Введение 4
1 Теоретические основы налогообложения и налогового администрирования
природопользователей 6
1.1 Система платежей за пользование природными ресурсами в РФ 6
1.2 Роль природно-ресурсных налогов и платежей в формировании доходов
бюджетов РФ 19
1.3 Сущность, проблемы и направления совершенствования налогового
администрирования пользователей природными ресурсами 25
2 Налоговый контроль пользователей природными ресурсами в ИФНС по
Ленинскому району г. Владивостока 33
2.1 Организация налогового контроля платежей за пользование природными
ресурсами 33
2.2 Анализ налоговых поступлений природно-ресурсных платежей 50
2.3 Оценка эффективности налогового контроля пользователей природными
ресурсами 56
Заключение 63
Список использованных источников 66
Приложения
Природные ресурсы играют особую роль в жизни нашей страны, а точнее в процессе функционирования ее экономики. В настоящее время развитие и эффективное использование природно-сырьевой базы государства является одним из главных факторов роста экономики нашей страны, в результате платежи за пользование природными ресурсами приобретают принципиально важное значение.
Данные платежи устанавливаются с целью экономического регулирования природопользования, стимулирования рационального и комплексного использования различных видов природных ресурсов и охраны окружающей среды, формирования фондов денежных средств, используемых на охрану и воспроизводство природных ресурсов.
Они призваны оказать стимулирующее влияние на повышение эффективности использования и охраны земель, лесов, водных объектов и недр, а также на организацию добычи и рациональное использование минерально-сырьевых ресурсов.
Администрирование доходов является важной частью исполнения бюджетов бюджетной системы РФ и чаще всего используется в контексте улучшения поступления доходов в бюджетную систему. Соответственно с учетом масштабов формирования российского бюджета за счет природно-ресурсных платежей исследуемая проблема является актуальной. Это обосновывает важность научного решения проблем в рамках системного исследования инструментария налоговой политики и администрирования сферы природопользования на государственном уровне.
Главной задачей современного этапа развития налоговой системы России в сфере природопользования является создание эффективного взаимодействия между государством и пользователями природных ресурсов. Поэтому существует необходимость в исследовании теоретических основ налогообложения и налогового администрирования природопользователей.
В связи с поставленной целью, задачами исследования являются:
- изучить систему платежей за пользование природными ресурсами в РФ;
- определить роль природоресурсных налогов и платежей в формировании доходов бюджетов РФ;
- выявить сущность, проблемы и направления совершенствования налогового администрирования пользователей природными ресурсами;
- изучить организацию налогового контроля платежей за пользование природными ресурсами.
Объектом исследования выступает налоговое администрирование плательщиков-пользователей природными ресурсами в РФ.
Предметом исследования является комплекс государственных мер по управлению налоговыми правоотношениями между государством и природопользователями.
В ходе исследования были применены следующие методы исследования:
- общие методы исследований (методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент), методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и др.), методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному и др.));
Методологической основой исследовательской работы послужили такие методы как: метод научной абстракции, метод сравнительного анализа, нормативный анализ, системный подход, анализ и синтез, метод экспертных оценок.
Действующая система природно-ресурсных платежей разделена на два вида:
- налоговые (земельный налог, водный налог, НДПИ; сбор за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов);
- неналоговые (Разовые платежи за пользование недрами при наступлении определённых событий, оговоренных в лицензии; регулярные платежи за пользование недрами; сбор за участие в конкурсе; лесная арендная плата; плата по договору купли-продажи лесных насаждений; плата за пользование водным объектом; земельная арендная плата; плата за негативное воздействие на окружающую среду; утилизационный сбор; экологический сбор).
В настоящее время природно-ресурсные платежи взимаются с целью экологического равновесия, стимулирования рационального использования минерально-сырьевой базы и охраны окружающей среды. Администрирование природно-ресурсных платежей налогового характера осуществляется как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации и местном уровне. Природно-ресурсные платежи неналогового характера подлежат администрированию другими органами государственной власти.
