Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Проектирование модели профессиональной подготовки учителя в педагогическом колледже к работе в школе

Работа №7434

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

педагогика

Объем работы160 стр.
Год сдачи2004
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1113
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Теоретические аспекты профессиональной подготовки будущего учителя к воспитательной деятельности в современных условиях
1.1 Сущностная характеристика доминантных понятий исследования
1.2 Нормативно-правовое обеспечение воспитательной работы в системе среднего профессионального педагогического образования
1.3 Концептуальные основы содержания профессионального воспитания будущего специалиста в современных условиях
Выводы
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа как необходимое условие становления инновационной воспитательной системы в педагогическом колледже
2.1 Исходные положения опытно-экспериментальной работы колледжа в изменяющихся социально-экономических условиях
2.2 Теоретическое обоснование воспитательной системы педагогического колледжа
Выводы
Глава 3. Технологические основы повышения качества профессиональной подготовки учителя к эффективной деятельности в пространствах современного воспитания
3. 1 Проектирование модели профессиональной подготовки студентов к работе в пространствах современного воспитания
3.2 Учет национально-психологических и педагогических особенностей Карачаево-Черкесской республики в воспитательной
работе с будущими учителями в условиях полиэтнического региона 83
3.3 Технологическое обеспечение реализации модели воспитатель¬ной системы с будущими учителями в условиях педагогического колледжа 95
Выводы 135
Заключение 136
Список литературы 139



