ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РАСТЕНИЯХ РОДНОГО КРАЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РАСТЕНИЯХ РОДНОГО КРАЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Проблема формирования представлений у старших дошкольников в
психолого-педагогических исследованиях 6
1.2. Сущность, содержание представлений о растениях родного края у
детей старшего дошкольного возраста 10
1.3. Методы, средства формирования представлений о растениях родного
края у детей старшего дошкольного возраста 17
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РАСТЕНИЯХ РОДНОГО КРАЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 27
2.1. Диагностика уровня сформированности представлений о растениях
родного края у детей старшего дошкольного возраста 27
2.2. Методические рекомендации для воспитателей по формированию экологических умений у детей среднего дошкольного возраста в трудовой
деятельности в природе 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 50
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РАСТЕНИЯХ РОДНОГО КРАЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Проблема формирования представлений у старших дошкольников в
психолого-педагогических исследованиях 6
1.2. Сущность, содержание представлений о растениях родного края у
детей старшего дошкольного возраста 10
1.3. Методы, средства формирования представлений о растениях родного
края у детей старшего дошкольного возраста 17
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РАСТЕНИЯХ РОДНОГО КРАЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 27
2.1. Диагностика уровня сформированности представлений о растениях
родного края у детей старшего дошкольного возраста 27
2.2. Методические рекомендации для воспитателей по формированию экологических умений у детей среднего дошкольного возраста в трудовой
деятельности в природе 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 50
ПРИЛОЖЕНИЯ
В настоящее время обострилась экологическая обстановка. Причиной тому не только условия экономического развития, но и невысокий уровень экологического сознания людей, их недостаточная компетентность в вопросах функционирования природных систем. Чтобы остановить стремительно нарастающий экологический кризис, необходимо в корне изменить экологическое поведение и мышление людей. Для этого нужно использовать то время в жизни человека, когда он наиболее восприимчив к усвоению экологических представлений, правил поведения в природе. Таким периодом, по данным современной психологии, является дошкольный возраст. Именно в этом возрасте начинается процесс становления мировоззрения человека. Экологические представления — это основа для последующего экологического мировоззрения. О формировании научного мировоззрения можно говорить только тогда, когда знания усвоены на уровне личностных ценностей, приобрели форму убеждений, выступают в качестве ориентировочной основы действий субъекта, лежат в основе личного способа ориентировки в окружающем мире.
Формирование представлений о растениях родного края у детей старшего дошкольного возраста связано с необходимостью развития ценностного отношения к природе родного края, обогащением представлений детей об окружающей их среде, развитием эстетических и патриотических чувств. Представления о растениях родного края составляют основу бережного отношения к природе, включая элементарную природоохранительную деятельность детей с самых ранних лет.
Исследованиям в области экологического воспитания дошкольника уделяли внимание многие ученые: К.Д. Ушинский (влияние природы на формирование личностных качеств ребёнка), В.А. Сухомлинский (природа как «вечный источник мысли» и добрых чувств детей).
В области экологического образования как особого направления педагогической науки и практики работали А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, Н.Ф. Реймерс, И.Т. Суравегина, В.А. Ясвин и др.
Ввиду неполной разработанности темы исследования, и на сегодняшний день существует необходимость исследования процесса формирования экологических представлений дошкольника.
Большое значение для исследования и решения общих проблем формирования представлений в дошкольном возрасте имеют работы следующих ученых, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, Н.Н. Поддьякова, А.П. Усовой, Д.Б. Эльконина и др.
Разные аспекты формирования экологических представлений дошкольников отражены в работах С.Н. Николаевой, Н.А. Рыжовой, Л.В. Шинкаревой и др.
В ряде исследований раскрывается содержание экологических представлений, отражающих особенности: растений, как живых существ (В.П. Арсеньевой, П.Г. Саморуковой, И.А. Хайдуровой, Т.В. Христовской и др.); роста и развития животных, особенностей приспособления к условиям окружающей среды (С.Н. Николаева, Е.Ф. Терентьева, А.М. Федотова и др.);
представлений о человеке, как биосоциальном существе (А.С. Золотнякова, Л.Г. Нисканен и др.); отдельных аспектов взаимодействия человека с окружающей средой (С.Н. Николаева, Л.И. Понамарева, Н.А. Рыжова и др.)
Проблема исследования: каковы педагогические условия формирования представлений о растениях родного края у детей старшего дошкольного возраста.
Решение данной проблемы является целью исследования.
