Введение
Глава 1. Теоретические аспекты профессиональной подготовки будущего учителя к воспитательной деятельности в современных условиях
1.1 Сущностная характеристика доминантных понятий исследования
1.2 Нормативно-правовое обеспечение воспитательной работы в системе среднего профессионального педагогического образования
1.3 Концептуальные основы содержания профессионального воспитания будущего специалиста в современных условиях
Выводы
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа как необходимое условие становления инновационной воспитательной системы в педагогическом колледже
2.1 Исходные положения опытно-экспериментальной работы колледжа в изменяющихся социально-экономических условиях
2.2 Теоретическое обоснование воспитательной системы педагогического колледжа
Выводы
Глава 3. Технологические основы повышения качества профессиональной подготовки учителя к эффективной деятельности в пространствах современного воспитания
3. 1 Проектирование модели профессиональной подготовки студентов к работе в пространствах современного воспитания
3.2 Учет национально-психологических и педагогических особенностей Карачаево-Черкесской республики в воспитательной
работе с будущими учителями в условиях полиэтнического региона 83
3.3 Технологическое обеспечение реализации модели воспитатель¬ной системы с будущими учителями в условиях педагогического колледжа 95
Выводы 135
Заключение 136
Список литературы 139
Актуальность исследования. Необходимость и неотвратимость перемен в образовательной сфере в последние десятилетия XX и начале XXI веков обусловлены как глобальными изменениями в экономической, социальной, политической, национальной и культурной сферах, так и образовательными преобразованиями. Смена знаниевой парадигмы закономерно привела к построению различных концепций развивающего, личностно ориентированного образования. Образование становится главным фактором возрождения, сохранения и развития духовной культуры, самосознания и самореализации личности.
Деполизация и демократизация образования, гуманитаризация содержания образования, включения ресурса свободы (свободы личности ребенка, свободы учительского труда, свободы школы), разрушение государственной монополии на образование актуализировали в педагогической науке и практике проблему профессионального воспитания будущего учителя в системе непрерывного педагогического образования «ссузе - вузе - поствузовском этапе». Это не что иное, как гармония духовно-нравственной и мотивационной сфер учителя, фундаментальных знаний и адекватных способов поведения в педагогической деятельности (Е.П. Белозерцев).
Исследование закономерностей развития проблемы профессионального воспитания будущего учителя приобретает важное значение в формировании личности современного человека.
Развивающаяся личностно ориентированная парадигма образования, рассматриваемая в работах В.А. Болотова, Е.В. Бондаревской, Н.М. Борыт- ко, И.А. Колесниковой, Е.А. Крюковой, В.В. Серикова, В.А. Сластенина, И.А. Шаповаловой и др., предъявляет новые требования к характеру и содержанию профессиональной подготовки будущего учителя к педагогической деятельности в пространствах современного воспитания, к уровню их профессионально-педагогической культуры в этой сфере, четко выраженной воспитательной позиции и мобильности. Это предполагает внесение изменений в теоретические и практические конструкции профессионально педагогической подготовки учителя в учреждениях среднего профессионального образования, сформировавшиеся в 70-90-е годы. Особое внимание этой проблеме уделяют Е.В. Бондаревская, Б.З. Вульфов, В.И. Горовая, В.П. Зинченко, В.А. Ка- раховский, Л.И. Маленкова, А.В. Мудрик, Н.К. Сергеев, В.А. Сластенин,
Н.Е. Щуркова и др.
Наряду с предметной подготовкой все большее значение приобретают воспитательные составляющие в структуре профессионально-педагогической позиции и деятельности, которые нуждаются в постоянном обновлении, пополнении и совершенствовании. В этой связи важное значение приобретает исследование системы подготовки будущего учителя к воспитатель¬ной деятельности в современных социокультурных условиях, выявление организационно-педагогических условий, определяющих воспитательную компетентность специалиста, определение уровня ее сформированности и, на их основе, выделение системообразующих компонентов профессиональной подготовки будущего учителя в условиях ссуза. Однако этот важный аспект к настоящему времени еще не стал предметом многостороннего и целостного научного осмысления.
