Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРЕДЛОЖНО-ПАДЕЖНЫХ КОНСТРУКЦИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Работа №73652

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы99
Год сдачи2017
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
308
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРЕДЛОЖНО-ПАДЕЖНЫХ КОНСТРУКЦИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 7
1.1 Предложно-падежная конструкция как языковая единица 7
1.2 Формирование предложно-падежных конструкций в речи детей с
нормативным речевым развитием 12
1.3 Особенности предложно-падежных конструкций у дошкольников с
общим недоразвитием речи 20
1.4 Современное состояние методики формирования предложно-падежных конструкций у дошкольников с общим недоразвитием речи 25
ГЛАВА 2. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДЛОЖНО-ПАДЕЖНЫХ КОНСТРУКЦИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 34
2.1 Организация изучения предложно-падежных конструкций у
дошкольников с общим недоразвитием речи 34
2.2 Анализ результатов изучения предложно-падежных конструкций у
дошкольников с общим недоразвитием речи 41
2.3 Методические рекомендации по формированию навыков использования предложно-падежных конструкций у дошкольников с общим
недоразвитием речи 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ

Наиболее употребляемыми грамматическими средствами, выражающими в современном русском языке оптико-пространственные отношения, являются сочетания предлогов с падежными формами. Употребление предлогов представляет значительные трудности для старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
При общем недоразвитии речи существует сильная корреляция между пониманием и владением пространственными предлогами и сформированностью оптико-пространственного гнозиса и праксиса. Неоткорректированое данное нарушение в дошкольном возрасте может стать следствием дислексии и дисграфии, ибо важнейший фактор этих нарушений заключается в трудности нахождения исходной точки в пространстве и времени, а также в анализе и воспроизведении точной пространственной и временной последовательности.
Для детей с общим недоразвитием речи характерны низкий уровень развития основных свойств памяти и внимания, низкая активность припоминания, что создает дополнительные затруднения в усвоении речевых норм родного языка. У большинства детей с речевой патологией также отмечается недоразвитие или несформированность пространственных представлений, поэтому правильное употребление предложно-падежных конструкций представляет значительные трудности для старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Особенностью предлогов является то, что в русском языке в выражении определенного грамматического значения участвует не только предлог, но и форма падежа. Кроме того, специфика функционирования предлогов заключается в том, что нельзя говорить отдельно о значении предлога вне связи с морфологическими свойствами и лексическим значением опорного и / или зависимого слова в пределах модели подчинительного словосочетания. Поэтому правильнее говорить не о значениях предлога, а о значениях (или даже типах
употребления) предложно-падежных конструкций как морфолого¬синтаксического единства.
Формирование грамматической стороны речи, в том числе предложно- падежных форм, является одним из условий развития речи и, следовательно, успешной интеграции выпускников логопедических групп дошкольных учреждений в общеобразовательные школы.
В работах Н.С. Жуковой, В.А Ковшикова, И.К. Колповской, Р.Е. Левиной, С.Н. Шаховской и др. среди морфологических аграмматизмов при общем недоразвитии речи выделяется неправильное употребление предложно-падежных конструкций. В работах Н.С. Жуковой, Л.Ф. Спировой, Т.Б. Филичевой, С.Н. Шаховской выделены нарушения морфологической системы языка у детей с ОНР, обусловленные неправильным употреблением окончаний имен существительных, предложно-падежных конструкций.
Анализ литературы показал, что несмотря на то, что представленная проблема достаточно изучена, она продолжает быть актуальной для изучения, так как существует необходимость совершенствования традиционных приемов и методов для обследования сформированности и формирования навыка использования предложно-падежных конструкций в речи дошкольников с общим недоразвитием речи.
Проблема исследования - совершенствование логопедической работы по формированию навыка использования предложно-падежных конструкций в речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Целью данного исследования является разработка методических рекомендаций для формирования навыков использования предложно-падежных конструкций в речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Объект исследования: предложно-падежные конструкции как
структурный компонент грамматического строя языка детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: содержание логопедической работы по
формированию навыков использования предложно-падежных конструкций у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Для реализации поставленной цели определим задачи исследования:
1. Осуществить анализ литературных данных по проблеме нарушений предложно-падежных конструкций у дошкольников с общим недоразвитием речи;
2. Провести исследование особенностей предложно-падежных конструкций у детей дошкольного возраст


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В данной работе были рассмотрены особенности формирования предложно-падежных конструкций в речи дошкольников с ОНР.
Предлоги появляются у детей с общим недоразвитием речи в той же последовательности, что и в норме, но в более медленном темпе усвоения, в дисгармонии развития морфологической и синтаксической систем языка, семантических и формально-языковых компонентов.
В структуре нарушений грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи преобладающими являются трудности понимания и употребления предложно-падежных конструкций с пространственным значением.
