Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


АМЕРИКАНО-СОВЕТСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В СВЯЗИ С ПРОБЛЕМОЙ РАЗОРУЖЕНИЯ (1980-Е ГГ.)

Работа №73234

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

международные отношения

Объем работы90
Год сдачи2017
Стоимость4770 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
292
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СОВЕТСКО - АМЕРИКАНСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ОБЛАСТИ ВООРУЖЕНИЙ
1.1. Основные этапы развития ядерного оружия в СССР и США и
отличия атомных проектов двух стран 10
1.2. Достижение стратегического паритета СССР и США 17
ГЛАВА II. ОСНОВНЫЕ СОВЕТСКО-АМЕРИКАНСКИЕ ДОГОВОРА В ОБЛАСТИ ВООРУЖЕНИЙ В 1970-1990-Е ГОДЫ XX ВЕКА
2.1. Договор по ПРО - основа договоренностей в области ограничения стратегических вооружений 27
2.2. Концепция "избирательной" ядерной войны. Встреча Д. Форда и Л.Брежнева во Владивостоке (декабрь 1974) 34
2.3. Договор ОСВ-2 и его историческое значение 42
ГЛАВА III. МОДЕЛИ ОТНОШЕНИЙ В ОБЛАСТИ ОГРАНИЧЕНИЯ
И СОКРАЩЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ВООРУЖЕНИЙ.
3.1. Сотрудничество неправительственных организаций России и США в
области ядерного нераспространения и сокращение ядерных вооружений 58
3.2. Американские программы помощи России по снижению ядерной угрозы 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 84


Актуальность проблемы. Развитие международных отношений на современном этапе происходит в условиях высокого риска дальнейшего распространения ядерного оружия. Мировое сообщество предпринимает меры которые сдерживают этот процесс, но они не могут совсем остановить его, при этом мировое сообщество осознало что наращивание вооружений не гарантирует его безопасность.
Увеличение количества ядерных государств уже сегодня повлекло за собой некоторые негативные последствия, которые при нарушении режима нераспространения могут представлять большую угрозу мирному развитию стран. К таким последствиям относятся:
- подрыв стратегической стабильности, традиционно основанной на балансе сил и, прежде всего, балансе стратегических вооружений (бесспорно, достичь баланса стратегических вооружений между большим числом ядерных стран почти невозможно);
- возникновение новых ядерных угроз из-за нарушения стратегической стабильности в современном ядерном мире;
- перемена представлений о ядерном оружии среди политических руководителей разных государств, при этом многие из них рассматривают ядерное оружие как обыкновенный вид вооружений, что несет опасность нарушения стратегической стабильности и вызывает угрозу ядерной войны.
Понимая опасность возникновения новых ядерных угроз, правительство Соединенных Штатов начало искать собственные пути противодействия им. Один из первых шагов в этом направлении возобновление идеи создания национальной противоракетной обороны (НПРО).
Модель построения будущего ядерного мира, если каждое государство начнет строить национальную ПРО, по-видимому, будет порочна в своей основе. В случае ее реализации страны будут втянуты в обременительную для них гонку стратегических (оборонительных и наступательных) вооружений, а космос неминуемо станет новым театром военных действий. Но самое главное - такая модель не обеспечит стратегическую стабильность в ядерном мире и не сможет защитить ни одно государство от ядерных угроз. На сегодняшний день существует необходимость в теоретическом прогнозировании дальнейших шагов в области ограничения стратегических наступательных вооружений (СНВ).
Перед мировым сообществом появилась непростая цель: поиск нового пути обеспечения стратегической стабильности принципиально отлич ающегося от поддержания баланса сил и строительства национальных ПРО. Этот путь, по-видимому, должен пролегать в политической плоскости решения данной проблемы и заключаться в поиске теоретических моделей построения переговорного процесса. Такие модели должны предусматривать консолидацию усилий различных государств в переговорном вопросе построения стабильного ядерного мира и быть пригодными не только в современной обстановке, но и в условиях возможного нарушения режима нераспространения, когда количество ядерных стран может увеличиться.
Следовательно, актуальность темы данной работы определяется:
1. Взаимозависимостью стратегической стабильности и российско- американских отношений в области сокращения и ограничения стратегических вооружений.
2. Необходимостью новых направлений развития стратегических отношений России и Соединенных Штатов на основе комплекса мер доверия в ядерной области и уточнением подходов по ведению переговоров между РФ и Соединенными Штатами по вопросам стратегических вооружений.
