Введение 3
1. Теоретические аспекты качества обслуживания на предприятиях сервиса в
современных условиях 6
1.1. Сущность и основные элементы качества обслуживания 6
1.2. Факторы, влияющие на уровень обслуживания клиентов 14
1.3. Основные показатели качества обслуживания 21
2. Анализ показателей экономического развития и оценки качества
обслуживания в ООО «ВИП СЕРВИС» 30
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия 30
2.2. Анализ финансовой деятельности предприятия 41
2.3. Оценка качества обслуживания на предприятии 49
3. Разработка мероприятий по повышению качества обслуживания в
ООО «ВИП-СЕРВИС» 58
3.1. Мероприятия, способствующие повышению качества обслуживания на
предприятии 58
3.2. Расчет экономической эффективности предложенных мероприятий 68
Заключение 74
Список использованных источников 77
Приложения
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в настоящее время проблеме повышения качества торгового обслуживания на предприятиях розничной торговли, способствующего росту эффективности их деятельности, уделяется большое внимание. Это обусловлено появлением на рынке розничных торговых сетей, которые сформировали новые требования потребителей к процессу обслуживания, что привело к ужесточению конкуренции на потребительском рынке. Предприятия новых форматов имеют большие площади, на которых располагаются не только продовольственные и непродовольственные товары, но и кафе, места отдыха и проведения досуга, оказывается широкий спектр дополнительных услуг для создания максимально комфортной атмосферы для потребителей. Функционирование предприятий новых форматов предполагает высокий уровень организации розничной торговли. Для завоевания устойчивых конкурентных преимуществ, прежде всего, необходимо обеспечение лояльности потребителей с учетом их потребностей.
Качество торгового обслуживания является для потребителя определяющим критерием при выборе предприятия розничной торговли и способствует росту их конкурентоспособности. В этой связи проблема повышения качества торгового обслуживания актуальна как для потребителей, так и для предприятий розничной торговли, которые функционируют в условиях конкуренции.
Однако, в настоящее время многие предприятия, работающие в сфере торговли и предоставления различных услуг, сталкиваются с серьезной проблемой отсутствия объективной информации о деятельности своих сотрудников. Практически невозможно отследить, как персонал общается с обычными покупателями и мотивирует их совершить определенные действия. К сожалению, внутренние проверки не позволяют достичь желаемого результата.
Также в настоящее время нет четко выраженного понимания качества обслуживания на предприятиях сферы услуг. В работах описываются российские условия, но специфика прорабатываемых тем не дает достаточной полноты раскрытия всех проблем и путей обеспечения высокой эффективности управления качеством обслуживания на предприятиях сферы услуг. В основном, в работах исследуется имидж предприятия, его деловая репутация как основные инструменты качества обслуживания, а также мероприятия, нацеленные лишь на повышение экономических показателей деятельности организации, которые сравнимы с базовыми, то есть, с аналогичными показателями товаров-конкурентов.
Кроме этого, авторами уделено недостаточное внимание увязке содержания качества обслуживания коммерческого предприятия сферы услуг с требованиями и ожиданиями потребителей, что и потребовало поиска новых решений. Все вышеизложенное, несомненно, подчеркивает актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы.
Целью данной выпускной квалификационной работы является разработка мероприятий по совершенствованию качества обслуживания.
Для достижения поставленной в выпускной квалификационной работе цели решались следующие задачи:
- исследовать теоретические аспекты качества обслуживания на предприятиях сервиса в современных условиях;
- рассмотреть сущность и основные элементы качества обслуживания;
- провести анализ финансово-экономической деятельности исследуемого предприятия;
- дать оценку качества торгового обслуживания на исследуемом предприятии;
- предложить мероприятия, способствующие повышению качества обслуживания на предприятии.
Предметом исследования выступает система управления качеством обслуживания на предприятии.
Объектом исследования выступает ООО «ВИП-СЕРВИС».
Теоретико-методологической базой выпускной квалификационной работы является научно-учебная и периодическая литература в области менеджмента, маркетинга, экономических исследованиях и анализа, а также труды таких ведущих отечественных ученых, как В. А. Деева, Н. А. Евстропов., М. В. Кудимова., Голубкова В. И., зарубежных учёных Котлера Ф., М. Х. Мескон и других.
