Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Занимательные задачи как средство формирования творческой деятельности учащихся 5-6 классов в обучении математике

Работа №28601

Тип работы

Диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы265
Год сдачи2003
Стоимость500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
427
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования творческой деятельности учащихся 15
§ 1. Психолого-педагогические основы формирования творческой деятельности 16
§ 2. Проблема занимательных задач в психологической, научно-методической литературе и практике обучения математике. 30
2.1. Проблема занимательных задач в психологических исследованиях 31
2.2. Проблема занимательных задач в научно-методической литературе 44
2.3. Занимательные задачи в практике обучения математике 46
§ 3. Занимательные задачи в системе подготовки учащихся 64
к творческой деятельности
Выводы по первой главе 89
Глава 2. Методические основы формирования творческой деятельности учащихся 94
§ 1. Система занимательных задач, направленная на формирование творческой деятельности учащихся в обучении математике 95
1.1. Констатирующий эксперимент ..... 95
1.2. Требования к системе занимательных задач геометрического содержания 119
1.3. Типология занимательных задач, ориентированная на формирование творческой деятельности учащихся 138
1.4. Система занимательных задач геометрического содержания,
ориентированная на формирование творческой деятельности учащихся 144
§ 2. Содержание и методика экспериментального обучения 184
Заключение 213
Список литературы 215
Приложения 228


Принципы государственной политики в области образования естественным образом отвечают задачам возрождения и обновления России. Гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, свободного развития личности, свобода и плюрализм в образовании, демократический, государственно-общественный характер управлением образованием - все это приметы обновления современной школы. Да и сами школы теперь разные: государственные, частные, обыкновенные, альтернативные; есть лицеи, колледжи, гимназии. Но вечной остается проблема повышения эффективности обучения. Нужны средства, нужны не просто передовые педагогические идеи, но и тщательно разработанные на их основе программы, методики, учебники, пособия; нужны по-новому подготовленные и по-новому работающие учителя, нужны новые школы и новое оборудование для них.
Однако, что должно и может измениться гораздо скорее, - это сама атмосфера школьной жизни. Одна из основных задач, поставленных перед школой и обществом, - подготовка всесторонне развитой, активной личности, способной к творческому труду, к самостоятельному добыванию проблемы имеет развитие творческой деятельности учащихся, что связано органически с раскрытием потенциальных возможностей и способностей каждого ученика. Таким образом, формирование творческой деятельности в процессе обучения - важнейшая задача педагогической науки и школьной практики. Только творчески относящийся к деятельности человек в состоянии решить весь комплекс практических, теоретических и других задач. Поэтому не случайно проблема развития творческих способностей учащихся все время привлекает внимание как исследователей, так и практических работников различных типов учебных заведений. Важное место здесь принадлежит школьной математике. данной работе мы показываем, как можно реализовать поставленные задачи в процессе преподавания школьного курса математики, а в качестве конкретного материала, на котором строится исследование, выбраны занимательные задачи геометрического содержания. Этот выбор сделан нами не случайно.
В математике следует отметить естественность возникновения таких задач.
