Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ НАВЫКАСОГЛАСОВАНИЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ В ПРЕДЛОЖЕНИИ У ПЕРВОКЛАССНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Работа №68117

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы61
Год сдачи2016
Стоимость4850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
282
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАВЫКОВ СОГЛАСОВАНИЯ
ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ В ПРЕДЛОЖЕНИИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
1.1. Согласование как способ подчинительной связи, образующий
словосочетание и простое предложение 6
1.2. Речевые особенности обучающихся с общим недоразвитием речи в
контексте изучения навыков согласования 16
1.3. Анализ эффективных методов в коррекционно - педагогической работе
по совершенствованию навыков согласования прилагательных в предложении у первоклассников с общим недоразвитием речи 23
ГЛАВА II ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ НАВЫКА
СОГЛАСОВАНИЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ В ПРЕДЛОЖЕНИИ У ПЕРВОКЛАССНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
2.1. Изучение согласования прилагательных в предложении у
первоклассников с общим недоразвитием речи 30
2.2. Система коррекционно-педагогической работы по совершенствованию
навыка согласования прилагательных у первоклассников с общим недоразвитием речи 37
2.3. Анализ эффективности коррекционно-педагогической работы по совершенствованию навыков согласования прилагательного у
первоклассников с общим недоразвитием речи 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 57
ПРИЛОЖЕНИЯ 62


В настоящее время, когда наблюдается повышение требований к начальному обучению, актуализируется целый ряд психолого-педагогических проблем, связанных с подготовкой детей к школе. Успехи ребенка в начальной школе определяются его готовностью к школьному обучению. Для первоклассника с речевыми расстройствами решение таких вопросов имеет особое значение, в связи с тем, что оно связано с проблемой ранней социальной адаптации данных детей.
На современном этапе исследователи отмечают стремительный рост речевой патологии в силу множества пагубных биологических причин. Достаточно распространенным речевым расстройством среди детей младшего школьного возраста является общее недоразвитие речи (ОНР).
Изучению детей с общим недоразвитием речи посвящен ряд фундаментальных и разносторонних исследований (И.Т. Власенко, Л.Н. Ефименкова, И.М. Жукова, ГА. Каше, Р.Е. Левина, Е.М. Мастюкова, Н.В. Новоторцева, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.).
Речь является сложной и специально организованная форма психической деятельности, а также принимает участие в мыслительных процессах и является регулятором поведения человека. Овладевая родным языком с помощью средств и способов общения, познания является одним из важных приобретений ребенка в младшем школьном возрасте. Именно младший школьный возраст особенно сенситивно к усвоению речи: если определенный уровень овладения родным языком, не достигнут к 6-7 годам, то этот путь, не может быть успешно пройден на поздних возрастных этапах (12).
Как указывает В.А. Беловольская, правильная речь - это важное условие всестороннего развития детей. Так, чем правильнее речь школьника, то тем легче ему высказывать собственные мысли, тем шире возможности его в познании окружающей действительности, полноценее и
4 содержательнее отношения с окружающими сверстниками и взрослыми, тем активнее производится его психическое развитие (2). В связи с этим важно заботится о формировании речи детей, о ее правильности и чистоте, при этом исправляя и предупреждая различные нарушения, являются любые отклонения от общепринятых норм языка.
У учащихся с общим недоразвитием речи отмечается недостаточная развитость речевой функциональной системы и бедность словаря, что характеризуется ограниченностью, а также неточностью предметной, лексика (прилагательных, существительных) и словаря признаков.
Ограниченность и несформированность лексики и словаря у первоклассников с ОНР, проявляются и в нарушении согласования существительных и прилагательных.
Проблема исследования - совершенствование коррекционно-педагогической работы по формированию навыка согласования прилагательных в предложении у первоклассников с общим недоразвитием речи.
Цель исследования - разработать систему коррекционно-педагогической работы по формированию навыка согласования прилагательных в предложении у первоклассников с общим недоразвитием речи.
Объект исследования - процесс формирования навыка согласования прилагательных в предложении у первоклассников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования - система коррекционно-педагогической работы по формированию навыка согласования прилагательных в предложении у первоклассников с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования - мы выдвигаем предположение о том, что формирование навыка согласования прилагательных в предложении у первоклассников с общим недоразвитием речи будет эффективно, если коррекционно-педагогическая работа будет носить направленный характер
5 и будут использованы дидактические игры и серии заданий, направленные на словоизменение.
