Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование критического мышления младших школьников во внеурочной деятельности

Работа №81857

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы64
Год сдачи2020
Стоимость4310 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
419
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования критического мышления младших школьников во внеурочной деятельности 6
1.1 Сущность понятия «критическое мышление » 6
1.2 Технология и приемы развития критического мышления детей
7-10 лет 12
1.3 Специфика организации внеурочной деятельности в начальной
школе 16
ГЛАВА 2. Исследовательская работа по формированию критического мышления младших школьников во внеурочной деятельности 32
2.1 Цели, задачи, методика исследования 32
2.2 Рекомендации по развитию критического мышления младших
школьников во внеурочной деятельности 37
2.3 Результаты контрольного этапа эксперимента во внеурочной
деятельности младших школьников 54
Заключение 57
Список использованных источников

Актуальность темы исследования. В современном обществе человек, который умеет мыслить критически, довольно быстро может справиться с любой задачей.
Поэтому можно сказать, что одной из важнейших задач современного образования является развитие у учащихся критического мышления.
Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса в начальной школе. Под внеурочной деятельностью в рамках ФГОС НОО необходимо понимать образовательную деятельность осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения образовательной программы.
Во внеурочной деятельности проходит интенсивная связь педагога с обучающимися детьми, нацеленная на результат конкретных общевоспитательных целей.
В организации внеурочной деятельности обучающиеся всем классом готовятся к проведению мероприятия.
Во внеурочной деятельности у школьников эффективно формируется критическое мышление.
Таким образом, можно выделить следующее противоречие: между требованиями ФГОС и уровнем сформированности критического мышления у младших школьников.
Исходя, из противоречия мы выделили проблему нашего исследования : какие приемы работы формируют критическое мышление у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности?
Проблема исследования и выявленное противоречие обусловили тему исследования: «Формирование критического мышления детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности».
Цель исследования - изучить теоретическое обоснование и подобрать формы работы во внеурочной деятельности по формированию критического мышления детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: процесс формирования у младших школьников критического мышления.
Предмет исследования: формирование критического мышления детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности.
Задачи исследования:
1) раскрыть сущность понятия критического мышления;
2) выявить специфику организации внеурочной деятельности в начальной школе;
3) определить уровень сформированности критического мышления младших школьников;
4) дать рекомендацию на основе полученных результатов, способствующих развитию критического мышления у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности.
Методы исследования:
1) теоретические методы: анализ психолого-педагогической и методологической литературы, изучение нормативно-правовых документов по проблеме исследования;
2) практические (эмпирические) методы: формирующий
эксперимент;
3) методы обработки и интерпретации: обработка результатов по этапной реализации приемов.
Гипотеза исследования: процесс формирования критического мышления у младших школьников будет более эффективным, если организовать деятельность с младшими школьниками при помощи использования специального комплекса приёмов по формированию критического мышления на внеурочных занятиях.
База проведения эксперимента: МОУ СОШ п. Новый Урал.
Практическая значимость исследования заключается в том, что использование приемов развития критического мышления могут быть полезны в работе учителей для более эффективной реализации задач НОО, направленных на формирование критического мышления младших школьников во внеурочной деятельности.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, состоящего из 37 источников.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Критическое мышление - это особый вид умственной работы, который позволяет людям принимать обоснованные решения относительно предложенной точки зрения или поведения.
Критическое мышление - последовательность умственных действий, направленных на проверку высказываний или систем высказываний с целью определения их несоблюдения общепринятых фактов, норм или ценностей [30].
Под критическим мышлением младших школьников понимается самостоятельное, творческое отношение к учебному процессу, материалу и поступающих знаний, которые ученики получают также из других источников. К его признакам относятся: независимость мышления, опосредованная самостоятельность суждений; сопротивляемость внушению мыслей, образцов поведения, мыслей остальных; критическое отношение к самому себе, выявление ошибок и адекватное отношение к ним; поисковая направленность мышления, стремление к поиску лучших вариантов решения учебных задач; умение участвовать в диалоге и взаимодействовать с другими.
Критическое мышление младших школьников является фактором их функционирования и развития, поэтому проблема формирования критического мышления у этих учащихся приобретает особое значение. Анализ исследований практики организации учебной работы в младших классах говорит о том, что недостаточный уровень развития критического мышления. Обучающимся младшей школы недоступны такие мыслительные операции, как самостоятельное добывание знаний, продвижение от определенных - к абстрактным, способность к умозаключению, сравнению, суждению и так далее. В связи с этим формирование критического мышления необходимо начинать уже с младшего школьного возраста.
Технологические методы и приемы
На стадии «Вызова» используются приемы такие как: парная или групповая мозговая атака, составление «кластеров», заполнение конструктивных полей и многое другое.
