Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие творческого мышления у студентов СПО на занятиях по декоративной росписи

Работа №90153

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

искусство, культура, литература

Объем работы89
Год сдачи2020
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
102
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО
МЫШЛЕНИЯ У СТУДЕНТОВ СПО НА ЗАНЯТИЯХ ПО
ДЕКОРАВТИВНОЙ РОСПИСИ 7
1.1 Понятие «творческое мышление» и его характеристики в психолого­
педагогической литературе 7
1.2 Организация учебной деятельности студентов СПО, способствующая
развитию творческого мышления 12
1.3 Возможности декоративной росписи в развитии творческого
мышления у студентов 18
ГЛАВА 2. ДЕКОРАТИВНАЯ РОСПИСЬ КАК СРЕДСТВО ДЛЯ РАЗВИТИЯ
ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ 24
2.1. Основные виды декоративной росписи и ее роль в современном мире..24
2.2. Методические рекомендации для проведения занятий по декоративной
росписи, способствующие развитию творческого мышления 29
2.3 Анализ аналогов, роспись художников Алтайского края 35
2.4 Этапы и техника декоративной росписи 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЯ 57

В наш информационный век технического прогресса, компьютерных и инновационных технологий, как-никак следует уделять особое внимание художественному образованию и эстетическому воспитанию молодого поколения.
Время не стоит на месте, жизнь становиться более разнообразной и сложной, она требует от современного человека гибкости его мышления, подвижности, креативный и творческий подход в решении поступающих задач, а уже не тех шаблонных и заученных действий, которые были ранее.
В связи с этим, перед системой образования стоят очень важные задачи, которые в процессе обучения у студента должны формировать такие качества, которые будут соответствовать новому времени.
Проблема развития художественных умений и творческого мышления у студентов в процессе обучения сложна и многогранна. Художественная деятельность человека встречается практически во всех видах его жизнедеятельности и выступает как одна из необходимых форм его саморазвития и самодвижения к реальному идеальному состоянию: такому состоянию творческого духа, когда - эстетическая творческая деятельность, становится жизненно необходимой и естественной для индивида.
Данной проблемой занимаются уже достаточно давно, ее затрагивают такие психологи как: Л.С. Выготский, В.Н. Дружинин. В.П. Зинченко, В.А. Крутецкий, Пономарев Я.А, С.Л. Рубинштейн, и др.
Проблему комплексного развития личности, творческих способностей можно встретить в работах: Д.Б. Боголюбов, Д.Б. Богоявленская, Ю.Н. Калугина, В.С. Кузина, и других, они обозначили высокую социальную значимость проблемы творческого развития личности в целом. В своих трудах ученые-педагоги обосновали необходимость и раскрыли актуальность развития творческих способностей студентов.
Особое место в подготовке творчески мыслящего специалиста занимает декоративно-прикладное искусство. Народное искусство в силу своей специфики, заключающейся в образно-эмоциональном отражении мира, оказывает сильное воздействие на личность, который, по образному выражению К. Д. Ушинского, мыслит формами, красками, звуками, ощущениями.
Важную роль народного и декоративно-прикладного искусства отмечали многие отечественные искусствоведы.
Ученый В.С. Бадаев, в труде «Русская кистевая роспись» исследовал тему росписи по дереву. В данной работе рассматриваются множество вопросов, включая краткое содержания истории развития этнических промыслов и практические советы по изучению художественно-образного языка традиционного декоративного искусства.
В труде И. В. Земцова, «Художественная обработка древесины (роспись по дереву), содержится подробная разработка технологии и поэтапное выполнение изделий с пижемской росписью. Данная работа может послужить в качестве разработке методических рекомендаций для преподавателей и специалистов, работающих в сфере декоративно­прикладного искусства и этнического творчества, и в дальнейшем использоваться мастерами декоративно-прикладного искусства и ремесленниками, а так же учащимся, получающим образование по специальности «Народное художественное творчество».