Первый, дошедший до нас учебник математики, точнее, его кусок длиною 5 метров, известный в мире как "лондонский папирус", или "папирус Ахмеса", содержит 84 сопровождаемые решением задачи. По этому учебнику велись занятия в школе государственных писцов. Уже древние египтяне понимали, сколь важную роль в процессе обучения играет элемент занимательности, и среди включенных в "папирус Ахмеса" задач было немало таких, которые подошли бы и для современного сборника. Так, в течение тысячелетий из одного сборника занимательных задач математики в другой кочует "задача о семи кошках" из этого папируса. Занимательная математика принадлежит к числу наиболее любимых читателями жанров популярной литературы. Решая нестандартные своеобразные задачи, учащиеся испытывают радость приобщения к творческому мышлению, интуитивно ощущают красоту и величие математики, сознают всю нелепость широко распространенного, тем не менее глубоко ошибочного представления о ней как о чем-то унылом и застывшем, начинают понимать, почему математики, говоря о своей науке, нередко прибегают к эстетическим категориям. Вместе с тем занимательная математика - это не только действенное средство агитации молодого поколения в пользу выбора профессии и не только разумное средство заполнения досуга взрослых и детей. Занимательная математика - прежде всего математика, которую надо постигать звено за звеном. Элемент игры, который включен в занимательные задачи, может иметь форму головоломки или обычной математической задачи "с секретом", каким-либо неожиданным или забавным поворотом мысли. (Именно эти задачи являются одним ив самых мощных инструментов развития человеческого интеллекта. Не зря эти задачи передавались устно и письменно из поколения в поколение. Такого рода математические задачи возникают иногда как побочный продукт серьезных изысканий ученых; много задач придумываются любителями. Они, подобно загадкам и пословицам, становятся достоянием общества.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В данном исследовании разработаны теоретические и методические основы формирования творческой деятельности учащихся 5-6 классов в процессе решения занимательных задач геометрического содержания. Теоретически и экспериментально установлено, что обучение решению системы занимательных задач, отвечающей сформулированным требованиям, позволяет обеспечить эффективное формирование и развитие мыслительных операций, адекватных процедурам творческой деятельности. В диссертации обоснована и экспериментально подтверждена гипотеза исследования, состоящая в том, что систематическое, целенаправленное обучение учащихся решению занимательных задач геометрического содержания позволит повысить уровень их творческой деятельности.
В процессе теоретического и экспериментального исследования поставленной научной проблемы в соответствии с задачами и целью исследования получены следующие основные результаты:
1. Раскрыта сущность психолого-педагогических основ формирования и развития творческой деятельности учащихся.
2. Выполнен логико-дидактический анализ научно=методических исследований по проблеме формирования и развития творческой деятельности учащихся в обучении математике.
3. Определена структура и виды занимательных задач геометрического содержания в курсе математики 5-6 классов и способы их решения.
4. Теоретически и экспериментально установлено, что повысить эффективность процесса формирования творческой деятельности учащихся 5-6 классов позволяет введение занимательных задач в процесс обучения математике. Обучение решению таких задач способствует формированию основных компонентов мыслительной деятельности - мотивационного, содержательного, операционного. Указанные компоненты мышления адекватны процедурам творческой деятельности. В связи с этим в диссертации предложена типология занимательных задач, направленная на формирование и развитие мыслительных опе¬раций (анализ, синтез, сравнение, аналогия, классификация и др.).
5. Разработана система занимательных задач геометрического содержания и требования к ней, ориентированные на формирование творческой деятельности учащихся.
6. Разработаны методические основы формирования творческой деятельности учащихся 5-6 классов при обучении математике.
Проведенное исследование не претендует на исчерпывающее раскрытие проблемы формирования творческой деятельности учащихся 5-6 классов. Дальнейшей разработки, по нашему мнению, требуют следующие вопросы:
1) рассмотрение различных аспектов творческой деятельности школьников при решении занимательных задач с алгебраическим содержанием;
2) создание и включение в процесс обучения систем занимательных задач по другим учебным предметам, изучаемым в данной возрастной группе.
Кроме того, актуальна проблема выявления возможностей, особенностей и границ применения выделенных мыслительных операций на уроках математики.


1. Акопян Е.А. Пути развития творческой деятельности учащихся в процессе внеклассной работы по математике: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Ереван, 1973. - 20 с.
2. Алексеев Н.Г., Юдин Э.Г. 0 психологических методах изучения творчества // Проблемы научного творчества в современной психологии. - М., 1971. - С. 151-203.
3. Альтшуллер Г.С. Алгоритм изобретения. - М.: Моск. раб. - 1973. - 296 с.
4. Ананьев Б.Г. Избранные педагогические труды. В 2-х т. /
Под ред. А.А.Бодалева, Б.Ф.Ломова. - Т. 1. - М.: Педагогика,
1980. - 230 с.
