Введение
Глава I. Мезенская роспись как средство формирования навыков
кистевой росписи учащихся.
1.1 История развития мезенского промысла. 8
1.2 Элементы, мотивы и композиция мезенской росписи. 11
1.3 Технология выполнения мезенских изделий. 16
Глава II. Особенности обучения декоративной композиции на примере
искусства росписи по дереву учащихся старших классов общеобразовательной школы.
2.1 Теоретические основы создания декоративной композиции в изобразительном искусстве.
2.2 Личность старшеклассника с точки зрения психолого- педагогических характеристик.
2.3 Экспериментальная работа по методике выполнения
декоративной композиции на основе искусства мезенской росписи по дереву с учащимися старших классов общеобразовательной школы.
Глава III. Методическая последовательность разработки творческой части дипломной работы «По мотивам мезенской росписи»
3.1 Обоснование выбора декоративной композиции кухонной утвари.
3.2 Процесс выполнения творческой части дипломной работы на
основе выполнения декоративной композиции росписи по дереву.
Заключение 42
Список литературы
Приложения
Актуальность исследования. Главенствующая задача школьного образования Российской Федерации состоит в формировании всесторонне развитой личности, которая знает и ценит культуру своей страны. Развитие психологических и культурных проявлений зависят от воздействия социальной среды, способов образования и воспитания, влияния жизненных условий, деятельности человека, а также предметного бытия культуры, основу которого представляет творчество народных мастеров. Изделия, созданные умельцами, положительно влияют на детей: прививают уважение к родному краю и его творческим возможностям, формируют любовь к прекрасному. Предметное бытие культуры связывает поколения, показывает духовное величие.
Исходя из вышесказанного, можно утверждать, что декоративно - прикладное искусство играет важную роль в образовании и развитии личности. С помощью освоения различных видов декоративно-прикладного искусства на занятиях в общеобразовательной школе, ученики постигают интересный мир художественного творчества, развивают мышление и воображение, овладевают навыками выполнения творческой работы, знакомятся с культурными ценностями своего народа. Одним из самых доступных и интересных вариантов освоения декоративно-прикладного творчества является обучение приемам и методам кистевой росписи, которыми могут овладеть учащиеся старших классов. Существует несколько видов расписных промыслов, каждый из которых имеет свои индивидуальные стилевые особенности изображений, цветовых решений и приемов практического процесса росписи материалов. Овладеть общепринятыми навыками народной росписи не трудно, в особенности навыками мезенской росписи, так как этот вид росписи основывается на понятной и доступной для детского творчества технологии.
Нацеленность школьного обучения на развитие логического мышления с годами неизбежно провоцирует угасание творческих способностей детей и исчезновение стимула проявления творческой энергии. Школьная образовательная программа по Изобразительному искусству содержит материал для знакомства с историей народных промыслов, однако, на практике, выделенного времени не хватает для более глубокого изучения правил создания декоративной композиции и применения полученных знаний и умений в ходе выполнения творческой работы. В связи с чем возникает противоречие между необходимостью развития культурно обогащенной и всесторонне развитой личности старших школьников и недостаточностью разработки методик по созданию декоративной композиции на основе искусства декоративной росписи по дереву в старших классах общеобразовательной школы.
Проблема исследования— приемы и навыки освоения законов декоративной композиции в процессе внеклассных занятий.
Цель исследования — рассмотреть и выявить объективные закономерности для углубления знаний и умений при создании декоративной композиции на основе искусства мезенской росписи в старших классах общеобразовательной школы.
Объект исследования — процесс выполнения декоративной композиции на основе искусства мезенской росписи по дереву на внеклассных занятиях с учащимися старших классов.
Предмет исследования — методы обучения составлению декоративной композиции.
Гипотеза исследования — процесс освоения навыков выполнения декоративной композиции учащимися старших классов будет более эффективным, если методика обучения будет содержать в себе достаточный объем информации :
• о правилах грамотного составления декоративной композиции;
• о видах построения декоративной композиции;
• об элементах росписи;
• о закономерности композиционного и смыслового расположения элементов в декоративной композиции.
Цель и гипотеза выявили следующие задачи исследования:
• изучить литературу по теме исследования;
• проанализировать опыт педагогов в области преподавания мезенской росписи учащимся общеобразовательных школ;
• изучить личность старшеклассника с точки зрения психолого-педагогических характеристик;
• провести констатирующий эксперимент с учащимися старших классов;
• расписать деревянные заготовки кухонной утвари;
• описать процесс выполнения творческой дипломной работы.
Методология исследования включает в себя следующие концептуальные положения: теории и методики преподавания изобразительного искусства (Н. Н. Ростовцев, Б. М. Неменский и т. д.), области искусствознания (Н. К. Величко, Г. М. Логвиненко, Н. В. Постникова, Н. А. Ковальчук, В. С. Воронов и т. д.), психологии (Л. С. Выготский, О. Б. Дарвиш и т. д.).
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по теме
исследования;
• наблюдение за творческой деятельностью учащихся старших
классов на занятиях по декоративной композиции;
• изучение практического опыта учителей;
• проведение констатирующего эксперимента;
• анализ работ учащихся.
Практическая значимость — результаты исследования могут быть использованы для подготовки и проведения занятий по изобразительному искусству с учащимися старших классов.
Экспериментальная база исследования— МБОУ «Терновская ООШ» Яковлевского района Белгородской области.
