Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РАСТЕНИЯХ РОДНОГО КРАЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №73561

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы84
Год сдачи2017
Стоимость4325 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
246
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РАСТЕНИЯХ РОДНОГО КРАЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Проблема формирования представлений у старших дошкольников в
психолого-педагогических исследованиях 6
1.2. Сущность, содержание представлений о растениях родного края у
детей старшего дошкольного возраста 10
1.3. Методы, средства формирования представлений о растениях родного
края у детей старшего дошкольного возраста 17
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РАСТЕНИЯХ РОДНОГО КРАЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 27
2.1. Диагностика уровня сформированности представлений о растениях
родного края у детей старшего дошкольного возраста 27
2.2. Методические рекомендации для воспитателей по формированию экологических умений у детей среднего дошкольного возраста в трудовой
деятельности в природе 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 50
ПРИЛОЖЕНИЯ


В настоящее время обострилась экологическая обстановка. Причиной тому не только условия экономического развития, но и невысокий уровень экологического сознания людей, их недостаточная компетентность в вопросах функционирования природных систем. Чтобы остановить стремительно нарастающий экологический кризис, необходимо в корне изменить экологическое поведение и мышление людей. Для этого нужно использовать то время в жизни человека, когда он наиболее восприимчив к усвоению экологических представлений, правил поведения в природе. Таким периодом, по данным современной психологии, является дошкольный возраст. Именно в этом возрасте начинается процесс становления мировоззрения человека. Экологические представления — это основа для последующего экологического мировоззрения. О формировании научного мировоззрения можно говорить только тогда, когда знания усвоены на уровне личностных ценностей, приобрели форму убеждений, выступают в качестве ориентировочной основы действий субъекта, лежат в основе личного способа ориентировки в окружающем мире.
Формирование представлений о растениях родного края у детей старшего дошкольного возраста связано с необходимостью развития ценностного отношения к природе родного края, обогащением представлений детей об окружающей их среде, развитием эстетических и патриотических чувств. Представления о растениях родного края составляют основу бережного отношения к природе, включая элементарную природоохранительную деятельность детей с самых ранних лет.
Исследованиям в области экологического воспитания дошкольника уделяли внимание многие ученые: К.Д. Ушинский (влияние природы на формирование личностных качеств ребёнка), В.А. Сухомлинский (природа как «вечный источник мысли» и добрых чувств детей).
В области экологического образования как особого направления педагогической науки и практики работали А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, Н.Ф. Реймерс, И.Т. Суравегина, В.А. Ясвин и др.
Ввиду неполной разработанности темы исследования, и на сегодняшний день существует необходимость исследования процесса формирования экологических представлений дошкольника.
Большое значение для исследования и решения общих проблем формирования представлений в дошкольном возрасте имеют работы следующих ученых, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, Н.Н. Поддьякова, А.П. Усовой, Д.Б. Эльконина и др.
Разные аспекты формирования экологических представлений дошкольников отражены в работах С.Н. Николаевой, Н.А. Рыжовой, Л.В. Шинкаревой и др.
В ряде исследований раскрывается содержание экологических представлений, отражающих особенности: растений, как живых существ (В.П. Арсеньевой, П.Г. Саморуковой, И.А. Хайдуровой, Т.В. Христовской и др.); роста и развития животных, особенностей приспособления к условиям окружающей среды (С.Н. Николаева, Е.Ф. Терентьева, А.М. Федотова и др.);
представлений о человеке, как биосоциальном существе (А.С. Золотнякова, Л.Г. Нисканен и др.); отдельных аспектов взаимодействия человека с окружающей средой (С.Н. Николаева, Л.И. Понамарева, Н.А. Рыжова и др.)
Проблема исследования: каковы педагогические условия формирования представлений о растениях родного края у детей старшего дошкольного возраста.
Решение данной проблемы является целью исследования.
Объект исследования: процесс формирования представлений о растениях родного края у детей старшего дошкольного.
Предмет исследования: педагогические условия формирования представлений о растениях родного края у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: процесс формирования представлений о растениях родного края у детей старшего дошкольного возраста будет эффективен при соблюдении следующих условий:
1) использования нетрадиционных методов, форм экологического образования детей;
2) использования интерактивных и мультимедийных средств;
3) вовлечения детей в различные виды эколого-ориентированной деятельности.
Задачи исследования:
1) рассмотреть разные подходы к сущности понятия «представление»;
2) определить сущность и содержание представлений о растениях родного края у детей старшего дошкольного возраста;
3) охарактеризовать методы, формы, средства формирования представлений о растениях родного края у детей старшего дошкольного возраста;
4) разработать методические рекомендации по формированию представлений о растениях родного края у детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования: анализ философской, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, наблюдение, педагогический эксперимент, метод количественной и качественной обработки данных.
