Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СИСТЕМА ПРОТИВОРАКЕТНОЙ ОБОРОНЫ В ЕВРОПЕ КАК ФАКТОР РОССИЙСКО-АМЕРИКАНСКИХ ОТНОШЕНИЙ В НАЧАЛЕ XXI ВЕКА

Работа №130347

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

международные отношения

Объем работы129
Год сдачи2017
Стоимость4990 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
25
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение.
Глава 1. История российско-американских отношений.
1.1. Основные этапы взаимоотношений от XVIII века до окончания холодной войны .8
1.2. Отношения в период 1991-2016 гг.
Глава 2. Строительство системы противоракетной обороны в Европе в контексте проблем
европейской безопасности.
2.1. Политическая ситуация в Европе и проблемы безопасности
2.2. Идея и строительство системы ПРО, создание договорных режимов .
2.3. Российско-американские переговоры по противоракетной обороне в Европе в
XXI веке.
Глава 3. Переговорные позиции РФ и США и перспективы ПРО в Европе
3.1. Официальные позиции Российской Федерации и Соединенных Штатов Америки
по проблеме ПРО на современном этапе
3.2. Переговоры по противоракетной обороне и перспективы развития ситуации ......94
Заключение.
Список источников и литературы
Список источников
Список литературы

Одним из наиболее проблемных аспектов взаимоотношений между Россией и США остается тематика противоракетной обороны. В последнее время этот вопрос вышел на центральное место не только в российско-американских отношениях, но и в целом в
мировой политике. Проблема ПРО постоянно присутствует на международных переговорах, в политических дискуссиях, в средствах массовой информации. Со времен холодной войны поддержание стратегической стабильности было связано не только с
ракетно-ядерными вооружениями, но и с противоракетной обороной. После выхода из
Договора по ПРО 1972 г. США приступили к созданию глобальной системы противоракетной обороны. Отрабатываемую в Европе схему Соединенные Штаты намерены применять и в других регионах мира – азиатско-тихоокеанском и ближневосточном. Соответственно, это сказывается на стратегической стабильности.
Очевидно, что Россия и США обладают потенциалом для взаимного гарантированного уничтожения. До тех пор, пока у стран остаются огромные ядерные арсеналы, способные уничтожить друг друга и весь мир, принципы, выработанные и накопленные в эпоху биполярного ядерного противостояния, невозможно ни отбросить,
ни обойти. Поэтому весьма рационально искать пути к компромиссу в переговорах.
Исторически у партнеров отсутствует взаимное доверие. Они не располагают достоверной информацией о намерениях друг друга. В виду чего планы США по ЕвроПРО заставляют Россию усомниться в заявлениях о ненаправленности данных баз против нее. С другой стороны, присоединение Крыма к России, внезапные учения и
модернизация вооруженных сил также настораживают США в отношении РФ. Кроме этого, учтем еще и следующие вызовы, которые должны проявиться уже в ближайшем будущем.
В 2020 г. истекает срок действия Договора между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (СНВ-III), подписанного президентами Д.А.
Медведевым и Б. Обамой 8 апреля 2010 г. в Праге (вступил в силу 5 февраля 2011 г.). К
этому же году намечено выполнение IV фазы создания европейской системы ПРО США
(таким образом, завершая его). К тому же, к 2020 г. по планам должна быть выполнена модернизация российских вооруженных сил.
Учитывая это, и то, что договора об ограничении деятельности в области
противоракетной обороны уже нет, мы сталкиваемся с полностью нерегулируемой4
соглашениями ситуацией, открыто говорящей о росте напряженности, гонке вооружений
и полной непредсказуемости. В виду чего представляется актуальным для рассмотрения
фактор строительства системы противоракетной обороны в Европе в российско-американских отношениях.
Более того, можно даже сказать словами Ф. Лукьянова: «тема противоракетной
обороны не исчезнет с повестки дня, поскольку она в какой-то степени является
квинтэссенцией не только российско-американских отношений, но и всей современной
мировой политики»1.
Степень изученности проблемы. Отдельные положения настоящей темы активно
обсуждаются в самых различных форматах, начиная от круглых столов, телевизионных
эфиров, заканчивая многотомными научными трудами.
Такие известные специалисты, как Н.Н. Болховитинов, М.С. Альперович, Р.Ф. Иванов, Л.Ю. Слезкин, А.А. Фурсенко, Д. Гриффитс, Э.А. Иванян, С. Хантингтон, Е.Д. и
Л.Н. Эзелл, Т. Фридман, Н.Р. Миллер проводили исследования проблем российско-американских отношения на различных исторических этапах. Таким образом, наиболее полно как в отечественной, так и в зарубежной историографии отображена история взаимоотношений России и США, особенно много внимания и попыток осмысления
уделено периоду холодной войны.
Для более полного понимания сотрудничества или противоборства сторон по
конкретным проблемам и регионам в период после окончания холодной войны были привлечены труды специалистов в своих областях. Так, начнем с противоречий в регионе
Ближнего Востока и Северной Африки (БВСА). К. Катцман подробно анализирует
ситуацию, сложившуюся вокруг Ирана и ядерной сделки 2015 г. А. Кордесман и С. Хазай
(CSIS) рассматривают вопросы стабильности и безопасности Ирака после ухода войск
Соединенных Штатов. Специалисты Центра стратегических и международных исследований США (CSIS) К. Блачард, К. Хамуд, М. Никитин подробно анализируют
конфликт в Сирии и позиции сторон по его урегулированию. Л. Айзенберг и Н. Каплан исследуют переговорный процесс по достижению арабо-израильского мира. Д.С. Голубев
занимается вопросами политики США на Ближнем Востоке. Важными для восприятия и понимания ситуации в регионе БВСА являются материалы Института Ближнего Востока и публикуемые им сводки событий за неделю.
Отдельно была рассмотрена роль терактов 11 сентября 2001 г. в двусторонних
отношениях России и Соединенных Штатов. Так, Б. Ридель из Йельского центра изучения глобализации (YCSG) анализирует изменения мира в целом после объявления войны
терроризму. М. О’Ханлон (Брукинский институт) рассматривает будущее национальной обороны США и изменения, связанные с преодолением последствий террористической угрозы.
