Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ АССОЦИАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ ВО ВНЕКЛАССНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСНОВЕ ЗНАНИЯ О ПЛАСТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВАХ СКУЛЬПТУРНЫХ МАТЕРИАЛОВ

Работа №72032

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы67
Год сдачи2017
Стоимость4790 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
292
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Особенности ассоциативного мышления учащихся на основе знания о пластических качествах скульптурных материалов
1.1. Понятие ассоциативного мышления в учебном
процессе
1.2. Скульптура как вид пространственных пластических искусств
Глава II. Экспериментальная работа по формированию ассоциативного мышления у учащихся во внеклассной
деятельности на основе знания о пластических качествах скульптурных материалов
2.1. Анализ программ внеклассных занятий в
общеобразовательной школе по изобразительному искусству
2.2. Экспериментальная работа по формированию
ассоциативного мышления у учащихся 3-х классов в работе со скульптурными материалами во внеклассной
деятельности
Глава III. Выполнение творческой части выпускной квалификационной работы
3.1. Обоснование выбора темы творческой части выпускной квалификационной работы
3.2. Этапы выполнения скульптурной композиции по мотивам пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад»
Заключение
Библиографический список
Приложения


Любая учебная деятельность всегда неотрывно связана с мышлением. Мышление - одна из основополагающих функций человеческой жизни, и его развитие - главная задача образования во все времена. Ассоциативное мышление, по мнению многих ученых психологов и философов, является неотъемлемой частью мышления. Развитие и первого, и второго напрямую взаимосвязаны друг с другом.Данный тип мышления развивает воображение, память, дети вовлекаются в творческий процесс и у них появляется возможность создавать новый для них продукт, им легче адаптироваться к окружающему миру, раскрыть свой потенциал. Анализ общеобразовательных программ показал, что ассоциативное мышление на уроках изобразительного искусства развивается недостаточно. На уроках, цели которых развитие данного вида мышления, работают только слуховые и зрительные анализаторы. Мы считаем, что этого недостаточно и важно развивать данное мышление еще и благодаря сенсорной моторики рук, что, мало того, возможно на уроках лепки, но и необходимо.
Известно, что предмета «Скульптура» в общеобразовательной программе не существует, и настолько узкая изобразительная деятельность возможна только на внеклассных занятиях. Занятия скульптурной лепкой помогают школьникам познать объём и пространственную пластику формы. В скульптуре в полной мере реализуется эстетическое и художественное воспитание учащихся, а также их общее развитие. Занятия скульптурной лепкой развивают чувство материала и пластической формы, совершенствуют глазомер и тренируют моторику рук. Полученные навыки работы с различными материалами и инструментами, пригодятся учащимся во многих видах трудовой деятельности.
Ассоциативное мышление на занятиях скульптурной лепкой развивается благодаря знаниям свойств материалов. Каждый из них, будь то пластилин, глина, дерево, камень и т.д. имеет свои пластические качества, способы обработки, характер формы, цвета. Все это, безусловно, влияет на конечный образ скульптуры, и именно на этих качествах данного вида изобразительной деятельности может быть построено развитие ассоциативного мышления учеников.
До сих пор нет методики по формированию ассоциативного мышления школьников, более того, нет научно обоснованной системы методов преподавания скульптуры с переводом ее в пластические материалы. Существующие пособия по технике перевода лепных изделий в пластические материалы Н.В. Одноралова, Н.В. Крестовского, И.М. Чайкова и др. касаются только вопросов технологии обработки материалов скульптуры. В исследованиях Н.С. Боголюбова хотя и затрагиваются многие рассматриваемые нами вопросы, но только применительно к кружковой работе и с учащимися младшего, среднего и старшего школьного возраста.
И именно поэтому мы ставим своей целью создание такой методики для дальнейшего ее применения на внеклассных занятиях по изобразительному искусству.
Проблемой нашего исследования является то, что недостаточно уделяется внимание занятиям во внеклассной деятельности, по созданию художественного образа на основе ассоциации в скульптуре.
Целью нашего исследования является решение данной проблемы.
Объект исследования - процесс формирования ассоциативного мышления у учащихся
Предмет исследования- знания о пластических качествах скульптурных материалов на внеклассных занятиях в общеобразовательной школе, направленных на формирование ассоциативного мышления.
Гипотезой нашего исследования является утверждение о том, что использование разработанной методики, направленной на овладение знаниями о пластических особенностях скульптурных материалов поможет сформировать ассоциативное мышление у учащихся
общеобразовательной школы во внеклассной деятельности.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть формирование ассоциативного мышления в учебном процессе.
