Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Экономический механизм формирования регионального предпринимательского университета

Работа №7328

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

экономика

Объем работы218стр.
Год сдачи2005
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
977
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
1 ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА — БАЗОВОГО ЗВЕНА УНИВЕРСИТЕТСКОГО КОМПЛЕКСА 10
1.1 Предпринимательская деятельность как фактор экономического развития университета 10
1.2 Предпосылки и опыт создания предпринимательских университетов.... 24
1.3 Формирование учебно-научно-инновационного комплекса и
его роль в становлении предпринимательского университета 47
2 ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ УЧРЕЖДЕНИЯ ВПО В РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ .. 63
2.1 Состояние университетской среды в России и место предпринимательского университета в системе образования 63
2.2 Принципы преобразования вуза в предпринимательский университет.. 83
2.3 Основное содержание экономичсекого механизма формирования регионального предпринимательского университета 99
3 ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ВУЗА В РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (на примере Владивостокского государственного университета экономики и сервиса).... 110
3.1 Позиционирование университета в регионе 110
3.2 Разработка организационно-функциональной модели университета ... 124
3.3 Организация научно-исследовательской деятельности и
интеграция в инновационное пространство региона 131
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 145
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 153
ПРИЛОЖЕНИЯ 165
Приложение А Трансформационный план формирования регионального
предпринимательского университета 166
Приложение Б Перечень специальностей по вузам Приморского края 171
2

Приложение В Положение о региональном образовательном центре 185
Приложение Г Положение о Фонде поддержки инноваций и научных
исследований 198
Приложение Д Инновационный потенциал университета 201
Приложение Ж Развитие динамичной научной среды университета 215
3



Одной из основных задач государственной политики в сфере модернизации системы высшего профессионального образования (ВПО) в России является создание организационно-функциональных и экономических моделей вуза как предприятия, работающего в рыночных условиях. Предпринимательская деятельность как наиболее активная и творческая форма бизнеса является инновационным процессом. Вузы получили возможность стать центрами инновационной активности и предпринимательства в экономике регионов и России в целом, способными генерировать идеи, доводить их до коммерциализации на внутреннем и внешнем рынках.
Современная парадигма экономики, основанной на знании, предполагает формирование качественно нового, постоянно меняющегося рынка интеллектуального труда. Университеты должны адекватно реагировать на вызовы внешней среды, удовлетворять одновременно социальным запросам общества и требованиям рынка. Их ответом на рост потребности в высшем образовании и повышение требований рынка труда к качеству подготовки специалистов в условиях сокращения финансирования является становление и развитие их как субъектов рыночных отношений.
Связующим звеном между образованием — наукой — производством — инновациями с одной стороны и рынком, коммерциализацией всех видов деятельности, с другой, являются университетские комплексы (УК), создаваемые вузами. Процесс формирования УК в значительной степени зависит от типа базового высшего образовательного учреждения.
Предпринимательская активность вузов проявляется во всех видах дея¬тельности, от оказания образовательных услуг до обеспечения собственного эффективного функционирования, предполагает создание адекватной организационной структуры и способа управления. Необходимым является выбор направлений дальнейшего развития вузов с учетом региональных особенностей, разработка экономического механизма преобразования университета в «предпринимательскую организацию», позиционирующую себя в регионе. Степень разработанности, теоретическая и практическая база исследования
Среди отечественных авторов, занимающихся вопросами изучения особенностей различных моделей, их структур и систем управления, следует отметить Г. А. Балыхина, Ю.В. Громыко, А.О. Грудзинского, В. А. Журавлева, А.К. Клюева, Е.А. Князева, Г. Майера, Г.И. Мальцеву, Н.Н. Масюк, Ю.П. Похолкова и др. В настоящее время обсуждаются несколько концептуальных моделей университетов, отличающихся друг от друга видами образовательных услуг, отношением к рынку, объемами научных исследований и инфраструктурой. Исследования проводятся, как правило, в рамках научно¬исследовательских работ, участниками которых являются российские университеты.
За рубежом наиболее разработана модель университета предпринимательства, концептуальные принципы формирования которого сформулированы Б. Кларком (1997). Вопросы университетского управления разрабатывали К. Камерон, Г. Минцберг, Б. Спорн и др.
Ведущие университеты мира внедряют в практику стратегическое управление. Российским вузам необходимо разрабатывать собственные стратегии развития и позиционировать себя в университетской среде, исходя из национальных приоритетов, региональных особенностей и специфики своей деятельности.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Формирование университетов нового типа требует соответствующего методологического подхода и экономического механизма, способствующих саморазвитию, устойчивости и эффективности его деятельности в регионе.
Главная черта переходного периода — создание принципиально новых условий институциональных рыночных отношений и на этой основе новых моделей поведения предприятий. Совокупность изменений, происходящих в процессе реализации инноваций, делает организации открытыми, гибкими и подвижными на изменения внешней и внутренней среды, ставившими перед университетами новые задачи. В диссертационном исследовании были обобщены внешние и внутренние предпосылки преобразования вуза в предпринимательскую организацию.
Термин «предпринимательская организация», применительно к вузу, указывает на тип связей внутри организации и на способ управления. Экономической сущностью этой организации является постоянный поиск и реализация новых комбинаций факторов производства, доход как цель и критерий успеха. Организационная структура и управление организации ориентированы на успешную реализацию поставленных задач, постоянное инициирование изменений. Основное требование к вузу как предпринимательской организации — работать так, чтобы выпуск товаров и услуг обеспечивал получение прибыли. Основное условие работы — не только произвести продукцию, но и реализовать ее.
Особенностью вуза как предпринимательской организации является:
— интенсификация использования ресурсов и поиск дополнительных источников:
— развитие инфраструктуры и сети филиалов и представительств;
— экономическая заинтересованность в сочетании с удовлетворением общественных интересов.
Предпринимательская деятельность в системе образования — это инновационная деятельность образовательного учреждения, направленная на формирование и развитие образовательного потенциала общества на основе действия экономических законов рыночной экономики.
Инновационное предпринимательство в сфере образования — это механизм влияния университета на развитие образования, науки, экономики и социальной сферы от идеи до внедрения.
Стратегия поведения организации в рыночной экономике должна нести в себе возможность получения преимуществ от изменений, что характерно для инновационного предпринимательства делового предприятия.
В результате анализа университетов, входящих в Европейский консорциум инновационных университетов, являющихся предпринимательскими, были выявлены основные подходы к формированию предпринимательских университетов за рубежом. Процесс глобализации экономики развитых стран Европы обострил конкуренцию между университетами, которые являлись хозяйствующими субъектами рынка. Другой причиной стало относительное сокращение финансирования со стороны государства, что потребовало от университетов заняться поиском дополнительных источников финансирования.
Основой инициативной деятельности, направленной сначала на выживание, а в дальнейшем на развитие, явилось предпринимательство. На наш взгляд в европейском обществе университеты предпринимательского типа — это учреждения, которые активно занимаются поиском путей сохранения относительной независимости со стороны государственных структур. Анализ становления университетов по предмету предпринимательской активности позволил сформулировать три основных подхода:
— научно-исследовательский, характеристикой которого является прикладное использование научных результатов, в том числе и фундаментальных;
— технологический, определением, которого является формирование и апробирование новых технологий включая и промышленные технологии;
— ресурсно-инновационный, удовлетворяющий потребность общества через разработку, накопление и обобщение ресурсов университета (кадры, информационные технологии, интеллектуальный потенциал и так далее).



