АРТ-ТЕРАПИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С УМСТВЕННО ОТСТАЛЫМИ ДЕТЬМИ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА
|
Введение
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АРТ-ТЕРАПИИ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С УМСТВЕННО ОТСТАЛЫМИ ДЕТЬМИ
1.1 Применение методов арт-терапии в работе с умственно отсталыми детьми: теоретико-исторический аспект
1.2. Арт-терапия как средство развития умственно отсталых детей и коррекции имеющихся у них нарушений
2. АРТ-ТЕРАПИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ВОСПИТАННИКАМИ
ГБОУ «ВАЛУЙСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА-ИНТЕРНАТ №1»
2.1. Опыт применения арт-терапии в коррекции познавательной, эмоционально-волевой и моторной сфер умственно отсталых детей в школе-интернате
2.2. Программа «Арт-гармония» в коррекционной работе с воспитанниками
школы-интерната для умственно отсталых детей
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АРТ-ТЕРАПИИ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С УМСТВЕННО ОТСТАЛЫМИ ДЕТЬМИ
1.1 Применение методов арт-терапии в работе с умственно отсталыми детьми: теоретико-исторический аспект
1.2. Арт-терапия как средство развития умственно отсталых детей и коррекции имеющихся у них нарушений
2. АРТ-ТЕРАПИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ВОСПИТАННИКАМИ
ГБОУ «ВАЛУЙСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА-ИНТЕРНАТ №1»
2.1. Опыт применения арт-терапии в коррекции познавательной, эмоционально-волевой и моторной сфер умственно отсталых детей в школе-интернате
2.2. Программа «Арт-гармония» в коррекционной работе с воспитанниками
школы-интерната для умственно отсталых детей
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность проблемы исследования. В настоящее время все чаще специалистами специальных образовательных коррекционных учреждений для умственно отсталых детей стали использоваться креативные технологии коррекционно-развивающей работы, в частности технологии арт-терапии.
Арт-терапия в данных учреждениях представляет собой метод коррекции и развития посредством творческого самовыражения. Ее возможности для работы с умственно отсталыми детьми особенно привлекательны так как, в отличие от большинства коррекционно-развивающих направлений, в основном использующих вербальные каналы коммуникации, арт-терапия использует «язык» невербальной экспрессии. Это особенно актуально при работе с детьми, имеющими отклонения в интеллектуальной сфере, и делает ее эффективным инструментом для диагностики, коррекции и гармонизации в тех случаях, когда ребенок не может выразить словами свое эмоциональное состояние. Невербальная экспрессия для них более естественна, т. к. их поведение более спонтанно и они менее способны к рефлексии своих действий и поступков.
Учитывая это при организации коррекционной работы с умственно отсталыми детьми, включая элементы арт-терапии, создается атмосфера игры и творчества.
Многие арт-терапевтические технологии уже давно используются в коррекционной работе с умственно отсталыми детьми в специальных образовательных учреждениях. Хотя в образовательной системе компенсирующей и коррекционной направленности отсутствуют целенаправленные теоретические и прикладные исследования, показывающие возможности арт-терапии в формировании нравственно-нормативных и мировоззренческих представлений ребенка с умственной отсталостью, а также фрагментарно изучены возможности технологий арт- терапии (музыкотерапии, сказкотерапии, изотерапии, библиотерапии, танцевально-двигательной терапии, мультипликационной терапии, куклотерапии, песочной терапии и др.) в коррекции эмоционально - регулятивных, социально-адаптационных процессов у умственно отсталых детей, затрудняющих их социальную интеграцию. В связи с этим поиск технологий коррекционного воздействия на таких детей в социально-педагогическом процессе, изучение возможностей развития умственно отсталого ребенка, компенсации имеющейся у него личностной недостаточности с помощью арт-терапии, представляется нам достаточно актуальным.