На основе цели, гипотезы исследования были поставлены следующие задачи:
1. На основе анализа специальной литературы, обосновать проблему исследования.
2. Выявить речевые особенности обучающихся с общим недоразвитием речи в контексте изучения навыков согласования.
3. Организовать коррекционно-педагогическую работу по совершенствованию навыков согласования прилагательных в предложении у первоклассников с общим недоразвитием речи.
Теоретико-методологической основой - явились концепции общей и специальной психологии, специальной педагогики, лингвистики и психолингвистики о единстве мышления и речи, о соотношении языка и речи (В.И. Бельтюков. Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.В. Загторожец, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия, В.Я. Мыркин, А.М. Шахнарович и др.), о закономерностях речевого развития ребенка в онтогенезе (А.Н.Гвоздев, А.В. Запорожец, М.М. Кольцова, О.С. Ушакова, Н.Х. Швачкин, Д.Б. Эльконин и др.), об особенностях речевого развития детей с общим недоразвитием речи (Л.Н. Ефименкова, Н.С. Жукова, Г.А. Каше, Р.Е. Левина, Е.М. Мастюкова, Е.Ф. Соботович, Т.Б. Филичева и др.)
Методы исследования: анализ специальной литературы,
педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный), количественный и качественный анализ результатов исследования.
База исследования: МБОУ средняя общеобразовательная школа № 11 г. Белгорода, 10 учеников первого класса, в возрасте 7-8 лет с заключением ОНР.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, список использованной литературы и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В выпускной квалификационной работе были изучены особенности формирования навыка согласования прилагательного у первоклассников с ОНР и предложены методы изучения и методические рекомендации по коррекции речевых нарушений.
Формирование навыка согласования прилагательных в предложении у первоклассников с общим недоразвитием речи происходит с большими трудностями. И это проявляется в более медленном темпе усвоения, в дисгармонии развития морфологической и синтаксической систем языка, семантических и формально-языковых компонентов, в искажении общей картины речевого развития.
Актуальность данного исследования обосновывалась нарушениями согласования прилагательных в предложении у детей с ОНР и необходимостью его коррекции для успешного перехода в среднее звено школы.
В результате проведенного нами экспериментального изучения особенностей согласования прилагательных у детей с общим недоразвитием речи можно выделить следующие особенности оформления речи:
-употребление падежных, числовых и родовых окончаний существительных, прилагательных;
- употребление предлогов в речи;
-образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
-образование относительных, притяжательных и качественных
прилагательных от существительных;
- составление предложений на основе опорных слов;
-воспроизведение синтаксических конструкций различной степени сложности (при использовании прилагательных и существительных).
Нарушение формирования навыка согласования приводит к большому числу морфологических аграмматизмов в речи детей, так как трудности заключаются в выделении морфемы, соотнесения ее значения со звуковым образом. Дизонтогенез речи проявляется в длительном сосуществовании существительных и прилагательных грамматически правильно и неправильно оформленных. Беспорядочное сочетание грамматических и лексических средств языка характеризует нарушенный ход речевого развития первоклассника.
На основе данного исследования, можно сделать следующий вывод. Группа детей, которая проходила наше исследование, имеет специфические нарушения согласования, требующие коррекционной работы логопеда. Таким образом логопеду необходимо сформировать грамматические представления: упражнения направленные на
словоизменение (число, род, падеж); упражнения направленные на словообразование (уменьшительно-ласкательные суффиксы,
относительные и притяжательные прилагательные); упражнения направленные на употребление предлогов; упражнения направленные на конструирование предложений (по картинкам и по опорным словам).
Так, в ходе проведенного исследования у всех первоклассников с общим недоразвитием речи выявлена положительная динамика развития навыка согласования прилагательных. Положительные результаты достигнуты по всем 4 параметрам исследования, что говорит о правильно- выбранной коррекционной программы, а также системы упражнений.
При реализации программы коррекционного обучения с учетом уровня речевого формирования первоклассников, составленной в соответствии с принципами системности, наглядности, комплексности, будет появляться положительная динамика в процессе речевого развития детей с общим недоразвитием речи.



