Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ МОРФОЛОГИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

Работа №65639

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

дефектология

Объем работы50
Год сдачи2016
Стоимость3850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
566
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЮ МОРФОЛОГИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ
НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР 7
1.1. Особенности формирования морфологической стороны речи у
детей дошкольного возраста 7
1.2. Развитие морфологической стороны речи дошкольников с
общим недоразвитием речи 11
1.3. Возможности использования дидактических игр при
формировании морфологической стороны речи дошкольников с общим недоразвитием речи 17
ГЛАВА 2. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ МОРФОЛОГИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ
НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР 27
2.1. Состояние морфологической стороны речи у дошкольников с
общим недоразвитием речи 27
2.2. Методические рекомендации по формированию
морфологической стороны речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами дидактических игр 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 47



Формирование речи у детей дошкольного возраста - одна из серьёзнейших задач воспитания. Речь - одна из основных форм развития мышления, познания, психических свойств личности, а также его всестороннего развития.
Освоение ребенком морфологии имеет большое значение, так как только морфологически и синтаксически оформленная речь может быть понятна собеседнику и может служить для него средством общения со взрослыми и сверстниками.
Усвоение морфологических норм языка способствует тому, что речь ребенка начинает, наряду с функцией общения, выполнять функцию сообщения через правильно сочетаемые слова в предложении, когда он овладевает монологической формой связной речи.
Овладение правильной речью оказывает влияние на мышление ребенка. Он начинает мыслить более логично, последовательно обобщать, отвлекаться от конкретного, правильно излагать свои мысли.
Овладение морфологией оказывает огромное влияние на общее развитие ребенка, обеспечивая ему переход к изучению языка в школе. Осваивая правильную речь, дети познают категории и законы морфологии в практике живой речи.
Овладение правильной речью оказывает на ребёнка огромное влияние. Он начинает мыслить более логично, последовательно обобщать, отвлекаться от конкретного, правильно излагать свои мысли. Осваивая правильную речь, дети познают законы морфологии в практике живой речи и в играх.
Исследования отечественных и зарубежных психологов, лингвистов и психолингвистов доказали, что овладение грамматическим строем языка характеризуется формированием языковой системы, основанной на генерализации, анализе и обобщении явлений языка и речи (Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, Ф.А. Сохин (34), Д. Слобин, А.М. Шахнарович и др.).
Основополагающее значение для понимания особенностей освоения морфологической стороны речи дошкольниками имеют работы А.Н. Гвоздева, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина, А.В. Захаровой и др.
А.Н. Гвоздевым был очерчен круг явлений, представляющих трудность для усвоения детьми: спряжение глаголов (чередования в основах и изменение места ударения в словоформах), ряд падежных форм, множественное число и родовая принадлежность существительных, предложное управление и др. На преодоление этих трудностей и были обращены поиски педагогов-исследователей и практиков, занимающихся разработкой вопросов развития речи детей дошкольного возраста (О.И. Соловьевой, Л.А. Пеньевской, Л.Р. Марковой, М.М. Кониной, А.М. Бородич (8), В.В. Гербовой и др.).
В настоящее время существует ряд авторских систем коррекционного воздействия на детей с ОНР (Т.А. Ткаченко, Н.М. Капкова, Н.В. Серебрякова, Т.Б. Филичева и Г В. Чиркина, Т.В. Туманова, В.В. Коноваленко и С.В. Коноваленко, Н.С. Жукова, С.Н. Шаховская, Л.Н. Ефименкова, К.Д. Худенко и др.). Каждая из них по своему подходит к решению проблемы коррекции обучения и воспитания детей с ОНР, но цели и задачи у всех едины.
Таким образом, анализ литературы показал, что в настоящее время морфологическая сторона речи детей дошкольного возраста активно изучается, исследователи определяют пути коррекционной работы, разрабатывают новые учебно-методические пособия.
Особо важное место в коррекционно-педагогической работе по формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи отводится игре, так как игра является ведущей деятельностью дошкольников. В игре дети примеряют на себя совсем иные роли и им легче преодолеть те недостатки, с которыми дошкольники не могут справиться в реальности. Игры предоставляют возможность развивать у дошкольников произвольность таких процессов, как внимание и память.
