Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


АРТ-ТЕРАПИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С УМСТВЕННО ОТСТАЛЫМИ ДЕТЬМИ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА

Работа №71452

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социальная работа

Объем работы111
Год сдачи2017
Стоимость4850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
277
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АРТ-ТЕРАПИИ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С УМСТВЕННО ОТСТАЛЫМИ ДЕТЬМИ
1.1 Применение методов арт-терапии в работе с умственно отсталыми детьми: теоретико-исторический аспект
1.2. Арт-терапия как средство развития умственно отсталых детей и коррекции имеющихся у них нарушений
2. АРТ-ТЕРАПИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ВОСПИТАННИКАМИ
ГБОУ «ВАЛУЙСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА-ИНТЕРНАТ №1»
2.1. Опыт применения арт-терапии в коррекции познавательной, эмоционально-волевой и моторной сфер умственно отсталых детей в школе-интернате
2.2. Программа «Арт-гармония» в коррекционной работе с воспитанниками
школы-интерната для умственно отсталых детей
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ



Актуальность проблемы исследования. В настоящее время все чаще специалистами специальных образовательных коррекционных учреждений для умственно отсталых детей стали использоваться креативные технологии коррекционно-развивающей работы, в частности технологии арт-терапии.
Арт-терапия в данных учреждениях представляет собой метод коррекции и развития посредством творческого самовыражения. Ее возможности для работы с умственно отсталыми детьми особенно привлекательны так как, в отличие от большинства коррекционно-развивающих направлений, в основном использующих вербальные каналы коммуникации, арт-терапия использует «язык» невербальной экспрессии. Это особенно актуально при работе с детьми, имеющими отклонения в интеллектуальной сфере, и делает ее эффективным инструментом для диагностики, коррекции и гармонизации в тех случаях, когда ребенок не может выразить словами свое эмоциональное состояние. Невербальная экспрессия для них более естественна, т. к. их поведение более спонтанно и они менее способны к рефлексии своих действий и поступков.
Учитывая это при организации коррекционной работы с умственно отсталыми детьми, включая элементы арт-терапии, создается атмосфера игры и творчества.
Многие арт-терапевтические технологии уже давно используются в коррекционной работе с умственно отсталыми детьми в специальных образовательных учреждениях. Хотя в образовательной системе компенсирующей и коррекционной направленности отсутствуют целенаправленные теоретические и прикладные исследования, показывающие возможности арт-терапии в формировании нравственно-нормативных и мировоззренческих представлений ребенка с умственной отсталостью, а также фрагментарно изучены возможности технологий арт- терапии (музыкотерапии, сказкотерапии, изотерапии, библиотерапии, танцевально-двигательной терапии, мультипликационной терапии, куклотерапии, песочной терапии и др.) в коррекции эмоционально - регулятивных, социально-адаптационных процессов у умственно отсталых детей, затрудняющих их социальную интеграцию. В связи с этим поиск технологий коррекционного воздействия на таких детей в социально-педагогическом процессе, изучение возможностей развития умственно отсталого ребенка, компенсации имеющейся у него личностной недостаточности с помощью арт-терапии, представляется нам достаточно актуальным.
Степень научной разработанности проблемы. Отечественная специальная психология и педагогика как наука и практика, базируясь на культурно-исторической концепции Л.С. Выготского, достигли
значительных результатов в обосновании клинико-психологических основ дизонтогенеза, разработке специальных технологий, способствующих преодолению дефекта, это раскрыто в трудах Т.А. Власовой, А.Р. Лурия, Р.Е Левиной, К.С. Лебединской, И.Ю. Левченко, Е.М. Мастюковой. В.Г. Петровой, Л.И. Солнцевой, К.А. Семеновой, Е.А. Стребелевой, Г.Л. Трошина и др.).
Значимым для осознания закономерностей социализации, диагностики и коррекции в системе помощи детям с проблемами психического развития стали труды Д. И. Бойко, Е. В. Грибановой, Е. Е. Дмитриевой, И.А Коробейникова, И. Ю. Левченко, В. Б. Никишиной, В. М. Слуцкого, Е. В. Соколова, У. В. Ульенковой по специальной психологии, раскрывающие социальные детерминанты патологического развития.