Помимо этих работ, тему росписи затрагивают и такие ученые, педагоги как: Т.М. Разина, М.А. Некрасова, М.С. Соколова, Т.Я. Шпикалова и другие.
И таким образом на сегодняшний день основные принципы педагогики - это поиск новых методов и форм обучения личности. В настоящее время необходимо грамотно структурировать в образовательные программы дисциплины, художественную деятельность, которая бы наиболее ярко отражала роль национальных традиций. Таким катализатором может послужить народная декоративная роспись, которая дает широкие возможности, как для развития личности, так и для развития творческих способностей, творческого мышления.
На основе из вышесказанного тема развитие творческого мышления у студентов СПО на занятиях по декоративной росписи - актуальна, ведь она ставит немаловажные вопросы об активном поиске новых резервов повышения уровня художественно-творческих способностей студентов.
Цель исследования: теоретически обосновать творческие способности и разработать методическую систему по декоративной росписи, способствующую развитию творческого мышления у студентов СПО.
В соответствии с проблемой, целью определены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать понятие «творческое мышление» и его характеристики в психолого-педагогической литературе.
2. Рассмотреть организацию учебной деятельности студентов СПО, способствующую развитию творческого мышления.
3. Выявить возможности декоративной росписи в развитии творческого мышления у студентов СПО.
4. Изучить основные виды декоративной росписи и выявить ее роль в современном мире.
5. Изучить и обобщить методические рекомендации для проведения занятий по декоративной росписи, способствующие развитию творческого мышления.
6. Провести анализ аналогов, роспись художников Алтайского края.
7. Выполнить декоративную роспись.
Объект исследования: творческого мышление студентов на занятиях по декоративной росписи в новых условиях уровневой подготовки.
Предмет исследования: педагогические условия развития творческого мышления у студентов СПО средствами декоративной росписи.
Методы исследования: теоретические анализ, сравнение, описание, эксперимент.
Источники:
• труды отечественных и зарубежных психологов, педагогов, историков педагогики;
• программно-методические документы, научные труды по вопросам проблематики в образовании по декоративно-прикладному искусству.
Теоретическая значимость: полученные результаты расширяют представление о декоративно росписи.
Практическая значимость: представленные методические
рекомендации помогут сформировать у студента качества, которые будут соответствовать новому времени.
Структура и объем выпускной работы разработаны в соответствии с поставленной целью и основными задачами, состоит из двух глав, включающих в себя семь параграфов, введения и заключения, списка источников и литературы, приложения, а также электронной презентации.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В процессе данного теоретического исследования была проанализирована, психолого-педагогическая, методическая литература, труды художников-педагогов по проблеме исследования; выявлены и изучены педагогические и психологические условия для успешного и продуктивного развития творческого мышления студентов СПО в процессе создания декоративной росписи.
В первой главе рассматривался такой теоретический вопрос, как творческое мышление, в ходе проведенного теоретического анализа используемой литературы, было выявлено, что развитие творческого мышления - это одна из ключевых задач современного мира, которая необходима для развития творческого потенциала личности.
Художественное образование - важный метод становления и развития целостной человеческой личности. Роль декоративно-прикладного творчества в наше время велика, это искусство, которое обогащает студентов, наполняет их духовной жизнью, развивает эстетическое познание к миру и художественный вкус, способствуют пониманию художественных закономерностей окружающего мира. Его образно-художественный язык оказывают неоценимое влияние на формирование художественной культуры юношества.
Так же в этой главе была рассмотрена организация учебной деятельности студентов СПО, и возможности декоративной росписи, которые способствует грамотному развитию творческого мышления. Тут стоит отметить, что главным и постоянно действующим фактором влияния на повышение эффективности художественного образования является подготовка и переподготовка педагогических кадров. Педагогу важно тонкое понимание нюансов художественного формообразования во всей системе изобразительных искусств, что бы впоследствии предоставлять уникальную возможность обучающимся глубже погружаться в творческую деятельность, а педагогу тем временем глубже разбираться в причинах творческих успехов или неудач обучающихся. В результате этого можно сделать следующий вывод: развитие творческих способностей - это специально организованный, целенаправленный и системный процесс, результатом которого будут являться основательные сдвиги в показателях уровня развития составляющих творческого мышления.
