ВВЕДЕНИЕ 7
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОВЕДЕНИЯ КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА ЖИЛИЩНОГО ФОНДА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 5
1.1 Условия и порядок проведение капитального ремонта жилищного фонда 5
1.2 Роль органов власти в организации проведения капитального ремонта жилищного фонда 20
1.3 Преимущества ТСЖ при проведении капитального ремонта 28
1.4 Зарубежный опыт ТСЖ по проведению ремонтов жилищного фонда (на примере Германии и Восточной Европы) 42
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ЖИЛИЩНОГО ФОНДА СОВЕТСКОГО РАЙОНА Г.ЧЕЛЯБИНСКА 55
2.1 Оценка состояния жилищного фонда Советского района 55
2.2 Характеристика ТСЖ, действующих на территории Советского района 61
2.3 Анализ деятельности органов исполнительной власти по проведению капитального ремонта жилищного фонда 66
ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА В СОВЕТСКОМ РАЙОНЕ Г. ЧЕЛЯБИНСКА 78
3.1 Проблемы проведения капитального ремонта в Советском районе и пути их устранения 78
3.2 Разработка механизма проведения капитального ремонта жилищного фонда Советского района г. Челябинска 81
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 98
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 100
Приложения 106
Реформа коммунального хозяйства, которая началась в Российской Федерации в начале 90-х годов XX века, является на сегодня одним из основных направлений социально-экономических преобразований в нашей стране.
К сожалению, отношение к коммунальной отрасли всегда было однозначным считалось, «коммуналку» можно не финансировать, она выживет сама. Закономерно, что сегодня отрасль функционирует в режиме выживания. Сложная социально-экономическая ситуация в период 90-х годов крайне негативно сказалась на состоянии отрасли и жилищного фонда всей страны. Положение усугубили высокая централизация управления, монополизация предоставления жилищно-коммунальных услуг муниципальными унитарными предприятиями при наличии реальной возможности развития конкурентных начал, не обусловленных технологическими условиями и главное, отсутствие в сфере жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) нормальных экономических отношений, которые бы обеспечивали возможность ее безубыточной работы в условиях хронического бюджетного недофинансирования. В официальных документах констатировалось резкое падение инвестиций в коммунальную инфраструктуру, нарастание износа ее жилищных фондов, отсутствие механизмов ресурсосбережения и целый ряд иных негативных явлений. По оценке Президента Российской Федерации (РФ) в настоящее время речь идет не о развитии, не о сохранении, а о восстановлении жилищно-коммунальной отрасли, в том числе и жилищного фонда страны.
Актуальность выпускная квалификационная работа подтверждается введением в действие нового Жилищного Кодекса РФ и вышедшим Федеральным законом от 21 июля 2007 года №-185 «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».
Целью данной работы является разработка механизма проведения капитального ремонта жилищного фонда на территории Советского района города Челябинска.
Для достижения данной цели в работе решаются следующие задачи:
- изучить теоретические и правовые основы организации и проведения капитального ремонта жилищного фонда муниципального образование.
- проанализировать состояние жилищного фонда Советского района города Челябинска и дать оценку участия товариществ собственников жилья (ТСЖ) в реализации программы по проведению капитального ремонта жилых домов.
- рассмотреть деятельность органов исполнительной власти по проведению капитального ремонта жилищного фонда Советского района г. Челябинска.
- разработать предложения по усовершенствованию механизма проведения капитального ремонта многоквартирных домов, выбравших разные формы управления.
- определить экономическую эффективность, и социальную значимость при создании ТСЖ как способов управления многоквартирным домом.
В качестве ключевого метода исследования использован системный анализ. Гипотеза исследования: при формировании механизма проведения капитального ремонта многоквартирных домов необходимо учитывать форму управления, выбранную проживающими в них собственниками.
Источниковой базой дипломного проекта выступили труды специалистов в области теории управления, а также нормативные документы и акты, регламентирующие функционирование системы ЖКХ России, Челябинской области и города Челябинска.