Интерес к использованию арт-терапии в системе коррекционной работы с детьми с особыми нуждами подтверждается рядом исследований в специальной психологии, педагогике, дефектологии и социальной работе показывающих положительное влияние творчества на их познавательные процессы, это публикации О.В. Боровика, О.П. Гаврилушкиной, И. А. Грошенкова, И. В. Евтушенко, Е. А. Екжановой, Г. В. Кузнецовой, Е.А. Медведевой, С. М. Миловской, М. Ю. Рау, Е. А. Сошиной, Е.З. Яхниной и других. В последние годы в связи с интенсивным развитием интегративных методов коррекции, основанных на знании социально-психологических закономерностей межличностного взаимодействия, стали распространяться в практике немедицинские модели психотерапии, в частности, социально-психологическая модель, широко используемая в системе помощи умственно отсталым детям (Н. П. Вайзман, Е. Ю. Pay, Л. 3. Арутюнова, Б. И. Айзенберг, Л. В. Кузнецова).
Однако на сегодняшний день в специальном образовании отсутствуют теоретические и прикладные исследования, показывающие возможности арт- терапии в личностном, социокультурном становлении ребенка с проблемами интеллектуального развития, «врастании» его в культуру и раскрытии индивидуальности, а также в обеспечении психического здоровья.
Объект исследования - коррекционная работа с умственно отсталыми детьми.
Предмет исследования - арт-терапия как инструмент коррекционной работы с умственно отсталыми детьми.
Цель исследования - раскрыть сущность и возможности арт-терапии в коррекционной работе с умственно отсталыми детьми в условиях школы- интерната.
Задачи исследования:
- раскрыть теоретико-исторические основы использования арт-терапии в коррекционной работе с умственно отсталыми детьми;
- выявить специфику использования методов арт-терапии в коррекционной работе с воспитанниками школы-интерната г. Валуйки;
- разработать программу «Арт-гармония», используемую в коррекционной работе с воспитанниками школы-интерната для умственно отсталых детей.
Теоретико-методологические основы исследования разрабатывались на базе:
- культурологического подхода к психическому развитию и социальному становлению личности при нормальном и аномальном развитиии (научная школа Л.С. Выготского представленная работами Т.А Власоой, Л.В. Занкова, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьева, М.И. Лисиной, В.А Петровского, Л.Ф.Обуховой, У.В.Ульенковой, Д.И.Фельдштейна и др.);
- положения о культуросообразности детерминации развития человека как личности, где сущность ребенка выступает в единстве трех аспектов - субъекта культуры, общества и природы (М.М. Бахтин, Э.В. Ильенков, В.М Межуев и др.);
- положения о гуманизации и интеграции образовательного процесса, необходимости создания в обществе условий для реализации прав и возможностей детей с психофизическими недостатками (Т.В. Волосовец, Н.Н. Малофеев, Н.М.Назарова, Л.М. Шипицина и др.);
- личностно-ориентированного подхода в коррекционно-развивающем и социально-воспитательном процессе, где изменения внутреннего мира ребенка, являются основными ориентирами в его развитии, где создание условий для формирования индивидуальности, раскрытия творческого потенциала, выступают показателями социокультурной адаптации личности (Л.С. Выготский, В.П. Зинченко, А.В. Петровский, В.А. Петровский, Е.С. Романова, Д.Б. Эльконин и др.);
- положения об общих и специфических особенностях нормального и аномального развития, предопределенности личностной незрелости при разных вариантах дизонтогенеза (Л.С. Выготский, Т.А. Власова, Л.В. Занков, В.И. Лубовский, Ж.И. Шиф и др.);
- учения о коррекции и компенсации отклонений в ходе специального обучения, о соотношении зоны актуального и «ближайшего развития», «чувственной теории искусства» (Л.С. Выготский и др.).
