Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


От музыкальной композиции начала ХХ века: к проблеме авторского стиля

Работа №7234

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

искусство, культура, литература

Объем работы190стр.
Год сдачи2002
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
756
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
1 Стиль времени 3
2 Стиль авторский 11
3 Установки исследования 19
ГЛАВА I Владимир Иванович Ребиков (1866-1920) 24
ГЛАВА П Николай Николаевич Черепнин (1873-1945) 48
ГЛАВА III Алексей Владимирович Станчинский (1888-1914) 97
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 148
БИБЛИОГРАФИЯ 153
ПРИЛОЖЕНИЕ
1 Примечания 166
2 Нотография 182



В начале XX века в истории русской культуры произошли события, действие которых отчетливо проявляется и сегодня - в социальной истории и художественной жизни.
Искусство предреволюционного периода обладает особой притягательной силой для многих исследователей. Этот период был насыщен сложными историко-художественными процессами, острой борьбой противоположных тенденций, разного рода манифестами и программами, которые сменяли друг друга со стремительной быстротой. Накаленная атмосфера эпохи была пронизана ощущением «конца века» и чувством «рубежа», за которым должно открыться «все новое».
«Серебряный век» в истории русской культуры навсегда останется ослепительно ярким многогранным кристаллом, отразившим исключительное разнообразие тенденций, индивидуальных стилей, периодом небывалого творческого подъёма в области философии, литературы, живописи, театра и музыки.
Существование множества течений, школ, групп, которые сотрудничали, соперничали, а порой и декларативно отвергали друг друга, не исключало того общего и важного, что объединяло всех в едином, мощном потоке русской культуры. Это особое мироощущение «Творца», крайне обостренное чувство своего «Я», ощущение величайшего исторического момента - «итогов и концов во имя новой, неведомой культуры» (С. Дягилев).
Проблема «самопознания» (Н.Бердяев) и соотнесения себя с реалиями являлась, по-жалуй, наиболее актуальной и важной в искусстве начала XX века. Каждый мог сказать:
«Л пережил <...> все события моего времени, как часть моего микрокосма, как мой духовный путь. <...> я переживаю все события моей эпохи, всю судьбу мира через собст¬венную судьбу» (Бердяев Н., 1990, с.4)
Характеризуя начало XX века, философ подчеркивал: «Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвет поэзии и обострение чувствительности, религиозного беспокойства и искания, интереса к мистике и оккультизму. Появились новые души, были открыты новые источники творческой жизни, видели новые зори, соединяли чувства заката и гибели с чувством восхода и с надеждой на преображение жизни» (Бердяев Н., 1990, с. 124).
В начале XXI века можно с уверенностью констатировать возросший интерес к художественной культуре первых десятилетий ушедшего «атомного» века. Многие явления
предстают перед нами все отчетливее и ярче. «Русская музыка настоящего переплетается с музыкой прошлого. Кроме того, она связана с рядом явлений, имевших место в мировой музыке», - пишет Л.Сабанеев о ситуации начала века в книге «Modem Russian Composers» (SabaneyeffL., 1927, с. И).
В начале XX века Россия переживала пору острых социальных потрясений. Напряженным ритмом жизни, предчувствием «неслыханных перемен» была вызвана энергия, динамизм развития русского искусства предреволюционных лет.
Музыкальная культура первых двух десятилетий была тесно связана с новейшими тенденциями в области философии, литературы, живописи, театра, что позволяет говорить в целом о «стиле времени, т.е. общих чертах, присущих творчеству писателей, композиторов, художников, архитекторов и режиссеров.
Термин «стиль времени» широко использовал Д.С. Лихачев, однако возник он, по видимому, в работах немецкого эстетика Э.Утица - исследователя живописи и автора «Основ эстетического учения о цветах». А.Ф. Лосев указывает на то, что Э.Утиц видит в «страстном стремлении современности разгадать загадку стиля» не только чисто научный и теоретический интерес, но также и прозрение того, что «со стилем, так или иначе, связывается тоска нашего изломанного и больного века по утешительной гармонии и высшей взаимосвязанности бытия» (Лосев А., 1994, Употребляя термин «стиль» в различных значениях (8 типов) Э.Утиц считает «стиль времени» наиболее важным, так как в нем соединяются, по его мнению, два начала. С одной стороны - развитие техники, которое дает искусству новые возможности. Конечно, не сама техника создает стиль, но техника должна гармонически слиться с потребностями выражения. С другой стороны - «гораздо важнее в «стиле времени» общее культурное состояние эпохи» (Лосев А., 1994, с.255), то есть то, что являет собой художественный контекст эпохи, который в свою очередь складывается из индивидуальных авторских стилей и свойственной им стилистики языка.
Что же является характерным для «стиля времени» первых двух десятилетий XX века? По каким основным направлениям совершался сложнейший процесс обновления - как самой действительности, так и художественной жизни, духовного мира личности художника?
«Надо признать, - писал А.Белый, - что именно в музыке, прежде всего А.Скрябина, с особой силой выразилось духовное человеческое содержание эпохи, поэты и художники, тяготея к музыке, так упорно стремились найти средства выражения, адекватные тем, что были в её полноправном обладании» (Неклюдова М., 1997, с. 380).




Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Подводя итоги, можно констатировать, что в искусстве «серебряного века» индивидуализация авторских стилей достигла своего апогея. Общие закономерности и условия социально-культурной жизни формировали одну из возможных моделей авторского стиля
- неповторимого и оригинального.
Общая панорама стиля времени складывалась из множественности художественных направлений, школ, групп, индивидуальных авторских стилей и свойственной им стилистики музыкального языка. Перелом столетий четко обозначил перелом в стилевом со¬держании искусства. «Пучок смыслов» (О. Мандельштам), наблюдавшийся в художественной культуре начала XX столетия, содержал многие прозрения будущего.
Каждый, из исследованных нами композиторов, обладал самостоятельным и неповторимым обликом в контексте художественной культуры начала XX века и сказал собственное слово, внес заметный творческий вклад в мировое музыкально-художественное наследие.
«Многоукладность» (Д. Сарабьянов) художественного мира «серебряного века» как и духовный климат эпохи, а также характерные тенденции «стиля времени» в творчестве В.Ребикова, Н.Черепнина и А.Станчинского получили индивидуальное отражение. Харак¬тер поиска собственного стиля у каждого был индивидуален. У Ребикова - экспериментально-новаторским, у Черепнина - интегрирующим, у Станчинского - преобразующим, неоклассицистским.
Авторские стили этих композиторов, значимые, серьезные и оригинальные, сохранили жизненную силу, явно или скрыто оказывая эстетико-художественное воздействие на последующие поколения, питая их поэтикой «серебряного века». В их творчестве зародились такие формы и приемы, которые нашли претворение и развитие во второй полови¬не XX столетия.
Проблемы оперной реформы, жанрового обновления, инновационной стилистики волновали В.Ребикова. В его творчестве всех поражала эпатирующая простота в сочетании с глубокими философско-нравственными идеями. Стремление композитора к вершинам духовности, синтезу философии, искусства и религии было свойственно не только художественной культуре начала XX века, но и, очевидно в еще большей степени, новому руслу постмодерна последней четверти века.
Открытость разным стилевым тенденциям, свойственная Н.Черепнину, предвосхитила явления полистилистики, характерной для искусства второй половины XX века. Его
искания были направлены в сторону значительного расширения оркестровых средств и возможностей в воплощении образов сказочной мечты и вечной Красоты.
Для А.Станчинского главной целью творческих устремлений стали формы классиков и контрапунктическая техника старых мастеров. Образ древней Руси, таинственных языческих обрядов, колокольных перезвонов, всегда манивший молодого композитора, стал источником вдохновения и предвосхитил многие подобные страницы в русской музыке.
Характерный круг идей, тем и образов «стиля времени» получил индивидуально оригинальное выражение через жанровый диапазон творчества и систему художественно-выразительных средств. Открытие собственного внутреннего «Я», стремление к эксперименту, «новым берегам» и «неведомым мирам» отличали творчество не только этих композиторов начала XX века.
Внеисторический характер сюжетов мифов, сказок, легенд и, даже, опыты творческого использования классического наследия несли на себе печать эстетической мечты, являлись порой воплощением социально-художественной утопии, что характеризовало не только искусство «серебряного века», но и зарубежные тенденции.
Можно с уверенностью говорить о сложившемся авторском стиле в отношении каждой из избранных нами личностей. Оригинальность и цельность, присущая всем троим композиторам, внутри стилевой эволюции проявляется неодинаково. Периодизация творчества представлена не традиционно (ранний, центральный и поздний), а своеобразно у каждого из музыкантов. Нахождение и «уточнение собственного языка» (Э.Денисов) осуществляется с поразительной целенаправленностью и законченностью выражения.