1. Антонова, И.А. К вопросу о синтаксической парадигме. Парадигма предложений со значением эмоционального состояния / И.А. Антонова// Язык, сознание, коммуникация: Сб. статей /Отв. ред. В.В. Красных, А.И. Изотов. - М.: МАКС Пресс, 2001. - С. 78-88.
2. Беловольская, В.А. Синтаксис словосочетания и простого предложения: Учебное пособие/ В.А. Беловольская. - Таганрог, 2001. - 55 с.
3. Белошапкова, В.А. Современный русский язык/ В.А. Белошапкова. - М.: Айрис, 2009. - 792 с.
4. Бессонова, Т.П. Дидактический материал по обследованию речи детей. Словарный запас и грамматический строй речи/ Т.П. Бессонова, О.Е. Грибова. - М.: Аркти, 2007. - 64 с.
5. Бессонова, Т.П. Уроки русского языка в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи / Алмазова А.А., Селивёрствов В.И. - М.: Владос, 2010. - С. 27-35.
6. Борякова, Н.Ю. Изучение и коррекция лексико-грамматического строя речи у детей с недостатками познавательного и речевого развития/ Н.Ю. Борякова, Г.А. Матросова. - М.: Аттика, 2010. - 52 с.
7. Валгина, Н.С. Современный русский язык / Под ред. Н.С. Валгиной: Учебник для вузов. - М.: Логос, 2001. - 527 с.
8. Виноградов, В.В. Русский язык/ В.В. Русский язык. - М.: Русский язык, 2001. - 718 с.
9. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи/ А.Н. Гвоздев. - М.: Лабиринт, 2007. - 352с.
10. Гвоздев, А.Н. Современный русский литературный язык: часть II Синтаксис/ А.Н. Гвоздев. - М.: Агар, 2000. - 349 с.
11. Головин, Б.Н. Основы культуры речи/ Б.Н. Головин. - М.:
Высшая школа, 2008. - 320 с.
12. Грибова, О.Е. Дидактический материал по обследованию речи детей. Словарный запас: Методические рекомендации/ О.Е. Грибова. - М.: АРКТИ, 2001. - 8 с.
13. Грибова, О.Е. Технология организации логопедического обследования: Методическое пособие/ О.Е. Грибова. - М.: Айрис - пресс, 2005. - 96 с.
14. Жукова, Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников/ Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - М.: КнигоМир, 2011. - 320 с.
15. Жукова, Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей: Учебно¬методическое пособие/ Н.С. Жукова. - М.: Соц.-полит. журн., 2004. - 96 с.
16. Заимцян, Д.Р. Формирование глубинных и поверхностных синтаксических структур языка у детей младшего школьного возраста с недоразвитием речи: Автореферат дис. канд. пед. наук/ Д.Р. Заимцян. - М., 2013. - 23 с.
17. Золотова, Г.А. Коммуникативная грамматика русского языка/ Г.А. Золотова, Н.К. Онтипенко, М.Ю. Сидорова. - М.: Издательство института русского языка им. В.В. Виноградова РАН, 2004. - 200 с.
18. Ильенко, С.Г. Коммуникативно-структурный синтаксис современного русского языка/ С.Г. Ильенко. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2009. - 398 с.
19. Караулов, Ю.Н. Русский язык и языковая личность/ Ю.Н. Караулова. - М.: Издательство ЛКИ, 2010. - 264с.
20. Каше, Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи/ Г.А Каше. - М.: Просвещение, 2005. - 207 с.
21. Ковтунова, И.И. Современный русский язык. Порядок слов и актуальное членение предложения/ И.И. Ковтунова. - М.: Едиториал УРСС, 2002. - 240 с.
22. Комаров, К.В. Методика обучения русскому языку в школе для детей с тяжёлыми нарушениями речи: Учебное пособие для студентов- заочников дефектологических факультетов педагогических институтов/ К.В. Комаров. - М.: Просвещение, 2002. - 77 с.
23. Кроткова, Л.А. Работа над беспредложными глагольными словосочетаниями на уроках развития речи в младших классах школы для детей с тяжёлыми нарушениями речи // Алмазова А.А., Селивёрствов В.И. Русский язык в школе для детей с тяжёлыми нарушениями речи. - М.: Владос, 2010. - С. 170-181.