Значительное внимание уделено труду «Конфликты и мировая политика» Д.Н.
Барышникова, в котором освещены не только позиции сторон по терактам 9/11, но и уделяется внимание конфликтам на постсоветском пространстве и в регионе Балкан, последствия которых занимают существенное место во взаимоотношениях России и
США. Особенно сделаем акцент на событиях в Югославии.
Важную роль в осознании противоречий ведущих держав по проблемам мировой
политики и безопасности, концептуальному осмыслению изменений после распада советской системы сыграли труды известного специалиста по российско-американским
отношениям и внешней политике США, профессора МГИМО Т.А. Шаклеиной.
Вопросы политической ситуации в Европе и кризиса архитектуры безопасности
рассматриваются в работах Ю.Я. Белоброва, Ф.А. Лукьянова, О. Кульковой. Отдельной проблемой выступают выборы в ряде стран Европы (статьи В.В. Матвеева, В. Швейцера, Р. Костюка, Т. Пикетти, Д. Шоде), которые могут повлиять на весь курс дальнейшего развития и единства Европейского Союза и континента в целом.
Вопросу ПРО посвящен целый ряд книг, брошюр, аналитических статей, особое
место среди которых занимают труды крупных специалистов по истории развития
противоракетной обороны США в Европе: А.Г. Арбатова, В.П. Козина, В.Н. Конышева,
А.А. Сергунина, В.И. Шацкой, С.М. Рогова.
В процессе подготовки диссертации рассматривались и работы американских исследователей. Например, достаточно подробно проблема противоракетной обороны США освещена в исследованиях Брукингского института. Особое внимание при изучении уделялось российско-американским отношениям и их перспективам. Среди авторов
выделим С. Пифера, А. Криковица, Ю. Вебера, Ф. Хилл, А. Стент. Освещена проблема
распространения системы ПРО Соединенных Штатов и в работах Фонда Карнеги за
международный мир (Л. Саалман, А.Г. Арбатов). Также вопросами безопасности и6
стабильности занимается Центр стратегических и международных исследований (CSIS),
при котором функционирует проект по проблемам противоракетной обороны (Т. Карако,
К. Пэйн, Б. Робертс, Г. Оберинг, К. Тодоров).
Все вышеперечисленное позволяет говорить о необходимости и значимости
комплексного подхода в анализе влияния фактора противоракетной обороны в Европе на
общее состояние российско-американских отношений.
Объектом выпускной квалификационной работы являются российско-американские отношения.
Предметом данного исследования выступает фактор ПРО в Европе в отношениях
Российской Федерации и Соединенных Штатов Америки на современном этапе.
Целью исследования стало выявление значения фактора европейской противоракетной обороны США в современных российско-американских отношениях.
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
1) осветить основные исторические этапы взаимодействия России и США;
2) выявить ключевые факторы в современных российско-американских отношениях;
3) рассмотреть основные проблемы европейской архитектуры безопасности в XXI веке;
4) изучить историю становления противоракетной обороны и договорных режимов в Европе;
5) выявить позиции сторон в отношении друг друга и по предмету исследования;
6) провести анализ дискуссии по ЕвроПРО между Россией и США;
7) составить прогноз развития отношений Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки, учитывая переговорный процесс по противоракетной обороне.
Хронологические рамки исследования могут быть разделены на две составляющие. В исторической части в виду обозначенных задач проводится анализ событий с середины XVIII века, то есть с этапа зарождения российско-американских
отношений. Вторая часть затрагивает современное состояние переговорного процесса по
ПРО между Россией и США в XXI веке (2002 – 2017 гг.), где нижняя граница обусловлена
выходом США из Договора по противоракетной обороне 1972 г. в 2002 г.7
Источниковая база исследования. В качестве источников были привлечены
следующие виды: международно-правовые документы, документы исполнительной власти, документы международных и межправительственных организаций,
корреспонденция, публичные выступления и мемуары. Все источники анализировались в комплексе, что позволило приблизиться к объективности настоящей работы.
Выводы по итогам проведенного исследования могут иметь, в том числе, и практическое значение. Возможно их использование в качестве аналитического материала
правительственными учреждениями Российской Федерации, ответственными за формирование внешней политики в данной области. Кроме того, полученные результаты
и материалы работы могут быть использованы при подготовке учебных курсов по вопросам разоружения и безопасности, равно как и для широкого круга исследователей и экспертов в данной области.
Теоретико-методологические основы работы составляют использование следующих методов. Метод проблемного исследования позволил рассмотреть совокупность вопросов отношений двух стран, оценить достигнутые результаты на различных исторических этапах. Применение сравнительно-аналитического метода дало
возможность выявить общее и особенное в контексте официальных позиций Российской Федерации и Соединенных Штатов Америки, отделить в анализе взаимозависимые
проблемы и заинтересованности каждой из сторон. Специфика объекта исследования, многоаспектность темы определили необходимость комплексного научного анализа и применения такого методологического подхода, как системный анализ, предполагающий
изучение различных сторон и аспектов проблемы. Кроме этого, для составления вариантов развития отношений между Россией и США в среднесрочной перспективе был задействован сценарный анализ.
Методологической основой исследования является принцип историзма, который позволил рассмотреть процесс развития отношений между Россией и Соединенными
Штатами Америки как результат воздействия факторов в конкретных исторических условиях.
В связи с целью и задачами работа включает введение, три главы, разделенные на параграфы, заключение и список источников и использованной литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В соответствие с целью настоящего исследования было установлено, что фактор европейской противоракетной обороны США в российско-американских отношениях играет значительную роль.
Итак, вначале в работе были освещены основные этапы взаимодействия России и
США, показавшие существенную трансформацию отношений от их зарождения и до
современности. В XVIII – XIX веках ни Соединенные Штаты Америки, ни Российская
империя не видели друг в друге потенциальных соперников в какой-либо области
международных отношений. Наоборот, стороны были заинтересованы в развитии
сотрудничества и взаимной поддержке. В третьей четверти XIX века российско-американские отношения достигли пика своего сближения.
