Разработка проекта организации хостела на основе апарт-отеля (на примере ООО «Оптима»)
|
Введение 3
1. Апарт-отели как часть гостиничной инфраструктуры 7
1.1. Понятие и особенности апарт-отеля 7
1.2. Технология предоставления услуг в апарт-отеле 15
1.3. Отечественный и зарубежный опыт развития апарт-отелей 21
2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности ООО «Оптима» 33
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия 33
2.2. Анализ финансовой деятельности предприятия 43
2.3. Анализ эксплуатационной программы гостиницы 56
3. Разработка проекта хостела на основе апарт-отеля ООО «Оптима» 67
3.1. Этапы разработки проекта хостела 67
3.2. Технико-экономическое обоснования проекта хостела 72
3.3. Расчёт экономической эффективности проекта хостела 78
Заключение 83
Список использованных источников 86
Приложения 92
1. Апарт-отели как часть гостиничной инфраструктуры 7
1.1. Понятие и особенности апарт-отеля 7
1.2. Технология предоставления услуг в апарт-отеле 15
1.3. Отечественный и зарубежный опыт развития апарт-отелей 21
2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности ООО «Оптима» 33
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия 33
2.2. Анализ финансовой деятельности предприятия 43
2.3. Анализ эксплуатационной программы гостиницы 56
3. Разработка проекта хостела на основе апарт-отеля ООО «Оптима» 67
3.1. Этапы разработки проекта хостела 67
3.2. Технико-экономическое обоснования проекта хостела 72
3.3. Расчёт экономической эффективности проекта хостела 78
Заключение 83
Список использованных источников 86
Приложения 92
Отельный рынок России не стоит не месте. В страну приходят новые форматы и крупнейшие мировые операторы. Одним из самых новых направлений отельного бизнеса является развитие новых форматов для туристов: хостелы и апарт-отели.
Хостельный бизнес и апарт-отели - это те сегменты отельного рынка, которые уже давно присутствуют на рынках развитых с точки зрения туризма стран. На фоне нехватки качественных мест размещения и высоких цен на отельные номера данные форматы являются крайне перспективными, по¬скольку делают рынок более конкурентоспособным и положительно влияют на уровень цен в отрасли. Более того, есть масса предпосылок для развития подобных проектов. В частности если говорить про хостелы, то для его открытия не требуется огромных площадей, большого штата сотрудников и крупных инвестиций, что делает данный формат крайне привлекательным для новичков.
В мире существует более 18 тысяч хостелов, они есть во всех мировых столицах и основных туристических центрах. Сейчас в России по разным подсчетам действует от 2 до 3 тысяч хостелов, большая часть из которых сосредоточена в Москве (около 300), Санкт-Петербурге (400). Третье и четвертое места занимают, соответственно, Крым и Сочи.
Практически во всех крупных городах, и даже в некоторых селах, есть хостелы, а решение проблем расселения гостей и участников крупные мероприятий таких, как чемпионаты мира и универсиады, уже невозможно без открытия хостелов.
Во Франции хостелы называются «auberge de jeunesse», в Германии - «jugendherberge», в Испании - «albergue juvenil». Однако, все эти понятия пе¬реводятся примерно одинаково. Хостел - это молодежное общежитие. Со¬временные хостелы претерпели значительные изменения. Еще двадцать лет назад они являлись всего лишь непритязательным местом для ночлега, а в
4 наши дни приличные хостелы предлагают своим гостям довольно широкий спектр основных и дополнительных услуг, таких как телефоны с междугородней и международной связью, кондиционирование воздуха в номерах, спутниковое телевидение и компьютеры, подключенные к сети Интернет, бесплатные продукты, экскурсии и многое другое. Тем не менее, цена ночлега до сих пор вполне доступна для студенческой молодежи.
Потенциал в других регионах большой. Особенно это касается городов Поволжья, в частности, популярного туристского маршрута «Золотое кольцо». Спрос со стороны туристов растет год от года, а мест в гостиницах не хватает. Да и далеко не каждый турист, путешествующий по России, может себе позволить заплатить за ночь в гостинице 2,5-3 тысячи рублей - такова сейчас средняя цена размещения в этих городах.
