Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ СЕДЬМЫХ КЛАССОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа №36358

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы83
Год сдачи2019
Стоимость5700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
625
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования географического мышления у школьников в 7 классе во внеурочное время 8
1.1 Сущностно-содержательная характеристика понятия 8 «географическое мышление» 8
1.2 Методические особенности формирования географического мышления у учащихся 18
1.3 Формы и методы формирования географического мышления учащихся во внеурочной деятельности 29
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию географического мышления учащихся 7-х классов во внеурочной деятельности 46
2.1 Исследование уровня сформированности географического мышления учащихся 7-х классов 46
2.2 Апробация программы по формированию географического мышления учащихся 7-х классов во внеурочной деятельности по
географии 54
2.3 Анализ результатов экспериментальной работы 61
Заключение 68
Список литературы70
ПриложениЯ 73


Актуальность исследования. Современное развитие общества в частности развитие учащихся общеобразовательных учреждений базируется на формировании поликультурных отношений, которое направленно на создание условий для развития исследовательских способностей человека. С этой точки зрения географическое мышление является одной из ключевых составляющих поликультурного мира, ориентированного на географическое восприятие мира. Главенствующая роль в этой проблеме отводится системе школьного образования, которое ориентированно на формирование качеств личности, которые отвечают требованиям современного общества.
На сегодняшний день в педагогической деятельности есть понятие экологического, экономического, физико-математическогомышления и т. д. Рассматривая определения географического мышления мы остановились на определении, которое дал Н. Н. Баранский - «...это мышление, во-первых, привязанное к теории, кладущее свои суждения на карту и, во-вторых, связное комплексное не замыкающиеся в рамках одного элемента или другой отрасли, иначе говоря, играющее аккордами, а не одним пальчиком...». География это междисциплинарный предмет, который помогает учащимся понять свое место в современном мире, определить взаимосвязь с окружающей природой и социальной средой. Предмет география направлен на развитие личной ответственности школьника за всё что происходит в мире который нас окружает.
Однако формирование географического мышления не может ограничиваться лишь научно-познавательным аспектом обучения. Географическое мышление - составная часть общества, концентрирующая достижения многих отраслей естественнонаучных знаний, ценный исторический, философский, нравственный и художественный опыт народов мира.
В научной литературе проблемами развития географического мышления занимались Ю.Г. Саушкин, В. С. Преображенский, Э. Б. Алаев, Я.
Г. Машбиц, Б. Н. Зимин, А. Г. Исаченко и многие другие [25, с. 87]. В своих трудах они раскрывают экспериментальные и прикладные психологические и педагогические аспекты развития географического мышления у учащихся. Э. Б. Алаев связывает географическое мышление с пространственной парадигмой, Я. Г. Машбиц сформулировал семь важнейших парадигм географического мышления в современной географии: геоинформационная, региональная, территориальная, геосистемная, математическое моделирование описательная и пространственно-временная. В современном мире необходимо развитие целостной и комплексной географии, требуется постоянное совершенствование географического мышления.
Современные образовательные стандарты требуют внедрения новых педагогических технологий, основанных на восприятии большого объёма учебной информации, представленной в символической (графической) форме. С началом XXI века значительная доля географической информации передаётся не только с помощью традиционных бумажных карт, атласов, а по существу - в динамичной, интерактивной информационной системе. Содержание курса географии предоставляет учителю широкие возможности для организации самостоятельной мыслительной деятельности и развития личности учащихся, используя различные виды обучения, в частности в 7 классе во внеурочной деятельности.
Анализ проблемы формирования географического мышления учащихся
7- х классов во внеурочной деятельности учащихся в рамках образовательной области «География» позволил выявить следующие противоречия:
- на социально-педагогическом уровне: между потребностью
современного общества в географических знаниях, и реальным уровнем географической подготовки учащихся;
- на научно-методическом уровне: между необходимостью
формирования у учащихся географического мышления, опыта учебной деятельности как необходимой составляющей содержания в учебном процессе у учащихся 7 класса, так и для совершенствования методики формирования географического мышления в процессе внеурочной деятельности по географии.
Необходимость разрешения этих противоречий определяется актуальностью нашего исследования и позволяет сформулировать его проблему: какова организация процесса формирования географического мышления у учащихся в 7-х классов во внеурочной деятельности.
Цель исследования: теоретически обосновать, и разработать
программу формирования географического мышления у учащихся 7-х классов во внеурочной деятельности.
Объект исследования: процесс формирования географического
мышления учащихся 7-х классов.
Предмет исследования: программа по формированию
географического мышления учащихся 7-х классов во внеурочной деятельности.
