Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ У УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР

Работа №103942

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы64
Год сдачи2017
Стоимость4200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
92
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Теоретические основы формирования навыков общения у умственно отсталых детей младшего школьного возраста посредством театрализованных игр 9
1.1 Психолого-педагогические аспекты формирования навыков
общения у умственно отсталых детей младшего школьного возраста 9
1.2 Потенциальные возможности театрализованных игр в
формировании навыков общения у умственно отсталых детей младшего школьного возраста 16
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию навыков общения у умственно отсталых детей младшего школьного возраста посредством театрализованных игр 22
2.1 Выявление уровня сформированности навыков общения у
умственно отсталых детей младшего школьного возраста 22
2.2 Содержание работы по формированию навыков общения у
умственно отсталых детей младшего школьного возраста посредством театрализованных игр 35
2.3 Динамика сформированности навыков общения у умственно
отсталых детей младшего школьного возраста 45
Заключение 55
Список используемой литературы 57
Приложение 62


Актуальность рассматриваемой темы бакалаврской работы заключается в важности периода младшего школьного возраста в жизни ребенка. В связи с расширением условий жизни расширяется и круг общения ребенка. Именно в этом возрасте ребёнок открывает для себя мир человеческих отношений. Желание стать частью взрослой жизни в период младшего школьного возраста очень сильно, но ещё не совсем доступно. В этот же период у ребенка возрастает страсть к самостоятельности. Для успешного выстраивания взаимоотношения со сверстниками и взрослыми ребёнку необходимы сформированные навыки общения. Это определяют Д.И. Аугене, Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, В.Г. Петрова. В период младшего школьного возраста ребёнок должен научиться отвечать за свою речь и её правильную организацию. Также начинает формироваться навык самодисциплины, самоорганизации и организации коллективной деятельности, понимание ценности сотрудничества, общения и отношений в совместной деятельности. По мнению А.В. Мудрик, Н.В. Цукерман в младшем школьном возрасте происходит усвоение ребёнком правил и норм общения, следовать которым он будет во взрослой жизни в независимости от внешних обстоятельств. Характер речевого и экспрессивного общения определяет меру самостоятельности и степень свободы ребенка среди других людей, в том числе во взрослой жизни.
Исследования, проведённые в области специальной психологии и педагогики О.К. Агавелян, В.А. Вяренен, Л.И. Даргевичене, Н.Л. Коломинским, Ж.И. Намазбаевой показали отрицательное влияние умственной отсталости у детей младшего школьного возраста на уровень их межличностного общения, приводящее к недостаточному формированию навыков общения [11, с. 43].
Несмотря на большое количество литературы, затрагивающей проблему общения лиц с умственной отсталостью, в ней мало затрагиваются вопросы, связанные с формированием навыка общения у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью. Не рассматривался вопрос о возможностях формирования навыков общения посредством театрализованной деятельности у умственно отсталых детей младшего школьного возраста. Наблюдения показывают, что умственно отсталые дети, которые поступают в коррекционные школы, не обладают социальной зрелостью на необходимом уровне , выражающейся в отсутствии потребности общаться со сверстниками, т.е. дети не подчиняют свое поведение общим правилам детской группы и не обладают способностью исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения. В связи с этим большая часть периода адаптации к новой для детей учебной деятельности посвящена упорядочиванию процесса общения внутри класса.
Театрализованные игры являются наиболее эффективной педагогической технологией развития творческой личности детей младшего школьного возраста (И.А. Генералова, А.П. Ершова). Театрализованная деятельность заложена в природе ребёнка, потому она ему близка и понятна. Игра, являющаяся в дошкольном возрасте ведущим видом деятельности, остаётся играть важную роль и в жизни младшего школьника. Именно она позволяет учащемуся развивать механизмы произвольного запоминания информации и увеличивать объём слуховой памяти, развивать психические функции воображения и творческие способности, формировать музыкальный и художественный вкус. Именно в игре человек учится представлять себя в ином статусе и соответствовать ему, осуществляя самоконтроль. [26; c.18]
Актуальность проблемы, её недостаточная теоретическая и практическая значимость обусловили выбор темы исследования: «Формирование навыков общения у умственно отсталых детей младшего школьного возраста посредством театрализованных игр».
В процессе анализа психолого-педагогической литературы выявилось противоречие между тем, что необходимо формировать навыки общения у умственно отсталых детей младшего школьного возраста и недостаточным использованием театрализованных игр в этом процессе.
Данное противоречие позволило обозначить проблему исследования: каковы потенциальные возможности театрализованных игр в формировании навыков общения у умственно отсталых детей младшего школьного возраста?
