ВВЕДЕНИЕ 3
I. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛОВ 11
1.1. Основы портальной технологии. Образовательные порталы 11
1.2. Психолого-педагогические аспекты использования портальной технологии 33
1.3. Организация представления учебной информации на портале 60
ВЫВОДЫ 84
II. ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПОРТАЛА ВУЗА 87
2.1 Анализ существующих российских образовательных порталов 87
2.1.1 Модель портала среды дистанционного образования 87
2.1.2 Модель информационно-справочного портала в системе центр- регион 90
2.1.3 Модель Российского образовательного портала 94
2.1.4 Российский портал открытого образования 103
2.1.5 Модель специализированного образовательного портала
2.2 Модель информационно-образовательного портала вуза 110
2.3 Оценка эффективности использования информационно-образовательного портала вуза 128
ВЫВОДЫ 140
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 143
Библиографический список 147
Приложение 164
Актуальность исследования. В условиях формирования и развития единого образовательного информационного пространства особое значение приобретает информационное обеспечение, эффективное использование информационных и коммуникационных технологий во всех видах вузовской деятельности. Как указывается в Концепции создания интегрированной автоматизированной информационной системы Минобразования России, эффективное управление отраслью возможно только при условии создания единой национальной информационно-образовательной среды, оснащения образовательных учреждений электронными средствами обучения и телекоммуникационными средствами доступа к информационно¬образовательным ресурсам.
Дальнейшее развитие информатизации высшей школы требует комплексного решения задач, связанных с созданием федерального информационного пространства на базе объединения региональных и университетских информационно-транспортных сетей, информационных систем и образовательных программ. Среди основных проблем можно выделить следующие:
1. Создание единого информационного пространства вуза с полной компьютеризацией всех административно-хозяйственных служб, библиотек, учебных подразделений (кафедр, деканатов, учебной части, ректората), подключение к региональным, федеральным и международным сетям.
2. Разработка интегрированных автоматизированных систем управления структурными подразделениями вуза с возможностью планирования, документирования и контроля учебного процесса,
4
предоставлением справочной информации по всем аспектам преподавательской и административной деятельности.
3. Разработка специализированных и универсальных учебно-методических комплексов на базе новых информационных технологий, предоставляющих возможности самообучения и самоконтроля студентов.
4. Создание эффективной методики квалиметрии образования на федеральном и региональном уровнях и различных систем оценки знаний обучаемых, качества учебного процесса, качества преподавания, методов проведения тестирования и т. д.
На настоящий момент наиболее рациональным средством решения перечисленных задач является портальная технология, обеспечивающая развитие единого информационного пространства, позволяющая организовать использование информационных ресурсов и управление информационными потоками вуза.
Важнейшим направлением развития единого образовательного информационного пространства в вузе является использование информационных и телекоммуникационных технологий в учебном процессе, включая: создание и внедрение в учебный процесс наряду с традиционными учебными материалами современных электронных средств его поддержки и развития; разработку средств информационно-технологической поддержки и развития учебного процесса; обеспечение качества электронных средств поддержки и развития учебного процесса на основе их стандартизации и сертификации; подготовку педагогических, административных и инженерно¬технических кадров университета, способных эффективно использовать в учебном процессе новейшие информационные технологии.
Систематизация и структурирование информации позволяет значительно улучшить доступ к образовательным информационным
ресурсам. Создание информационно-образовательных порталов способствует логическому упорядочиванию информации, ее систе-матизации и структурированию. В ряде работ (М. В. Булгаков, Е. Г. Гридина, А. Д. Иванников, В. П. Кулагин, С. Л. Лобачев, В. И. Солдаткин, А. Н. Тихонов) рассматриваются научно¬методические основы проектирования информационно¬образовательных порталов. Однако методика использования информационных ресурсов и сервисов порталов с помощью телекоммуникационной сети доступа с позиций структурирования и систематизации информации изложена пока недостаточно. Целью создания образовательных порталов является организация и осуществление образовательных программ в единой информационной образовательной среде РФ с использованием технологии дистанционного обучения.
Развитие информационного общества, одной из характеристик которого является открытость информационного пространства, стирание временных и территориальных границ, обуславливает пере¬ход всего образования в новую плоскость существования. Развитие единого информационного образовательного пространства впервые за всю историю человечества предоставляет возможность без- барьерного обращения к любому источнику информации. Такая открытость и доступность образования обусловлена широким использованием в качестве транспортной среды инфокоммуникационных технологий, в частности, портальной технологии.
