ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОРГАНАХ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ (НА МАТЕРИАЛАХ ДЕПАРТАМЕНТА ВНУТРЕННЕЙ И КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ
ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОРГАНАХ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ 12
РАЗДЕЛ II ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОРГАНАХ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ 29
РАЗДЕЛ III НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОРГАНАХ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 81
ПРИЛОЖЕНИЯ
РАЗДЕЛ I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ
ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОРГАНАХ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ 12
РАЗДЕЛ II ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОРГАНАХ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ 29
РАЗДЕЛ III НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОРГАНАХ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 81
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы диссертационного исследования обусловлена тем, что в условиях глобальной межгосударственной конкуренции, усиления мировых экономических и социальных потрясений решение вопросов качества реализации государственных фикций, услуг в системе государственных органов исполни-тельной власти становится одним из самых важных факторов развития экономики, обеспечивающих устойчивость и гибкость государственной внешней и внутренней политик.
Эффективное развитие государственного управления требует использования новых технологий, внедрения прогрессивных форм организации деятельности государственных служащих, что невозможно без опоры на современную теорию управления, составной частью которой является теория управления проектами. В настоящее время все большее внимание уделяется этой теории, это связано с тем, что нахождение оптимального способа реализации проекта по времени при максимально эффективном использовании ресурсов является ключевым фактором успеха. Проектный подход к управлению уже доказал свою эффективность на практике.
Как справедливо отмечает В.А. Сергачёв, проектный менеджмент дает возможность выстроить прямую зависимость между результативностью деятельности государственных служащих и материальным и моральным их стимулированием. Кроме того, проектный подход обеспечивает детализацию и прозрачность деятельности, минимизирует перерасход бюджетных средств, обеспечивает оптимальное распределение временных, человеческих и материальных ресурсов, способствует повышению уровня качества межведомственного взаимодействия для достижения общего и понятного всем результата.
Безусловно, использование проектного механизма дает органам власти не только количественный, но и качественный эффект. Проектная деятельность - это кадровый инструмент профессионального и личностного совершенствования служащих. Участие в проектах побуждает каждого работать в постоянном режиме развития, обогащать свой интеллектуальный, творческий и личностный потенциал, достигать новых профессиональных рубежей. Более того, проектный менеджмент - это эффективный механизм движения кадров по служебной лестнице, своеобразный «социальный лифт». А в связи с тем, что в формате проектов участвуют совместно государственные служащие, представители бизнеса, работники социально-культурной сферы, проектный менеджмент служит прекрасной площадкой для поиска талантливых управленцев для работы в органах власти. Эффективность и польза проектного управления многоплановы и очевидны, что и обусловило выбор темы исследования.
В современном управлении государственными проектами сложилась двоякая ситуация. С одной стороны, в рамках практически каждого направления государственного и муниципального управления сегодня утверждаются многочисленные программы и проекты. С другой стороны, ими управляют преимущественно на основе функционального подхода, надежно укоренившегося в практике органов власти в нашей стране.
Лишь отдельные региональные и федеральные органы исполнительной власти на данном этапе внедряют методы проектного управления в свою деятельность. Их опыт требует изучения и анализа с целью расширения сферы использования проектного управления в деятельности органов исполнительной власти.
Степень разработанности темы диссертационного исследования.
Характеризуя степень научной разработанности выбранной темы исследования, следует отметить, что в современной науке проектное управление является предметом исследования многих ученых.
При написании работы был привлечен достаточно широкий круг источников как широко известных авторов, так и начинающих молодых ученых, которые можно объединить в несколько групп.
Большое значение имеют работы по теории и практике проектного управления Г. Керцнера, Р. Арчибальда, Д.К. Пинто, В.И. Воропаева, Г.Л. Ципеса, В.И. Либерзона, А.С. Товба, Г. Дитхелма, Д. Харрингтона, Т. Манеллиса и др.
Результаты исследования корпоративного управления проектами приведены в работах Е.В. Колосовой, Д.А. Новикова, А.В. Цветкова, в том числе значительный вклад в изучение проблем управления бизнес-проектами внесли отечественные ученые И.И. Мазур, В.Д. Шапиро.
Модели и методы управления программами и проектами нашли свое отражение в исследованиях Б.З. Мильнера, Б.Г. Клейнера, В.И. Ирикова, В.Н. Тренева, Г.С. Поспелова, А. Курилова, О.Н. Ильиной.
Вопросы управления отдельными внутренними проектами рассмотрены в работах И.В. Матяша, О.Ю. Мельниковой, В.Г. Балашова, А.Ю. Заложнева, Д.А. Новикова.
Необходимо отметить, что вопрос применения принципов проектного управления в деятельности органов государственной власти на региональном уровне имеет низкую степень изученности, кроме того, существует необходимость всестороннего изучения организационно-методического обеспечения процессов организации проектной деятельности в органах государственной власти.
Исследования в этой сфере на материалах отдельных регионов представлены в работах Е.Ю. Золочевской, Т.Д. Кривошеевой, В.В. Дементьева, Д.А. Синявского, Н.В. Моргуновой, Т.Д. Омарова, С.Н. Никитенко, Л.Е. Никифоровой, в том числе на материалах Белгородской области как передовой в вопросе внедрения проектного управления в органах власти в статьях В.А. Сергачёва, В.Л. Аничина, О.А. Серединой.
В данной работе обобщен многолетний опыт работы по применению инструментов проектного управления, подробно освещается вопрос организации проектной деятельности в органах исполнительной власти Белгородской области.
Проблема исследования обусловлена наличием противоречия между необходимостью совершенствования проектного управления в органах исполнительной власти и недостаточной разработанностью практических рекомендаций по организации этого процесса на региональном уровне.
Актуальность проблемы и потребность практики в научно обоснованных рекомендациях обусловили выбор предмета исследования, постановки цели и решения вытекающих задач.
Объектом исследования является система проектного управления в исполнительных органах государственной власти.
Предмет исследования - технологии организации и координации проектной деятельности в органах исполнительной власти Белгородской области.
Целью данной работы является разработка рекомендаций по совершенствованию организации проектной деятельности в органах исполнительной власти Белгородской области.