Таким образом, цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность театрализованных игр как средства формирования навыков общения у умственно отсталых детей младшего школьного возраста.
Объект исследования - процесс формирования навыков общения у умственно отсталых детей младшего школьного возраста.
Предметом исследования - театрализованные игры как средство формирования навыков общения у умственно отсталых детей младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования заключается в том, что формирование навыков общения у умственно отсталых детей младшего школьного возраста посредством театрализованных игр возможно, если:
- определены компоненты формирования навыков общения у умственно отсталых детей младшего школьного возраста: когнитивно - информационный, регуляционно-поведенческий, аффективно-эмпатийный, социально-перцептивный;
- разработано содержание театрализованных игр, направленных на формирование навыков общения в соответствии с выделенными компонентами;
- поэтапно построена работа : ориентационный, практический и итоговый этапы.
Задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогических исследований раскрыть и охарактеризовать процесс формирования навыков общения у умственно отсталых детей младшего школьного возраста, степень разработанности данной проблемы на современном этапе .
2. Выявить уровень сформированности навыков общения у умственно отсталых детей младшего школьного возраста.
3. Экспериментально проверить эффективность театрализованных игр в формировании навыков общения у умственно отсталых детей младшего школьного возраста.
Поставленные задачи решались посредством следующих методов исследования: теоретических - беседы, наблюдения, анализа психолого-педагогической литературы; эмпирических - педагогический эксперимент, состоящий из констатирующего, формирующего и контрольного этапов; анализа и интерпретации эмпирических данных.
Теоретическая основа исследования:
- положения о развитии человеческой психики в процессе социализации (Л.С. Выготский, Л.П. Божович, A.B. Запорожец, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин);
- положения о взаимосвязи поведения и общения с внутренними психологическими феноменами в когнитивной, эмоциональной и волевой сферах, в развитии коммуникативно-личностных качеств и психическом состоянии человека (М.И. Лисина, Л.Я. Коломинский, Е.Е. Дмитриева);
- системный подход к изучению личности в норме и патологии (Б.Г. Ананьев, А.Ф. Лазурский, А.Е. Личко, В.Н. Мясищев).
Новизна исследования: обоснованы потенциальные возможности использования театрализованных игр в формировании навыков общения у умственно отсталых детей младшего школьного возраста; определены показатели и уровни сформированности навыков общения у умственно отсталых детей младшего школьного возраста .
Теоретическая значимость исследования: описаны содержательные характеристики уровней сформированности навыков общения у умственно отсталых детей младшего школьного возраста.
Практическая значимость: состоит в том, что разработанное и апробированное содержание работы по формированию навыков общения у умственно отсталых детей посредством театрализованной деятельности. Результаты проведённого эксперимента могут быть использованы педагогами при работе с умственно отсталыми детьми.
Экспериментальная база исследования: ГБС (К) ОУ школа-интернат № 5 г.о. Тольятти.
Структура бакалаврской работы: бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (51 наименований источников), 3 приложений, 10 таблиц. Работу иллюстрируют 4 рисунка.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


По результатам проведенного исследования была подтверждена выдвинутая нами гипотеза, а также были сделаны следующие выводы:
Так как период младшего школьного возраста является сензитивным для формирования навыков общения, то процесс формирования навыков общения у умственно отсталых детей младшего школьного возраста в этот период будет наиболее эффективным.
Результат анализа психолого-педагогической литературы показал, что проблема формирования навыков общения у умственно отсталых детей младшего школьного возраста является сложной. Мы уточнили понятие «навыки общения», под которым понимаются «взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера» (А.А. Реан).
На констатирующем этапе эксперимента нами была выявлена зависимость уровня развития навыков общения от используемых формирующих воздействий на умственно-отсталых детей младшего школьного возраста и от уровня развития навыков общения каждого конкретного ребёнка. В ходе констатирующего эксперимента мы определили недостаточный уровень педагогического воздействия на процесс формирования навыков общения у умственно-отсталых детей младшего школьного возраста. Мы выявили, что несмотря на адекватное понимание данной проблемы педагогами школы-интерната недостаточно используется такое средство, как театрализованные игры.
Формирование навыков общения у умственно отсталых детей младшего школьного возраста посредством театрализованных игр возможно, если: определены компоненты формирования навыков общения у умственно отсталых детей младшего школьного возраста: когнитивно-
информационный, регуляционно-поведенческий, аффективно-эмпатийный, социально-перцептивный; разработано содержание театрализованных игр, направленных на формирование навыков общения в соответствии с выделенными компонентами; поэтапно построена работа: ориентационный, практический и итоговый этапы.
