ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
|
Введение 4
1 Теоретические основы предпринимательского университета
1.1 Сущность и особенности предпринимательского университета
1.2 Факторы, влияющие на формирование предпринимательского
университета 19
1.3 Роль предпринимательского университета в региональном развитии
2 Государственная политика по повышению конкурентоспособности вузов в России
2.1 Государственные программы повышения конкурентоспособности сектора высшего образования в России 40
2.2 Создание и развитие сектора малых инновационных предприятий при вузах 49
2.3 Государственная программа стимулирования кооперации университетов и компаний при реализации инновационных проектов 61
3 Влияние вузов со статусом «предпринимательский университет» в кооперационном взаимодействии с компаниями на результативность инновационных проектов
3.1 Обоснование гипотез влияния вузов со статусом «предпринимательский университет» в кооперационном взаимодействии с компаниями на результативность инновационных проектов 73
3.2 Интерпретация результатов анализа влияния вузов со статусом
«предпринимательский университет» в кооперационном взаимодействии с компаниями на результативность инновационных проектов 87
Заключение 96
Список использованных источников 101
Приложения 112
1 Теоретические основы предпринимательского университета
1.1 Сущность и особенности предпринимательского университета
1.2 Факторы, влияющие на формирование предпринимательского
университета 19
1.3 Роль предпринимательского университета в региональном развитии
2 Государственная политика по повышению конкурентоспособности вузов в России
2.1 Государственные программы повышения конкурентоспособности сектора высшего образования в России 40
2.2 Создание и развитие сектора малых инновационных предприятий при вузах 49
2.3 Государственная программа стимулирования кооперации университетов и компаний при реализации инновационных проектов 61
3 Влияние вузов со статусом «предпринимательский университет» в кооперационном взаимодействии с компаниями на результативность инновационных проектов
3.1 Обоснование гипотез влияния вузов со статусом «предпринимательский университет» в кооперационном взаимодействии с компаниями на результативность инновационных проектов 73
3.2 Интерпретация результатов анализа влияния вузов со статусом
«предпринимательский университет» в кооперационном взаимодействии с компаниями на результативность инновационных проектов 87
Заключение 96
Список использованных источников 101
Приложения 112
В настоящее время большинство вузов отражают идею о предпринимательском университете, осуществляя предпринимательскую деятельность, так как перед ними встает проблема адаптации к новым условиям развития, таких как: уменьшение непосредственного государственного финансирования; возрастающая конкуренция на рынке образовательных услуг, увеличение роли технологических наук. Предпринимательская деятельность университетов мира является значимым фактором их успешного развития, а также содействует удовлетворению потребностей, как общества, так и рынка. Вузы все ближе к такому типу университета, как предпринимательский, работающий на международном уровне: для того, чтобы в полной мере использовать свой потенциал университеты стремятся к диверсификации, к повышению их международной деятельности, а также к увеличению привлекательности их образовательных услуг на внешних рынках.
В связи с возможностью решить социально -экономические проблемы с помощью именно такого типа университета, ему уделяется значительное внимание: предпринимательский университет влияет на развитие региональной экономики; способствует производству инновационных идей и продуктов для разных отраслей экономики; сохраняет высокую конкурентоспособность в современных рыночных условиях; способствует обновлению и расширению поставляемых на рынок продуктов и услуг, что в свою очередь ведет к экономическому росту, который гарантирует лучшие возможности для всех членов общества. Вот почему проблему формирования предпринимательских университетов необходимо рассматривать и изучать более тщательно. В этом и заключается актуальность исследования.
На сегодняшний день проведено достаточно много теоретических исследований о формировании и развитии предпринимательского университета, а также его влиянии на региональное развитие. Значительный вклад в формировании и развитии концепции предпринимательского университета внесли такие отечественные исследователи, как: С. В. Голубев, А. О. Грудзинский, Е. В. Долженкова, Л. В. Кобзева, Г. Н. Константинов, И. Н. Маврина, А. Г. Мокроносов, О.В. Дмитриева, Н.О. Лыскова, С. Р. Филонович, а также зарубежные исследователи: Б. Кларк, Д. Вильямс, Барсони, Г. Ицковиц, Ж. Ропке, П. Шульце, М. Гуерреро, Д. Урбано.