И во второй главе как раз предлагаются методические рекомендации для проведения занятий по декоративной росписи, которые поспособствуют развитию творческого мышления, а так же наставят на дальнейший выбор осознанного самоопределения в предпочтениях по различным видам изобразительного творчества, исходя из собственных индивидуальных наклонностей. Освоение особенностей метода народного декоративно­прикладного искусства, а именно декоративной росписи поможет открыть для подрастающего поколения перспективу осознанного самоопределения в предпочтениях по различным видам изобразительного творчества, исходя из собственных индивидуальных наклонностей.
Упоминается и раскрывается богатство декоративной росписи, ее роль и место в современном мире. А благодаря проведенному анализу аналогов, росписи художников Алтайского края, и творческой части диплома, еще раз подчеркивается значимость народного искусства в нашем мире. Таким образом, затрагивается вопрос профессиональной подготовке, попытки привлечь молодежь к искусству.
Данная тема достаточно значима и актуальна в наше время. В основе любого творчества всегда будут лежать общие принципы и идеи, которые формируются из года в год, трансформируясь под современный мир. Образование и уровень компетентности должны обеспечить обучающимся реальную возможность добиться успеха в любой сфере жизнедеятельности, помочь развить различные навыки и реализовать себя в различных видах деятельности. Творческая самореализация личности обучающегося, есть продуктивная художественно-образовательная деятельность, направленная на освоение ценностей культуры и проявление своих индивидуальных возможностей и особенностей.


1. ВизитАлтай.РФ / Успенский кафедральный собор [Электронный ресурс]. - URL: http://www.visitaltai.info/where visit/objects/sanctuarv/500/ (дата обращения: 25.04.2020).
2. Государственный музей-памятник Исаакиевский собор [Электронный ресурс]. - URL: http://www.cathedral.ru/ru/isaac/building (дата обращения: 28.04.2020).
3. Дизайнер. Советы от дизайнера / Чем отличаются акриловые краски для керамики [Электронный ресурс]. - URL: https://disaindo.ru/chem- otlichavutsva-akrilovve-kraski-dlva-keramiki.html (дата обращения: 27.04.2020).
4. К 24 / Народный мастер Анна Гунина, автор уникальной техники
росписи по дереву [Электронный ресурс]. - URL:
https://katun24.ru/news/37981 (дата обращения: 27.05.2020).
5. Каталог ремесленников Алтайского края [Электронный ресурс]. - URL: http://altai-mastera.ru/katalog/master/8/3 (дата обращения: 27.05.2020).
6. Мастер и дело / Гжельская роспись: особенности, виды росписи гжель,
цвета и элементы [Электронный ресурс]. - URL:
https://masteridelo.ru/remeslo/rukodelie-i-tvorchestvo/rospis/gzhel/gzhelskava- rospis-istoriva-osobennosti.html (дата обращения: 12.04.2020).
7. Мастер и дело / Хохломская роспись: виды, основные узоры, материалы. Символизм орнаментов и мотивов [Электронный ресурс]. - URL: https://masteridelo.ru/remeslo/rukodelietvorchestvo/rospis/hohloma/hohlomskava- rospis-vidv-osnovnve-uzorv-materialv.html (дата обращения: 14.04.2020).
8. Мастер и дело / История зарождения городецкой росписи и интересные факты о художественном промысле [Электронный ресурс]. - URL: https://masteridelo.ru/remeslo/rukodelieitvorchestvo/rospis/gorodetskava/istoriva- zarozhdeniva-gorodetskoj-rospisi-i-interesnve-faktv-o-hudozhestvennom- promvsle.html (дата обращения: 14.04.2020).