5. Антонович Н.К. 100 математических игр для учащихся 5-8 классов. - Новосибирск, 1963. - 59 с.
6. Анцыферова Л. И. Роль анализа в познании причинно- следственных отношений // Процесс мышления и закономерности анализа, синтеза и обобщения. - М.: Изд-во АПН СССР, 1960. - С. 17-49.
7. Анцыферова Л.И. Развитие и современное состояние зарубежной психологии. - М.: Педагогика, 1974. - 303 с.
8. Аристова Л.П. Активность учения школьников. - М.: Просвещение, 1968. - 139 с.
9. Арнольд И.В. О задачах по арифметике // Математика в шко¬ле. - 1946. - N 2. - С. 30-38.
10. Афонина С.И. Внеклассная работа по математике в старших классах средней школы: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Таш¬кент, 1952. - 11 с.
11. Блонский П.И. Избранные педагогические и психологические сочинения. - М.: Педагогика. - Т. '2. - 1979. - 490 с.
12. Богоявленская Д.Б. О модели проблемной ситуации / Под ред. С.Р.Микулинского, М.Г.Ярошевского. - М.: Наука, 1969. - С. 384-386.
13. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. - М.: Знание,
1981. - 96 с.
14. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проб¬лема творчества.-Ростов-на-Дону: Изд-во Рост.ун-та,1983. - 173 с.
15. Богоявленский Д.Н., Менчинская Н.А. Психология усвоения знаний в школе. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. - 347 с.
16. Божович Л. И. Психологический анализ условий формирования и строения гармонической личности // Психология формирования и развития личности. - М., 1981. - С. 257-284.
17. Брушлинский А.В. О процессе поисков неизвестного в ходе
решения мыслительной задачи // Новые исследования в педагогичес¬ких науках. - М.: Просвещение, 1966. - Вып. 6. - С. 98-102. -
Вып. 7. - С. 129-133.
18. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение.
- М.: Изд-во "Институт практической психологии". - Воронеж, 1996.
- 392 с.
19. Буданков Л.Ф. 200 логических задач. - Тула: Приок. кн. изд., 1972. - 168 с.
20. Виленкин Н.Я., Чесноков А.С., Швацбурд С.И., Жохов А.И. Математика: Учеб, для 5 класса средней шк. - " изд. - М.: Просве¬щение, 1992. - 304 с.
21. Виленкин Н.Я., Чесноков А.С., Щварцбурд С.И., Жохов А.И. Математика: Учеб, для 6 класса средней шк. - 2-е изд. - М.: Прос-вещение, 1993. - 256 с.
22. Вилькеев Д.В. Познавательная деятельность учащихся при проблемном обучении основам наук в школе. - Казань, 1967. - 67 с.
23. Возрастные и индивидуальные особенности младших подрост¬ков / Под ред. Д. Б.Эльконина, Т. В. Драгуновой. - М.: Просвещение,
1967. - 360 с.
24. Выготский Л.С. Динамика и структура личности подростка // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / Под ред. И.И.Ильясова и В.Я.Ляудис. - М.: МГУ, 1982. - С. 138-142.
25. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследование мышления в со¬ветской психологии. - М., 1966. - 0. 236-277.
26. Гальперин П.Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка // Вопросы психологии. - 1969. N 1. -С. 15-26.
27. Гальперин П.Я. Введение в психологию.- М.: МГУ, 1976. - 149с.
28. Гальперин П.Я., Данилова В.Л. Воспитание систематическо¬го мышления в процессе решения малых творческих задач // Вопросы психологии. - 1980. - N 1. - С. 31-38.
29. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ре-бенка. - М.: Изд-во МГУ, 1985. - 45 с.
30. Гарднер М. Математические головоломки и развлечения / Под ред. Я.М.Смородинского. - М.: мир, 1971. - 510 с.
31. Гельфанд М.Б., Павлович В.С. Внеклассная работа по мате-матике в восьмилетней школе. - М.: Просвещение, 1965. - 208 с.