1 Гражданский кодекс РФ. Части первая и вторая. - М.: Изд-во «Новая Волна», 1996.
2 Закон Российской Федерации «Об образовании» от 11.07.92.
3 Закон Российской Федерации «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании»» от 23.01.96.
4 Закон Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессио¬нальном образовании» от 22.08.96.
5 Концепция научной, научно-технической и инновационной политики в системе образования Российской Федерации на 2001-2005 годы.
6 О концепции модернизации российского образования на период до 2010. Минобразование России.- Приказ № 393 от 11.02.2002.
7 О хозяйственном механизме в народном образовании. Государственный комитет по народному образованию.- Приказ № 45 от 17 января 1990.
8 Об университетских комплексах. Постановление Правительства Россий¬ской Федерации от 17 сентября 2001 г. №676, объявленное Приказом Миноб¬разования Российской Федерации от 15 октября 2001 г. № 3364.
9 Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу. 30 марта 2002 г. Приказ - 576.
10 Типовое положение об учебно-научно-производственном комплексе учебного заведения и базового предприятия. Министерство ВССО СССР. Приказ №611 от 01.09.87.
Специальная литература
11 Агранович Б.Л., Похолков Ю.П., Чудинов В.Н., Чучалин А.И. Стратеги¬ческий менеджмент в техническом университете // Университетское управле¬
153