Информационную базу исследований составили данные бухгалтерской (финансовой) отчетности исследуемого предприятия за 2014-2016 гг., нормативно-правовая документация, постановления и технические документы, регулирующие сферу услуг, а также источники периодической печати.
Полученные в работе результаты представляют собой комплекс рекомендаций, направленных на повышение качества обслуживания на предприятии.
Выпускная квалификационная работа состоит из трех глав, введения, заключения, списка используемых источников и приложений.
Проблема качества обслуживания постоянно волнует организации различного профиля по вполне понятным причинам.
В настоящее время растет материальное благополучие людей среднего класса, повышается их культурный уровень, выделился слой довольно обеспеченных людей, и в этой обстановке вполне естественно желание потребителей в качественном обслуживании.
Качество обслуживания является инструментом в конкурентной борьбе, поэтому в условиях рыночной конкуренции большое внимание уделяется качеству обслуживания клиентов, так как от него зависит результативная деятельность любого предприятия, основным показателем которой является размер прибыли. Все вышеизложенное подчеркивает приоритетное, главное направление развития торговой фирмы в настоящие время и в перспективе - значительное повышение качества торгового обслуживания покупателей, что имеет большое социально -экономическое значение.
Первая глава выпускной квалификационной работы посвящена изучению теоретических аспектов качества обслуживания на предприятиях сервиса в современных условиях, а именно рассмотрены: сущность и основные элементы качества обслуживания, факторы, влияющие на качество обслуживания и основные показатели качества обслуживания. В данной главе также рассмотрены основные проблемы, касающиеся наполнения дефиниции «качество обслуживания», поскольку в этом направлении присутствует наибольший разброс мнений.
Вторая глава выпускной квалификационной работы отражает результаты проведенного анализа экономической деятельности исследуемого предприятия, а также формированию оценки качества обслуживания ритейла.
Согласно проведенного исследования было выявлено, что в настоящее время ООО «ВИП-СЕРВИС» основным видом деятельности выделяет розничную торговлю деталями и принадлежностями для автомобилей.
Данное предприятие функционирует с 1993 года, занимаясь обеспечением предприятий и населения аккумуляторными батареями, автошинами, запасными частями, маслами, смазками, тосолом, электролитом, автокосметикой, слесарным инструментом и различными эксплуатационными материалами. Основной объем продаж дает реализация различных видов запасных частей и инструмента. Предприятие владеет тремя магазинами в черте города, и одним за городом.
При рассмотрении основных аспектов финансово-хозяйственной деятельности ООО «ВИП-СЕРВИС», а также на основании систематизации и анализа полученных данных можно сделать вывод о том, что предприятие является в настоящее время прибыльным, рентабельным. Результаты от реализации продукции покрывают издержки производства и образуют на конец 2016 года чистую прибыль в размере 1983 тыс. руб.
Третья глава выпускной квалификационной работы посвящена исследованию качества предоставляемых услуг. Проведя исследование в данном направлении следует отметить, что ООО «ВИП-СЕРВИС» расположено недалеко от центра города, что способствует привлечению достаточно большой численности покупателей. Фасады магазинов выполнены в единой стилевой направленности, что создает определенный имидж и узнаваемость предприятию. Возле магазина, что является большим плюсом, оборудована площадка, что отличает его от числа многих конкурентов, расположенных в данном районе города.
На основании обозначенных критериев оценки качества обслуживания, нами были выявлены основные проблемы: дискаунтер не выполняет план по продажам, так как ценовая политика предприятия не устраивает покупателей, и они предпочитают осуществлять покупки в магазинах-конкурентах, покупатели не довольны уровнем и качеством обслуживания, покупателей не устраивает ассортимент магазина, они не находят в нем необходимые товары и предпочитают совершать покупки в магазинах с более полным и широким ассортиментом.
Относительно уровня обслуживания, ситуация является не утешительной для предприятия. Выявлено, что 6% покупателей считает уровень обслуживания в магазине хорошим, причем 45% отозвались о нем как о среднем и почти половина, а именно 49 % как о плохом.
