Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников в процессе проблемного обучения на уроках русского языка 8
1.1. Понятие о познавательных универсальных учебных действиях в педагогической литературе 8
1.2. Проблемное обучение и его возможности в формировании познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках русского языка 15
Глава 2. Методические основы формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников в процессе проблемного обучения на уроках русского языка 29
2.1. Анализ программ и учебников по русскому языку для начальной школы в аспекте исследуемой проблемы 29
2.2. Анализ опыта методистов по проблеме формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках русского языка 37
2.3. Описание экспериментальной работы по проблеме
исследования 41
Заключение 59
Библиографический список 62
Приложение
Актуальность исследования. Современная система образования должна отвечать на призывы модернизации и способствовать формированию нравственной, высокоинтеллектуальной личности, отображающей религиозно-моральные возможности общества.
Большинство педагогов утверждают, что важнейшую роль в обучении и воспитании играет начальная школа, в которой ребёнок учится читать, воспроизводить на письме слова и предложения, вычислять, воспринимать на слух информацию, доказывать и сопереживать.
Новые подходы к начальному образованию заложены в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО). Отмечено, что развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего через формирование универсальных учебных действий (УУД) (ФГОС НОО, 2018, 19).
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
В широком значении универсальные учебные действия - это действия, направленные на саморазвитие и самосовершенствование учащихся путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком смысле - это совокупность учебных действий учащегося, обеспечивающих его социальную компетентность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих основным целям начального общего образования, можно выделить четыре блока: личностный; регулятивный; познавательный; коммуникативный.
Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно-деятельностного подхода, который нашел отражение в работах А.Г. Асмолова, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина. Различные аспекты формирования универсальных учебных действий рассматривались в трудах следующих авторов: А.Г. Асмолова, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, С.В. Молчанова и Н.Г. Салминой под руководством А.Г. Асмолова.
На важность формирования у младших школьников общеучебных умений указывали JI.C. Выготский, П.Я. Гальперин, H.A. Лошкарева, A.A. Люблинская, Н.Ф. Талызина, К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий. Отдельные виды общеучебных умений и методику их формирования рассматривали А.А. Бобров, Д.В. Воровщиков,Е.В. Орлова, В.Ф. Паламарчук, Д.В. Татьянченко, A.B. Усова и др.
Познавательные УУД позволяют учащимся осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах, выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий; извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов, относящихся к различным жанрам; определять основную и второстепенную информацию; ориентироваться и воспринимать тексты художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимать и адекватно оценивать язык средств массовой информации; ставить и формулировать проблемы, самостоятельное создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Актуальность исследования проблемы формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников обусловлена изменением образовательной парадигмы: от цели усвоения учащимся конкретных предметных знаний, умений и навыков в рамках проблемного обучения на уроках русского языка к цели развития познавательных способностей школь-ников, обеспечивающих у них такую ключевую компетенцию, как умение учиться и благоприятствующих их саморазвитию и самосовершенствованию.
Таким образом, тема данного исследования «Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников в процессе проблемного обучения на уроках русского языка» является весьма актуальной.
Проблема исследования: каковы методические условия эффективного формирования познавательных УУД у младших школьников в процессе проблемного обучения на уроках русского языка.
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объектом исследования является процесс формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников.
Предметом исследования является методические условия формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников в процессе проблемного обучения на уроках русского языка.
Гипотеза исследования: формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников в процессе проблемного обучения на уроках русского языка будет эффективным, если:
1) наряду с традиционными упражнениями будут использоваться задания проблемного характера;
2) учащиеся являются субъектами учебной деятельности.
Задачами исследования являются:
1. Рассмотреть формирование познавательных универсальных учебных действий как педагогическую проблему.
2. Изучить проблемное обучение и его возможности в формировании познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках русского языка.
3. Провести анализ программ и учебников по русскому языку в аспекте исследуемой проблемы.
4. Изучить опыт методистов по проблеме формирования познавательных универсальных учебных действий.
5. Описать экспериментальную работу по проблеме исследования.
Методы исследования: теоретические: анализ и обобщение педагогической, психологической, лингвистической и методической литературы по проблеме исследования; эмпирические: эксперимент (констатирующий, формирующий этапы); метод количественного и качественного анализа результатов исследования.
Практическая значимость исследования заключается в том, что предложенные приемы работы по формированию познавательных универ-сальных учебных действий у младших школьников в процессе проблемного обучения на уроках русского языка могут быть использованы в практике начального языкового образования.