Авраамов А. Грядущая музыкальная наука и новая эра истории музыки // Музыкальный современник. 1916. № 6 (февраль).
«Азбука в картинках» Александра Бенуа. Факсимильное воспроизведение издания 1904 года. Вступ. ст. Е.В. Бархатовой. Л., 1990.
Акименцо Ф. Жизнь в искусстве. РМГ. 1912. № 9-14.
Алексеев А. Концертная жизнь на рубеже столетий // Русская художественная культура конца XIX начала XX века (1895-1907 гг.); Кн. I. Зрелищные искусства. М., 1968.
Алексеев А. Русская инструментальная музыка // Русская художественная культура конца XIX начала XX века (1895-1907 гг.); Кн. I. Зрелищные искусства. М., 1968. Алексеев А.Л. Русская фортепианная музыка конца XIX - начала XX века... М., 1969.
Асафьев Б. (Глебов Игорь). Симфонические этюды. М. 1922.
Асафьев Б. Владимир Ребиков. Ритмодекламации // Музыка. 1915. №238. - С. 600. Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. Кн: 1-П. М., 1963.
Асафьев Б. О балете. Статьи. Рецензии. Воспоминания. Л., 1966.
Асафьев Б. О музыке XX века. Л., 1982.
Асафьев Б. Русская живопись. Мысли и думы. М.-Л., 1966.
Асафьев Б. Русская музыка (XIX и начала XX века). Л., 1968.
Асафьев Б. Русская музыка XIX и начала XX вв. Изд. 2-е. Л., 1979.
Асафьев Б. Русский романс. Опыт интонационного анализа. Сб. ст. М.-Л., 1930. Астахов А. Некоторые нормативы голосоведения в тональной музыке XX в. // В сб.: Труды ГМПИ им. Гнесиных. М., 1988, Вып. 30. - С. 131-148.
Баева А. Поэтика жанра: современная русская опера. М., 1999.
Баева А. Русская опера последней трети XX века (вопросы эволюции жанра) - Ав- тореф. дис. канд. доктора искусствоведения. М., 2000. На правах рукописи.
B as (Асафьев Б.) Нотография (Черепнин Н. «Фейные сказки») // Музыка. 1915. №
210. -С. 95.
Бахтин М. Эстетика словесного творчества. М., 1986.
Бедный Д. О писательском долге. М., 1964.
Белый А. Арабески. М., 1911.
Белый А. На рубеже двух столетий. М., 1989.
Белый А. Начало века. Воспоминания в 3-х кн. Кн. 2. М., 1990.

154
25. Беляев В. Подвижной контрапункт строгого письма С.И. Танеева // Музыкальный современник. 1916. №8.
26. Беляев В. Мусоргский. Скрябин. Стравинский. Сб. статей. М., 1972.
27. Берберов Р. В. Ребиков. В нот.: Пьесы для фортепиано. Вып. I и II. М., 1968.
28. Бердяев Н. Новое средневековье. М., 1991.
29. Бердяев Н. Самопознание: опыт философской автобиографии. М., 1990.
30. Бердяев Н. Смысл истории. М., 1990.
31. Бердяев Н. Судьба России: сочинения. М., 1998.
32. Бернандт Г. С.И. Танеев. М., 1983. 2-е изд.
33. Бернандт Г. Словарь опер, впервые поставленных или изданных в дореволюцион¬ной России и в СССР (1736-1959). М., 1986.
34. Бернандт Г., Ямпольский И. Кто писал о музыке: Биобиблиографический словарь музыкальных критиков и лиц, писавших о музыке в дореволюционной России и СССР. М., 1971-1974.
35. Блок А. Об искусстве. М., 1980.
36. Блок А., Белый А. Диалог поэтов о России и революции. М., 1990.
37. Блок и музыка / Сб. статей. Сост. М. Эми. JI.-M., 1972.
38. Бобровский В. Функциональные основы музыкальной формы. М., 1978.
39. Бонди С. О музыкальном чтении М.Ф. Гнесина // М.Ф. Гнесин: Статьи, воспомина¬ния, материалы.
40. Борев Ю. О трагическом. М., 1961.
41. Борев Ю. Трагическое и комическое - в действительности и в искусстве. Стено¬грамма публичной лекции. М., 1955.
42. Булгаков С. Героизм и подвижничество. М., 1992.
43. Борог О. Музыкальный театр Рихарда Штрауса и новые формы городской демокра¬тической культуры второй половины XIX - начала XX века. Автореф. дис. канд. искусствоведения. М., 1999.
44. Бычков В. Религиозно-эстетическое сознание в России XIX - XX веков. // Вопросы искусствознания. М., X (1/97).
45. Ванслов В. Содержание и форма в искусстве. М., 1956.
46. Василенко С. Воспоминания. М., 1979.
47. Васина-Гроссман В. Музыка и поэтическое слово. Ритмика. М., 1972.
48. Васина-Гроссман В. Русский романс конца XIX начала XX вв. // Русская художест¬венная культура конца XIX начала XX века (1895-1907 гг.); Кн. I. Зрелищные ис¬кусства. М., 1968.