Проблема низкого уровня обслуживания в ООО «ВИП-СЕРВИС» обусловила предложение следующих рекомендаций. Наиболее эффективным и надежным инструментом улучшения качества обслуживания покупателей, принятым сегодня абсолютным большинством розничных сетей, банков, ресторанов фаст-фуд, гостиниц, сетей АЗС и других компаний сферы услуг в странах Запада и России, в особенности в последние 3-4 года, является Mystery Shopping вкупе с организацией и проведением тренингов персонала.
Внедрение в практику инструмента Mystery Shopping будет способствовать: повышению активности сотрудников с 40 до 70 процентов, повышению компетентности сотрудников с 50 до 88 процентов, повышению навыков работы с клиентами (заинтересованность, умение убедить, аргументировать, выявить правильно потребности и т.п.) с 33 до 67 процентов, увеличению клиентной ориентации (доброжелательность, лояльность к клиенту) с 52 до 71 процентов, увеличению товарооборота минимум на 10-12%.
1. Российская Федерация. Государственная Дума. Гражданский кодекс Российской Федерации. [Текст] части первая, вторая: по состоянию на 1 февраля 2005 г. : офиц. текст / М-во юстиции Рос. Федерации. - М. : Юрайт, 2017. - 480 с. - (правовая б-ка).
2. О защите прав потребителей [Текст] : федер. закон от 07 февраля 1992 г. № 2300-1-ФЗ // Собрание законодательства Российской федерации. - 2017. - № 19, ч. II.
3. О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей [Текст] : федер. закон от 08 августа 2016 г. № 129-ФЗ // Собрание законодательства Российской федерации. - 2016. - № 35, ч. III. Ст. 17.
4. Ахмин, А. М, Основы управления качеством продукции [Текст] : учеб. пособие / А. М. Ахмин: - СПб. : Издательство «Союз», 2015. - 192 с.
5. Баринов, В.А. Бизнес-планирование [Текст] : учеб. пособие / В. А. Баринов. - 3-е изд. - М. : ФОРУМ, 2015. - 256 с.
6. Балацкий, Е. В. Технологии предвидения будущего: от сложного к простому [Электронный ресурс] / Е. В. Балацкий // «Капитал страны. Журнал об инвестиционных возможностях страны». - Режим доступа: http://www.kapital-rus.ru/articles/article/64/.
7. Баринов, В. А. Экономика торгового предприятия [Текст] : учебник / В. А. Баринов, В. Л. Харченко. - М. : ИНФРА-М, 2017. - 237 с.
8. Басовский, Л.Е. Менеджмент [Текст] : учеб. метод. пособие / Л. Е. Басовский. - М. : ИНФРА-М, 2015. - 226 с.
9. Бекетова, О. Н. Бизнес-план и практика [Текст] : учеб. пособие / О. Н. Бекетова. - М. : «Приориздат», 2014. - 288 с.
10. Бирман, Г. Д. Экономический анализ инвестиционных проектов [Текст] : учеб. Пособие / Г. Д. Бирман. - М. : Банки и биржи, ЮНИТИ, 2016. - 632 с.
11. Бугаков, В.П. Особенности маркетинга услуг [Текст] / В. П. Бугаков// Маркетинг в России и за рубежом. - 2016. - №2 - с. 22.
12. Галеев, В. И. Проблемы внедрения стандартов ИСО серии 9000 на примере опыта ряда предприятий [Текст] / В. И. Галеев // Сертификация. -
2015. - № 7. - С. 8-16.
13. Гершун, А. М. Разработка системы сбыта на предприятии [Текст] : учебник / А. М. Гершун, Ю. С. Нефедьева. - М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2015. - 128 с.
14. ГОСТ 51304 - 2009. Услуги торговли. Общие требования [Текст]. - Введ. 2011 - 01 - 01. - М. : Изд-во стандартов, 2010. - 220 с. - (Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу).
15. Горский, М. А. Зарубежная практика формирования системы сбыта продукции : учеб. пособие [Текст] / М. А. Горский, А. М. Гершун. - М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2016. - 416 с.
16. Даниляк, В.И. Человеческий фактор в управлении качеством. Инновационный подход к управлению эргономичностью [Текст] : учеб.пособие/ В. И. Даниляк - М.: Логос, 2016. - 336 с.
17. Деева, В. А. Управление качеством[Текст] : учеб.пособие / Деева В.А., Кобиашвили Н.А., Кобулов Б.А. - М.: Юриспруденция, 2017.¬102 с.