Достижение данной цели потребовало решения следующих задач:
- проанализировать теоретические и нормативно-правовые основы применения проектного управления в органах государственной власти;
- проанализировать практику организации проектной деятельности в органах исполнительной власти Белгородской области;
- предложить направления совершенствования системы проектного управления в органах исполнительной власти Белгородской области.
В качестве основной гипотезы данного исследования выступает предположение о том, что основные проблемы применения проектного управления в органах исполнительной власти Белгородской области, связанные с недостаточной эффективностью организации проектной деятельности, обусловлены несоответствием существующей организационной структуры подразделения департамента внутренней и кадровой политики области, исполняющего функцию регионального проектного офиса, требованиям эффективного проектного управления.
Теоретико-методологической основой исследования выступают теория государственного менеджеризма, основоположниками которой являются Д. Осборн и Т. Геблер ; в России данную теорию развивали А.Л. Гапоненко, А.П. Панкрухин, М.И. Халиков и др. Отечественные ученые отмечают целесообразность использования в государственном управлении методов, заимствованных из бизнес-управления.
Некоторые аспекты разрабатываемой Е.М. Малитиковым, В.Д. Андриановым, Ю.В. Ирхиным, П.В. Беспаловым концепции формирования электронного правительства, связанной с обширным применением информационных технологий во всех сферах государственного управления, также представлены в нашем исследовании.
В роли методологической основы исследования выступают системный и сравнительный подходы. Системный подход используется для комплексного изучения использования принципов проектного управления в органах власти. Применение сравнительного подхода позволяет осмыслить сходства и различия, существующие между различными подходами, стандартами и методами проектного управления, оценить их положительные и отрицательные аспекты.
В процессе выполнения работы были использованы общенаучные методы: анализ и синтез, структуризация, обобщение, а также метод социологического исследования для сбора эмпирических данных. Обработка эмпирических данных осуществлялась с применением методов математической статистики.
Эмпирическая база исследования включает:
- государственные стандарты, официальные документы и нормативно-правовые материалы, касающиеся управления проектами в органах исполнительной власти, и в частности, в Белгородской области;
- статистические данные, характеризующие настоящее состояние системы проектного управления в Белгородской области;
- материалы оценки системы проектного управления в Белгородской области по результатам Всероссийского конкурса профессионального управления проектной деятельностью в государственном секторе «Проектный Олимп», про-водимого в 2014 году Аналитическим центром при Правительстве Российской Федерации совместно с Российской ассоциацией управления проектами «СОВНЕТ»;
- результаты социологического исследования «Организация проектной деятельности в органах исполнительной власти Белгородской области», проведенного автором совместно с отделом проектно-организационной деятельности управления проектно-аналитической и контрольно-организационной работы департамента внутренней и кадровой политики области в августе 2014 года. Исследование осуществлялось методом анкетирования и проводилось среди государственных служащих региона. Выборочная совокупность исследования - 544 респондента, что составляет 30 % генеральной совокупности (всех работников органов исполнительной власти области).
Научная новизна диссертационного исследования состоит в новом уровне обобщения материала и разработке проекта «Модернизация системы организации проектной деятельности в органах исполнительной власти Белгородской области», содержащего новые методы повышения эффективности организации проектной деятельности и снижения количества неуспешных проектов.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Особенностью развития современного государственного управления является заимствование эффективных методов и технологий управления из других сфер менеджмента. Одним из таких методов является проектное управление. Главным отличием указанного метода является ориентация на четкое определение целей, разработку механизмов их реализации, сроков и состояния промежуточных значений процесса, увязку планируемых целей с ресурсами. При этом успех реализации отдельных проектов и эффективность проектного управления в целом во многом зависит от организации проектной деятельности.
2. Опыт организации проектной деятельности в органах исполнительной власти Белгородской области получает высокую оценку как среди регионов, так и на федеральном уровне. Важную роль в организации проектной деятельности в Белгородской области играет кадровая составляющая, рационально выстроенная система взаимодействия, а также широкое применение компьютерной техники и информационных технологий. Несмотря на положительные результаты департамента внутренней и кадровой политики области в сфере организации проектной деятельности, существует ряд проблем, к числу которых можно отнести недостаточно эффективную систему мотивации, нехватку компетенций в сфере проектного управления, формальное использование методов и инструментов, отсутствие системы учета и накопления успешной практики реализации проектов, низкую связь бюджетного планирования и контроля в части каскадирования «стратегий - программ - проектов», а также необходимость непрерывной модернизации ин-формационно-аналитических программных продуктов, автоматизирующих процесс управления и администрирования проектов.
3. Департаментом внутренней и кадровой политики области принимаются меры по совершенствованию системы проектного управления, в частности в 2014 году разработан проект «Мотивация в сфере проектного управления как механизм повышения инициативности и результативности деятельности органов власти области («Мотивированный работник - успешный проект»)», который направлен на развитие системы материальной и нематериальной мотивации работников органов власти области, участвующих в реализации проектов, и повышение активности и инициативности работников органов власти в сфере проектного управления. Однако на ряду с этим назрела необходимость проекта, в рамках которого возможно охватить оставшиеся направления совершенствования проектной деятельности в Белгородской области. Нацеленный на развитие технологий организации и координации проектной деятельности проект «Модернизация системы организации проектной деятельности в органах исполнительной власти Белгородской области» станет логическим продолжением совершенствования проектного управления в органах исполнительной власти Белгородской области.
Практическая значимость исследования. Результаты исследования могут быть использованы при разработке концепций, проектов, программ по внедрению и развитию проектного управления в органах власти, в обобщении опыта становления и развития проектного управления в государственном секторе, а также при чтении специальных курсов для студентов направления подготовки «Государственное и муниципальное управление».
Апробация исследования. Основные положения и результаты диссертационного исследования представлены автором на конференциях и в публикациях:
- Теоретические основы применения проектного управления в органах государственной власти (г. Санкт-Петербург, 2015);
- Практика внедрения проектного управления в органах исполнительной власти субъекта Российской Федерации (на примере Белгородской области) (г. Новосибирск, 2015);
- Организация проектного управления в органах исполнительной власти: опыт Белгородской области (Белгород, 2015).