9. Мастер класс по росписи и керамики / краски-кисти [Официальный
аккаунт на YouTube]. - URL:
https://www.voutube.com/watch7time continue=38&v=13T9Mz0BDLM&feature =emb logo (дата обращения: 10.05.2020).
10. Официальный сайт Алтайского края / В Алтайском крае открывают выставку работ народного мастера региона Светланы Милантьевой [Электронный ресурс]. - URL: https : //www. altaire gion22. ru/re gion news/v- altaiskom-krae-otkrvvavut-vvstavku-rabot-narodnogo-mastera-regiona-svetlanv- milantevoi 605542.html (дата обращения: 28.05.2020).
11. Туристер / Знамеский монастырь в Барнауле [Электронный ресурс]. -
URL: https://www.tourister.ru/world/europe/russia/citv/barnaul/temples/31718
(дата обращения: 15.05.2020).
12. Успенский кафедральный собор г. Бийска [Электронный ресурс]. - URL: http : //uspenie22 .cerkov.ru/istoriva-xrama/ (дата обращения: 01.05.2020).
Литература:
13. Арбат Ю.А. Русская народная роспись по дереву. - М.: Изобр. Искусство, 1979. - 249 с.
14. Алексеева, И. В. Основы теории декоративно-прикладного искусства [Текст] / И. В. Алексеева, Е. В. Омельяненко ; М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. образовательное учреждение высш. проф. образования "Южный федеральный ун-т". - Ростов-на-Дону : Изд-во Южного федерального ун-та, 2010. - 183 с., [16] л. цв. ил. : ил., табл.; 20 см.; ISBN 978-5-9275-0774-0.
15. Бадаев В.С. Русская кистевая роспись. - М.: Владос, 2004. - 32 с.
16. Бадаев В.С. Искусство русской кистевой росписи: Учебное пособие для вузов. - Москва, Ленинград: Владос, 2013. - 136 с.
17. Бардина Р.А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры: Учебное пособие. - М.: Высшая школа, 1986. - 315 с.
18. Батурина Г.И., Байер У. Цели и критерии эффективности обучения / Г.И. Батурина, У. Байер // Сов. Педагогика. - 1975. - N4.
19. Богуславская И. Я. Добрых рук мастерство: Произведения нар. искусства в собр. Гос. Рус. Музея: [Сборник очерков] / Сост. И. Богуславская; науч. ред. В. Пушкарев. - Ленинград: Искусство. Ленингр. отд-ние, 1976. - 211 с.
20. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. - Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского ун-та, 1983. - 172 с.
21. Василенко В.М. Русское прикладное искусство. - М.: Искусство, 1977.
22. Возрастные возможности усвоения знаний. / Под ред. Д.Б. Эльконина и
B. В. Давыдова. - М.: 1966. - 326 с.
23. Выготский Л.С. Психология искусства. - М.: Искусство, 1968. - 576 с.
24. Гилфорд Дж. Структурная модель интеллекта // Психология мышления / под ред. А. М. Матюшкина. - М.: 1965. - 324 с.
25. Гилфорд Дж. Природа умственного развития человека. - М.: Прогресс, 1967. - 306 с.
26. Громов Е.С. Начала эстетических знаний: эстетика и искусство. - 2-е изд., доп. - Москва: Советский художник, 1984. - 335 с.
27. Горожанина С.В., Куценко Е.В. Народные художественные промыслы /
C. В. Горожанина, Е.В. Куценко. - М.: Мелихово. - 2006. - 193 с.
28. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - М.: Издательство «Наука», 1994.
29. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. - 3-е изд. - СПб.: Питер, 2007. - 386 с.
30. Журавлев Г.Е. Обучение творчеству // Число и мысль. - М.: 1983 вып.6 - 189 с.
