Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Занимательные задачи как средство формирования творческой деятельности учащихся 5-6 классов в обучении математике

Работа №7206

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

математика

Объем работы264стр.
Год сдачи2003
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
993
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3 Глава 1. Теоретические основы формирования творческой деятельности учащихся .. 15
§ 1. Психолого-педагогические основы формирования творческой
деятельности . 16
§ 2. Проблема занимательных задач в психологической, научно-
методической литературе и практике обучения математике. 30
2.1. Проблема занимательных задач в психологических исследованиях 31
2.2. Проблема занимательных задач в научно-методической литературе 44
2.3. Занимательные задачи в практике обучения математике ... 46 § 3. Занимательные задачи в системе подготовки учащихся 64
к творческой деятельности
Выводы по первой главе 89
Глава 2. Методические основы формирования творческой деятельности учащихся 94
§ 1. Система занимательных задач, направленная на формирование творческой деятельности учащихся в обучении матема¬тике 95
1.1. Констатирующий эксперимент 95
1.2. Требования к системе занимательных задач геометрического содержания ......... 119
1.3. Типология занимательных задач, ориентированная на формирование творческой деятельности учащихся 138
1.4. Система занимательных задач геометрического содержания, ориентированная на формирование творческой деятельности учащихся 144
§ 2. Содержание и методика экспериментального обучения 184
Заключение 213
Список литературы 215
Приложения 228



Принципы государственной политики в области образования естественным образом отвечают задачам возрождения и обновления Рос¬сии. Гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, свободного развития личности, свобода и плюрализм в образовании, демократический, государственно-общественный характер управлением образованием - все это приметы обновления современной школы. Да и сами школы теперь разные: государственные, частные, обыкновенные, альтернативные*, есть лицеи, колледжи, гимназии. Но вечной остается проблема повышения эффективности обучения^ Нужны средства, нужны не просто передовые педагогические идеи, но и тщательно разработанные на их основе программы, методики, учебники, пособия; нужны по-новому подготовленные и по-новому работающие учителя, нужны новые школы и новое оборудование для них.
Однако, что должно и может измениться гораздо скорее, - это сама атмосфера школьной жизни.$0дна из основных задач, поставленных перед школой и обществом, - подготовка всесторонне развитой, активной личности, способной к творческому труду, к самостоятельному добыванию знаний, вооруженной рациональными методами познания. Становление такой личности - это результат комплексных воз¬действий, начиная с раннего возраста. И было бы глубоким заблуждением отодвигать решение этой сложной проблемы на поздний период обучения школьников. Главное в решении этой проблемы имеет развитие творческой деятельности учащихся, что связано органически с раскрытием потенциальных возможностей и способностей каждого ученика. Таким образом, формирование творческой деятельности в процессе обучения - важнейшая задача педагогической науки и школьной практики. Только творчески относящийся к деятельности человек в состоянии решить весь комплекс практических, теоретических и других задач. Поэтому не случайно проблема развития творческих способностей учащихся все время привлекает внимание как исследователей, так и практических работников различных типов учебных заведений. Важное место здесь принадлежит школьной математике. ,в данной работе мы показываем, как можно реализовать поставленные задачи в процессе преподавания школьного курса математики, а в качестве конкретного материала, на котором строится исследование, выбраны занимательные задачи геометрического содержания^ Этот выбор сделан нами не случайно.
В математике следует отметить естественность возникновения таких задач.
Первый, дошедший до нас учебник математики, точнее, его кусок длиною 5 метров, известный в мире как "лондонский папирус", или "папирус Ахмеса", содержит 84 сопровождаемые решением задачи. По этому учебнику велись занятия в школе государственных писцов. Уже древние египтяне понимали, сколь важную роль в процессе обучения играет элемент занимательности, и среди включенных в "папирус Ахмеса" задач было немало таких, которые подошли бы и для современного сборника. Так, в течение тысячелетий из одного сборника занимательных задач математики в другой кочует "задача о се¬ми кошках" из этого папируса. Занимательная математика принадлежит к числу наиболее любимых читателями жанров популярной литера¬туры. Решая нестандартные своеобразные задачи, учащиеся испытывают радость приобщения к творческому мышлению, интуитивно ощущают красоту и величие математики, сознают всю нелепость широко распространенного , тем не менее глубоко ошибочного представления о ней как о чем-то унылом и застывшем, начинают понимать, почему математики, говоря о своей науке, нередко прибегают к эстетическим категориям. Вместе с тем занимательная математика - это не только действенное средство агитации молодого поколения в пользу выбора профессии и не только разумное средство заполнения досуга взрослых и детей. Занимательная математика - прежде всего математика, которую надо постигать звено за звеном. Элемент игры, который включен в занимательные задачи, может иметь форму головоломки или обычной математической задачи "с секретом", каким-либо неожиданным или забавным поворотом мысли. (Именно эти задачи являются одним из самых мощных инструментов развития человеческого интеллекта. Не зря эти задачи передавались устно и письменно из поколения в поколение .j Такого рода математические задачи возникают иногда как побочный продукт серьезных изысканий ученых; много задач придумываются любителями.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В данном исследовании разработаны теоретические и методические основы формирования творческой деятельности учащихся 5-6 классов в процессе решения занимательных задач геометрического содержания. Теоретически и экспериментально установлено, что обучение решению системы занимательных задач, отвечающей сформулированным требованиям, позволяет обеспечить эффективное формирование и развитие мыслительных операций, адекватных процедурам творческой деятельности. В диссертации обоснована и экспериментально подтверждена гипотеза исследования, состоящая в том, что систематическое, целенаправленное обучение учащихся решению занимательных задач геометрического содержания позволит повысить уровень их творческой деятельности.
В процессе теоретического и экспериментального исследования поставленной научной проблемы в соответствии с задачами и целью исследования получены следующие основные результаты:
1. Раскрыта сущность психолого-педагогических основ формирования и развития творческой деятельности учащихся.
2. Выполнен логико-дидактический анализ научно-методических исследований по проблеме формирования и развития творческой деятельности учащихся в обучении математике.
3. Определена структура и виды занимательных задач геометрического содержания в курсе математики 5-6 классов и способы их решения.
4. Теоретически и экспериментально установлено, что повысить эффективность процесса формирования творческой деятельности учащихся 5-6 классов позволяет введение занимательных задач в процесс обучения математике. Обучение решению таких задач способстствует формированию основных компонентов мыслительной деятельности - мотивационного, содержательного, операционного. Указанные компоненты мышления адекватны процедурам творческой деятельности. В связи с этим в диссертации предложена типология занимательных задач направленная на формирование и развитие мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, аналогия, классификация и др.).
5. Разработана система занимательных задач геометрического содержания и требования к ней, ориентированные на формирование творческой деятельности учащихся.
6. Разработаны методические основы формирования творческой деятельности учащихся 5-6 классов при обучении математике.
Проведенное исследование не претендует на исчерпывающее раскрытие проблемы формирования творческой деятельности учащихся



