Совершенствование процессов оказания медицинских услуг в рамках бережливого производства на примере ГБУЗ КО «КОККД им. акад. Л.С.Барбараша
|
ВВЕДЕНИЕ 5
1 ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР 7
1.1 Значимость качества в сфере здравоохранения 7
1.2 Философия бережливого производства как метода повышения качества
работы организации 11
1.3 Этапы внедрения концепции бережливого производства в медицинские
учреждения 17
1.4 Метод «Визуализация» - творческий способ применить бережливое
производство 21
1.5 Опыт внедрения бережливого производства в Российском
здравоохранении 26
2 ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ, ОБЪЕКТЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ .. 32
2.1 Организация работы и объекты исследования 32
2.2 Методы исследования 34
3 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 37
3.1 Характеристика учреждения 37
3.2 Анализ организационной структуры 40
3.3 Анализ карты процессов 41
3.4 Анализ политики в области качества 44
3.5 Разработка проекта целей в области качества 47
3.6 Оптимизация процессов «Прием пациента в стационар» и «Выписка
пациента из стационара» с помощью методов бережливого производства 49
3.6.1 Хронометраж процессов «Прием пациента в стационар» и «Выписка
пациента из стационара» 49
3.6.2 Поиск решения проблем с использованием механизма «5 почему?» .. 57
3.6.3 Разработка информационного стенда SQDCM 61
4 ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ОПТИМИЗАЦИИ МЕДИЦИНСКИХ
ПРОЦЕССОВ С ПОМОЩЬЮ КАРТИРОВАНИЯ 71
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 79
ПРИЛОЖЕНИЕ
1 ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР 7
1.1 Значимость качества в сфере здравоохранения 7
1.2 Философия бережливого производства как метода повышения качества
работы организации 11
1.3 Этапы внедрения концепции бережливого производства в медицинские
учреждения 17
1.4 Метод «Визуализация» - творческий способ применить бережливое
производство 21
1.5 Опыт внедрения бережливого производства в Российском
здравоохранении 26
2 ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ, ОБЪЕКТЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ .. 32
2.1 Организация работы и объекты исследования 32
2.2 Методы исследования 34
3 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 37
3.1 Характеристика учреждения 37
3.2 Анализ организационной структуры 40
3.3 Анализ карты процессов 41
3.4 Анализ политики в области качества 44
3.5 Разработка проекта целей в области качества 47
3.6 Оптимизация процессов «Прием пациента в стационар» и «Выписка
пациента из стационара» с помощью методов бережливого производства 49
3.6.1 Хронометраж процессов «Прием пациента в стационар» и «Выписка
пациента из стационара» 49
3.6.2 Поиск решения проблем с использованием механизма «5 почему?» .. 57
3.6.3 Разработка информационного стенда SQDCM 61
4 ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ОПТИМИЗАЦИИ МЕДИЦИНСКИХ
ПРОЦЕССОВ С ПОМОЩЬЮ КАРТИРОВАНИЯ 71
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 79
ПРИЛОЖЕНИЕ
В настоящее время российское здравоохранение находится на этапе адаптации к рыночным отношениям, в связи с чем активно разрабатываются новые подходы к управлению медицинскими учреждениями, корректируется вся система оказания медицинской помощи. Одной из важных проблем данного периода является обеспечение должного качества медицинских услуг. [55].
Обеспечение граждан Российской Федерации доступной, а главное качественной и безопасной медицинской помощью является основополагающей целью отечественного здравоохранения. Увеличение ожиданий и потребностей пациентов, появление новых медицинских технологий, недостаточное финансирование со стороны государства, распределение ответственности за управление здравоохранением на субъекты РФ требуют поиска новых механизмов управления качеством медицинской помощи на федеральном, а также региональном уровне. Для успешного и конкурентоспособного учреждения недостаточно ориентироваться лишь на опыт минувших лет. Необходимо использовать и внедрять новые технологии, принципы и концепции, которые направлены на снижение вероятности человеческих ошибок, повышение производительности труда, обеспечение надлежащего качества оказываемых услуг, а также оптимизации бизнес-процессов.
[55,21,22].
