Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РАСТЕНИЯХ РОДНОГО КРАЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №69285

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы93
Год сдачи2016
Стоимость4940 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
265
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РАСТЕНИЯХ РОДНОГО КРАЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 8
• Проблема формирования экологических представлений у детей
старшего дошкольного возраста в педагогической литературе 8
• Сущность, содержание представлений о растениях родного края у
детей старшего дошкольного возраста 12
• Педагогические условия формирования представлений о
растениях родного края у детей старшего дошкольного возраста 20
ГЛАВА II ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РАСТЕНИЯХ РОДНОГО КРАЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 33
2.1.Уровень сформированности представлений о растениях родного края у детей старшего дошкольного возраста 33
2.2..Реализация педагогических условий по формированию представлений о растениях родного края у детей старшего дошкольного возраста 42
2.3. Анализ результативности экспериментальной работы 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЕ


В условиях модернизации всех сфер общества одной из основных задач в области образования является воспитание патриотизма и гражданственности. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования отмечается, что часть программы, формируемая участниками образовательного процесса, должна отражать специфику региональных условий. Региональный компонент в дошкольном образовании (родная природа, культурное наследие, трудовые традиции и др.) помогает детям сознать свою принадлежность к «Малой Родине».
В исследованиях, посвященных формированию у детей экологических знаний (Л.С. Игнаткиной (21), А.К. Маневцевой (34), С.Н. Николаевой (41) и др.) выявлены способности дошкольников к освоению зависимости жизнедеятельности растений от условий их произрастания. Экологические представления у детей старшего дошкольного возраста составляют основу бережного отношения к природе, включая элементарную природоохранительную деятельность детей с самых ранних лет.
Во многих педагогических и психологических исследованиях обоснована доступность для детей старшего дошкольного возраста знаний о зависимости роста и развития живых организмов от факторов среды (Т.Н. Зенина (16), Л.С. Игнаткина (21), Н.К. Постникова (49), П.Г. Саморукова (58) и др.); о зависимости строения живых организмов от их приспособления к условиям существования (С.Н. Николаева (41), Е.Ф. Терентьева (63) и др.). Наличие экологических представлений, эмоционально-положительного отношения к природе и организация полезной деятельности детей, по мнению ряда авторов (Т. Зерщикова (17), А. Лопатина (30), О.М. Масленникова (35) и др.), являются основой осознанного бережного отношения к природе.
Дошкольный возраст является благоприятным для формирования экологических представлений, для пробуждения потребности в познании окружающих условий, для интегрированного усвоения местных климатических особенностей, конкретных традиций, физико-географических особенностей.
Родная природа представляет собой широкое поле для наблюдений, для обогащения знаний и опыта ребёнка. Сознание дошкольника обогащается запасом конкретных представлений о растениях родного края, которые уже сложились у дошкольников в процессе деятельности в природе и развивается в процессе непосредственного общения с ней.
Формирование экологических представлений у дошкольников связано с необходимостью развития ценностного отношения к природе родного края, обогащением представлений детей о растениях родного края. В имеющихся образовательных программах разработано доступное для дошкольников содержание знаний, которые отражают качественное своеобразие объектов живой природы, обеспечивают ориентировку детей в природе родного края.
Малая родина дает человеку гораздо больше, чем он в состоянии осознать. К сожалению, мы еще не умело, используем сочетание программного и регионального материала с целью формирования у детей общечеловеческих ценностей, представлений о ценности мира, о природе Родного края.
Понимая теоретическую не разработанность проблемы и её практическую значимость, мы определили тему нашего исследования «Формирование представлений о растениях родного края у детей старшего дошкольного возраста».
Таким образом, нами была обозначина проблема исследования: каковы педагогические условия, способствующие формированию представлений о растениях родного края у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: выявить и обосновать наиболее эффективные педагогические условия формирования представлений о растениях родного края у детей старшего дошкольного возраста
Объект исследования: процесс формирования представлений о растениях родного края у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия, способствующие формированию представлений о растениях родного края у детей старшего дошкольного возраста.
В ходе работы была выдвинута гипотеза, что формирование представлений о растениях родного края у детей старшего дошкольного возраста, будет проходить эффективно при соблюдении следующих педагогических условий:
• реализации принципа регионализма;
• осуществление проектной деятельности в формировании
представлений о растениях родного края;
• создание мини экосистемы растений своего региона на территории детского сада;
• создание коллекционных мультимедийных открыток.
