Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ С ПОМОЩЬЮ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Работа №42939

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы59
Год сдачи2018
Стоимость6300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1410
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретический формирования связной речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня с помощью информационно - коммуникативных технологий 7
1.1. Особенности речевого развития детей дошкольного возраста с ОНР III уровня 7
1.2. Формирование связной речи в онтогенезе детей с ОНР III уровня 11
1.3. Этапы и направления логопедической работы по развитию связной
речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня с использованием ИКТ 16
Выводы по главе I 24
Глава II. Экспериментальное изучение особенностей связной речи у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями 25
2.1. Организация и методика эксперимента 25
2.2. Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента 27
Глава III. Логопедическая работа по формированию связной речи у дошкольников с ОНР с помощью информационно-коммуникативных технологий на формирующем этапе эксперимента 38
3.1. Задачи и основные направления логопедической работы 38
3.2. Динамика развития связной речи на основе компьютерной программы
в ходе логопедической работы 40
Выводы по главе III 50
Заключение 52
Список литературы


Актуальность данной темы исследования обусловливается тем, что навык составления связных высказываний и текстов оказывается наиболее несформированным у детей с ОНР. Развитие речи детей является важным условием успешного обучения. Связная речь способствует коммуникативной и социальной активности.
Связная речь предполагает овладение богатейшим словарным запасом языка и усвоение языковых законов и норм, т.е. овладение грамматическим строем, а также практическое их применение, практическое умение пользоваться усвоенным языковым материалом, умение полно, связно, последовательно и понятно передать окружающим содержание готового текста или самостоятельно составить его связно.
Значительные трудности в овладении навыками связной контекстной речи у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) обусловлены недоразвитием основных компонентов языковой системы: фонетико - фонематического, лексического, грамматического, недостаточной сформированностью как произносительной (звуковой), так и семантической (смысловой) сторон речи. Наличие у детей вторичных отклонений в развитии ведущих психических процессов (восприятия, внимания, памяти, воображения и др.) создает дополнительные затруднения в овладении связной речью (Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, В.П. Глухов).
Изучением особенностей формирования связной речи и разработкой методик обучения занимались такие ученые как В.К. Воробьева, В.П. Глухов, Т.А. Ткаченко, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева и другие. Авторы подчеркивают необходимость специального обучения связной - описательно-повествовательной речи детей с общим речевым недоразвитием, что необходимо для полного преодоления дефекта и успешного обучения. В большинство логопедических методик для детей с ОНР включаются различные приемы формирования связной речи для более успешного коррекционного воздействия.
Практика работы дошкольных образовательных учреждений свидетельствует о необходимости расширения использования в организации образовательного процесса таких современных средств, как информационно - коммуникационные технологии (ИКТ). Информационные технологии повышают интерес детей к занятиям, позволяют использовать аудио- и видеоконтенты во время логопедического занятия, что, несомненно, оказывает положительное влияние на усвоение материала.
Цель исследования: изучить процесс формирования у детей с ОНР III уровня устной связной речи посредством использования информационно - коммуникативных технологий.
Объект исследования: связная монологическая речь у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Предмет исследования: формирование связной речи у детей в условиях логопедических занятий с использованием информационно-коммуникативных технологий
Гипотеза исследования состояла в том, что информационно - коммуникативные технологии могут способствовать более успешному развитию связной речи дошкольников с ОНР при соблюдении следующих условий:
Задачи исследования:
1. Экспериментально изучить уровень развития показателей связной монологической речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
2. Разработать цикл занятий по развитию связной речи дошкольников с использованием информационно-коммуникативных технологий и реализовать её в ходе формирующего этапа эксперимента.
3. Оценить динамику развития связной речи детей экспериментальной группы в ходе использования предложенной программы.
Методологическая основа исследования: концепции о возрастных этапах, закономерностях и условиях речевого развития в онтогенезе и его значении для развития связной речи (А.Н. Гвоздев, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, Д.Б. Эльконин); учение Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития.
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ педагогической, психологической,
логопедической и методической литературы;
2. Эмпирические: педагогический (формирующий) эксперимент,
диагностика речевого развития учащихся с использованием методики В.П.Глухова.
3. Интерпретационные: качественный и количественный, в том числе с использованием статистических методов, анализ полученных результатов.
Апробация работы: Результаты собранных данных нашей исследовательской деятельности была представлена на Итоговой научно - образовательной конференции студентов К(П)ФУ 2018 года. Результаты проведенного констатирующего эксперимента отражены в статье: «Использование информационно-коммуникативных технологий для развития связной речи у дошкольников».
Практическая значимость заключается в том, что предложенная программа в логопедической работе может быть использована по формированию связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР с использованием информационно-коммуникативных технологий в логопедической практике в ДОУ и в специальных группах для детей с общим недоразвитием речи ДОУ. Создание логопедической программы будет способствовать повышению уровня развития связной речи и подготовки интеграции в общеобразовательные школы детей с ОНР.
Структура работы. Данная выпускная квалификационная работа включает в себя введение, три главы, заключение, библиографический список, приложение