1. Акопян Е.А. Пути развития творческой деятельности учащихся в процессе внеклассной работы по математике: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Ереван, 1973. - 20 с.
2. Алексеев Н.Г., Юдин Э.Г. 0 психологических методах изучения творчества // Проблемы научного творчества в современной психологии. - М., 1971. - С. 151-203.
3. Альтшуллер Г.С. Алгоритм изобретения. - М.: Моск. раб. -
1973. - 296 с.
4. Ананьев Б.Г. Избранные педагогические труды. В 2-х т. / Под ред. А. А. Бодалева, Б. Ф. Ломова. - Т. 1. -М.: Педагогика,
1980. - 230 с.
5. Антонович Н.К. 100 математических игр для учащихся 5-8 классов. - Новосибирск, 1963. - 59 с.
6. Анцыферова Л.И. Роль анализа в познаний причинно- следс¬твенных отношений // Процесс мышления и закономерности анализа, синтеза и обобщения. - М.: Изд-во АПН ССОР, 1960. - С. 17-49.
7. Анцыферова Л.И. Развитие и современное состояние зарубеж¬ной психологии. - М.: Педагогика, 1974. - 303 с.
8. Аристова Л.П. Активность учения школьников. - М.: Просве¬щение, 1968. - 139 с.
9. Арнольд И.В. О задачах по арифметике // Математика в шко¬ле. - 1946. - N 2. - С. 30-38.
10. Афонина С.И. Внеклассная работа по математике в старших классах средней школы: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Таш¬кент, 1952. - 11 с.
11. Блонский П.И. Избранные педагогические и психологические сочинения. - М.: Педагогика. - Т. '2. - 1979. - 490 с.