Несмотря на всю критику в адрес хостелов, никто из экспертов не отрицает их значимости. Традиционная целевая аудитория таких средств размещения - бекпекеры - молодежь, путешествующая с рюкзаками во время школьных каникул, академических отпусков или на выходные. При этом студент может не просто приехать и снять за несколько сотен ночлежку в другом городе, а получить полезный опыт общения со сверстниками, в том числе и из других стран. Кстати, в последнее время в хостелах также останавливаются корпоративные клиенты, организованные детские группы. А в России, в отличие от стран Западной Европы и США в хостелах часто ночуют обычные взрослые граждане, путешествующие с целью культурно-познавательного туризма, деловых поездок, посещения концертов любимых звезд. Траты на комфортные условия проживания для них не на первом месте.
Во-вторых, открытие хостелов выгодно мелким предпринимателям, особенно в кризис. Цена за суточное проживание в бюджетных отелях в среднем составляет от 300 до 800 рублей, и это повышает спрос на этот сегмент. Кроме того, инвесторам проще вкладываться в такой бизнес.
Актуальность и недостаточная степень теоретической и практической
5 разработанности проблем деятельности хостелов предопределили выбор те¬мы, цель и задачи научного исследования.
Целью дипломного проекта является изучение деятельности апарт- отелей и хостелов, анализ финансового состояния ООО «Оптима» и разра-ботка проекта открытия хостела для повышения эффективности деятельности предприятия.
Для достижения поставленной цели будут решены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы деятельности гостиничного пред¬приятия;
- изучить понятие и особенности апарт-отеля;
- рассмотреть технологию предоставления услуг в апарт-отеле;
- проанализировать отечественный и зарубежный опыт развития апарт-отелей;
- сделать анализ финансово-хозяйственной деятельности ООО «Оптима»;
- дать оценку показателей эксплуатационной программы гостиницы;
- разработать проект создания хостела;
- сделать экономическое обоснование проекта;
- сделать оценку эффективности внедрения проекта.
В качестве объекта исследования выбрано ООО «Оптима». Период ис¬следования 3 года с 2013-2015 гг.
Предмет исследования - деятельность апарт-отелей и хостелов как разновидности гостиничных предприятий.
В процессе написания дипломного проекта использовались следующие методы - сбор первичной и вторично информации, сравнительный анализ, экономико-математические методы.
Теоретической основой при написании дипломного проекта послужили научные труды отечественных и зарубежных авторов: И. Барчуков, К. М. Биржаков, В. Г. Гуляев, А. Дурович, А. Б. Сидоров, И. В. Зорин, Д. К. Исмаев и другие. Так же использовались периодические издания по тематике исследования.
Практическая реализация проекта состоит в том, что данная работа со¬держит разработку проекта создания хостела.
Методологическая основа дипломного проекта заключается в использовании таких экономических методов как: анализ и оценка экономических показателей, сравнение и выявление их динамики.
Дипломный проект состоит из: введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, приложения.
Во введении раскрывается актуальность темы дипломного проекта, определяется объект и предмет исследования, формируются цели и задачи.
В первой главе раскрываются теоретические основы деятельности апарт-отелей как часть гостиничной инфраструктуры, понятие и особенности апарт-отеля, технология предоставления услуг в апарт-отеле, отечественный и зарубежный опыт развития услуг апарт-отелей.
Во второй главе проводится анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия, анализ финансовой деятельности, оценка показателей эксплуатационной программы гостиницы.
В третьей главе раскрываются этапы разработки проекта создания хо¬стела на основе апарт-отеля ООО «Оптима», разработки концепции хостела, делается экономическое обоснование проекта хостела, расчет экономической эффективности проекта. В заключении подводиться итог проведенной работы. При написании дипломного проекта было использовано 62 источников.