Структура работы. Магистерская диссертация состоит из введения, трех разделов, заключения, списка источников и литературы.
Эффективное развитие государственного управления требует использования новых технологий, внедрения прогрессивных форм организации деятельности государственных служащих, что невозможно без опоры на современную теорию управления, составной частью которой является теория управления проектами. В настоящее время все большее внимание уделяется этой теории, это связано с тем, что нахождение оптимального способа реализации проекта по времени при максимально эффективном использовании ресурсов является ключевым фактором успеха. Проектный подход к управлению уже доказал свою эффективность на практике.
Как справедливо отмечает В.А. Сергачёв, проектный менеджмент дает возможность выстроить прямую зависимость между результативностью деятельности государственных служащих и материальным и моральным их стимулированием. Кроме того, проектный подход обеспечивает детализацию и прозрачность деятельности, минимизирует перерасход бюджетных средств, обеспечивает оптимальное распределение временных, человеческих и материальных ресурсов, способствует повышению уровня качества межведомственного взаимодействия для достижения общего и понятного всем результата.
Безусловно, использование проектного механизма дает органам власти не только количественный, но и качественный эффект. Проектная деятельность - это кадровый инструмент профессионального и личностного совершенствования служащих. Участие в проектах побуждает каждого работать в постоянном режиме развития, обогащать свой интеллектуальный, творческий и личностный потенциал, достигать новых профессиональных рубежей. Более того, проектный менеджмент - это эффективный механизм движения кадров по служебной лестнице, своеобразный «социальный лифт». А в связи с тем, что в формате проектов участвуют совместно государственные служащие, представители бизнеса, работники социально-культурной сферы, проектный менеджмент служит прекрасной площадкой для поиска талантливых управленцев для работы в органах власти. Эффективность и польза проектного управления многоплановы и очевидны, что и обусловило выбор темы исследования.
В современном управлении государственными проектами сложилась двоякая ситуация. С одной стороны, в рамках практически каждого направления государственного и муниципального управления сегодня утверждаются многочисленные программы и проекты. С другой стороны, ими управляют преимущественно на основе функционального подхода, надежно укоренившегося в практике органов власти в нашей стране.
Лишь отдельные региональные и федеральные органы исполнительной власти на данном этапе внедряют методы проектного управления в свою деятельность. Их опыт требует изучения и анализа с целью расширения сферы использования проектного управления в деятельности органов исполнительной власти.
Степень разработанности темы диссертационного исследования.
Характеризуя степень научной разработанности выбранной темы исследования, следует отметить, что в современной науке проектное управление является предметом исследования многих ученых.
При написании работы был привлечен достаточно широкий круг источников как широко известных авторов, так и начинающих молодых ученых, которые можно объединить в несколько групп.
Большое значение имеют работы по теории и практике проектного управления Г. Керцнера, Р. Арчибальда, Д.К. Пинто, В.И. Воропаева, Г.Л. Ципеса, В.И. Либерзона, А.С. Товба, Г. Дитхелма, Д. Харрингтона, Т. Манеллиса и др.
Результаты исследования корпоративного управления проектами приведены в работах Е.В. Колосовой, Д.А. Новикова, А.В. Цветкова, в том числе значительный вклад в изучение проблем управления бизнес-проектами внесли отечественные ученые И.И. Мазур, В.Д. Шапиро.
Модели и методы управления программами и проектами нашли свое отражение в исследованиях Б.З. Мильнера, Б.Г. Клейнера, В.И. Ирикова, В.Н. Тренева, Г.С. Поспелова, А. Курилова, О.Н. Ильиной.
Вопросы управления отдельными внутренними проектами рассмотрены в работах И.В. Матяша, О.Ю. Мельниковой, В.Г. Балашова, А.Ю. Заложнева, Д.А. Новикова.
Необходимо отметить, что вопрос применения принципов проектного управления в деятельности органов государственной власти на региональном уровне имеет низкую степень изученности, кроме того, существует необходимость всестороннего изучения организационно-методического обеспечения процессов организации проектной деятельности в органах государственной власти.
Исследования в этой сфере на материалах отдельных регионов представлены в работах Е.Ю. Золочевской, Т.Д. Кривошеевой, В.В. Дементьева, Д.А. Синявского, Н.В. Моргуновой, Т.Д. Омарова, С.Н. Никитенко, Л.Е. Никифоровой, в том числе на материалах Белгородской области как передовой в вопросе внедрения проектного управления в органах власти в статьях В.А. Сергачёва, В.Л. Аничина, О.А. Серединой.
В данной работе обобщен многолетний опыт работы по применению инструментов проектного управления, подробно освещается вопрос организации проектной деятельности в органах исполнительной власти Белгородской области.
Проблема исследования обусловлена наличием противоречия между необходимостью совершенствования проектного управления в органах исполнительной власти и недостаточной разработанностью практических рекомендаций по организации этого процесса на региональном уровне.
Актуальность проблемы и потребность практики в научно обоснованных рекомендациях обусловили выбор предмета исследования, постановки цели и решения вытекающих задач.
Объектом исследования является система проектного управления в исполнительных органах государственной власти.
Предмет исследования - технологии организации и координации проектной деятельности в органах исполнительной власти Белгородской области.
Целью данной работы является разработка рекомендаций по совершенствованию организации проектной деятельности в органах исполнительной власти Белгородской области.
Достижение данной цели потребовало решения следующих задач:
- проанализировать теоретические и нормативно-правовые основы применения проектного управления в органах государственной власти;
- проанализировать практику организации проектной деятельности в органах исполнительной власти Белгородской области;
- предложить направления совершенствования системы проектного управления в органах исполнительной власти Белгородской области.
В качестве основной гипотезы данного исследования выступает предположение о том, что основные проблемы применения проектного управления в органах исполнительной власти Белгородской области, связанные с недостаточной эффективностью организации проектной деятельности, обусловлены несоответствием существующей организационной структуры подразделения департамента внутренней и кадровой политики области, исполняющего функцию регионального проектного офиса, требованиям эффективного проектного управления.
