Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Алгебраические задачи как средство формирования аналитических умений обучающихся общеобразовательной школы

Работа №107083

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы70
Год сдачи2022
Стоимость4925 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
100
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Теоретические основы обучения решению алгебраических задач как средству формирования аналитических умений обучающихся общеобразовательной школы 7
1.1 Психологические аспекты формирования аналитических умений ... 7
1.2. Методические аспекты формирования аналитических умений
в процессе решения алгебраических задач 12
Глава 2 Алгебраические задачи как средство формирования аналитических умений обучающихся 24
2.1 Элективный курс «Алгебраические задачи» 24
2.2 Методика работы над алгебраической задачей 27
2.3 Система алгебраических задач применяемых для развития
аналитических умений учащихся общеобразовательной школы 43
2.4 Педагогический эксперимент и его результаты 60
Заключение 64
Список используемой литературы и используемых источников 65


Актуальность и научная значимость настоящего исследования. Современные тенденции образования, а также образовательные стандарты подталкивают методистов и исследователей к поиску альтернативных методов обучения учащихся всех школьных возрастов. В последнее время, наблюдается формирование нового подхода в образовании, направленного на личностную ориентацию, учитывающего особенности развивающего обучения. Можно сделать вывод о том, что современное образование ставит перед собой задачу формирования личностные качества ученика, давая ему возможность саморазвиваться.
Все ранее существовавшие методы организации учебного процесса подпадают под категорию «традиционное обучение». Традиционным обучением называется такой процесс обучения, который действует на протяжении долгого времени. Методология традиционного обучения основывается на технологическом подходе, следовательно обучение переходит в производственно-технологический процесс.
Фундаментальная цель традиционного обучения формулируется как подготовка подрастающего поколения к жизни, развитие и формирование ценностных установок и необходимых качества, которые помогут адаптироваться в социуме.
Одной из методических проблем при обучении математике является проблема формирования у старшеклассников аналитических умений.
Цель исследования: выявить методические основы алгебраических задач как средства формирования аналитических умений у старшеклассников.
Объект исследования: процесс обучения алгебре в 10-11 классах общеобразовательной школы.
Предмет исследования: алгебраические задачи как средство формирования аналитических умений обучающихся общеобразовательной школы.
Гипотеза исследования: формирование аналитических умений старшеклассников на уроках математики будет осуществляться эффективнее, если:
- учащиеся имеют достаточный уровень мотивации, для осуществления учебной деятельности;
- обеспечено единство трех основных составляющих обучения, а именно содержательного, мотивационного и деятельностного;
- осуществлено программно-методическое сопровождение формирующего процесса.
Цель исследования, объект, предмет и выдвинутая гипотеза обусловили необходимость решения следующих задач:
Задачи исследования:
1. Выделить основные психолого-педагогические особенности формирования аналитических умений учащихся.
2. Определить современные тенденции при формировании аналитических умений на уроках математики при решения алгебраических задач.
3. Разработать учебный курс по формированию аналитических умений обучающихся общеобразовательной школы посредством решения алгебраических задач.
4. Апробировать программу элективного курса «Алгебраические задачи».
Теоретико-методологическую основу исследования составили исследования как отечественных, так и иностранных методистов, педагогов и психологов. Стоит отметить работы Л.С. Выготского [5], П.Я. Гальперина [8], В.В. Давыдова [13], Ю.М. Колягина [27], и др.
Базовыми для настоящего исследования явились работы П.Я. Гальперина [8], [9], В.В. Давыдова [13], Л.С. Выготского [5].
Основные этапы исследования
- 1 семестр (2020/21уч.г.): анализ ранее выполненных исследований по теме диссертации, обзор статей по теме алгебраические задачи.
- 2 семестр (2020/21уч.г.) определение теоретических основ
аналитических умений при решении алгебраических задач.
- 3 семестр (2021/22 уч.г.): разработка элективного курса по теме «Алгебраические задачи»
- 4 семестр (2021/22 уч.г.): оформление диссертации, корректировка ранее представленного материала, уточнение аппарата исследования, описание результатов экспериментальной работы, формулирование выводов.
Опытно-экспериментальная база исследования: МБОУ «СОШ № 4 г. Тосно» Ленинградской области, г. Тосно.
В соответствии с целью и задачами осуществлён выбор методов исследования: теоретический анализ психолого-педагогической, методической литературы по теме исследования, анализ и обобщение, констатирующий и поисковый этапы эксперимента.
