Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРАВИЛАХ ПОВЕДЕНИЯ В ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №66960

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы83
Год сдачи2018
Стоимость4335 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
325
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРАВИЛАХ ПОВЕДЕНИЯ В ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Проблема формирования представлений о правилах поведения в природе
у старших дошкольников в психолого-педагогической литературе 6
1.2. Представления о правилах поведения в природе у детей старшего
дошкольного возраста: сущность, содержание, критерии и уровни
сформированности 14
1.3. Педагогические условия формирования представлений о правилах
поведения в природе у старших дошкольников 23
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРАВИЛАХ ПОВЕДЕНИЯ В ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 31
2.1. Уровень сформированности представлений о правилах поведения в
природе у детей старшего дошкольного возраста 31
2.2. Методические рекомендации по формированию представлений о
правилах поведения в природе у старших дошкольников 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ


Актуальность исследования. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования обращает внимание на то, что в современных условиях безопасность жизнедеятельности детей является одним из самых актуальных вопросов. В данном нормативном документе подчеркивается, что задача взрослых научить ребенка дошкольного возраста осознанно действовать в той или иной обстановке, воспитать у дошкольников самостоятельность и ответственность, чтобы в опасные моменты своей жизни, они всегда могли адекватно действовать, и, столкнувшись с опасной ситуацией, дети не начинали ее решать методом проб и ошибок, а умели находить быстрое решение проблемы с наименьшим ущербом для здоровья.
Анализ психолого-педагогической литературы в целом показал, что взгляды ученых психологов и педагогов сосредоточены на исследованиях проблемы формирования представлений в дошкольном возрасте: Л.С. Выготский (21), П.Я. Гальперин (23), А.В. Запорожец (31), Л.Б. Ительсон (34), А.Н. Леонтьев (40), Б.Ф. Люблинская (45), Ж. Пиаже (53), Н.Н. Поддьяков (54), Б.М. Теплов (66), А.П. Усова (67), Д.Б. Эльконин (75) и др. Они акцентируют внимание на то, что существует необходимость поиска новых методов и приемов педагогической работы по формированию у подрастающего поколения сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих.
Следовательно, формирование представлений о правилах поведения в природе у детей старшего дошкольного возраста является актуальной педагогической проблемой, в решении которой должны принимать участие не только педагоги, но и родители.
Вопросы привития навыков основ безопасности в природе детям стар-шего дошкольного возраста отражены в научных трудах Н.Н. Авдеевой (1), Н.Д. Андреевой (5), Л. Бобылевой (11), О.А. Воронкевич (20), Л.А. Камене-вой (35), С.Н. Николаевой (49), В.А. Новицкой (52), Н.А. Рыжовой (59), П.Г. Саморуковой (63), Т.Г. Хромцовой (70) и др.
Проблема исследования - каковы педагогические условия формирования представлений о правилах поведения в природе у детей старшего дошкольного возраста. Решение данной проблемы составляет цель нашего исследования.
Объект исследования - процесс формирования представлений о правилах поведения в природе у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - педагогические условия формирования представлений о правилах поведения в природе у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования - процесс формирования представлений о правилах поведения в природе у детей старшего дошкольного возраста будет эффективным, если будут реализованы следующие педагогические условия:
1) использование метода моделирования;
2) проведение игровых обучающих ситуаций;
3) сочинение и постановка сказок, рассказов, историй;
4) учет возможностей интерактивных средств (лэпбука);
5) сотрудничество дошкольного образовательного учреждения и семьи.
Для достижения цели исследования и проверки выдвинутой гипотезы были определены следующие задачи:
1) Проанализировать состояние проблемы формирования представлений о правилах поведения в природе у детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе.
2) Уточнить сущность, содержание, критерии и уровни сформированности представлений о правилах поведения в природе у детей старшего дошкольного возраста .
3) Теоретически обосновать педагогические условия формирования представлений о правилах поведения в природе у старших дошкольников.
4) Определить уровень сформированности представлений о правилах поведения в природе у старших дошкольников.