Теоретико-методологической основой исследования выступают теория государственного менеджеризма, основоположниками которой являются Д. Осборн и Т. Геблер ; в России данную теорию развивали А.Л. Гапоненко, А.П. Панкрухин, М.И. Халиков и др. Отечественные ученые отмечают целесообразность использования в государственном управлении методов, заимствованных из бизнес-управления.
Некоторые аспекты разрабатываемой Е.М. Малитиковым, В.Д. Андриановым, Ю.В. Ирхиным, П.В. Беспаловым концепции формирования электронного правительства, связанной с обширным применением информационных технологий во всех сферах государственного управления, также представлены в нашем исследовании.
В роли методологической основы исследования выступают системный и сравнительный подходы. Системный подход используется для комплексного изучения использования принципов проектного управления в органах власти. Применение сравнительного подхода позволяет осмыслить сходства и различия, существующие между различными подходами, стандартами и методами проектного управления, оценить их положительные и отрицательные аспекты.
В процессе выполнения работы были использованы общенаучные методы: анализ и синтез, структуризация, обобщение, а также метод социологического исследования для сбора эмпирических данных. Обработка эмпирических данных осуществлялась с применением методов математической статистики.
Эмпирическая база исследования включает:
- государственные стандарты, официальные документы и нормативно-правовые материалы, касающиеся управления проектами в органах исполнительной власти, и в частности, в Белгородской области;
- статистические данные, характеризующие настоящее состояние системы проектного управления в Белгородской области;
- материалы оценки системы проектного управления в Белгородской области по результатам Всероссийского конкурса профессионального управления проектной деятельностью в государственном секторе «Проектный Олимп», про-водимого в 2014 году Аналитическим центром при Правительстве Российской Федерации совместно с Российской ассоциацией управления проектами «СОВНЕТ»;
- результаты социологического исследования «Организация проектной деятельности в органах исполнительной власти Белгородской области», проведенного автором совместно с отделом проектно-организационной деятельности управления проектно-аналитической и контрольно-организационной работы департамента внутренней и кадровой политики области в августе 2014 года. Исследование осуществлялось методом анкетирования и проводилось среди государственных служащих региона. Выборочная совокупность исследования - 544 респондента, что составляет 30 % генеральной совокупности (всех работников органов исполнительной власти области).
Научная новизна диссертационного исследования состоит в новом уровне обобщения материала и разработке проекта «Модернизация системы организации проектной деятельности в органах исполнительной власти Белгородской области», содержащего новые методы повышения эффективности организации проектной деятельности и снижения количества неуспешных проектов.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Особенностью развития современного государственного управления является заимствование эффективных методов и технологий управления из других сфер менеджмента. Одним из таких методов является проектное управление. Главным отличием указанного метода является ориентация на четкое определение целей, разработку механизмов их реализации, сроков и состояния промежуточных значений процесса, увязку планируемых целей с ресурсами. При этом успех реализации отдельных проектов и эффективность проектного управления в целом во многом зависит от организации проектной деятельности.
2. Опыт организации проектной деятельности в органах исполнительной власти Белгородской области получает высокую оценку как среди регионов, так и на федеральном уровне. Важную роль в организации проектной деятельности в Белгородской области играет кадровая составляющая, рационально выстроенная система взаимодействия, а также широкое применение компьютерной техники и информационных технологий. Несмотря на положительные результаты департамента внутренней и кадровой политики области в сфере организации проектной деятельности, существует ряд проблем, к числу которых можно отнести недостаточно эффективную систему мотивации, нехватку компетенций в сфере проектного управления, формальное использование методов и инструментов, отсутствие системы учета и накопления успешной практики реализации проектов, низкую связь бюджетного планирования и контроля в части каскадирования «стратегий - программ - проектов», а также необходимость непрерывной модернизации ин-формационно-аналитических программных продуктов, автоматизирующих процесс управления и администрирования проектов.
3. Департаментом внутренней и кадровой политики области принимаются меры по совершенствованию системы проектного управления, в частности в 2014 году разработан проект «Мотивация в сфере проектного управления как механизм повышения инициативности и результативности деятельности органов власти области («Мотивированный работник - успешный проект»)», который направлен на развитие системы материальной и нематериальной мотивации работников органов власти области, участвующих в реализации проектов, и повышение активности и инициативности работников органов власти в сфере проектного управления. Однако на ряду с этим назрела необходимость проекта, в рамках которого возможно охватить оставшиеся направления совершенствования проектной деятельности в Белгородской области. Нацеленный на развитие технологий организации и координации проектной деятельности проект «Модернизация системы организации проектной деятельности в органах исполнительной власти Белгородской области» станет логическим продолжением совершенствования проектного управления в органах исполнительной власти Белгородской области.
Практическая значимость исследования. Результаты исследования могут быть использованы при разработке концепций, проектов, программ по внедрению и развитию проектного управления в органах власти, в обобщении опыта становления и развития проектного управления в государственном секторе, а также при чтении специальных курсов для студентов направления подготовки «Государственное и муниципальное управление».
Апробация исследования. Основные положения и результаты диссертационного исследования представлены автором на конференциях и в публикациях:
- Теоретические основы применения проектного управления в органах государственной власти (г. Санкт-Петербург, 2015);
- Практика внедрения проектного управления в органах исполнительной власти субъекта Российской Федерации (на примере Белгородской области) (г. Новосибирск, 2015);
- Организация проектного управления в органах исполнительной власти: опыт Белгородской области (Белгород, 2015).
Структура работы. Магистерская диссертация состоит из введения, трех разделов, заключения, списка источников и литературы.
Стремление к повышению результативности деятельности органов власти привело к заимствованию из сферы бизнеса действенного механизма, доказавшего свою эффективность во многих странах, - проектного управления.