Научная новизна исследования заключается в рассмотрении методических основ формирования аналитических умений старшеклассников с помощью алгебраических задач.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем раскрывается роль алгебраических задач в формировании аналитической деятельности старшеклассников.
Практическая значимость исследования определена тем, что в диссертации представлена подборка уравнений и неравенств, содержащих параметр, раскрыты различные методы их решения, а также предложен соответствующий элективный курс «Алгебраические задачи».
Достоверность и обоснованность результатов и выводов, полученных в ходе проведенного исследования, обеспечиваются теоретико-методологической базов и подтверждаются результатами педагогического эксперимента.
Личное участие автора в организации и проведении исследования состоит в самостоятельном решении поставленных задач и описании результатов исследования.
Апробация и внедрение результатов работы велись в течение всего исследования, а также в период производственной (научно-исследовательской работы) и преддипломной практик на базе кафедры «Высшая математика и математическое образование».
Экспериментальная проверка предлагаемых методических рекомендаций была осуществлена в период производственной практики, а также в период работы учителем математики на базе МБОУ «СОШ №4 г. Тосно».
Результаты исследований докладывались и обсуждались на V международной научно-практической конференции «Теоретико-методологические аспекты преподавания математики в современных условиях» 2022, г. Луганск, ГОУ ВО ЛНР «ЛГПУ». Они также отражены в одной публикации [36].
На защиту выносятся:
- рекомендации по обучению теме решению задач с параметрами;
- анализ задач с параметрами предлагающихся в курсе математики общеобразовательной и элективный курс по теме данной работы;
- результаты педагогического эксперимента по практической апробации элективного курса.
Структура магистерской диссертации. Работа состоит из введения, двух глав и заключения, содержит 11 рисунков, 2 таблиц, список используемой литературы (61 источников). Основной текст работы изложен на 70 страницах.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенное исследование в рамках данной работы позволяет представить следующие результаты:
1. Аналитические умения являются довольно сложным и многокомпонентным понятием, которое требует тщательной проработки при построении процесса обучения преподавателем. Каждое занятие должно быть направлено не на поиск ответов, а на умение проводить анализ, сопоставлять важные и второстепенные факты, умение проводить анализ решения и т.д.
2. В работе была рассмотрена классификация методов решения задач с параметрами, которые используются при изложении материала по теме «Решение задач с параметрами» в курсе алгебры общеобразовательной школы.
3. Предложен элективный курс «Алгебраические задачи» для проведения в 10 классе, который предполагает изучение решения задач с параметрами.
4. Описана методика работы над алгебраической задачей.
5. Представлен анализ педагогического эксперимента по апробации предлагаемой экспериментальной программы «Решение задач с параметрами» в рамках элективного курса.
Данная тема является достаточно сложной для изучения, следовательно, представленный курс может быть продолжен в дальнейшем. Продолжение обосновано тем, что данный вид задач всегда присутствует в заданиях вступительных экзаменов, а также в заданиях Единого Государственного Экзамена.
В целом, реализация разработанного курса показала его эффективность.
В работе рассмотрены различные методы и способы развития аналитических умений при решении алгебраических задач, а именно задачи с параметром.
Все поставленные задачи решены, цель данной работы достигнута.



1. Волкова М.В. Взаимодействие рефлексии и уровня притязаний в решении мыслительных задач: автореф. дисс. .. канд. психол. наук . М., 1989. 24 с.
2. Вульфов Б. З. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках / Б. З. Вульфов, В. Д. Иванов. М., 1996. С. 76-81.
3. Вульфов Б. З. Основы педагогики: учебное пособие / Б. З. Вульфов, В.Д. Иванов. - изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Изд-во УРАО, 1999. 616 с.
4. Вульфов Б. З. Педагогика рефлексии / Б. З. Вульфов, В. Н. Харькин. М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1995. 111с.
5. Выготский Л. С. Психология развития как феномен культуры / Л. С. Выготский. М., 1 996. 136 с.
6. Высоцкий В. С. Задачи с параметрами при подготовке к ЕГЭ. М.: Научный мир, 2011. 316 с.
7. Газман О. С. От авторитарного образования к педагогике свободы / О. С. Газман // Новые ценности образования: Содержание гуманистического образования; под ред. Н. Б. Крыловой. М.: ИННОВАТОР, 1995. С. 16-45.
8. Гальперин П.Я. Введение в психологию: учеб.пособие для вузов / П.
Я. Гальперин. - 2-е изд. - М.: Книжный дом «Университет», 2000.