Экспериментальная база исследования - учащиеся 3 «Г» класса МБОУ «СОШ № 47» г. Белгорода.
Структура выпускной квалификационной работы: Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
Во введении обосновывается актуальность проблемы исследования, ее разработанность в современной педагогической науке, определяются объект и предмет исследования, формулируется рабочая гипотеза, ставятся задачи, определяются методы исследования.
В первой главе «Теоретические основы формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников в процессе проблемного обучения на уроках русского языка» освещаются теоретические основы формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников в процессе проблемного обучения на уроках русского языка. Рассматривается понятие о познавательных универсальных учебных действиях в педагогической литературе, охарактеризовывается проблемное обучение и выявляются его возможности в формировании познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках русского языка.
Во второй главе «Методические основы формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников в процессе проблемного обучения на уроках русского языка» проведен анализ программ и учебников по русскому языку в аспекте исследуемой проблемы и проанализирован опыт методистов по проблеме формирования познавательных универсальных учебных действий, а также описана экспериментальная работа.
В заключении подтверждается актуальность темы исследования, при-водится краткое обобщение степени разработанности и перспектив изучения проблемы, формулируются выводы.
Список использованной литературы содержит 55 наименований источников. Содержание работы изложено на 67 страницах.
Работа содержит таблицы и диаграммы, отражающие результаты экспериментальной работы.
Актуальность формирования универсальных учебных действий младших школьников подчеркивается практически во всех документах, касающихся современного реформирования системы образования, что вызвано изменением образовательной парадигмы в соответствии с логикой компетентностного и системно-деятельностного подходов. Сегодня школе важно не только дать ребенку как можно больше конкретных предметных знаний, умений и навыков в рамках отдельных дисциплин, сколько вооружить его такими универсальными учебными действиями, которые помогут ему развиваться в условиях непрерывно меняющегося общества.
В составе основных видов универсальных учебных действий особое место занимают познавательные УУД, в блоке которых выделяются обще-учебные и логические действия, действие постановки и решения проблемы.
В ходе исследования были решены теоретические и практические задачи. На основе анализа педагогической литературы по изучаемой проблеме рассмотрена сущность педагогического феномена «познавательные универ-сальные учебные действия» и возможности проблемного обучения.
Мы выявили, что познавательные УУД являются структурной единицей учебно-познавательной деятельности и направлены на познавательное развитие личности школьника, обеспечивающие ему формирование умений, навыков и компетентностей в любой предметной области, успешное усвоение знаний и применение их в любых стандартных и нестандартных ситуациях. Формирование познавательных УУД является целостным, целенаправленным, системным процессом, от которого зависит результативность всего последующего образования человека. Сформированность познавательных УУД помогает младшему школьнику научиться ориентироваться в потоке учебной информации, перерабатывать и усваивать ее, понимать проблемы, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепи рас-суждений, уметь проводить анализ, сравнивать и классифицировать объекты.
На сегодняшний день проблемное обучение предоставляет возможность нацелить детей на поиск решения учебной проблемы собственными логическими действиями, выстроить план системных действий. Преимущества проблемного обучения это, прежде всего, большие возможности для развития внимания, наблюдательности, активизации мышления, активизации познавательной деятельности младших школьников. Оно развивает самостоятельность, ответственность, критичность и самокритичность, нестандартность мышления.
Проведенный нами анализ литературы и учебников показал, что проблема формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников в процессе проблемного обучения на уроках русского языка является актуальной и значимой в современном мире. В учебниках представлено недостаточное количество упражнений и заданий, направленных, направленных на формирование познавательных УУД в процессе проблемного обучения. Однообразие методов и приемов работы приводит к тому, что младшие школьники не всегда успешно познавательные УУД в процессе проблемного обучения. Поэтому необходимо искать новые пути, которые будут способствовать усвоению в полной мере познавательных универсальных учебных действий.
Анализ педагогического опыта по теме показал, что формирование познавательных универсальных учебных действий является важной проблемой. На сегодняшний день существует недостаточное количество разработок. Многие методисты считают, что формирование познавательных универсальных учебных действий будет наиболее эффективным в процессе проблемного обучения. Однако, несмотря на то, что педагоги-практики и методисты ищут разнообразные пути решения возникшей проблемы, она требует дополни-тельной разработки с учетом современных требований.