Портал, представляющий собой средство обеспечения разноуровневого доступа к информационным ресурсам, сервисам и службам, обладает огромным потенциалом в области образования. В общем случае портал вуза представляет собой мультисервисный сайт, несущий определенную тематическую направленность, соответствующую деятельности конкретного учебного заведения. В на¬стоящее время в Ставропольском государственном университете идет работа по созданию такого информационно-образовательного портала.
Разработка информационно-образовательного портала вуза включает в себя решение многих задач - методических, организационных, информационных и технологических. Одним из ключевых этапов для эффективного функционирования портала является определение информационного наполнения портала - представленной учебной информации, структуры предоставляемых информационно-образовательных ресурсов и сервисов, а также выделение групп пользователей, имеющих доступ к ресурсам портала.
144
В представленном исследовании была поставлена цель выявить научно-методические основы и психолого-педагогические особенности использования портальной технологии в образовании.
Приведем основные результаты исследования:
1. Рассмотрены психолого-педагогические аспекты использования портальной технологии в образовании. Описано понятие образовательного портала. Выделены признаки и характеристики информационно-образовательного портала вуза.
2. На основе анализа существующих теорий усвоения знаний рассмотрены вопросы организации использования портальной технологии в образовании.
3. Определены различные подходы к представлению образовательной информации на портале, проведен анализ проблем, связанных с отбором информационно-учебного наполнения, выделены принципы и методы структурирования и систематизации учебной информации на портале.
4. Проведен анализ уже существующих российских порта¬лов, функционирующих в сфере образования, определены сильные и слабые стороны реализованных моделей взаимодействия пользователей с образовательными портальными технологиями.
5. Рассмотрены образовательные ресурсы Интернет, содержание подготовки студентов филологических факультетов и учителей предметников к использованию глобальной сети Интернет в образовательном процессе, в их профессиональной деятельности.
6. Разработана модель информационно-образовательного портала вуза, определена структура образовательного контента портала, выделены группы пользователей, разработан механизм разноуровневого доступа к информационно-образовательным ресурсам и сервисам портала.
1. Абалуев Р. НАстафьева Н. ЕБаскакова Н. ИБойко Е. Ю Вязовова О. В., Кулешова Н. А., Уметский Л. Н., Шешерина Г. А. Интернет-технологии в образовании: Учебно-методическое пособие.- Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2002.- 136 с.
2. Аверьянова С. Ф., Папшев С. В. Обучение - компьютерные технологии - открытое образование.- Всероссийская научно-методическая конференция Телематика’2002.- Санкт-Петербург, 2002 - http://tm.ifmo.ru/db/doc/get_thes.php?id=110.
3. Антонцев В. Н., Чумаченко С. И. Создание сервера Лесотехниче¬ского виртуального университета.- Всероссийская научно¬методическая конференция Телематика’2002.- Санкт-Петербург, 2002 -http://tm.ifmo.ru/db/doc/get_thes.php?id=71.
4. Аржанникова О.В., Крутский А.Н., Кузнецова Г.Н. Системно¬структурный подход к усвоению знаний. / Психодидактика: Сборник избранных материалов первой Всероссийской научно¬практической конференции «Психодидактика высшего и средне¬го образования».- Барнаул: Изд-во БГПУ, 1997.- С. 70-74.
5. Бабанский Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагоги¬ческих исследований.- М.: Педагогика, 1992.- 207 с.
6. Беспалько А. А. Технологические подходы к разработке элек¬тронного учебника по информатике: Автореф. на соиск. уч. степ. канд пед. наук.- Екатеринбург, 1998.- 17 с.
7. Беспалько В. П. Основы теории педагогических систем.- Воро¬неж: Издательство Воронежского университета, 1977.- 304 с.
8. Беспалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обуче¬ния.- М., 1995.- 336 с.
9. Богут И.И. Современные концепции и технологии обучения -
148
http://www.ipapk.ru:81/issue/article.php?_a_id=102
10. Брановский Ю.C. Модуль обучения математике на основе ис-пользования информационных технологий // Вестник Ставро¬польского государственного педагогического университета. Вы¬пуск 2.- Ставрополь: СГПУ, 1995.- С. 153-156.
11. Брановский Ю.С. Введение в педагогическую информатику: Учебное пособие.- Ставрополь: СГПУ, 1995. - 205 с.
12. Брановский Ю.С. Гуманитарные и социальные аспекты инфор¬матики. // Вестник Ставропольского государственного педагоги¬ческого университета. Выпуск 1.- Ставрополь: СГПУ, 1995.- С .153-156.