ние: практика и анализ. - 2002.- №2(21).
12 Арзякова О.Н., Платонов А.М., Механизмы управления внебюджетной деятельностью вуза как делового предприятия // Университетское управление: практика и анализ. - 2000. - №.3.
13 Ансофф И. Стратегическое управление. - М.: Экономика, 1989.
14 Атоян В.Р., Коваль А.А., Яблонская Е.Г. Учебно-научно¬инновационный комплекс — как перспективная форма организации образова¬тельной, научной и инновационной деятельности в учреждениях высшей школы России // Инновации.- СПб.,2001.- № 1-2.
15 Балобанов А.Е., Клюев А.К. Стратегическое планирование развития университета // Университетское управление: практика и анализ. - 2002.- №2.
16 Балтян В.К., Федоров И.Б. Опыт и перспективы сотрудничества отече¬ственной высшей технической школы и промышленности в подготовке специалистов. Проблематика подготовки инженерных и научных кадров для национальной технологической базы.- М.:МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2002.
17 Белый Е.М., Романова И.Б. Организационно-экономический механизм управления вузом предпринимательского типа // Инновации. - 2003. - №1 (58).
18 В Волгоградской области создается университетский агрокомплекс.- 24.01.2002 I Национальная информационная служба Странами.
19 Вестник международной академии наук высшей школы. / Под ред. Шукшунова В.Е. - М.: МАН ВШ, 1999.
20 Владивосток в 2002 году: Статистический ежегодник. - Владивосток: Примкрайстат, 2003.
21 Водичев Е. Исследовательские университеты США: анализ особенно¬стей и примеров развития в контексте реформирования российской универси¬тетской системы // Университетское управление: практика и анализ. - 2000.- № 2.
22 Вуз стремится в бизнес газета «Молодежь Эстонии» 21.06.2003.- Ин¬тернет-сайт: http://www.moles.ee/03/Jun/21/5-1.php.
23 Вузы России: взгляд со стороны (материалы Зальцбургского семина¬
154

ра)//Университетское управление: практика и анализ.- 1999.- №3-4.
24 Гавриков А. Л. Региональный университетский комплекс: от концепции до ее воплощения.- СПб:СЗАГС, 2001.
25 Голенков В. А. Создание учебно-научно-производственного комплекса как фактора реформирования высшей школы и стабилизации экономики региона // Университетское управление: практика и анализ. - 2001. - № 3(18).
26 Голенков В.А. Университет как ведущий институциональный центр научно-технической и инновационной политики региона // Инновации. - 2001. -№ 1-2.
27 Голенков В.А., Степанов Ю.С. Опыт подготовки научных и научно-педагогических кадров в учебно-научно-производственном комплексе // Подготовка научных кадров в Российской Федерации. Состояние, перспективы развития: Материалы всероссийской конференции.- Санкт- Петербург, 2001.
28 Громыко Ю.В. Региональный университет как субъект стратегий разви¬тия: регионоформирование, научно-техническая, кадровая и инновационная политика, идентичность // Университетское управление: практика и анализ. - 2004. - № 2(31).
29 Грудзинский А.О. Проектно-ориентированный университет. Профес-сиональная предпринимательская организация вуза. Монография. Н.Новгород: Изд-во ННГУ, 2004.
30 Грудзинский А.О. Университет как предпринимательская организация // Социологические исследования.- 2003.- № 4.
31 Данилов И.П., Сеньков В.И. Университетский комплекс как базовая структура и инструмент инновационной деятельности в регионе // Известия Российской академии образования. - 2002.- № 2.
32 Десятов Д., Митина Н. Преображенский Б. Риски в инновационной деятельности // Высшее образование в России. - 2003.- № 3.
33 Дерябин Ю.С. Образование, наука и инновации: «финское чудо»? // Высшее образование сегодня. - 2003. - № 11.
155

34 Джонстоун Д.Б. Сокращение финансирования высшего образования: стимулы и ограничение диверсификации доходов // Университетское управле¬ние: практика и анализ. - 2002. - № 2(21).
35 Друкер П.Ф. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы. М., 1992.
36 Дюжина И. Механизмы стимулирования коммерциализации исследова¬ний и разработок // Общество и экономика. - 2004 - № 7.
37 Ершов В.Ф. Бизнес-проектирование. - СПб.: Питер, 2005.
38 Журавлев В. А. Классический исследовательский университет: концеп¬ция, признаки, региональная миссия // Университетское управление: практика и анализ.- 2000.- № 2 (13).
39 Журавлев В. А. Пассионарный университетский менеджмент // Универ-ситетское управление: практика и анализ. -2003. - № 1(24).
40 Журавлев В.А. Университет и рынок (концепция «МЕГАВУЗ») // Уни-верситетское управление: практика и анализ.- 2004.- №1 (29).
41 Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. Профессиональное образование и ры¬нок / Социологические исследования.- 2004.- №4 (32).
42 Завьялова Е.К., Посохова С.Т. Психология предпринимательства: Учеб. пособие.- СПб.: Изд-во С.-Петерб.ун-та, 2004.
43 Иванова Н. Инновационная сфера: итоги столетия // Мировая экономика и международные отношения.- 2001. - № 8.
44 Инновации в российском образовании: Сборник материалов. - М.: МГУМ, 2001.
45 Карлофф Б. Деловая стратегия / Пер с англ./науч. ред. В.А. Приписнов. - М.: Экономика, 1991.
46 Кельчевская Н.Р. Механизм распределения внебюджетных средств, полученных от образовательной деятельности внутри вуза // Университетское управление: практика и анализ.- 2002.- № 4 (23).
47 Клюев А.К. Институциональные стратегии университетов // Материалы
156