Согласно концепции тройной спирали, предпринимательский университет взаимодействует с бизнесом и государством, где все они являются важными элементами инновационной системы страны, ярким примером чего служит реализация Постановления Правительства № 218 по стимулированию кооперации вузов и компаний для реализации инновационных проектов. Ранее были проведены теоретические исследования о том, что данная государственная программа направлена на формирование предпринимательских университетов.
В исследованиях концепции предпринимательского университета сделано очень мало эмпирических исследований, например, отсутствуют эмпирические исследования оценки эффективности предпринимательских университетов, влияния такого типа университета на развитие региона, экономический рост и. т. п.
Учитывая все вышесказанное, мы решили провести свое исследование, в том числе эмпирическое по Постановлению Правительства № 218 с использованием авторского подхода к методике оценивания влияния принадлежности вуза к категории «предпринимательский университет» на успешное участие в кооперационных проектах с компаниями. Научная новизна магистерской диссертации заключается в следующем:
1) среди исследований о предпринимательском университете, вопрос о влиянии ПУ на участие в кооперационных проектах с компаниями до сих пор не был рассмотрен,
2) данное исследование развивает концепцию предпринимательского университета, за счет расширения главной характеристики ПУ - взаимодействие с компаниями,
3) мы предлагаем авторский подход к исследованию, который заключается в использовании трех методов: описательная статистика, U- критерий Манна-Уитни и регрессионный анализ, в котором были задействованы такие факторы, как характеристики предпринимательского университета, показатели компании и региональные характеристики, с целью проанализировать влияние ПУ на кооперацию с компаниями, что ранее для целей исследования сложившейся практики формирования и функционирования предпринимательского университета не применялось.
Таким образом, цель исследования - оценить влияние принадлежности вуза к категории «предпринимательский университет» на успешное участие в кооперационных проектах с компаниями.
Ниже перечислены задачи для достижения цели исследования:
1) изучить сущность и особенности предпринимательского университета,
2) выявить факторы, влияющие на формирование
предпринимательского университета,
3) выявить роль предпринимательского университета в региональном развитии,
4) изучить государственные программы повышения
конкурентоспособности сектора высшего образования в России,
5) посредством метода описательной статистики проанализировать
создание и развитие сектора малых инновационных предприятий при вузах,
6) посредством метода описательной статистики проанализировать
государственную политику стимулирования кооперации университетов и компаний при реализации инновационных проектов,
7) обосновать выбранные методы и данные исследования, создать эконометрическую модель влияния принадлежности вуза к категории «предпринимательский университет» на успешное участие в кооперационных проектах с компаниями,
8) посредством метода описательной статистики и регрессионного анализа посмотреть, влияет ли принадлежность вуза к категории «предпринимательский университет» в совокупности с другими факторами на успешное участие в кооперационных проектах с компаниями в рамках Постановления Правительства № 218 или нет, а также сделать выводы на основании полученных результатов.
Объектом исследование является предпринимательский университет как фактор инновационного и экономического развития, а также повышения конкурентоспособности сектора высшего образования.
Предмет исследования - кооперация предпринимательских университетов с компаниями в области инноваций.
В связи с поставленными задачами нами выдвинуты три гипотезы, сформированные в рамках нашего исследования о влиянии статуса предпринимательского университета на успешное участие в кооперационных проектах с компаниями в рамках Постановления Правительства № 218.
В данной работе использованы такие методы исследования, как описательная статистика, U-критерий Манна-Уитни и регрессионный анализ.
В итоге данного исследования получены следующие научно¬
практические результаты:
1) изучена концепция предпринимательского университета; определены сущность и особенности данного университета как фактора экономического и инновационного развития,
2) выявлены внешние (формальные и неформальные) и внутренние (ресурсы и возможности) факторы, влияющие на формирование предпринимательского университета,
3) изучена роль предпринимательского университета во взаимодействии с бизнесом и государством в рамках концепции тройной спирали, а также выявлены направления деятельности предпринимательского университета как фактора регионального развития,
4) изучена государственная политика России, направленная на повышение конкурентоспособности вуза, меры которой способствуют формированию условий вовлечения вузов в инновационную деятельность и созданию на их базе точек экономического и социального роста регионов,
5) посредством метода описательной статистики проанализировано формирование и развитие малых инновационных предприятий как инструментов активизации инновационной деятельности университета, при котором создаются, путем коммерциализации и внедрения в экономику результатов вузовской исследовательской деятельности, а также выявлены преимущества вузов от создания малых инновационных предприятий,
6) посредством метода описательной статистики проанализировано
Постановление Правительство № 218 по стимулированию кооперации
университетов и компаний при реализации инновационных проектов, а также выявлено положительное влияние вузов и компаний друг на друга в рамках их кооперации,
7) обоснованы выбранные методы и данные исследования, создана эконометрическая модель влияния принадлежности вуза к категории «предпринимательский университет» на успешное участие в кооперационных проектах с компаниями,
8) посредством метода описательной статистики и регрессионного анализа выявлено влияние принадлежности вуза к категории «предпринимательский университет», в совокупности с другими факторами, на успешное участие в кооперационных проектах с компаниями в рамках Постановления Правительства № 218, а также сделаны выводы на основании полученных результатов.