В XIX – начале XX веках происходят кардинальные изменения во взаимоотношениях России и США, которые фактически легли в основу всего их дальнейшего развития. В это время начинаются столкновения стратегических интересов государств. Особое место в этих тенденциях занимает усиление позиций России и
появляющиеся противоречия в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Советско-американские отношения характеризуется жесткой конфронтацией в
идеологическом, политическом, дипломатическом и военном планах. Переговоры зачастую проводились с позиции силы, что не раз подводило мир к возможному началу военных действий. И хотя прямого столкновения держав удалось избежать, в это время
произошло большое количество вооруженных конфликтов, в которых так или иначе были задействованы ведущие акторы.
В 90-е гг. ХХ века наблюдалось значительное улучшение отношений между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки, пик которых пришелся на начало 2000-х гг. Во многом, можно отметить, что данная тенденция была связана с теми кризисными процессами, которые происходили в России после распада Советского Союза
и необходимостью полной перестройки функционирования государства. США, оставшись
единственной сверхдержавой, не воспринимали во многом РФ как равного партнера.
Правительство же России, нуждаясь в помощи со стороны стран Запада, до определенного
времени всерьез верило в построение дружественных связей, а несколько позднее – уже
мирилось с таким положением. Вместе с тем, в это же время Соединенные Штаты активно проводили политику, затрагивавшую национальные интересы России, не считаясь с ее позициями по тем или иным вопросам.
Но в середине прошлого десятилетия ситуация начала меняться. Внутреннее положение России укрепилось. После событий в Грузии 2008 г. стало понятно, что
Российская Федерация требует учета своих национальных интересов в мировой политике.
Украинский кризис и присоединение Крыма к РФ в 2014 г. официально вновь разделили Россию и страны Запада на два лагеря. Последовавшие взаимные санкции и обвинения, фактическая война в медиапространстве лишь закрепили это.
Для более четкого понимания взаимоотношений между Российской Федерацией и
Соединенными Штатами Америки, были выделены ключевые факторы, которые играют
весомую роль в построении позиций стран в отношении друг друга как на современном
этапе, так и в исторической перспективе: состояние развития государств; наличие общего
сильного «врага»; обеспечение национальной безопасности; наличие сильных позиций и
влияния в Азиатско-Тихоокеанском регионе, в Европе и в регионе Ближнего Востока и
Северной Африки; идеологическое противостояние и свое представление о мироустройстве.
В результате отметим следующее: отношения между Россией и Соединенными Штатами Америки пережили сильную трансформацию, как и сами страны. Чем сильнее и развитее становились оба государства, тем чаще их интересы сталкивались на мировой арене. Причем, в XXI веке при сохранении США роли сверхдержавы, эта тенденция теперь идет в одностороннем направлении: чем больше укрепляет позиции Россия, тем
больше она вызывает подозрения со стороны Соединенных Штатов и тем глубже возникают противоречия.
Архитектура европейской безопасности всегда являлась важной составляющей внешней политики и России, и Соединенных Штатов Америки. При этом система противоракетной обороны вплетается в сложный контекст проблем безопасности в регионе, среди которых были выявлены существенные внутриполитические расхождения в европейских странах, радикализация населения, рост националистских тенденций и
этноконфессиональных противоречий, кризис беженцев и вынужденных переселенцев, угроза терроризма, украинский кризис, неспособность существующих международных
организаций справляться с вызовами и угрозами современности. Таким образом, Европа переживает системный кризис архитектуры безопасности, а нерешенные вопросы между
ведущими акторами только мешают поиску компромиссных решений и затрудняют процесс выхода из образовавшейся ситуации. Поэтому ситуация с ПРО играет важную110
роль как в российско-американских отношениях, так и в разрешении кризиса архитектуры европейской безопасности.
В ходе исследования была рассмотрена история становления системы противоракетной обороны и образования договорных режимов, кроме этого были выявлены позиции сторон и ход переговорного процесса по проблеме. В итоге хочется отметить, что российско-американские отношения на настоящий момент и в перспективе все же развиваются на военной основе, то есть в сфере контроля и сокращения стратегических наступательных вооружений и обеспечения противоракетной обороны.
Несмотря на окончание холодной войны и различные открывшиеся возможности для
сотрудничества, базой отношений до сих пор остается военный потенциал сторон и обеспечение международной безопасности.
Сокращение стратегических вооружений, нераспространение и проблема развития систем противоракетной обороны являются именно той областью, где Россия и США выступают как равноценные стратегические противники, но, одновременно, партнеры в
поддержании международной безопасности и стабильности. Российско-американские договоры заложили правила проведения переговоров по разоружению, использования
конфиденциального канала в ходе переговоров, традиции личных встреч глав государств
для подписания договоров по разоружению, имели фундаментальное значение для формирования договорно-правовой базы в области разоружения.
Сами достижения переговорного процесса и заключение договоров между Россией
и Соединенными Штатами Америки были обусловлены такими объективными факторами,
как сопоставимый военно-стратегический паритет сторон, угроза всемирной ядерной катастрофы, огромные финансовые затраты на развитие и поддержание вооружений.
Глобализация ракетной опасности во многом активизировала процесс распространения систем ПРО, которые стали рассматривать не только как средство ведения войны, но и как политическое оружие, способное наряду с ракетным оружием
повышать имидж государства, предоставлять широкие возможности политического давления на страны, обладающие баллистическими ракетами, обеспечивать функцию
сдерживания агрессии со стороны других государств, связывать участников коалиционной ПРО дополнительными международными обязательствами и проводить политику международных услуг по прикрытию государств «противоракетным зонтом». Но
подобная политика наносит существенный ущерб национальным интересам ядерных государств, вынуждая последних предпринимать ответные меры.111
Роль ядерного вооружения в обеспечение национальной безопасности России
значительна и даже усиливается, учитывая тенденции геополитических и геостратегических изменений. ЯО гарантирует Российской Федерации сохранение суверенитета и снижение к минимуму возможной агрессии и открытого политического давления, кроме того, сохраняет статус великой державы.