Объект исследования: процесс формирования представлений о растениях родного края у детей старшего дошкольного.
Предмет исследования: педагогические условия формирования представлений о растениях родного края у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: процесс формирования представлений о растениях родного края у детей старшего дошкольного возраста будет эффективен при соблюдении следующих условий:
1) использования нетрадиционных методов, форм экологического образования детей;
2) использования интерактивных и мультимедийных средств;
3) вовлечения детей в различные виды эколого-ориентированной деятельности.
Задачи исследования:
1) рассмотреть разные подходы к сущности понятия «представление»;
2) определить сущность и содержание представлений о растениях родного края у детей старшего дошкольного возраста;
3) охарактеризовать методы, формы, средства формирования представлений о растениях родного края у детей старшего дошкольного возраста;
4) разработать методические рекомендации по формированию представлений о растениях родного края у детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования: анализ философской, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, наблюдение, педагогический эксперимент, метод количественной и качественной обработки данных.
База исследования: Муниципальное дошкольное учреждение образовательное учреждение «детский сад №4» общеразвивающего вида п. Ракитное.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
Формирование представлений о растениях родного края у детей старшего дошкольного возраста связано с необходимостью развития ценностного отношения к природе родного края, обогащением представлений детей об окружающей их среде, развитием эстетических и патриотических чувств. Представления о растениях родного края составляют основу бережного отношения к природе, включая элементарную природоохранительную деятельность детей с самых ранних лет.
Исследованиям в области экологического воспитания дошкольника уделяли внимание многие ученые: К.Д. Ушинский (влияние природы на формирование личностных качеств ребёнка), В.А. Сухомлинский (природа как «вечный источник мысли» и добрых чувств детей).
В области экологического образования как особого направления педагогической науки и практики работали А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, Н.Ф. Реймерс, И.Т. Суравегина, В.А. Ясвин и др.
Ввиду неполной разработанности темы исследования, и на сегодняшний день существует необходимость исследования процесса формирования экологических представлений дошкольника.
Большое значение для исследования и решения общих проблем формирования представлений в дошкольном возрасте имеют работы следующих ученых, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, Н.Н. Поддьякова, А.П. Усовой, Д.Б. Эльконина и др.
Разные аспекты формирования экологических представлений дошкольников отражены в работах С.Н. Николаевой, Н.А. Рыжовой, Л.В. Шинкаревой и др.
В ряде исследований раскрывается содержание экологических представлений, отражающих особенности: растений, как живых существ (В.П. Арсеньевой, П.Г. Саморуковой, И.А. Хайдуровой, Т.В. Христовской и др.); роста и развития животных, особенностей приспособления к условиям окружающей среды (С.Н. Николаева, Е.Ф. Терентьева, А.М. Федотова и др.);
представлений о человеке, как биосоциальном существе (А.С. Золотнякова, Л.Г. Нисканен и др.); отдельных аспектов взаимодействия человека с окружающей средой (С.Н. Николаева, Л.И. Понамарева, Н.А. Рыжова и др.)
Проблема исследования: каковы педагогические условия формирования представлений о растениях родного края у детей старшего дошкольного возраста.
Решение данной проблемы является целью исследования.
Объект исследования: процесс формирования представлений о растениях родного края у детей старшего дошкольного.
Предмет исследования: педагогические условия формирования представлений о растениях родного края у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: процесс формирования представлений о растениях родного края у детей старшего дошкольного возраста будет эффективен при соблюдении следующих условий:
1) использования нетрадиционных методов, форм экологического образования детей;
2) использования интерактивных и мультимедийных средств;
3) вовлечения детей в различные виды эколого-ориентированной деятельности.
Задачи исследования:
1) рассмотреть разные подходы к сущности понятия «представление»;
2) определить сущность и содержание представлений о растениях родного края у детей старшего дошкольного возраста;
3) охарактеризовать методы, формы, средства формирования представлений о растениях родного края у детей старшего дошкольного возраста;
4) разработать методические рекомендации по формированию представлений о растениях родного края у детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования: анализ философской, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, наблюдение, педагогический эксперимент, метод количественной и качественной обработки данных.
База исследования: Муниципальное дошкольное учреждение образовательное учреждение «детский сад №4» общеразвивающего вида п. Ракитное.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
На основе анализа философской и психолого-педагогической литературы и результатов проведенного исследования мы считаем целесообразным сделать ряд выводов:
Представление - это качественно-своеобразный, чувственно-наглядный, обобщенный образ объективного мира; переходная ступень в индивидуальном познании, содержащая в себе элементы как чувственного, так и рационального.