В соответствии с проблемой исследования, его гипотезой и задачами был организована экспериментальная работа. Она включала два этапа: констатирующий и формирующий. На констатирующем этапе мы провели исследование по выявлению уровня сформированности познавательных УУД у младших школьников у учащихся 3 «Г» класса МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 47» г. Белгорода.
Анализ результатов по двум методикам и дополнительно разработан-ному комплексу заданий показал, что уровень сформированности познавательных УУД у младших имеет недостаточно высокие показатели.
Для повышения уровня сформированности мы разработали комплекс заданий, направленный на повышение уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий у младших школьников в процессе проблемного обучения.
Мы считаем, что решили поставленные задачи и достигли цели исследования. Наша работа не претендует на окончательное решение проблемы формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников в процессе проблемного обучения.
Материалы, представленные в работе, могут быть использованы учителями в учебно-воспитательном процессе, что доказывает практическую значимость проведенного исследования.
1. Альтовская С.А. Формирование познавательных универсальных учебных действий во внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС НОО / С.А. Альтовская // Образование и наука в современных условиях. - 2015. - №4. - С.42-43.
2. Андреева И.В. Мониторинг уровня сформированности УУД у учащихся дошкольного и младшего школьного возраста / И.В. Андреева // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2013 - №2. - С.21-24.
3. Анушкевич И.Г. Проблемное обучение: ситуация, вопрос, задание. Как реализовать принцип проблемности на уроках литературы / И.Г. Анушке-вич // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2008. - №6. - С.60-62.
4. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя /
А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова, Н.Г. Салмина, С.В. Молчанов. - М.: Просвещение, 2008. - 151 с.
5. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие. Для учителя /А.Г. Асмолов. - М.: Просвещение, 2011. - 159 с.
6. Бабанский Ю.К. Проблемное обучение как средство повышения эффективности учения школьников / Ю.К. Бабанский. - Ростов н/Д.: Педагогика, 1970. - 300 с.
7. Бейзеров В.А. Проблемное обучение / В.А. Бейзеров // Образование в со-временной школе. - 2011. - №12. - С.48-52.
8. Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение / А.В. Брушлинский. - М.: Знание, 1983. - 119 с.
9. Воровщиков С.Г. Развитие универсальных учебных действий. Внутри- школьная система учебно-методического и управленческого сопровождения / С.Г.Воровщиков, Е.В. Орлова. - М.: Прометей, 2012. - 210 с.
10. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. - М.: АСТ, 2010. - 671 с.
11. Гальперин П.Я.Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного усвоения умственных действий / П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1968. - 134 с.
12. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования / В.В. Давыдов. - М.: Наука, 1986. - 239 с.
13. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов. - М.: ИН- ТОР, 1996. - 544 с.
14. Елисеева Д.С. Познавательные универсальные учебные действия младшего школьника как педагогический феномен / Д.С. Елисеева // Начальная школа. - 2014. - №4. - С. 16-26.
15. Ермаков Д.С. Обучение решению проблем и проблемное обучение / Д.С. Ермаков // Вестник Университета Российской академии образования. - 2005. - №4. - С.24-31.
16. Ермакова Т.М. Организация уроков с элементами проблемного обучения / Т.М. Ермакова // Народное образование. - 2004. - №9. - С.38-43.
17. Иванов С.В. Русский язык: Учеб. для 3 кл. нач. шк. / С.В. Иванов. - М.: Вентана-Граф, 2017. - 192 с.
18. Канакина В.П. Русский язык. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2017. - 159 с.
19. Кислицина Н.Н. Типовые задачи по формированию универсальных учебных действий в начальной школе / Н.Н. Кислицина // Научно-методический журнал «Концепт». - 2017. - №3. - С.48-54.
20. Коновалова Г.А. Типовые задачи по формированию универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы / Г.А. Коновалова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - №4. - С.55-60.
21. Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы /
B. Т. Кудрявцев. - М.: Знание, 1991. - 154 с.
22. Лебедева И.А. Проектирование урока, направленного на формирование познавательных универсальных учебных действий / И.А. Лебедева,
C. Б. Ронгинская // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - №4. - С.37-47.
23. Леонтьев А.Н. Психологические основы развития ребенка и обучения / А.Н. Леонтьев. - М.: Смысл, 2009. - 423 с.
24. Лернер И.Я. Проблемное обучение / И.Я. Лернер. — М.: Просвещение, 1974. - 168 с.
25. Лошкарева Н.А. Программа развития общих учебных умений и навыков школьников / Н.А. Лошкарева // Народное образование. - 1982. - №10. - С.106-111.