Степень научной разработанности проблемы. Отечественная специальная психология и педагогика как наука и практика, базируясь на культурно-исторической концепции Л.С. Выготского, достигли
значительных результатов в обосновании клинико-психологических основ дизонтогенеза, разработке специальных технологий, способствующих преодолению дефекта, это раскрыто в трудах Т.А. Власовой, А.Р. Лурия, Р.Е Левиной, К.С. Лебединской, И.Ю. Левченко, Е.М. Мастюковой. В.Г. Петровой, Л.И. Солнцевой, К.А. Семеновой, Е.А. Стребелевой, Г.Л. Трошина и др.).
Значимым для осознания закономерностей социализации, диагностики и коррекции в системе помощи детям с проблемами психического развития стали труды Д. И. Бойко, Е. В. Грибановой, Е. Е. Дмитриевой, И.А Коробейникова, И. Ю. Левченко, В. Б. Никишиной, В. М. Слуцкого, Е. В. Соколова, У. В. Ульенковой по специальной психологии, раскрывающие социальные детерминанты патологического развития.
Интерес к использованию арт-терапии в системе коррекционной работы с детьми с особыми нуждами подтверждается рядом исследований в специальной психологии, педагогике, дефектологии и социальной работе показывающих положительное влияние творчества на их познавательные процессы, это публикации О.В. Боровика, О.П. Гаврилушкиной, И. А. Грошенкова, И. В. Евтушенко, Е. А. Екжановой, Г. В. Кузнецовой, Е.А. Медведевой, С. М. Миловской, М. Ю. Рау, Е. А. Сошиной, Е.З. Яхниной и других. В последние годы в связи с интенсивным развитием интегративных методов коррекции, основанных на знании социально-психологических закономерностей межличностного взаимодействия, стали распространяться в практике немедицинские модели психотерапии, в частности, социально-психологическая модель, широко используемая в системе помощи умственно отсталым детям (Н. П. Вайзман, Е. Ю. Pay, Л. 3. Арутюнова, Б. И. Айзенберг, Л. В. Кузнецова).
Однако на сегодняшний день в специальном образовании отсутствуют теоретические и прикладные исследования, показывающие возможности арт- терапии в личностном, социокультурном становлении ребенка с проблемами интеллектуального развития, «врастании» его в культуру и раскрытии индивидуальности, а также в обеспечении психического здоровья.
Объект исследования - коррекционная работа с умственно отсталыми детьми.
Предмет исследования - арт-терапия как инструмент коррекционной работы с умственно отсталыми детьми.
Цель исследования - раскрыть сущность и возможности арт-терапии в коррекционной работе с умственно отсталыми детьми в условиях школы- интерната.
Задачи исследования:
- раскрыть теоретико-исторические основы использования арт-терапии в коррекционной работе с умственно отсталыми детьми;
- выявить специфику использования методов арт-терапии в коррекционной работе с воспитанниками школы-интерната г. Валуйки;
- разработать программу «Арт-гармония», используемую в коррекционной работе с воспитанниками школы-интерната для умственно отсталых детей.
Теоретико-методологические основы исследования разрабатывались на базе:
- культурологического подхода к психическому развитию и социальному становлению личности при нормальном и аномальном развитиии (научная школа Л.С. Выготского представленная работами Т.А Власоой, Л.В. Занкова, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьева, М.И. Лисиной, В.А Петровского, Л.Ф.Обуховой, У.В.Ульенковой, Д.И.Фельдштейна и др.);
- положения о культуросообразности детерминации развития человека как личности, где сущность ребенка выступает в единстве трех аспектов - субъекта культуры, общества и природы (М.М. Бахтин, Э.В. Ильенков, В.М Межуев и др.);
- положения о гуманизации и интеграции образовательного процесса, необходимости создания в обществе условий для реализации прав и возможностей детей с психофизическими недостатками (Т.В. Волосовец, Н.Н. Малофеев, Н.М.Назарова, Л.М. Шипицина и др.);
- личностно-ориентированного подхода в коррекционно-развивающем и социально-воспитательном процессе, где изменения внутреннего мира ребенка, являются основными ориентирами в его развитии, где создание условий для формирования индивидуальности, раскрытия творческого потенциала, выступают показателями социокультурной адаптации личности (Л.С. Выготский, В.П. Зинченко, А.В. Петровский, В.А. Петровский, Е.С. Романова, Д.Б. Эльконин и др.);
- положения об общих и специфических особенностях нормального и аномального развития, предопределенности личностной незрелости при разных вариантах дизонтогенеза (Л.С. Выготский, Т.А. Власова, Л.В. Занков, В.И. Лубовский, Ж.И. Шиф и др.);
- учения о коррекции и компенсации отклонений в ходе специального обучения, о соотношении зоны актуального и «ближайшего развития», «чувственной теории искусства» (Л.С. Выготский и др.).