Источники исследования:
• нормативные и законодательные документы;
• публикации периодических изданий, касающиеся формирования и развития предпринимательского вуза;
• статистическая информация Федеральной службы государственной статистики;
• база данных FIRA PRO;
• база данных List-Org, где размещен каталог организаций России со всей доступной бухгалтерской отчетностью;
• официальный сайт ППРФ-218;
• научные труды отечественных и зарубежных экономистов.
В состав магистерской работы входит: введение, три главы, заключение, список использованных источников и приложения. Количество использованных источников составляет 81. Магистерская диссертация изложена на 116 страницах, включает в себя 9 таблиц, 21 рисунок и 4 приложения.
В связи с возможностью решить социально -экономические проблемы с помощью именно такого типа университета, ему уделяется значительное внимание: предпринимательский университет влияет на развитие региональной экономики; способствует производству инновационных идей и продуктов для разных отраслей экономики; сохраняет высокую конкурентоспособность в современных рыночных условиях; способствует обновлению и расширению поставляемых на рынок продуктов и услуг, что в свою очередь ведет к экономическому росту, который гарантирует лучшие возможности для всех членов общества. Вот почему проблему формирования предпринимательских университетов необходимо рассматривать и изучать более тщательно. В этом и заключается актуальность исследования.
На сегодняшний день проведено достаточно много теоретических исследований о формировании и развитии предпринимательского университета, а также его влиянии на региональное развитие. Значительный вклад в формировании и развитии концепции предпринимательского университета внесли такие отечественные исследователи, как: С. В. Голубев, А. О. Грудзинский, Е. В. Долженкова, Л. В. Кобзева, Г. Н. Константинов, И. Н. Маврина, А. Г. Мокроносов, О.В. Дмитриева, Н.О. Лыскова, С. Р. Филонович, а также зарубежные исследователи: Б. Кларк, Д. Вильямс, Барсони, Г. Ицковиц, Ж. Ропке, П. Шульце, М. Гуерреро, Д. Урбано.
Согласно концепции тройной спирали, предпринимательский университет взаимодействует с бизнесом и государством, где все они являются важными элементами инновационной системы страны, ярким примером чего служит реализация Постановления Правительства № 218 по стимулированию кооперации вузов и компаний для реализации инновационных проектов. Ранее были проведены теоретические исследования о том, что данная государственная программа направлена на формирование предпринимательских университетов.
В исследованиях концепции предпринимательского университета сделано очень мало эмпирических исследований, например, отсутствуют эмпирические исследования оценки эффективности предпринимательских университетов, влияния такого типа университета на развитие региона, экономический рост и. т. п.
Учитывая все вышесказанное, мы решили провести свое исследование, в том числе эмпирическое по Постановлению Правительства № 218 с использованием авторского подхода к методике оценивания влияния принадлежности вуза к категории «предпринимательский университет» на успешное участие в кооперационных проектах с компаниями. Научная новизна магистерской диссертации заключается в следующем:
1) среди исследований о предпринимательском университете, вопрос о влиянии ПУ на участие в кооперационных проектах с компаниями до сих пор не был рассмотрен,
2) данное исследование развивает концепцию предпринимательского университета, за счет расширения главной характеристики ПУ - взаимодействие с компаниями,
3) мы предлагаем авторский подход к исследованию, который заключается в использовании трех методов: описательная статистика, U- критерий Манна-Уитни и регрессионный анализ, в котором были задействованы такие факторы, как характеристики предпринимательского университета, показатели компании и региональные характеристики, с целью проанализировать влияние ПУ на кооперацию с компаниями, что ранее для целей исследования сложившейся практики формирования и функционирования предпринимательского университета не применялось.