Гипотеза исследования: процесс формирования географического мышления учащихся 7-х классов во внеурочной деятельности будет эффективным, если:
- сочетает теоретические и практические методы формирования географического мышления;
- разработана программа внеурочной деятельности;
- определяет особенности внеурочной деятельности учащихся 7 классов по формированию географического мышления.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были сформулированы следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы формирования географического мышления у школьников в 7 классе во внеурочное время.
2. Выявить методические особенности формирования географического мышления.
3. Определить особенности внеурочной деятельности учащихся 7 классов по формированию географического мышления.
4. Разработать и апробировать программу по формированию географического мышления у учащихся 7-х классов во внеурочной деятельности.
5. Раскрыть в экспериментальной работы необходимость предложенной программы.
Методологическую и теоретическую основу исследования
составляют работы видных ученых занимавшихся проблемами методики географии, исследованиями в географической науке Ю.Г. Саушкин, А. А. Миш, Н.Т.Агафонов, С.Б.Лавров, Б. С. Хорев, П. Я. Баклано, В. С. Преображенский, А. И. Чистобаев, Э. Б. Алаев, И. П. Герасимов, В. М. Котляков, Я. Г. Машбиц, Б. Н. Зимин, А. Г. Исаченко, В.А. Анучин, Ю. К. Ефремов.
Методы исследования:
1. Теоретические: изучение научной литературы по проблеме
исследования, нормативно-правовых актов.
2. Эмпирические: анкетирование, педагогический эксперимент.
3. Метод обработки результатов исследования.
Основные этапы исследования.
- на первом этапе осуществлялся анализ психолого-педагогической литературы и диссертационных материалов по проблеме исследования, анализ законодательных и нормативно-правовых документов; определялась цель и задачи, гипотеза исследования; создавалась программа опытно - поисковой работы, производился отбор методов исследования.
- на втором этапе проводилась опытно-поисковая работа педагогического исследования, анализировались её результаты, осуществлялась корректировка гипотезы. Разрабатывалась программа формирования географического мышления учащихся 7-х классов во внеурочной деятельности.
- на третьем этапе проводилось обобщение и интерпретация результатов опытно-поисковой работы. Систематизация, обобщение и описание полученных результатов, формулирование теоретических выводов, анализ данных, полученных в ходе опытно-поисковой работы, оформление диссертации в целом.
Экспериментальная база исследования. Опытно-поисковая работа проводилась на базе МБОУ «СОШ № 167» г. Казани, МБОУ «Ново- Арышская» СОШ Рыбно-Слободского района РТ.
Теоретическая значимость работы: раскрыта необходимость и возможность применения в учебном процессе у учащихся 7-х классов программы развития географического мышления учащихся.
Практическая значимость. Разработанная программа по формированию географического мышления учащихся 7-х классов во внеурочной деятельности может быть использована в учебном процессе общеобразовательной школы.
Научная новизна:
- разработана программа внеурочной деятельности «Новое в географии»;
- обозначены особенности внеурочной деятельности по географии в 7 классе;
- определены формы и методы формирования географического мышления учащихся во внеурочной деятельности.
Структура исследования. Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведя анализ научно-методической литературы по проблеме исследования мы определили, что географическое мышление - это мышление, привязанное к территории, кладущее свои суждения на карту, и, связное, комплексное, не замыкающееся в рамках одного «элемента» или «отрасли».
Исследование уровня сформированности географического мышления учащихся проводилась в проводилась в 7-х классах МБОУ «СОШ № 167» г. Казани (малокомплектный класс) и МБОУ «Ново-Арышская СОШ». Было сформировано две группы учащихся - экспериментальная и контрольная.
В рамках констатирующего этапа экспериментальной работы, была проведена диагностика географического мышления учащихся по тесту согласно учебника по географии 7 класса А. И. Алексеев (серия «Полярная звезда»), эти тесты служат для выявления географических способностей личности.
На следующем этапе в экспериментальной группе была апробирована программа по географии «Новое в географии», она имеет логическую направленность, реализуется во внеурочной деятельности. Категория обучающихся: учащиеся 7 классов. Цель программы: развитие
географического мышления в процессе обучения географии в 7 классе.
Формы работы: занятия теоретического характера, занятия
практического характера, соревнования. Методы: объяснительно-
иллюстративный (предъявление информации различными способами - объяснение, рассказ, беседа, инструктаж, демонстрация, работа с технологическими картами и др.); эвристический - метод творческой деятельности (создание творческих моделей и т.д.), проблемный - постановка проблемы и самостоятельный поиск ее решения обучающимися.
Результаты повторной диагностики показали, что 40% учащихся экспериментальной группы и 10% учащихся контрольной группы имеют высокий уровень географического мышления. Этих учеников отличает творческий подход к решению познавательных задач, самостоятельность, активность.
Средний уровень географического мышления имеют 50% учащихся экспериментальной группы и 50% учащихся контрольной группы. Их отличает периодическое проявление элементов творчества в различных видах деятельности с преобладанием действий по образцу, недостаточный уровень самостоятельности и оригинальности.