Соединенные Штаты Америки остаются на сегодня сильнейшим государством мира, обладают значительными ресурсами и широким спектром средств для реализации своих национальных интересов, включая дипломатические, экономические,
информационные и военно-силовые методы решения вопросов.
Перспективы прогресса двусторонних отношений в ближайшем будущем выглядят весьма смутно. При этом баланс будет постепенно смещаться в сторону большей конфронтации. Стороны не пойдут на взаимные уступки ни в общем поле двусторонних отношений, ни по проблемам противоракетной обороны в Европе.
Как Российская Федерация, так и Соединенные Штаты Америки занимают крайне
амбициозную позицию по проблеме европейской ПРО. Ни одна сторона не желает идти на
уступки. Что сказывается на сохранении текущих тенденций и фактически замороженном
решении вопросов во взаимоотношениях США и РФ. Программы модернизации российского вооружения, введение в эксплуатацию ЕПАП, Договор СНВ-III – все эти шаги рассчитаны вплоть до 2020 г., соответственно, до этого времени вряд ли будут производиться какие-либо решительные меры.
С.В. Лавров в 2012 г. говорил о том, что в геополитическом контексте проблематика противоракетной обороны является главным препятствием на пути выстраивания отношений стратегического партнерства между Россией и США, Россией и НАТО267. Однако во многом необходимо акцентировать внимание на то, что переговоры по противоракетной обороне в Европе являются одним из факторов в сложном процессе двусторонних отношений, а также всей международной обстановки в целом.
А сама проблема противоракетной обороны не исчезнет из повестки дня двусторонних отношений России и США, так как, по сути, является показателем состояния не только отношений, но и системы международной безопасности в целом


1) Договор между Российской Федерацией и Соединенными Штатами
Америки о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических
наступательных вооружений от 8 апреля 2010 г. // Официальный портал Президента РФ.
URL: http://www.kremlin.ru/supplement/512 (дата обращения: 18.02.2017).
2) Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и
Соединенными Штатами Америки об ограничении систем противоракетной обороны, 26
мая 1972 г. // Официальный портал Министерства иностранный дел РФ. URL:
http://www.mid.ru/voenno-strategiceskie-problemy/-
/asset_publisher/hpkjeev1aY0p/content/id/609080 (дата обращения: 19.02.2016).
3) Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в
космическом пространстве и под водой, 5 августа 1963 г. // Официальный портал
Министерства иностранных дел РФ. URL: http://www.mid.ru (дата обращения: 19.01.2017).
4) Заключительный акт СБСЕ, 1 августа 1975 г. // Официальный портал ОБСЕ.
URL: http://www.osce.org/ru/mc/39505?download=true (дата обращения: 17.01.2017).
5) Кэмп-Дэвидская декларация Президента Буша и Президента Ельцина о
новых отношениях, 1 февраля 1992 года // Дипломатический вестник. 1992. № 4-5, 29
февраля – 15 марта. Спецвыпуск. С. 12.
6) Меморандум о договоренности в связи с договором между Союзом
Советских Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки об
ограничении систем противоракетной обороны, от 26 мая 1972 г. (Нью-Йорк, 26 сентября
1997 года) / Сокращение стратегических вооружений: Проблемы, события, аналитика //
Центр по изучению проблем контроля над вооружениями, энергетики и экологии. URL:
https://www.armscontrol.ru/start/rus/docs/ny-memo.htm (дата обращения: 15.12.2016).
7) Московская декларация о новых стратегических отношениях между
Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки, 24 мая 2002 г. //
Официальный портал Президента РФ. URL: http://www.kremlin.ru/supplement/3477 (дата
обращения: 18.02.2017).
8) Основополагающий акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и
безопасности между Российской Федерацией и Организацией североатлантического113
договора, 27 мая 1997 года // Официальный портал НАТО. URL:
http://www.nato.int/cps/ru/natohq/official_texts_25468.htm (дата обращения: 27.04.2015).
9) Отношения Россия-НАТО: Новое качество / Декларация глав государств и
правительств Российской Федерации и государств-членов НАТО, 28 мая 2002 года //
Официальный портал НАТО. URL:
http://www.nato.int/cps/ru/natohq/official_texts_19572.htm (дата обращения: 15.03.2015).
10) Протокол к Договору между Союзом Советских Социалистических
Республик и Соединенными Штатами Америки об ограничении систем противоракетной
обороны, 3 июля 1974 г. / Сокращение стратегических вооружений: Проблемы, события,
аналитика // Центр по изучению проблем контроля над вооружениями, энергетики и
экологии. URL: https://www.armscontrol.ru/start/rus/docs/protocol.htm (дата обращения:
17.12.2016).
11) Соглашение между Правительствами СССР и США о принципах,
применимых к взаимной помощи и ведении войны против агрессии (11 июня 1942) // И.Н.
Земсков. Дипломатическая история второго фронта в Европе. - М., 1982. С. 280 - 284.
URL: http://www.illuminats.ru/home/29-new/689-agreement-between-the-governments-of-theussr-and-the-united-states-on-the-principles-applicable-to-mutual-assistance-and-the-conduct-ofthe-war-against-aggression-11-july-1942 (дата обращения: 16.02.2017).
12) Соглашение о мерах укрепления доверия в отношении систем борьбы с
баллистическими ракетами, не являющимися стратегическими баллистическими ракетами
(Нью-Йорк, 25 сентября 1997 года) / Сокращение стратегических вооружений: Проблемы,
события, аналитика // Центр по изучению проблем контроля над вооружениями,
энергетики и экологии. URL: https://www.armscontrol.ru/start/rus/docs/conf-agr.htm (дата
обращения: 15.12.2016).
13) Хартия российско-американского партнерства и дружбы, 17 июня 1992 года
// Дипломатический вестник. 1992. № 13-14.