2. Изучить историю развития скульптуры как вида пространственных пластических искусств.
3. Рассмотреть скульптуру как вид пространственных пластических искусств.
4. Проанализировать программы по изобразительному искусству во
внеклассной деятельности в начальных классах
общеобразовательной школы.
5. Раскрыть роль изучения пластических особенностей в скульптуре в развитии познавательных интересов учащихся общеобразовательной школы.
6. Изучить методические материалы по проблеме исследования с целью выявления аспектов развития ассоциативного мышления у учащихся общеобразовательной школы.
7. Опытно-экспериментальным путём выявить методические аспекты
развития ассоциативного мышления учащихся
общеобразовательной школы во внеклассной деятельности в процессе знакомства учащихся со скульптурными свойствами пластических материалов.
Методологическую основу исследования, составляют исследования ведущих психологов и философов, занимавшихся изучением ассоциативного мышления: Декарт Р., СпинозаБ., ГоббсТ., ФрейдЗ., РибоТ., Эббингауз Г., Немов Р. С., по вопросам развитияпознавательногоинтересаитворческих способностей детей, методовпреподаванияизобразительногоискусства Кузин В.С., Неменский Б.М, Т.Я. Шпикалова Т.Я.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Для любого скульптурного материала характерны определенные качества и присущие возможности.Поэтому ассоциативное мышление в скульптуре во многом связано с избранным материалом, который раскрывает собственные свойства, свою природную красоту.
Экспериментальные исследования по формированию ассоциативного мышления у учащихся 3-х классов МБОУ «Гимназия № 2» во внеклассной деятельности,позволили нам практически подтвердить сделанные в первой главе теоретические выводы.
В экспериментальной части исследования мы определяли пути формирования ассоциативного способа мышления в процессе создания скульптурных композиций, апробировали методы, приемы и упражнения, использование которых, на наш взгляд, может поднять уровень ассоциативного мышления и повысить уровень знаний, умений и навыков для грамотной передачи художественного образа.
Это и являлось целью нашего формирующего эксперимента. В процессе эксперимента мы искали и апробировали разные формы работы, которые помогали бы добиться желаемых результатов в формировании ассоциативного способа мышления у учащихся, а именно: использовали различные виды педагогических установок, направленных на формирование навыков;
- сообщали наиболее важные теоретические сведения по созданию скульптуры, предваряющие практическую работу учащихся.
- применяли групповые и индивидуальные формы работы;
- использовали упражнения, активизирующие процесс формирования чувства материала;
- использовали упражнения, активизирующие процессы ассоциативного мышления;
- использовали упражнения на активизацию воображения и на развитие творческого потенциала.
Важнейшим моментом, на котором базируется формирующий эксперимент в нашем исследовании, является введение в систему обучения заданий и упражнений, направленных на освоение различных материалов скульптуры и их ассоциативных особенностей.
При проведении экспериментальной педагогической работы, мы так же ориентировались на учет индивидуальных особенностей личности учащихся 3-х «а» классов. Школьные работы, выполненные в ходе эксперимента, оценивались по установленным ранее критериям.
Сравнительный анализ результатов контрольной и экспериментальной групп подтвердил наши предположения о том, что введение в процесс обучения скульптуре школьников широкого спектра скульптурных материалов, научно-методической системы перевода скульптурного произведения в материал, а также широкое применение заданий творческого типа и установок, направленных на создание художественного образа в скульптуре, будет способствовать формированию ассоциативного мышления учащихся.
Ученики экспериментальной группы, несмотря на отдельные изобразительные погрешности, показали в своих работах достаточно высокую степень сформированнойассоциативного мышления. Обучаемые в экспериментальной группе, по сравнению с обучаемыми в контрольной, лучше генерируют оригинальные творческие идеи, создают значительно более яркие и выразительные образы, значительно более глубоко понимают возможности и особенности скульптуры, как вида изобразительного искусства, чувствует материал.Таким образом, результаты
экспериментальной работы позволили сделать вывод об эффективности и целесообразности использования предлагаемых нами методов и приемов в процессе обучения скульптуре в процессе внеклассных занятий в школе.
Проведенное исследование может получить дальнейшее развитие в направлении совершенствования структуры, содержания форм и методов организации обучения, связанного с проблемой формирования ассоциативного мышления, эстетического воспитания и творческого развития личности, посредствам знаний скульптурных материалов.
Материалы исследования могут послужить основой для организации внеклассных занятий со школьниками для расширения форм образования и могут быть учтены при подготовке методических пособий.