Для рассмотрения проблемы влияния технологий арт-терапии на развитие личности, важным, с точки зрения коррекционного воздействия, оказались для нас труды отечественных ученых (В.М. Бехтерев, Л.С. Брусиловский, М.Е. Бурно, Ф.Е. Василюк, О.А.Карабанова, В.В. Макаров, В.С.Мухина, Б.М.Теплов и др.) и зарубежных исследователей (А. Маслоу, К. Роджерс, З. Фрейд, К. Юнг и др.).
Методы исследования. Для решения поставленных задач был использован комплекс методов, адекватных объекту и предмету исследования: теоретический анализ общей и специальной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; анализ личных дел воспитанников, наблюдение за детьми в процессе арт-терапевтических занятий; изучение продуктов художественно-творческой деятельности; экспертный опрос; качественный анализ результатов реализации программы «Арт-гармония».
Эмпирическая база исследования представлена информационной базой исследования: официальные нормативно-правовые документы:
Конвенция о Правах ребенка, Конституция Российской Федерации; Федеральные законы: об основных гарантиях прав ребенка; Об образовании; О социальной защите инвалидов в РФ; приказ министерства образования и науки РФ: О государственном стандарте образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и другие.
Важным источником документальной информации при подготовке дипломной работы явились публикации в периодической печати по вопросам создания специальной коррекционно-развивающей среды в
общеобразовательных специальных (коррекционных) учреждениях, обеспечивающей решение проблем социальной адаптации умственно отсталых детей.
Эмпирической базой исследования стали результаты прикладного исследования «Изучение возможности использования арт-терапии в коррекционной работе с умственно отсталыми детьми в Валуйской школе- интернате», проведенного автором в ноябре 2016 года и дополненного в марте-апреле 2017 года.
Теоретико-практическая значимость исследования. Собранный и систематизированный в ходе исследования материал позволил обосновать возможность и необходимость использования технологий арт-терапии в коррекционной работе с умственно отсталыми детьми в условиях школы- интерната и предложить на этой основе соответствующие рекомендации. Материалы исследования можно использовать при подготовке специалистов по социальной работе / социальных работников; они могут быть использованы органами исполнительной власти, учреждениями социальной защиты населения, учреждениями специального образования и другими аналогичными региональными и муниципальными структурами.
Материалы исследования внедрены в практическую деятельность ГБОУ «Валуйская общеобразовательная школа-интернат №1».
Апробация и внедрение результатов исследования проводилась в ходе преддипломной практики на базе ГБОУ «Валуйская общеобразовательная школа-интернат №1».
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Сегодня арт-терапевтические технологии активно используются в коррекционной работе с умственно отсталыми детьми в специальных образовательных учреждениях. Коррекционные возможности арт-терапии обусловлены предоставлением ребенку с умственной отсталостью возможностей для самовыражения и саморазвития, утверждения и самопознания. Созданные ребенком в процессе арт-терапии творческие работы и их признание взрослыми повышают его самооценку, степень его самопризнания.
Искусство, являясь важным фактором художественного развития, оказывает большое психотерапевтическое воздействие, влияние на эмоциональную сферу ребенка, при этом выполняя коммуникативную, регулятивную, катарсистическую функции.
Участие ребенка с проблемами в художественной деятельности со сверстниками и взрослыми расширяет его социальный опыт, учит адекватному взаимодействию и общению в совместной деятельности, обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы. Ребенок в коллективе проявляет индивидуальные особенности, что способствует формированию внутреннего мира ребенка с проблемами в развитии, утверждению в нем чувства социальной значимости.
Следует заметить, что специфика арт-терапии состоит в том, что ценность имеет не конечный результат творчества, а сам процесс, в котором оголяются внутренние переживания ребенка. Арт-терапия использует «язык» визуальной и пластической экспрессии. Все это наиболее актуально в работе с умственно отсталыми детьми.
Методы арт-терапии являются абсолютно безболезненными, не имеют противопоказаний и представляют возможность доступа к глубинному психологическому материалу, так же вызывают множество эмоций, стимулируют проработку бессознательных тревог и переживаний.
Положительный эффект при использовании методов арт-терапии состоит и в том, что искусство позволяет в своеобразной символической форме переконструировать травмирующую ситуацию и найти выход из нее, используя креативные способности ребенка, когда под воздействием искусства появляется эстетическая реакция.