Документы исполнительной власти
14) Военная доктрина Российской Федерации (в редакции от 2015 г.) //
Официальный портал Министерства иностранных дел РФ. URL:
http://www.mid.ru/foreign_policy/official_documents/-
/asset_publisher/CptICkB6BZ29/content/id/976907 (дата обращения: 22.02.2016).114
15) Двусторонние отношения РФ и США // Официальный портал Министерства
иностранных дел РФ. URL: http://www.mid.ru/ru/maps/us/-/category/10498 (дата обращения:
29.01.2017).
16) Доктрина Монро // История США в документах. URL:
http://www.grinchevskiy.ru/19/doktrina-monro.php (дата обращения: 16.11.2016).
17) Из указа Александра I от 16 (4) сентября 1821. Полное собрание законов
Российской империи, т. ХХХ VII, 1821 г., с. 904. URL: http://www.runivers.ru (дата
обращения: 29.01.2017).
18) Информационные материалы: О законе США «О национальной
противоракетной обороне» 26 июля 1999 г. // Официальный портал Министерства
иностранный дел РФ. URL: http://www.mid.ru/voenno-strategiceskie-problemy/-
/asset_publisher/hpkjeev1aY0p/content/id/608244 (дата обращения: 25.02.2016)
19) Информационный бюллетень Госдепартамента: американо-румынское
соглашение по ПРО от 14 сентября 2011 г. / IIP Digital // Официальный портал
Государственного департамента США. URL:
http://iipdigital.usembassy.gov/st/russian/texttrans/2011/09/20110914150153x0.921455.html#ix
zz4bibQuESk (дата обращения: 19.03.2017).
20) Информационный бюллетень: поэтапный адаптивный подход к европейской
противоракетной обороне от 4 мая 2011 г. / IIP Digital // Официальный портал
Государственного департамента США. URL:
http://iipdigital.usembassy.gov/st/russian/texttrans/2011/05/20110504112531x0.3518749.html#i
xzz4bif2Y0ZL (дата обращения: 15.01.2017).
21) Комментарий Департамента информации и печати МИД России в связи с
вопросом СМИ относительно урегулирования внутриливийского кризиса, 22 февраля
2017. // Официальный портал Министерства иностранных дел РФ. URL:
http://www.mid.ru/ru/foreign_policy/international_safety/conflicts/-
/asset_publisher/xIEMTQ3OvzcA/content/id/2655871 (дата обращения: 16.03.2017).
22) Комментарий МИД Российской Федерации в связи с опубликованием
очередного доклада Государственного департамента США о соблюдении государствами
соглашений в области контроля над вооружениями и нераспространения, 29 апреля 2017
г. // Официальный портал Министерства иностранных дел РФ. URL:
http://www.mid.ru/ru/maps/us/-/asset_publisher/unVXBbj4Z6e8/content/id/2740264 (дата
обращения: 04.05.2017).115
23) Концепция внешней политики Российской Федерации (утверждена
Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 30 ноября 2016 г.) // Официальный
портал Министерства иностранных дел РФ. URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/news/-
/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/2542248 (дата обращения: 20.03.2017).
24) О консультациях заместителя Министра иностранных дел России С.А.
Рябкова с и.о. первого заместителя Госсекретаря США Т. Шенноном, 9 мая 2017 г. //
Официальный портал Министерства иностранных дел РФ. URL:
http://www.mid.ru/ru/maps/us/-/asset_publisher/unVXBbj4Z6e8/content/id/2746115 (дата
обращения: 17.05.2017).
25) О параметрах работы Российско-Американской Президентской комиссии от
15 октября 2009 г. // Официальный портал Министерства иностранных дел РФ. URL:
http://www.mid.ru/ru/maps/us/-/asset_publisher/unVXBbj4Z6e8/content/id/277474 (дата
обращения: 04.03.2017).
26) О предстоящем визите Министра иностранных дел России С.В. Лаврова в
США, 8 мая 2017 г. // Официальный портал Министерства иностранных дел РФ. URL:
http://www.mid.ru/ru/maps/us/-/asset_publisher/unVXBbj4Z6e8/content/id/2746101 (дата
обращения: 17.05.2017).
27) О ходе выполнения Совместного всеобъемлющего плана действий по
обеспечению мирного характера иранской ядерной программы // Официальный портал
Министерства иностранных дел РФ. URL: http://www.mid.ru/web/guest/o-hode-vypolneniasovmestnogo-vseob-emlusego-plana-dejstvij-po-obespeceniu-mirnogo-haraktera-iranskojadernoj-programmy (дата обращения: 13.02.2017).
28) Проблематика ПРО, 16 февраля 2017 г. / Справка // Официальный портал
Министерства иностранных дел РФ. URL: http://www.mid.ru/web/guest/voennostrategiceskie-problemy/-/asset_publisher/hpkjeev1aY0p/content/id/1138618 (дата обращения:
22.03.2017).
29) Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. (от
2009 г.) // Официальный портал Министерства иностранных дел РФ. URL:
http://www.mid.ru/foreign_policy/official_documents/-
/asset_publisher/CptICkB6BZ29/content/id/294430 (дата обращения: 22.02.2016).
30) Указ Президента Российской Федерации от 13 июля 2007 г. №872 «О
приостановлении Российской Федерацией действия Договора об обычных вооруженных
силах в Европе и связанных с ним международных договоров» // Официальный портал116
Министерства иностранных дел РФ. UTL: http://www.mid.ru/obycnye-vooruzenia/-
/asset_publisher/MlJdOT56NKIk/content/id/367930 (дата обращения: 19.02.2017).
31) Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 605 «О мерах
по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации» // Официальный
портал Министерства иностранных дел РФ. URL:
http://www.mid.ru/foreign_policy/official_documents/-
/asset_publisher/CptICkB6BZ29/content/id/157626 (дата обращения: 10.02.2016).
32) Указ Президента РФ «О мерах по реализации внешнеполитического курса
Российской Федерации» от 7 мая 2012 г. // Официальный портал Президента РФ. URL:
http://www.kremlin.ru/events/president/news/15256 (дата обращения: 27.11.2016).