База исследования: Муниципальное дошкольное учреждение образовательное учреждение «детский сад №4» общеразвивающего вида п. Ракитное.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


На основе анализа философской и психолого-педагогической литературы и результатов проведенного исследования мы считаем целесообразным сделать ряд выводов:
Представление - это качественно-своеобразный, чувственно-наглядный, обобщенный образ объективного мира; переходная ступень в индивидуальном познании, содержащая в себе элементы как чувственного, так и рационального.
Существует множество классификаций представлений. Основаниями для них являются степень обобщенности, происхождение, виды ведущего анализатора и др.
В соответствии с разделением представлений по репрезентативным системам (по модальности ведущего анализатора) выделяют следующие виды представлений:
• зрительные (образ человека, места, пейзажа);
• слуховые (воспроизведение музыкальной мелодии);
• обонятельные (представление какого-то характерного запаха);
• вкусовые (представления о вкусе пищи — сладком, горьком и пр.)
• тактильные (представление о гладкости, шершавости, мягкости, твердости предмета);
• температурные (представление о холоде и тепле)
H. Н. Поддьяков выделяет два взаимосвязанных пути формирования представлений:
I. формирование представлений в процессе непосредственного восприятия предметов, но без их практического преобразования;
2. формирование представлений в практической преобразующей деятельности самих детей, в процессе которого возникает образ воспринимаемого объекта и осуществляются различного рода преобразования этого объекта.
Представления о растениях относятся к экологическим. Опираясь на сущностные характеристики понятия «представление», мы сформулировали понятие «экологические представления». Экологические представления - это чувственный образ предметов, объектов и явлений природы, отражающий объективно существующие связи и зависимости в ней.
Содержание экологических представлений раскрывается через основное определение экологии как биологической науки - биоэкологию.
Биоэкология - это дисциплина, изучающая отношение организмов (особей, популяций, биоценозов) между собой и окружающей средой.
Она имеет три раздела, в которых рассматриваются взаимосвязи:
1) отдельно взятого организма со средой обитания (аутэкология);
2) популяций разных видов растений и животных с занимаемым ареалом (демэкология);
3) сообществ живых организмов со средой совместного их проживания (синэкология).
Экологические представления детей старшего дошкольного возраста включают в себя знания о растениях, животных, живой и неживой природе, сезонных изменениях в природе, взаимосвязи растений и животных с окружающей средой. В нашей работе мы остановились на представлениях о растениях родного края у детей старшего дошкольного возраста.
С целью конкретизации содержания представлений о растениях у детей старшего дошкольного возраста мы проанализировали примерные общеобразовательные программы дошкольного образования «Детство» и «От рождения до школы».
В программах предусматривается формирование представлений о растениях ближайшего окружения, о потребностях, признаках благоприятного или неблагоприятного их состояния, о разных основаниях их классификации, сходствах между растением и человеком, о неживой природе, как среде обитания растений, о жизни растений в разных климатических условиях, стадиях роста хорошо знакомых растений, ярких изменениях их внешнего вида в процессе роста, о природных сообществах растений, их обитателях, причинах их совместного существования, о комнатных растениях, уходе за ними, способах их размножения, о многообразии родной природы.
Таким образом, в примерных общеобразовательных программах достаточно полно представлено содержание представлений о растениях родного края у детей старшего дошкольного возраста, что дает нам возможность формировать данные представления в соответствии с региональными особенностями растительного мира природы.
Формируя у детей экологические представления в процессе ознакомления с миром растений педагог, должен сам понимать, что такое растения, живой организм, среда обитания, адаптация организма к среде обитания. Кроме того, знакомя детей с миром растений, педагогу необходимо подбирать материал с учетом их возрастных особенностей. Необходимо формировать знания в интересной и занимательной форме.
В своей работе воспитатель использует различные методы и приёмы.
Метод - это способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности.
Нами были рассмотрены методы, формы и средства формирования представлений о растениях старшего дошкольного возраста. Мы выделили такие группы методов, как наглядные, практические, словесные и игровые. Мы выяснили, что к наглядным методам относятся наблюдение, методы иллюстрации и демонстрации, видеометод; практические методы включают в себя опыты и экспериментирование, моделирование; словесные методы - это рассказ воспитателя и рассказы детей, чтение художественной литературы о природе, беседы; в экологическом образовании дошкольников широко используются игры с готовым содержанием и правилами.