5) Разработать методические рекомендации по формированию представлений о правилах поведения в природе у детей старшего дошкольного возраста.
Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений были определены методы исследования: теоретические (изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования); эмпирические (наблюдение, констатирующий этап педагогического эксперимента, методика «Экологический светофор» (модификация методики И.В. Цветковой), методика «Забота о природе» (автор И.В. Цветкова), беседа, количественный и качественный анализ).
База исследования - МАДОУ детский сад №69 «Центр развития ребенка «Сказка» г. Белгорода
Структура работы - выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Работа апробировалась: 12-я международная научно-практическая конференция «Наука и образование: отечественный и зарубежный опыт».


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования представлений в целом показал, что взгляды ученых психологов и педагогов сосредоточены на ее аспектах. Определенный вклад в разработку и исследование проблемы формирования представлений в дошкольном возрасте внесли ученые: Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, Л.Б. Ительсон, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Люблинская, Ж. Пиаже, Н.Н. Поддьяков, Б.М. Теплов, А.П. Усова, Д.Б. Эльконин и др.
В научных работах Н.Н. Кондратьевой, Н.А. Рыжовой, С.Н. Николаевой, Л.И. Пономаревой и др. определена специфика экологических представлений в соответствии с возрастными особенностями дошкольников.
Представления о правилах поведения в природе по содержанию относятся к экологическим, поэтому мы остановились на сущности экологических представлений дошкольников. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что экологические представления определяются, как представления о взаимосвязях в системе человек-природа и в самой природе; представления, отражающие объективно существующие в природе связи и зависимости.
Содержание экологических представлений раскрываются через основные понятия и разделы биологии: аутэкологии, синэкологии. Самым подходящим для понятия детей является раздел аутэкология.
С целью уточнения содержания представлений о правилах поведения в природе у старших дошкольников мы обратились к анализу образовательных программ.
Опираясь на методическую работу В.А. Новицкой, Л.С. Римашевской, Т.Г. Хромцовой «Правила поведения в природе для дошкольников» мы определили критерии и уровни сформированности представлений о правилах поведения в природе.
Критериями сформированности представлений о правилах поведения в природе относятся: действенность, адекватность, полнота, глубина, осознанность, правильность выражения в речи, эмоциональность. В соответствии с выделенными критериями нами предложены три уровня сформированности представлений о правилах поведения в природе: высокий, средний, низкий уровни.
Для высокого уровня характерно: ребенок знает и понимает правила поведения в лесу, на лугу, у водоема, на территории парка, взаимодействуя с незнакомыми растениями, животными; умеет их применять в конкретных жизненных ситуациях; умеет объяснять с помощью слов смысл правил и необходимость их выполнения в природе, проявляет радость и восхищение при встрече с объектами природы: животными, растениями.
Средний уровень характеризуется следующим: дети знают, но не всегда понимают правила поведения в лесу, на лугу, у водоема; проявляют в целом положительное отношение к природе избирательной направленности; не всегда умеют применять правила в конкретных жизненных ситуациях; характерно расхождение вербального и реального отношения к природе; они бережно относятся, заботятся о конкретных живых объектах, которые имеют непосредственное отношение к ним, привлекательны для них; ограниченность эмоциональных проявлений при взаимодействии с объектами природы.
Для низкого уровня характерно незнание и непонимание правил поведения в лесу, на лугу, у водоема, в парке; неустойчивое отношение к животным и растениям, без выраженной положительной направленности; характерно неприязненое и даже негативное отношение к непривлекательным живым существам; представления о природных объектах и их существенных свойствах поверхностные, часто неадекватные; представления о нормах отношения к животным и растениям не дифференцированы: дети понимают, что в целом нельзя наносить вред природе, но не осознают, почему, мотивируя необходимость бережного отношения к ним боязнью наказания или долженствованием («так надо, по - другому нельзя»); не выполняют правила в собственном поведении в природе; дети замечают яркие нарушения правил отношения к природе, не пресекают неправильное поведение, а присоединяются к нему; не владеют умениями осуществления ухода за живыми существами (52; 45).