На основании вышеизложенного теоретическую проблематику исследования целесообразно представить в виде противоречий между:
- темпами социальной динамики (изменениями в политике и экономике) и содержанием подготовки будущего учителя к осуществлению воспитательной деятельности в современном образовательном учреждении;
- общепрофессиональной и воспитательной составляющей процесса профессионального становления личности будущего специалиста в со-временной системе среднего педагогического образования;
- содержательной и технологической сторонами обучения будущего учителя в педагогическом колледже;
- доминированием теоретико-методологических работ по проблемам воспитания и потребностями практики в подготовке учителей, владеющих современными технологиями.
Переход от индустриального к информационному обществу изменяет наши представления о роли и предназначении учителя. Происходящие изменения в российском обществе поставили задачу поднять престиж педагогического образования как в высшей так и средней профессиональной школе. Первостепенное значение в условиях модернизации российского образования приобретает органический сплав профессионализма и социальной зрелости будущего специалиста, уровень его гражданственности и интеллигентности, способность работать в современном воспитательном пространстве.
Сущность современной социальной ситуации определяет кардинальный по своей глубине и исторический по характеру переход российского общества из одного качественного состояния в другое. Высококвалифицированный специалист сегодня не только знаток своего профессионального дела, но и субъект социальной активности в широком смысле слова. В этой связи тенденция усиления внимания к проблемам профессиональной подготовки будущего учителя в педагогическом колледже к воспитательной работе в современных условиях является актуальной с точки зрения обоснования наиболее адекватных моделей воспитательной системы.
Анализ существующей практики подготовки будущего учителя в ссузе к профессиональной деятельности в пространствах современного воспитания позволил выявить следующие проблемы:
- фрагментарность современной воспитательной подготовки в педагогическом колледже, направленной в основном на репродуктивное освоение теории и практики воспитания и не способствующей получению будущими педагогами практического опыта использования инструментария новых технологий для решения воспитательных задач;
- ориентация процессуальной составляющей воспитательной подготовки будущего учителя преимущественно на инструментально¬технологический уровень; неразработанность эффективных методических систем, ориентированных на формирование целостной воспитательной культуры педагога.
Таким образом, без пересмотра целевых, содержательных и процессуальных характеристик воспитательного процесса в педагогическом колледже невозможно продвинуться вперед в преодолении проблем формирования воспитательной системы с будущим учителем, представляющей собой пласт общечеловеческой культуры и способствующей гармоничному сочетанию профессионального и личностного, интеграции индивидуальных и социально значимых ценностей будущего учителя в современном обществе.
Для решения данных проблем в современном педагогическом образовании в исследовании спроектирована модель профессиональной подготовки будущего учителя к работе в пространствах современного воспитания, включающая три модуля (методологический, организационно-деятельностный, обобщающе- внедренческий). Профессиональная подготовка студентов к воспитательной работе в современном образовательном учреждении строится на системе принципов: гуманистичной ориентации воспитания, индивидуализации воспитания, социального закаливания воспитания, создания воспитательной среды.
Процесс воспитательной подготовки 7-компонентный, представлен в исследовании в виде технологической карты, включающей учебные дисциплины психолого-педагогического цикла, спецкурсы и факультативы этнопедагогической и этнопсихологической направленности, дополнительное образование, курсовую, дипломную работу, педагогическую практику и государственную итоговую аттестацию.
Инструментальная модель не только обоснована, но и апробирована. В исследовании представлена 4-х компонентная этапность реализации модели: 1) технология проектирования учебного процесса курсов повышения квалификации преподавателей педагогического колледжа; 2) технология проектирования профессионального воспитания будущего учителя к работе в современном образовательном учреждении; 3) технология проектирования внеаудиторной
воспитательной работы со студентами; 4) технология проектирования модели управления воспитательной системой в условиях педагогического колледжа.
В ходе опытно-экспериментальной работы в Карачаево-Черкесском республиканском педагогическом колледже достигнуты следующие результаты:
1. Созданы и функционируют на базе колледжа социально¬психологическая служба для студентов, методологический семинар для преподавателей, музей.
2. Достигнут качественный рост уровня профессиональной компетентности педагогических работников колледжа и результативность процесса обучения и воспитания студентов, о чем свидетельствуют данные таблиц в диссертации.
1. Адольф В.А. Формирование профессиональной компетентности будущего учителя // Педагогика. - 1998. - № 1. - С. 72-75.
2. Асмолов А.Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа. - М.: «Смысл», ИЦ «Академия», 2002. - 416 с.
3. Асташова Н.А. Учитель: проблема выбора и формирования ценностей. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2000. - 272 с.