Экспериментальная работа осуществлялась в рамках констатирующего эксперимента. Цель констатирующего эксперимента - определить исходный уровень сформированности представлений о растениях родного края у детей старшего дошкольного возраста. Экспериментальная работа по изучению представлений о растениях родного края проводилась на базе МДОУ «детский сад №4» общеразвивающего вида п. Ракитное. Для участия в эксперименте было отобрано 22 ребенка старшего дошкольного возраста: 13 девочек и 9 мальчиков. В ходе исследования на констатирующем этапе с помощью диагностических заданий, содержание которых определялось диагностической методикой, предложенной Н.Н. Кондратьевой в программе экологического образования детей «Мы», был выявлен исходный уровень сформированности представлений о растениях родного края у детей старшего дошкольного возраста. Нами было выявлено 3 уровня сформированности представлений о растениях родного края у детей старшего дошкольного возраста: высокий - 27% детей, средний - 55% детей и низкий - 18% детей.
Мы разработали методические рекомендации с опорой на педагогические условия, выделенные в гипотезе исследования:
1) использование нетрадиционных методов, форм экологического образования детей;
2) использование интерактивных и мультимедийных средств;
3) вовлечение детей в различные виды эколого-ориентированной деятельности.
В ходе разработки первой методической рекомендации - использование нетрадиционных методов, форм экологического образования детей - нами были выделены следующие нетрадиционные методы формирования представлений о растениях родного края у тетей старшего дошкольного возраста: «экологическая лабилизация», «художественная репрезентация природных объектов», «экологическая эмпатия», «экологическая рефлексия», «экологическая забота». Вторую методическую рекомендацию - использование интерактивных и мультимедийных средств - мы считаем целесообразным реализовывать через интерактивный наглядный материал, который содержит яркие анимации, иллюстрации, видеофрагменты, фотографии, и игровые интерактивные задания, оформленные в виде красочных, озвучиваемых игр, нередко имеющих персонажа, который сопровождает ребенка в игре. Реализацию третьей методической рекомендации - вовлечение детей в различные виды эколого-ориентированной деятельности - мы видим в проведении трудовой деятельности в уголке природы, создании проектов и проведении экологических акций.
Таким образом, можно говорить об эффективности проведенной нами работы, а соответственно цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза доказана.



1. Акжигитов В. Н. Экологический словарь: Ок. 35 500 терминов / В.Н. Акжигитов. - М.: Рус. язык, 2000. - 602с.
2. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. Заведений 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с., 279
3. Выготский Л.С. Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения. М.; Л.: Учпедгиз, 1935. С. 20 - 32. Стеногр. докл. на Всерос. конф. по дошк. воспитанию;
4. Гальперин П.Я. Введение в психологию: Учебное пособие для вузов
5. - М.: Книжный дом «Университет», 1999. - 332 с.
6. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. / С.Д. Дерябо, В.А.Ясвин/ Ростов-на-Дону: «Феникс», 2006.
7. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. - СПб. : Детство - пресс, 2014. - 352 с.
8. Егоренко Л. И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников / Л. И. Егоренко. - М.: Просвещение, 2009. - 126 с. 2.
9. Захлебный А.Н., Суравегина И.Т. Научно-технический прогресс и экологическое образование / Советская педагогика. - 1995. - №12. - С.10-12
10. Зверев И. Д. Экологическое образование школьников : монография / Москва: Педагогика, 1983. - 160 с.
11. Золотнякова А.С. Проблемы психологии общения: Учеб. пособие по спецкурсу / А.С. Золотнякова ; Рост. н/Д гос. пед. ин-т. - Ростов н/Д : Рост. н/Д пед. ин-т, 1976. - 146 с.
12. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 56 с.
13. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников: Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений / Л.Г. Нисканен, О.А. Шаграева, Е.В. Родина и др.; под ред. Л.Г. Нисканен. - М.: «Академия», 2002. - 208 с.
14. Информационные технологии в образовании-2009. Сборник научных трудов участников IX научно-практической конференции-выставки 29¬30 октября 2009 г. - Ростов н/Д: Ростиздат, 2009.
15. Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 144 с.
16. Кочергина В. Наш дом - Земля / Дошкольное воспитание. - 2004. - № 6.
- с.50-53.
17. Кравченко А.И. - Психология и педагогика (Высшее образование) -М: 2008, 400с., 120
18. Левитман М.Х. Экология - предмет: интересно или нет? - СПб.: СОЮЗ, 2006. - 282 с.
19. Леонтьев А.Н. Психологическое развитие ребёнка в дошкольном возрасте / Вопросы психологии ребёнка дошкольного возраста. — М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995.