В результате проведённого эксперимента у всех детей экспериментальной группы произошли качественные изменения. Повысился интерес к совместному общению и взаимодействию. Расширился активный и пассивный словарный запас детей, уменьшилось количество межличностных конфликтов. Улучшилось качество совместных игр детей, повысился уровень коммуникации.
Таким образом, поставленная в исследовании цель достигнута, задачи решены, полученные теоретические и экспериментальные данные подтверждают выдвинутую гипотезу.



1. Андреева, Г.М. Взаимосвязь общения и деятельности [Текст]/ Г.М. Андреева, Я. Яноушек // Общение и оптимизация совместной деятельности. М., 1985 - 114 с.
2. Арт-педагогика. Арт-терапия в специальном образовании. [Текст]/ Под редакцией Е.А. Медведевой, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комисарова, Т.А. Добровольской- М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 130 с.
3. Аслаева, Р.Г. Основы специальной педагогики и психологии [Текст] / Р.Г. Аслаева. - Уфа: Изд-во БГПУ, 2011. - 136 с.
4. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя [Текст]/ А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 187 с.
5. Аугене, Д.И. Речевое общение умственно отсталых детей дошкольного возраста и пути его активизации. [Текст] / Д.И. Аугене // Дефектология. - 1987. - №4 - С. 3 - 8.
6. Бобнева, М.И. Социальные нормы и регуляция поведения [Текст]/ М.И. Бобнева, - М.: Просвещение, 2004 - 89 с.
7. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович - М.: Просвещение, 1968. - 213 с.
8. Брушлинский, А.В. Мышление и общение [Текст] /
А.В. Брушлинский, В.А. Поликарпов. - Самара: Самарский дом печати, 1999. - 122 с.
9. Буева, Л.П. Человек: деятельность и общение [Текст] /
Л.П. Буева. - М.: Мысль, 2001. - 216 с.
10. Буре, Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Методическое пособие [Текст] / Р.С. Буре - М.: Мозаика - Синтез, 2015. - 77с.
11. Воронкова, В.В. Олигофренопедагогика: Учебное пособие.
[Текст] / В.В. Воронкова, Т.В. Алышева, Г.В. Васенков. - М.: Дрофа, 2009. - 400 с.
12. Гаврилушкина, О.П., Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников. [Текст] / О.П. Гаврилушкина, Н.Д. Соколова - М.: Просвещение, 2005. - 50 с.
13. Гипиус, С.В. Актерский тренинг. Гимнастика чувств. [Текст] / С.В. Гипиус - СПб: Прайм- Еврознак, 2008 - 204 с.
14. Гринченко, И.С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе. Учебно-методическое пособие [Текст] / И.С. Гринченко. - М.: «ЦГЛ», 2002. - 80 с.
15. Горбачев, И.А. Театральные сезоны в школе. [Текст] / И.А. Горбачёв - М., 2013. - 78 с.
16. Дружные ребята. Программа для дошкольных учреждений. [Текст] // Воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников / Под ред. Р.С. Буре. - М., 2007 - 140 с.
17. Дульнев, Г.М. Учебно-воспитательная работа во
вспомогательной школе [Текст] / Г.М. Дульнев // Под ред. Т.А. Власовой и
В.Г. Петровой. - М.: Просвещение, 2001. - 176 с.
18. Запорожец, А.В. Игра и развитие ребенка. [Текст] / А.В. Запорожец // Психология и педагогика игры дошкольника. - М., 2007. - 431 с.
19. Изотова, Е.И. Эмоциональная сфера ребёнка. Теория и практика [Текст]/ Е.И. Изотова, Е.В. Никифорова. - М.: Академия, 2004. - 288 с.
20. Иванова, Н.В. Формирование социального пространства отношений ребёнка в дошкольном образовательном учреждении: учебное пособие [Текст] / Н.В. Иванова. - Череповец: ЧГУ, 2008. - 178 с.
21. Изотова, Е.И. Эмоциональная сфера ребёнка. Теория и практика [Текст]/ Е.И. Изотова, Е.В. Никифорова. - М.: Академия, 2004. - 172 с.
22. Клочко, В.Е. Самоорганизация в психологических системах: проблемы становления ментального пространства личности [Текст]/ В.Е. Клочко. - Томск, 2005. - 154 с.
23. Клубочек, О.В. Формирование коммуникативных навыков в условиях нового ФГОС [Текст] / О.В. Клубочек // Начальная школа плюс До и После. - 2011. - № 11. - С. 50-51.
24. Катаева, А.А. Дошкольная олигофренопедагогика: Учебник для студ. педвузов. [Текст] / А.А. Катаева, Е.А. Стребелева - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2008. - 208 с.