33) Ballistic Missile Defense Review Report, February 2010 // Official portal for U.S.
Department of Defense. URL: https://www.defense.gov/News/Special-Reports/BMDR (дата
обращения: 07.03.2017).
34) Bundespräsident Gauck fertigt Anordnung über Bundestagswahl aus, 24. Januar
2017 // Bundespräsidialamt. URL: http://www.bundespraesident.de (дата обращения:
18.03.2017).
35) National Aeronautics and Space Act of 1958 // Official portal for NASA History
Program Office. URL: https://history.nasa.gov/spaceact-legishistory.pdf (дата обращения:
19.01.2017).
36) National Security Presidential Directive / NSPD-23, December 16. 2002. //
Official portal for The Federation of American Scientists. URL:
https://fas.org/irp/offdocs/nspd/nspd-23.pdf (дата обращения: 08.03.2017).
37) National Security Strategy, February 2015 // Official portal for the White House.
URL: https://www.whitehouse.gov (дата обращения: 31.01.2016).
38) The National Military Strategy of the United States of America, 2015 // Official
portal for the Joint Chiefs of Staff. URL:
http://www.jcs.mil/Portals/36/Documents/Publications/National_Military_Strategy_2015.pdf
(дата обращения: 29.11.2016).
Документы международных и межправительственных организаций
39) Сохранение и соблюдение договора об ограничении систем
противоракетной обороны от 20 ноября 2000 г. / Генеральная Ассамблея // Официальный
портал Организации Объединенных Наций. URL: https://documents-dds117
ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N00/561/39/PDF/N0056139.pdf?OpenElement (дата обращения:
18.03.2017).
40) Стратегическая Концепция Обороны и Обеспечения Безопасности Членов
Организации Североатлантического Договора, утвержденная Главами Государств и
Правительств в Лиссабоне, 19 ноября 2010 // Официальный портал НАТО. URL:
http://www.nato.int (дата обращения: 31.01.2016).
41) Уфимская декларация глав государств-членов Шанхайской организации
сотрудничества, 10 июля 2015 г. // Центральны Интернет-Портал Шанхайской
организации сотрудничества «ИнфоШОС». URL: http://www.infoshos.ru/ru/?id=126 (дата
обращения: 25.11.2016).
42) Chicago Summit Declaration, Issued by the Heads of State and Government
participating in the meeting of the North Atlantic Council in Chicago on 20 May 2012 // Official
portal for NATO. URL:
http://www.nato.int/cps/ru/natohq/official_texts_87593.htm?selectedLocale=en (дата
обращения: 15.07.2016).
43) NATO Checklist // Official portal for HATO. URL: http://www.nato.int/natowelcome/index_ru.html (дата обращения: 18.01.2017).
44) NATO Wales Summit Guide, Newport, 4-5 September 2014 // Official portal for
NATO. URL: http://www.nato.int (дата обращения: 25.01.2017).
45) Summit Declaration on Defense Capabilities: Toward NATO Forces 2020, 20
May, 2012 // Official portal for NATO. URL:
http://www.nato.int/cps/ru/natohq/official_texts_87594.htm?selectedLocale=en (дата
обращения: 15.07.2016).
Корреспонденция
46) Телеграмма посольства США в Москве №511. «Длинная телеграмма» от 22
февраля 1946 г. // Foreign Relations of the United States. 1946. №6. Р. 696–709. URL:
http://www.doc20vek.ru/node/332 (дата обращения: 13.12.16).
Публичные выступления
47) V Московская конференция по международной безопасности, 27–28 апреля,
2016 г., Москва / Обзор конференции // Официальный портал Министерства обороны118
Российской Федерации. URL: http://mil.ru/files/morf/MCIS2016_conf_review_rus.pdf (дата
обращения: 04.05.2017).
48) VI Московская конференция по международной безопасности MCIS-2017 /
Брошюра о VI Московской конференции // Официальный портал Министерства обороны
Российской Федерации. URL: http://mil.ru/mcis/index.htm (дата обращения: 04.05.2017).
49) Брифинг представителя Госдепартамента о соглашении между США и
Польшей по противоракетной обороне (Комментирует соглашение и декларацию о
стратегическом сотрудничестве) от 27 августа 2008 г. / IIP Digital // Официальный портал
Государственного департамента США. URL:
http://iipdigital.usembassy.gov/st/russian/texttrans/2008/08/20080827125229xjsnommis0.66728
94.html#ixzz4bieJ22wS (дата обращения: 19.02.2017).
50) Выступление и дискуссия на Мюнхенской конференции по вопросам
политики безопасности, 10 февраля 2007 года // Официальный портал Президента РФ.
URL: http://kremlin.ru/events/president/transcripts/24034 (дата обращения: 13.12.2016).
51) Выступление и ответы на вопросы СМИ Министра иностранных дел России
С.В. Лаврова в ходе совместной пресс-конференции по итогам переговоров с
Государственным секретарем США Р. Тиллерсоном, Москва, 12 апреля 2017 г. //
Официальный портал Министерства иностранных дел РФ. URL:
http://www.mid.ru/ru/maps/us/-/asset_publisher/unVXBbj4Z6e8/content/id/2725629 (дата
обращения: 27.04.2017).
52) Выступление и ответы на вопросы СМИ Министра иностранных дел России
С.В. Лаврова по итогам переговоров с Государственным секретарем США Р.
Тиллерсоном, Вашингтон, 10 мая 2017 г. // Официальный портал Министерства
иностранных дел РФ. URL: http://www.mid.ru/ru/maps/us/-
/asset_publisher/unVXBbj4Z6e8/content/id/2751328 (дата обращения: 17.05.2017).
53) Выступление Постоянного представителя Российской Федерации при НАТО
А.В. Грушко на заседании Форума по сотрудничеству в области безопасности ОБСЕ,
Вена, 18 марта 2015 года // Официальный сайт Министерства иностранных дел РФ.
http://www.mid.ru (дата обращения: 13.04.2015).