155
49. Введение в литературоведение. Под ред. Г.Н. Поспелова. М., 1976.
50. Веберн А. Лекции о музыке. Письма. М., 1977.
51. Вельфлин Г. Основные понятия истории искусств. Проблема эволюции стиля в но¬вом искусстве. Пер. с нем. А.А. Франковского. Вступ. статья Р. Пельше. М.-Л., 1930.
52. Виноградов В. Проблема авторства и теория стилей. М., 1968.
53. Вольфинг Г. Модернизм и музыка. Статьи критические и полемические 1907-1911. М., 1912.
54. Восток - Запад. Исследования. Переводы. Публикации. М., 1988.
55. Гаккель Л. Фортепианная музыка XX века. Очерки. 2 изд. Л., 1990.
56. Гартман Ф. Об употреблении ударных инструментов в оркестре // Музыка. 1912. №
80, 82.
57. Гачев Г. Книга удивлений, или естествознание глазами гуманитария, или образы в науке. М., 1991.
58. Глазами современника: Избр. статьи о русской музыке. 1898-1918. М., 1971.
59. Глебов И. Из недавно пережитого // Музыка. 1916. № 249. - С. 167-172.
60. Глебов И. О Черепнине // Музыка. 1915. № 209.
61. Глебов И. Про новизну // Музыка. 1915. № 209. - С. 85-89.
62. Глебов И. Романсы Танеева // Музыкальный современник. 1916. №8.
63. Глебов И. Этюд о Черепнине // Музыка. 1916. № 250.
64. Глинский М. «Красная маска» Черепнина // Русская музыкальная газета. 1916. № 12.
65. Гнесин М. О природе музыкального искусства и о русской музыке // Музыкальный современник. 1915. № 3.
66. Городецкий С. Некоторые течения в современной русской поэзии. 1913. № 1.
67. Горячкина Е. Земное эхо космической гармонии // Интерпретация музыкального произведения в контексте культуры. Сб. трудов РАМ им. Гнесиных. Вып. 129. М., 1994.
68. Гуляницкая Н. Введение в современную гармонию. М., 1984.
69. Гуляницкая Н. Лекции по современной гармонии. М., 1977.
70. Гуляницкая Н. Эволюция тональной системы в начале века // Русская музыка и XX век. М., 1999.-С. 461-498.
71. Дебюсси и музыка XX века. Л., 1983.
72. Дебюсси К. Статьи. Рецензии. Беседы. Л., 1964.