Эффективность формирования представлений о правилах поведения в природе у детей старшего дошкольного возраста обеспечивается следующими педагогическими условиями:
1) использованием метода моделирования;
2) проведением игровых обучающих ситуаций;
3) сочинением и постановкой экологических сказок, рассказов, историй;
4) учетом возможностей интерактивных средств;
5) сотрудничеством дошкольного образовательного учреждения и семьи.
Мы провели констатирующий этап педагогического эксперимента для выявления уровня сформированности представлений о правилах поведения в природе у старших дошкольников с помощью следующих диагностических методик: методика «Экологический светофор» (автор И.В. Цветкова), методика «Забота о природе» (автор И.В. Цветкова), беседа.
Исследование проводилось на базе МАДОУ д/с №69 «Центр развития ребенка «Сказка» г. Белгорода. Исследованием было охвачено 23 ребенка в возрасте 5-6 лет.
Количественный и качественный анализ выполнения методик старшими дошкольниками позволил нам отметить следующее:
- у 5 детей (21,7 %) выявлен высокий уровень сформированности представлений о правилах поведения в природе. Дети знают и понимают правила поведения в лесу, на лугу, у водоема, на территории парка, взаимодействуя с незнакомыми растениями, животными; умеют их применять в конкретных жизненных ситуациях; умеют объяснять с помощью слов смысл правил и необходимость их выполнения в природе, проявляют радость и восхищение при встрече с объектами природы: животными, растениями;
- у 11 детей (47,8 %) выявлен средний уровень сформированности представлений о правилах поведения в природе. Дети знают, но не всегда понимают правила поведения в лесу, на лугу, у водоема; проявляют в целом положительное отношение к природе избирательной направленности; не всегда умеют применять правила в конкретных жизненных ситуациях; характерно расхождение вербального и реального отношения к природе; они бережно относятся, заботятся о конкретных живых объектах, которые имеют непосредственное отношение к ним, привлекательны для них; ограниченны в эмоциональных проявлений при взаимодействии с объектами природы.
- у 7 детей (30,5 %) выявлен низкий уровень сформированности представлений о правилах поведения в природе, что говорит о том, что дети не знают и не понимают правил поведения в лесу, на лугу, у водоема, в парке; у них неустойчивое отношение к животным и растениям, без выраженной положительной направленности; характерно неприязненое и даже негативное отношение к непривлекательным живым существам; представления о природных объектах и их существенных свойствах поверхностные, часто неадекватные; представления о нормах отношения к животным и растениям не дифференцированы: дети понимают, что в целом нельзя наносить вред природе, но не осознают, почему, мотивируя необходимость бережного отношения к ним боязнью наказания или долженствованием («так надо, по-другому нельзя»); не выполняют правила в собственном поведении в природе; дети замечают яркие нарушения правил отношения к природе, не пресекают неправильное поведение, а присоединяются к нему.
Результаты констатирующего эксперимента позволили прийти к выводу о том, что большинство испытуемых находятся на среднем и низком уровне представлений о правилах поведения в природе у детей старшего дошкольного возраста.
С учетом анализа литературы и данных констатирующего эксперимента нами были разработаны методические рекомендации по формированию представлений о правилах поведения в природе у детей старшего дошкольного возраста:
1) использование метода моделирования;
2) проведение игровых обучающих ситуаций;
3) сочинение и постановка экологических сказок, рассказов, историй;
4) учет возможностей интерактивных средств (лэпбука);
5) сотрудничество дошкольного образовательного учреждения и семьи.
В заключении следует отметить, что все поставленные задачи решены и цель исследования достигнута.



1. Авдеева Н.Н. Безопасность: учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста / Н.Н. Авдеева, О. Князева, Р. Б. Стеркина. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2009.- 144 с.
2. Алексеева Е. Экология - здоровье: из опыта работы / Е. Алексеева // Дошкольное воспитание - 2012. - №7. - С. 15-20.
3. Алфёрова И.В. Компетентность в сфере экологии: семинар-практикум для педагогов / И.В. Алфёрова // Ребенок в детском саду. - 2009. - №3. - С. 158-161.
4. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. - СПб: ПИТЕР, 2016. - 288 с.
5. Андреева Н.Д. Теория и методика обучения экологии: учебник для студ. высш. учеб. заведений / Н.Д. Андреева, В.П. Соломин, Т.В. Васильева. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 208 с.
6. Аникеева Н.П. Воспитание игрой / Н.П. Аникеева. - М.: Просвещение,2010.- 144 с.
7. Бабаева Т.П. Детство: Примерная образовательная программа
дошкольного образования / Т.П. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. - СПб.: «Детство-Пресс», 2014. - 321 с.
8. Бачерова Н.М. Воспитание гармоничного отношения к природе / Н.М. Бачерова. - М.: Учитель, 2013. - 126 с.
9. Белавина И. Планета - наш дом. Мир вокруг нас. Методика проведения занятий по основам экологии для дошкольников и младших школьников / И. Белавина, Н. Найденская. - М.: ЛАЙДА,
2012. - 95 с.
10. Блонский П.П. Психология и педагогика: избранные труды /
П.П. Блонский. - 2-е изд., стер. - М.: Юрайт, 2018. - 164 с.
11. Бобылева Л. Интерес к природе как средство экологического воспитания дошкольников / Л. Бобылёва // Дошкольное воспитание. -
2013. - №7. - С. 110-215.
12. Богданец Т. Экологические знания - первое представление о мире / Т. Богданец //Дошкольное воспитание №12. - М., 2003. - 127 с.
13. Бондаренко Т.М. «Экологические занятия с детьми 5-6 лет» /
Т.М. Бондаренко. - Воронеж: ТЦ Учитель. 2014. - 108 с.
14. Бондаренко Т.М. Экологическое воспитание детей 5-6 лет /
Т.М. Бондаренко. - Изд.: ИП Лакоценина, 2012. - 190 с.
15. Вакуленко Ю.А. Воспитание любви к природе у дошкольников / Ю.А. Вакуленко. - М.: Учитель, 2008. - 157 с.
16. Венгер JI.A. Домашняя школа мышления / Л.А. Венгер, А.Л. Венгер. - М.: Дрофа, 2010. - 400 с.
17. Веракса Н.Е. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева. - М.: Мозаика-Синтез,
2014. - 308 с.
18. Веревкин И. Активные формы и методы воспитания экологической культуры дошкольников / И. Веревкин, Н. Чиженко // Детский сад от А до Я. - 2010. - №6. - С. 101-103.
19. Витушкина Н.А. Туризм и краеведение в детском саду / Н.А. Витушкина // Управление ДОУ №8. - М., 2009. - 125 с.
20. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию / О.А. Воронкевич. - СПб.: Детство-пресс, 2010. - 208 с.
21. Выготский Л.С. Введение в психологию / Л.С. Выготский. - М.: КДУ, 2007. - 336 с.
22. Газина О.М. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста / Газина О.М., Фокина В.Г. - М.: Прометей, 2013. - 254 с.
23. Гальперин П.Я. Введение в психологию: учебное пособие для вузов / П.Я. Гальперин. - М.: КДУ, 2015. - 336 с.
24. Гамезо М.В. Атлас по психологии. Информационно -методическое пособие по курсу «Психология человека» / М.В. Гамезо, И.А. Домашенко. - М.: Педагогическое общество России, 2006. - 276 с.
25. Григорьева А.И. Формирование экологической культуры дошкольника / А.И. Григорьева // Детский сад от А. до Я. - 2008. - № 6. - С. 44-45.
26. Дик Р.Ф. Развивающие занятия по экологии для дошкольников / Р.Ф. Дик. - М.: Русское слово, 2013. - 78 с.
27. Ершов А.Е. Экологическая культура и модельный стандарт:
обеспечение доступа к экологической информации публичными библиотеками / А.Е. Ершов // Библиотечное дело. - 2011. - №3. -
С. 212-213.
28. Залкинд Э.И. Природа в детском саду: пособие для учащихся пед. училищ и воспитателей детских садов / Э.И. Залкинд. - М.: Учпедгиз,
2011. - 236 с.