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


У дошкольников с ОНР нарушено формирование всех компонентов речевой системы, что ведет за собой значительное отставание в овладении ими навыками связной речи. Именно от уровня развития связного высказывания зависит как дети с общим недоразвитием речи, будут в дальнейшем учиться в школе и как сложиться их учебная деятельность.
Связная речь у детей с ОНР самостоятельно не формируется, как и было сказано ранее. Главное правильно выстроить систематическую коррекционную работу логопеда с использованием эффективных методов и средств по формированию связной речи. Занятия с помощью информационно-коммуникативных технологий позволяют расширить словарный запас, нормализовать грамматический строй речи, повышают коммуникативную направленность речи детей.
Цель исследования была выполнена: исследован процесс развития связной речи с использованием информационно-коммуникативных технологий.
Решены поставленные задачи исследования:
Были проведены исследования по современным представлениям об общем недоразвитии речи, проанализирована научно-методическая литература, а также рассмотрен вопрос эффективности применения компьютера(презентаций) в логопедической работе по формированию связной речи у дошкольников с ОНР.
Подобраны и проведены диагностические методики по исследованию уровня сформированности связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. Исследование проведено по методике В.П. Глухова. Разработан и прописан тематический план, мультимедийная презентация при помощи советских мультфильмов направлены на коррекцию недостатков связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Проведена оценка эффективности коррекционно-развивающих логопедических занятий, направленных на развитие связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня. Данные полученные в ходе повторной диагностики показали более высокий уровень связного высказывания у дошкольников экспериментальной группы. Наблюдалось снижение ошибок в употреблении предлогов и предложно-падежных конструкций в употребление глагольных форм. Дети стали использовать распространенные и развернутые предложения. Также дети составляли полный и развернутый ответ.
Таким образом, после проведения комплекса логопедических занятий с включением мультимедийной презентации в основу легли советские мультфильмы, отмечена положительная динамика развития связной речи у дошкольников с ОНР III уровня, что говорит об эффективности использования компьютера на занятиях.