Низкий уровень географического мышления имеют 10% учащихся экспериментальной группы и 40% учащихся контрольной группы. Для них характерно отсутствие творчества в продуктивной деятельности. Не сформированы умения действовать по собственному замыслу. Г еографическое воображение сформировано на низком уровне.
По сравнению с констатирующим этапом количество учащихся с высоким уровнем географического мышления увеличилось с 1 0% до 40%. Эти данные свидетельствует о том, что апробированная программа способствовала формированию географического мышления учеников 7-х классов. В контрольной группе динамика незначительная.
Таким образом, результаты проведенного исследования показали, что апробированная программа внеурочной деятельности по географии «Новое в географии» способствовала формированию географического мышления учащихся 7-х классов. Цель исследования достигнута, поставленные задачи решены, гипотеза исследования доказана.


1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании» (с изменениями и дополнениями). - [Электронный ресурс]. - URL: http://base.garantru/70291362/#friends (дата обращения 19.11.2018г.).
2. Алексеев А.И. География 7 класс. Просвещение. Москва. Линия учебников: Академический школьный учебник «Полярная звезда». 2015. - 266с.
3. География : учебник / О.В. Шульгина, А.Е. Козаренко, Д.Н. Самусенко. — М. : ИНФРА-М, 2018. — 313 с.
4. Искусство системного мышления: Необходимые знания о системах и творческом подходе к решению проблем: Учебное пособие / О'Коннор Д., Макдермотт И., - 9-е изд. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 256 с.
5. Стиль мышления: учебное пособие / А.К. Белоусова, В.И. Пищик. - Ростов н/Д: Издательство ЮФУ, 2011. - 168 с.
6. Методика преподавания географии : учебник / Н.Г. Дмитрук, В.А. Низовцев ; под ред. В.А. Низовцева. — М. : ИНФРА-М, 2017. — 320 с.
7. Методика обучения географии в школе: учеб. пособие для студентов географических специальностей высших педагогических учебных заведений и учителей географии / Под ред. Л.М, Панчешниковой. - М.: Просвещение: Учебная литература, 1997. - 320 с.
8. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под общ. ред. B.C. Кукушкина, Серия «Педагогическое образование». - Ростов-на-Дону: Изд. Центр «Март», 2002.160 с.
9. Алаев Э.Б. Экономико-географическая терминология / Э,Б. Алаев. - М.: «Мысль», 1977. - 199 с.
10. Баранский, Н.Н., Методика преподавания экономической географии: Пособие для учителей / Н.Н.Баранский. - М.: Просвещение, 1990. - 347 с.
11. Берлянт А.М. Образ пространства: карта и информация / А.М. Берлянт. - М., 1986. - С. 17.
12. Бескова И.А. Как возможно творческое мышление? - М., 1993. - 198 с.
13. Гайсин И.Т. Преемственность экологического воспитания: Монография. -К.: КГПУ, 1999.-204 с.
14. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников.
Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2011. - 240 с.
15. Дзенис З.В. Методология и методика социально-географических исследований. Рига, 1980. С. 3-92.
16. Журкина А.Я. Методика формирования профессионального самоопределения школьников на различных возрастных этапах / А.Я. Журкина. - Кемерово, 1996. - 149 с.
17. Исаев, А. А. Философия цвета: феномен цвета в мышлении и творчестве: монография / А. А. Исаев, Д. А. Теплых. - 2-е изд., стереотип. - Магнитогорск : МаГУ, 2011. - 180 с.
18. Коринская, В. А. Формирование понятий при изучении курса географии материков. / В.А. Коринская. М., 1979. — 152 с.
19. Максаковский, В.П. Географическая культура: учебное пособие для студентов вузов./В.П. Максаковский М.:Владос, 1998. - 416с.
20. Миронов А.В. Преподавание экологии в школе / А.В. Миронов. - М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 223 с.
21. Милорадова, Н. Г. Мышление в дискуссиях и решении задач: учеб. пособие. — 2-е изд., стер. — М. : ФЛИНТА, 2013. — 159 с.
22. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие / Г.К. Селевко. - М.: Народное образование, 2008. - 256 с.
23. Саушкин Ю.Г. История и методология географической науки. М. : Изд-во МГУ им. М.В. Ломоносова, 1976. 423 с.
24. Краевский В. В., Хуторской А. В. Основы обучения: Дидактика и методика. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2014. — 352 с.
Книга трех авторов.
25. Душина И.В., Таможняя Е.А., Пятунин В.Б.. Методика и технология обучения географии.- М: Астрель, 2012. - 151 с.