Хостельный бизнес и апарт-отели - это те сегменты отельного рынка, которые уже давно присутствуют на рынках развитых с точки зрения туризма стран. На фоне нехватки качественных мест размещения и высоких цен на отельные номера данные форматы являются крайне перспективными, по¬скольку делают рынок более конкурентоспособным и положительно влияют на уровень цен в отрасли. Более того, есть масса предпосылок для развития подобных проектов. В частности если говорить про хостелы, то для его открытия не требуется огромных площадей, большого штата сотрудников и крупных инвестиций, что делает данный формат крайне привлекательным для новичков.
В мире существует более 18 тысяч хостелов, они есть во всех мировых столицах и основных туристических центрах. Сейчас в России по разным подсчетам действует от 2 до 3 тысяч хостелов, большая часть из которых сосредоточена в Москве (около 300), Санкт-Петербурге (400). Третье и четвертое места занимают, соответственно, Крым и Сочи.
Практически во всех крупных городах, и даже в некоторых селах, есть хостелы, а решение проблем расселения гостей и участников крупные мероприятий таких, как чемпионаты мира и универсиады, уже невозможно без открытия хостелов.
Во Франции хостелы называются «auberge de jeunesse», в Германии - «jugendherberge», в Испании - «albergue juvenil». Однако, все эти понятия пе¬реводятся примерно одинаково. Хостел - это молодежное общежитие. Со¬временные хостелы претерпели значительные изменения. Еще двадцать лет назад они являлись всего лишь непритязательным местом для ночлега, а в
4 наши дни приличные хостелы предлагают своим гостям довольно широкий спектр основных и дополнительных услуг, таких как телефоны с междугородней и международной связью, кондиционирование воздуха в номерах, спутниковое телевидение и компьютеры, подключенные к сети Интернет, бесплатные продукты, экскурсии и многое другое. Тем не менее, цена ночлега до сих пор вполне доступна для студенческой молодежи.
Потенциал в других регионах большой. Особенно это касается городов Поволжья, в частности, популярного туристского маршрута «Золотое кольцо». Спрос со стороны туристов растет год от года, а мест в гостиницах не хватает. Да и далеко не каждый турист, путешествующий по России, может себе позволить заплатить за ночь в гостинице 2,5-3 тысячи рублей - такова сейчас средняя цена размещения в этих городах.
Несмотря на всю критику в адрес хостелов, никто из экспертов не отрицает их значимости. Традиционная целевая аудитория таких средств размещения - бекпекеры - молодежь, путешествующая с рюкзаками во время школьных каникул, академических отпусков или на выходные. При этом студент может не просто приехать и снять за несколько сотен ночлежку в другом городе, а получить полезный опыт общения со сверстниками, в том числе и из других стран. Кстати, в последнее время в хостелах также останавливаются корпоративные клиенты, организованные детские группы. А в России, в отличие от стран Западной Европы и США в хостелах часто ночуют обычные взрослые граждане, путешествующие с целью культурно-познавательного туризма, деловых поездок, посещения концертов любимых звезд. Траты на комфортные условия проживания для них не на первом месте.
Во-вторых, открытие хостелов выгодно мелким предпринимателям, особенно в кризис. Цена за суточное проживание в бюджетных отелях в среднем составляет от 300 до 800 рублей, и это повышает спрос на этот сегмент. Кроме того, инвесторам проще вкладываться в такой бизнес.
Актуальность и недостаточная степень теоретической и практической
5 разработанности проблем деятельности хостелов предопределили выбор те¬мы, цель и задачи научного исследования.
Целью дипломного проекта является изучение деятельности апарт- отелей и хостелов, анализ финансового состояния ООО «Оптима» и разра-ботка проекта открытия хостела для повышения эффективности деятельности предприятия.
Для достижения поставленной цели будут решены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы деятельности гостиничного пред¬приятия;
- изучить понятие и особенности апарт-отеля;
- рассмотреть технологию предоставления услуг в апарт-отеле;
- проанализировать отечественный и зарубежный опыт развития апарт-отелей;
- сделать анализ финансово-хозяйственной деятельности ООО «Оптима»;
- дать оценку показателей эксплуатационной программы гостиницы;
- разработать проект создания хостела;
- сделать экономическое обоснование проекта;
- сделать оценку эффективности внедрения проекта.