156
73. Дейкун Jl. К проблеме стиля модерн в музыке. Страницы творчества Николая Че¬репнина // Русская музыкальная культура XIX - начала XX века. Сб. трудов РАМ им. Гнесиных. Вып 123. М., 1994. - С. 79-95.
74. Демченко А. Концепционный метод музыкально-исторического анализа. Саратов, 2000.
75. Дельсон В. Скрябин. Очерк жизни и творчества. М., 1971.
76. Денисов Э. Современная музыка и проблемы эволюции композиторской техники. М., 1986.
77. Долгов Н. К чему зовет мистический театр // Театр и искусство. 1907. № 23. - С. 379-380.
78. Долгополов JI. Поэмы Блока и русская поэма конца ХЕХ-начала XX вв. M.-JL, 1964.
79. Долинский М. Искусство и А. Блок // Графика. Театр. Портреты. М., 1985.
80. Достоевский Ф. Об искусстве. Статьи и рецензии. М., 1973.
81. Дьячкова JI. Проблемы интертекста в художественной системе музыкального про¬изведения // Интерпретация музыкального произведения в контексте культуры. Сб. трудов РАМ им. Гнесиных. Вып.129. М., 1994.
82. Енукидзе Н. Альтернативный музыкальный театр в России первой трети XX в. и его влияние на новую оперную эстетику. Автореф. дис. канд. искусствоведения. М., 1999.
83. Жирмунский В. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. JL, 1977.
84. Житомирский Д. Скрябин // Музыка XX века. М., 1977.4.1. Кн.2.
85. Зарубежная музыка XX века. М., 1975.
86. Зарубежная эстетика и теория литературы XIX - XX вв.: Трактаты, статьи, эссе. М., 1987.
87. И-г. (Асафьев Б.) Черепнин Н. 14 эскизов для фортепиано к русской «Азбуке в кар¬тинках» Александра Бенуа//Русская музыкальная газета. 1912. № 19,20. - С. 477.
88. Иванов Вяч. Взгляд Скрябина на искусство // Памятники культуры: Новые откры¬тия 1983 г. Л., 1985.*
89. Иванов-Борецкий М. Музыкально-историческая хрестоматия. Вып. 2. М., 1936.
90. Иванов-Борецкий М. Статьи и исследования. Воспоминания о нем. М., 1972.
91. История полифонии. Вып. 5: Полифония в русской музыке XVII - начала XX вв.: Вл. Протопопов. М., 1987. - 319 с., нот.
92. История русского искусства. Том X. Кн. I, II. Ред. И.Ю. Грабарь. М., 1968.
93. Каратыгин В. Жизнь. Деятельность. Статьи и материалы. Л., 1927.
94. Каратыгин В. Избранные статьи. М.-Л., 1965.

157
95. Каратыгин В. Молодые русские композиторы // Аполлон. 1910. №11,12.
96. Каратыгин В. Новейшие течения в западноевропейской музыке. Избранные статьи. Л., 1965.
97. Каратыгин В. О музыкальной критике вообще, о критиках Скрябина в частности // Музыка. 1911. №31.
98. Каратыгин В. О музыкальной критике // Музыкальный современник. 1915. №2.
99. Каратыгин В. Памяти Танеева // Музыкальный современник. 1916. №8.
100. Каратыгин В. Римский-Корсаков // Ежегодник императорских театров. 1909.
101. Каталог сочинений В. Ребикова. Список сочинений и критические отзывы о сочи¬нениях Ребикова. (5-е юбилейное изд.). М., 1913. 4-е изд. Лейпциг, 1909-1910.
102. Кашкин Н. Очерк истории русской музыки. Л., 1908.
103. Кашкин Н. Статьи о русской музыке и музыкантах. М., 1953.
104. Келдыш Ю. Очерки и исследования по истории русской музыки. М., 1978.
105. Келдыш Ю. Русская музыка на рубеже двух столетий / Русская художественная культура конца XIX - начала XX века. (1896 - 1907). Кн. I. Зрелищные искусства. Музыка. М., 1968.
106. Келдыш Ю. Н.Н. Черепнин // История русской музыки: В 10 т. М., 1997. Т. 10-а.
107. Кириллина Л. Итальянская опера первой половины XX века. М., 1996.
108. Когоутек Ц. Техника композиции в музыке XX в. М., 1976.
109. Кон Ю. Избранные статьи о музыкальном языке. СПб, 1994.
110. Корабельникова Л. Александр Черепнин: Долгое странствие. М., 1999.
111. Красовская В. Русский балетный театр начала XX века. Кн. 1. Л., 1971.
112. Краузе Э. Рихард Штраус. М., 1961.
113. Кривошеева И. Античность в музыкальной культуре серебряного века (музыкаль¬но-театральные искания). Автореф. дис. канд. искусствоведения. М., 2000.
114. Кривошеева И. Призраки Эллады в «серебряном веке» // Музыкальная академия. 1999. №1.-С. 180-188.


Работу высылаем на протяжении 24 часов после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