Для решения выдвинутой проблемы были поставлены следующие задачи:
• Раскрыть сущность, содержание экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста;
• Выявить педагогические условия способствующие формированию представлений о растениях родного края у детей старшего дошкольного возраста;
• Провести опытно-экспериментальную работу по формированию экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Методов исследования:
• теоретические (анализ научно-методической, философской, психологической, педагогической литературы);
• эмпирические (педагогическое наблюдение, опрос, анкетирование, тестирование, беседа, педагогический эксперимент).
Базой исследования является муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №45 г. Белгорода.
Этапы исследования.
На первом этапе (2015 г.) осуществлялась разработка теоретических основ проблемы, методики исследования. Анализировалась литература по проблеме исследования, конкретизировались пути, формы, методы организации и проведения эксперимента. В результате были определены исходные параметры исследования, его объект, предмет, гипотеза, методы, понятийный аппарат.
На втором этапе (2015 гг.) была проверена и уточнена гипотеза, проведен констатирующий эксперимент, скорректирована логика формирующего эксперимента. Разработана экспериментальная программа, выделены этапы, условия формирования представлений о растениях родного края у детей старшего дошкольного возраста, проведен формирующий эксперимент.
На третьем этапе (2016 г.) проведен контрольный эксперимент.
Осуществлены систематизация и теоретическое обобщение опытно - экспериментальной работы, ее апробация и внедрение, литературное оформление работы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


На основе анализа литературы отечественных и зарубежных ученых, была проведена экспериментальная работа, направленная на изучение научно-методической литературы и обоснование наиболее эффективных педагогических условий формирования представлений о растениях родного края у детей старшего дошкольного возраста.
В процессе проведения экспериментальной работы были получены следующие научные выводы и практические результаты.
Углубленное изучение имеющейся на сегодняшний день методической литературы, позволило нам, во-первых раскрыть понятие, сущность и содержание формирования экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Так, в своем исследовании, мы опираемся на определение, которое дает С.Н. Николаева, экологические представления - это представления о взаимосвязях в системе человек-природа и в самой природе; представления, отражающие объективно существующие в природе связи и зависимости.
На основе анализа современных программ дошкольного образования разработанных в соответствии с ФГОС ДО, мы раскрыли сущность и содержание представлений о растениях родного края у старших дошкольников.
Сущность экологических представлений старших дошкольников отражает сведения о взаимосвязях человека с окружающей средой, зависимости его жизни и здоровья от внешних факторов.
К содержанию экологических представлений о растениях родного края старших дошкольников относятся: связь растительных и животных организмов со средой обитания, морфофункциональная приспособленность к ней; связь со средой в процессе роста и развития; многообразие живых организмов, их экологическое единство; сообщества живых организмов; человек как живое существо, среда его обитания; использование природных ресурсов в хозяйственной деятельности человека, загрязнение окружающей среды; охрана и восстановление природных богатств и т.д.
Во-вторых, теоретический анализ литературы позволил нам выявить педагогические условия, способствующие формированию представлений о растениях родного края у детей старшего дошкольного возраста: реализация принципа регионализма; осуществление проектной деятельности в формировании представлений о растениях родного края; создание мини экосистемы растений своего региона на территории детского сада; создание коллекционных мультимедийных открыток.
В-третьих, провести опытно-экспериментальную работу по формированию экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Для решения задач опытно-экспериментальной работы нашего исследования мы провели констатирующий этап педагогического эксперимента, сформулировали его задачи: выявить уровень
сформированноти представлений о растениях родного края у детей старшего дошкольного возраста.
В ходе экспериментальной работы, мы разработали показатели сформированности представлений о растениях родного края у детей старшего дошкольного возраста: объем представлений о растениях родного края; обобщенные представления об уходе за растениями, его направленности на удовлетворение всех потребностей, основные трудовые процессы по уходу за растениями; сформированность представлений у ребенка о жизни растений в условиях экологических систем и взаимодействие с ними.
В соответствии с показателями мы отобрали диагностические методики: «Изучение знаний о растениях», разработанная на кафедре дошкольной педагогики РГПУ им. А.И.Герцена, «Добровольные
помощники» З.А Сайфуллина, «Альтернатива» С.Д. Дерябо.