В силу утверждённой в декабре 2017 года Государственной программой Российской Федерации «Развитие здравоохранения», а также в рамках приоритетного проекта «Создание новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь» Министерство здравоохранения Российской Федерации (как ответственный исполнитель программы) должно обеспечить повышение удовлетворенности населения качеством оказания медицинской помощи в амбулаторных условиях до 60% к 2020 году и до 70% к 2022 году. Поставленные цели можно решить с помощью
внедрения новой медицинской модели, оказывающей медицинскую помощь на принципах бережливого производства. [47].
Внедрение данной модели позволит вывести качество здравоохранения на новый уровень, приведет к оптимизации лечебно-диагностического процесса, позволит интегрировать отечественное здравоохранение в мировую медицинскую практику, а также поспособствует рациональному использованию ресурсов учреждения, таких как: финансовые, трудовые, материальные и информационные.
Целью данной выпускной квалификационной работы является - совершенствование процессов оказания медицинских услуг в рамках бережливого производства на примере ГБУЗ КО «КОККД им. акад. Л.С. Барбараша». Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1) проанализировать организационную структуру;
2) проанализировать карту процессов и разработать ее проект;
3) проанализировать политику в области качества и разработать проект целей в области качества на 2020 год;
4) оптимизировать процессы «Прием пациента в стационар» и «Выписка пациента из стационара» с помощью методов бережливого производства;
5) провести оценку результативности оптимизации медицинских процессов с помощью картирования.
Обеспечение граждан Российской Федерации доступной, а главное качественной и безопасной медицинской помощью является основополагающей целью отечественного здравоохранения. Увеличение ожиданий и потребностей пациентов, появление новых медицинских технологий, недостаточное финансирование со стороны государства, распределение ответственности за управление здравоохранением на субъекты РФ требуют поиска новых механизмов управления качеством медицинской помощи на федеральном, а также региональном уровне. Для успешного и конкурентоспособного учреждения недостаточно ориентироваться лишь на опыт минувших лет. Необходимо использовать и внедрять новые технологии, принципы и концепции, которые направлены на снижение вероятности человеческих ошибок, повышение производительности труда, обеспечение надлежащего качества оказываемых услуг, а также оптимизации бизнес-процессов.
[55,21,22].
В силу утверждённой в декабре 2017 года Государственной программой Российской Федерации «Развитие здравоохранения», а также в рамках приоритетного проекта «Создание новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь» Министерство здравоохранения Российской Федерации (как ответственный исполнитель программы) должно обеспечить повышение удовлетворенности населения качеством оказания медицинской помощи в амбулаторных условиях до 60% к 2020 году и до 70% к 2022 году. Поставленные цели можно решить с помощью
внедрения новой медицинской модели, оказывающей медицинскую помощь на принципах бережливого производства. [47].
Внедрение данной модели позволит вывести качество здравоохранения на новый уровень, приведет к оптимизации лечебно-диагностического процесса, позволит интегрировать отечественное здравоохранение в мировую медицинскую практику, а также поспособствует рациональному использованию ресурсов учреждения, таких как: финансовые, трудовые, материальные и информационные.
Целью данной выпускной квалификационной работы является - совершенствование процессов оказания медицинских услуг в рамках бережливого производства на примере ГБУЗ КО «КОККД им. акад. Л.С. Барбараша». Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1) проанализировать организационную структуру;
2) проанализировать карту процессов и разработать ее проект;
3) проанализировать политику в области качества и разработать проект целей в области качества на 2020 год;
4) оптимизировать процессы «Прием пациента в стационар» и «Выписка пациента из стационара» с помощью методов бережливого производства;
5) провести оценку результативности оптимизации медицинских процессов с помощью картирования.
Внедрение бережливого производства в медицинское учреждение — это кропотливый и продолжительный процесс, который требует участие и идеи всего персонала. Зато в случае успешного внедрения, бережливое производство даст множество преимуществ: позволит повысить производительность труда, сократить потери учреждения и замотивировать персонал на результативную и эффективную работу.