Герценовские чтения. 1997. Актуальные проблемы социальных наук. СПб., 1998. С. 109-111.
9. Гальперин П.Я. Общий взгляд на учение о так называемом поэтапном формировании умственных действий, представлений и понятий / П. Я. Гальперин // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 1998. № 2. С. 3-8.
10. Гинзбург М. Р. Психологическое содержание личностного самоопределения / М. Р. Гинзбург // Вопросы психологии. 1994. № 3. С.43.
11. Горбашко Е. А. Качество образования в системе обучения управлению качеством / Е. А. Горбашко // Стандарты и качество. 2001. № 10. С. 20-23.
12. Горнштейн П.И. «Задачи с параметрами» - РИА, 2002г. ФИПИ: Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2019 года по математике [Электронный ресурс] URL:http://fipi.ru/ege-i-gve-11/analiticheskie-i-metodicheskie-materialy (дата обращения 07.10.2020).
13. Гуткина Н. И. Личностная рефлексия в подростковом возрасте: автореф. дисс. канд. психол. наук / Н. И. Гуткина. М., 1983. 20 с.
14. Давыдов В. В. Что такое учебная деятельность? / В. В. Давыдов // Начальная школа. 1999. С. 19.
15. Донсков А. А. Формирование у школьников общеобразовательных школ умений во взаимосвязи с мотивацией учебных действий / А. А. Донсков. - Волгоград, 2001. 149 с.
16. Дубровина И. В. Психология: учебник для студ. сред, пед. учеб.заведений / И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, A. M. Прихожан; под ред. И.В. Дубровиной. М.: Издательский центр «Академия», 1999. 464 с.
17. Дубровина И. В. Формирование личности старшеклассника I И. В. Дубровина. М.: Просвещение, 1989. 169 с.
18. Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса / В. К. Дьяченко. М.,1989. С.21.
19. Журавлев И. К. Теоретические проблемы современного
школьного учебника / И. К. Журавлев. М.: Просвещение, 1989. 152-160 с.
20. Занков Л.В. Избранные педагогические труды. М., 2010.
21. Здоровенко М. Ю., Зеленина Н. А., Крутихина М. В. Использование
различных методов решения задач с параметром на Едином государственном экзамене по математике // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. № 8 (август). 0,4 п. л. URL: http: //e-
koncept.ru/2016/16176.htm.(дата обращения 14.04.2021).
22. Земляков А.Н. Алгебра +: рациональные и иррациональные алгебраические задачи. Учебное пособие. 2-е изд. М.:Бином. Лаборатория знаний, 2012 - 320 с.
23. Зотов Ю. Б. Книга для учителя / Ю. Б. Зотов. М., 1984. 344 с.
24. Исакова Д.Г. Методика обучения решению задач с параметрами в
курсе средней школы [Электронный ресурс]
https://zhumalpedagog.ru/servisy/publik/publ?id=2580 (дата обращения
26.04.2022).
25. Кабанова-Меллер Е. Н. Учебная деятельность и развивающее обучение / Е. Н. Кабанова-Меллер. М.: Педагогика, 1981. 96 с.
26. Кларин М. В. Педагогическая технология в учебном процессе / М.В. Кларин. М.: Знание,1986. 80 с.
27. Ключевые компетенции и образовательные стандарты; Докл. А. В. Хуторского на отделении философии образования и теории педагогики РАО. 23 апреля 2002 г. Центр «Эйдос»
28. Колягин Ю.М., М.В.Ткачева, Н.Е.Федорова, М. И. Шабунин. Алгебра и начала математического анализа 11 класс Москва: Просвещение, 2016.
29. Конаржевский Ю. А. Педагогический анализ учебно¬воспитательного процесса и управления школой / Ю. А. Конаржевский М, 1986. 288 с.
30. Коржуев А. В. Рефлексия и критическое мышление в контексте задач высшего образования А. В. Коржуев, В. А. Попков, Е. Л. Рязанова // Педагогика. 2002. № 1. С. 18-22.
31. Королев С. Л. Единство образовательного и воспитательного процессов в современной школе / С. Л. Королев // Философия образования. - №5. 2002. С. 113-117.
32. Краевский В. В. Методология педагогического исследования/ В. В. Краевский. Самара: СамГПИ, 1994. 165 с. 
34. Кулишов В. В., Малюга А. В. Технология педагогической поддержки
самоактуализации старшеклассников// Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 29. С. 70-74. URL: http://e-
копсер1.ги/2016/56554.й!ш(дата обращения 12.05.2022)
35. Липилина В.В. Формирование универсальных учебных действий при решении примеров и задач с параметрами с применением многоуровневых систем задач. (Монография) Проблемы реализации ФГОС при обучении математике в основной и старшей общеобразовательной школе. Книга1. г. Самара, 2014 г.