Для рассмотрения проблемы влияния технологий арт-терапии на развитие личности, важным, с точки зрения коррекционного воздействия, оказались для нас труды отечественных ученых (В.М. Бехтерев, Л.С. Брусиловский, М.Е. Бурно, Ф.Е. Василюк, О.А.Карабанова, В.В. Макаров, В.С.Мухина, Б.М.Теплов и др.) и зарубежных исследователей (А. Маслоу, К. Роджерс, З. Фрейд, К. Юнг и др.).
Методы исследования. Для решения поставленных задач был использован комплекс методов, адекватных объекту и предмету исследования: теоретический анализ общей и специальной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; анализ личных дел воспитанников, наблюдение за детьми в процессе арт-терапевтических занятий; изучение продуктов художественно-творческой деятельности; экспертный опрос; качественный анализ результатов реализации программы «Арт-гармония».
Эмпирическая база исследования представлена информационной базой исследования: официальные нормативно-правовые документы:
Конвенция о Правах ребенка, Конституция Российской Федерации; Федеральные законы: об основных гарантиях прав ребенка; Об образовании; О социальной защите инвалидов в РФ; приказ министерства образования и науки РФ: О государственном стандарте образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и другие.
Важным источником документальной информации при подготовке дипломной работы явились публикации в периодической печати по вопросам создания специальной коррекционно-развивающей среды в
общеобразовательных специальных (коррекционных) учреждениях, обеспечивающей решение проблем социальной адаптации умственно отсталых детей.
Эмпирической базой исследования стали результаты прикладного исследования «Изучение возможности использования арт-терапии в коррекционной работе с умственно отсталыми детьми в Валуйской школе- интернате», проведенного автором в ноябре 2016 года и дополненного в марте-апреле 2017 года.
Теоретико-практическая значимость исследования. Собранный и систематизированный в ходе исследования материал позволил обосновать возможность и необходимость использования технологий арт-терапии в коррекционной работе с умственно отсталыми детьми в условиях школы- интерната и предложить на этой основе соответствующие рекомендации. Материалы исследования можно использовать при подготовке специалистов по социальной работе / социальных работников; они могут быть использованы органами исполнительной власти, учреждениями социальной защиты населения, учреждениями специального образования и другими аналогичными региональными и муниципальными структурами.
Материалы исследования внедрены в практическую деятельность ГБОУ «Валуйская общеобразовательная школа-интернат №1».
Апробация и внедрение результатов исследования проводилась в ходе преддипломной практики на базе ГБОУ «Валуйская общеобразовательная школа-интернат №1».
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
Арт-терапия в данных учреждениях представляет собой метод коррекции и развития посредством творческого самовыражения. Ее возможности для работы с умственно отсталыми детьми особенно привлекательны так как, в отличие от большинства коррекционно-развивающих направлений, в основном использующих вербальные каналы коммуникации, арт-терапия использует «язык» невербальной экспрессии. Это особенно актуально при работе с детьми, имеющими отклонения в интеллектуальной сфере, и делает ее эффективным инструментом для диагностики, коррекции и гармонизации в тех случаях, когда ребенок не может выразить словами свое эмоциональное состояние. Невербальная экспрессия для них более естественна, т. к. их поведение более спонтанно и они менее способны к рефлексии своих действий и поступков.