54) Заявление Президента в связи с ситуацией, которая сложилась вокруг
системы ПРО стран НАТО в Европе от 23 ноября 2011 г. // Официальный портал
Президента РФ. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/13637 (дата обращения:
18.02.2017).119
55) Заявление Российской Федерации относительно противоракетной обороны
от 8 апреля 2010 г. // Официальный портал Президента РФ. URL:
http://www.kremlin.ru/supplement/511 (дата обращения: 18.02.2017).
56) Конференция по ПРО 2012 г. // Официальный портал Министерства
обороны Российской Федерации. URL: http://mil.ru/conference_of_pro/greeting.htm (дата
обращения: 1.05.2017).
57) Лавров, С.В. За и ПРОтив / Сергей Викторович Лавров // Российский совет
по международным делам, 24 октября 2012. URL:
http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=954#top-content (дата обращения: 25.10.2016).
58) Перспективы отношений между НАТО и Россией / Основной доклад
заместителя генерального секретаря НАТО посла Александра Вершбоу на Ленгколенской
конференции 2 февраля 2015 года в Осло // Официальный портал НАТО.
http://www.nato.int (дата обращения 11.04.2015).
59) Послание Президента РФ Владимира Путина Федеральному Собранию //
Система КонсультантПлюс, 12 декабря 2013 г. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_155646/ (дата обращения: 09.11.2016).
60) Совместное заявление о принципах стратегической стабильности, принятое
президентами РФ и США 4 июня 2000 г. в Москве / Сокращение стратегических
вооружений: Проблемы, события, аналитика // Центр по изучению проблем контроля над
вооружениями, энергетики и экологии. URL:
https://www.armscontrol.ru/start/rus/docs/0604summit-js.htm (дата обращения: 15.12.2016).
61) Совместное заявление президентов Российской Федерации и Соединенных
Штатов Америки в отношении Договора по противоракетной обороне (Хельсинки, 21
марта 1997 года) / Сокращение стратегических вооружений: Проблемы, события,
аналитика // Центр по изучению проблем контроля над вооружениями, энергетики и
экологии. URL: https://www.armscontrol.ru/start/rus/docs/hel-js.htm (дата обращения:
15.12.2016).
62) Совместное российско-американское заявление по глобальной системе
защиты (Вашингтон, 17 июня 1992 года) / Сокращение стратегических вооружений:
Проблемы, события, аналитика // Центр по изучению проблем контроля над
вооружениями, энергетики и экологии. URL:
https://www.armscontrol.ru/start/rus/docs/gsz.htm (дата обращения: 19.12.2016).120
63) Четырнадцать пунктов президента США В. Вильсона об условиях мира из
его послания Конгрессу от 8 января 1918 г. // Системная история международных
отношений в четырех томах. 1918 – 2000. Том 2. Документы 1910 – 1940-х годов. М. 2000.
С. 27 – 28.
64) NATO-Russia Council Joint Statement Lisbon, 20 November 2010 // Official
portal for NATO. URL: http://www.nato.int (дата обращения: 25.01.2017).
65) Readout of President Donald J. Trump’s Meeting with Foreign Minister Sergey
Lavrov of Russia, May 10, 2017. / Office of the Press Secretary // The official portal for the
White House. URL: https://www.whitehouse.gov/the-press-office/2017/05/10/readout-presidentdonald-j-trumps-meeting-foreign-minister-sergey-lavrov (дата обращения: 17.05.2017).
66) Secretary Tillerson's Meeting With Russian Foreign Minister Sergey Lavrov, May
10, 2017. / Office of the Spokesperson // Official portal for the US Department of state. URL:
https://www.state.gov/r/pa/prs/ps/2017/05/270780.htm (дата обращения: 17.05.2017).
67) State of the Union Address 2016: Towards a better Europe - a Europe that
protects, empowers and defends by Jean-Claude Juncker, President of the European
Commission, Strasbourg, 14 September 2016. // Official portal for the European Commission.
URL: http://europa.eu/rapid/press-release_SPEECH-16-3043_en.htm (дата обращения:
02.04.2017).
68) «State of the Union, 2015» by Jean-Claude Juncker, President of the European
Commission, 9 September, 2015. // Official portal for the European Commission. URL:
http://ec.europa.eu/priorities/soteu/docs/state_of_the_union_2015_en.pdf (дата обращения:
30.10.2015).
69) Statement by NATO Foreign Ministers, 1 April 2014 // Official portal for NATO.
URL: http://www.nato.int (дата обращения: 25.01.2017).
Мемуары
70) Добрынин, А.Ф. Сугубо доверительно. Посол в Вашингтоне при шести
президентах США (1962 – 1986 гг.). – Изд. 2-е. – М.: Междунар. отношения, 2008. – 712 с.,
ил.121
Список литературы
71) Андропова, А., Гарбук, С. Американская космическая система «ИМЕЮС» и
создание перспективной системы обнаружения пусков баллистических ракет //
Зарубежное военное обозрение. 1994. №12. С.34-40.
72) Арбатов, А. Политика и национальная оборона / Алексей Арбатов //
Российский совет по международным делам, 22 апреля 2013 г. URL:
http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=1774#top-content (дата обращения: 10.01.2017).
73) Арбатов, А. Противоракетная философия / Алексей Арбатов // Российский
совет по международным делам, 1 июня 2013 г. URL:
http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=1922#top-content (дата обращения: 10.07.2013).
74) Арбатов, А. Угрозы реальные и мнимые. Военная сила в мировой политике
начала XXI века / Алексей Арбатов // Российский совет по международным делам, 4 марта
2013 г. URL: http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=1502#top-content (дата обращения:
15.01.2017).
75) Баранов, Е. «Наступили тяжелые времена» — это лейтмотив выступления
генсека НАТО Столтенберга / Евгений Баранов // Официальный сайт «Первого» канала,
24 апреля 2016 г. URL: http://www.1tv.ru/news/2016/04/24/300987-
nastupili_tyazhelye_vremena_eto_leytmotiv_vystupleniya_genseka_nato_stoltenberga (дата
обращения: 27.04.2016).