Объект исследования. В качестве объекта исследования в работе выбраны российско-американские отношения во второй половине 20 века.
Предметом исследования являются российско-американские отношения в области сокращения и ограничения стратегических вооружений и их влияние на стратегическую стабильность в период со второй половины 1960-х до 2000-х гг., когда вопросы, связанные с сокращением и ограничением стратегических вооружений, имели и продолжают иметь важнейшее значение для мирового сообщества. Основной акцент исследования был сделан на период конца XX века, когда стали формироваться новые рамки российско-американских отношений.
Источниковую базу исследования составили договора и конвенции по ядерному оружию. Особое внимание уделено мемуарам политиков и дипломатов. Большой интерес представляет двухтомник воспоминаний A.A. Громыко, бывшего на протяжении длительного времени
членом Политбюро ЦК КПСС, министром иностранных дел СССР, «Памятное» . Важным источником для работы стали
также воспоминания выдающегося советского дипломата А.Ф. Добрынина «Сугубо доверительно. Посол в Вашингтоне при шести президентах США (1962-1986 гг. )».
Книга бывшего президента США Дж. Буша-старшего (G. Bush) и его советника по национальной безопасности Бр. Скоукрофта (В. Scowcroft) «Мир стал другим » - своего рода «отчет», выборочный и тщательно продуманный, о внешней политике США за годы самых крутых и глубоких перемен в мире за последние полвека. Схожее значение относительно периода рубежа веков, имеет работа известного американского дипломата С. Тэлботта (S. Talbott) «Билл и Борис. Записки о президентской
дипломатии» , которая позволяет лучше понять существующие между Россией и США противоречия на современном этапе.
Важными источниками являются документы государственных ведомств Соединенных Штатов, среди которых: стратегия национальной безопасности США , ежегодные отчеты американского президента "О положении страны" , тексты публичных выступлений президентов, России и США .
Интерес для изучения отношений между СССР и США в период холодной войны представили воспоминания государственных деятелей Америки, среди которых книга "Глядя в будущее" Джорджа Буша ст . и книга "Советник по России: Воспоминания о президентской внешней политике" советника президента Б. Клинтона по России Строуба Тэлботта .
Изменения советско-американских отношений в ядерный век глубоко проанализированы в трудах крупных советских дипломатов Добрынина А.Ф. , Дубинина Ю.В. . и др.
Степень разработанности проблемы. Актуальность обсуждаемой темы способствовала появлению большого количества литературы. В российских и зарубежных исследованиях по рассматриваемой проблеме проанализированы отдельные аспекты договоров по ограничению и сокращению стратегических наступательных вооружений, ведения переговоровпо СНВ, проблем МО, модели стабильного ядерного мира, текущей политики ведущих западных государств и вопросов выработки их курса во внешней политике, как и проблем укрепления стратегической стабильности в целом.
С этой точки зрения следует обозначить, что фундаментальный анализ по рассматриваемой проблематике осуществляли главные институты Российской академии наук (ИМЭМО, ИСКР АН), РАГС при Президенте РФ, ПАМП Дипломатической академии МИД РФ, РИСИ, Центр по изучению проблем разоружения, энергетики и экологии при МФТИ, СВОП, ВА РВСН им. Петра Великого, ЦИВТИ Министерства обороны Российской Федерации и др.
В Соединенных Штатах из институтов занимающихся этими проблемами, прежде всего необходимо отметить Вашингтонский институт стратегических и международных исследований, Фонд Карнеги за международный мир, Национальный университет обороны, Гарвардский университет и ряд других центров.
Среди известных российских политологов и экспертов, исследовавших вышеуказанные вопросы, необходимо отметить таких как: Арбатов А. , Бажанов Е. , Батистов В., Белоус В. , Волков Е. , Задохин А. , Золотарев 17 18 19 20 21
П. , Караганов С. , Колтунов В. , Кузнецов В. , Кулматов К. и др.
Анализ международных соглашений и содержания национальных ядер ных политик (стратегий, доктрин, показал, что в рамках ООН, а также на многосторонней и двухсторонней основе (между РФ и США) к настоящему времени выработан довольно широкий спектр политических мер сохранения стабильности, предотвращения ядерных войн .
Целью данного исследования является - анализ состояния отношений между СССР и США в области сокращения и ограничения стратегических вооружений в период второй половины XX века.
В центре внимания - эволюция российско-американских соглашений по СНВ, их место в обеспечении стратегической стабильности в мире, необходимость новых, особенно продуктивных подходов к дальнейшему сокращению СНВ.