Учитывая это при организации коррекционной работы с умственно отсталыми детьми, включая элементы арт-терапии, создается атмосфера игры и творчества.
Многие арт-терапевтические технологии уже давно используются в коррекционной работе с умственно отсталыми детьми в специальных образовательных учреждениях. Хотя в образовательной системе компенсирующей и коррекционной направленности отсутствуют целенаправленные теоретические и прикладные исследования, показывающие возможности арт-терапии в формировании нравственно-нормативных и мировоззренческих представлений ребенка с умственной отсталостью, а также фрагментарно изучены возможности технологий арт- терапии (музыкотерапии, сказкотерапии, изотерапии, библиотерапии, танцевально-двигательной терапии, мультипликационной терапии, куклотерапии, песочной терапии и др.) в коррекции эмоционально - регулятивных, социально-адаптационных процессов у умственно отсталых детей, затрудняющих их социальную интеграцию. В связи с этим поиск технологий коррекционного воздействия на таких детей в социально-педагогическом процессе, изучение возможностей развития умственно отсталого ребенка, компенсации имеющейся у него личностной недостаточности с помощью арт-терапии, представляется нам достаточно актуальным.
Степень научной разработанности проблемы. Отечественная специальная психология и педагогика как наука и практика, базируясь на культурно-исторической концепции Л.С. Выготского, достигли
значительных результатов в обосновании клинико-психологических основ дизонтогенеза, разработке специальных технологий, способствующих преодолению дефекта, это раскрыто в трудах Т.А. Власовой, А.Р. Лурия, Р.Е Левиной, К.С. Лебединской, И.Ю. Левченко, Е.М. Мастюковой. В.Г. Петровой, Л.И. Солнцевой, К.А. Семеновой, Е.А. Стребелевой, Г.Л. Трошина и др.).
Значимым для осознания закономерностей социализации, диагностики и коррекции в системе помощи детям с проблемами психического развития стали труды Д. И. Бойко, Е. В. Грибановой, Е. Е. Дмитриевой, И.А Коробейникова, И. Ю. Левченко, В. Б. Никишиной, В. М. Слуцкого, Е. В. Соколова, У. В. Ульенковой по специальной психологии, раскрывающие социальные детерминанты патологического развития.
Интерес к использованию арт-терапии в системе коррекционной работы с детьми с особыми нуждами подтверждается рядом исследований в специальной психологии, педагогике, дефектологии и социальной работе показывающих положительное влияние творчества на их познавательные процессы, это публикации О.В. Боровика, О.П. Гаврилушкиной, И. А. Грошенкова, И. В. Евтушенко, Е. А. Екжановой, Г. В. Кузнецовой, Е.А. Медведевой, С. М. Миловской, М. Ю. Рау, Е. А. Сошиной, Е.З. Яхниной и других. В последние годы в связи с интенсивным развитием интегративных методов коррекции, основанных на знании социально-психологических закономерностей межличностного взаимодействия, стали распространяться в практике немедицинские модели психотерапии, в частности, социально-психологическая модель, широко используемая в системе помощи умственно отсталым детям (Н. П. Вайзман, Е. Ю. Pay, Л. 3. Арутюнова, Б. И. Айзенберг, Л. В. Кузнецова).
Однако на сегодняшний день в специальном образовании отсутствуют теоретические и прикладные исследования, показывающие возможности арт- терапии в личностном, социокультурном становлении ребенка с проблемами интеллектуального развития, «врастании» его в культуру и раскрытии индивидуальности, а также в обеспечении психического здоровья.
Объект исследования - коррекционная работа с умственно отсталыми детьми.
Предмет исследования - арт-терапия как инструмент коррекционной работы с умственно отсталыми детьми.