13. Брановский Ю.С. Методическая система обучения предметам в области информатики студентов нефизико-математических спе-циальностей в структуре многоуровневого педагогического об-разования. Дис... .д-ра пед. наук.- М., 1996.- 378 С.
14. Брановский Ю. С., Гайвазова И. Д. Модель обучения математике и информатике студентов гуманитарных вузов на основе исполь¬зования информационных технологий / В сб. «Информационные технологии в преподавании гуманитарных и социально¬экономических дисциплин в вузе»: Материалы Всероссийской телеконференции (Ставрополь, 25-26 мая, 1999).- Ставрополь: Изд.-во СГУ, 2000.- C.177-188.
15. Брановский Ю. С., Шаповалов В. А. Информационные техноло¬гии в обучении студентов гуманитарных факультетов. // Педаго¬гическая информатика, 1993.- № 1.- С .49-53.
16. Бутаков С. А. Структурирование учебного материала в соответ¬ствии с принципом восхождения от абстрактного к конкретному. Автореферат на соискание ученой степени кандидата педагоги¬ческих наук, 2001.- 24 с.
149
17. Ваграменко Я. А. Информационные технологии и модернизация образования// Педагогическая информатика.- 2000.- № 2.
18. Васильев В. Н., Стафеев С. К., Сухорукова М. В. Концепция по-строения естественнонаучного образовательного портала. - Все-российская научно-методическая конференция Телемати- ка’2002.- Санкт-Петербург, 2002 - http://tm.ifmo.ru/db/doc/get_ thes.php?id=238.
19. Васильев Н. П., Метечко В. И., Чернышев Ю. А., Шурыгин В. А.. Образовательный портал вуза как элемент информационно-образовательной среды. - Всероссийская научно-методическая конференция Телематика’2002.- Санкт-Петербург, 2002 - http: // tm.ifmo.ru/db/doc/get_thes.php?id=157.
20. Воронина Т.П., Кашицин В.П., Молчанов О.П. Образование в эпоху новых информационных технологий. Методологические аспекты: М., 1995.- 220 с.
21. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Да-выдова.- М.: Педагогика, 1991.- 480 с.
22. Гаврилов Н. А. Структурирование знаний для дистанционного обучения // Вестник ПОИПКРО.- 2002.- №3 - /http://www.inf- tech.webservis.ru/it/data base/ar3.htm.
23. Гальперин П.Я. Введение в психологию.- М.: Университет, 2000.- 336 с.
24. Гинецинский В. И. Проблема структурирования образовательно¬го пространства // Педагогика.- 1997.- № 3.- С. 10-15.
25. Глаголев В. В., Мерцалов А. Н.. Портал научных ресурсов Туль¬ской области.- Всероссийская научно-методическая конференция Телематика’2002. Санкт-Петербург - http://tm.ifmo.ru/db/doc/ get_thes.php?id=137.
26. Глаголев В. В., Мерцалов А. Н.. Портал научных ресурсов Туль¬
150
ской области. - Всероссийская научно-методическая конферен¬ция Телематика’2002.- Санкт-Петербург, 2002 - http://tm.ifmo.ru /db/doc/get_thes.php?id=137.
27. Гласс Дж., Стэнли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии.- М.: Прогресс, 1976.- 495 с.
28. Голицына И.Н. Немтарев В.И. Эффективность использования моделирующей учебной системы в вузе // Профессиональное об-разование, 1999.- № 3.- С. 54-56.
29. Гостин А. М., Модель пользователя образовательного портала
30. Грабарь М.И., Краснянская К.А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях: Непараметрические методы.- М.: Педагогика, 1977.- 136 с.
31. Гура В. В., Василовский В. В. Проектирование сценария обуче¬ния в электронной образовательной среде вуза как педагогиче¬ская проблема. - Всероссийская научно-методическая конферен¬ция Телематика’2002.- Санкт-Петербург, 2002 - ttp://tm.ifmo. ru/db/doc/get_thes.php?id=13.
32. Гурье Л. И. Тезаурус как средство проектирования гибких мно-гоуровневых образовательных программ в технологическом уни-верситете.
33. Данилюк А. Я. Теоретико-методологические основы проектиро¬вания интегральных гуманитарных образовательных про¬странств.- Автореф. на соиск. уч. степ. д - ра пед. наук.- 2001.¬20 с.