Рекомендуем, во внеклассной деятельности на занятиях по лепке, в процессе обучения широко использовать задания творческого типа, а также активно и целенаправленно ставить перед обучаемыми конкретные задачи, направленные на выражение художественного образа, также необходимо научно-методическое обеспечение процесса перевода скульптурного произведения в различные материалы с учетом их ассоциаций, а. также использование в процессе обучения широкого спектра различных материалов - дерево, камень, металл, керамику, гипс и т.д.
Сформированные нами, на основе анализа методической, искусствоведческой, философской литературы, а также собственного творческого и педагогического опыта, научно-теоретические выводы послужили базой для проведения педагогического эксперимента.
Нами была определена система заданий и упражнений, последовательность ведения работы, способствующая активизации формирования ассоциативного мышления в процессе создания скульптурной композиции у учащихся 3-х классов.
В процессе выполнения заданий исследовались ассоциативные возможности передачи скульптурным материалом характерных качеств работы. Расширению представлений о пластических качествах и возможностях материалов скульптуры было посвящено ряд специальных упражнений.
Подавляющее большинство учащихся не имело ясного представления о том, как можно при помощи знаний о пластических качествах скульптурных материалов, воздействовать на ассоциативное представление будущей работы в материале. Пройдя же обучение по предложенной экспериментальной программе, они создали значительно более выразительные и убедительные работы. Круг используемых средств в решении художественных задач (как содержательных, так и формальных) существенно расширился.
Подводя итог проведенному исследованию, мы пришли к заключению, что действительно скульптурная лепка является действенным средством в процессе формирования ассоциативного мышления учащихся.



1. Абросимова А.А. Художественная резьба по дереву, кости и рогу / А.А Абросимова., Н.И. Каплан, Т.Б Митлянская. - М.: Высшая школа, 1984.
- 152 с.
2. Авдоник М.В. Лепка: Фигурки из пластилина, глины, гипса и папье маше / М.В. Авдоник. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. - 154 с.
3. Аксенов Ю.Г. Образ и материал / Ю.Г. Аксенов - М.: Сов. Рос., 1977. - 111 с.
4. Алпатов М.В. Всеобщая история искусств / М.В. Алпатов. - М., Искусство, -286 с.
5. Андреева М.В. Чудесные превращения. Глина. Камень / М.В.
Андреева, Л.В. Антонова. - Л.: Аврора, 1973. - 495с.
6. Банщиков В.М. Эмоции и воображение / В.М. Банщиков, Ц.П.
Короленко. - М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 1999. - 250 с.
7. Батракова С.П. О природе идейности в искусстве / С.П. Батракова. -М., Искусство, 1960. -122 с.
8. Белева О.М. Пейзаж-ассоциация в изобразительной деятеьности школьников / О.М. Беляева.-М.: Просвещение, 2010. -88 с.
9. Бехтин Н.Б. Специфика искусства / Н.Б. Бехтин. - М.: Искусство, 1984.
- 56 с.
10. Боголюбов Н.С. Лепка на занятиях в школьном кружке / Н.С. Боголюбов - М.: Просвещение, 1979. -144 с.
11. Боголюбов Н.С. Место и роль скульптуры в художественном воспитании детей / Н.С. Боголюбов. - М.: Просвещение, 1973. - 83 с.
12. Боголюбов Н.С. Различные материалы скульптуры применительно к художественным образам / Н.С. Боголюбов. - М., Ученые записки, 1968. - 249 с.
13. Брушлинский А. В. Воображение и познание. Вопросы философии / А. В. Брушлинский. - М.: Наука, 1970. - 157 с.
14. Брушлинский А.В. Воображение и познание. Вопросы философии / А.В. Брушлинский-М.: Наука, 1970. -157 с.
15. Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства /
Б.Р. Виппер. -М.: изд. В. Шевчук, 1985. -368 с.
16. Волков Н.Н. Мысли об искусстве / Н.Н. Волков. - М.: Советский художник, 1973. - 140 с.
17. Володин Э.Ф. Искусство и мировоззрение / Э.Ф. Володин. -М.: МГУ, 1982. -173 с.
18. Воронов Н.В. Люди, события, памятники. (Рассказы о памятниках и материалах) / Н.В. Воронов. - М.: Просвещение, 1984. - 208 с.
19. Воронова О.П. Искусство скульптуры / О.П. Воронова. - М.: Знание, 1981. -112 с.
20. Вунд В. Фантазия как основа искусства / В. Вунд; под ред. проф. А.П. Нечаева. - М., - Спб.: М.О.Вольф, 1914. -146 с.
21. Выготский JI.C. Психология искусства. Анализ эстетической реакции / JI.C. Выготский. -М.: Лабиринт, 1997. - 480 с.