Таким образом, цель исследования - оценить влияние принадлежности вуза к категории «предпринимательский университет» на успешное участие в кооперационных проектах с компаниями.
Ниже перечислены задачи для достижения цели исследования:
1) изучить сущность и особенности предпринимательского университета,
2) выявить факторы, влияющие на формирование
предпринимательского университета,
3) выявить роль предпринимательского университета в региональном развитии,
4) изучить государственные программы повышения
конкурентоспособности сектора высшего образования в России,
5) посредством метода описательной статистики проанализировать
создание и развитие сектора малых инновационных предприятий при вузах,
6) посредством метода описательной статистики проанализировать
государственную политику стимулирования кооперации университетов и компаний при реализации инновационных проектов,
7) обосновать выбранные методы и данные исследования, создать эконометрическую модель влияния принадлежности вуза к категории «предпринимательский университет» на успешное участие в кооперационных проектах с компаниями,
8) посредством метода описательной статистики и регрессионного анализа посмотреть, влияет ли принадлежность вуза к категории «предпринимательский университет» в совокупности с другими факторами на успешное участие в кооперационных проектах с компаниями в рамках Постановления Правительства № 218 или нет, а также сделать выводы на основании полученных результатов.
Объектом исследование является предпринимательский университет как фактор инновационного и экономического развития, а также повышения конкурентоспособности сектора высшего образования.
Предмет исследования - кооперация предпринимательских университетов с компаниями в области инноваций.
В связи с поставленными задачами нами выдвинуты три гипотезы, сформированные в рамках нашего исследования о влиянии статуса предпринимательского университета на успешное участие в кооперационных проектах с компаниями в рамках Постановления Правительства № 218.
В данной работе использованы такие методы исследования, как описательная статистика, U-критерий Манна-Уитни и регрессионный анализ.
В итоге данного исследования получены следующие научно¬
практические результаты:
1) изучена концепция предпринимательского университета; определены сущность и особенности данного университета как фактора экономического и инновационного развития,
2) выявлены внешние (формальные и неформальные) и внутренние (ресурсы и возможности) факторы, влияющие на формирование предпринимательского университета,
3) изучена роль предпринимательского университета во взаимодействии с бизнесом и государством в рамках концепции тройной спирали, а также выявлены направления деятельности предпринимательского университета как фактора регионального развития,
4) изучена государственная политика России, направленная на повышение конкурентоспособности вуза, меры которой способствуют формированию условий вовлечения вузов в инновационную деятельность и созданию на их базе точек экономического и социального роста регионов,
5) посредством метода описательной статистики проанализировано формирование и развитие малых инновационных предприятий как инструментов активизации инновационной деятельности университета, при котором создаются, путем коммерциализации и внедрения в экономику результатов вузовской исследовательской деятельности, а также выявлены преимущества вузов от создания малых инновационных предприятий,
6) посредством метода описательной статистики проанализировано
Постановление Правительство № 218 по стимулированию кооперации
университетов и компаний при реализации инновационных проектов, а также выявлено положительное влияние вузов и компаний друг на друга в рамках их кооперации,
7) обоснованы выбранные методы и данные исследования, создана эконометрическая модель влияния принадлежности вуза к категории «предпринимательский университет» на успешное участие в кооперационных проектах с компаниями,
8) посредством метода описательной статистики и регрессионного анализа выявлено влияние принадлежности вуза к категории «предпринимательский университет», в совокупности с другими факторами, на успешное участие в кооперационных проектах с компаниями в рамках Постановления Правительства № 218, а также сделаны выводы на основании полученных результатов.
Источники исследования:
• нормативные и законодательные документы;
• публикации периодических изданий, касающиеся формирования и развития предпринимательского вуза;
• статистическая информация Федеральной службы государственной статистики;
• база данных FIRA PRO;
• база данных List-Org, где размещен каталог организаций России со всей доступной бухгалтерской отчетностью;
• официальный сайт ППРФ-218;
• научные труды отечественных и зарубежных экономистов.
В состав магистерской работы входит: введение, три главы, заключение, список использованных источников и приложения. Количество использованных источников составляет 81. Магистерская диссертация изложена на 116 страницах, включает в себя 9 таблиц, 21 рисунок и 4 приложения.