Игровые задания положительно влияют на развитие смекалки, находчивости, сообразительности, интереса. Почти все игры требуют не только интелектуальных, но и волевых усилий: организованности, выдержки, умения соблюдать правила игры.
Исходя из сказанного, можно утверждать, что проблема нашего исследования является актуальной.
Проблема исследования: совершенствование системы
логопедической работы по формированию морфологической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Цель исследования: определить направления и содержание логопедической работы по формированию морфологической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами дидактических игр.
Объект исследования: процесс развития морфологической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: направления и содержание логопедической работы по формированию морфологической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами дидактических игр.
Гипотеза исследования: одним из эффективных средств
логопедической работы по формированию морфологической стороны речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи являются дидактические игры, которые:
- подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей;
- используются на разных этапах работы в оптимальном количестве.
Согласно поставленной цели, объекту и предмету исследования, мы определили задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы формирования морфологической стороны речи у детей дошкольного возраста, в том числе и с общим недоразвитием речи
2. Провести экспериментальное исследование особенностей развития морфологической стороны речи и путей ее формирования у дошкольников с общим недоразвитием речи.
3. Определить направления и содержание работы по формированию морфологической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами дидактических игр.
В соответствии с задачами исследования нами были использованы следующие методы:
- теоретический (анализ литературных источников по теме исследования, изучение медико-педагогической документации);
- эмпирический (психолого-педагогический констатирующий
эксперимент);
- аналитический (качественный и количественный анализ,
обобщение полученных результатов).
Теоретико-методологическая основа исследования:
- современные представления о структуре и проявлениях общего недоразвития речи (Н.С. Жукова, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, С.Н. Шаховская, A.B. Ястребова и др.);
- современные представления о возрастных этапах, закономерностях и условиях развития словообразования и словоизменения и их значении для развития устной речи (Н.И. Жинкин, A.B. Запорожец, Е.С. Кубрякова, А.А. Леонтьев, Ф.А. Сохин, А.Г. Тамбовцева, Т.Н. Ушакова, A.M. Шахнарович, С.Н. Цейтлин, Д.Б. Эльконин и др );
- исследования в области использования дидактических игр в коррекционно-педагогической работе (В.Н. Аванесова, Ф.Н. Блехер, Е.Ф. Иваницкая, Е.И. Радина, А.И. Сорокина, Е.И. Удальцова и др.).
База исследования: МДОУ «Детский сад № 19 п. Разумное
Белгородского района Белгородской области».
Структура исследования: работа состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка использованной литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проблема формирования морфологической стороны речи у детей с общим недоразвитием речи является одной из наиболее значимых в современной логопедии. Несмотря на то, что развитию морфологической стороны речи как в норме, так и при общем недоразвитии речи посвящено много работ отечественных и зарубежных авторов, она остается актуальной и по настоящее время. В связи с этим целью нашего исследования было определение содержания логопедической работы по формированию морфологической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами дидактических игр.
На начальном этапе нами был проведен теоретический анализ проблемы развития морфологической стороны речи в онтогенезе. Изучение работ А.Н. Гвоздева, Т.Н. Ушаковой, А.Г. Арушановой, А.В. Запорожца позволил нам сделать вывод о том, что ребенок при нормальном речевом развитии к моменту начала обучения в школе свободно владеет навыками словообразования и словоизменения, пользуются развернутой фразовой речью, использует в речи различные по сложности грамматические конструкции.
Затем мы проанализировали исследования, посвященные особенностям формирования навыков словообразования и словоизменения у детей старшего дошкольного возраста общим недоразвитием речи. С этой целью были рассмотрены труды таких авторов, как М.В. Богданов-Березовский, В.К. Орфинская, Б.М. Гринишпун, Т.Б Филичева и др. Теоретический анализ показал, что у детей с общим недоразвитием речи наблюдаются нарушения формирования грамматических операций, что приводит к большому числу морфологических общих и специфических аграмматизмов в их речи. Также особенностью данной категории детей является наличие морфемных парафазий и нарушения формирования синтаксической структуры предложения.
Следующим этапом было проектирование системы работы по формированию морфологической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Изучив состояние морфологической стороны речи дошкольников с общим недоразвитием речи, мы выявили, что у данной категории детей отмечаются значительные нарушения в формировании навыков словообразования и словоизменения. В ходе исследования установлено, что наибольшие трудности у всех детей с общим недоразвитием речи вызывает употребление предложно-падежных конструкций, преобразование имён существительных, образование имён существительных, согласование прилагательных с существительными, образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, образование прилагательных от существительных, образование глаголов.