29. Залкинд Э.И. Природа как средство эстетического и нравственного воспитания детей / Э. Залкинд // Дошкольное воспитание. - 2010. - №1.
- С. 110-114.
30. Замотаева Е.Ю. Педагогические условия формирования экологических
представлений у старших дошкольников / Е.Ю. Замотаева, Е.В. Дмитриева, Н.В. Фролова // Актуальные направления научных исследований: от теории к практике: материалы VII Междунар. науч.- практ. конф. (Чебоксары, 12 февр. 2016 г.) - Чебоксары: ЦНС
«Интерактив плюс», 2016. - №1 (7). - С. 122-123.
31. Запорожец А.В. Избранные психологические труды / А.В. Запорожец.
- М.: Директ-Медиа, 2008. - 128 с.
32. Зинченко В.П. Психология телесности между душой и телом / В.П. Зинченко, Т.С. Леви. - М.: АСТ, 2007. - 277 с.
33. Иванова А.И. Сезонные наблюдения в детском саду. Методическое пособие / А.И. Иванова, В.А. Михайленко. - М.: ТЦ Сфера, 2013. - 180 с.
34. Ительсон Л.Б. Лекции по психологии / Л.Б. Ительсон. - М.: Харвес, «ACT», 2003. - 896 с.
35. Каменева Л.А. Как знакомить дошкольников с природой / Л.А. Каменева. - М.: Смысл, 2012. - 200 с.
36. Каменева Л.А. Мир природы и ребенок: Методика экологического
воспитания дошкольников / Л.А. Каменева, Н.Н. Кондратьева, Л.М. Маневцова, Е.Ф. Терентьева. - СПб.: Детство-пресс, 2012. -
319 с.
37. Комратова Н. Проектная деятельность: культура и экология / Н. Комратова // Дошкольное воспитание. - 2007. - №2. - С. 32-39.
38. Кондратьева Н.Н. Программа экологического образования детей «МЫ» / Н.Н. Кондратьева. - СПб.: Азбука экологии, 2001. - 265 с.
39. Корнилов В.М. «Экологическое окно» в детском саду / В.М. Корнилов. - М.: ТЦ Сфера, 2011. - 128 с.
40. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. / А.Н. Леонтьев. - М.: Смысл, 2005. - 256 с.
41. Лихачев Д.С. Экология - проблема нравственная / Д.С. Лихачев. - М.: Наше наследие 2011. - 115 с.
42. Ломов Б.Ф. Практическая регуляция деятельности: избранные труды / Б.Ф. Ломов. - М.: МПСУ, 2011. - 145 с.
43. Лысенко Е.Е. Общая психология: учебник для вузов / Е.Е. Лысенко. - М.: Изд-во МГАУ, 2010. - 356 с.
44. Лысова О.А. Развитие у младших школьников системы экологических представлений о природе и человеке: диссер. канд. пед. наук / О.А. Лысова. - Москва, 2005. - 178 с.
45. Люблинская А.А. Детская психология / А.А. Люблинская. - М.: Высшая школа, 2016. - 416 с.
46. Мартынович В.А. Приобщение детей 6-7 лет к природе: взаимодействие ДОУ с семьей / В.А. Мартынович //Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2005. - №2. - С. 15-23.
47. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студ. высш. учеб. заведений, 15-е издание / В.С. Мухина. - М.: Академия, 2015. - 656 с.
48. Николаева С.Н. Юный эколог: программа экологического воспитания дошкольников / С. Н. Николаева. - М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 123 с.
49. Николаева С.Н. Место игры в экологическом воспитании дошкольников / С.Н. Николаева. - М.: Новая школа, 2006. - 120 с.
50. Николаева С.Н. Роль педагогической технологии в формировании экологической культуры детей и взрослых / С.Н. Николаева // Дошкольное воспитание. - 2000, №6. - С. 19-30.
51. Николаева С.Н. Система экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. - 200 с.
52. Новицкая В.А. Правила поведения в природе для дошкольников: методическое пособие / В.А. Новицкая, Л.С. Римашевская, Т.Г. Хромцова. - М.: Педагогическая литература, 2011. - 128 с.
53. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка / Ж. Пиаже. - М.: РИМИС, 2008. - 416 с.
54. Поддьяков Н.Н. Психическое развитие и саморазвитие ребенка-
дошкольника: ближние и дальние горизонты / Н.Н. Поддъяков. - М.: Обруч, 2013. - 192 с.
55. Пономарева Л.И. Формирование представлений о взаимодействии человека и природы в процессе экологического образования дошкольников: диссер. канд. пед. наук / Л.И. Пономарева. - Екатеринбург, 1998. - 231 с.
56. Прокопова А.В. Формирование заботливого отношения к природе / А.В. Прокопова //Дошкольное воспитание, 2009, №8. - стр. 86-91.
57. Прокопова А.В. Формирование у старших дошкольников готовности к нравственно-ориентированной деятельности в природе: диссер. канд. пед. наук / А.В. Прокопова. - Москва, 2011. - 247 с.
58. Рунова М.А. Ознакомление с природой через движение: интегрированные занятия для работы с детьми 5-7 лет / М.А. Рунова, А.В. Бутилова. - Москва: Мозаика-Синтез, 2006. - 112 с.
59. Рыжова Н.А. Интеграция эстетического и экологического образования в детском саду / Н.А. Рыжова, И.А. Лыкова. - М.: Цветной мир, 2012. - 144 с.
60. Рыжова Н.А. Методика проведения занятий познавательного цикла с детьми старшего дошкольного возраста: конспекты занятий / Н.А. Рыжова. - СПб.: Детство-пресс, 2017. - 192 с.
61. Рыжова Н.А. Программа «Наш дом природа»: Блок занятий «Я и природа» / Н.А. Рыжова. - М.: КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2005. - 192 с.
62. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду / Н.А. Рыжова. - М.: Карапуз, 2001. - 432 с.
63. Саморукова П.Г. Методика ознакомления с природой в детском саду / П.Г. Саморукова. - М.: Просвещение, 2011. - 240 с.
64. Сваталова Т.А. Формирование экологических представлений у детей раннего возраста: учебно-методическое пособие для слушателей курсов проф. подготовки и повышения квалификации работников образования / Т.А. Сваталова. - Челябинск: Цицеро, 2014. - 76 с.
65. Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду / О.А. Соломенникова. - М.: Мозаика-Синтез, 2012. - 210 с.
66. Теплов Б.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий / Б.М. Теплов. - М.: МОДЭК, 2004. — 640 с.
67. Усова А.П. Обучение в детском саду / А.П. Усова. - М.: Просвещение, 2005. - 176 с.
68. Фабри К.Э. Основы зоопсихологии: учебник для студентов высших учебных заведений / К.Э. Фабри. - М.: УМК «Психология», 2003. - 275 с.
69. Хамраева З.М. Методические аспекты формирования представлений о безопасном поведении в природе у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с родным краем / З.М. Хамраева // Молодой ученый. - 2017. - №2. - С. 639-642.
70. Хромцова Т.Г. Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице [Текст] / Т.Г. Хромцова. - М.: Педагогическое общество России, 2007. - 80 с.
71. Чернякова В.Н. Экологическая работа в ДОУ / В.Н. Чернякова. - М.: ТЦ Сфера, 2012. - 320 с.
72. Шинкарева Л.В. Формирование основ социально -экологической
культуры у детей дошкольного возраста / Л.В. Шинкарева, А.П. Полыгина // Детский сад от А. до Я. - 2013. - №6. - С. 267-273.
73. Шишкина В.А. Прогулки в природу / В.А. Шишкина, М.Н. Дедулевич. - М.; Педагогическая литература, 2011. - 340 с.
74. Шпотова Т.В. Цвет природы: пособие для воспитателей и родителей по формированию основ эколог. культуры у детей 5-ти лет / Т.В. Шпотова, Е.П. Кочеткова. - М.: Просвещение, 2012. - 368 с.
75. Эльконин Д.Б. Психология развития / Д.Б. Эльконин. - М.: Академия, 2007. - 144 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