Использование данного механизма в деятельности органов исполнительной власти способствует:
- сокращению сроков и повышению качества достигаемых результатов проектов и программ при тех же (неизменных) ресурсах;
- повышению плановости и прозрачности освоения бюджета в течение финансового года, способствует уходу от массированных расходов в конце года при низком проценте исполнения бюджета вплоть до последнего квартала;
- снижению низкоэффективных расходов бюджета. Так, проект рассматривает денежные средства как способ достижения запланированного результата, в то время как существующая система в значительной мере направлена на освоение денежных средств;
- повышению управляемости в ходе решения отдельных задач за счет контроля за распределением, выравниванием и расходованием ресурсов по всем проектам, повышению детальности планирования и исполнения, мониторинга реализации проектов в режиме он-лайн, оперативности принятия корректирующих действий.
Детальное рассмотрение в ходе исследования теоретических основ проектного управления показало, что в настоящее время различные ученые по-разному интерпретируют понятие «проект» и «проектное управление». Под проектом могут пониматься любые виды идей и действий, которые характеризуются комплексностью, уникальностью и новизной, определенностью цели и результата, ограниченностью во времени и в ресурсах. Проектное управление трактуется с 2¬х аспектов: как управленческий инновационный метод и как процесс администрирования и контроля одного или нескольких проектов.
Анализируя теоретические вопросы проектного управления, мы апеллируем также понятием «проектная деятельность», под которым понимаем вид деятельности, направленной на развитие или улучшение каких-либо показателей, оформленной в виде проектов.
Регулирование данного вида деятельности, как и любого другого, осуществляется путем построения системы ее организации и основных оргструктур.
Применительно к каждому конкретному проекту первостепенную значимость играет организационная структура, созданная на время реализации проекта, - команда проекта. Организационной структурой, которая обеспечивает реализацию всех проектов органа власти и функционирование проектного управления в целом, является проектный офис.
Долгое время в России не существовало универсальных требований к управлению проектами и к организации проектной деятельности, и только с 1 сентября 2012 года на территории Российской Федерации утверждены национальные стандарты по управлению проектом, программой и портфелем проектов. В данных стандартах освещены универсальные, применимые в любых организациях теоретические положения основ проектного управления.
Учитывая специфику государственного управления для внедрения и развития проектного управления в органах власти Министерством экономического развития Российской Федерации разработаны Методические рекомендации по внедрению проектного управления в органах власти, содержащие практические аспекты организации проектной деятельности. При этом Белгородская область признана в качестве одной из пилотных площадок по внедрению проектного управления в органах исполнительной власти.
В процессе рассмотрения практических аспектов системы организации проектной деятельности в Белгородской области было выявлено, что опыт региона является уникальным и высокоэффективным. Правительство Белгородской области два года подряд становится победителем в главных номинациях Всероссийского конкурса «Проектный Олимп», проводимого Аналитическим центром при Правительстве Российской Федерации совместно с Российской ассоциацией управления проектами «СОВНЕТ».
Уникальность проектного управления в органах власти Белгородской области заключается в ориентации на кадровую составляющую, т.е. на формирование у государственных служащих проектного мышления - способности предлагать идеи, планировать способы их воплощения с учетом существующих ресурсов и получать запланированные результаты.
Деятельность государственных служащих в Белгородской области организована по двухуровневой модели: с одной стороны, она имеет четко выстроенную линейно-иерархическую систему организации с текущими задачами, которые за-креплены в должностных инструкциях, положениях и регламентах, с другой стороны, в ней также присутствует проектная деятельность, которая имеет иные схемы коммуникаций, ролевую структуру, другую систему мониторинга и администрирования, собственные порядки и регламенты.
Организационная структура системы проектного управления в Белгородской области включает:
- областной проектный офис;
- ответственных за проектное управление в каждом органе власти области и органе местного самоуправления;
- проектные офисы органов власти области и органов местного само-управления;
- экспертные комиссии по рассмотрению проектов, образованные по отраслевому признаку в каждом органе власти области, а также в органах местного самоуправления;
- областная межведомственная комиссия по вопросам проектной деятельности.
В органах власти региона разработана и принята специализированная проектная документация, технологическая поддержка осуществляется с помощью разработанной департаментом внутренней и кадровой политики области автоматизированной информационной системы «Проектное управление»; внедрена система материального стимулирования участников проектов, которая включает премирование за инициацию проекта, за выполнение без отклонений работ в проекте и за успешную реализацию проекта.
В комплексе с материальным стимулированием в Белгородской области применяется нематериальное стимулирование, строящееся на проведении кон-курсов и присвоении государственным гражданским служащим рангов в области проектного управления.
Результаты социологического исследования, проведенного автором совместно с отделом проектно-организационной деятельности управления проектно-аналитической и контрольно-организационной работы департамента внутренней и кадровой политики области, свидетельствую о том, что существует ряд проблем организации проектной деятельности в Белгородской области: недостаточно эффективная система мотивации, большой объем функций, переданных на аутсорсинг, нехватка компетенций в сфере проектного управления, формальное использование методов и инструментов проектного управления, отсутствует система учета и накопления успешной практики реализации проектов, недостаточно эффективна связь бюджетного планирования и контроля в части каскадирования «стратегии - программ - проектов», а применяемая информационная система нуждается в доработке. Указанные проблемы связанны, с нашей точки зрения, с недостаточной эффективностью организации проектной деятельности и обусловлены, в частности, несоответствием существующей организационной структуры отдела проектно-организационной деятельности управления проектно-аналитической и контрольно-организационной работы департамента внутренней и кадровой политики области (областного проектного офиса) требованиям эффективного проектного управления.
В результате и были выделены следующие направления, по которым должна проводиться работа по дальнейшему развитию:
- совершенствование системы мотивации;
- увеличение доли служащих, охваченных проектным управлением;
- увеличение доли времени, занятого проектной деятельностью;
- совершенствование механизма инициации;
- удовлетворение потребности в обучении проектному управлению;
- совершенствование методов проектного управления с целью сокращения их формального применения;
- совершенствование системы контроля с целью повышения прозрачности деятельности;
- модернизация информационно-аналитических программных продуктов, автоматизирующих процесс мониторинга;
- формирование системы накопления опыта и применения в дальнейшем лучших практик ведения проектов;
- необходимость организационно-кадрового изменения.