26. Лукиных Л.В. Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе / Л.В. Лукиных // Молодой ученый. - 2015. - №10. - С.17-18.
27. Лунегова И.В. Развитие познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка / И.В. Лунегова // Пермский педагогический журнал. - 2017. - №8. - С.154-156.
28. Матвеева Т.Е. Принципы конструирования урока в формате ФГОС общего образования / Т.Е. Матвеева, С.А. Сапон // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2013. - №3. - С.1231-1235.
29. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении / А.М. Матюшкин. - М.: Просвещение, 1972. - 245 с.
30. Махмутов М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории / М.И. Махмутов. - М.: Просвещение, 1975. - 188 с.
31. Мельникова Е.Л. Проблемный урок или как открыть знания с учениками. Пособие для учителя / Е.Л. Мельникова. - М.: АПКиПРО, 2006. - 168 с.
32. Образовательная программа начального общего образования «Начальная школа XXI века» / Под редакцией С.И. Иванова. - М.: Вентага-Граф, 2017. - 144 с.
33. Образовательная программа начального общего образования «Школа России» / Под редакцией В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого. - М.: Просвещение, 2017. - 149 с.
34.Оконь В. Основы проблемного обучения / В. Окунь. - М.: Просвещение, 1968. - 220 с.
35.Осмоловская И.М. Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальных классов / И.М. Осмоловская, Л.Н. Петрова // Начальная школа. - 2012. - №10. - С.6-12.
36. Паламарчук В.Ф. Школа учит мыслить / В.Ф. Паламарчук. - М.: Просвещение, 1987. - 208 с.
37. Придворная О.М. Формирование познавательных универсальных учебных
действий у младших школьников / О.М. Придворная // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». [Офиц. сайт] URL: http://festival.1september.ru/articles/501470/(дата обращения к ресурсу: 3.04.18).
38. Радулова Е.Н. Создание проблемной ситуации / Е.Н. Радулова // Открытая школа. - 2009. - №6. - С.51-52.
39. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - М.: Педагогика, 1989. - 488 с.
40. Савинов Е.С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / Е.С. Савинов. - Москва.: Просвещение, 2013. - 223 с.
41. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие / Г.К. Селевко. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.
42. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики / М.Н. Скаткин. - М.: Педагогика, 1984. - 96 с.
43. Степанова О.В. Развитие познавательных универсальных учебных действий как педагогическая проблема / О.В. Степанова // Молодой ученый. - 2016. - №2. - С.851-853.
44. Стюхина Г.А. Психологические особенности и механизмы
развития ребенка младшего школьного возраста: лекции / Г.А. Стюхина. - М.: Первое сентября, 2010. - 92 с.
45. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся / Н.Ф. Талызина. - М.: Знание, 1983. - 96 с.
46. Татьянченко Д.В. Развитие общеучебных умений школьников / Д.В. Татьянченко, С.Г. Воровщиков // Народное образование. - 2003. - №8. - С.115-126.
47. Татьянченко Д.В. Общеучебные умения как объект управления образовательным процессом / Д.В. Татьянченко, С.Г. Воровщиков // Завуч. - 2000.- №7. - С.38-39.
48. Усова А.В. Формирование у учащихся учебных умений / А.В. Усова, А.А. Бобров. - М.: Знание, 1987. - 80 с.
49. Ушинский К.Д. Избранные труды / К.Д. Ушинский. - М.: Дрофа, 2005. - 645 с.
50. Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. /
С.Т. Шацкий. - М.: Учпедгиз, 1980. - 414 с.
51. Щеулова Е.А. Развитие познавательных УУД младших школьников техникой «зентагл» / Е.А. Щеулова // Молодой ученый. - 2016. - №11. - С.1793-1795.
52. Щеулова Е.А. Формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников как психолого-педагогическая проблема / Е.А. Щеулова, Т.И. Митичева // Молодой ученый. - 2017. - №1. - С.425¬428.
53.Эльконин Д.Б. О структуре учебной деятельности. Психическое развитие в детских возрастах / Д.Б. Эльконин. - М.: Наука, 1997. - 416 с.
54. Юркина С.В. Место проблемной ситуации в обучении младших школьников / С.В. Юркина // Начальная школа плюс до и после. - 2009. - №8. - С.29-32.
55. Ягодко Л.И. Использование технологии проблемного обучения в начальной школе / Л.И. Ягодко // Вестник Адыгейского государственного университета. - 2012. - № 1. - С.74-84.