Коррекционно-развивающие и психотерапевтические возможности искусства связаны с предоставлением ребенку с проблемами развития практически неограниченных возможностей для самовыражения и самореализации как в процессе творчества, так и в его продуктах, утверждением и познанием своего «Я». Создание ребенком продуктов художественной деятельности облегчает процесс коммуникации, установления отношений со значимыми взрослыми и сверстниками на разных этапах развития личности.
В настоящее время, поиск технологий коррекционного воздействия на детей с умственной отсталостью, изучение возможностей развития такого ребенка, компенсации имеющейся у него личностной недостаточности с помощью арт-терапии, представляется достаточно актуальным.
Сегодня используется несколько направлений искусства в коррекционной работе с данной категорией детей. Это, прежде всего, психофизиологическое (связанное с коррекцией психосоматических нарушений), психотерапевтическое (связанное с воздействием на когнитивную и эмоциональную сферы), социально-психологическое (выполняющее катарсистическую, регулятивную, коммуникативную функции), социально-педагогическое (связанное с развитием эстетических потребностей). Реализация этих направлений в работе с детьми с проблемами осуществляется через определенные психокоррекционные, коррекционно¬развивающие методики, которые используются в рамках арт-терапии.
Коррекционные возможности искусства по отношению к ребенку с проблемами развития связаны, прежде всего, с тем, что искусство является источником новых позитивных переживаний ребенка, оно рождает новые креативные потребности и способы их удовлетворения в том или ином виде искусства. Следует так же заметить, что методы арт-терапии повышают эстетические потребности детей с интеллектуальной недостаточностью, активизируют потенциальные возможности ребенка.
Таким образом, арт-терапия это один из самых интересных и творческих методов работы, использующий возможности искусства для достижения положительных изменений в эмоциональном, интеллектуальном и личностном развитии ребенка с умственной отсталостью. Творческая деятельность так же стимулирует желание ребенка с умственной отсталостью расширять межличностные отношения.
Вся система коррекционной работы призвана компенсировать имеющиеся нарушения в развитии, и направлена на реабилитацию и социальную адаптацию ребенка с умственной отсталостью. Коррекция и компенсация - это не рядом положенные понятия, а тесно увязанные процессы, которые обусловливают друг друга и не могут рассматриваться один без другого. Цель коррекционной работы непосредственно связана с результатом - компенсацией нарушения.
Методы арт-терапии приобретает всё большую популярность. Творя и созидая, дети с умственной отсталостью в используемых для творчества материалах высказывает свои опасения, страхи, проблемы. Методы арт- терапии являют собой вынос во внешний мир того, что наиболее беспокоит таких детей. В процессе терапевтической работы происходит мягкая проработка и коррекция тревожащих событий.
В заключении хотелось бы сказать, что ребенок с проблемами развития, действуя в этом удивительном мире искусства, дает позитивные изменения в своем развитии. На время общения с искусством он уходит от переживаний, эмоционального отвержения, чувства одиночества, страхов и тревожности или от конфликтных межличностных и внутрисемейных отношений. Ребенок, после общения с искусством, становится по своему психологическому состоянию качественно другим, успокоенным, духовно обновленным, с положительными изменениями в эмоциональной и познавательной сферах.
Использование методов арт-терапии в работе с умственно отсталыми детьми дает возможность осознать личностные переживания и пробудить творческие силы у таких детей, помогает им адаптироваться в социальной и профессиональной жизни.



1. Конвенции о правах ребенка [Текст]: офиц.текст. - М.,
Маркетинг 1993.
2. Конвенция о правах инвалидах [Электронный ресурс]/ Режим доступа: /http: //www. rg.ru/2012/10/24/konvencia-site-dok. html
3. Конституция Российской Федерации [Текст]: офиц.текст. - М.: Маркетинг, 2001. - 39 с.
4. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации [Электронный ресурс]: [федер. закон принят гос. думой 24 июля 1998 г., с имз. и дополнениями на от 28.12.2016 г., № 124 - ФЗ] / Режим доступа: /http: //propaganda-bdd.ru/index.phpact=pagesid= 15
5. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации [Электронный ресурс]: [федер. закон принят гос. думой 24 ноября 1995, с изм. и дополнениями на 7 марта 2017 г. № 181 - ФЗ] / Режим доступа:/ http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_8559
6. Об образовании в Российской Федерации [электронный ресурс]: [федер. закон принят гос. думой 22 июня 2016 г., №273 - ФЗ] / Режим доступа:/ http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 8559
7. Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации [Электронный ресурс]: [федер. закон принят гос. думой 28 декабря 2013 г. № 442 - ФЗ] / Режим доступа: / http://www.rosmintrud.ru/docs
8. ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями). [Электронный ресурс]: [приказ
министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 г., № 1599] / Режим доступа: / http: //273-фз.рф/ак4у _minobrnauki_rossii/prikaz-minobrnauki-rf-ot- 19122014-no-1599
9. Об организации образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) [Электронный ресурс]: [Письмо Министерства образования и науки России от 11.08.2016 N ВК- 1788/07] / Режим доступа: /http://legalacts.ru/doc/pismo-minobrnauki-rossii-ot- 11082016-n-vk-178807
10. Адаптированная основная общеобразовательная программа
начального общего образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) [Электронный ресурс]: [Утверждена приказом директора ГБОУ «Валуйская общеобразовательная школа- интернат» от 29.08.2016 N-89] / Режим доступа: /
http: //lhttps: //valschool8.j imdo .com.
11. Адаптированная основная общеобразовательная программа
среднего общего образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) [Электронный ресурс]: [Утверждена приказом директора ГБОУ «Валуйская общеобразовательная школа- интернат» от 29.08.2016 N-89] / Режим доступа: /
http://lhttps://valschool8.jimdo.com.
12. Акатов, Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] /Л.И. Акатов. - М.: Владос, 2013. - 368 с.
13. Айшервуд, М.М. Полноценная жизнь инвалида: Перевод с английского [Текст] / М.М. Айшервуд. - М.: Флинта, 2011. - 427 с.
14. Аксенова, Л.И. Правовые основы специального образования и социальной защиты детей с отклонениями в развитии [Текст] /Л. Аксенова // Дефектология. - 2013. - №1. - С. 42 - 46.
15. Астафьев, Н.В. Концепция дополнительного физкультурного образования умственно отсталых школьников [Текст] /Н.В. Астафьев, А.С. Самыличев. - Омск, 2012. - 40с.
16. Бадалян, Л.О. Невропатология [Текст] /Л.О. Бадалян. - М.: Академия, 2012. - 317 с.
17. Безрукова, Е.З., Забрамная, С. Д. Психологическое изучение умственно отсталых школьников: Учебно-методическое пособие [Текст] / Е. З. Безрукова, С. Д. Забрамная. - Екатеринбург, 2014. - 78с.
18. Белоусова, Е.В. Возможности использования музыкально-драматического творчества в социальной работе [Текст] /Е. В. Белоусова //Отечественный журнал социальной работы. - 2016. - № 4. - С. 30 - 35.
19. Беспалько, В.П. Социально-культурная деятельность: сущность, новые подходы [Текст]/ В.П. Беспалько, И.И. Беспалько // Дефектология. - 2015. - № 9. - С. 5 - 11.
20. Бубен, С.С. Интеграция: проблемы и перспективы [Текст] /С.С. Бубен // Дефектология. - 2014. - № 5. - С. 12 - 16.
21. Бурно, Э. Терапия творческим самовыражением [Текст] /Э. Бурно. - М.: Академия, 2012. - 303 с.
22. Ванслова, Е.Г. Эстетическое воспитание подрастающего поколения в музеях различных профилей [Текст] /Е.Г. Ванслова, М.Ю. Юхневич, Т.П. Чумалова. - М.: Аванта плюс, 2014. - 148 с.
23. Воронова, А.А. Арт-терапия для детей и их родителей [Текст] /А.А. Воронова. - Рн/Д.: Феникс,2013. - 253.
24. Всероссийский фестиваль особых театров «Протеатр» [Электронный ресурс] /Режим доступа:/ http://www.proteatr.ru.