76) Барышников, Д.Н. Конфликты и мировая политика: учебное пособие / Д.Н.
Барышников. – М.: АСТ: АСТ МОСКВА: Восток – Запад, 2008. – 384 с.
77) Белобров, Ю.Я. Европейская безопасность на перепутье / Ю.Я. Белобров //
Международная жизнь, №9, 2013. URL: http://interaffairs.ru (дата обращения: 10.04.2015).
78) Берлинский кризис 1948–1949 гг. / Советский Союз в локальных войнах и
конфликтах // С.Я. Лавренов, И.М. Попов. — М.: ACT; Астрель, 2003. С. 108-128.
79) Болховитинов, Н. Н. Россия открывает Америку. 1732–1799: к 500-летию
открытия Америки: [монография] / Н. Н. Болховитинов. — М.: Междунар. отношения,
1991. — 304 с.
80) Болховитинов, Н.Н. Становление русско-американских отношений, 1775-
1815. М., 1966, с. 53-55; Екатерина II – Георгу III, 23 сентября (4 октября) 1775 г. – В кн.:
Россия и США: становление отношений, 1765 – 1815. М., 1980, с.34-35.
81) Болховитинов, Н.Н. Становление русско-американских отношений. 1775-
1815. М., 1966, с. 346-381.122
82) Бунин, И. Марин Ле Пен: может ли она победить? / Игорь Бунин //
Московский Центр Карнеги, 15 марта 2017. URL: http://carnegie.ru/commentary/?fa=68271
(дата обращения: 01.04.2017).
83) Война в Корее, 1950–1953. — СПб.: ООО «Издательство Полигон», 2003. —
923 с. URL: http://militera.lib.ru/h/korea_50_53/index.html (дата обращения: 18.02.2017).
84) Голубев, Д.С. Стратегическое замешательство: о проблемах постановки и
реализации целей в современной политике США на Ближнем Востоке / Д.С. Голубев //
XXV Международный российско-американский семинар в СПбГУ. С. 54-63.
85) Гриффитс Д. Екатерина II и ее мир: Статьи разных лет / Дэвид Гриффитс;
пер. с англ. Е. Леменевой и А. Митрофанова. — М.: Новое литературное обозрение, 2013.
— 536 с.
86) Десять лет без договора по ПРО. Проблема противоракетной обороны в
российско-американских отношениях // Российский совет по международным делам,
доклад №5 / 2012, 19 сентября 2012. URL:
http://russiancouncil.ru/common/upload/RIAC_Missile_Defense_US_Russia.pdf (дата
обращения: 17.11.2015).
87) Договор СНВ‑2 // РИА Новости, 3 января 2013. URL:
https://ria.ru/spravka/20130103/916639701.html (дата обращения: 15.01.2017).
88) Дыхание «горячей» войны в Европе, 1958–1962 гг. / Советский Союз в
локальных войнах и конфликтах // С.Я. Лавренов, И.М. Попов. — М.: ACT; Астрель, 2003.
С. 186-212.
89) Иванян, Э.А. История США, М.: Дрофа, 2004. – 576 с. [электронный ресурс].
URL: http://e-libra.ru/read/362679-istoriya-ssha.html (дата обращения: 15.07.2017).
90) История США в 4-х томах: том 1 / Под ред. Н.Н. Болховитинов, М.С.
Альперович, Р.Ф. Иванов, Л.Ю. Слезкин, А.А, Фурсенко // Издательство «Наука», Москва.
– 1983. – С. 270-271.
91) Козин, В.П. Эволюция противоракетной обороны США и позиция России
(1945 – 2013) // В.П. Козин, М.: РИСИ, 2013. С.17 -103.
92) Конышев, В.Н., Сергунин, А.А., Шацкая, В.И. Система противоракетной
обороны США: прошлое, настоящее, будущее: монография / В.Н. Конышев, А.А.
Сергунин, В.И. Шацкая; Воен. акад. Ген. штаба Вооружен. Сил Рос. Федерации, НИИ
(воен. истории), Рос.акад. ракет. и артиллер. наук. – СПб.: Издательство «Аврора», 2015. –
168 с.123
93) Костюк, Р. Франция: семьянин пойдет до конца / Руслан Костюк //
REGNUM, 23 февраля 2017. URL: https://regnum.ru/news/polit/2242398.html (дата
обращения: 01.04.2017).
94) Кризисы в российско-американских отношениях // РИА Новости, 10 ноября
2014 г. URL: https://ria.ru/spravka/20141110/1032219837.html (дата обращения: 15.01.2017).
95) Кулькова, О. Brexit и «особые отношения» Великобритании с США —
wishful thinking? / Ольга Кулькова // Российский совет по международным делам, 31
января 2017. URL: http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=8645#top-content (дата обращения:
02.04.2017).
96) Левкин, И.М., Шацкая, В.И. Возникновение и развитие систем
противоракетной обороны США и СССР (50-70е гг. ХХ века). Попытка историкосравнительного анализа // Клио. №2. 2011. С. 133-139.
97) Лукьянов, Ф. От России ждут, что она станет Советским Союзом лайт /
Федор Лукьянов // Российский совет по международным делам, 27 декабря 2013. URL:
http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=2943#top-content (дата обращения: 28.12.2016).
98) Лукьянов, Ф. Отказ Америки от ПРО невозможен, равно как и юридические
гарантии, связывающие Вашингтону руки / Федор Лукьянов // Российский совет по
международным делам, 23 мая 2012. URL: http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=422#topcontent (дата обращения: 24.08.2016).
99) Лукьянов, Ф. Путь к себе / Федор Лукьянов // Россия в глобальной политике,
24 марта 2017. URL: http://www.globalaffairs.ru/redcol/Put-k-sebe-18634 (дата обращения:
26.03.2017).
100) Лукьянов, Ф. Растерянная Европа / Федор Лукьянов // Россия в глобальной
политике, 27 января 2017. URL: http://www.globalaffairs.ru/redcol/Rasteryannaya-Evropa-
18547 (дата обращения: 26.03.2017).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