34. Дидактические компьютерные среды в системе личностно ори-ентированного обучения // Развитие педагогических систем в ре¬гионе: личностно ориентированное образование: Тез. докл. науч. практ. конф, Волгоград, 4-7 окт. 1994 г. Волгоград, 1994.- 125 с.
35. Дистанционное обучение: Учебное пособие / Под ред. Е. С. По-
151
лат.- М.: Владос, 1998. - 192 с.
36. Заир-Бек Е. С. Основы педагогического проектирования. Учеб¬ное пособие.- С .-Пб., 1995.- 234 с.
37. Знаете ли Вы, что на самом деле означает термин "Портал"?. - e-Commerce.ru: Информационно-консалтинговый центр по элек¬тронному бизнесу - http://www.e-commerce.ru/biz_tech/impleme- ntation/management/gg_portal.html.
38. Игнатова И.Г., Чаплыгин Ю.А. Накопление и систематизация информации в микропортале вуза.- Всероссийская научно¬методическая конференция Телематика’2002 - Санкт-Петербург, 2002 - http://tm.ifmo.ru/db/doc/get_thes.php?id=98.
39. Интернет в гуманитарном образовании / Под ред. Е. С. Полат. - М., 2000.
40. Исследование психолого-педагогических основ дистанционного обучения (материалы круглого стола) - Дистанционное образо¬вание в России: постановка проблемы и опыт организации/ Сост. Овсянников В. И.- М.: РИЦ «Альфа» МГОПУ им. М. А. Шолохо¬ва, 2001.- С. 56-68.
41. Каракозов С. Д. Сетевые технологии в школе и педагогическом вузе - Барнаульский государственный педагогический универси¬тет - http://bspu.ab.ru/Journal/pi/pi_ksd.html.
42. Каракозов С. Д., Рыжова Н. И. Методологическая основа проек¬тирования образовательного WEB-портала фундаментальной подготовки в предметной области «Информатика»//Труды кон¬ференции «Информационные технологии в науке, образовании, телекоммуникации, бизнесе». Украина, Крым, Ялта-Гурзуф, 20¬30 мая, 2002.- Запорожье: Изд-во ЗГУ, 2002.- С .288-291.
43. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество, культура// М.: ГУ ВШЭ, 2000.- 608 с.
152
44. Кафтанников И. Л., Надточий И. Л. Организационно¬методическое обеспечение многоуровневого непрерывного обра¬зования в области информационных технологий // IX Междуна¬родная конференция-выставка "Информационные технологии в образовании": Сб. трудов. Часть III.- М.: МИФИ, 1999.- С .78-80.
45. Качество образования: концепции, проблемы // Материалы III Междунар. науч.-метод. конф. / Под общ. Ред. А. С. Вострикова.
- Новосибирск: НГТУ, 2000.- 380 c.
46. Кинелев В. Г. Контуры системы образования XXI века // Инфор¬матика и образование, 2000.- № 5.- C.2-7.
47. Клемешев С. А., Маслак А. А. Исследование влияния структуры учебного материала на показатели интегральной индивидуально¬сти учащихся. /Материалы Первой всероссийской научно¬практической конференции "Оценка эффективности образова¬тельных инноваций и технологий", Славянск-на-Кубани: СФ АГПИ, 1999.- С. 17-38.
48. Клемешев С. А., Маслак А. А. Определение статистических взаи¬мосвязей между показателями интегральной индивидуальности учащихся. /Материалы Первой всероссийской научно¬практической конференции "Оценка эффективности образова¬тельных инноваций и технологий", Славянск-на-Кубани: СФ АГПИ, 1999.- С. 38-56.
49. Козырев В. А. Построение модели гуманитарной образователь¬ной среды.- Педагог, 1999.- № 7 - http://www.dvgu.ru/umu/didjest /pedagog/year99/art14.htm.
50. Концепция информатизации сферы образования Российской Фе¬дерации. - М.: ГосНИИ системной интеграции, 1998.- 96 с.
51. Корпоративные информационные порталы.- e-Commerce.ru: Корпоративные информационные порталы - http://www.e-
153
com-
merce.ru/biz_tech/implementation/management/corp_portals.html.
52. Крутский А.Н., Нестеренко В.А., Филонова М.А. Дискретный подход к усвоению знаний. / Психодидактика: Сборник избран¬ных материалов первой Всероссийской научно-практической конференции «Психодидактика высшего и среднего образова¬ния».- Барнаул: Изд-во БГПУ, 1997.- С. 60-63.