В качестве объекта исследования выбрано ООО «Оптима». Период ис¬следования 3 года с 2013-2015 гг.
Предмет исследования - деятельность апарт-отелей и хостелов как разновидности гостиничных предприятий.
В процессе написания дипломного проекта использовались следующие методы - сбор первичной и вторично информации, сравнительный анализ, экономико-математические методы.
Теоретической основой при написании дипломного проекта послужили научные труды отечественных и зарубежных авторов: И. Барчуков, К. М. Биржаков, В. Г. Гуляев, А. Дурович, А. Б. Сидоров, И. В. Зорин, Д. К. Исмаев и другие. Так же использовались периодические издания по тематике исследования.
Практическая реализация проекта состоит в том, что данная работа со¬держит разработку проекта создания хостела.
Методологическая основа дипломного проекта заключается в использовании таких экономических методов как: анализ и оценка экономических показателей, сравнение и выявление их динамики.
Дипломный проект состоит из: введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, приложения.
Во введении раскрывается актуальность темы дипломного проекта, определяется объект и предмет исследования, формируются цели и задачи.
В первой главе раскрываются теоретические основы деятельности апарт-отелей как часть гостиничной инфраструктуры, понятие и особенности апарт-отеля, технология предоставления услуг в апарт-отеле, отечественный и зарубежный опыт развития услуг апарт-отелей.
Во второй главе проводится анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия, анализ финансовой деятельности, оценка показателей эксплуатационной программы гостиницы.
В третьей главе раскрываются этапы разработки проекта создания хо¬стела на основе апарт-отеля ООО «Оптима», разработки концепции хостела, делается экономическое обоснование проекта хостела, расчет экономической эффективности проекта. В заключении подводиться итог проведенной работы. При написании дипломного проекта было использовано 62 источников.
Проведенный анализ деятельности апарт-отелей и хостелов как части инфраструктуры гостиничного комплекса, технологии предоставления услуг проживания гостям, и анализ отечественного и зарубежного опыта развития услуг хостелов позволил разработать проект организации хостела на основе апарт-отеля ООО «Оптима» с целью повышения эффективности его деятельности.
Объектом исследования является гостиница ООО «Оптима». Основным видом деятельности ООО «Оптима» является предоставление услуг размещения, предприятие относится к гостиницам квартирного типа или апарт- отелям.
Анализ финансово-экономических показателей ООО «Оптима» за 2013-2015 гг. показал, что объемы деятельности имеют устойчивую тенденцию к росту, это, безусловно, положительно характеризует организационно¬экономическое положение организации.
В соответствии с целью дипломного исследования был разработан проект организации хостела в ООО «Оптима». Дословно в переводе с английского «hostel» - это «общежитие». За счет аренды места в комнате, а не номера целиком снижается стоимость проживания. В среднем место в хостеле в иде¬але должно обходиться дешевле гостиничного номера в 2-5 раз.
«Хостел»: экономичное средство размещения, предназначенное для временного проживания, преимущественно для малобюджетного туризма, имеющее номера/комнаты различной вместимости и санузлы, как правило, за пределами номера/комнаты, а также помещения (зоны, места) для общения гостей. Хостелы могут располагаться в жилых квартирах, дословно: «Хостелы могут располагаться в отдельно стоящем здании или занимать часть здания (этаж, подъезд), квартиру или несколько квартир в одном здании (на од¬ном или нескольких разных этажах). Хостелы, расположенные в квартирах многоквартирных жилых домов, могут иметь вход через общий подъезд с соседями (собственниками или нанимателями других квартир, расположенных в том же подъезде), при условии соблюдения требований части 4 статьи 17
Жилищного кодекса Российской Федерации.
Разработка проекта хостела на базе апарт-отеля ООО «Оптима» пред¬полагает реконструкцию номерного фонда гостиницы. По проекту предусматривается увеличение вместимости номерного фонда апарт-отеля с 20 человек до 43 или 2,15 раза. Это будет достигнуто за счет изменения оснащения номеров спальными местами.