4. Арнаутов В.В. Учебно-научно-педагогический комплекс как региональ¬ная система непрерывного педагогического образования: Методология, теория, практика. Монография. - Волгоград: Перемена, 2001. - 253 с.
5. Ахияров К.Ш., Амиров А.Ф. Формирование ценностных ориентаций бу¬дущих учителей // Педагогика. - 2002. - № 3. - С. 50-54.
6. Багитаев З.Я. Приоритеты современного образования и стратегия его раз¬вития // Педагогика. - 2003. - № 9. - С. 10-14.
7. Байбаков А.М. Введение в педагогику толерантности: Учебно¬методическое пособие для педагогов и студентов / Под ред. Н.М. Бо- рытко. - Волгоград: Изд-во ВГИПКРО, 2002. - 12 с.
8. Байбородова Л.В., Паладьев С.Л., Степанов Е.Н. Изучение эффективно¬сти воспитательной системы школы: Учебно-методическое пособие - Псков: ПОИПКПО, 1994. - 176 с.
9. Барсукова Т.И. Российская мысль о государственной пользе в сфере вос-питания // Педагогика. - 2001. - № 7. - С. 67-72.
10. Барышников Е.Н., Колесникова И.А. О воспитании и воспитательных системах. - СПб, 1996. - 162 с.
11. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика: Учебное пособие. - Екатеринбург: Деловая книга, 1996. - 344 с.
12. Белова С.В. Диалог - основа профессии педагога: Учебно-методическое пособие. - М.: АПК и ПРО, 2002. - 148 с.
140
13. Белозерцев Е.П. О национально-государственном образовании в России // Педагогика. - 1998. - № 3. - С. 30-35.
14. Белозерцев Е.П. Подготавливать или «воспитывать» учителя? // Известия волгоградского педагогического университета. - 2003. - № 1. - С. 66-71.
15. Белухин Д. А. Основы личностно-ориентированной педагогики (курс лек¬ций). Часть 1. - М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. - 319 с.
16. Беляев А.В. Социально-педагогические основы формирования граж-данственности учащейся молодежи: Монография. - Ставрополь: СГУ,
1997. - 204 с.
17. Березина В.А., Баранников А.В. // Воспитание школьников. - 2002. - № 7. - С. 2-6.
18. Берулава М.Н. Теория и практика гуманизации образования. - М.: Гелиос АРВ, 2000. - 340 с.
19. Бережнова Е.В. Прикладное исследование в педагогике. Монография. - М.-Волгоград: Перемена, 2003. - 164 с.
20. Бернс Р. Развитие Я - концепции и воспитание. - М.: Прогресс, 1986. - 424 с.
21. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М., 1989. - 192 с.
22. Болотов В. А. Педагогическое образование в России в условиях социаль¬ных перемен: принципы, технологии, управление: Монография. - Волго¬град: Перемена, 2001. - 200 с.
23. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного обра-зования. - Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского педагогического универ¬ситета, 2000. - 352 с.
24. Бондаревская Е.В. Воспитание как возрождение человека, культуры и нравственности. Научно-методические разработки. - Ростов-на-Дону: РГПИ, 1991. - 22 с.
141
25. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистиче¬ских теориях и системах воспитания. - Ростов-на-Дону: Творческий центр «Учитель», 1999. - 560 с.
26. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов - СПб: Питер,
2001. - 304 с.
27. Боровик С.С. Концепция воспитательной деятельности педагогического и студенческого коллективов // Среднее профессиональное образова¬ние (Приложение к ежемесячному и научно-методическому журналу «СПО»). - 2003. - №2. - С. 94-101.
28. Борытко Н.М. В пространстве воспитательной деятельности: Моногра¬фия / Научн. ред. Н.К. Сергеев - Волгоград: Перемена, 2001. - 181 с.
29. Борытко Н.М. Гуманитарно-целостный подход в конструировании воспи-тательной деятельности педагога // Методология диссертационных исследований проблем образования в условиях его модернизации: Сб. научн. ст. Всерос. семинара по методологии педагогики. Волгоград,
20- 22 мая 2003 г. - Волгоград: Перемена, 2003. - С. 250-257.
30. Борытко Н.М. Педагог в пространстве современного воспитания: Моно¬графия / Научн. ред. Н.К.Сергеев. - Волгоград: Перемена, 2001. - 214 с.