При написании работы были поставлены задачи:
- выявить основные этапы развития ядерногооружия в СССР и США
- проанализировать достижение стратегического паритета СССР и США
- рассмотреть договор по ПРО как основу договоренностей в области ограничения стратегических вооружений
- провести анализ концепции избирательной ядерной войны и встречи Д. Форда и Л. Брежнева
- обозначить особенности договора ОСВ-2
- исследовать сотрудничество неправительственных организаций СССР и США в области ядерного нераспространения
- изучить американские программы помощи СССР по снижению ядерной угрозы
Практическая значимость исследования определяется:
- разработкой новых направлений развития стратегических отношений России и США
- Материалы и анализ, представленные в настоящей диссертации, могут быть использованы широким кругом исследователей и экспертов в данной области.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, семи параграфов, заключения и списка использованных источников и литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


1.1. Первая половина 20 в. вошла в историю человечества двумя
беспрецедентными мировыми войнами с огромными разрушениями и человеческими жертвами. В середине века образовалась гораздо более острая конфронтация между двумя противоположными общественно¬
политическими системами. Это было время, когда в Соединенных Штатах, а вскоре и в Советском Союзе возникло и быстро стало совершенствоваться ядерное оружие. На протяжении 40 лет советско-американская гонка ядерных вооружений доминировала в мировой политике. Многое из этого соперничества было скрыто от общественности, в том числе, история создания ядерного оружия. Несмотря на то, что атомная бомба в Советском Союзе была создана с отставанием от Соединенных Штатов на четыре года, разработка и реализация атомных проектов в США и СССР имеет общую основу, а поэтому общие закономерности.
1.2. Можно отметить, что за последние два десятка лет, немного изменились представления сторон о стратегической стабильности. Остается проблема поиска выхода из конфликтных ситуаций, чреватых непрогнозируемой военной эскалацией. В этой связи, необходимо обратить особое внимание на конструктивную позицию российской стороны, основанную на узкой трактовке международно-правовых норм, что находит позитивный отклик в международном сообществе. Особо важным для развития российско-американского диалога также остается проблема идеи взаимного признания странами необходимости дальнейшего пресечения гонки вооружений, включая стратегические, получившая, в последние годы, несколько иные свойства. Речь идет о том, что, сохраняя прежнюю значимость, гарантия способности нанесения ответного удара, как видится, может в будущем серьезно понизить критерии нанесения ущерба. Это должно побудить стороны к дальнейшему развитию идеи поэтапного сокращения ядерных средств на качественно новой нормативной основе.
2.1. Применительно к этому следует добавить, что выход Соединенных Штатов из Договора по ПРО 1972 г., а также создаваемая и развертываемая американской стороной в одностороннем порядке система противоракетной и воздушно-космической обороны, провоцирует взаимномый рост недоверия и противоречий в отношениях между СССР и США, и главное, обесценивают плоды усилий по сокращению ядерных вооружений. Тем не менее, несомненно, что для достижения конкретных позитивных изменений в этом направлении, обеим сторанам следуетубедительно продемонстрировать друг другу, что ядерное разоружение рассматривается ими не как средство для наращивания собственного военного, космического и технологического преимущества, а в качестве максимально эффективного способа укрепления глобальной стабильности, независимо от некоторых расхождений в ценностно-философском осмыслении проблемы. В другом случае, взаимодействие между СССР и США, в этой конкретной оласти, может зайти в тупик, что, учитывая ее глобальную важность и значимость для укрепления стабильного мира, способно привести к деструктивным моментам в российско-американском диалоге, а так же к окончательному расшатыванию системы международной безопасности.
2.2. Еще одним важным направлением сотрудничества между СССР и США (двумя крупнейшими ядерными державами) могла бы стать выработка в среднесрочной перспективе инициативы по созданию системы взаимодействия со странами, находящимися на высоком уровне технологического развития и с так называемыми «пороговыми странами» по возможному их присоединению к совместному решению проблемы стратегического разоружения и предотвращения создания космических систем вооружения и систем вооружений на новых физических принципах. Каждый год возрастает потребность в такой инициативе, и возмножно, что, если в течение 10-15 лет она не будет выработана, то экспоненциальное развитие технологий военного назначения в таких странах, как Китай, Индия, отчасти Бразилия и Израиль, приведут к радикальному слому парадигмы международной системы стратегической стабильности, обнулив все име ющиеся достижения в этой сфере. Из-за отсутствия на сегодня критериев оценки рисков в этой области Проблема начинает носить более острый характер, что необходимо учитывать во внешнеполитическом планировании.