Цель исследования - раскрыть сущность и возможности арт-терапии в коррекционной работе с умственно отсталыми детьми в условиях школы- интерната.
Задачи исследования:
- раскрыть теоретико-исторические основы использования арт-терапии в коррекционной работе с умственно отсталыми детьми;
- выявить специфику использования методов арт-терапии в коррекционной работе с воспитанниками школы-интерната г. Валуйки;
- разработать программу «Арт-гармония», используемую в коррекционной работе с воспитанниками школы-интерната для умственно отсталых детей.
Теоретико-методологические основы исследования разрабатывались на базе:
- культурологического подхода к психическому развитию и социальному становлению личности при нормальном и аномальном развитиии (научная школа Л.С. Выготского представленная работами Т.А Власоой, Л.В. Занкова, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьева, М.И. Лисиной, В.А Петровского, Л.Ф.Обуховой, У.В.Ульенковой, Д.И.Фельдштейна и др.);
- положения о культуросообразности детерминации развития человека как личности, где сущность ребенка выступает в единстве трех аспектов - субъекта культуры, общества и природы (М.М. Бахтин, Э.В. Ильенков, В.М Межуев и др.);
- положения о гуманизации и интеграции образовательного процесса, необходимости создания в обществе условий для реализации прав и возможностей детей с психофизическими недостатками (Т.В. Волосовец, Н.Н. Малофеев, Н.М.Назарова, Л.М. Шипицина и др.);
- личностно-ориентированного подхода в коррекционно-развивающем и социально-воспитательном процессе, где изменения внутреннего мира ребенка, являются основными ориентирами в его развитии, где создание условий для формирования индивидуальности, раскрытия творческого потенциала, выступают показателями социокультурной адаптации личности (Л.С. Выготский, В.П. Зинченко, А.В. Петровский, В.А. Петровский, Е.С. Романова, Д.Б. Эльконин и др.);
- положения об общих и специфических особенностях нормального и аномального развития, предопределенности личностной незрелости при разных вариантах дизонтогенеза (Л.С. Выготский, Т.А. Власова, Л.В. Занков, В.И. Лубовский, Ж.И. Шиф и др.);
- учения о коррекции и компенсации отклонений в ходе специального обучения, о соотношении зоны актуального и «ближайшего развития», «чувственной теории искусства» (Л.С. Выготский и др.).
Для рассмотрения проблемы влияния технологий арт-терапии на развитие личности, важным, с точки зрения коррекционного воздействия, оказались для нас труды отечественных ученых (В.М. Бехтерев, Л.С. Брусиловский, М.Е. Бурно, Ф.Е. Василюк, О.А.Карабанова, В.В. Макаров, В.С.Мухина, Б.М.Теплов и др.) и зарубежных исследователей (А. Маслоу, К. Роджерс, З. Фрейд, К. Юнг и др.).
Методы исследования. Для решения поставленных задач был использован комплекс методов, адекватных объекту и предмету исследования: теоретический анализ общей и специальной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; анализ личных дел воспитанников, наблюдение за детьми в процессе арт-терапевтических занятий; изучение продуктов художественно-творческой деятельности; экспертный опрос; качественный анализ результатов реализации программы «Арт-гармония».
Эмпирическая база исследования представлена информационной базой исследования: официальные нормативно-правовые документы:
Конвенция о Правах ребенка, Конституция Российской Федерации; Федеральные законы: об основных гарантиях прав ребенка; Об образовании; О социальной защите инвалидов в РФ; приказ министерства образования и науки РФ: О государственном стандарте образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и другие.
Важным источником документальной информации при подготовке дипломной работы явились публикации в периодической печати по вопросам создания специальной коррекционно-развивающей среды в
общеобразовательных специальных (коррекционных) учреждениях, обеспечивающей решение проблем социальной адаптации умственно отсталых детей.
Эмпирической базой исследования стали результаты прикладного исследования «Изучение возможности использования арт-терапии в коррекционной работе с умственно отсталыми детьми в Валуйской школе- интернате», проведенного автором в ноябре 2016 года и дополненного в марте-апреле 2017 года.