- 144с
20. Маневцова Л.М. и Саморукова П.Г. Мир природы и ребенок. 2003. - 320 с.
21. Маневцова Л.М. Ребенок познает мир природы / Дошкольное воспитание - 2004. - № 8. - С. 17- 19.
22. Марковская М.М. Уголок природы в детском саду / Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 2004. - 160 с.
23. Маханева М. Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста: метод. пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы / М. Д. Маханева. — М.: АРКТИ, 2011. — 187 с.
24. Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь / Сост. И общ. Ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко . — СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. - 672 с.
25. Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников / Л.А. Каменева, Н.Н. Кондратьева, Л.М. Маневцова, Е.Ф. Терентьева; под ред.Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. - С-Пб.: Детство-пресс, 2003. - 319 с.
26. Николаева С.Н. Значение эколого-развивающей среды для образования и оздоровления детей в свете Федерального государственного образовательного стандарта / Дошкольное воспитание - 2014, №6 - с. 17-21
27. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду: работа с детьми сред. и ст. групп дед. сада.: кн. для воспитателей дед. сада. - М.: Просвещение, 2004. - 208 с.
28. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издат. центр «Академия», 2002. - 336 с.
29. Николаева С.Н. Юный эколог: программа и условия ее реализации в детском саду. - М.: Мозаика-Синтез, 2003. - с.119.
30. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: Мозаика синтез, 2016. - 368 с.
31. Поддьяков Н.Н. Мышление дошкольника. М.: Педагогика, 1977. 277 с.
32. Программа экологического образования детей «Мы» / Н.Н. Кондратьева и др. - С-Пб: Детство-пресс, 2003. - 240 с.
33. Психология личности и деятельности дошкольника / Под ред. А.В. Запорожца и Д. Б. Эльконина. - М., 2004. - 384 с.
34. Реймерс Н.Ф. «Природопользование: словарь-справочник» /Н.Ф. Реймерс - М.: Мысль , 1990. - 637 с.
35. Российская педагогическая энциклопедия : в 2 т. / гл. ред. В.В. Давыдов. - М. : Большая рос. энцикл., 1993-1999.
36. Рыжова Н. «Наш дом - природа». Программа экологического воспитания дошкольников / Дошкольное воспитание. - 2003. - № 5. - с.26-34.
37. Рыжова Н. А. Экологическое образование в дошкольных образовательных учреждениях: теория и практика / Н. А. Рыжова. - М.: Карапуз, 2009. - 227 с.
38. Саморукова П.Г. Методика ознакомления детей с природой в детском саду. 1991. -240 с.
39. Сахарова, Новикова: Воспитание ребенка-дошкольника: РОСИНКА. В мире природы. Програм.-метод. пособие - Владос, 2005. - 208с.
40. Словарь психолога-практика / Сост. С. Ю. Головин. — 2-е изд., перераб. И доп. — Мн: Харвест, М.: АСТ, 2001. — 976 с.
41. Соломенникова О. Диагностика экологических знаний дошкольников / Дошкольное воспитание. - 2004. - № 2 - с.21 - 27.
42. Суравегина И.Т., Сенкевич В.М. Как учить экологии. - М.: Просвещение, 2005. - 378 с.
43. Сухомлинский В.А. Большая советская энциклопедия: / под ред. гл. ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969.
44. Твардовский К. К учению о содержании и предмете представлений. - В кн.: Он же. Логико-философские и психологические исследования. М., 1997.
45. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. пед. заведений. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 336с.
46. Усова А.П. Обучение в детском саду / Под ред. А.В. Запорожа. - 3-е изд. испр. - М.: Просвещение, 1981. - 176 с.
47. Ушинский, К.Д. Собрание сочинений / К.Д. Ушинский - М.: Прогресс, 1985.
48. Федосеева П. Г. Система работы по экологическому воспитанию дошкольников. Старшая группа / П. Г. Федосеева. - Волгоград: ИТД «Корифей», 2009. - 96 с.
49. Шинкарева Л.В. Социально-экологические представления старших дошкольников: теория и технология формирования / Л.В. Шинкарева. - Белгород: ИПЦ «ПОЛИТЕРРА», 2008. - 202с.
50. Шинкарева Л. В. Формирование основ социально-экологической культуры у детей дошкольного возраста / Шинкарева Л. В., Полыгина А. П.// Детский сад от А.до Я. - 2008. - № 6. - С. 67-73.
51. Щербатых Ю.В. Общая психология». - СПб: Питер, 2008.
52. Экологический проект «Мое дерево» / М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», ТЦ «СФЕРА», 2006. -256 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