18. Демьяненко, А. В. Методика исследования локального потребительского рынка [Текст] / А. В. Демьяненко // Российское предпринимательство. - 2017. - № 24 (222). - С. 203-206.
19. Данилевич, В. А. Планирование на предприятии: учебник 3-е изд., переработанное и дополненное [Текст] / В. А. Данилевич. - М. : информационно-издательский дом «ФИЛИНЪ», 2016. - 520 с.
20. Дужински, Р.Р. Системные проблемы экономического роста в современной России [Текст] / Р. Р. Дужински // Экономический анализ: теория и практика. - 2017. - № 2. - С. 204-220.
21. Евстропов, Н.А. Менеджмент качества предприятий и организаций [Текст] : учеб. пособие/ Евстропов Н.А., Корнеева В.М., Бабыкин С.В. - М.: Академия стандартизации, метрологии и сертификации, 2017. - 216 с.
22. Евстропов, Н.А. Практика разработки и внедрения систем менеджмента качества на предприятиях и в организациях [Текст] : учеб. пособие / Евстропов Н.А., Корнеева В.М., Бабыкин С.В. - М.: Академия стандартизации, метрологии и сертификации, 2015. - 351 с.
23. Зимовец, А. Е. Повышение ресурсного потенциала торгового предприятия [Текст] / А. Е. Зимовец // Креативная экономика. - 2016. - № 12 (72). - С. 31-36.
24. Измайлова, Н. Н. Роль организационной культуры в сфере гостеприимства [Текст] / Н. Н. Измайлова // Отель. - 2014. - № 4. - с. 38.
25. Калинина, Л. Е. Государственная политика в сфере экономики региона [Текст] / Л. Е. Калинина // Право и экономика. - 2016. - № 5. - С. 63-66.
26. Кудимова, М.В. Уважение к клиенту начинается с уважения к себе [Текст] / М. В. Кудинова // Пять звезд. - 2016. - №6. - С. 112-119.
27. Кузнецова, Л. В. Методы оценки лояльности потребителей [Текст] / Л. В. Кузнецова // Российское предпринимательство. -2014. - №12 (210). - С. 71-76.
28. Кларин, М. В. Стратегия организации [Текст] : от корпоративных намерений к плану действий // Управление персоналом / М. В. Кларин. - М. : 2015. - 50 с.
29. Круглов, М.Г. Инновационный проект: управление качеством и эффективностью [Текст] : учеб.пособие/ Круглов М.Г. - М.: Дело, 2017. - 336 с.
30. Курпаяниди, К. И. Ведение бизнеса 2017: равные возможности для всех как драйвер регулирования педпринимательской среды [Текст] / К. И. Курпаяниди // Экономический анализ: теория и практика. - 2017. - № 3 (462). -С. 151-154.
31. Лихачева, О. Н. Финансовое планирование на предприятии [Текст]: учебно-практическое пособие / О. Н. Лихачева. - М. : ТК Велби, издательство Проспект, 2015. - 264 с.
32. Лосев, А. С. Анализ качества обслуживания методами теории массового обслуживания [Текст] / А. С. Лосев // Вестник Томского государственного университета. - 2015. - № 4 (28). - С 42-53.
33. Малофеев, И. В. Социальные услуги в системе социального обслуживания населения [Текст] / И. В. Малофеев // Сертификация. - 2016. - № 17. - С. 58-64.
34. Мескон, М. Х. Основы менеджмента [Текст] : учеб. пособие / М. Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. - М. : Дело, 2015. - 704 с.
35. Наумов, В. Н. Организация предпринимательства [Текст] : учебник / В. Н. Наумов. - СПб. : Питер, 2017. - 384 с.
36. Огвоздин, В. Ю. Управление качеством: концептуальные проблемы новых стандартов ИСО 9000 [Текст] / В. ЮОгвоздин // Менеджмент в России и за рубежом. - 2014. - № 6. - С. 224-228.
37. Одегов, Ю. Г. Оценка эффективности работы с персоналом: методологический подход [Текст] : учебник / Ю. Г. Одегов, К. X. Абдурахманов, Л. Р. Котова. - М. : Издательство «Альфа-Пресс», 2015. - 752 с.