Таким образом, был проведен анализ влияния принадлежности вузов к категории «предпринимательский университет» на успешное участие в кооперационных проектах с компаниями в рамках ППРФ-218, тем самым ответив на вопрос нашего исследования с помощью подтверждении трех гипотез:
1. Проведен анализ методом описательной статистики на основе данных по пяти последним проведенным очередям: 5, 6, 7, 8 и 9, взятых на официальном сайте Постановления Правительства № 218. Данные содержат: наименование университетов-исполнителей НИОКРТ, те которые участвовали и те которые победили в конкурсе в рамках ППРФ-218, на основании чего мы выделили вузы со статусом «предпринимательский университет»; количество проектов предпринимательских вузов и не предпринимательских.
2. С помощью программы SPSS Statistics, применяя метод U-критерия Манна-Уитни, были оценены различия между двумя независимыми выборками (победители и не победители) по уровню инновационной активности в регионе. В результате р-значение меньше, чем 5 %, тем самым было установлено, что различия значимы. Также, сравнив фактические суммы рангов и ожидаемые по выборке с победителями за 2011-2013 гг., можно сделать вывод, что фактическая сумма рангов выше ожидаемой, значит в данной выборке показатель инновационной активности выше. Следовательно, вузы проектов - победителей расположены в более инновационно-активных регионах.
3. В нашем исследовании для проверки гипотезы Н3 мы использовали пятую очередь, которая была реализована в 2014 году, поэтому были взяты данные за 2011-2013 гг., то есть данные за последние три года до осуществления данного конкурса. Основной массив данных содержит информацию о 110 заявках, поданных компаниями вместе с вузами, из которых 21 заявка была выбрана победителями конкурса.
Для проверки гипотезы Н3 сформирована регрессионная модель. Осуществлен анализ матрицы коэффициентов парной корреляции, для того чтобы проверить наличие мультиколлинеарности факторов регрессионной модели. Полученный результат анализа матрицы парной корреляции показал отсутствие в регрессионной модели мультиколлинеарности, то есть высокой взаимокорреляции выбранных переменных, что означает возможность использования всех переменных.
Проведены различные комбинации переменных, при этом были созданы разные модели, связанные с региональными переменными, но все эти переменные оказались в данных моделях не значимы, следовательно можно сделать вывод о том, что региональные характеристики не влияют на успех в участии в конкурсе. Разработаны модели только с независимыми переменными по компаниям, где по трем годам (2011-2013 гг.) наблюдается значимость только коэффициента автономии с уровнем значимости 1 %. Также были разработаны модели, где рассматривалось влияние количества МИП на победу в конкурсе. Как оказалось, никакого влияния нет, переменная не значима, вследствие чего можно сделать вывод, что количество МИП не имеет никакого значения, и что необходимо смотреть показатели эффективности деятельности МИП, так как создать МИП легко, а добиться эффективности деятельности, нет.
В результате построения моделей с переменной наличия статуса ПУ по трем рассматриваемым годам были выбраны модели. Наблюдается следующее:
1) коэффициент детерминации (R-квадрат) в модели по всем трем
годам в среднем примерно равен 0,28, это означает, что на 28% изменчивость зависимой переменной зависит от включенных в модель независимых переменных, в данном случае следующих переменных: а остальные 72% означают, что зависит от других неучтенных факторов. То, что величина коэффициента небольшая можно интерпретировать, как победит проект в конкурсе или нет, зависит от большого количества различных факторов, которых в одной модели рассматривать очень сложно. Что касается количества «корректно предсказанных» случаев, то здесь по трем годам в среднем 94 (85,13%), что говорит о качественной модели.
2) наблюдается постоянство знаков перед коэффициентами, кроме фондоотдачи и логарифма выручки, что говорит о хорошей устойчивости регрессионной модели и однозначном влиянии выбранных факторов на зависимую переменную.
3) что касается главной независимой переменной, является ли вуз предпринимательским или нет, то здесь данная переменная является статистически значимой на протяжении всех трех рассматриваемых лет, где уровень значимости 10%, что говорит о том, что гипотеза Н3 проверена и подтверждена.
1. Проведен анализ методом описательной статистики на основе данных по пяти последним проведенным очередям: 5, 6, 7, 8 и 9, взятых на официальном сайте Постановления Правительства № 218. Данные содержат: наименование университетов-исполнителей НИОКРТ, те которые участвовали и те которые победили в конкурсе в рамках ППРФ-218, на основании чего мы выделили вузы со статусом «предпринимательский университет»; количество проектов предпринимательских вузов и не предпринимательских.