Теоретико-практическая значимость исследования. Собранный и систематизированный в ходе исследования материал позволил обосновать возможность и необходимость использования технологий арт-терапии в коррекционной работе с умственно отсталыми детьми в условиях школы- интерната и предложить на этой основе соответствующие рекомендации. Материалы исследования можно использовать при подготовке специалистов по социальной работе / социальных работников; они могут быть использованы органами исполнительной власти, учреждениями социальной защиты населения, учреждениями специального образования и другими аналогичными региональными и муниципальными структурами.
Материалы исследования внедрены в практическую деятельность ГБОУ «Валуйская общеобразовательная школа-интернат №1».
Апробация и внедрение результатов исследования проводилась в ходе преддипломной практики на базе ГБОУ «Валуйская общеобразовательная школа-интернат №1».
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
Сегодня арт-терапевтические технологии активно используются в коррекционной работе с умственно отсталыми детьми в специальных образовательных учреждениях. Коррекционные возможности арт-терапии обусловлены предоставлением ребенку с умственной отсталостью возможностей для самовыражения и саморазвития, утверждения и самопознания. Созданные ребенком в процессе арт-терапии творческие работы и их признание взрослыми повышают его самооценку, степень его самопризнания.
Искусство, являясь важным фактором художественного развития, оказывает большое психотерапевтическое воздействие, влияние на эмоциональную сферу ребенка, при этом выполняя коммуникативную, регулятивную, катарсистическую функции.
Участие ребенка с проблемами в художественной деятельности со сверстниками и взрослыми расширяет его социальный опыт, учит адекватному взаимодействию и общению в совместной деятельности, обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы. Ребенок в коллективе проявляет индивидуальные особенности, что способствует формированию внутреннего мира ребенка с проблемами в развитии, утверждению в нем чувства социальной значимости.
Следует заметить, что специфика арт-терапии состоит в том, что ценность имеет не конечный результат творчества, а сам процесс, в котором оголяются внутренние переживания ребенка. Арт-терапия использует «язык» визуальной и пластической экспрессии. Все это наиболее актуально в работе с умственно отсталыми детьми.
Методы арт-терапии являются абсолютно безболезненными, не имеют противопоказаний и представляют возможность доступа к глубинному психологическому материалу, так же вызывают множество эмоций, стимулируют проработку бессознательных тревог и переживаний.
Положительный эффект при использовании методов арт-терапии состоит и в том, что искусство позволяет в своеобразной символической форме переконструировать травмирующую ситуацию и найти выход из нее, используя креативные способности ребенка, когда под воздействием искусства появляется эстетическая реакция.
Коррекционно-развивающие и психотерапевтические возможности искусства связаны с предоставлением ребенку с проблемами развития практически неограниченных возможностей для самовыражения и самореализации как в процессе творчества, так и в его продуктах, утверждением и познанием своего «Я». Создание ребенком продуктов художественной деятельности облегчает процесс коммуникации, установления отношений со значимыми взрослыми и сверстниками на разных этапах развития личности.
В настоящее время, поиск технологий коррекционного воздействия на детей с умственной отсталостью, изучение возможностей развития такого ребенка, компенсации имеющейся у него личностной недостаточности с помощью арт-терапии, представляется достаточно актуальным.
Сегодня используется несколько направлений искусства в коррекционной работе с данной категорией детей. Это, прежде всего, психофизиологическое (связанное с коррекцией психосоматических нарушений), психотерапевтическое (связанное с воздействием на когнитивную и эмоциональную сферы), социально-психологическое (выполняющее катарсистическую, регулятивную, коммуникативную функции), социально-педагогическое (связанное с развитием эстетических потребностей). Реализация этих направлений в работе с детьми с проблемами осуществляется через определенные психокоррекционные, коррекционно¬развивающие методики, которые используются в рамках арт-терапии.