Развитие в соответствии с несколькими из обозначенных направлений начато в рамках инициированного в октябре 2014 года проекта «Мотивация в сфере проектного управления как механизм повышения инициативности и результативности деятельности органов власти области («Мотивированный работник - успешный проект»)», который направлен на развитие системы материальной и нематериальной мотивации работников органов власти области, участвующих в реализации проектов, и повышение активности и инициативности работников органов власти в сфере проектного управления.
Основываясь на результатах исследования, предложены рекомендации в форме проекта по совершенствованию организации проектной деятельности в рамках оставшихся направлений. Актуальность проекта обусловлена наличием нерешенных в рамках существующего проекта проблем, связанных с организацией проектной деятельности и как следствие, достаточно высоким процентом не-успешных проектов в органах власти области (из 1055 проектов, завершенных в 2015 году, лишь 824 (72 %) завершены успешно).
Целью разработанного автором проекта «Модернизация системы организации проектной деятельности в органах исполнительной власти Белгородской области» является снижение к концу 2017 года количества неуспешно завершенных проектов не менее чем на 10% в сравнении с показателем 2015 года.
Данный проект позволит модернизировать структуру областного проектного офиса путем организационно-кадровых изменений департамента внутренней и кадровой политики области, усовершенствовать информационно-аналитический программный продукт, автоматизирующий процесс мониторинга проектов, удовлетворить потребность государственных служащих в обучении проектному управлению и сформировать систему накопления и применения в дальнейшем опыта лучших практик ведения проектов.
Модернизация системы организации проектной деятельности будет включать следующие этапы реализации мероприятий:
- первый этап подготовки к проведению организационно-кадровых изменений департамента внутренней и кадровой политики области (определение перечня осуществляемых областным проектным офисом функций, разработка оптимальной оргструктуры, упразднение отдела проектно-организационной деятельности и образования управления проектов);
- второй этап непосредственного проведения организационно-кадровых изменений (перевод сотрудников, подбор дополнительного персонала и повышение их квалификации);
- третий этап модернизации АИС «Проектное управление» (разработка ТЗ, проведение аукциона, заключение договора, проведение мониторинга выполнения работ);
- четвертый этап организации и проведения внутрикорпоративного обучения проектному управлению (обучение тренеров из числа сотрудников проектного офиса, подготовка программ обучения и тренингов, подбор базы для обучения, проведение обучения и оценка полученных знаний);
- пятый этап организации непрерывного мониторинга и модернизации механизма администрирования проектов (проведение оперативного мониторинга отклонений, систематизация проблем, проведение совещаний, видеоконференций, усиление контроля расходования средств посредством «АЦК-Мониторинг КПЭ», осуществление контрольных выездов в муниципальные образования, внесение изменений в нормативную документацию);
- шестой этап развития инструментов проектного управления (формирование резерва проектных специалистов, реестра рисков и реестра лучших практик с размещением в АИС «Проектное управление», внесение изменений в формы проектной документации);
- седьмой этап тиражирования опыта модернизации системы организации проектной деятельности на муниципальный уровень (внедрение и проведение организационно-кадровых изменений, внутрикорпоративного обучения, оперативного мониторинга и развитие инструментов проектного управления в муниципальных образованиях области).
В результате реализации проекта в департаменте внутренней и кадровой политики области будет упразднен отдел проектно-организационной деятельности, вместо которого образовано управление проектов из 12 человек, состоящее из 3-х отделов; во всех 22-х муниципальных образованиях созданы отделы проектно-организационной деятельности. Все сотрудники управления будут иметь сертификацию на степень «Эксперт в управлении проектами» - РМЕ. В рамках проекта будет произведена доработка АИС «Проектное управление» в соответствии с техническим заданием, произведена синхронизация АИС «Проектное управление» с «АЦК-Планирование» и «АЦК-Мониторинг КПЭ». Кроме того, сформированы и размещены в системе список резерва проектных специалистов, включающий не менее 500 человек, реестр рисков, включающий не менее 50 рисков, реестр лучших практик, содержащий информацию о не менее 30 лучших проектах. Департаментом внутренней и кадровой политики области будут разработаны не менее 9 программ внутрикорпоративного обучения, в соответствии с которыми будет обучено не менее 700 работников органов власти области. Все изменения закреплены в нормативных документах, и в целях оценки организации проектной деятельности осуществлено не менее 22 контрольных выездов в муниципальные районы и городские округа области.
Таким образом, реализация предложенного проекта должна стать движущей силой для позитивных изменений в системе организации проектной деятельности в Белгородской области, что способствует повышению эффективности проектного управления и росту уровня успешности реализации проектов.
Таким образом, автором предложены рекомендации в адрес департамента внутренней и кадровой политики Белгородской области:
- реализовать проект «Модернизация системы организации проектной деятельности в органах исполнительной власти Белгородской области»;
-провести социологическое исследование среди сотрудников региональных органов власти, направленное на оценку эффекта от реализации проекта;
— проанализировать полученные результаты, выявить узкие места с целью дальнейшего развития и совершенствования системы организации проектной деятельности в органах исполнительной власти Белгородской области.
Использование данного механизма в деятельности органов исполнительной власти способствует:
- сокращению сроков и повышению качества достигаемых результатов проектов и программ при тех же (неизменных) ресурсах;
- повышению плановости и прозрачности освоения бюджета в течение финансового года, способствует уходу от массированных расходов в конце года при низком проценте исполнения бюджета вплоть до последнего квартала;
- снижению низкоэффективных расходов бюджета. Так, проект рассматривает денежные средства как способ достижения запланированного результата, в то время как существующая система в значительной мере направлена на освоение денежных средств;
- повышению управляемости в ходе решения отдельных задач за счет контроля за распределением, выравниванием и расходованием ресурсов по всем проектам, повышению детальности планирования и исполнения, мониторинга реализации проектов в режиме он-лайн, оперативности принятия корректирующих действий.