Для преодоления выявленных проблем были разработаны методические рекомендации по формированию морфологической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Ключевая роль отведена дидактической игре как средству формирования навыков словообразования и словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи.


1. Акименко, В.М. Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями (Текст) : учеб.-метод. пособие / В.М. Акименко. - Изд. 3-е, стер. - Ростов н/Д : Феникс, 2014. - 77 (1) с.
2. Александрова, Т.В. Практические задания по формированию грамматического строя у дошкольников (Текст) : Пособие для логопедов и воспитателей / Т.В. Александрова. - СПб : Детство-пресс, 2007.- 48 с.
3. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников (Текст) : Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений / М.М. Алексеева, Б.И. Яшина. - Изд. 3-е, стер. - Москва: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
4. Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада / А.Г. Арушанова. - М.: Мозаика-Синтез, 1999. - 272 с.
5. Арушанова, А.Г. Формирование грамматического строя речи (Текст) / А.Г. Арушанова. - Москва, 2005. - 296 с.
6. Барулина, Н.В. Стихи - как средство усвоения предложно-падежных конструкций у дошкольников 5-8 лет (Текст) / Н.В. Барулина // Логопед. - 2011.- № 7. - С.32
7. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду / А.К. Бондаренко. - Москва: Просвещение, 1991. - 160 с.
8. Бородич, А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста / А.М. Бородич. - М., 1984.
9. Вершина, О.М. Особенности словообразования у детей с общим недоразвитием речи 3 уровня (Текст) / О.М. Вершина // Логопед. - 2004.- №1.- С. 34- 40.
10. Виноградова, О.С. Формирование грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи (Текст) / О.С. Виноградова // Научный поиск. - Шуя, 2014. - № 2.1.- С. 31.
11. Волкова, Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушением речи. Вопросы дифференциальной диагностики (Текст) / Г.А. Волкова. - СПб : Детство, 2004. - 130 с.
12. Волосовец, Т.В. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / под ред. Т.В. Волосовец. - М.: В.Секачев, 2007. - 224 с.
13. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи (Текст) / А.Н. Гвоздев. - СПб : Детство-Пресс, 2007. - 470 (1) с.
14. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников. (Дети с общим недоразвитием речи) / Л.Н. Ефименкова. - М., 1985. - С. 85.
15. Жукова, Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Основы теории и практики / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева.- М., 2011. - 288с.
16. Жукова, Н.С. Преодоление ОНР у дошкольников (Текст) / Н. С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - Москва: Владос, 1990. - 228 с.
17. Зернова, Л.П. Логопедическая работа с дошкольниками / Л.П. Зернова, И.А. Зимина, Г.Р. Шашкина. - М.: Академия, 2003. - 240 с.
18. Исаева, Т.И. Особенности формирования словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня на логопедических занятиях / Т.И. Исаева // Школьный логопед. - 2006. - №4. - С. 17-30.
19. Карпова, С.И., Мамаева В.В. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 5-6 лет / С.И. Карпова, В.В. Мамаева. - СПб.: Речь, 2010. - 144с.
20. Каше, Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи (Текст) / Г.А. Каше.- Москва, 1971. - 78 с.
21. Курмаева, Э.Ф. Коррекционно-логопедическая работа с детьми 5-7 лет / Э.Ф Курмаева. - Волгоград; Учитель, 2012.
22. Лалаева, Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) (Текст) / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. - СПб : СОЮЗ, 1999. — 160 с.
23. Леонтьев, А.Н. К теории развития психики ребенка // Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов / Под ред. Д.И. Фельдштейна: издание 2-е, дополненное. - Москва: Институт практической психологии, 1996. - 304 с.
24. Логопедия (Текст) Учебник / Под ред. Л.С. Волковой. - Москва, 2010. Логопедия : Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - Екатеринбург : Литур, 2003. - 316 с.
25. Лопатина, А.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста / А.В. Лопатина. - СПб: Союз,2005. - 192 с.
26. Львов, М.Р. Учись различать слова и их значения / М.Р. Львов. - М.: Дрофа, 2003.
27. Нечаева, Н.Е. Формирование словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи / Н.Е. Нечаева // Логопед. - 2008. - № 4. - С. 42-53.