Коррекционные возможности искусства по отношению к ребенку с проблемами развития связаны, прежде всего, с тем, что искусство является источником новых позитивных переживаний ребенка, оно рождает новые креативные потребности и способы их удовлетворения в том или ином виде искусства. Следует так же заметить, что методы арт-терапии повышают эстетические потребности детей с интеллектуальной недостаточностью, активизируют потенциальные возможности ребенка.
Таким образом, арт-терапия это один из самых интересных и творческих методов работы, использующий возможности искусства для достижения положительных изменений в эмоциональном, интеллектуальном и личностном развитии ребенка с умственной отсталостью. Творческая деятельность так же стимулирует желание ребенка с умственной отсталостью расширять межличностные отношения.
Вся система коррекционной работы призвана компенсировать имеющиеся нарушения в развитии, и направлена на реабилитацию и социальную адаптацию ребенка с умственной отсталостью. Коррекция и компенсация - это не рядом положенные понятия, а тесно увязанные процессы, которые обусловливают друг друга и не могут рассматриваться один без другого. Цель коррекционной работы непосредственно связана с результатом - компенсацией нарушения.
Методы арт-терапии приобретает всё большую популярность. Творя и созидая, дети с умственной отсталостью в используемых для творчества материалах высказывает свои опасения, страхи, проблемы. Методы арт- терапии являют собой вынос во внешний мир того, что наиболее беспокоит таких детей. В процессе терапевтической работы происходит мягкая проработка и коррекция тревожащих событий.
В заключении хотелось бы сказать, что ребенок с проблемами развития, действуя в этом удивительном мире искусства, дает позитивные изменения в своем развитии. На время общения с искусством он уходит от переживаний, эмоционального отвержения, чувства одиночества, страхов и тревожности или от конфликтных межличностных и внутрисемейных отношений. Ребенок, после общения с искусством, становится по своему психологическому состоянию качественно другим, успокоенным, духовно обновленным, с положительными изменениями в эмоциональной и познавательной сферах.
Использование методов арт-терапии в работе с умственно отсталыми детьми дает возможность осознать личностные переживания и пробудить творческие силы у таких детей, помогает им адаптироваться в социальной и профессиональной жизни.
Искусство, являясь важным фактором художественного развития, оказывает большое психотерапевтическое воздействие, влияние на эмоциональную сферу ребенка, при этом выполняя коммуникативную, регулятивную, катарсистическую функции.
Участие ребенка с проблемами в художественной деятельности со сверстниками и взрослыми расширяет его социальный опыт, учит адекватному взаимодействию и общению в совместной деятельности, обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы. Ребенок в коллективе проявляет индивидуальные особенности, что способствует формированию внутреннего мира ребенка с проблемами в развитии, утверждению в нем чувства социальной значимости.
Следует заметить, что специфика арт-терапии состоит в том, что ценность имеет не конечный результат творчества, а сам процесс, в котором оголяются внутренние переживания ребенка. Арт-терапия использует «язык» визуальной и пластической экспрессии. Все это наиболее актуально в работе с умственно отсталыми детьми.
Методы арт-терапии являются абсолютно безболезненными, не имеют противопоказаний и представляют возможность доступа к глубинному психологическому материалу, так же вызывают множество эмоций, стимулируют проработку бессознательных тревог и переживаний.
Положительный эффект при использовании методов арт-терапии состоит и в том, что искусство позволяет в своеобразной символической форме переконструировать травмирующую ситуацию и найти выход из нее, используя креативные способности ребенка, когда под воздействием искусства появляется эстетическая реакция.
Коррекционно-развивающие и психотерапевтические возможности искусства связаны с предоставлением ребенку с проблемами развития практически неограниченных возможностей для самовыражения и самореализации как в процессе творчества, так и в его продуктах, утверждением и познанием своего «Я». Создание ребенком продуктов художественной деятельности облегчает процесс коммуникации, установления отношений со значимыми взрослыми и сверстниками на разных этапах развития личности.