2. С помощью программы SPSS Statistics, применяя метод U-критерия Манна-Уитни, были оценены различия между двумя независимыми выборками (победители и не победители) по уровню инновационной активности в регионе. В результате р-значение меньше, чем 5 %, тем самым было установлено, что различия значимы. Также, сравнив фактические суммы рангов и ожидаемые по выборке с победителями за 2011-2013 гг., можно сделать вывод, что фактическая сумма рангов выше ожидаемой, значит в данной выборке показатель инновационной активности выше. Следовательно, вузы проектов - победителей расположены в более инновационно-активных регионах.
3. В нашем исследовании для проверки гипотезы Н3 мы использовали пятую очередь, которая была реализована в 2014 году, поэтому были взяты данные за 2011-2013 гг., то есть данные за последние три года до осуществления данного конкурса. Основной массив данных содержит информацию о 110 заявках, поданных компаниями вместе с вузами, из которых 21 заявка была выбрана победителями конкурса.
Для проверки гипотезы Н3 сформирована регрессионная модель. Осуществлен анализ матрицы коэффициентов парной корреляции, для того чтобы проверить наличие мультиколлинеарности факторов регрессионной модели. Полученный результат анализа матрицы парной корреляции показал отсутствие в регрессионной модели мультиколлинеарности, то есть высокой взаимокорреляции выбранных переменных, что означает возможность использования всех переменных.
Проведены различные комбинации переменных, при этом были созданы разные модели, связанные с региональными переменными, но все эти переменные оказались в данных моделях не значимы, следовательно можно сделать вывод о том, что региональные характеристики не влияют на успех в участии в конкурсе. Разработаны модели только с независимыми переменными по компаниям, где по трем годам (2011-2013 гг.) наблюдается значимость только коэффициента автономии с уровнем значимости 1 %. Также были разработаны модели, где рассматривалось влияние количества МИП на победу в конкурсе. Как оказалось, никакого влияния нет, переменная не значима, вследствие чего можно сделать вывод, что количество МИП не имеет никакого значения, и что необходимо смотреть показатели эффективности деятельности МИП, так как создать МИП легко, а добиться эффективности деятельности, нет.
В результате построения моделей с переменной наличия статуса ПУ по трем рассматриваемым годам были выбраны модели. Наблюдается следующее:
1) коэффициент детерминации (R-квадрат) в модели по всем трем
годам в среднем примерно равен 0,28, это означает, что на 28% изменчивость зависимой переменной зависит от включенных в модель независимых переменных, в данном случае следующих переменных: а остальные 72% означают, что зависит от других неучтенных факторов. То, что величина коэффициента небольшая можно интерпретировать, как победит проект в конкурсе или нет, зависит от большого количества различных факторов, которых в одной модели рассматривать очень сложно. Что касается количества «корректно предсказанных» случаев, то здесь по трем годам в среднем 94 (85,13%), что говорит о качественной модели.
2) наблюдается постоянство знаков перед коэффициентами, кроме фондоотдачи и логарифма выручки, что говорит о хорошей устойчивости регрессионной модели и однозначном влиянии выбранных факторов на зависимую переменную.
3) что касается главной независимой переменной, является ли вуз предпринимательским или нет, то здесь данная переменная является статистически значимой на протяжении всех трех рассматриваемых лет, где уровень значимости 10%, что говорит о том, что гипотеза Н3 проверена и подтверждена.
Подобные работы
- ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Диссертации (РГБ), экономика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - Детский туризм в России: проблемы и перспективы развития
Магистерская диссертация, обществознание. Язык работы: Русский. Цена: 4885 р. Год сдачи: 2023 - Экономический механизм формирования
регионального предпринимательского университета
Диссертации (РГБ), экономика. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2005 - УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И ФАКТОРЫ РОСТА ФОНДОВОГО РЫНКА: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ И РОССИЙСКАЯ ПРАКТИКА
Дипломные работы, ВКР, биржевое дело и рынок ценных бумаг. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ПЕРСПЕКТИВЫ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В РОССИИ
Бакалаврская работа, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2017 - ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ЕГО РОЛЬ В РАЗВИТИИ РЕГИОНОВ РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2016 - МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТУРИЗМ В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2016 - УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И ФАКТОРЫ РОСТА ФОНДОВОГО РЫНКА: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ И РОССИЙСКАЯ ПРАКТИКА
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2017 - МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В РФ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2016