Существует множество классификаций представлений. Основаниями для них являются степень обобщенности, происхождение, виды ведущего анализатора и др.
В соответствии с разделением представлений по репрезентативным системам (по модальности ведущего анализатора) выделяют следующие виды представлений:
• зрительные (образ человека, места, пейзажа);
• слуховые (воспроизведение музыкальной мелодии);
• обонятельные (представление какого-то характерного запаха);
• вкусовые (представления о вкусе пищи — сладком, горьком и пр.)
• тактильные (представление о гладкости, шершавости, мягкости, твердости предмета);
• температурные (представление о холоде и тепле)
H. Н. Поддьяков выделяет два взаимосвязанных пути формирования представлений:
I. формирование представлений в процессе непосредственного восприятия предметов, но без их практического преобразования;
2. формирование представлений в практической преобразующей деятельности самих детей, в процессе которого возникает образ воспринимаемого объекта и осуществляются различного рода преобразования этого объекта.
Представления о растениях относятся к экологическим. Опираясь на сущностные характеристики понятия «представление», мы сформулировали понятие «экологические представления». Экологические представления - это чувственный образ предметов, объектов и явлений природы, отражающий объективно существующие связи и зависимости в ней.
Содержание экологических представлений раскрывается через основное определение экологии как биологической науки - биоэкологию.
Биоэкология - это дисциплина, изучающая отношение организмов (особей, популяций, биоценозов) между собой и окружающей средой.
Она имеет три раздела, в которых рассматриваются взаимосвязи:
1) отдельно взятого организма со средой обитания (аутэкология);
2) популяций разных видов растений и животных с занимаемым ареалом (демэкология);
3) сообществ живых организмов со средой совместного их проживания (синэкология).
Экологические представления детей старшего дошкольного возраста включают в себя знания о растениях, животных, живой и неживой природе, сезонных изменениях в природе, взаимосвязи растений и животных с окружающей средой. В нашей работе мы остановились на представлениях о растениях родного края у детей старшего дошкольного возраста.
С целью конкретизации содержания представлений о растениях у детей старшего дошкольного возраста мы проанализировали примерные общеобразовательные программы дошкольного образования «Детство» и «От рождения до школы».
В программах предусматривается формирование представлений о растениях ближайшего окружения, о потребностях, признаках благоприятного или неблагоприятного их состояния, о разных основаниях их классификации, сходствах между растением и человеком, о неживой природе, как среде обитания растений, о жизни растений в разных климатических условиях, стадиях роста хорошо знакомых растений, ярких изменениях их внешнего вида в процессе роста, о природных сообществах растений, их обитателях, причинах их совместного существования, о комнатных растениях, уходе за ними, способах их размножения, о многообразии родной природы.
Таким образом, в примерных общеобразовательных программах достаточно полно представлено содержание представлений о растениях родного края у детей старшего дошкольного возраста, что дает нам возможность формировать данные представления в соответствии с региональными особенностями растительного мира природы.
Формируя у детей экологические представления в процессе ознакомления с миром растений педагог, должен сам понимать, что такое растения, живой организм, среда обитания, адаптация организма к среде обитания. Кроме того, знакомя детей с миром растений, педагогу необходимо подбирать материал с учетом их возрастных особенностей. Необходимо формировать знания в интересной и занимательной форме.
В своей работе воспитатель использует различные методы и приёмы.
Метод - это способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности.
Нами были рассмотрены методы, формы и средства формирования представлений о растениях старшего дошкольного возраста. Мы выделили такие группы методов, как наглядные, практические, словесные и игровые. Мы выяснили, что к наглядным методам относятся наблюдение, методы иллюстрации и демонстрации, видеометод; практические методы включают в себя опыты и экспериментирование, моделирование; словесные методы - это рассказ воспитателя и рассказы детей, чтение художественной литературы о природе, беседы; в экологическом образовании дошкольников широко используются игры с готовым содержанием и правилами.
Экспериментальная работа осуществлялась в рамках констатирующего эксперимента. Цель констатирующего эксперимента - определить исходный уровень сформированности представлений о растениях родного края у детей старшего дошкольного возраста. Экспериментальная работа по изучению представлений о растениях родного края проводилась на базе МДОУ «детский сад №4» общеразвивающего вида п. Ракитное. Для участия в эксперименте было отобрано 22 ребенка старшего дошкольного возраста: 13 девочек и 9 мальчиков. В ходе исследования на констатирующем этапе с помощью диагностических заданий, содержание которых определялось диагностической методикой, предложенной Н.Н. Кондратьевой в программе экологического образования детей «Мы», был выявлен исходный уровень сформированности представлений о растениях родного края у детей старшего дошкольного возраста. Нами было выявлено 3 уровня сформированности представлений о растениях родного края у детей старшего дошкольного возраста: высокий - 27% детей, средний - 55% детей и низкий - 18% детей.