1. Бармекова Т.Д. Характеристика нарушений связного речевого высказывания у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: дис., канд. пед. наук: - М., 2000- 196 с.
2. Бородич А.М. Методика развития речи детей. Учеб.пособие для студентов пед. ин-тов по спец. "Дошкольная педагогика и психология" /А.М. Бородич. — 2-е изд. — Москва: Просвещение, 1998. — 48 с.
3. Васильева В. С. Дидактические возможности информационных технологий в процессе логопедической работы по коррекции речевых нарушений у старших дошкольников // Категория «социального» в современной педагогике и психологии: материалы 2-й научно-практич. конф. — Ульяновск, 2014. — С. 24-29.
4. Воробьева, В. К. Методика развития связной речи у детей у детей с системным недоразвитием речи. [Текст]/ В. К. Воробьева. — М., 2006г. - 35-39 с.
5. Выготский Л. С. Основы дефектологии / Л. С. Выготский. - 3-е изд., доп. - СПб.: Лань, 2003. - 351 с.
6. Гаркуша Ю. Ф. Новые информационные технологии в логопедической работе / Ю. Ф. Гаркуша, Н. А. Черлина, Е. В. Манина. // Логопед. -
2004. - №2. - С. 22-25.
7. Глухов В. П. Исследование особенностей связной речи старших дошкольников с задержкой психологического развития и общим недоразвитием речи / В. П. Глухов, М. Н. Смирнова. // Логопедия. -
2005. - №3. - С. 20.
8. Глухов В. П. Исследование особенностей связной речи старших дошкольников с задержкой психологического развития и общим недоразвитием речи / В. П. Глухов, М. Н. Смирнова. // Логопедия. - 2005. - №3. - С. 13-24.
9. Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием / В. П. Глухов. — 2-е изд., испр. и доп.
- М.: АРКТИ, 2004. - 58-79 с.
10. Глухов В.П. Методика формирования навыков связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи / В.П. Глухов. - М.: В. Секачев, 2012. - 184 с.
11. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников: Дети с общим недоразвитием речи. Пособие для логопедов / Л. Н. Ефименко. - М.: Просвещение, 1981. - 143 с.
12. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников: Дети с общим недоразвитием речи. — М.: Просвещение, 1985. - 14 с.
13. Жинкин Н.И. Коммуникативная система человека и развитие речи / Н.И Жинкин - М.: Знание, 2014. -204 с.
14. Жинкин Н.И. Механизмы речи. / Н.И Жинкин - М.: Издательство Академии педагогических наук, 1985. - 135с.
15. Жукова Н. С. Логопедия. Основы теории и практики / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. - М.: Эксмо, 2011. - 228-237 с.
16. Жукова Н. С. Логопедия. Преодоление недоразвития речи у детей / Н. С. Жукова. - М.: Педагог, 2004. - 67-70 с.
17. Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. / И.А.Зимняя - М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. — 255 с.
18. Иващенко Л. Г. Развитие речевой активности детей с использованием ИКТ [Текст] / Л. Г. Иващенко, Ю. А. Резаева, Ю. В. Тарасова // Образовательная среда сегодня: стратегии развития: материалы VII Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 16 сент. 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016.
— № 3 (7). — С. 34-36.
19. Ковригина Л. В. Использование элементов ИКТ при подготовке учителей-логопедов к логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста/ Л. В. Ковригина // Фундаментальные исследования. — 2008. — № 3 — С. 57-59.
20. Компьютерные игры / под ред. М.Б. Игнатьев. - М.: Лениздат, 2005. - 168 с.
21. Коробейникова С. В. Применение информационных компьютерных технологий в обучении детей с нарушением речи / С. В. Коробейникова. -M., 2013. - С. 179-183
22. Короткова Э. П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию: Пособие для воспитателей детского сада / Э. П. Короткова. - М.: Просвещение, 1982. - 128 с.
23. Красильникова Л.В. Развитие речевой активности детей 6-7 лет: учебно-методическое пособие/ Л.В. Красильникова.- М.: ТЦ Сфера, 2010 - 14-16 с.
24. Кутепова Е.Н. Оптимизация процесса школьного обучения с помощью программно-методических средств/ Е. Н. Кутепова. // Логопедия: методические традиции и новаторство. - М., 2003. - 11-23 с.
25. Ладыженская, Т.А. Об изучении связной речи детей, поступающих в школу [Текст]/ Т.А. Ладыженская. Характеристика связной речи детей
6- 7 лет. - М.: Педагогика, 1979. - 156с
26. Легачева Е. Н.Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования ИКТ технологий/ / Е. Н. Легачева, О. Д. Кочелакова. // Молодой ученый. — 2016. — №7. — С. 666-669
27. Логопедия: Учебник для студентов дефектологического фак. пед. высш. учеб.заведений / под ред. Л. С, Волковой, С. Н. Шаховской. — 3е изд., перераб. и доп. М.: ВЛАДОС, 2002. -325-330с.
28. Лурия А.Р. Речь и мышление. —/А.Р.Лурия -М.: Лекции по общей психологии — СПб.: Питер, 2006. —241 с
29. Лынская, М. И. Организация логопедической помощи с использованием компьютерных программ / М. И. Лынская. // Логопед в детском саду. - 2006. - №6. - С. 14-18
30. Нищева Н.В. Картотеки методических рекомендаций для родителей дошкольников с ОНР / Н.В. Нищева. - М.: Детство-Пресс, 2011. - 240 с.
31. Нищева Н.В.Картинный материал к речевой карте ребенка с общим недоразвитием речи от 4 до 7 лет / Н.В. Нищева. - М.: Детство-Пресс, 2008. - 90 с.
32.Основы логопедии: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец. "Педагогика и психология (дошк.)"/ Т.Б.Филичева, Н.А.Чевелева, Г.В.Чиркина и др. - М.: Просвещение, 1989. - 223с
33. Павлова Н. А. Информационно-коммуникационные технологии в работе с дошкольниками/ А. Н. Павлова // Педагогический поиск: творчество, мастерство, качество: материалы Всерос. научно-практ. конф. — Томск: ТОИПКРО, 2015. — т. 2. — С. 80-84.
34. Помазкова Н. А.Опыт работы по формированию связной речи у детей с ОНР в условиях логопедической группы [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 101-104.
35. Правдина, О. В. Логопедия. Учеб. пособие для дефектолог. фак. Педвузов / О. В. Правдина. - М.: Просвещение, 1999. - 310 с.
36. Салагина Н. Н. Специфика диалогической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи // Молодой ученый. — 2016. — №1. — С. 750753.
37. Светлова И.Е. Домашний логопед. Эффективная программа самостоятельных занятий родителей с ребенком по звукопроизношению / И.Е. Светлова. - М.: Эксмо, 2003. - 256 с.
38. Сергеева, О. А. Формирование связной речи у детей с ОНР / О. А. Сергеева, Г. К. Сергеева. // Вопросы дошкольной педагогики. - 2015. - №3. - С. 86-88
39. Специальная педагогика: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Н. М. Назарова, Л. И. Аксенова, Т. Г. Богданова и др./ под ред. Н. М. Назаровой. — 11-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 153-167 с.
40. Ткаченко Т. А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет. Пособие для воспитателей, логопедов и родителей. — М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2003. — 109-112 с.
41. Ткаченко Т. А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет. — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002. - 112-126 с.
42. Ушакова О. С. Развитие словесного творчества детей 6-7 лет / О. С. Ушакова -Дошкольное воспитание. — 2009. — № 5. — 50с
43. Федоренко Л.Л. Принцип развития чувства языка в обучении практическими методами // РЯШ. — 2014. — № 3. — С. 47-52.
44. Филичева Т.Б. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно-методические рекомендации / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова, Г.В. Чиркина. - М.: Дрофа, 2009. - 192 с.
45.Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте // Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. /Д.Б.Эльконин — М.: Педагогика, 1989.114 с
46.Якубинский Л. Л. О диалогической речи // Русская речь / Под ред. Л.В. Щербы // Издание фонетического института практического изучения языков. - Т. 1. Пг. - 2014. - С. 96-195


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