В работе использованы показатели готовности к проведению капитального ремонта жилищного фонда и сноса ветхоаварийного жилья на территории города Челябинска, аналитическая информация, предоставленная в Управлении ЖКХ Администрации города Челябинска и отдела жилищно-коммунального хозяйства Советского района.
Теоретической основой капитального ремонта жилищного фонда является нормативно-правовая база (ФЗ-185 «О фонде содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства», Жилищный кодекс Российской Федерации в редакции от 31 декабря 2005 г. № 199-ФЗ.), подпрограмма реформирования и модернизации жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации, Федеральная целевая программа «Жилище», проект технического содействия реформированию бюджетной системы на региональном уровне, обзорные издания бюджетных расходов на ЖКХ, рекомендации Губернатора Челябинской области, Постановления Главы города Челябинска, данные отдела коммунального хозяйства Советского района, управления жилищно-коммунального хозяйства г. Челябинска (в частности состояния жилищного фонда, количества товариществ собственников жилья в районе и др.).
Состояние жилищного фонда Советского района города Челябинска можно определить как удовлетворительное так, как большое количество домов этого района это дома частного сектора и старые бараки, построенные еще в 50 годы, и многоэтажных домов построенных до 90 годов ХХ века. Новые дома в основном расположены в центральной части района, где наиболее привлекательны многоэтажные дома. Основная часть старой застройки находится в промышленной зоне, которая в свою очередь не очень благоприятна для проживания.
Можно отметить, что жилищный фонд Советского района это набор всех домов, какие есть в нашей стране от старых полуразвалившихся бараков, которые доживают свой последний век, и до дорогостоящий элитных многоэтажек которыми не каждый город может похвастаться. Это обуславливается переселением жителей из ветхо-аварийного жилья, а также поддержание этого жилья в удовлетворительном состоянии. Изучив деятельность органов исполнительной власти (Правительство Челябинской области, Государственная жилищная инспекция по Челябинской области, Администрация г. Челябинска, администрация Советского района г. Челябинска) по вопросу капитального ремонта констатируем, что исполнительная власть, принимая нормативные документы, в значительной степени облегчают ход реформы ЖКХ.
Определив ситуацию на рынке многоквартирных жилых домов можно раскрыть механизм проведения капитального ремонта жилищного фонда, который выбирает различные формы управления.
Анализ работы ТСЖ показал, что данный вид управления имеет экономическую эффективность и социальную значимость.
Мною выполнена разработка одного из требований 185 – ФЗ, это обязательное оплата собственниками 2008 году пяти процентов от стоимости капитального ремонта дома. Мною предложено снизить процент соучастия в капитальном ремонте до минимума как за счёт Федерального бюджета, так и за счёт сдачи в аренду прилегающих территорий, либо кредитования на условиях минимизированного процента.
1. Жилищный кодекс Российской Федерации в редакции федерального закона от 31 декабря 2005 г. № 199-ФЗ.
2. Федеральный закон РФ «О фонде содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства» от 21 июля 2007 г. № 185.
3. Федеральный закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» (ред. от 08.07.1999 г.) // Ведомости СНД и ВС РФ № 3 1993г.
4. Указ президента РФ «О концепции реформы жилищного коммунального хозяйства в Российской Федерации» от 28 апреля 1997 г. № 425.
5. Ведомственные строительные нормы ВСН 58-88 (р) «Об организации и проведение реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий» от 1 июля 1989 г.
6. Ведомственные строительные нормы ВСН 61-89 (р) «О реконструкции и капитальных ремонтов жилых домов» от 1 июля 1990 г.
7. Ведомственные строительные нормы ВСН 55-87 (р) «О реконструкции и капитальных ремонтов жилых домов» от 01.07.89г.
8. Закон Челябинской области «О локальных естественных монополиях» // Сборник законов и иных нормативных правовых актов Челябинской области № 5 май 1997г.
9. Постановление Законодательного собрания Челябинской области «Об утверждении областной целевой Программы оснащения средствами учета и регулирования расхода энергоресурсов, модернизации систем отопления объектов, финансируемых из областного и местных бюджетов, на 2001-2005 годы» // Ведомости Законодательного собрания Челябинской области № 10 октябрь 2001 г.