В настоящее время, поиск технологий коррекционного воздействия на детей с умственной отсталостью, изучение возможностей развития такого ребенка, компенсации имеющейся у него личностной недостаточности с помощью арт-терапии, представляется достаточно актуальным.
Сегодня используется несколько направлений искусства в коррекционной работе с данной категорией детей. Это, прежде всего, психофизиологическое (связанное с коррекцией психосоматических нарушений), психотерапевтическое (связанное с воздействием на когнитивную и эмоциональную сферы), социально-психологическое (выполняющее катарсистическую, регулятивную, коммуникативную функции), социально-педагогическое (связанное с развитием эстетических потребностей). Реализация этих направлений в работе с детьми с проблемами осуществляется через определенные психокоррекционные, коррекционно¬развивающие методики, которые используются в рамках арт-терапии.
Коррекционные возможности искусства по отношению к ребенку с проблемами развития связаны, прежде всего, с тем, что искусство является источником новых позитивных переживаний ребенка, оно рождает новые креативные потребности и способы их удовлетворения в том или ином виде искусства. Следует так же заметить, что методы арт-терапии повышают эстетические потребности детей с интеллектуальной недостаточностью, активизируют потенциальные возможности ребенка.
Таким образом, арт-терапия это один из самых интересных и творческих методов работы, использующий возможности искусства для достижения положительных изменений в эмоциональном, интеллектуальном и личностном развитии ребенка с умственной отсталостью. Творческая деятельность так же стимулирует желание ребенка с умственной отсталостью расширять межличностные отношения.
Вся система коррекционной работы призвана компенсировать имеющиеся нарушения в развитии, и направлена на реабилитацию и социальную адаптацию ребенка с умственной отсталостью. Коррекция и компенсация - это не рядом положенные понятия, а тесно увязанные процессы, которые обусловливают друг друга и не могут рассматриваться один без другого. Цель коррекционной работы непосредственно связана с результатом - компенсацией нарушения.
Методы арт-терапии приобретает всё большую популярность. Творя и созидая, дети с умственной отсталостью в используемых для творчества материалах высказывает свои опасения, страхи, проблемы. Методы арт- терапии являют собой вынос во внешний мир того, что наиболее беспокоит таких детей. В процессе терапевтической работы происходит мягкая проработка и коррекция тревожащих событий.
В заключении хотелось бы сказать, что ребенок с проблемами развития, действуя в этом удивительном мире искусства, дает позитивные изменения в своем развитии. На время общения с искусством он уходит от переживаний, эмоционального отвержения, чувства одиночества, страхов и тревожности или от конфликтных межличностных и внутрисемейных отношений. Ребенок, после общения с искусством, становится по своему психологическому состоянию качественно другим, успокоенным, духовно обновленным, с положительными изменениями в эмоциональной и познавательной сферах.
Использование методов арт-терапии в работе с умственно отсталыми детьми дает возможность осознать личностные переживания и пробудить творческие силы у таких детей, помогает им адаптироваться в социальной и профессиональной жизни.
Подобные работы
- СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ АБИЛИТАЦИЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ
ДЕТЕЙ: АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 3850 р. Год сдачи: 2017 - ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ КАК МЕТОД АБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2017 - МУЗЫКАЛЬНАЯ СКАЗКА КАК СРЕДСТВО ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ ШКОЛЫ VIII ВИДА
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ У УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2017 - СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ (НА ПРИМЕРЕ ГБОУ «НОВООСКОЛЬСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»)
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2018 - Программно-целевое управление арт-терапевтической деятельностью при работе с воспитанниками центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2017 - Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с ОВЗ при работе с пластическими материалами (на примере кружка АРТ-терапия)
Магистерская диссертация, изобразительное искусство . Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2017 - Эмоциональное развитие воспитанников психоневрологического
интерната для детей
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2016 - ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ
РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 5780 р. Год сдачи: 2018