22. Гильдебрант А. Проблема формы в изобразительном искусстве и собрание статей о Гансе фор Маре / А. Гильдебрант. - М.: Логос, 1914. - 134 с.
23. Голубкина А. С. Несколько слов о ремесле скульптора / А.С. Голубкина. - М.: Искусство, 1965. - 79 с.
24. Голубкина А.С. Письма. Несколько слов о ремесле скульптора. Воспоминания современников / А.С. Голубкина. - М.: Советский художник, 1983. - 424 с.
25. Дудецкий А.Я. Теоретические вопросы воображения и творчества / А.Я. Дудецкий. -Смоленск: С ГП И, 1974. - 158 с.
26. Елатомцева И.М. Станковая скульптура / И.М. Елатомцева. - М.: Высшая школа, 1973. - 78 с.
27. Ермонкая В.В. Основы понимания скульптуры / В.В. Ермонкая. - М.: Искусство, 1964. - 56 с.
28. Ермонская В.В. Основы понимания скульптуры / В.В. Ермонская. - М.: Искусство, 1964. - 144 с.
29.Занков Л.В. Обучение и развитие / Л.В. Занков. - М.: Просвещение, 1975. -440 с.
30. Игнатьев Е.И. Психологические исследования представлений
воображения / Е.И. Игнатьев. - М.: АПН РСФСР, 1956. - 248 с.
31. Калошина И.П. Структура и механизм творческой деятельности / И.П. Калошина. -М.: МГУ, 1983. - 168 с.
32. Кандинский В.В. О духовном в искусстве / В.В. Кандинский. - М.: Архимед, 1992. - 108 с.
33. Коненков С.Т. Становление мастера. Творческая зрелость / С.Т. Коненков. - М.: Искусство, 1967. - 296 с.
34. Кочик О.Я. Мир Гогена / О.Я. Кочик. - М.: Искусство, 1991. - 311 с.
35. Кузин В. С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе / В. С. Кузин. - М.: АГАР, 1998. -336 с.
36. Кузьмина М.Т. История зарубежного искусства / М.Т. Кузьмина, Н.Л. Мальцева. - М.: Изобразительное искусство, 1971. - 472 с.
37. Ланг Й. Скульптура для начинающих и студентов художественных вузов / Й. Ланг. -М.: Внешсигма, 2000. - 80 с.
38. Либман М.Я. Донателло / М.Я. Либман. - М.: Искусство,1962. - 252 с.
39. Лук П.А. Учить мыслить / П.А. Лук. - М.: Знание, 1985. -88 с.
40. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших
педагогических учебных заведений: В 3 книгах. - 4-е изд. / Р. С. Немов. - М.: ВЛАДОС, 2003. - Книга 2: Психология образования. - 608 с.
41.Одноралов Н.В. Скульптура и скульптурные материалы / Н.В. Одноралов. - М.: Изобразительное искусство, 1982. - 221 с.
42. Одноралов Н.В. Техника обработки скульптуры из камня / Н.В. Одноралов. - М.: Искусство, 1970. - 128 с.
43. Панамарчук В. Ф. Школа учит мыслить / В. Ф. Панамарчук. - М.: Просвещение, 1979. - 144 с.
44. Платонов К.К. Структура и развитие личности / К.К. Платонов. - М.: Наука, 1986. - 254 с.
45. Романенко Е.В. Монумент в городе / Е.В. Романенко; под ред. А.Н. Бурганов. - М.: Советский художник, 1990. - 383 с.
46. Романов Ю.И. Образ, знак в искусстве / Ю.И. Романов. - СПб.: Ин-т им. И. Е. Репина, 1993. - 129 с.
47. Сабашникова Е. С. История мирового искусства / Е. С. Сабашникова. - М.: БММ АО, 2008. - 720 с.
48. Салмина Н.Г. Знак и Символ / Н.Г. Салмина. -М.: Моск. Ун-та, 1988. - 288 с.
49. Суворов Н.Н. Пути создания художественного образа: роль
воображения в художественном творчестве / Н.Н. Суворов. - М.: Знание, 1984. - 63 с.
50. Толстой Л. Н. Об искусстве и литературе / Л.Н. Толстой. - М.: Наука, 1958. - т.1, 237 с.
51. Шмидт И.М. Беседы о скульптуре / И.М. Шмидт. - М.: Искусство, 2003. -. 96 с.
52. Шорохов Е. В. Художественный образ и искусство. Вопросы истории, теории и методики преподавания изобразительного искусства / Е. В. Шорохов. - М.: Прометей, 1996. - 171с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