Основная доля платежей за пользование природными ресурсами, зачисляется в федеральный бюджет, в частности это НДПИ и водный налог. Согласно законодательству БК РФ, НДПИ в виде углеводородного сырья зачисляется в полном размере в Федеральный бюджет, а НДПИ в виде общераспространенных ПИ зачисляется в полном размере в бюджеты субъектов РФ. Поступления по сборам за пользование ОЖМ и ВБР имеют значение в территориальных бюджетах страны.
Однако, существуют проблемы администрирования природно -ресурсных налогов. В частности, проблемы, связанные с оценкой стоимости добытых полезных ископаемых.
В настоящее время происходят масштабные изменения в области налогообложения пользования природными ресурсами. В частности, изменению подвержен налог на добычу полезных ископаемых в связи с переходом на налог на дополнительный доход и отменой индивидуальных льгот, большое количество и экспертиза которых не дает возможность налоговым органам эффективно их контролировать. В новой системе НДД налоговая база будет определяться как расчетные доходы от добычи углеводородного сырья за вычетом эксплуатационных и капитальных расходов по разработке участков недр. Налоговую ставку предполагается установить в размере 50%.
Основным принципом экономического регулирования использования, восстановления и охраны водных объектов является платность водопользования. В настоящее время направление использования поступлений от водного налога не регламентируется, и неясно, каким образом этот вид платежей может быть направлен на формирование фондов на охрану и восстановление водных объектов, а также на создание эффективных экономических механизмов стимулирования мер по водосбережению и сокращению сбросов сточных вод в водные объекты.
Поступления по водному налогу уступают плате за пользование водными объектами поэтому данный налог перестает иметь системообразующий характер.
Сама сущность налогового контроля состоит в проверке соблюдения налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах, в том числе проверке правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов. Так, налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах сборах в порядке, установленном НК РФ.
Основными методами налогового контроля являются проверки, которые позволяют полно выявить правильность исполнения обязанностей налогоплательщика. Проверке подвергаются налогоплательщики платежей за природные ресурсы, на которых возложены обязанности по уплате налога, сбора и иного обязательного платежа.
Организация налогового контроля состоит из камеральных и выездных проверок. Насколько эффективен налоговый контроль пользователей природными ресурсами свидетельствуют проведенные анализы, в ходе которых выявлено, что удельный вес доначисленных платежей по пользователям природными ресурсами в общей сумме доначислений по итогам контрольной работы ИФНС России по Ленинскому району г. Владивостока в налоговых доходах за анализируемый период не имеет четкой тенденции. Так, в 2013 году удельный вес в общих налоговых доначислениях составил 0,26 %, в 2015 - 0,59 %, в 2016 году - 0,00058 %.
Динамика задолженности по природно-ресурсным налогам имеет тенденцию роста, наибольший пик пришелся на 2015 год, в связи с несвоевременно оплаченными текущими начислениями.
Небольшой удельный вес доначислений по природным ресурсам в общих налоговых доначислениях, а также небольшая задолженность по ИФНС России по Ленинскому району г. Владивостока говорит о эффективной организации налогового контроля по платежам за пользование природными ресурсами.
Политика государства направлена на более эффективное использование ресурсного потенциала и прежде всего за счет приоритетных направлений налоговой политики — льготирование, налоговые каникулы и другие меры в целях развития добычи и переработки природных ресурсов, с другой стороны — ужесточение контроля за своевременностью и правильностью исчисления и поступления налоговых и иных платежей.
1. Конституция Российской Федерации. - М : Эксмо, 2009. - 64 с.
2. Бюджетный Кодекс Российской Федерации, №145-ФЗ: [по состоянию на 17 марта 2018 г.: принят ГД 31 июля 1998]. - КонсультантПлюс. - Режим доступа:http://base.consultant.ru
3. Водный кодекс РФ N 74-ФЗ (ред. от 29.07.2017) [по состоянию на 16 марта 2018 г.: принят ГД от 03.06.2006]. - КонсультантПлюс. - Режим доступа:http://base.consultant.ru
4. Гражданский кодекс Российской Федерации: часть первая : [по
состоянию на 14 марта 2018 г. : принят ГД 24 октября 1994]. -
КонсультантПлюс. - Режим доступа : http://base.consultant.ru.