28. Нищева, Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР / Н.В. Нищева. - СПб.: Детство пресс, 2003. - 332с.
29. Сазонова, С.Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи / С.Н. Сазонова. - М.: Академия, 2005. - 144с.
30. Самсонова, С.Н. Развитие лексико - грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста посредством речевых игр (Текст) / С.Н. Самсонова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - Москва, 2014. - № 7-2.- С. 116-119.
31. Слобин, Д.И. Когнитивные предпосылки развития грамматики (Текст) / Д. И. Слобин // Психолингвистика. - Москва, 1984. - С. 194.
32. Смирнова, И.А. Логопедический альбом для обследования лексико-грамматического строя и связной речи: наглядно-методическое пособие (Текст) / И.А. Смирнова. - СПб : - Детство-пресс, 2012. - 52 с., ил.
33. Соботович, Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции : (дети с нарушением интеллекта и мотор. алалией) (Текст) / Е.Ф. Соботович. - Москва: Классик стиль, 2003. - 160 с. : ил.
34. Сохин, Ф.А. Некоторые вопросы овладения ребёнком грамматическим строем в свете физиологического учения И.П. Павлова) (Текст) / Ф.А. Сохин // Сов. Педагогика. - 1975. - №7. - С. 42-55.
35. Сохин, Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста (Текст) / Ф.А. Сохин. - Москва : 2009. - 96 с.
36. Тамбовцева, А.Г. Формирование способов словообразования у детей дошкольного возраста в детском саду / А.Г. Тамбовцева. - М., 1983. - 24 с.
37. Тенкачева, Т.Р. Особенности грамматического строя речи у различных категорий детей старшего дошкольного возраста (Текст) / Т.Р. Тенкачева // Специальное образование. - Екатеринбург, 2014.- №1. - С. 68-78.
38. Ткаченко, Т.А. Логопедическая тетрадь: Формирование и развитие связной речи (Текст) / Т.А. Ткаченко. - СПб : 2008. - 32 с.
39. Туманова, Т.В. К проблеме развития словообразовательных возможностей у школьников с нарушением речи / Т.В. Туманова // Школьный логопед. - 2006. - №1.
40. Туманова, Т.В. О методах изучения процессов словообразования у дошкольников с речевой патологией / Т.В. Туманова // Дети с проблемами в развитии. - 2005. - № 4.
41. Туманова, Т.В. Развитие словообразования у дошкольников и младших школьников с общим недоразвитием речи / Т.В. Туманова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2003. - № 6. - С. 58.
42. Ушакова, О.С. Теория и практика развития речи дошкольника / О.С. Ушакова. - М.: Сфера, 2008. - 240с.
43. Ушинский, К.Д. Об изучении грамматики в связи с общими задачами
обучения языку (Текст) / К.Д. Ушинский // Избр.пед.соч. - Москва, 1954. -
Т.2.
44. Филичева, Т.Б. Методическое руководство к дидактическому материалу по исправлению недостатков речи у детей дошкольного возраста (Текст) / Т.Б. Филичева, Г.А. Каше - Москва, 1989. - 164 с.
45. Филичева, Т.Б. Нарушения речи у детей (Текст): Пособие для воспитателей дошкольных учреждений / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина. - Москва, 1993. - 232 с.
46. Филичева, Т.Б. Коррекция нарушений речи. Программы дошкольных
образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи (Текст) / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова, А. В. Лагутина; авт.-сост. сб. Г. В. Чиркина. - 4-е изд. - Москва:
Просвещение, 2014.- 207 с.
47. Цейтлин, С.Н. Язык и ребёнок: Лингвистика детской речи (Текст) / С. Н. Цейтлин. - Москва: Гуманит. изд. центр Владос, 2000.- 238 с.
48. Шадринцева, О.В. Особенности формирования грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня (Текст) / О.В. Шадринцева // Челябинский гуманитарий. - Челябинск, 2010. - № 10. - С. 120-123.
49. Шашкина, Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками / Г.Р. Шашкина, Л.П. Зернова, И.А. Зимина. - М.: Академия, 2003. - 240 с.
50. Шашкина, Г.Р. Логоритмические занятия для детей с общим недоразвитием речи уровня (Текст) / Г.Р. Шашкина // Дефектология. - 2007. - № 6. - С. 24-25.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