Исследование проводилось на базе МБДОУ детский сад №45 г. Белгорода. Количественные и качественные результаты оценки сформированости каждого показателя позволили нам обобщить и проанализировать эти данные и выявить уровень сформированности представлений о растениях родного края у детей старшего дошкольного возраста. В ходе диагностики на констатирующем этапе были получены следующие результаты: высокий уровень составил 16,6% (2 ребенка),
средний уровень- 58,3% (7 детей), низкий уровень - 25 % (3 ребенка).
С целью повышения уровня сформированности представлений о растениях родного края у дошкольников нами был проведен формирующей этап эксперимента. На формирующем этапе был разработан проект «Цветочная поляна Белогорья», в основу которого были положены условия гипотезы и учтены результаты констатирующего этапа эксперимента. Целью проекта является формирование представлений о растениях родного края у детей старшего дошкольного возраста. Для успешного овладения детьми знаниями и умениями, мы постарались систематизировать материал и определить последовательность его использования в работе, так как исходили из ведущего принципа дидактики — доступности детям изучаемого материала. Данный проект способствовал динамике развития представлений о растениях родного края у детей старшего дошкольного возраста.
После проведения формирующего этапа эксперимента дети старшей группы достигли по отношению к исходному уровню более высокого уровня сформированности представлений о растениях родного края, это подтверждают результаты контрольного этапа эксперимента: высокий уровень - 25% (3 ребенка), средний уровень - 66,6% (8 детей) и низкий уровень - 8,4% (1 ребенок).
Таким образом, на контрольном этапе эксперимента мы выявили динамику развития представлений о растениях родного края у детей старшего дошкольного возраста: высокий уровень у детей повысился на 8,4%, средний на 8,4%, а низкий уровень представлений о растениях снизился на 16,7%, чему способствовала проведенная нами работа.
Из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что создавая педагогические условия для формирования представлений о растениях родного края у детей старшего дошкольного возраста и проводя целенаправленную, систематическую и последовательную работу, можно добиться положительной динамики.
Обобщая результаты проведенного исследования, можно констатировать, что поставленные задачи, в целом, решены.



• Бобылёва, Л.А. Берегите природу [Текст] /Л.А. Бобылёва // Дошкольное воспитание, 2002.- №7. - С. 9-20..
• Бобылёва, Л.А. Экологические знания - дошкольникам [Текст] /Л.А. Бобылёва // Дошкольное воспитание, 2007. - № 7. - С. 16 - 20.
• Бобылева, Л. А. О программе экологического воспитания старших дошкольников [Текст] /Л.А. Бобылёва, О. Дупленко // Дошкольное воспитание, 2008. - № 7. - с. 36-41.
• Венгер, Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до
6 лет [Текст] /Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер. - М. - Просвещение, 2008. - 144с.
• Веретенникова, С.А. Ознакомление дошкольников с природой [Текст] /С.А. Веретенникова - М.: Просвещение, 2003. - 256 с.
• Виноградова, Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой [Текст]: Пособие для воспитателя д/с /Н.Ф. Виноградова. - М.: Просвещение, 2002. - С. 79 - 82.
• Волкова, Н.А. Технология формирования экологических представлений у старших дошкольников средствами компьютера [Текст]: Дисс. ... канд. пед. наук /Н.А. Волкова. - Екатеринбург, 2012. - 196c.
• Волобуева, Н. Г. О региональном компоненте содержания дошкольного образования в области ознакомления детей дошкольного возраста с родным краем (Северо-восток России) [Текст] /Н.Г. Волобуева // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. — Челябинск, 2011. — С. 68-71.
• Воробьёва, В.М. Программа экологического воспитания дошкольников [Текст] /В.М. Воробьёва. - Архангельск, 2009. - С. 3 - 11.
• Воронкевич, О.В. Добро пожаловать в экологию! [Текст] /О.В. Воронкевич -СПб.: Детство - пресс. - 2012. - 160с.
• Детство: Примерная образовательная программа дошкольного
образования [Текст] / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб. : ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2014. — 100 с
• Дыбина, О.В. Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации [Текст] /О.В. Дыбина. - М.: Мозаика - Синтез, 2005. - 88 с.
• Ёлкина, Н.В. Учим детей наблюдать и рассказывать [Текст] /Н.В. Ёлкина, О.В. Мариничева. - Ярославль.: Академия развития, 2001. - 192 с.
• Жуковская, Р.И., Родной край [Текст] /Р.И. Жуковская, Н.Ф. Виноградова. - М.: Просвещение, 2005. - С. 56-70.