5. Налоговый кодекс Российской Федерации. Ч.1: [по состоянию на 28 апреля 2018: принят ГД 16 июля 1998] - КонсультантПлюс - Режим доступа : http://base.consultant.ru
6. О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов,
[федеральный закон Российской Федерации № 166-ФЗ от 05.12.2017 г.: принят ГД 26 ноября 2004] - КонсультантПлюс - Режим доступа :
http://base.consultant.ru
7. О недрах, [федеральный закон Российской Федерации от 31 мая 2018 № 2395-1 - ФЗ: принят ГД 21 февраля 1992] - Консультант Плюс - Режим доступа:http://www.consultant.ru
8. Об охране окружающей среды [федеральный закон Российской Федерации от 1 января 2018 года № 7-ФЗ: принят ГД 20 декабря 2001] - КонсультантПлюс - Режим доступа :http://base.consultant.ru
9. О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части создания благоприятных условий налогообложения для налогоплательщиков, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, а также внесения других изменений, направленных на повышение эффективности налоговой системы [федеральный закон Российской Федерации № 144-ФЗ от 27 июля 2006: принят ГД 5 июля 2006] - Консультант Плюс - Режим доступа:http://www.consultant.ru
10. О животном мире [федеральный закон Российской Федерации от 3 июля 2016 № 52-ФЗ: принят ГД 22 марта 1995] - КонсультантПлюс - Режим доступа:http://base.consultant.ru
11. Об утверждении Концепции системы планирования выездных
налоговых проверок [приказ ФНС России № ММ-3-06/333@ от 10.05.2012: принят 30 мая 2007] - КонсультантПлюс - Режим доступа :
http://base.consultant.ru
12. Об утверждении перечня коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации [распоряжение Правительства РФ № 536-р от 25 августа 2016: принят 17 апреля 2006] - КонсультантПлюс - Режим доступа :http://base.consultant.ru
13. Об утверждении перечня мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов РФ и перечня видов их традиционной хозяйственной деятельности [распоряжение Правительства РФ № 631-р от 8.05.2009 г.] - КонсультантПлюс - Режим доступа :http://base.consultant.ru
14. О порядке подготовки и принятия решения о предоставлении
водного объекта в пользование [постановление Правительства РФ № 844 от 20 марта 2018: принято 30.12.2006] - КонсультантПлюс - Режим доступа :
http://base.consultant.ru
15. О порядке определения и официального опубликования коэффициентов-дефляторов к ставке налога на добычу полезных ископаемых при добыче угля [постановление Правительства Российской Федерации № 902 от 3 ноября 2011] - КонсультантПлюс - Режим доступа: http://base.consultant.ru
16. Об утверждении положения о распределении научных квот, квот
добычи(вылова) водных биологических ресурсов для осуществления рыболовства в целях рыбоводства, воспроизводства и акклиматизации водных биологических ресурсов и квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов для осуществления рыболовства в учебных и культурно - просветительских целях между пользователями водными биологическими ресурсами [постановление Правительства РФ № 644 от 27.10.2005] -
КонсультантПлюс - Режим доступа :http://base.consultant.ru
17. Об утверждении правил расчета и взимания платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности постановление Правительства РФ № 764 от 14.12.2006] - КонсультантПлюс - Режим доступа :http://base.consultant.ru
18. Постановление ФАС Московского округа от 20.08.2010 N КА- А40/8830-10 - КонсультантПлюс. - Режим доступа:http://base.garant.ru.
19. Об утверждении Методики расчета коэффициентов-дефляторов к
ставке налога на добычу полезных ископаемых при добыче угля [приказ Минэкономразвития РФ № 763 от 27.12.2011] - Режим доступа:
http://www.iminfin.ru/
20. Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок [приказ ФНС России № ММ-3-06/333@ от 10 мая 2012: принят 30 мая 2007] - КонсультантПлюс. - Режим доступа : http://base.consultant.ru.