На стадии реализации может применяться система маркировки текста «инсерт», таблицы «Плюс-Минус-Интересно», «Знаем - Хотим узнать - Узнали». Стоя на последней стадии «Рефлексии» педагог имеет право сгруппировать любые методы и приемы, и создать коллективное обобщение итогов, обсуждение полученных результатов, возвратиться к поставленной проблеме и проверить, нашла ли она свое верное решение.
На стадии «Рефлексии» учитель начальных классов должен развивать творческое начало учеников, давая задание вообразить и придумать «синквейн», сочинить стихотворение и другое.
Специфика технологии развития критического мышления заключается в следующем:
1) образовательный процесс, выстраивается на научно-обоснованных закономерностях взаимодействия личности ученика и информации в социуме;
2) фазы этой технологии (вызов, осмысление, рефлексия) обеспечены таким образом, что учитель многофункционален и может быть максимально гибким и аутентичным каждой учебной ситуации в любой момент : речь идет о разнообразных визуальных формах и стратегиях работы с печатным текстом, организации дискуссий и процесса реализации проектов;
3) стратегии технологии позволяющее обучение проводить на основе принципов сотрудничества, совместного планирования и осмысленности.
Для подтверждения гипотезы исследования была организована исследовательская работа на базе МОУ СОШ п. Новый Урал, в которой приняли участие ученики 3 б класса (контрольная группа) и ученики 3 г класса (экспериментальная группа). Она проходила в три этапа. Общая численность респондентов составила: 48 учеников начальной школы.
На констатирующем этапе были подобраны методики по выявлению уровня сформированности критического мышления младших школьников во внеурочной деятельности. Результаты констатирующего этапа показывают, что развитие критического мышления у младших школьников происходит в недостаточной мере ( на среднем уровне их процентное соотношение снизилось на 30%, а на низком уровне на 62,5%).
На формирующем этапе эксперимента были даны рекомендации по развитию критического мышления младших школьников во внеурочной деятельности, для учителей начальных классов.
Контрольный этап показал продуктивность рекомендаций по развитию критического мышления. Уровень развития критического мышления младших школьников экспериментальной группы повышается.



1. Абрамович, И. В. Приемы технологии критического мышления на уроках биологии [текст] / И. В. Абрамович // Биология в школе. - 2015. - № 3. - С. 21-29.
2. Андроник, В. А. Использование приёмов технологии развития критического мышления как средство организации деятельностного подхода на уроках литературного чтения в 1 классе [текст] / В. А. Андроник, Е. Н. Джима. - Оренбург : Изд-во ГБУ РЦРО, 2012. - 55 с.
3. Арбузова, Е. Н. Развитие критического мышления и рефлексии при обучении биологии [текст] / Е. Н. Арбузова // Биология в школе. - 2017. - № 3. - С. 23-35.
4. Афонасьева, Н. Н. Основы организации внеурочной работы младших школьников в области культурно-досуговой деятельности [текст] / Н. Н. Афонасьева - Нижневартовск : Изд-во Нижневартовского социально-гуманитарного колледжа, 2016. - 60 с.
5. Бекешева, И. С. О возможности использования синквейна для формирования и развития критического мышления в процессе обучения теме «Многогранники» [текст] / И. С. Бекешева // Методист. - 2018. - №10. - С. 41-43.
6. Болгова, А. .В. Формирование эстетических ценностных ориентаций младших школьников во внеурочной деятельности [текст] / А. В. Болгова // Начальная школа. - 2019. - № 6. - С. 52-54.
7. Буданова, О. В. Основы организации внеурочной работы и общения младших школьников [текст] / О. В. Буданова. - Москва : Перспектива, 2018. - 136 с.
8. Горленко, О. А. Формирование критического мышления обучающихся образовательных организаций [текст] / О. А. Горленко, Ю. А. Малахов, Т. П. Можаева. - Брянск : Изд-во БГТУ, 2017. - 61 с.
9. Гугнина, О. В. Технология развития критического мышления через чтение и письмо в преподавании истории [текст] / О. В. Гугнина // Преподавание истории в школе. - 2018. - № 3. - С. 51-55.
10. Гусевская, О. В. Условия духовно-нравственного развития младших школьников во внеурочной деятельности: монография [текст] / О. В. Гусевская Н. Ю. Брюханова. - Иркутск : Иркутский гос. ун-т,
2017. - 162 с.
11.Заир-Бек, С. И. Развитие критического мышления на уроке [текст] / С. И. Заир-Бек, И. В. Муштавинская. - М. : Просвещение, 2011. - 222 с.
12. Иванов, Д. А. Технология «Критическое мышление» в контексте реализации новых ФГОС [текст] / Д. А. Иванов. - Москва. : Перспектива,
2018. - 52 с.
13. Кашлева, Е. С. Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках окружающего мира [текст] / Е. С. Кашлева // Начальная школа. - 2018. - № 2. - С. 52-55.