Для реализации проекта организации хостела необходимо закупить дополнительное оснащение для номеров: двуспальные двухъярусные кровати, матрасы, наматрасники, подушки, наперники, одеяла, постельное белье, покрывала, комплекты полотенец. Общая сумма затрат на дополнительный инвентарь по проекту составит 1 400,26 тыс. руб.
Раннее в апарт-отеле продавались номера, хостел продает койко-место в многоместном номере, что позволяет значительно экономить гостям при размещении. Отметим, что планируется снизить стоимость размещения одного человека при увеличении общей загруженности номерного фонда в течение года.
В результате организации хостела произошло изменение вместимости номерного фонда - увеличение в 2,15 раза с 20 человек в сутки до 43 человек в сутки. Средняя стоимость номера увеличилась незначительно - в 1,2 раза с 2,33 тыс. руб. до 2,81 тыс. руб. При этом стоимость места снизилась с 1,4 тыс. руб. до 0,78 тыс. руб - на 44%.
Общая выручка от продажи номеров в течение года составит 7 230,54 тыс. руб., планируется продать 9093 места. Общая сумма переменных расходов составит 2 549,31 тыс. руб, постоянных расходов - 2 340,0 тыс. и в сумме они составят 4 889,31 тыс. руб. По прогнозным показателям прибыль от деятельности хостела составит 2 341,22 тыс. руб. в первый год работы. В дальнейшие годы планируется увеличение прибыли на 10%, так как сегмент низкобюджетных гостиниц не заполнен и востребован, то ожидается что средняя
загруженность хостела будет увеличиваться.
Рост прибыли составит по прогнозу 10% ежегодно. Выручка увеличит¬ся на первый год реализации проекта на 2 559,54 тыс. руб. или в 1,5 раза и составит 7 230,54 тыс. руб. Эксплуатационные показатели деятельности гостиницы показывают снижение доли себестоимости в выручке с ростом загруженности номерного фонда.
Таким образом, в первый год реализации проекта чистая прибыль увеличится в 2,5 раза или на 1 125,62 тыс. руб. и составит 1 872,98 тыс. руб. (рис. 3.1). На второй год реализации проекта чистая прибыль увеличится на 1 238,18 тыс. руб. и составит 2 060,27 тыс. руб. На пятый год реализации проекта прибыль увеличится до 2 742,23 тыс. руб.
Чистая прибыль составит в первый год реализации проекта 1 083,82 тыс. руб, во второй - 1 196,38 тыс. руб., к пятому году реализации проекта увеличится до 1 606,22 тыс. руб.
Данный инвестиционный проект предполагает открытие ресторана в гостиничном комплексе. Проект даёт следующие финансовые результаты:
IRR - внутренняя норма доходности - 173,65%;
NPV - чистая приведенная стоимость за 4 года - 1 793,37 тыс. руб.;
DR - ставка дисконтирования - 27%;
DPP - диск. срок окупаемости - 2 года;
PI - индекс прибыльности - 1,21.
Таким образом, срок окупаемости предлагаемого проекта хостела в ООО «Оптима» с учетом коэффициента дисконтирования составляет 2 года. Можно сделать вывод, что открытие ресторана будет иметь положителный эффект и приносить дополнительную прибыль.
Объектом исследования является гостиница ООО «Оптима». Основным видом деятельности ООО «Оптима» является предоставление услуг размещения, предприятие относится к гостиницам квартирного типа или апарт- отелям.
Анализ финансово-экономических показателей ООО «Оптима» за 2013-2015 гг. показал, что объемы деятельности имеют устойчивую тенденцию к росту, это, безусловно, положительно характеризует организационно¬экономическое положение организации.
В соответствии с целью дипломного исследования был разработан проект организации хостела в ООО «Оптима». Дословно в переводе с английского «hostel» - это «общежитие». За счет аренды места в комнате, а не номера целиком снижается стоимость проживания. В среднем место в хостеле в иде¬але должно обходиться дешевле гостиничного номера в 2-5 раз.