36. Липилина В.В., Ивашкова А.А. Отдельные аспекты обучения
решению алгебраических задач в общеобразовательной школе как средству формирования аналитических умений учащихся // Теоретико¬методологические аспекты
преподавания математики в современных условиях. Луганск, ЛНУ.2022 (в печати)
37. Литвинова И. Н. Решение задач с параметрами как средство формировании исследовательских умений учащихся // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. Т. 6. с. 11-15. URL: http: //е- koncept.ru/2015/65203.html.
38. Малова И. Е., Сенчурова Г.П. Обогащающий анализ текстов решения заданий с параметрами [Текст] / И. Е. Малова, Г. П. Сенчурова // Математика в школе. 2018. № 2. С. 43-52
39. Матвеева Т. Е. Принципы конструирования урока в формате ФГОС общего образования//Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2013. Т. 3. с. 1231-1235. URL: http: //e-koncept.ru/2013/53249.html.
40. Материалы X Международной студенческой научной конференции
«Студенческий научный форум»
URL:<href="https://scienceforum.ru/2018/article/2018005313"> https://scienceforum.ru/2018/article/2018005313</a> (дата обращения: 30.05.2022)
41. Мирошин В. В. Решение задач с параметрами. Теория и практика/ В. В. Мирошин. М.: Издательство «Экзамен», 2009. 286 с.
42. Мордкович А.Г., Алгебра и начала математического анализа, 10 - 11 класс. Часть 1./А.Г.Мордкович. Москва: Просвещение, 2009.
43. Никольский С.М., Потапов М.К., Решетников Н.Н., Шевкин А.В. Алгебра и начала математического анализа. 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый и профильный уровни 8-е изд. М.: Просвещение, 2009. 464 с.: ил.
44. Патрикова Т. С. Методика проектирования современного учебного занятия
45. Решу ЕГЭ [Электронный ресурс] URL:https://ege.sdamgia.ru/ (дата обращения 30.05.2022)
46. Саранцев Г.И. Методика обучения математике в средней школе - Москва: «Просвещение», 2002, с.205
47. Сборник научных работ «Проблемы теории и практики обучения математике», представленных на Международную научную конференцию «70 Герценовские чтения», г.Санкт-Петербург, 2017
48. Селевко Г. К. Личностный подход в образовательном процессе / Г. К. Селевко // Школьные технологии. - 1999.-№ 6. С. 108-135.
49. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: учебное пособие / Г. К. Селевко. М.: Народное образование, 1998. 256 с.
50. Селевко Г. К. Технология саморазвития личности школьника / Г. К. Селевко // Школьные технологии, 1999. №6. С. 5-26.
51. Федеральный Государственный стандарт среднего (полного) общего образования.
52. ФИПИ: Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2019 года по математике
[Электронный ресурс] URL: http://fipi.ru/ege-i-gve-11/analiticheskie-i-
metodicheskie-materialy (дата обращения 28.05.2022)
53. Шахмейстер А.Х. Уравнения и неравенства с параметрами 4-е изд. СПб.:«Виктория плюс»: М.: МЦНМО: СПб.: «Петроглиф», 2019. 304 с.
54. Шестакова С.А. Математика. Задачи с параметром. Задача 18 (профильный уровень) / Под ред. И.В. Ященко. М.:МЦНМО, 2018. 288 с.
55. Электронный журнал «Концепт». 2014. Т. 20. с. 1881-1885. URL: http: //e-koncept.ru/2014/54640.htm. (дата обращения 20.05.2022)
56. Эльконин Даниил., Давыдов В.В. Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников. М., 1962. 288 с.
57. Geoff Whitty (1993) Education Reform and Teacher Education in England in the 1990s, Journal of Education for Teaching: International research and pedagogy, 19:4, 263-275.
58. Jean Murray & Rowena Passy (2014) Primary teacher education in England: 40 years on, Journal of Education for Teaching, 40:5, 492-506.
59. John Furlong (2013) Globalisation, Neoliberalism, and the Reform of Teacher. Education in England, The Educational Forum, 77:1, 28-50.
60. Report: A framework of core content for initial teacher training (ITT) July 2016
61. Valerie Halstead (2003) Teacher Education in England: Analysing change through scenario thinking, European Journal of Teacher Education, 26:1, 63-75.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