25. Гаурилюс, А.И. Динамика становления межличностных отношений и представлений о себе и своем окружении у учащихся вспомогательной школы [Текст] /А. И. Гаурилюс //Дефектология. - 2015. - № 2. - С. 58 - 61.
26. Герасименко, О.А. Особый ребенок: исследования и опыт помощи [Текст] /О.А. Герасименко. - М.: Академия, 2013. - 121 с.
27. Гликман, И.З. Свободное время и развитие личности [Текст] / И.З. Гликман // Наука и школа - 2012. - № 5.- С. 31-35.
28. Головина, Т.И. Изобразительная деятельность учащихся вспомогательной школы [Текст] /Т.И. Головина. - М.: Академия, 2012.
29. Голубева, А.В. Консультация юриста. Социальная адаптация детей-инвалидов [Текст] /А.В. Голубева //Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2014.- №5. - С. 55 - 63.
30. Горошенков, И.А. Эстетическое воспитание во
вспомогательной школе [Текст] /И.А. Горошенков. - М., Аванта плюс, 2014. - 104 с.
31. Грибова, О.Е. Дополнительное образование в специальной (коррекционной) школе [Текст] /О.Е. Грибова //Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2016.- №1. - С. 47 - 52.
32. Долгушкин А. К. Введение в социальную реабилитацию [Текст] / А. К. Долгушкин - М.: Академия, 2013. - 275 с.
33. Дуликов, В.З. Организационный процесс в социокультурной сфере: Учеб. пособие [Текст]/ В.З. Дуликов. - М.: Академия, 2012. - 86 с.
34. Дульнев, Г.М. Актуальные вопросы работы с глубоко отсталыми детьми: обучение и воспитание умственно отсталых детей [Текст] /Г.М. Дульнев. - М.: Владос, 2011. - 176 с.
35. Дульнев, Г.Н. Принципы отбора детей во вспомогательные школы [Текст] /Г.Н. Дульнев, А.Р. Лурия - М.: Флинта, 2013. - 189 с.
36. Евладова, Е.Б. Дополнительное образование детей [Текст]: учеб. пособие для студентов учреждений сред. проф. образования /Е.Б. Евладова, Л.Г. Логинова, Н.Н. Михайлова. - М.: Владос, 2012. - 432 с.
37. Забрамная, С.Д. Отбор умственно отсталых детей в специальные учреждения [Текст] /С.Д. Забрамная. - М.: Аванта плюс, 2012. - 96 с.
38. Замский, Х.С. Умственно отсталые дети: история их изучения, воспитания и обучения с древнейших времен до середины ХХ века [Текст] /Х.С. Замский. М.: Владос, 2012. - 395 с.
39. Зайцев, Д.В. Основы коррекционной педагогики [Текст] /Д.В. Зайцев, Н.В.Зайцева. - Саратов: Издательство Саратовского института,
2011. - 110 с.
40. Зебзеева, А.Г. Права, оплаченные страданием: Справочно-публицистическое издание для инвалидов и тех, кто рядом с ним [Текст] / А.Г. Зебзеева. - СПб.: Речь, 2013. - 320 с.
41. Зинкевич-Евстегнеева, Т.Д. Как помочь «особому» ребенку. Книга для педагогов и родителей [Текст] /Т.Д. Зинкевич-Евстегнеева, Л.А. Нисневич - СПб.: Питер Ком, 2010. - 53 с.
42. Иванов, Е.С. Что такое умственная отсталость. Руководство для родителей [Текст] /Е.С. Иванов, Д.Н. Исаев. - СПб.: Питер Ком, 2011.
43. Исаев, Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. Руководство [Текст] / Д.Н. Исаев. - СПБ.: Речь, 2013. - 391 с., илл.
44. Кабачек, О.Л. Роль массовой детской библиотеки в интеграции детей с нарушениями в развитии в социокультурную среду [Электронный ресурс] /О.Л. Кабачек. - http://www.gds.cpb.ru/page_3/confer/doc.13.htm.
45. Касицына, М.А. Коррекционная ритмика. Комплекс практических материалов [Текст] / И.Г. Бородина, М.А. Касицына. - М.: Гном и Д, 2014. - 215 с.