24. Кроткова, Л.А. Усвоение словосочетания существительных с прилагательными на уроках развития речи в младших классах школы для детей с тяжёлыми нарушениями речи // Алмазова А.А., Селивёрствов В.И. Русский язык в школе для детей с тяжёлыми нарушениями речи. - М.: Владос, 2010. - С. 165-170.
25. Куликова, Е.В. Словосочетание в функционально -
коммуникативной лингводидактической модели языка: Автореферат дис. канд. филол. Наук/ Е.В. Куликова. - М., 2011. - 20с.
26. Лалаева, Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя)/ Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. - СПб.: Союз, 2009. - 158 с.
27. Левина, Р.Е. Нарушения речи и письма у детей: Избранные труды / Под ред. Г.В. Чиркиной, П.Б. Шошина. - М.: АРКТИ, 2005. - 224 с.
28. Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии/ Р.Е. Левина. - М.: Альянс, 2013. - 367 с.
29. Лингвистический энциклопедический словарь / Под ред. В.Н. Ярцевой. - М.: Советская энциклопедия, 2000. - 682 с.
30. Лисина, М.И. Общение и речь. Развитие речи у детей в общении со взрослыми/ М.И. Лисина. - М.: Педагогика, 2005. - 208 с.
31. Ляпидевский, С.С. Расстройства речи и методы их устранения/ С.С. Лпидевская, С.Н. Шаховская. - М.: Просвещение, 2009. - 198 с.
32. Мастюкова, Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция/ Е.М. Мастюкова. - М.: Просвещение, 2002. - 95
с.
33. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка/ С.И. Ожегов. - М.: Оникс, 2010. - 735 с.
34. Пантелеева, А.А. Особенности оперирования учебной лексикой младшими школьниками с общим недоразвитием речи/ А.А. Пантелеева// Логопедия, 2007. - №1. - С.33-35.
35. Пипченко, Н.М. Современный русский язык. Синтаксис словосочетания и простого предложения/ Н.М. Пипченко. - Мн.: БГУ, 2008. - 200 с.
36. Поваляева, М.А. Справочник логопеда/ М.А. Поваляева. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. - 184 с.
37. Рудакова, Н.П. Формирование предложно-падежных конструкций в системе коррекционно-педагогической работы с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: Автореферат дис. канд. пед. наук. М., 2005. 18 с.
38. Смирнова, И.А. Логопедический альбом для обследования лексико-грамматического строя языка и связной речи: Наглядно-методическое пособие/ И.А. Смирнова. - СПб.: Карапуз, 2006. - 52 с.
39. Современный русский язык / Под ред. П.А. Леканта. - М.: Дрофа, 2007. - 560 с.
40. Ткаченко, Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции
общего недоразвития речи у детей 5 лет/ Т.А. Ткаченко. - М.:
Издательство ГНОМ и Д, 2002. - 52 с.
41. Федеральный государственный общеобразовательный стандарт начального общего образования. - М.: Просвещение, 2012. - 41 с.
42. Филичева, Т.Б. Основы логопедии: Учебное пособие для
студентов/ Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина. - М.:
Просвещение, 2009. - 223 с.
43. Хуснутдинова Г.С. Особенности согласования прилагательных и существительных у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня // Молодой учёный. - 2014. - №1. - С.583¬584.
44. Цейтлин, С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение/ С.Н. Цейтлин. - СПб.: МиМ, 2007. - 187 с.
45. Чиркина, Г.В. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений/ Г.В. Чиркина. - М.: АРКТИ, 2003. - 237 с.
46. Чиркина, Г.В. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений V вида. Подготовительный класс. 1-4 классы/ Г.В. Чиркина, Т.А. Алтухова, Ю.Е. Вятлева, Е.Н. Российская и др. - М.: Просвещение, 2013. - 256 с.
47. Шведова, Н.Ю. Активные процессы в современном русском синтаксисе (словосочетание)/ Н.Ю. Шведова. - Ростов: Феникс, 2009. - 147 с.
48. Шулекина, Ю.А. Приёмы логопедической работы по диагностике и коррекции понимания образных средств языка у младших школьников с ОНР / Ю.А. Шулекина// Дефектология. - 2011. - № 4. - С.38-51.
49. Ястребова, А.В. Коррекция недостатков речи у учащихся общеобразовательных школ/ А.В. Ястребова. - М.: АРКТИ, 2007. - 197 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