• Зебзеева, В. О формах и методах экологического образования дошкольников [Текст] /В.О. Зебзеева // Дошкольное воспитание, 2008, № 7. - с. 45-48.
• Зенина, Т.Н. Наблюдения дошкольников за растениями и животными [Текст] /Т.Н. Зенина. - М.: Педагогическое общество России, 2007. - С.90-95.
• Зерщикова, Т., Ярошевич Т. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим [Текст] /Т. Зерщикова, Т. Ярошевич // Дошкольное воспитание. 2011. - №7. - С.3-9
• Зюзгина, Л.А. Приобщаем ребенка к природе [Текст] /Л.А. Зюзгина // Управление ДОУ, 2005. - № 8. - с. 63-65.
• Иванова, А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. Пособие для работников дошкольных учреждений [Текст] /А.И. Иванова. - Сфера, 2003. - 134с.
• Иванова, А.И. Особенности усвоения дошкольниками экологических понятий [Текст] /А.И. Иванова // Управление ДОУ, 2005. -№ 8. - с. 66-72.
• Игнаткина, Л.С. Ознакомление дошкольников с ростом и развитием животных [Текст] /Л.С. Игнаткина. М. - Издательский центр Просвещение, 2009. - 18 с.
• Как знакомить дошкольников с природой [Текст] /: Пособие для воспитателей детского сада / Л.А. Каменева, А.К, Матвеева, Л.М. Маневцева и др.; Сост. Л.А. Каменева: Под. ред. П.Г. Саморуковой. - М.: Просвещение. - 2003. - 234с.
• Каменева, Л.А. Как знакомить дошкольников с природой [Текст] /Л.А. Каменева. - М.: Просвещение, 2003. - 123с.
• Киреева, Л.Г. Формирование экологической культуры дошкольников [Текст] /Л.Г. Киреева // Учитель. - Волгоград, 2008. - С.67-69.
• Кондратьева, Н.Н. Программа экологического образования детей «Мы» [Текст] / Н.Н. Кондратьева. - Санкт- Пет., 2006. - 104 с.
• Коломина, Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду [Текст] /Н.В. Коломина. - М.: Сфера. - 2012. - 134с.
• Кочергина, В. Наш дом - Земля [Текст] /В. Кочергина // Дошкольное воспитание, 2014. - №6. - с. 50-53.
• Кузнецова, Л.В. Взаимодействие детского сада и семьи в
экологическом воспитании детей [Текст] /Л.В. Кущнецова //
Дошкольная педагогика. - 2009. - № 6. - С. 54-57.
• Ладутько, Л.К. Ребенок познает мир природы: пособие для педагогов, руководителей учреждений, обеспечивающих получение дошк. образования [Текст] /Л.К. Ладутько. - Минск: УП Технопринт, 2014. - 228 с.
• Лопатина, А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания [Текст] /А. Лопатина, М. Скребцова. - 2-е изд. - М.: Амрита-Русь, 2008. - 256 с.
• Лопатина, А. Экологическое воспитание дошкольников. Конспекты занятий, сказки, стихи, игры и задания [Текст] / / А. Лопатина, М. Скребцова. - Москва: Амрита, 2010. - 128 с.
• Лучич, М.В. Детям о природе [Текст] /М.В. Лучич. - М.: Просвещение,
2009. - 143 с.
• Маневцева, А.К. Ребенок познает мир природы [Текст] /А.К. Маневцева // Дошкольное воспитание, 2004. - № 8. - с. 17-19.
• Маневцева, А.К. Мир природы и ребёнок [Текст] /А.К. Маневцева, П.Г. Саморукова. - Санкт - Пет., Детство - пресс, 2000. - 319 с.
• Масленникова, О.М. Экологические проекты в детском саду [Текст] /О.М. Масленникова //Учитель. - Волгоград, 2009. - С. 123-125.
• Матвеева, А.К . Как знакомить дошкольников с природой [Текст] /А.К. Матвеева, Л.А. Каменева. - М.: Просвещение, 2008. - 207 с.
• Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников [Текст] // Под ред. Л.М.Маневцовой, П.Г.Саморуковой. - СПб: Детство-Пресс. - 2003. - 236с.
• Мишарина, Л.А. Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с растительным и животным миром Прибайкалья: учебное пособие [Текст] // Л.А. Мишарина, В.А. Горбунова. Иркутск: Издательство
Иркутского государственного педагогического университета, 2007.
296 с.