Актуальность исследования. Необходимость и неотвратимость перемен в образовательной сфере в последние десятилетия XX и начале XXI веков обусловлены как глобальными изменениями в экономической, социальной, политической, национальной и культурной сферах, так и образовательными преобразованиями. Смена знаниевой парадигмы закономерно привела к построению различных концепций развивающего, личностно ориентированного образования. Образование становится главным фактором возрождения, сохранения и развития духовной культуры, самосознания и самореализации личности.
Деполизация и демократизация образования, гуманитаризация содержания образования, включения ресурса свободы (свободы личности ребенка, свободы учительского труда, свободы школы), разрушение государственной монополии на образование актуализировали в педагогической науке и практике проблему профессионального воспитания будущего учителя в системе непрерывного педагогического образования «ссузе - вузе - поствузовском этапе». Это не что иное, как гармония духовно-нравственной и мотивационной сфер учителя, фундаментальных знаний и адекватных способов поведения в педагогической деятельности (Е.П. Белозерцев).
Исследование закономерностей развития проблемы профессионального воспитания будущего учителя приобретает важное значение в формировании личности современного человека.
Развивающаяся личностно ориентированная парадигма образования, рассматриваемая в работах В.А. Болотова, Е.В. Бондаревской, Н.М. Борыт- ко, И.А. Колесниковой, Е.А. Крюковой, В.В. Серикова, В.А. Сластенина, И.А. Шаповаловой и др., предъявляет новые требования к характеру и содержанию профессиональной подготовки будущего учителя к педагогической деятельности в пространствах современного воспитания, к уровню их профессионально-педагогической культуры в этой сфере, четко выраженной воспитательной позиции и мобильности. Это предполагает внесение изменений в теоретические и практические конструкции профессионально педагогической подготовки учителя в учреждениях среднего профессионального образования, сформировавшиеся в 70-90-е годы. Особое внимание этой проблеме уделяют Е.В. Бондаревская, Б.З. Вульфов, В.И. Горовая, В.П. Зинченко, В.А. Ка- раховский, Л.И. Маленкова, А.В. Мудрик, Н.К. Сергеев, В.А. Сластенин,
Н.Е. Щуркова и др.
Наряду с предметной подготовкой все большее значение приобретают воспитательные составляющие в структуре профессионально-педагогической позиции и деятельности, которые нуждаются в постоянном обновлении, пополнении и совершенствовании. В этой связи важное значение приобретает исследование системы подготовки будущего учителя к воспитатель¬ной деятельности в современных социокультурных условиях, выявление организационно-педагогических условий, определяющих воспитательную компетентность специалиста, определение уровня ее сформированности и, на их основе, выделение системообразующих компонентов профессиональной подготовки будущего учителя в условиях ссуза. Однако этот важный аспект к настоящему времени еще не стал предметом многостороннего и целостного научного осмысления.
На основании вышеизложенного теоретическую проблематику исследования целесообразно представить в виде противоречий между:
- темпами социальной динамики (изменениями в политике и экономике) и содержанием подготовки будущего учителя к осуществлению воспитательной деятельности в современном образовательном учреждении;
- общепрофессиональной и воспитательной составляющей процесса профессионального становления личности будущего специалиста в со-временной системе среднего педагогического образования;
- содержательной и технологической сторонами обучения будущего учителя в педагогическом колледже;
- доминированием теоретико-методологических работ по проблемам воспитания и потребностями практики в подготовке учителей, владеющих современными технологиями.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Переход от индустриального к информационному обществу изменяет наши представления о роли и предназначении учителя. Происходящие изменения в российском обществе поставили задачу поднять престиж педагогического образования как в высшей так и средней профессиональной школе. Первостепенное значение в условиях модернизации российского образования приобретает органический сплав профессионализма и социальной зрелости будущего специалиста, уровень его гражданственности и интеллигентности, способность работать в современном воспитательном пространстве.
Сущность современной социальной ситуации определяет кардинальный по своей глубине и исторический по характеру переход российского общества из одного качественного состояния в другое. Высококвалифицированный специалист сегодня не только знаток своего профессионального дела, но и субъект социальной активности в широком смысле слова. В этой связи тенденция усиления внимания к проблемам профессиональной подготовки будущего учителя в педагогическом колледже к воспитательной работе в современных условиях является актуальной с точки зрения обоснования наиболее адекватных моделей воспитательной системы.
Анализ существующей практики подготовки будущего учителя в ссузе к профессиональной деятельности в пространствах современного воспитания позволил выявить следующие проблемы:
- фрагментарность современной воспитательной подготовки в педагогическом колледже, направленной в основном на репродуктивное освоение теории и практики воспитания и не способствующей получению будущими педагогами практического опыта использования инструментария новых технологий для решения воспитательных задач;
- ориентация процессуальной составляющей воспитательной подготовки будущего учителя преимущественно на инструментально¬технологический уровень; неразработанность эффективных методических систем, ориентированных на формирование целостной воспитательной культуры педагога.
Таким образом, без пересмотра целевых, содержательных и процессуальных характеристик воспитательного процесса в педагогическом колледже невозможно продвинуться вперед в преодолении проблем формирования воспитательной системы с будущим учителем, представляющей собой пласт общечеловеческой культуры и способствующей гармоничному сочетанию профессионального и личностного, интеграции индивидуальных и социально значимых ценностей будущего учителя в современном обществе.
Для решения данных проблем в современном педагогическом образовании в исследовании спроектирована модель профессиональной подготовки будущего учителя к работе в пространствах современного воспитания, включающая три модуля (методологический, организационно-деятельностный, обобщающе- внедренческий). Профессиональная подготовка студентов к воспитательной работе в современном образовательном учреждении строится на системе принципов: гуманистичной ориентации воспитания, индивидуализации воспитания, социального закаливания воспитания, создания воспитательной среды.
Процесс воспитательной подготовки 7-компонентный, представлен в исследовании в виде технологической карты, включающей учебные дисциплины психолого-педагогического цикла, спецкурсы и факультативы этнопедагогической и этнопсихологической направленности, дополнительное образование, курсовую, дипломную работу, педагогическую практику и государственную итоговую аттестацию.
Инструментальная модель не только обоснована, но и апробирована. В исследовании представлена 4-х компонентная этапность реализации модели: 1) технология проектирования учебного процесса курсов повышения квалификации преподавателей педагогического колледжа; 2) технология проектирования профессионального воспитания будущего учителя к работе в современном образовательном учреждении; 3) технология проектирования внеаудиторной
воспитательной работы со студентами; 4) технология проектирования модели управления воспитательной системой в условиях педагогического колледжа.
В ходе опытно-экспериментальной работы в Карачаево-Черкесском республиканском педагогическом колледже достигнуты следующие результаты:
1. Созданы и функционируют на базе колледжа социально¬психологическая служба для студентов, методологический семинар для преподавателей, музей.
2. Достигнут качественный рост уровня профессиональной компетентности педагогических работников колледжа и результативность процесса обучения и воспитания студентов, о чем свидетельствуют данные таблиц в диссертации.



