2020).
13. Портрет российской семьи. Как он изменился за 20 лет. Риа Новости. 5
августа 2019г. [Электронный ресурс]. URL:
https://ria.ru/20190805/1557121163.html(дата обращения 24.12.2019).
14. Реклама: понятие, сущность. Цель, задачи, функции рекламы.
Классификация видов, средств и форм рекламной деятельности. Основы рекламы. [Электронный ресурс]. URL:http://internet-advance.ru/osnovy-reklamy/reklama-ponyatie-sushhnost-tsel-zadachi-funktsii-reklamy/ (дата
обращения 16.05.2020).
15. Рекламный образ: определения и сущность // Рекламные образы.
Особенности, виды и приемы их создания. Часть 1. [Электронный ресурс]. URL: http://canlook.ru/articals/260-reklamnye-obrazy(дата обращения
16.05.2020).
16. Семья как малая социальная группа и социальный институт // Социология. Общество. Типы и виды семей. [Электронный ресурс]. URL: http://www.grandars.ru/college/sociologiya/tipy-semey.html(дата обращения 17.05.2020).
17. Семья как социальная группа // Фоксфорд. Социальная сфера.
[Электронный ресурс]. URL:
https://foxford.ru/wiki/obschestvoznanie/semya-kak-sotsialnaya-gruppa(дата обращения 17.05.2020).
18. Семья. Толковый словарь Ожегова // Словари и Энциклопедии.
[Электронный ресурс]. URL: http://endic.ru/ozhegov/Semja-31745.html
(дата обращения 17.05.2020).
19. Сорокина А. Все плюсы и минусы фактического брака. [Электронный ресурс]. URL:http://journalisti.ru/?p=9512(дата обращения 17.05.2020).
20. Статистика бракоразводных процессов в России в 2020 году // "Молодая
семья" все о программах и выплатах для молодых семей. [Электронный ресурс]. URL: http://molodsemja.ru/soveti/statistika-brakorazvodnyx-
processov-v-rossii.html(дата обращения 17.05.2020).
21. Функции семьи // А. Я. Психология: тесты, тренинги, словарь, статьи. [Электронный ресурс]. URL:http ://azps.ru/handbook/f/ funkcii semyi. html(дата обращения 17.05.2020).
22. Что такое реклама простыми словами — каковы ее цели и задачи, виды и
функции. Маркетинг и реклама. 2 января 2020 г. [Электронный ресурс]. URL: https://kakzarabativat.ru/marketing/chto-takoe-reklama/ (дата
обращения 16.05.2020).