53. Крутский А. Н., Поскотинова О. Н., Шаповалов А. А. Системно-логический подход к усвоению знаний. / Психодидактика: Сбор¬ник избранных материалов первой Всероссийской научно¬практической конференции «Психодидактика высшего и средне¬го образования».- Барнаул: Изд-во БГПУ, 1997.- С. 77-82.
54. Кыверялг А. А. Методы исследования в профессиональной педа-гогике.- Таллинн: Валгус, 1980.- 334 с.
55. Лапчик М.П. Информатика и информационные технологии в системе общего педагогического образования. - Омск: ОмГПУ, 1999.- 50 с.
56. Лапшина И. В. Виртуальная информационно-образовательная лаборатория в профессиональной подготовке студентов: Авто- реф. на соиск. уч. степ. канд пед. наук.- Ставрополь, 2002.- 23 с.
57. Лихачев Б. Т. Педагогика: Курс лекций. М.: Прометей, 1992.¬528 с.
58. Ловцкий К. Э., Слепцов С. В., Третьяков В. Е. Научно¬образовательные сети как основа информационной инфраструк¬туры социально-культурной сферы: организация, сервисы и тех¬нологии. - Всероссийская научно-методическая конференция Те- лематика’2002 - Санкт-Петербург, 2002.- http://tm.ifmo.ru/db/ doc/get_thes.php?id=192.
59. Ловцкий К. Э., Фер С. В. О проблеме управления информацион¬
154
ными ресурсами портала. - Всероссийская научно-методическая конференция Телематика’2002 - Санкт-Петербург, 2002 - http:// tm. ifmo. ru/db/doc/get_thes.php?id=195.
60. Лунин В. В., Мельников М. Я., Миняйлов В. В., Покровский Б. И. Электронная библиотека «chemnet» - центр портала химического образования. - Всероссийская научно-методическая конференция Телематика’2002 - Санкт-Петербург, 2002 - http://tm.ifmo.ru/ db/doc/get_thes.php?id=61.
61. Манушин Э. А., Колин К. К., Сазонов Б. А., Козубов В. Н. и др. Развитие информационных технологий в образовании. - Москва: ИНЕДС, 1997. - 136 с.
62. Мартынов В. В., Кузнецов А. М. К вопросу о методологии созда¬ния системы образовательных порталов. - Всероссийская науч¬но-методическая конференция Телематика’2002 - Санкт-Пете¬рбург, 2002 - http://tm.ifmo.ru/db/doc/get_thes.php?id=139.
63. Маслак А. А., Клемешев С. А., Чепелев П. Н. Оценка эффективно¬сти компьютерных технологий обучения на основе многофактор¬ного многомерного эксперимента - http://www.bitpro.ru/ito/1999 /II/5/5130.html.
64. Машбиц Е. И. Психолого-педагогические проблемы компьюте¬ризации обучения.- М.: Педагогика, 1988.- 35 с.
65. Мизин И. А. Состояние и перспективы развития телекоммуника-ционных технологий для сферы образования и науки. - Доклад на II Международном конгрессе ЮНЕСКО «Образование и ин¬форматика» (Москва, июнь, 1996 г.).
66. Мизин И. А., Колин К. К. Информационные и телекоммуникаци¬онные технологии в системе образования России//Системы и средства информатики.- М.: Наука. Физматлит.- 1996. № 8.- С. 2-13.
155
67. Минский М. Фреймы для представления знаний.- М.: Энергия, 1979.- 152 с.
68. Мирошниченко А.А. Информационно-семантическое структури-рование учебного материала (на примере школьного курса физи¬ки) // Автореф. дисс. канд. пед. наук.- Ижевск, 1995.- 22 с.
69. Могилев А. В., Титоренко С. А. Дидактические принципы в ком-пьютерном обучении // Педагогическая информатика, 1993.- № 2.- С. 10-16.
70. Модель приобретения знаний при дистанционном обучении - http://courses.urc.ac.ru/eng/u7-11 .html.
71. Надточий И. Л., Кафтанников И. Л. Методология и средства по-вышения степени интеллектуализации ИТ-учебного процес- са//Образовательные технологии и общество, 2003 - № 6.- С .154¬163.
72. Надточий И. Л., Кафтанников И. Л. Технология повышения сте¬пени интеллектуализации при организации компьютерного обра¬зования // Труды Международной конференции “IEEE Interna¬tional Conference on Advanced Learning Technologies”, 9-12 сен¬тября 2002.- Казань.- С .397-401.