1. Адольф В.А. Формирование профессиональной компетентности будущего учителя // Педагогика. - 1998. - № 1. - С. 72-75.
2. Асмолов А.Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа. - М.: «Смысл», ИЦ «Академия», 2002. - 416 с.
3. Асташова Н.А. Учитель: проблема выбора и формирования ценностей. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2000. - 272 с.
4. Арнаутов В.В. Учебно-научно-педагогический комплекс как региональ¬ная система непрерывного педагогического образования: Методология, теория, практика. Монография. - Волгоград: Перемена, 2001. - 253 с.
5. Ахияров К.Ш., Амиров А.Ф. Формирование ценностных ориентаций бу¬дущих учителей // Педагогика. - 2002. - № 3. - С. 50-54.
6. Багитаев З.Я. Приоритеты современного образования и стратегия его раз¬вития // Педагогика. - 2003. - № 9. - С. 10-14.
7. Байбаков А.М. Введение в педагогику толерантности: Учебно¬методическое пособие для педагогов и студентов / Под ред. Н.М. Бо- рытко. - Волгоград: Изд-во ВГИПКРО, 2002. - 12 с.
8. Байбородова Л.В., Паладьев С.Л., Степанов Е.Н. Изучение эффективно¬сти воспитательной системы школы: Учебно-методическое пособие - Псков: ПОИПКПО, 1994. - 176 с.
9. Барсукова Т.И. Российская мысль о государственной пользе в сфере вос-питания // Педагогика. - 2001. - № 7. - С. 67-72.
10. Барышников Е.Н., Колесникова И.А. О воспитании и воспитательных системах. - СПб, 1996. - 162 с.
11. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика: Учебное пособие. - Екатеринбург: Деловая книга, 1996. - 344 с.
12. Белова С.В. Диалог - основа профессии педагога: Учебно-методическое пособие. - М.: АПК и ПРО, 2002. - 148 с.

140
13. Белозерцев Е.П. О национально-государственном образовании в России // Педагогика. - 1998. - № 3. - С. 30-35.
14. Белозерцев Е.П. Подготавливать или «воспитывать» учителя? // Известия волгоградского педагогического университета. - 2003. - № 1. - С. 66-71.
15. Белухин Д. А. Основы личностно-ориентированной педагогики (курс лек¬ций). Часть 1. - М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. - 319 с.
16. Беляев А.В. Социально-педагогические основы формирования граж-данственности учащейся молодежи: Монография. - Ставрополь: СГУ,
1997. - 204 с.
17. Березина В.А., Баранников А.В. // Воспитание школьников. - 2002. - № 7. - С. 2-6.
18. Берулава М.Н. Теория и практика гуманизации образования. - М.: Гелиос АРВ, 2000. - 340 с.
19. Бережнова Е.В. Прикладное исследование в педагогике. Монография. - М.-Волгоград: Перемена, 2003. - 164 с.
20. Бернс Р. Развитие Я - концепции и воспитание. - М.: Прогресс, 1986. - 424 с.
21. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М., 1989. - 192 с.
22. Болотов В. А. Педагогическое образование в России в условиях социаль¬ных перемен: принципы, технологии, управление: Монография. - Волго¬град: Перемена, 2001. - 200 с.
23. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного обра-зования. - Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского педагогического универ¬ситета, 2000. - 352 с.
24. Бондаревская Е.В. Воспитание как возрождение человека, культуры и нравственности. Научно-методические разработки. - Ростов-на-Дону: РГПИ, 1991. - 22 с.

141
25. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистиче¬ских теориях и системах воспитания. - Ростов-на-Дону: Творческий центр «Учитель», 1999. - 560 с.
26. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов - СПб: Питер,
2001. - 304 с.
27. Боровик С.С. Концепция воспитательной деятельности педагогического и студенческого коллективов // Среднее профессиональное образова¬ние (Приложение к ежемесячному и научно-методическому журналу «СПО»). - 2003. - №2. - С. 94-101.
28. Борытко Н.М. В пространстве воспитательной деятельности: Моногра¬фия / Научн. ред. Н.К. Сергеев - Волгоград: Перемена, 2001. - 181 с.
29. Борытко Н.М. Гуманитарно-целостный подход в конструировании воспи-тательной деятельности педагога // Методология диссертационных исследований проблем образования в условиях его модернизации: Сб. научн. ст. Всерос. семинара по методологии педагогики. Волгоград,
20- 22 мая 2003 г. - Волгоград: Перемена, 2003. - С. 250-257.
30. Борытко Н.М. Педагог в пространстве современного воспитания: Моно¬графия / Научн. ред. Н.К.Сергеев. - Волгоград: Перемена, 2001. - 214 с.
31. Буданова Г.П. Воспитание как приоритетное направление развития сис¬темы повышения квалификации работников образования // Дополнитель¬ное педагогическое образования в XXI веке. Материалы Всероссийской научно-практической конференции / Сост. Н.В. Брусенцова. - М.: АПК и ПРО, 2001. - С. 170-173.
32. Вартанова Л.Р. Дидактическая игра как антропотехническое средство формирования коммуникативной культуры будущего педагога: Авторе¬ферат дис... к. п. н. - Ставрополь, 2001. - 21 с.
33. Вахтеров В. П. Основы новой педагогики // Антология педагогической мысли России второй половины XIX - начала ХХ века. - М., 1990. - С. 520-523.