Установлено, что при общем недоразвитии речи существует сильная корреляция между пониманием и владением пространственными предлогами и сформированностью оптико-пространственного гнозиса и праксиса.
Для дошкольников с недоразвитием оптико-пространственных функций характерно нарушение грамматического структурирования в различных по сложности высказываниях, нарушение программирования синтаксических конструкций.
Для успешного усвоения предложно-падежных конструкций дошкольниками с общим недоразвитием речи необходимо сформировать психические процессы, включая внимание, память, мышление, оптико¬пространственное ориентирование, далее дать понятие ориентирования в пространстве и на плоскости. Только после этого можно приступать к усвоению предложно-падежных конструкций.
Формирование навыка использования предложно-падежных конструкций у дошкольников с общим недоразвитием речи необходимо проводить поэтапно, это очень трудоемкий процесс, который должен быть правильно организован специалистами, на эту работу требуется длительное время. Важно дать понятие о предлоге, объяснить значение каждого предлога, научить их дифференцировать, сочетать с нужными флексиями и, наконец, использовать в собственной речи.
Для формирования грамматического строя речи работа над предложно-падежными конструкциями является важной составляющей.


1. Алтынбаева, Е.Г.Формирование предложно-падежных конструкций и
преодоление недоразвития психических процессов: пространственного гнозиса и праксиса у старших дошкольников с ОНР [Электронный ресурс] / Е.Г. Алтынбаева// Логопедический портал: [сайт]. Режим доступа:
http: //logoportal .ru/statya- 15319/.html.
2. Ахутина, Т.В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса [Текст] /Т.В. Ахутина.- М.:КД «Либроком», 2012. - 220 с.
3. Бессонова, Т.П. Дидактический материал по обследованию речи детей [Электронный ресурс] / Т.П.Бессонова, О.Е.Грибова //Режим доступа: https://doc24693183 437399943?hash=1d7051a082dcd512&dl=555f9b05e4ba37b880.
4. Волкова, Л.С. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. Вузов [Электронный ресурс] / под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской // Педагогическая библиотека: [сайт]. Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/2/0049.
5. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский; под ред. В.В. Давыдова. -М.: АСТ; Астрель, 2010. - 672 с.
6. Выготский, Л.С. Собрание сочинений в 6т.: Т. 2: Проблемы общей психологии [Электронный ресурс]/ Л.С. Выготский; под ред. В.В. Давыдова // ФГНУ «Научная педагогическая библиотека имени К.Д. Ушинского» [сайт], 2017 - Режим доступа: http://elib.gnpbu.ru/text/vygotsky ss-v-6tt t2 1982/go,2;fs,0/.
7. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А.Н. Гвоздев. - М.: Детство-Пресс, 2007. - 480 с.
8. Гвоздев, А.Н. Современный русский литературный язык. Часть 2. Синтаксис [Текст] / А.Н. Гвоздев - М.:КД «Либроком», 2009. - 352 с.
9. Гербова, В.В. Воспитание, образование и развитие детей 5-6 лет в детском саду [Текст]. Методическое руководство для воспитателей, работающих по программе «Радуга» / Т.Н. Доронова, В.В. Гербова, Т.И. Гризик. - М.: Просвещение, 2013. - 192 с.
10. Глухов, В.П. Основы психолингвистики [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. вузов / В.П. Глухов.- М.: ACT: Астрель, 2005. - 351 с.
11. Жинкин, Н.И. Психолингвистика [Текст] / Н.И. Жинкин. - М.:
Лабиринт, 2012. -288 с.
12. Жукова, Н.С. Логопедия: Основы теории и практики [Текст] / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б.Филичева. - М.: Эскимо, 2011. - 288 с.
13. Ковайкина, Е.В. Преодоление трудностей в овладении предложными конструкциями детьми с общим недоразвитием речи [Текст] / Е.В. Ковайкина // Логопед. - 2017. - №3. - С. 54-59.
14. Ковшиков, В.А. Методика диагностики и коррекции нарушений употребления падежных окончаний существительных [Текст] / В.А. Ковшиков. - СПб.: КАРО, 2012. -80 с.
15. Лалаева, Р.И. Формирование лексики и грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. - М.: Союз, 2011. - 224 с.
16. Левина, Р.Е. Общая характеристика недоразвития речи у детей и его влияние на овладение письмом [Текст] / Р.Е. Левина // Логопедия. Методическое наследие [Текст]: Пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С.Волковой. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - С. 125-144.
17. Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии [Текст] / под ред. Р.Е. Левиной.- М.: АльянС, 2014. - 368 с.
18. Лекант, П.А. Категориальная семантика частей речи в русском языке [Текст] / П.А. Лекант // Очерки по грамматике русского языка. - М.: МГОУ, 2012. - 312 с.