14. Киреева, Н. В. Развитие критического мышления при обучении иноязычному общению в вузе: монография [текст] / Н. В. Киреева, Е. В. Чудинова. - Липецк : Изд-во Липецкого гос. технического ун-та, 2018. - 232 с.
15. Козина, Е. В. Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» - одно из средств достижения планируемых результатов обучения [текст] / Е. В. Козина // Начальная школа. - 2017. - № 11. - С. 38-41.
16. Корнилов, А. В. Урок русского языка с использованием технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» [текст] / А. В. Корнилов // Русский язык в школе. - 2013. - № 1. - С. 33-35.
17. Леонова, Н. Н. Развитие творческих способностей у младших
школьников во внеурочной деятельности [текст] / Н. Н. Леонова //
Образование в современной школе. - 2016. - № 1/2. - С. 42-45.
18. Макарова, Л. Н. Критическое мышление учащихся: способы саморазвития [текст] / Л. Н. Макарова, И. А. Шаршов, А. В. Королева. - Тамбов: Изд-во ТГУ, 2017. - 95 с.
19. Муштавинская, И. В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя [текст] / И. В. Муштавинская. - Санкт-Петербург : КАРО, 2014. - 140 с.
20. Нестерова, О. А. Развитие аналитического и критического типов мышления в процессе обучения иностранному языку [текст] / О. А. Нестерова, Н. И. Черенкова, А. С. Титова. - Санкт-Петербург : Изд-во Санкт-Петербургского гос. экономического ун-та, 2015. - 128 с.
21.Опарина, С. А. Развитие познавательного интереса младших школьников во внеурочной деятельности [текст] / С. А. Опарина //
Начальная школа. - 2018. - №12. - С. 37-42.
22. Организация внеурочной образовательной деятельности младших школьников [текст] / Сост. : Л. В. Гражданкина. - Барнаул : КГБОУ АКИПКРО, 2014. - 71 с.
23.Организация учебного процесса и внеурочной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО [текст] / Отв. ред.: Ю. В. Зверева, Н. А. Линк. - Пермь : Пермский гос. гуманитарно-пед. ун-т, 2014. - 214 с.
24. Петрищева, Г. С. Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо [текст] / Г. С. Петрищева // Биология в школе. - 2018. - № 4. - С. 61-66.
25. Плотникова, Н. Ф. Формирование критического мышления студентов вуза в условиях командной формы организации обучения: монография [текст] / Н. Ф. Плотникова. - Казань : Изд-во Казанского ун¬та, 2015. - 83 с.
26. Пономаренко, Т. М. Проектирование образовательной программы
внеурочной деятельности для младших школьников [текст] /
Т. М. Пономаренко. - Москва : Спутник+, 2014. - 46 с.
27. Пуйлова, М. А. Развитие критического мышления младших школьников [текст] / М. А. Пуйлова, С. Л. Налесная, Н. И. Деменко. - Таганрог : Изд-во С. А. Ступина, 2016. - 94 с.
28. Развитие исследовательского, изобретательского и критического мышления обучающихся школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях [текст] / Авт.-сост. Г. Б. Корнетов. - Москва : Тинго, 2018. - 23 с.
29. Смолеусова, Т. В. Развитие критического мышления средствами чтения и письма в математическом образовании. методическая инновация [текст] / Т. В. Смолеусова // Начальная школа. - 2015. - № 5. - С. 45-51.
30. Трошина, Г. В. Из опыта использования технологии развития критического мышления [текст] / Г. В. Трошина // Химия в школе. - 2017. - № 5. - С. 23-28.
31. Федорова, А. И. Применение технологии критического мышления на уроках биологии [текст] / А. И. Федорова // Образование в современной школе. - 2016. - № 5/6. - С. 8-9.
32. Хачатрян, Э. В. Использование технологии развития критического мышления на уроках МХК [текст] / Э. В. Хачатрян // Педагогика. - 2015. - № 6. - С. 55-60.
33. Цукерман, Г. А. Диагностика критического мышления [текст] / Г. А. Цукерман // Вопросы психологии. - 2015. - № 3. - С. 15-30.
34.Чатфилд, Т. Критическое мышление: анализируй, сомневайся, формируй свое мнение [текст] / Т. Чатфилд; пер. с англ.: Н. Колпакова. - М. Альпина паблишер, 2019. - 325 с.
35. Шебалкова, С. О. О развитии критического мышления учащихся на уроках внеклассного чтения [текст] / С. О. Шебалкова //Литература в школе. - 2014. - № 2. - С. 38-41.
36. Широкова, Н. П. Развиваем критическое мышление через
чтение и письмо [текст] / Н. П. Широкова, И. Ю. Кочешкова. - Барнаул : АлтГПУ, 2015. - 121 с.
37. Яковлева, С. В. Особенности применения технологии развития критического мышления в новационной работе педагога [текст] / С. В. Яковлева // Образование в современной школе. - 2018. - № 11/12. - С. 21¬
23.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