2.3. В результате подписания договора ОСВ-2 была фактически заморожена структура группировок баллистических ракет наземного базирования. На момент подписания соглашения в Советском Союзе были построены или находились в процессе строительства 1416 шахтных пусковых установок, 308 из которых предназначались для тяжелых ракет Р¬36 и Р-36М. Кроме этого, к числу тяжелых ракет относились 18 орбитальных ракет Р-36ОРБ, развернутых на полигоне Байконур. Договор разрешал завершение строительства подводных лодок и шахтных пусковых установок, начатое к моменту его заключения. Таким образом, Советский Союз имел возможность построить 62 современные ракетные лодки, на которых могло быть развернуто не более 740 ракет. В дополнение к этому СССР мог дополнительно развернуть 210 баллистических ракет морского базирования за счет уничтожения такого же количества наземных пусковых установок ракет Р-16У и Р-9А (ПУ типа "групповой старт" ракет Р-16У и Р- 9А, не могли быть использованы для размещения новых ракет и в любом случае подлежали ликвидации). В целом Договор ОСВ-1 никак не ограничивал программу СССР по созданию ракетых подводных лодок.
3.1. Можно также выделить ряд внешнеполитических векторов развития российско-американского диалога в среднесрочной перспективе. 1) Трансформация отношений между Россией и странами Запада, главным образом, Соединенными Штатами, возможно, будет проходить в направлении стратегического взаимодействия. 2) Возможно, стороны приложат максимум усилий для достижения договоренности по противоракетной обороне и ТПР НСПРО США в Европе в частности. При этом, безусловно должны быть учтены национальные интересы РФ. Вместе с тем, может быть создана площадка для стратегического сотрудничества на основе укрепления сторонами взаимного доверия. 3) Москве и Вашингтону придется укрепить взаимную уверенность.
3.2. Одним из возможных шагов в этом направлении могло бы стать достижение соглашения с США (и, возможно, не только) по нестратегическим системам вооружений, в первую очередь, высокоточным. Вместе с тем, остается актуальной задача развития собственного военного потенциала России в рамках стратегии сдерживания и на уровне оборонной достаточности. Представляется необходимым, наряду с интенсификацией интеграционных процессов на постсоветском пространстве, использовать потенциал отношений со странами Запада для осуществления модернизации системы внешней безопасности России и достижения оперативной совместимости при осуществлении коллективных операций. Для России это означает то, что не следует дожидаться создания очевидных экономических предпосылок. Сложившаяся ситуация неопределенности перспектив отношений между Россией и США требует при отстаивании национальных интересов России мер превентивной дипломатии.



1. Брежнев Л. И. Ленинским курсом.
- [Электронный ресурс] режим доступа: http:ZZwww.studfiles.ru/previe w/6018647/page: 3 6/
2. Временное соглашение между СССР и США об ограничении СНВ. - [Электронный ресурс] - режим доступа: http://photofb.ru/referat/referatind-35317. php
3. Громыко A.A. «Памятное». - [Электронный ресурс]- режим доступа:
http: //www.koob.ru/gromyko/memorable
4. Декларация Московской встречи на высшем уровне по вопросам ядерной безопасности. Московская встреча на высшем уровне по вопросам ядерной безопасности. - М., Международная Жизнь, 1996, 30 с.
5. Джордж Буш, Брент Скоукрофт. Мир стал другим. Пер. с английского. - М., 2004. - 504 с.
6. Добрынин А.Ф. «Сугубо доверительно. Посол в Вашингтоне при шести президентах США (1962-1986 гг.)». - М.: Международные отношения, 2008. - 728 с.
7. Договор между РФ и США о сокращении стратегических наступательных потенциалов, 2002. - [Электронный ресурс] режим доступа: https: //www.armscontrol .ru/start/rus/sort.htm
8. Договор между Союзом Советских Социалистических республик и Соединенными Штатами Америки об ОСВ-2. - [Электронный ресурс] режим доступа: www.armscontrol.ru/start/rus/docs/osv-2.txt
9. Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и США о подземных ядерных взрывах мирных целях. - [Электрон¬ный ресурс] - режим доступа: http://tass.ru/info/3319148
10. Договор между СССР и США о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, 1987. - [Электронный ресурс] режим доступа: http: //www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pdf/treaty.pdf
11. Договор об ограничении систем ПРО. - [Электронный ресурс] режим доступа: http://www.hrono.ru/dokum/197_dok/1972 pro.html
12. Договор "О всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний".