19. Лекант, П.А. Современный русский язык. Пособие для педагогических учебных заведений [Текст] / П.А. Лекант, Е.В. Клобуков, Т.В. Маркелова, Т.С. Монина, Н.Б. Самсонов. - М.: Дрофа, 2011. - 448 с.
20. Леонтьев, А.А. Основы теории речевой деятельности [Электронный ресурс] / А.А. Леонтьев // Klex: книжный архив [сайт]. Режим доступа: http://www.klex.ru/cll.
21. Лепская, Н.И. Язык ребенка: онтогенез речевой коммуникации [Текст] / Н.И. Лепская. - М.: РГГУ, 2013. - 320 с.
22. Лурия, А.Р. Язык и сознание [Текст] / А.Р. Лурия. - М.: Книга по Требованию, 2012. - 320 с.
23. Лямина, Г.М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста [Текст] / Г.М. Лямина //Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб.пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений./ М.М. Алексеева, В.И.Яшина под редакцией С.М. Мотрохова. - М.: Академия, 1999.-368 с.
24. Мишарина, О.Г. Формирование предложно — падежных конструкций у детей с ОНР старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] / О.Г. Мишарина // Социальная сеть работников образования: [сайт]. Режим доступа: http://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2016/11/23/formirovanie-predlozhno- padezhnyh-konstruktsiy-u-detey-starshego.
25. Моисеева, В.А. Работа по формированию словоизмененияу детей с общим недоразвитием речи[Электронный ресурс] / В.А. Моисеева //Социальная сеть работников образования: [сайт]. Режим доступа: http://nsportal.ru/detskiy- sad/logopediya/2017/11/04/formirovanie-slovoizmeneniya-u-doshkolnikov-s-onr.
26. Павлов, И.П. Избранные сочинения [Текст] / И.П. Павлов. - М.: Эскимо, 2015. -736 с.
27. Пронина, И.А.Формирование предложно-падежных конструкций у дошкольников с ОНР в игровой деятельности [Электронный ресурс] / И.А. Пронина // Социальная сеть работников образования: [сайт]. Режим доступа: http://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2016/07/22/formirovanie-predlozhno- padezhnykh-konstruktsiy-u-doshkolnikov-s.
28. Розенталь, Д.Э. Современный русский язык [Текст] / Д.Э. Розенталь, И.Б. Голуб, М.А. Теленкова. - М.: Айрис-Пресс, 2016. - 448 с.
29. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Издательство «Питер», 2015. - 718 с.
30. Рудакова, Н.П. Особенности усвоения предложно-падежных конструкций детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] / Н.П. Рудакова // Логопед. 2015. №3. - С.5.
31. Рудакова, Н.П. Формирование предлогов в речевой практике детей с общим недоразвитием речи [Текст] / Н.П. Рудакова// Логопед.2014. №5. - С.12-19.
32. Рудакова, Н.П. Формирование предложно-падежных конструкций в системе коррекционно-логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст]: дис. канд. пед. наук / Н.П. Рудакова. - М., 2005. - 188 с.
33. Сальникова, А.В. Приемы работы над употреблением предложно¬
падежных конструкций дошкольниками с ОНР [Электронный ресурс] / А.В. Сальникова // Воспитателям.ру: [сайт]. Режим доступа:
http://vospitateljam.ru/priemy-raboty-nad-upotrebleniem-predlozhno-padezhnyx- konstrukcij -doshkolnikami-s-onr/.
34. Спирова, Л.Ф. Недостатки произношения, сопровождающиеся нарушениями письма [Текст] / Л.Ф. Спирова // Хрестоматия по логопедии. - М.: ВЛАДОС, 2011 - 221 с.
35. Сохин, Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] / Ф.А. Сохин // Педагогическая библиотека [сайт]. Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/1/0265/1 0265-1.shtml.
36. Стародубова, Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников [Текст] / Н.А. Стародубова. - М.: Академия, 2009. - 256 с.
37. Ушинский, К.Д. Родное слово [Текст] : книга для детей и родителей / К.Д. Ушинский. - М.: Лествица, 2013. - 495 с.
38. Филичева, Т.Б. Четвертый уровень недоразвития речи [Текст] / Т.Б. Филичева // Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов / под ред. Л.С. Волковой. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 480 с.
39. Фрумкина, Р.М. Психолингвистика [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб / Р.М. Фрумкина. - М.: Академия,2014. - 336с.
40. Цейтлин, С.Н. Очерки по словообразованию и формообразованию в детской речи [Текст] / С.Н. Цейтлин. - М.: Языки славянской культуры, 2009. - 592 с.
41. Щерба, Л. B. Языковая система и речевая деятельность [Текст] / Л.В. Щерба. — М.: ЛКИ, 2008.- 432 с.
42. Эльконин, Д.Б. Детская психология [Текст] / Д.Б. Эльконин. - М.: Академия, 2007. - 224с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