21. Об утверждении Особенностей постановки на учет в налоговом органе организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика налога на добычу полезных ископаемых [приказ МНС РФ № БГ-3-09/731 от 31.12.2003] - Режим доступа : - КонсультантПлюс - Режим доступа :http://base.consultant.ru
22. О введении в действие регламента принятия и ввода в автоматизированную информационную систему налоговых органов данных, представляемых налогоплательщиками налоговых деклараций, иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, и бухгалтерской отчетности [приказ МНС РФ N БГ-3-06/65 от 14.02.2003] - Консультант Плюс - Режим доступа:http://www.consultant.ru
23. О порядке организации работы по администрированию доходов [приказ Федерального агентства водных ресурсов № 263 от 30.09.2010] - Консультант Плюс - Режим доступа:http://www.consultant.ru
24. По вопросу постановки на учет (учета) в налоговых органах налогоплательщиков водного налога [письмо ФНС РФ № 09-2-04/2348 от 02.06.2005] - КонсультантПлюс. - Режим доступа:http://base.consultant.ru.
25. О рекомендациях по проведению выездных налоговых проверок
[письмо ФНС России № АС-4-2/13622 от 25.07.2013] - Режим доступа:
http://www.nalog.ru
26. О пояснениях налогоплательщиков при проведения выездных налоговых проверок [письмо ФНС России № ЕД-4-2/16015 от 13.08.2014] - Режим доступа:http://www.nalog.ru
27. Власова Ю. А. Собираемость налогов при формировании доходов бюджетной системы России / Ю. А. Власова, К. С. Толкачева // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы III междунар. науч. конф. — 2014. — С. 111-115
28. Зарук, Н.Ф. Налоги и налогообложение [Электронный ресурс] / Зарук, Н.Ф. // : учебное пособие. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2016, - 249 с. - Режим доступаhttp://znanium.com/catalog.php?bookinfo=542260.
29. Налогообложение природопользования : учебник и практикум для прикладного бакалавриата / В. В. Зозуля. — М. : Издательство Юрайт, 2015. — 257 с. — Серия : Бакалавр. Прикладной курс.
30. Германова М.А. Объект НДПИ: коллизии правового регулирования // Право и экономика - 2016. - № 4 (338). - С. 57.
31. Налоги и налогообложение [Электронный ресурс]: учебник для
студентов вузов, обучающихся по специальностям «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Мировая экономика» / [И .А. Майбуров и др.]; под ред. И. А. Майбурова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2012. - 559 с. - Режим доступа:
http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=376727.
32. Монина А.В. Анализ налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) с 2002 по 2016 гг. // Инновационная экономика. - 2016. - № 2 (7). - С.9.
33. Мишустин М.В. Факторы роста налоговых доходов: макроэкономический подход // Экономическая политика. - 2016. - № 5. - С. 11.
34. Ялбулганов А. А. Платежи за пользование природными ресурсами: вопросы правового регулирования / Ялбулганов А. А // Редакция «Российской газеты», 2016. Вып. 21. -144 с.
35. Ежегодное послание Президента РФ Федеральному Собранию.
2018. 1 марта. (дата обращения: 05.05.2018). [Электронный ресурс]. Режим
доступа: http: / /kremlin. ru/events/president/news/56957
36. Налоговый вестник [Электронный ресурс] - Режим доступа: http ://www.vestnik-mgou.ru
37. Национальное информационное агентство «Природные ресурсы» - [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://priroda.ru/
38. Федеральное казначейство [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://roskazna.ru
39. Официальный сайт Федеральной налоговой службы [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.nalog.ru/
40. Федеральная служба государственной статистики - [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://www.gks.ru
41. Российский налоговый портал [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.taxpravo.ru
42. Аналитический центр при Правительстве РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://ac.gov.ru/
43. Основные направления налоговой политики на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://base.consultant.ru.
44. Официальный сайт МинФина РФ - [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://www.iminfin.ru/
45. Справочная система КонсультантПлюс - [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://base.consultant.ru.