31. Буданова Г.П. Воспитание как приоритетное направление развития сис¬темы повышения квалификации работников образования // Дополнитель¬ное педагогическое образования в XXI веке. Материалы Всероссийской научно-практической конференции / Сост. Н.В. Брусенцова. - М.: АПК и ПРО, 2001. - С. 170-173.
32. Вартанова Л.Р. Дидактическая игра как антропотехническое средство формирования коммуникативной культуры будущего педагога: Авторе¬ферат дис... к. п. н. - Ставрополь, 2001. - 21 с.
33. Вахтеров В. П. Основы новой педагогики // Антология педагогической мысли России второй половины XIX - начала ХХ века. - М., 1990. - С. 520-523.
142
34. Введение в педагогическую профессию: курс лекций. - Волгоград: Пере¬мена, 1998. - 230 с.
35. Вершловский С.Г. Взрослый как субъект образования // Педагогика. - 2003. - № 8. - С. 3-8.
36. Вескер А.Б. Тренинг актерского мастерства учителя: Учебно-практичес¬кое пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 96 с.
37. Вишнякова С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. - М.: НМЦ СПО, 1999. - 538 с.
38. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учебник для студентов средних и высших педагогических учебных заведений. - М.: Издательский центр «Акаде¬мия», 1999. - 168 с.
39. Вуз как воспитательное пространство // Педагогика. - 2002. - №7. - С. 52¬
72.
40. Вульфович А.С. Подготовка будущих учителей к воспитанию у учащихся направленности на здоровый образ жизни: Автореферат дис... к. п. н. - Волгоград, 2002. - 28 с.
41. Выгоцкий Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1991. - 480 с.
42. Галицкий В.И. О методологии воспитания нового поколения // Методо¬логия диссертационных исследований проблем образования в условиях его модернизации: Сб. научн. ст. Всерос. семинара по методологии пе¬дагогики. Волгоград, 20-22 мая 2003 г. - Волгоград: Перемена, 2003. - С. 262-267.
43. Гасанов З.Т. Проблемы воспитания патриотизма, дружбы народов, веро-терпимости // Педагогика. - 2001. - № 4. - С. 24-30.
44. Гершунский Б.С. Толерантность в системе ценностно-целевых приорите¬тов образования // Педагогика. - 2002. - № 7. - С. 3-12.
45. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века (в поисках прак- тико-ориентированных образовательных концепций). - М.: Совершенст¬во, 1998. - 608 с.
143
46. Горовая В.И. Высшее педагогическое образование: проблемы и перспек¬тивы. - Ставрополь, 1995. - 158 с.
47. Гражданкина Л.Н., Супрун Т.А. Формирование гражданской позиции на предметах гуманитарного цикла // Дополнительное педагогическое образование в XXI веке. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - М.: АПК и ПРО, 2001. - С. 91-93.
48. Гудкина Л.Д. Планирование и организация воспитательной работы в школе. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2003. - 160 с.
49. Гурова Р.Г. О методологии и методах исследования проблем воспита¬ния. - М., 1989. - 68 с.
50. Данильчук Е.В. Информационные технологии в образовании: Учебное пособие. - Волгоград: Перемена, 2002. - 184 с.
51. Дахин А.Н. Педагогическое моделирование: сущность, эффективность и ... неопределенность // Педагогика. - 2003. - № 4. - С. 21-26.
52. Демакова И.Д. Воспитательная деятельность педагога как фактор гума¬низации пространства детства // Дополнительное педагогическое образо¬вание в XXI веке. Материалы Всероссийской научно-практичес¬кой конференции / Сост. Н.В. Брусенцова. - М.: АПК и ПРО, 2001. - С. 168-170.
53. Деркач А. А., Крысько В.Г. и др. Этнопсихология. Теория и методология. Часть 1. - М.: Институт молодежи, 1992. - 142 с.
54. Дроздовский Э.Е. Профессионализм, как функция культуры и нравствен¬ности // Проблемы воспитания учащейся молодежи. - С. 48-49.
55. Дучарова Д.Ц., Нимбуева С.Ц. Формирование профессиональной компе-тентности у выпускников педагогического колледжа. - С. 87-91
56. Елканов С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учи¬теля. - М.: Просвещение, 1989. - 189 с.
57. Ершов В.А. Социокультурная идентичность как условие поликуль- турного образования // Мир образования - образование в мире. - 2001. - № 2. - С. 22-34.