32. Германович П.Ю. Сборник задач на сообразительность: По¬собие для учителей. - М.: Учпедгиз, 1960. - 224 с.
33. Глейзер Г.Д. Методы формирования и развития пространс¬твенных представлений школьников в процессе обучения геометрии в школе: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - М., 1979. - 45 с.
34. Гришина Т.В. Развитие познавательной самостоятельности у старшеклассников при обучении математике. - Автореф. дис.
канд. пед. наук. - Киев, 1986. - 21 с.
35. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. - М.: Педагоги¬ка, 1972. - 423 с.
36. Давыдов В.В., Эльконин Д.Б., Маркова А.К. Основные воп¬росы современной психологии детей младшего школьного возраста // Проблема общей, возрастной и педагогической психологии / Под ред. В.В.Давыдова. - М.: Педагогика, 1978. - С. 180-207.
37. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоре-тического и экспериментального психологического исследования. - М.: Педагогика, 1986. - 240 с.
38. Данилов М.А. Воспитание у школьников самостоятельности и творческой активности в процессе обучения // Сов. педагогика. - 1961. - N 8. - С. 32-42.
39. Данилов М.А. Направленность процесса обучения в советс¬кой школе. Его движущие силы / Под ред. Б.П.Есипова. - М.: Прос¬вещение, 1967. - С. 176-186.
40. Данилов М.А. Дидактика средней школы. - М.: Просвещение, 1975. - 303 с.
41. Данилова В.Л. Воспитание систематического мышления в ре¬шении задач "на соображение": Автореф. дис. ... канд. психол. на¬ук. - М., 1978. - 26 с.
42. Дайри Н.Г. 0 сущности самостоятельной работы // Народное образование. - 1963. N 5. - С. 29-31.
43. Дружинин В.Н. Диагностика способностей и личностных черт учащихся в учебной деятельности / Под ред. В.Д.Шадрикова. - Сара¬тов: Изд-во Саратовского ун-та, 1989. - 218 с.
44. Дункер К. Психология продуктивного (творческого) мышле¬ния // Психология мышления. - М., 1965. - С. 86-234.
45. Ермолаева-Томина Л.Д. Опыт экспериментального изучения творческих способностей//Вопросы психологии.-1977.-N 4.- С.74-84.
46. Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. - М.: Учпедгиз, 1961. - 239 с.
47. Зайкин М.И. Развивай геометрическую интуицию: Кн. для уч-ся 5-9 кл. образовательных учреждений. - М.: Просвещение: Ту¬манит. изд. центр "Владос", 1995. - 111 с.
48. Зайкин М.И. Математический тренинг: Развиваем комбинаци¬онные способности. - М.: Туманит, изд. центр "Владос", 1996. - 172 с.
49. Зак А.З. Как определить уровень развития мышления школь¬ник. - М.: Знание, 1982. - 96 с.
50. Запорожец А.В. Развитие умений и навыков учащихся в про¬цессе преподавания истории. - М.: Просвещение, 1978. - 144 с.
51. Игнатьев Е.И. В царстве смекалки. - М.: АО "Столетие", 1994. - 192 с.
52. Ильин В.С. Формирование личности школьника. - М., 1984.
- 144 с.
53. Исследования мышления в советской психологии / Под ред. Е.В.Шороховой. - М.: Наука, 1966. - 476 с.
54. Кабанова-Меллер Е.Н. Формирование приемов умственной де-ятельности и умственное развитие учащихся. - М.: Просвещение,
1968. - 288 с.
55. Кабанова-Меллер Е.Н. Учебная деятельность и развивающее обучение. - М., 1981. - 96 с.
56. Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучае¬мости. - М.: Педагогика, 1981. - 200 с.
57. Калошина И.П. Структура и механизм творческой деятель-, ности. - М.: Изд-во МНУ, 1983. - 168 с.
58. Колягин Ю.М. Математические задачи как средство обучения и развития учащихся средней школы: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - М., 1977. - 55 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