Детальное рассмотрение в ходе исследования теоретических основ проектного управления показало, что в настоящее время различные ученые по-разному интерпретируют понятие «проект» и «проектное управление». Под проектом могут пониматься любые виды идей и действий, которые характеризуются комплексностью, уникальностью и новизной, определенностью цели и результата, ограниченностью во времени и в ресурсах. Проектное управление трактуется с 2¬х аспектов: как управленческий инновационный метод и как процесс администрирования и контроля одного или нескольких проектов.
Анализируя теоретические вопросы проектного управления, мы апеллируем также понятием «проектная деятельность», под которым понимаем вид деятельности, направленной на развитие или улучшение каких-либо показателей, оформленной в виде проектов.
Регулирование данного вида деятельности, как и любого другого, осуществляется путем построения системы ее организации и основных оргструктур.
Применительно к каждому конкретному проекту первостепенную значимость играет организационная структура, созданная на время реализации проекта, - команда проекта. Организационной структурой, которая обеспечивает реализацию всех проектов органа власти и функционирование проектного управления в целом, является проектный офис.
Долгое время в России не существовало универсальных требований к управлению проектами и к организации проектной деятельности, и только с 1 сентября 2012 года на территории Российской Федерации утверждены национальные стандарты по управлению проектом, программой и портфелем проектов. В данных стандартах освещены универсальные, применимые в любых организациях теоретические положения основ проектного управления.
Учитывая специфику государственного управления для внедрения и развития проектного управления в органах власти Министерством экономического развития Российской Федерации разработаны Методические рекомендации по внедрению проектного управления в органах власти, содержащие практические аспекты организации проектной деятельности. При этом Белгородская область признана в качестве одной из пилотных площадок по внедрению проектного управления в органах исполнительной власти.
В процессе рассмотрения практических аспектов системы организации проектной деятельности в Белгородской области было выявлено, что опыт региона является уникальным и высокоэффективным. Правительство Белгородской области два года подряд становится победителем в главных номинациях Всероссийского конкурса «Проектный Олимп», проводимого Аналитическим центром при Правительстве Российской Федерации совместно с Российской ассоциацией управления проектами «СОВНЕТ».
Уникальность проектного управления в органах власти Белгородской области заключается в ориентации на кадровую составляющую, т.е. на формирование у государственных служащих проектного мышления - способности предлагать идеи, планировать способы их воплощения с учетом существующих ресурсов и получать запланированные результаты.
Деятельность государственных служащих в Белгородской области организована по двухуровневой модели: с одной стороны, она имеет четко выстроенную линейно-иерархическую систему организации с текущими задачами, которые за-креплены в должностных инструкциях, положениях и регламентах, с другой стороны, в ней также присутствует проектная деятельность, которая имеет иные схемы коммуникаций, ролевую структуру, другую систему мониторинга и администрирования, собственные порядки и регламенты.
Организационная структура системы проектного управления в Белгородской области включает:
- областной проектный офис;
- ответственных за проектное управление в каждом органе власти области и органе местного самоуправления;
- проектные офисы органов власти области и органов местного само-управления;
- экспертные комиссии по рассмотрению проектов, образованные по отраслевому признаку в каждом органе власти области, а также в органах местного самоуправления;
- областная межведомственная комиссия по вопросам проектной деятельности.
В органах власти региона разработана и принята специализированная проектная документация, технологическая поддержка осуществляется с помощью разработанной департаментом внутренней и кадровой политики области автоматизированной информационной системы «Проектное управление»; внедрена система материального стимулирования участников проектов, которая включает премирование за инициацию проекта, за выполнение без отклонений работ в проекте и за успешную реализацию проекта.
В комплексе с материальным стимулированием в Белгородской области применяется нематериальное стимулирование, строящееся на проведении кон-курсов и присвоении государственным гражданским служащим рангов в области проектного управления.
Результаты социологического исследования, проведенного автором совместно с отделом проектно-организационной деятельности управления проектно-аналитической и контрольно-организационной работы департамента внутренней и кадровой политики области, свидетельствую о том, что существует ряд проблем организации проектной деятельности в Белгородской области: недостаточно эффективная система мотивации, большой объем функций, переданных на аутсорсинг, нехватка компетенций в сфере проектного управления, формальное использование методов и инструментов проектного управления, отсутствует система учета и накопления успешной практики реализации проектов, недостаточно эффективна связь бюджетного планирования и контроля в части каскадирования «стратегии - программ - проектов», а применяемая информационная система нуждается в доработке. Указанные проблемы связанны, с нашей точки зрения, с недостаточной эффективностью организации проектной деятельности и обусловлены, в частности, несоответствием существующей организационной структуры отдела проектно-организационной деятельности управления проектно-аналитической и контрольно-организационной работы департамента внутренней и кадровой политики области (областного проектного офиса) требованиям эффективного проектного управления.
В результате и были выделены следующие направления, по которым должна проводиться работа по дальнейшему развитию:
- совершенствование системы мотивации;
- увеличение доли служащих, охваченных проектным управлением;
- увеличение доли времени, занятого проектной деятельностью;
- совершенствование механизма инициации;
- удовлетворение потребности в обучении проектному управлению;
- совершенствование методов проектного управления с целью сокращения их формального применения;
- совершенствование системы контроля с целью повышения прозрачности деятельности;
- модернизация информационно-аналитических программных продуктов, автоматизирующих процесс мониторинга;
- формирование системы накопления опыта и применения в дальнейшем лучших практик ведения проектов;
- необходимость организационно-кадрового изменения.
Развитие в соответствии с несколькими из обозначенных направлений начато в рамках инициированного в октябре 2014 года проекта «Мотивация в сфере проектного управления как механизм повышения инициативности и результативности деятельности органов власти области («Мотивированный работник - успешный проект»)», который направлен на развитие системы материальной и нематериальной мотивации работников органов власти области, участвующих в реализации проектов, и повышение активности и инициативности работников органов власти в сфере проектного управления.
Основываясь на результатах исследования, предложены рекомендации в форме проекта по совершенствованию организации проектной деятельности в рамках оставшихся направлений. Актуальность проекта обусловлена наличием нерешенных в рамках существующего проекта проблем, связанных с организацией проектной деятельности и как следствие, достаточно высоким процентом не-успешных проектов в органах власти области (из 1055 проектов, завершенных в 2015 году, лишь 824 (72 %) завершены успешно).