12. Богоявленская Д. Б. О модели проблемной ситуации / Под ред. С.Р.Микулинского, М.Г.Ярошевского. - М.: Наука, 1969. - С. 384-386.
13. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. - М.: Знание, 1981. - 96 с.
14. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проб¬лема творчества.-Ростов-на-Дону: Изд-во Рост.ун-та,1983. - 173 с.
15. Богоявленский Д.Н., Менчинская Н.А. Психология усвоения знаний в школе. - М.: йзд-во АПН РСФСР, 1959. - 347 с.
16. Божович Л.И. Психологический анализ условий формирования и строения гармонической личности // Психология формирования и развития личности. - М., 1981. - С. 257-284.
17. Брушлинский А.В. О процессе поисков неизвестного в ходе решения мыслительной задачи // Новые исследования в педагогичес¬ких науках. - М.: Просвещение, 1966. - Вып. 6. - С. 98-102. - Вып. 7. - С. 129-133.
18. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение.
- М.: Изд-во "Институт практической психологии". - Воронеж, 1996.
- 392 с.
19. Буданков Л.Ф. 200 логических задач. - Тула: Приок. кн. изд., 1972. - 168 с.
20. Виленкин Н.Я., Чесноков А.С., Швацбурд С.И., Жохов А.И. Математика: Учеб. для 5 класса средней шк. - " изд. - М.: Просве¬щение, 1992. - 304 с.
21. Виленкин Н.Я., Чесноков А.С., Щварцбурд С.И., Жохов А.И. Математика: Учеб. для 6 класса средней шк. - 2-е изд. - М.: Прос¬вещение, 1993. - 256 с.
22. Вилькеев Д.В. Познавательная деятельность учащихся при проблемном обучении основам наук в школе. - Казань, 1967. - 67 с.

- 217 -
23. Возрастные и индивидуальные особенности младших подрост¬ков / Под ред. Д. Б. Эль конина, Т.В.Драгуновой. - М.: Просвещение,
1967. - 360 с.
24. Выготский Л.С. Динамика и структура личности подростка // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / Под ред. И.И.Ильясова и В.Я.Ляудис. - М.: МГУ, 1982. - С. 138-142.
25. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследование мышления в со¬ветской психологии. - М., 1966. - С. 236-277.
26. Гальперин П. Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка // Вопросы психологии. - 1969. Ml. - С. 15-26.
27. Гальперин П.Я. Введение в психологию.- М.: МГУ, 1976. -
149с.
28. Гальперин П.Я., Данилова В.Л. Воспитание систематическо¬го мышления в процессе решения малых творческих задач // Вопросы психологии. - 1980. - N 1. - С. 31-38.
29. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ре¬бенка. - М.: Изд-во МГУ, 1985. - 45 с.
30. Гарднер М. Математические головоломки и развлечения / Под ред. Я.М.Смородинского. - М.: мир, 1971. - 510 с.
31. Гельфанд М.Б., Павлович B.C. Внеклассная работа по мате¬матике в восьмилетней школе. - М.: Просвещение, 1965. - 208 с.
32. Германович П.Ю. Сборник задач на сообразительность: По¬собие для учителей» - М.: Учпедгиз, 1960. - 224 с.
33. Глейзер Г.Д. Методы формирования и развития пространс¬твенных представлений школьников в процессе обучения геометрии в школе: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - М., 1979. - 45 с.
34. Гришина Т.В. Развитие познавательной самостоятельности у старшеклассников при обучении математике. - Автореф. дис.

канд. пед. наук. - Киев, 1986. - 21 с.
35. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. - М.: Педагоги¬ка, 1972. - 423 с.
36. Давыдов В. В., Эль конин Д. Б., Маркова А. К. Основные воп¬росы современной психологии детей младшего школьного возраста // Проблема общей, возрастной и педагогической психологии / Под ред. В.В.Давыдова. - М.: Педагогика, 1978. - С. 180-207.
37. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоре¬тического и экспериментального психологического исследования. - М.: Педагогика, 1986. - 240 с.
38. Данилов М.А. Воспитание у школьников самостоятельности и творческой активности в процессе обучения // Сов. педагогика. - 1961. - N 8. - С. 32-42.
39. Данилов М.А. Направленность процесса обучения в советс¬кой школе. Его движущие силы / Под ред. Б.П.Есипова. - М.: Прос¬вещение, 1967. - С. 176-186.
40. Данилов М.А. Дидактика средней школы. - М.: Просвещение, 1975. - 303 с.
41. Данилова В.Л. Воспитание систематического мышления в ре¬шении задач "на соображение": Автореф. дис. ... канд. психол. на¬ук. - М., 1978. - 26 с.
42. Дайри Н.Г. 0 сущности самостоятельной работы // Народное образование. - 1963. N 5. - С. 29-31.


Работу высылаем на протяжении 24 часов после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