46. Колесин, А.Н. Концептуальные вопросы творческой реабилитации детей и подростков с особыми потребностями. Реабилитация с проблемами в развитии: Сборник научных трудов. [Текст] /А.Н. Колесин - СПб.: Союз, 2011.
47. Коробейников, И.А. О концептуальных и практических аспектах диагностики и коррекции умственной отсталости [Текст] /И. Коробейников //Социальная и клиническая психиатрия. 2013. - № 1. - С. 56 - 59.
48. Кузнецова, Л.В. Основы специальной психологии [Текст]
/Л.В. Кузнецова. - М.: Академия, 2012. - 480 с.
49. Кузьмина, Е.С. Развитие эмоционально-волевой сферы умственно отсталых школьников [Текст] / Е.С. Кузьмина. - М.: Академия,
2014. - 48 с.
50. Культурно-досуговая деятельность и народное творчество: Сб. аналит. и информ. материалов [Текст] /Отв. за вып. А.В. Каменецкий. - М.,
2014. - 63 с.
51. Лапшин, В.А. Основы дефектологии [Текст]: учеб. пособие / В.А. Лапшин, Б.П. Пузанов. - М.: Академия, 2011. - 395 с.
52. Лебединская, К.С. Учащиеся вспомогательной школы: клинико-психологическое изучение [Текст] /К.С. Лебединская [и др.]; под ред. М.С. Певзнер - М.: Флинта, 2012. - 232 с.
53. Лебединский, В.В. Нарушение психического развития у детей [Текст]: учеб. пособие /В.В. Лебединский. - М.: Флинта, 2014. - 342 с.
54. Лебедева, Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. [Текст]/ Л.Д. Лебедева. - СПб.: Речь, 2013. - 256 с.
55. Литовкин, Е.В. Социально-культурная деятельность в контексте современного исторического знания [Текст] /Е.В. Литовкин // Вестн. МГУКИ. - 2013. - № 1. - С.86-94.
56. Лукин, В.П. Специальный доклад «О соблюдении прав детей- инвалидов в Российской Федерации» [Электронный ресурс] /В.П. Лукин. - http://ombudsman.gov.ru/doc/spdoc/0206.shtml.
57. Макарова, Е. Эдит Крамер «Арт-терапия с детьми [Текст] /Е. Макарова. - М.: Генезис, 2013. - 253.
58. Малер, А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями. Книга для родителей [Текст] /А.Р.Малер - М.: АПК и ПРО, 2014. - 64 с.
59. Малер, А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: методическое пособие. [Текст] /А.Р.Малер - М.: АРКТИ, 2012. -176 с.
60. Мачихина, В. Ф. Организационно-педагогические аспекты обучения и воспитания умственно отсталых детей [Текст] / В.Ф. Мачихина // Дефектология. - 2011.- № 4 - С.24-27.
61. Маричева, Г.С. Умственная отсталость при наследственных болезнях [Текст] /Г.С. Маричева, В.И. Гаврилов - М.: Гардарики, 2013. - с. 136
62. Мальникова, Л.И. Детский музыкальный фольклор [Текст] /Л.И. Мальникова, А.Н.Зимина - М.: Логос, 2014. - 96 с.
63. Мастюкова, Е.М. Они ждут нашей помощи [Текст]
/Е.М. Мастюкова, А.Г. Московкина - М.: Флинта, 2011. -73 с.
64. Мачихина, В.Ф. Внеклассная воспитательная работа во вспомогательной школе-интернате [Текст] /В.Ф. Мачихина - М.: Гардарики, 2011. - 125 с.
65. Медведева, Е.А., Левченко, И.Ю. Арт-педагогика в специальном образовании. М.: Академия, 2011. - 248 с.
66. Меерзон, Т. И., Кожаева, К. Е. Куклотерапия в социализации
детей с умственной отсталостью // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - №. 20. - С. 43-48. - URL: http://e-
koncept.ru/2016/56324.htm.
67. Миллер, А.М. Некоторые проблемы библиотерапии [Текст]/ А.М. Миллер// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития № 6. - 2009. - С. 7-11.