Целью данной выпускной квалификационной работы является - совершенствование процессов оказания медицинских услуг в рамках бережливого производства на примере ГБУЗ КО «КОККД им. акад. Л.С. Барбараша». Для достижения данной цели были выполнены следующие задачи:
1) Проанализирована организационная структура учреждения. Было выяснено что она имеет линейно-функциональный тип и является оптимальной и пригодной к работе, так как в ней отсутствует перегрузка управленцев, большое число уровней управления», а также дублирование функций на разных уровнях управления.
2) Проанализирована карта процессов Кузбасского кардиоцентра, в которой были выявлены замечания. Был разработан проект карты процессов, включающий все рекомендации по ее улучшению.
3) Проанализирована политика в области качества на соответствие требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2015 «Системы менеджмента качества. Требования». В ходе анализа было выяснено, что в политике в области качества отсутствуют несоответствия требованиям стандарта. Также был разработан проект целей в области качества на 2020 год, полностью отвечающий требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2015 «Системы менеджмента качества. Требования» и направлению учреждения.
4) Проведена оптимизация процессов «Прием пациента в стационар» и «Выписка пациента из стационара» с помощью методов бережливого производства. Был проведен хронометраж исследуемых процессов с целью
определения времени протекания этапов процесса, выявления встречающихся на них потерь и разработки пирамид проблем. Был выполнен поиск решения проблем, возникших в данных процессах, с помощью механизма «5 почему?», а также разработка проекта информационного стенда SQDCM, включающего 5 блоков: качество услуги; исполнение в срок; затраты; безопасность,
корпоративная культура.
5) Проведена оценка результативности оптимизации исследуемых процессов с помощью картирования. Было выяснено, что после проведенной оптимизации процесс «Прием пациента в стационар» был ускорен на 47%, а процесс «Выписка пациента из стационара» на 14 %. Также было предложено идеальное состояние процессов, которое позволит ускорить их на 63% и 17%.
Итогом выпускной квалификационной работы стала разработка документированных процедур «Прием пациента в стационар» и «Выписка пациента из стационара», которые включили в себя все предложения по оптимизации и разработанные для этого записи.
Целью данной выпускной квалификационной работы является - совершенствование процессов оказания медицинских услуг в рамках бережливого производства на примере ГБУЗ КО «КОККД им. акад. Л.С. Барбараша». Для достижения данной цели были выполнены следующие задачи:
1) Проанализирована организационная структура учреждения. Было выяснено что она имеет линейно-функциональный тип и является оптимальной и пригодной к работе, так как в ней отсутствует перегрузка управленцев, большое число уровней управления», а также дублирование функций на разных уровнях управления.
2) Проанализирована карта процессов Кузбасского кардиоцентра, в которой были выявлены замечания. Был разработан проект карты процессов, включающий все рекомендации по ее улучшению.
3) Проанализирована политика в области качества на соответствие требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2015 «Системы менеджмента качества. Требования». В ходе анализа было выяснено, что в политике в области качества отсутствуют несоответствия требованиям стандарта. Также был разработан проект целей в области качества на 2020 год, полностью отвечающий требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2015 «Системы менеджмента качества. Требования» и направлению учреждения.
4) Проведена оптимизация процессов «Прием пациента в стационар» и «Выписка пациента из стационара» с помощью методов бережливого производства. Был проведен хронометраж исследуемых процессов с целью
определения времени протекания этапов процесса, выявления встречающихся на них потерь и разработки пирамид проблем. Был выполнен поиск решения проблем, возникших в данных процессах, с помощью механизма «5 почему?», а также разработка проекта информационного стенда SQDCM, включающего 5 блоков: качество услуги; исполнение в срок; затраты; безопасность,
корпоративная культура.
5) Проведена оценка результативности оптимизации исследуемых процессов с помощью картирования. Было выяснено, что после проведенной оптимизации процесс «Прием пациента в стационар» был ускорен на 47%, а процесс «Выписка пациента из стационара» на 14 %. Также было предложено идеальное состояние процессов, которое позволит ускорить их на 63% и 17%.
Итогом выпускной квалификационной работы стала разработка документированных процедур «Прием пациента в стационар» и «Выписка пациента из стационара», которые включили в себя все предложения по оптимизации и разработанные для этого записи.