Тезисы/статья из сборника научных трудов
26. Винокурова Н.Ф. Культурно-экологический подход в модернизации географического образования: теоретико-методологические основы и методика реализации / Н.Ф. Винокурова // Теория и методика обучения географии: история и современные направления развития: Сб. материалов межвузовской НПК 29-30 октября 2004. - СПб.: Изд- во РГПУ им. А.И. Герцена, 2004. С.60-62.
27. Хабибуллин Р.Х. Проблемы современного школьного географического образования: краев, науч.-практ. конф. «Проблемы современного школьного геогр. образования»/Р.Х. Хабибуллин// Г еография в шк.- 2003.- №8. -С. 77-78.
28. Исаченко А.Г. Развитие географических идей / А.Г. Исаченко. - М., 1971. - С. 34-35.
29. Камерилова, Г.С. Моделирование системы географических понятий на основе принципа многозначной смысловой контекстности /Г.С. Камерилова // География в школе 2003.- № 9. - С.36-39
30. Котляков В.М. Академическая география сегодня // Новое мышление в географии / Ин-т географии АН СССР. М. : Наука, 1991. С. 5-13.
31. Лисеев И.К. Особенности и специфика экологического образования эпохи высоких технологий // Философские основания экологического образования в эпоху нанотехнологий. М. : Канон+, 2014. С. 5-21.
32. Машбиц Я.Г. Парадигма целостной географии: кризис или перегруппировка сил? // Новое мышление в географии. М., 1991. С. 14-25.
33. Особенности организации работы с географическими картами в школе //Вестник Удмуртского университета. Серия 6: Биология. Науки о Земле, Вып. 11, 2006, С. 86-97.
34. Родоман Б.Б. Уроки географии / Б.Б. Родоман // Вопросы философии. - 1990. - № 4. - С. 36-47.
35. Салангина, Н.Я. Применение внеурочной деятельности в совершенствовании подготовки учителей / Н.Я. Салангина // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2011. - №2. - С. 50-53.
36. Уколова Е.В., Гененко И.А. Формирование географического мышления при культурологическом подходе // Успехи современного естествознания. - 2011. - № 7. - С. 31-32.
37. КононоваГ.А. Формирование географического образа территории при изучении курса «География России» : дис. ... канд. пед наук. - Спб., 1996. - 145 с.
38. Догоюсова Ж.В. Методика использования художественных средств обучения в целях совершенствования географической подготовки учащихся в процессе реализации регионально-национального компонента школьного географического образования: На примере общеобразовательных школ Якутии: дис. ... канд. пед наук. - Спб., 2003. - 146 с.
Автореферат диссертации
39. Бекетова С.И.Формирование научногомировоззрения учащихся при изучении естесственно-географических дисциплин: автореферат дис. ...кан. Пед. наук: 13.00.01/С.И. Бекетова; науч. рук. И.Т. Гайсин; ТГГПУ. - -Казань, 2008. -23с.
40. Даль В. Толковый словарь, М.: Сов. Энциклопедия.
2015.- 632с.
41. Педагогика: Большая современная энциклопедия / Сост, Е.С. Рапацевич. - Мн.: «Современное слово», 2005. - 720 с.
42. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М Бим-Бад; Редколл.: ММ. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глобова и др. - М.:Большая Российская энциклопедия, 2003, - 528 с,
43. География. 7 класс. Мой тренажёр. Рабочая тетрадь (к учебнику Алексеева). М. : Просвещение, 2019. - 89с.
44. Николина В. В., Королева А. А., Кучинова Н. В. География. Поурочные разработки. 7 класс (Полярная звезда). М.: Просвещение, 2018.87с.
45. Профессиональный стандарт Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании (воспитатель, учитель) [Электронный ресурс]. URL http://profstandart.rosmintrud.ru/web/ps235135 (дата обращения 12.01.2019).
46. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г.№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: кйр://минобрнауки.рф/документы/2974 (дата обращения 15.09.2018).
47. Концепция развития географического образования [Электронный ресурс].ШЬ: ttps://docs.edu.gov.ru/document/54daf271f2cc70fc543d88114fa832 50 (дата обращения 16.03.2019).
48. Комлев А.А. Формирование технического мышления учащихся 7-9 классов во внеурочной деятельности по технологии средствами образовательной робототехники [Электронный ресурс]. URL:
http://elib.cspu.ru/xmlui/handle/123456789/800 (дата обращения 11.02.2019).
49. Мышление будущего. Пять видов интеллекта, ведущих к успеху в жизни: Учебное пособие / Гарднер Г. - М.:Альпина Паблишер, 2016. - 168 с.: ISBN 978-5-9614-5263-1. Режим доступа: http://znanium.eom/catalog/product/914654
50. Универсальная энциклопедия Кирилла и Мефодия [Электронный ресурс]. URL: https://megabook.ru/(дата обращения 15.09.2018).

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