• Мы. - Программа экологического образования детей [Текст] / Н.Н. Кондратьева и др. - С-Пб: Детство-пресс, 2008. - 240 с.
• Низова, А.М. Великий учитель - природа[Текст] /А.М. Низова. - М.: Просвещение, 2011. - 160с.
• Николаева, C. H. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников [Текст] /С.Н. Николаева. - Москва.: Мозайка-Синтез, 2004. - 128c.
• Николаева, С.Н. Юный эколог. Система работы с детьми в старшей группе детского сада [Текст] /С.Н. Николаева.. - М.: Мозаика-Синтез,
2010. - 123с.
• Николаева, С. Обзор зарубежных и отечественных программ
экологического образования и воспитания детей [Текст] /С.Н.
Николаева //Дошкольное воспитание.- №7.- 2009.- с.52-64.
• Николаева, С.Н. Как приобщить ребенка к природе: Методический материал для работы с родителями в дошкольном учреждении [Текст] /С.Н. Николаева.. - М.: Новая школа, 2003. - 64 с.
• Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников [Текст] /С.Н. Николаева. - М.: Академия, 2001. - 207 с.
• Николаева, С.Н. Общение с природой начинается с детства [Текст] /С.Н. Николаева. - Пермь, 2002 - С.15.
• Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей: учебное пособие для студентов высших педагогических заведений [Текст] / С.Н. Николаева. М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 336 с.
• От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. — М.: Мозаика, 2014. — с.123.
• Постникова, Н.К., Градусова Л.В. Формирование представлений о природе родного края у детей старшего дошкольного возраста [Текст] /Н.К. Постникова, Л.В. Градусова //Международный студенческий научный вестник. - 2015. - № 5. - С. 26-28.
• Педагогический энциклопедический словарь [Текст]. - Из-во: Большая Российская энциклопедия Золотой фонд, 2009. - 528с.
• Петровский, В.А. Концепция развивающей среды в дошкольном учреждении [Текст] /В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.Л. Смывина /Дошкольное образование в России: сб. действующих нормативно-правовых документов и науч.-метод. материалов. - М.: АСТ, 2007. - С. 57-67.
• Поддъяков, Н.Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста [Текст] / Н.Н. Поддъяков. - М., 2009. - С.176.
• Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
• Рыжова, Н.А. Экологическое образование в дошкольных учреждениях [Текст] / Н.А. Рыжова. - М.: 1999. - 167с.
• Рыжова, Н., Логинова Л. Мини - Музей в детском саду [Текст] / Н.А. Рыжова.. - М: 2008. - 189с.
• Рыжова, Н.А. Я и природа: Учеб. методич. комплекс по эколог. Образованию дошкольников [Текст] / Н.А. Рыжова.. - М.: ЛИНКА- ПРЕСС. - 1996. - 123с.
• Рыжова, Н.А. Экологическое воспитание в детском саду [Текст] / Н.А. Рыжова. - М.: Карапуз, 2001. - 95с.
• Саморукова, П.Г. Методика ознакомления детей с природой в д/с. [Текст] / Н.А. Рыжова. - М. - Просвещение, 2005. - 123с.
• Серебрякова, Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте: учебное пособие [Текст] / Н.А. Рыжова.. - Москва: Академия, 2014. - 208с.
• Система работы по экологическому воспитанию дошкольников. Старшая группа. [Текст] /сост. П. Г. Федосеева. - Волгоград: ИТД Корифей. - 2011. - 96с.
• Соломенникова, О.А. Экологическое воспитание в д/с. [Текст] / О.А. Соломенникова. - М.: Мозаика - Синтез, 2005. - 145с.
• Теплюк, С.Н. Занятия на прогулках [Текст] / С.Н. Теплюк.. - М.: Владос,2001. - 106 с.
• Терентьева, Е. Ф. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста [Текст] /Е.Ф. Терентьева, С.Н. Николаева. - Нижний Новгород, 2001. - С.34-36.
• Труфанов, В.Г. Уроки природы родного края [Текст] /В.Г. Труфанов. - Тула: Издательский дом Пересвет, 2013. - 64с.
• Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного образования. [Текст] /Автор-составитель С.Н.Николаева. - М.: Издательство АСТ. - 2008. - С.134-136.
• Проектная деятельность в экологическом воспитании дошкольников [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http: //www.maam.ru/detskij sad/proektnaj a-dej atelnost-v-yekologicheskom- vospitani-doshkolnikov.html


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