68. Морозова, Н.Г. Особенности поведения аномальных детей дошкольного возраста // Сборник научных трудов. Под ред. Л.П. Носковой. - М., 2011. - С. 17-30.
69. Мухина, В. С. Возрастная психология. Феноменология развития [Текст] /В.С. Мухина. - М.: Академия, 2012. - С. 656.
70. Насибуллина, А. Д. Специфика психолого-педагогического
сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья в системе дополнительного образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2014. - № 26. - С. 11-13. - URL: http://e-
koncept.ru/2016/56324.htm.
71. Никифорова, Е.С. Фольклор как средство расширения
социокультурного опыта воспитанников с интеллектуальной
недостаточностью [Текст] /Е. Никифорова //Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2015.- № 3. - С. 19 - 26.
72. Некрасова, Ю.Б. Лечение творчеством [Текст] / Ю.Б. Некрасова. - М.: Смысл, 2009. - 274.
73. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта [Текст]: монография под ред. И.М. Бгажноковой - М.: Владос, 2011. - 181 с.
74. Петрова, В.Г. Психология умственно отсталых школьников
[Текст]: учеб. пособие /В.Т. Петрова - М.: Академия, 2012. - 160 с.
75. Плахова Н. С. Школа - предприятие: новые подходы к коррекционной работе с умственно отсталыми школьниками [Текст] / Н. С. Плахова // Дефектология. - 2015. - № 8 - С.27-31.
76. Попейол, С.К. Проблема научного анализа технологии культурно¬досуговой деятельности [Электронный ресурс] /С.К. Попейол - http: //www/earthburg. ru/earthadm/php/process. php?lang=popei-ool. html.
77. Попова, Н.Т. Театр с участием людей с интеллектуальными нарушениями [Текст] /Н.Т. Попова //Дефектология. - 2015.- № 5. - С. 48 - 53.
78. Рау, Е.Ю. Роль игровой психотерапии в устранении заикания у дошкольников. [Текст] / Е.Ю. Рау. - М.: Академия, 2009. - 189.
79. Рудестам, К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика: Пер. с англ. Л. А. Петровской. [Текст] / К. Рудестам. - М.: Академия, 2007. - 368.
80. Сеген, Э. Воспитание, гигиена и нравственное лечение умственно ненормальных детей [Текст] /Э. Сеген - СПб.: Речь 2013. - 188 с.
81. Синцова, Л.К. Социализация и адаптация [Текст] /Л.К. Синцова // Социальная адаптация и вопросы нравственного воспитания личности. - Барнаул: БПИ, 20144. - С.24 - 28.
82. Смирнова, А.Н. Коррекционно-воспитательная работа учителя вспомогательной школы [Текст]: пособие для учителей и воспитателей /А.Н. Смирнова - М.: Логос, 2012. - 104 с.
83. Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И. Лубовский, Т. В. Розанова, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. В. И. Лубовского. - М.: Академия, 2011. - 464 с.
84. Титов Б.А. Социализация детей, подростков и юношества в сфере досуга [Текст] /Б.А. Титов. - СПб.: Речь, 2012. - 168 с.
85. Туев, В. В. Социокультурная деятельность: понятие и дефиниция [Текст] /В. В. Туев // Социокультурная деятельность: теория, технология, практика. - Челябинск, 2012. - Ч. I. - С. 11-29.
86. Федорова, В.Н. Опыт использования арт-терапии в работе специальной (коррекционной) школы VIII вида [Текст] /В.Н. Федорова - М.: Флинта, 2014. - 39 с.
87. Шипицына, Л.М. Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] /Л.М. Шипицына //Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2014.- № 2. - С. 7 - 11.
88. Шипицына, Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта [Текст] /Л.М. Шипицына - СПб.: Дидактика плюс, 2012. - 496 с.
89. Шпек, О. Люди с умственной отсталостью: обучение и воспитание: пер. с нем. А.П. Голубева, науч. ред. рус. текста Н.М. Назарова [Текст] /О. Шпек - М.: Академия, 2013. - 432 с.
90. Щиголева, Н.В. Структура культурно-образовательного
пространства. [Электронный ресурс] /Н.В. Щиголева -
http: //www.oim.ru/vibor. asptype=1

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