25. Клюева, Н.В. Учим детей общению. Характер,
коммуникабельность: Пособие для педагогов и родителей. [Текст] /
Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина - Ярославль: Академия развития, 2007. - 145 с.
26. Ковынева, М.В. Методика активного обучения и воспитания. [Текст] /М.В. Ковынева - М.: Феникс, 2005. - 316 с.
27. Колчеев, Ю.В., Колчеева Н.И. Театрализованные игры в школе. [Текст] / Ю.В. Колчеев, Н.И. Колчеева - М., 2011. - 227 с.
28. Леонтьев, А.А. Психология общения. 3-е изд. [Текст] / А.А. Леонтьев - М.: Смысл, - 2009. - 459 с.
29. Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения. [Текст] / М.И. Лисина - М.: Педагогика, 1986. - 144 с.
30. Малофеев, Н.Н. Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения / Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л. - 2014. - [Электронный ресурс]: http ://www.ikprao.ru/almanah/ 13/contents.htm
31. Мудрик, А.В. Общение в процессе воспитания: Учебное пособие. . [Текст] / А.В. Мудрик - М., 2011 - 110 с.
32. Мыркин, В.Я. Что значит общение как предмет воспитания. [Текст] / В.Я. Мыркин// Воспитание в школе, 1994. - № 1. - С. 32-35, 39.
33. Новикова, В.И. Предпосылки воспитания у младших
школьников потребности в добротворчестве. [Текст]/ В.И. Новикова// Гуманитарные и социально-экономические науки. №2, 2004, С. 179-184
34. Педагогические системы обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями: Учебное пособие [Текст]/ Под ред. А.Ю. Кабушко, М.Н. Алексеевой. - Ставрополь: Изд. СГПИ, 2011. - 372 с.
35. Петрова, В.Г Психология умственно отсталых школьников: Учебное пособие. [Текст] / В.Г. Петрова, И.В. Белякова. - М.: Академия, 2014. - 160 с.
36. Петрова, Т.И. Театрализованные игры в детском саду. [Текст] / Т.И. Петрова, Е.Л. Сергеева, Е.С. Сергеева - М., 2016. - 148 с.
37. Пиаже, Ж. Избранные психологические труды. [Текст] / Ж. Пиаже - М., 2004. - 493 с.
38. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» [Текст]
39. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 0 - 4 классы. [Текст] / Под ред. В.В. Воронковой - М.: «Провещение», 2014. - 220 с.
40. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника: Учебное пособие для студентов по специальности «Дефектология» [Текст] /
С.Я. Рубинштейн - М.: Просвещение, 1979. - 481 с.
41. Руководство по работе с детьми с умственной отсталостью: Учебное пособие [Текст] / Науч. ред. М. Пишчек// Пер. с польск. — СПб.: Речь, 2014. - 276 с.
42. Смирнова, Е.О. Межличностные отношения дошкольников:
диагностика, проблемы, коррекция. [Текст]/ Е.О. Смирнова,
В.М. Холмогорова. - М., 2005. - 321 с.
43. Соколова, Н.Д. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников. [Текст] / Н.Д. Соколова - М.: Просвещение, 2002.- 148 с.
44. Соломенникова, О.А. Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу [Текст] / О.А. Соломенникова, Т.С. Комарова. - М: Мозаика-Синтез, 2011. - 96 с.
45. Специальная педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова и др.; под ред. Н.М. Назаровой. - М.: Академия, 2000. - 400 с.
46. Чурилова, Э.Т. Методика организации театральной деятельности дошкольников и младших школьников. [Текст] / Э.Т. Чурилова - М., 2001. - 160 с.
47. Шамко, Л.Ю. Формирование представлений о социальных явлениях у умственно отсталых дошкольников [Текст] / Л.Ю. Шамко //Дефектология. 1994. - № 4. - С. - 23 - 25.
48. Шипицына, Л.М. Нейропсихологический аспект диагностики детей в процессе коррекционно-развивающегося обучения [Текст] / Л.М. Шипицина//Дети с проблемами в развитии: исследования и коррекция. СПбГУПМ, 1999. - С.98-113.
49. Шипицина, Л.М. Основы коммуникации [Текст] /
Л.М. Шипицина, О.В. Защиринская, А.П. Воронова и др. - СПб., 2005. - 221 с.
50. Щёткин, А.В. Театральная деятельность в детском саду. [Текст] / - М.: Мозаика - Синтез, 2008. - 47 с.
51. Щуркова, Н.Е. Профессиональное мастерство классного руководителя [Текст] / Н.Е. Щуркова. - М.: Айрис-пресс, 2015. - 160 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