«Хостел»: экономичное средство размещения, предназначенное для временного проживания, преимущественно для малобюджетного туризма, имеющее номера/комнаты различной вместимости и санузлы, как правило, за пределами номера/комнаты, а также помещения (зоны, места) для общения гостей. Хостелы могут располагаться в жилых квартирах, дословно: «Хостелы могут располагаться в отдельно стоящем здании или занимать часть здания (этаж, подъезд), квартиру или несколько квартир в одном здании (на од¬ном или нескольких разных этажах). Хостелы, расположенные в квартирах многоквартирных жилых домов, могут иметь вход через общий подъезд с соседями (собственниками или нанимателями других квартир, расположенных в том же подъезде), при условии соблюдения требований части 4 статьи 17
Жилищного кодекса Российской Федерации.
Разработка проекта хостела на базе апарт-отеля ООО «Оптима» пред¬полагает реконструкцию номерного фонда гостиницы. По проекту предусматривается увеличение вместимости номерного фонда апарт-отеля с 20 человек до 43 или 2,15 раза. Это будет достигнуто за счет изменения оснащения номеров спальными местами.
Для реализации проекта организации хостела необходимо закупить дополнительное оснащение для номеров: двуспальные двухъярусные кровати, матрасы, наматрасники, подушки, наперники, одеяла, постельное белье, покрывала, комплекты полотенец. Общая сумма затрат на дополнительный инвентарь по проекту составит 1 400,26 тыс. руб.
Раннее в апарт-отеле продавались номера, хостел продает койко-место в многоместном номере, что позволяет значительно экономить гостям при размещении. Отметим, что планируется снизить стоимость размещения одного человека при увеличении общей загруженности номерного фонда в течение года.
В результате организации хостела произошло изменение вместимости номерного фонда - увеличение в 2,15 раза с 20 человек в сутки до 43 человек в сутки. Средняя стоимость номера увеличилась незначительно - в 1,2 раза с 2,33 тыс. руб. до 2,81 тыс. руб. При этом стоимость места снизилась с 1,4 тыс. руб. до 0,78 тыс. руб - на 44%.
Общая выручка от продажи номеров в течение года составит 7 230,54 тыс. руб., планируется продать 9093 места. Общая сумма переменных расходов составит 2 549,31 тыс. руб, постоянных расходов - 2 340,0 тыс. и в сумме они составят 4 889,31 тыс. руб. По прогнозным показателям прибыль от деятельности хостела составит 2 341,22 тыс. руб. в первый год работы. В дальнейшие годы планируется увеличение прибыли на 10%, так как сегмент низкобюджетных гостиниц не заполнен и востребован, то ожидается что средняя
загруженность хостела будет увеличиваться.
Рост прибыли составит по прогнозу 10% ежегодно. Выручка увеличит¬ся на первый год реализации проекта на 2 559,54 тыс. руб. или в 1,5 раза и составит 7 230,54 тыс. руб. Эксплуатационные показатели деятельности гостиницы показывают снижение доли себестоимости в выручке с ростом загруженности номерного фонда.
Таким образом, в первый год реализации проекта чистая прибыль увеличится в 2,5 раза или на 1 125,62 тыс. руб. и составит 1 872,98 тыс. руб. (рис. 3.1). На второй год реализации проекта чистая прибыль увеличится на 1 238,18 тыс. руб. и составит 2 060,27 тыс. руб. На пятый год реализации проекта прибыль увеличится до 2 742,23 тыс. руб.
Чистая прибыль составит в первый год реализации проекта 1 083,82 тыс. руб, во второй - 1 196,38 тыс. руб., к пятому году реализации проекта увеличится до 1 606,22 тыс. руб.
Данный инвестиционный проект предполагает открытие ресторана в гостиничном комплексе. Проект даёт следующие финансовые результаты:
IRR - внутренняя норма доходности - 173,65%;
NPV - чистая приведенная стоимость за 4 года - 1 793,37 тыс. руб.;
DR - ставка дисконтирования - 27%;
DPP - диск. срок окупаемости - 2 года;
PI - индекс прибыльности - 1,21.
Таким образом, срок окупаемости предлагаемого проекта хостела в ООО «Оптима» с учетом коэффициента дисконтирования составляет 2 года. Можно сделать вывод, что открытие ресторана будет иметь положителный эффект и приносить дополнительную прибыль.