семинара «Федеральный исследовательский университет как базовая институ-циональная структура федерально-региональной научно-образовательной политики России».- Томск: Изд-во ТПУ, 2004.
48 Князев Е.А., Евдокимова Я.Ш. Информационные ресурсы в стратегиче¬ском менеджменте // Университетское управление: практика и анализ. - 2003. - № 2(25).
49 Кобзев А.В., Уваров А.Ф. «Оксфордская» модель развития учебно¬научно-производственном комплекса университета // Инженерное образова¬ние .-2004.- №2.
50 Ковалевский В.А. Университетский комплекс как основа подготовки кадров // Высшее образование в России .-2003.- № 1.
51 Ковалевский В. П. Интегрально-целевой метод управления деятельно¬стью регионального университетского комплекса // Университетское управле¬ние: практика и анализ. - 2004. - № 3(32).
52 Коммерциализация технологий: российский и мировой опыт / Под ред.
А. А. Петруненкова, Н.М. Фонштейн.- М.: АНХ при Правительстве РФ, 1997.
53 Комплекс непрерывности. Красноярскому краю к экспериментам не привыкать. // Поиск. - 2002. - N13, 29 марта.
54 Комплексная оценка высших учебных заведений: Учебное пособие / Наводнов В.Г., Геворкян Е.Н., Петропавловский М.В. - Москва -Йошкар-Ола: Научно-информационный центр государственной аккредитации, 2001.
55 Кортов С.В. Инновационный потенциал и инновационная активность вузов УрФО // Университетское управление: практика и анализ. - 2004. - № 1 (30).
56 Кочетков Г.Б. Предпринимательство как фактор развития // Канада. Экономика, политика, культура.- 2003.- № 6.
57 Краснов Ю.Э. От созерцательно-вербальной к мыследеятельностно- самоопределенческой парадигме образования // Современные проблемы формирования у учащихся и студентов культуры мышления и умственного труда: Материалы Республиканской научно - практической конференции, 25
157

апреля 2000 г. Минск / Под ред. Н.А.Березовина. - Мн.: БГУ, 2000.
58 Кубышкин А.И. Образование. Канадский университет в структуре со-временного демократического общества // Канада. Экономика, политика, культура. - 2003.- № 1.
59 Кузнецова О.В. Формирование и развитие финансового механизма инновационной деятельности предприятий: Дис. ... канд. экон. наук:
08.0. 10. - Екатеринбург, 2003.
60 Кузьминов Я., Яковлев А. Модернизация экономики: глобальные тен¬денции, базовые ограничения и варианты стратегии. Препринт WP5/2002/01. - М.: ГУ-ВШЭ, 2002.
61 Кураков Л.П., Ефремов Л.Г., Мукин В.А. Университетский комплекс Чувашского государственного университета: стратегия развития // Инновации в российском образовании: Высшее профессиональное образование (опыт создания университетских комплексов) 2001.- М.:Изд-во МГУП, 2001.
62 Курс предпринимательства: Учебник для вузов / В.Я.Горфинкель, В.А.Швандар, Е.М.Купряков и др.; Под ред. проф. В.Я.Горфинкеля, проф.
В.А.Швандара, - М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997.
63 Кутузов В.М., Пузанков Д.В., Рыжов Н.Г. и др. Учебно-научно¬инновационный комплекс Санкт-Петербурского государственного электротех¬нического университета «ЛЭТИ» - Министерство образования РФ, СПб., 2002 г. (серия «Инновационная деятельность». Вып. 18).
64 Лазарев Г.И. Создание университетского комплекса: необходимость, проблемы и перспективы // Интеграция - основа формирования университет¬ских комплексов: Материалы региональной НП конференции. Владивосток.- 2001.
65 Лазарев Г.И. Управление вузом экономическими методами (моногра¬фия). М.: Высшая школа, 2002.
66 Лазарев Г.И. Управление инновациями в системе высшего профессио-нального образования: Дис. ... докт. экон. наук: 08.00.05. - М., 2003.- 267 с.
67 Ловел Ш.Д. Роль и многообразие институциональных исследований в
158

США: краткий обзор // Стратегическое управление и институциональные исследования в высшем образовании: Материалы первой Международной конференции. Москва, 2002. - Казань: Физтехпресс, 2003.
68 Лукашенко М. Рыночная трансформация системы образования в Рос¬сии // Общество и экономика. - 2002 -№ 1


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