38. Окрепилов, В. В. Всеобщее управление качеством [Текст] : учеб.пособие для вузов / В. В. Окрепилов. - М. : ОАО «Изд-во «Экономика», 2014. - 639 с.
39. Окрепилов, В. В. Управление качеством [Текст] : учеб. пособие для вузов / В. В. Окрепилов. - М. : ОАО «Изд-во «Экономика», 2014. - 639 с.
40. Ополченов, И. И. Управление качеством в сфере услуг [Текст] : учебник / Ополченов И. И.-М.:ОАО «Изд-во «Экономика», 2015. - 287 с.
41. Пармантер, Д. Ключевые показатели эффективности. Разработка, внедрение и применение решающих показателей [Текст] : пер. с англ. А. Платонова / Д. Пармантер. - М. : Олимп-Бизнес, 2016. - 288 с.
42. Пономарева, Т. А. Качество услуг: качественные параметры оценки [Текст] / Т.А. Пономарева, М.С. Супрягина //Маркетинг в России и за рубежом. - 2016. - № 1 (45). - С. 47-49.
43. Проценко, С. В. Оценка удовлетворенности качеством услуги [Электронный ресурс] / С. В. Проценко // Теория и практика : электронный журн. / 2015. - № 4. -Режим доступа: http://bibliofond.ru/view.aspx?id=454941
44. Раков, А. В. Стандартизация и сертификация в сфере услуг [Текст] : учеб.пособие для вузов - М.: Мастерство, 2014. - 425 с.
45. Савчук, В. П. Финансовая диагностика и мониторинг деятельности предприятия [Текст]: учебник / В. П. Савчук. - Киев. : Наука, 2017. -153 с.
46. Сайдаков, Ю. Н. Система качества и контроль качества [Текст] / Ю. Н. Сайдаков // Экономика и жизнь. - 2016. - № 50 (9660). - С. 93-96.
47. Свириденко, Ю.П. Сервисная деятельность в обслуживании
населения [Текст]: учеб. пособие/ Свириденко Ю.П., Хмелев В.В. -М. :
Дашков и К, 2016. - 220 c.
48. Скобкин, С.С. Маркетинг и продажи в гостиничном бизнесе [Текст] : учеб.пособие для вузов. - М. :Юристъ, 2015. - 224 с.
49. Титов, Д. И. Сфера услуг не может выйти из «красного» пояса [Текст] / Д. И. Титов // Экономика и жизнь. - 2016. - № 50 (9660). - С. 96-99.
50. Толмачев, А.В. Проблемы управления малыми предприятиями: новые подходы, модели, механизмы [Текст] / А. В. Толмачев // Российское предпринимательство. - 2014. - № 22 (220). - С. 42-47.
51. Услуги населению. Номенклатура показателей качества [Текст] : ГОСТ Р 52113-2003. Введ. 2011 - 01 - 01. - М. : Изд-во стандартов, 2014. - 220 с.
52. Фейгенбаум, А. Г. Контроль качества продукции [Текст] / А. Г. Фейгенбаум // Экономика и жизнь . - 2016. - № 51 (9662). - С. 193-196.
53. Хакимова, Е. А. Анализ качества обслуживания клиентов [Текст] / Е. А. Хакимова // Вестник Челябинского государственного университета. - 2012. - № 6. - С. 131-137.
54. Черкашин, П.А. Стратегия управления взаимоотношениями с клиентами (CRM) [Текст] / П. А. Черкашин // Вестник Томского государственного университета. - 2016. - № 9 (142). - С 44-56.
55. Энджел, Д.Ф. Поведение потребителей[Текст] / А. Г. Юсупов // Экономика и жизнь. - 2015. - 27 апреля.
56. Юсупов, А. Г. Для расширения продаж в интернет-магазинах важно знать привычки покупателей [Текст] / А. Г. Юсупов // Экономика и жизнь . -
2016. - 15 марта.
57. Якушев, В. М. Как измерить качество? [Текст] / В. М. Якушев // Экономика и жизнь. - 2016. - № 51 (9662). - С. 127-181.
58. Kenneth, W. Making Conflict Management a Strategic Advantage / W. Kenneth // Psychometrics Canada Ltd. - 2014. - № 10. - P. 23-29.
59. Wysocki, R. K. Effective Project Management / R. K. Wysocki, R. McGary. - Publishing, Inc., 2014. - 504 p.