Этапы исследования:
• 2016 год — определение темы и изучение литературы по теме исследования;
• проведение констатирующего эксперимента в рамках преддипломной педагогической практики с 10 по 22 апреля 2017 года;
• анализ и оформление полученной информации в текстовом варианте.
Дипломная работа состоит из:
• теоретической части, в которую входят введение, 3 главы, заключение, список литературы и приложения;
• методической части, в которой описывается содержание экспериментальной работы по методике выполнения декоративной композиции на основе искусства мезенской росписи по дереву с
• творческой части, которая включает 4 сахарницы и поднос,
выполненных в технике мезенской росписи по дереву.
В процессе достижения поставленной цели, связанной с рассмотрением и выявлением объективных закономерностей для углубления знаний и умений при создании декоративной композиции на основе искусства мезенской росписи в старших классах общеобразовательной школы, была изучена научная и методическая литература по данной проблеме и проведена экспериментальная работа с учащимися старших классов общеобразовательной школы. Результаты исследования подтвердили предположение о том, что процесс освоения навыков выполнения декоративной композиции учащимися старших классов будет более эффективным, если методика обучения будет содержать в себе достаточный объем информации:
• о правилах грамотного составления декоративной композиции;
• о видах построения декоративной композиции;
• об элементах росписи;
• о закономерности композиционного и смыслового расположения элементов в декоративной композиции.
Для доказательства гипотезы мы решили следующие задачи:
• изучили литературу по теме исследования;
• проанализировали опыт педагогов в области преподавания мезенской росписи учащимся общеобразовательных школ;
• изучили личность старшеклассника с точки зрения психолого-педагогических характеристик;
• провели констатирующий эксперимент с учащимися старших классов;
• расписали деревянные заготовки кухонной утвари;
• описали процесс выполнения творческой дипломной работы.
Констатирующий эксперимент, проведенный на базе МБОУ «Терновская ООШ» Яковлевского района Белгородской области показал, что уровень знаний и умений учащихся старших классов находится на среднем уровне. У детей возникают трудности с поиском композиционного центра, с росписью собственной композиции красками, с равновесием элементов композиции. Результаты данного исследования доказывают недостаточное количество уроков с использованием кистевой росписи в начальной и средней школе. Навыки и умения рисования старшеклассников были бы выше, если бы учебная программа отличалась гибкостью и поощряла индивидуальный подход к каждому ученику.
Творческая часть дипломной работы состоит из 4 сахарниц и подноса, расписанных по мотивам мезенской росписи.
В ходе рассмотрения результатов констатирующего эксперимента, а также изучения теоретических положений, была обоснована необходимость изучения мезенской росписи в общеобразовательной школе. Выяснено, что улучшение навыков создания декоративной композиции старших школьников происходит в случае более емкой методики обучения, а также подготовки тематических заданий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей школьников.
Разработанный материал может быть использован как методическое пособие при организации внеклассных занятий по изобразительному искусству у учащихся старших классов в общеобразовательной школе.
Н. Величко Энциклопедия Роспись. С.99.
Н. Величко энциклопедия Роспись: техники, приемы, изделия. - Москва 1999, с.41.
Композиция // БСЭ. - 3-е изд. - М., 1973. - Т. 12. - С.593.
Логвиненко Г.М. Декоративная композиция - М.: 2005г. - с.90.
Логвиненко Г.М. Декоративная композиция - М.: 2005г. - с.89.
Бочаров В. В. Антропология возраста - СПб: Питер, 2001 с. 576с.
Дарвиш О. Б. Возрастная психология с. 129.
Изместьева Л.А. Мезенская роспись с.3.
Постникова Н.В. Мезенская роспись с.4.
Арбат, Ю. А. Красные кони // Арбат, Ю. А. Путешествие за красотой собрание рассказов / Ю. А. Арбат. - М. : Искусство, 1966. - 178с.
Бакушинский, А., Роспись по дереву, бересте и папье-маше учеб. пособие / А. Бакушинский. - М.: Изогиз, 1999. - 165с.
Беда, Г.В. Основы изобразительной грамоты: учеб. пособие / Г.В. Беда. - М.: Просвещение, 2005. - 211с.
Вопросы истории, теории и методики преподавания изобразительного искусства. Часть 1. сборник статей. - М.: Прометей, 2012. - 440 с.
Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: учебное пособие / Л.С. Выготский. - С-Пб.: СОЮЗ, 1997. - 96 с.
Выготский, Л.С. Психология искусства]: учебное пособие / под ред. М.Г. Ярошевского, - М.: Педагогика, 1987 - 345 с.
Величко, Н. К. Мезенская роспись, или «Лошадки на ножках» // Величко, Н.К. Роспись: Техники. Приемы. Изделия [Текст]: энциклопедия / Н.К. Величко. - М.: АСТ-Пресс, 1999. - С. 94-105 : ил.
Гиновар, Магда. Роспись по дереву для начинающих учебное пособие / Магда Гиновар. - М.: АРТ-РОДНИК, 2008. - 175 с.
Даглдиян, К.Т. Декоративная композиция учебное пособие / К.Т.
Даглдиян. - изд. 3-е Р. - н. - Д.: Феникс, 2011. - 312 с.: илл.
Дмитриева, С.И. Фольклор и народное искусство русских Европейского Севера учебное пособие / С.И. Дмитриева. - М.: Наука, 1988. - 143 с.
Жегалова, С. К. Росписи Мезени // Жегалова, С. К. Русская народная живопись кн. для учащихся ст. кл. / С.К. Жегалова. - М.: Просвещение, 1984. - С. 128-133