Мы разработали методические рекомендации с опорой на педагогические условия, выделенные в гипотезе исследования:
1) использование нетрадиционных методов, форм экологического образования детей;
2) использование интерактивных и мультимедийных средств;
3) вовлечение детей в различные виды эколого-ориентированной деятельности.
В ходе разработки первой методической рекомендации - использование нетрадиционных методов, форм экологического образования детей - нами были выделены следующие нетрадиционные методы формирования представлений о растениях родного края у тетей старшего дошкольного возраста: «экологическая лабилизация», «художественная репрезентация природных объектов», «экологическая эмпатия», «экологическая рефлексия», «экологическая забота». Вторую методическую рекомендацию - использование интерактивных и мультимедийных средств - мы считаем целесообразным реализовывать через интерактивный наглядный материал, который содержит яркие анимации, иллюстрации, видеофрагменты, фотографии, и игровые интерактивные задания, оформленные в виде красочных, озвучиваемых игр, нередко имеющих персонажа, который сопровождает ребенка в игре. Реализацию третьей методической рекомендации - вовлечение детей в различные виды эколого-ориентированной деятельности - мы видим в проведении трудовой деятельности в уголке природы, создании проектов и проведении экологических акций.
Таким образом, можно говорить об эффективности проведенной нами работы, а соответственно цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза доказана.
Представление - это качественно-своеобразный, чувственно-наглядный, обобщенный образ объективного мира; переходная ступень в индивидуальном познании, содержащая в себе элементы как чувственного, так и рационального.
Существует множество классификаций представлений. Основаниями для них являются степень обобщенности, происхождение, виды ведущего анализатора и др.
В соответствии с разделением представлений по репрезентативным системам (по модальности ведущего анализатора) выделяют следующие виды представлений:
• зрительные (образ человека, места, пейзажа);
• слуховые (воспроизведение музыкальной мелодии);
• обонятельные (представление какого-то характерного запаха);
• вкусовые (представления о вкусе пищи — сладком, горьком и пр.)
• тактильные (представление о гладкости, шершавости, мягкости, твердости предмета);
• температурные (представление о холоде и тепле)
H. Н. Поддьяков выделяет два взаимосвязанных пути формирования представлений:
I. формирование представлений в процессе непосредственного восприятия предметов, но без их практического преобразования;
2. формирование представлений в практической преобразующей деятельности самих детей, в процессе которого возникает образ воспринимаемого объекта и осуществляются различного рода преобразования этого объекта.
Представления о растениях относятся к экологическим. Опираясь на сущностные характеристики понятия «представление», мы сформулировали понятие «экологические представления». Экологические представления - это чувственный образ предметов, объектов и явлений природы, отражающий объективно существующие связи и зависимости в ней.
Содержание экологических представлений раскрывается через основное определение экологии как биологической науки - биоэкологию.
Биоэкология - это дисциплина, изучающая отношение организмов (особей, популяций, биоценозов) между собой и окружающей средой.
Она имеет три раздела, в которых рассматриваются взаимосвязи:
1) отдельно взятого организма со средой обитания (аутэкология);
2) популяций разных видов растений и животных с занимаемым ареалом (демэкология);
3) сообществ живых организмов со средой совместного их проживания (синэкология).
Экологические представления детей старшего дошкольного возраста включают в себя знания о растениях, животных, живой и неживой природе, сезонных изменениях в природе, взаимосвязи растений и животных с окружающей средой. В нашей работе мы остановились на представлениях о растениях родного края у детей старшего дошкольного возраста.
С целью конкретизации содержания представлений о растениях у детей старшего дошкольного возраста мы проанализировали примерные общеобразовательные программы дошкольного образования «Детство» и «От рождения до школы».
В программах предусматривается формирование представлений о растениях ближайшего окружения, о потребностях, признаках благоприятного или неблагоприятного их состояния, о разных основаниях их классификации, сходствах между растением и человеком, о неживой природе, как среде обитания растений, о жизни растений в разных климатических условиях, стадиях роста хорошо знакомых растений, ярких изменениях их внешнего вида в процессе роста, о природных сообществах растений, их обитателях, причинах их совместного существования, о комнатных растениях, уходе за ними, способах их размножения, о многообразии родной природы.