- [Электронный ресурс] - режим доступа: https://documents-ddsny.un. org/doc/UNDOC/GEN/N96/219/25/PDF/N9621925.pdf?OpenElement
13. Договор о ликвидации ракет средней дальности и меньшей дальности.
- [Электронный ресурс] - режим доступа: http://www.un.org/ru/docu ments/decl_conv/conventions/pdf/treaty.pdf
14. Договор между СССР и США о подземных ядерных взрывах мирн
ых целях. -
[Электронный ресурс] - режим доступа: http://tass.ru/info/3319148
15. Договор об ограничении подземных испытаний ядерного оружия 1974. - [Электронный ресурс] - режим доступа: http://doc.mil.ru/docu ments/quick_search/more.htm?id=10947121 @egNPA
16. Договор СНВ-1.
- [Электронный ресурс] - режим доступа: https://www.armscontrol.ru/ start/rus/docs/start-11a.htm
17. Договора по стратегическим наступательным вооружениям между Россией (СССР) и США. - [Электронный ресурс] режим доступа: https://www.noo-] ournal.ru/2014-1 -2/article-0012/
18. Ежегодное послание «О положении страны», 1951. - [Электронный ресурс] - режим доступа:http://www.alexanderyakovlev.org/fond/issues -doc/72170
19. Концепция национальной безопасности РФ, 1997. - [Электронный ресурс] режим доступа: https://www.armscontrol.ru/start/rus/docs/snco nold.htm
20. Российско-американское соглашение о продаже оружейного урана. -
[Электронный ресурс] - режим доступа: https://www.armscontrol.ru/ start/rus/heu.htm
21. Совместное заявление Президентов России и США «О принципах обращения и утилизации плутония, заявленного как не являющегося более необходимым для целей обороны».
- [Электронный ресурс] - режим доступа: http://docs.cntd.ru/docum ent/901764267
22. Соглашение относительно безопасной и надежной перевозки, хранения и уничтожения оружия и предотвращения распростране¬ния оружия. - [Электронный ресурс] - режим доступа: https://www.ar mscontrol.ru/start/rus/docs/ctr.txt
23. Соглашение о предотвращении ядерной войны.
- [Электронный ресурс] - режим доступа: http://his95.narod.ru/doc08/17.htm
24. Соглашение о совместных мерах в отношении ядерного оружия, 1991.
- [Электронный ресурс] - режим доступа: http://www3.nd.edu/~ggoert z/rei/rei660-security/rei660.6168tt.txt
25. Стратегия национальной безопасности США 1996. - [Электронный ресурс] режим доступа: http://www.usmilpol.ru/wp-content/uploads/20 15Z11Z1996.pdf.
26. Строуб Тэлботт «Билл и Борис. Записки о президентской дипломатии». - М.: Городец, 2003. - 512 с.
27. Ядерная стратегия США 1995. - [Электронный ресурс] режим
доступа: http://commi.narod.ru/txt/1995/0607.htm
28. George Bush. Looking Forward. - N.Y.: Bantam Books, 1988. - 288 р.
29. National Defense Authorization Act. Public Law ЮЗ-
160. - [Электронный ресурс] - режим доступа: www.fas.org/nuke/cont rol/ctr/docs/hr2401 .html
30.Soviet Nuclear Threat Reduction Act of 1991. - [Электронный ресурс] - режим доступа: www.fas.org/nuke/control/ctr/docs/hr3807.html
31.Strobe Talbott. Russia hand: A Memoir of the Presidentinal foreign policy. - N.Y.: Random House, 2002. - 478 р.
Научная литература:
1. Абаренков В. П. Разоружение. Справочник / Абаренков В.П., Красулин Б.П. - М.: Международные отношения, 1988. - 336 с.
2. Арбатов А. Г. Безопасность в ядерный век и политика Вашингтона. - М.: Политиздат, 1980. - 323 с.
3. Арбатов А. Г. Военно-стратегический паритет и политика США. - М.: Политиздат, 1984. - 318 с.
4. Арбатов А.Г. Безопасность: российский выбор. - М.: ЭПИцентр, 1999. - 525 с.
5. Арбатов Г. А. Затянувшееся выздоровление. Свидетельство современника. - М., 1991. - 289 с.
6. Бажанов Е. Актуальные проблемы международных отношений. - М.: Науч. кн., 2002. - 464 с.