10. Постановление Законодательного собрания Челябинской области «О Программе реализации жилищной реформы Челябинской области на 1997-2003 годы» // Архив администрации г. Челябинска
11. Постановление Законодательного собрания Челябинской области «О проекте программы реализации жилищной реформы Челябинской области на 2000-2008 годы» // Ведомости Законодательного собрания Челябинской области № 7, 2000г.
12. Постановление Губернатора Челябинской области «Об утверждении Методических указаний по расчету экономически обоснованных тарифов на услуги по содержанию и текущему ремонту жилищного фонда, оказываемые организациями всех форм собственности» // Текущий архив Администрации города Челябинска.
13. Решение Челябинской городской Думы «О прогнозе социально-экономического развития города Челябинска на 2005 год» // Сборник нормативно-правовых актов Челябинской городской Думы второго созыва № 14 от 28 декабря 2004г.
14. Отраслевая целевая программа г. Челябинска «О капитальном ремонте многоквартирных домов на 2008-2010 г.г.»
15. Устав ТСЖ «Ренессанс» «О товариществах собственников жилья».
16. Отчет об Итогах работы жилищно-коммунального комплекса и планы на 2008 год управления жилищно-коммунального хозяйства г. Челябинска.
17. Программа «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры» на 2007 г. управления жилищно-коммунального хозяйства г. Челябинска.
18. Отчёт о финансировании Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации г.Челябинска на 2007 // Текущий архив Администрации г.Челябинска
19. Программа «Капитальный ремонт» муниципального жилищного фонда управления жилищно-коммунального хозяйства г. Челябинска.
20. Информация о состоянии отрасли жилищно-коммунального хозяйства г. Челябинска. // Текущий архив Администрации г. Челябинска
21. Сборник предельной стоимости отдельных видов работ по состоянию на первый квартал // Администрация г. Челябинска
22. Особенности реформирования жилищно-коммунальной сферы за рубежом. В сб. тезисов-докладов научно-практической конференции ППС Санкт-Петербургского Технологического института сервиса МГАСБУ., 17-18 декабря., 1997 г. Спб: СпбТИС., 1998.
23. Ответы на вопросы горожан // Методическое пособие Главы города Челябинска М.В. Юревича, Челябинск 2007 г.
24. Как управлять своим домом // Памятка для собственников жилья. Челябинская городская Дума 2007 г.
25. Управление своим домом в вопросах и ответах // Администрация г. Челябинска 2007 г.
26. Некоторые индикаторы развития ЖКХ в России // Проблемы теории и практики управления Румянцева Е.. - 2003. - №4. - С.45-51.
27. Условия модернизации жилищного фонда // Костецкий Н. Экономист. - 2003. - №4. - С.68-75.
28. Организация капитального ремонта многоквартирных домов в условиях новых жилищных отношений // Журнал «Городское строительство» от 19 октября 2007 год.
29. Концепция социальной жилищной политики и социального жилья в Российской Федерации // Некоммерческое партнерство «Свой дом».
30. Отчет по проведенному капитальному ремонту общего имущества муниципального жилищного фонда за 2007 год // Доклад начальника управления жилищно-коммунального хозяйства г. Челябинска
31. Жилищный альманах No2. Кондоминиум и власть. - М.: Ассоциация ТСЖ, ЖСК, ЖК, МЖК "Центр", ТСЖ ВСК "Новослободская 36/1", 1999. - 209 с.
32. Жилищный альманах №3. Правовые и организационные отношения в товариществах собственников жилья и кондоминиумах. - М.: Ассоциация ТСЖ, ЖСК, ЖК, МЖК "Центр", Ассоциация ТСЖ, ЖСК, ЖК "Юго-Запад", 1999. - 264 с.
33. Жилищный альманах №4. Жилищно-арендная кооперация. Опыт новой экономической политики и возможность его применения в современной России. - М.: Ассоциация ТСЖ, ЖСК, ЖК, МЖК "Центр", Институт развития Москвы - центр "Муниципалитет", 1999. - 181 с.