Таким образом, в примерных общеобразовательных программах достаточно полно представлено содержание представлений о растениях родного края у детей старшего дошкольного возраста, что дает нам возможность формировать данные представления в соответствии с региональными особенностями растительного мира природы.
Формируя у детей экологические представления в процессе ознакомления с миром растений педагог, должен сам понимать, что такое растения, живой организм, среда обитания, адаптация организма к среде обитания. Кроме того, знакомя детей с миром растений, педагогу необходимо подбирать материал с учетом их возрастных особенностей. Необходимо формировать знания в интересной и занимательной форме.
В своей работе воспитатель использует различные методы и приёмы.
Метод - это способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности.
Нами были рассмотрены методы, формы и средства формирования представлений о растениях старшего дошкольного возраста. Мы выделили такие группы методов, как наглядные, практические, словесные и игровые. Мы выяснили, что к наглядным методам относятся наблюдение, методы иллюстрации и демонстрации, видеометод; практические методы включают в себя опыты и экспериментирование, моделирование; словесные методы - это рассказ воспитателя и рассказы детей, чтение художественной литературы о природе, беседы; в экологическом образовании дошкольников широко используются игры с готовым содержанием и правилами.
Экспериментальная работа осуществлялась в рамках констатирующего эксперимента. Цель констатирующего эксперимента - определить исходный уровень сформированности представлений о растениях родного края у детей старшего дошкольного возраста. Экспериментальная работа по изучению представлений о растениях родного края проводилась на базе МДОУ «детский сад №4» общеразвивающего вида п. Ракитное. Для участия в эксперименте было отобрано 22 ребенка старшего дошкольного возраста: 13 девочек и 9 мальчиков. В ходе исследования на констатирующем этапе с помощью диагностических заданий, содержание которых определялось диагностической методикой, предложенной Н.Н. Кондратьевой в программе экологического образования детей «Мы», был выявлен исходный уровень сформированности представлений о растениях родного края у детей старшего дошкольного возраста. Нами было выявлено 3 уровня сформированности представлений о растениях родного края у детей старшего дошкольного возраста: высокий - 27% детей, средний - 55% детей и низкий - 18% детей.
Мы разработали методические рекомендации с опорой на педагогические условия, выделенные в гипотезе исследования:
1) использование нетрадиционных методов, форм экологического образования детей;
2) использование интерактивных и мультимедийных средств;
3) вовлечение детей в различные виды эколого-ориентированной деятельности.
В ходе разработки первой методической рекомендации - использование нетрадиционных методов, форм экологического образования детей - нами были выделены следующие нетрадиционные методы формирования представлений о растениях родного края у тетей старшего дошкольного возраста: «экологическая лабилизация», «художественная репрезентация природных объектов», «экологическая эмпатия», «экологическая рефлексия», «экологическая забота». Вторую методическую рекомендацию - использование интерактивных и мультимедийных средств - мы считаем целесообразным реализовывать через интерактивный наглядный материал, который содержит яркие анимации, иллюстрации, видеофрагменты, фотографии, и игровые интерактивные задания, оформленные в виде красочных, озвучиваемых игр, нередко имеющих персонажа, который сопровождает ребенка в игре. Реализацию третьей методической рекомендации - вовлечение детей в различные виды эколого-ориентированной деятельности - мы видим в проведении трудовой деятельности в уголке природы, создании проектов и проведении экологических акций.
Таким образом, можно говорить об эффективности проведенной нами работы, а соответственно цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза доказана.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РАСТЕНИЯХ
РОДНОГО КРАЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2016 - Формирование представлений о птицах родного края у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Формирование представлений о птицах родного края у детей старшего
дошкольного возраста
Бакалаврская работа, специальное дефектологическое образование . Язык работы: Русский. Цена: 3800 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РОДНОМ КРАЕ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (В АСПЕКТЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ)
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2020 - ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2016 - Формирование представлений о природе родного края как часть патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2024 - Программа по формированию у детей старшего дошкольного возраста нравственно-патриотических чувств через знакомство с историей родного края
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2016 - ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАЗДНИКИ И ПРИРОДООХРАННЫЕ АКЦИИ КАК СРЕДСТВО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРАВИЛАХ ПОВЕДЕНИЯ В ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2018