7. Белоус В. Ядерное сдерживание и договор СНВ 3. - [Электронный ресурс] режим доступа: https://www.armscontrol.ru/start/rus/archive/pu bs97.htm
8. Брежнев Л. И. Ленинским курсом. Сборник речей и статей. Т. 4 и 5. - М.: Политиздат, 1976. - 337 с.
9. Волков Е. Договор CHB-2 и военно-стратегическое равновесие. - М., 1994. - 267 с.
10. Встреча Леонида Брежнева и Джеральда Форда во Владивостоке - [Электронный ресурс] режим доступа: http://www.arms-expo.ru/new s/pamyatnye_rubezhi/vstrecha_leonida_brezhneva_i_dzheralda_forda_vo _vladivostoke_ostanovivshaya_gonku_vooruzheniy/
11. Геловани В. А. Эволюция концепций стратегической стабильности: Ядерное оружие в XX и XXI веке. - М.: Издательство ЛКИ, 2008. - 112 с.
12. Громыко А. А Борьба СССР за мир, безопасность и сотрудничество 1945-1985 г. - М.: Политиздат, 1986, - 421 с.
13. Громыко А. А. Внешняя политика США: уроки и действительность, 60-е 70-е годы. - М.: Международные отношения, 1978. - 302 с.
14. Давыдов В. Ф. Безъядерные зоны и международная безопасность. - М., Международные отношения, 1988. - 191 с.
15. Давыдов В. Ф. Нераспространение ядерного оружия и политика США / В. Ф. Давыдов. - М.: Наука, 1980. - 279 с.
16. Дубинин Ю. В. Мастерство переговоров. - М.: Международные отношения, 2012. - 228 с.
17. Есин В. Проблема ПРО в глобальной политике. - [Электронный ресу рс] - режим доступа: http://intertrends.ru/system/Doc/ArticlePdf/591/Ye sin-20.pdf
18.Задохин А. Внешняя политика России: национальное сознание и национальные интересы. - М.: ДА МИД РФ, 2002. - 229 с.
19.Золотарев П. Возможный облик "новых рамок" стратегических отношений России и США. - М.: Центр оборонной информации, 2002. - 331 с.
20. Иванян Э. А., Кунина А.Е. Советско-американские отношения, 1917-1970 гг. АПН. - М., 1972. - 312 с.
21. Караганов С. Нераспространение ядерного оружия и ядерные вооружения в новом веке. Тезисы доклада. - М.: СВОП, 2001. - 291 с.
22. Катасонов Ю. В. США: военная политика и бюджет. - М.: Наука, 1984. - 401 с.
23. Киссинджер Г. Дипломатия. - М.: Ладомир, 1997. - 847 с.
24. Колтунов В. Режим нераспространения и сокращения ядерного оружия массового поражения и национальная безопасность. - M.: МФТИ, 2002. - 411 с.
25. Комаров П. В. Международный контроль в области нераспростране¬ния ядерного оружия: автореф. дисс. к.ю.н.: 12.00.10 / П. В. Комаров
- СПб., 2004. - 23 с.
26. Корсаков Г. Б. Договор по ПРО в контексте российско-
американских отношений. - М., 2000. - 201 с.
27. Кортунов С. Возможны ли переговоры по тактическому ядерному оружию? - М.: МЭиМО, 1990. - 312 с.
28. Кузнецов В., Чижмаков Ю. Теоретические основы оценки
стратегической стабильности. - M., 1994. - 222 с.
29. Кулматов К. Приоритеты внешней политики России и современные международные отношения. - М., 2002. - 341 с.
30. Малинин С. А. Правовые основы разоружения. - Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1966. - 177 с.
31. Мильштейн М. А., Катасонов Ю. В., Семейко Л. С. США:
военно-стратегические концепции. Отв. ред. Богданов Р. Г. и др. - М.: Наука, 1980. - 304 с.
32. Никсон Р. На арене. Воспоминания о победах, поражениях и возрождении. - М.: Новости, 1992. - 440 с.
33. Основы взаимоотношений между Союзом Советских Социалистиче¬ских Республик и Соединенными Штатами Америки.
- [Электронный ресурс] режим доступа: http://www.grinchevskiy.ru/1 945-1990/osnovy-vzaimootnosheniy-mejdu-sssr-i-swa.php
34. Петровский В. Ф. Доктрина "национальной безопасности" в
глобальной стратегии США. - М.: Международные отношения, 1980. - 336 с.
35. Святов Г. И. О политике США в области строительства вооруженных сил и ограничения вооружений // Вопросы истории. - 1978. - 301 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