34. Организация ТСЖ: советы, практика // Матеров Л.Н. ЖКХ. - 2000. - №3, с. 52-69.
35. Московское Правительство и ассоциации ТСЖ. Два подхода к самоуправлению в жилищной сфере. - М.: Городская жилищная палата: ассоциации ТСЖ, ЖСК, ЖК, МЖК "Центр", "Юго-Запад", "Запад", "Юго-Восток", "Юг", "Северо-Запад", 2001. - 282 с.
36. О положительном опыте создания и деятельности товариществ собственников жилья. - М.: Фонд "Институт экономики города", 2000. - 63 с.
37. Товарищества собственников жилья: опыт Новочеркасска // Румянцева М.С. ЖКХ. - 2000. - №2, с.10-14.
38. Товарищества собственников жилья // Тасенко Т.Н. ЖКХ. - 2001. - №3, с.42-47.
39. Некоторые социально-экономические и территориальные аспекты реформирования ЖКХ // Айзинова И.М. Проблемы прогнозирования. - 2004. - №6. - С.83-89.
40. Кто не успел, тот опоздал // Кучер Н. Социальная защита. - 2003. - №10. - С.33-36.
41. Материалы к комплексному докладу об итогах работы за 2006 год и предложение // отдел коммунального хозяйства администрации Советского района г. Челябинска.
42. Три ошибки реформы ЖКХ // Кругов М. Деловые люди. - 2003. - №9. - С.41-44.
43. О реформировании ЖКХ // Устинов С. Финансы. - 2003 . - №8. - С.7-9.
44. О программе реформирования жилищно-коммунального хозяйства города Челябинска на 1998-2005 годы: Решение Челябинской городской Думы. // Вечерний Челябинск от 24 ноября1998г.
45. О структуре органов местного самоуправления города Челябинска. Решение Челябинской городской Думы. // Вечерний Челябинск от 20 марта 1997г.
46. О совершенствовании системы управления жилищно-коммунальным хозяйством г. Челябинска: Постановления Главы администрации г. Челябинска. // Вечерний Челябинск от 20 апреля 1995г.
47. Богомолов B.C. Управление городским хозяйством./ Ленинград: Строй-издат, 1989.- 212 с.
48. Велихов Л.А. Основы городского хозяйства / Обнинск: Ин-т муницип. упр., 1995. -216 с.
49. Кутакова Т.Б. Опыт создания кондоминиумов за рубежом // ЖКХ. - 1999. - №4, с.18-25.
50. Елисеев Е.А. Миллионный город - "Прорыв" в XXI век. Челябинск: ЮУКИ, 1999. - 352 с.
51. Зотов В.Б. ЖКХ в системе управления города / Москва: ГАУ, 1996. –212 с.
52. Филимонов С.Л. ТСЖ: проблемы и перспективы // ЖКХ. - 2000. -№11, с.72-79.
53. Чернышев Л.Н. Жилищно-коммунальная реформа в России. Финансово-экономические особенности. / Москва: Международный центр финансово-экономического развития, 1997. - 81с.
54. Реформа экономических отношений как основа формирования новой системы управления жилищно-коммунальным комплексом. Учебное пособие / Сост. В.Б. Зотов - М.: Прима-Пресс, 1998. - 43с.
55. Новые организационные формы управления в ЖКХ: управление кондоминиумом. Учебное пособие / Сост. В.Б. Зотов - М.: Прима-Пресс, 1998. - 129с.
56. Технический взгляд на приватизацию в странах Запада. Учебное пособие / М.: "Эко", Радыгин В. 1992., №3, с.53-57.
57. Новый этап реформирования жилищно-коммунального хозяйства учебное пособие / В.Б.Зотов - М.: "Жилищное и коммунальное хозяйство"., №4., 1996.
58. Основные положения реформы ЖКХ в РФ. Учебное пособие / Сост. В.Б. Зотов - М.: Прима-Пресс, 1998. - 60с.