Целью разработанного автором проекта «Модернизация системы организации проектной деятельности в органах исполнительной власти Белгородской области» является снижение к концу 2017 года количества неуспешно завершенных проектов не менее чем на 10% в сравнении с показателем 2015 года.
Данный проект позволит модернизировать структуру областного проектного офиса путем организационно-кадровых изменений департамента внутренней и кадровой политики области, усовершенствовать информационно-аналитический программный продукт, автоматизирующий процесс мониторинга проектов, удовлетворить потребность государственных служащих в обучении проектному управлению и сформировать систему накопления и применения в дальнейшем опыта лучших практик ведения проектов.
Модернизация системы организации проектной деятельности будет включать следующие этапы реализации мероприятий:
- первый этап подготовки к проведению организационно-кадровых изменений департамента внутренней и кадровой политики области (определение перечня осуществляемых областным проектным офисом функций, разработка оптимальной оргструктуры, упразднение отдела проектно-организационной деятельности и образования управления проектов);
- второй этап непосредственного проведения организационно-кадровых изменений (перевод сотрудников, подбор дополнительного персонала и повышение их квалификации);
- третий этап модернизации АИС «Проектное управление» (разработка ТЗ, проведение аукциона, заключение договора, проведение мониторинга выполнения работ);
- четвертый этап организации и проведения внутрикорпоративного обучения проектному управлению (обучение тренеров из числа сотрудников проектного офиса, подготовка программ обучения и тренингов, подбор базы для обучения, проведение обучения и оценка полученных знаний);
- пятый этап организации непрерывного мониторинга и модернизации механизма администрирования проектов (проведение оперативного мониторинга отклонений, систематизация проблем, проведение совещаний, видеоконференций, усиление контроля расходования средств посредством «АЦК-Мониторинг КПЭ», осуществление контрольных выездов в муниципальные образования, внесение изменений в нормативную документацию);
- шестой этап развития инструментов проектного управления (формирование резерва проектных специалистов, реестра рисков и реестра лучших практик с размещением в АИС «Проектное управление», внесение изменений в формы проектной документации);
- седьмой этап тиражирования опыта модернизации системы организации проектной деятельности на муниципальный уровень (внедрение и проведение организационно-кадровых изменений, внутрикорпоративного обучения, оперативного мониторинга и развитие инструментов проектного управления в муниципальных образованиях области).
В результате реализации проекта в департаменте внутренней и кадровой политики области будет упразднен отдел проектно-организационной деятельности, вместо которого образовано управление проектов из 12 человек, состоящее из 3-х отделов; во всех 22-х муниципальных образованиях созданы отделы проектно-организационной деятельности. Все сотрудники управления будут иметь сертификацию на степень «Эксперт в управлении проектами» - РМЕ. В рамках проекта будет произведена доработка АИС «Проектное управление» в соответствии с техническим заданием, произведена синхронизация АИС «Проектное управление» с «АЦК-Планирование» и «АЦК-Мониторинг КПЭ». Кроме того, сформированы и размещены в системе список резерва проектных специалистов, включающий не менее 500 человек, реестр рисков, включающий не менее 50 рисков, реестр лучших практик, содержащий информацию о не менее 30 лучших проектах. Департаментом внутренней и кадровой политики области будут разработаны не менее 9 программ внутрикорпоративного обучения, в соответствии с которыми будет обучено не менее 700 работников органов власти области. Все изменения закреплены в нормативных документах, и в целях оценки организации проектной деятельности осуществлено не менее 22 контрольных выездов в муниципальные районы и городские округа области.
Таким образом, реализация предложенного проекта должна стать движущей силой для позитивных изменений в системе организации проектной деятельности в Белгородской области, что способствует повышению эффективности проектного управления и росту уровня успешности реализации проектов.
Таким образом, автором предложены рекомендации в адрес департамента внутренней и кадровой политики Белгородской области:
- реализовать проект «Модернизация системы организации проектной деятельности в органах исполнительной власти Белгородской области»;
-провести социологическое исследование среди сотрудников региональных органов власти, направленное на оценку эффекта от реализации проекта;
— проанализировать полученные результаты, выявить узкие места с целью дальнейшего развития и совершенствования системы организации проектной деятельности в органах исполнительной власти Белгородской области.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ КАДРОВОГО РЕЗЕРВА В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ (НА МАТЕРИАЛАХ ДЕПАРТАМЕНТА ВНУТРЕННЕЙ И КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2019 - РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОГО ПОДХОДА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
АДМИНИСТРАЦИИ БОРИСОВСКОГО РАЙОНА
БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 3800 р. Год сдачи: 2016 - Государственный аудит проектной деятельности в органах власти Белгородской области
Магистерская диссертация, аудит. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2019 - ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОГО УПРАВЛЕНИЯ В СЕЛЬСКОМ ПОСЕЛЕНИИ (НА МАТЕРИАЛАХ АДМИНИСТРАЦИИ СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ «НОВАЯ СЛОБОДКА» МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА «КОРОЧАНСКИЙ РАЙОН» БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
ОРГАНОВ И ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИИ (НА ПРИМЕРЕ
ДЕПАРТАМЕНТА ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО
ХОЗЯЙСТВА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ МОЛОДЁЖНОЙ
ПОЛИТИКИ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ (НА ПРИМЕРЕ
УПРАВЛЕНИЯ МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ БЕЛГОРОДСКОЙ
ОБЛАСТИ)
Дипломные работы, ВКР, специальная технология. Язык работы: Русский. Цена: 4790 р. Год сдачи: 2018 - ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОГО УПРАВЛЕНИЯ В СЕЛЬСКОМ ПОСЕЛЕНИИ (НА МАТЕРИАЛАХ АДМИНИСТРАЦИИ СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ «НОВАЯ СЛОБОДКА» МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА «КОРОЧАНСКИЙ РАЙОН» БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Магистерская диссертация, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4955 р. Год сдачи: 2019 - УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ (НА МАТЕРИАЛАХ ДЕПАРТАМЕНТА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017