31. Запорожец A.B. Развитие произвольных движений. Т.2. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1986. - 268 с.
32. Земцова И.В. Информационно-справочное издание «Художественная обработка древесины (роспись по дереву): Практическое пособие для предпринимателей». - Сыктывкар, 2009.
33. Зимняя И.А. Педагогическая психология. 3-е изд., пересмотр. - М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2010. - 447 с. - !8ВП 978-5-9770051-8-0.
34. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся: очерки Российской психологии / В.П. Зинченко. - М.: 1994. - 333 с.
35. Ильницкая И.А. О готовности учителя к работе по выявлению и развитию творческого потенциала учащегося // Образование Омской области № 01 (08) 2006.
36. Казакова Т.Г. Детское творчество - мир ярких, удивительных образов // Дошкольное воспитание. - 1993. - № 4. - 58 с.
37. Калугина Ю.Н. Развитие художественно-творческой активности студентов педагогических колледжей на занятиях по художественной обработке материалов.: Автореф. дисс. канд. пед. наук. - М.: 2000. - 16 с.
38. Крутецкий В.А. Проблема формирования и развития способностей. Вопросы психолог. - 1972. - № 2. - 3-14 с.
39. Лисовский В.Т. Личность студента / В.Т.Лисовский, А.В.Дмитриев. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1974. - 184 с.
40. Лук А.Н. Мышление и творчество. - М.: Политиздат, 1976 - 144 с.
41. Некрасова М.А. О развитии традиций в художественных промыслах // Искусство. 1971. № 12.
42. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры. - М.: Изобр. Искусство, 1988. 344 с.
43. Неменский Б.М. Методические пути осуществления программы «Изобразительное искусство и художественный труд» / Материалы к 12 научно-практическому семинару «Мастерская Б. И. Неменского» - М.:2006.
44. Панина Т. С. Современные способы активизации обучения / Т. С. Панина, Л. Н. Вавилова. - М.: Изд. Центр «Академия», 2008. 176 с.
45. Пономарев Я.А. Психология творческого мышления / Я.А. Пономарев.
- М.: АПН РСФСР, 1960.
46. Психология. Словарь / Под ред. А.В. Петровского - М.: Политиздат. - 2015. - 494 с.
47. Разина Т.М. О профессионализме народного искусства. - М.: Сов. художник, 1985.
48. Раппопорт С.Х. Неизобразительные формы в декоративном искусстве / С.Х. Раппопорт . - М.: Сов. Художник, 1968.
49. Рубинштейн С.Л. Проблема способностей и вопросы психологической теории.// Вопросы психологии. - М.: 1960. N 3.
50. Соколова М.С. Художественная роспись по дереву. Технология народных художественных промыслов: Учебное пособие для студ. Вузов / М.С.Соколова. - М.: Владос, 2002. - 303с. - 18ВН 5-691-00556-1.
51. Торшина К.А. Современное исследование проблемы креативности в зарубежной психологии // Вопросы психологии. -
52. Трофименко А. С. Педагогические
профессиональных компетенций студентов декоративно-прикладному искусству // государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2016. - № 1(89). - 171-177 с.
53. Ушинский К.Д. Избранные труды. В 4 книгах. Книга 1. Проблемы педагогики / К.Д. Ушинский. - М.: Дрофа, 2005. - 640 с.
54. Фроловская М.Н. Понимание в работе учителя-практика: дис. канд. пед. наук. - Барнаул, 2003. - 164 с.
55. Черникова С.М. Традиции народного искусства в профессиональной подготовке художников декоративно-прикладного искусства // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2018. №2(79). - 348-350 с.
56. Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования: Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1979.
57. Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития (в традиции культурно-исторической теории Л. С. Выготского). - М.: Тривола, 1994. - 168 с.
58. Яковлева Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности.
- М.: Флинта, 1997.
59. Ярошевский М.Г. Психология творчества и творчество в психологии. - 1985.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