142
34. Введение в педагогическую профессию: курс лекций. - Волгоград: Пере¬мена, 1998. - 230 с.
35. Вершловский С.Г. Взрослый как субъект образования // Педагогика. - 2003. - № 8. - С. 3-8.
36. Вескер А.Б. Тренинг актерского мастерства учителя: Учебно-практичес¬кое пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 96 с.
37. Вишнякова С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. - М.: НМЦ СПО, 1999. - 538 с.
38. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учебник для студентов средних и высших педагогических учебных заведений. - М.: Издательский центр «Акаде¬мия», 1999. - 168 с.
39. Вуз как воспитательное пространство // Педагогика. - 2002. - №7. - С. 52¬
72.
40. Вульфович А.С. Подготовка будущих учителей к воспитанию у учащихся направленности на здоровый образ жизни: Автореферат дис... к. п. н. - Волгоград, 2002. - 28 с.
41. Выгоцкий Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1991. - 480 с.
42. Галицкий В.И. О методологии воспитания нового поколения // Методо¬логия диссертационных исследований проблем образования в условиях его модернизации: Сб. научн. ст. Всерос. семинара по методологии пе¬дагогики. Волгоград, 20-22 мая 2003 г. - Волгоград: Перемена, 2003. - С. 262-267.
43. Гасанов З.Т. Проблемы воспитания патриотизма, дружбы народов, веро-терпимости // Педагогика. - 2001. - № 4. - С. 24-30.
44. Гершунский Б.С. Толерантность в системе ценностно-целевых приорите¬тов образования // Педагогика. - 2002. - № 7. - С. 3-12.
45. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века (в поисках прак- тико-ориентированных образовательных концепций). - М.: Совершенст¬во, 1998. - 608 с.

143
46. Горовая В.И. Высшее педагогическое образование: проблемы и перспек¬тивы. - Ставрополь, 1995. - 158 с.
47. Гражданкина Л.Н., Супрун Т.А. Формирование гражданской позиции на предметах гуманитарного цикла // Дополнительное педагогическое образование в XXI веке. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - М.: АПК и ПРО, 2001. - С. 91-93.
48. Гудкина Л.Д. Планирование и организация воспитательной работы в школе. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2003. - 160 с.
49. Гурова Р.Г. О методологии и методах исследования проблем воспита¬ния. - М., 1989. - 68 с.
50. Данильчук Е.В. Информационные технологии в образовании: Учебное пособие. - Волгоград: Перемена, 2002. - 184 с.
51. Дахин А.Н. Педагогическое моделирование: сущность, эффективность и ... неопределенность // Педагогика. - 2003. - № 4. - С. 21-26.
52. Демакова И.Д. Воспитательная деятельность педагога как фактор гума¬низации пространства детства // Дополнительное педагогическое образо¬вание в XXI веке. Материалы Всероссийской научно-практичес¬кой конференции / Сост. Н.В. Брусенцова. - М.: АПК и ПРО, 2001. - С. 168-170.
53. Деркач А. А., Крысько В.Г. и др. Этнопсихология. Теория и методология. Часть 1. - М.: Институт молодежи, 1992. - 142 с.
54. Дроздовский Э.Е. Профессионализм, как функция культуры и нравствен¬ности // Проблемы воспитания учащейся молодежи. - С. 48-49.
55. Дучарова Д.Ц., Нимбуева С.Ц. Формирование профессиональной компе-тентности у выпускников педагогического колледжа. - С. 87-91
56. Елканов С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учи¬теля. - М.: Просвещение, 1989. - 189 с.
57. Ершов В.А. Социокультурная идентичность как условие поликуль- турного образования // Мир образования - образование в мире. - 2001. - № 2. - С. 22-34.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