Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ (НА ПРИМЕРЕ ГБОУ «НОВООСКОЛЬСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»)

Работа №67863

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социальная работа

Объем работы82
Год сдачи2018
Стоимость4370 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
329
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
Социальный портрет несовершеннолетних с
интеллектуальными нарушениями
1.2 Социальная адаптация несовершеннолетних с
интеллектуальными нарушениями: понятие, виды
2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В УСЛОВИЯХ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА
Проблемы социальной адаптации несовершеннолетних с
интеллектуальными нарушениями в условиях ГБОУ
«Новооскольская специальная общеобразовательная школа- интернат»
Социальный проект, направленный на социально-бытовую и
социально-психологическую адаптацию детей с интеллектуальными нарушениями, «Дети как дети»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 74

Приложения должны быть в работе, но в настоящий момент отсутствуют


Актуальность исследуемой проблемы. Одной из приоритетных задач в деятельности специальных образовательных интернатных учреждений является социальная адаптация воспитанников. Ребенок, ограниченный в умственном развитии, не в состоянии сам выделить, осознать и усвоить те звенья социальной структуры, которые позволяют личности комфортно поддерживать существование в социальной среде и успешно реализовывать в ней свои потребности и цели. По сути, он лишен основы самостоятельного, благополучного существования в сложном современном социуме. Поэтому социальная адаптация является не только важнейшей задачей обучения и воспитания ребенка с интеллектуальной недостаточностью, но и средством компенсации первичного дефекта.
Воспитанники специальной общеобразовательной школы-интерната отличаются рядом особенностей: неадекватностью поведения, отсутствием умения устанавливать отношения со взрослыми и сверстниками, скудостью представлений об окружающем мире, неразвитостью адаптационных способностей. Первостепенной задачей специалистов, работающих с данной категорией детей и подростков, является формирование социальных компетенций, способствующих социальной адаптации воспитанников, повышение уровня их общего развития и их всесторонняя подготовка к будущей самостоятельной жизнедеятельности, в конечном итоге, – создание таких условий обучения и воспитания, которые с максимальной пользой помогут самореализации выпускников в социуме, их активному, по возможности, полноценному участию в жизни общества.
Степень научной разработанности проблемы. Проблема социальной адаптации воспитанников в условиях специальных общеобразовательных учреждений по своему характеру является междисциплинарной, поскольку здесь скрещиваются научные интересы медиков, психологов, социологов, педагогов. Большой вклад в развитие отечественной системы обучения и воспитания детей с нарушениями в развитии внесли В.М. Бехтерев, П.П. Блонский, А.Н. Граборов, Г.М. Дульнев, И.Г. Еременко, Л.В. Занков, Б.В. Зейгарник, В.П. Кащенко, М.С. Певзнер, С.Я Рубинштейн, Г.Е.Сухарева и др. Авторы отмечают, что под воздействием корригирующего лечебного и психолого-педагогического воздействия формируются знания и совершенствуется интеллектуальная деятельность, повышается эффективность социальной адаптации детей и подростков с нарушениями интеллекта.
Вопросы индивидуального, личностного развития детей с нарушениями в развитии рассматриваются в работах Т.А. Власовой, Г.Ф. Кумариной, Ф.А. Рау, Л.И. Фридман и других.
В исследованиях И.М. Бгажноковой, В.А. Генкиной, В.В. Гладкой и др. подчеркивается, что задача подготовки умственно отсталых детей к жизни может решаться успешно только в том случае, если этим делом целенаправленно и сообща будут заниматься ведущие воспитательные сообщества – семья и школа.
Врачи, педагоги прошлого всегда уделяли большое внимание воспитанию у умственно отсталых детей полезных привычек, способствующих обеспечению их жизненно необходимыми умениями и навыками, которые помогут им стать полноценными членами общества (В.П. Кащенко, А.П. Граборов).
Проблемы профессионально-трудовой подготовки и социальной адаптации детей с данной категорией нарушения рассматриваются в трудах А.Н. Граборова, Ж. Демора, А.А.Десятова, Е.А.Климова и др. В исследованиях Г.В. Безюлевой, Е.А. Ковалевой, В.А. Малышевой, Н.П. Павловой, И.А. Паншиной и других раскрыты основные вопросы методики трудового и профессионального обучения учащихся специальных (коррекционных) школ.
Кроме того, большой опыт социальной адаптации детей с различными нарушениям развития накоплен в российской специальной педагогике и специальной психологии (Л.Р. Маллер, Е.М. Мастюкова, Д.М. Маллаев, А.А. Дмитриев, Н.П. Павлова, В.З. Денискина и др.).
Процесс социальной адаптации детей и подростков с интеллектуальной недостаточностью в сфере быта привлекает внимание таких исследователей, как Л.А. Гордон, С.М. Гурьков, Э.В. Клопов, Н.В. Евтеева, Н.Н. Колтышова. Ряд ученых (В.Ф. Мачихина, К.П. Павлова, Е.И. Разуван, Т.Н. Стари-ченко) убедительно доказывают важность формирования у детей и подростков с интеллектуальной недостаточностью умений и навыков организации быта, которые в комплексе с учебной и воспитательной работой помогает достичь результатов в социально-бытовой и социальной адаптации в целом.
Вклад всех перечисленных авторов в изучение проблемы социальной адаптации детей и подростков с интеллектуальной недостаточностью является существенным и не вызывает сомнения. Тем не менее, вопросы создания условий в процессе обучения и воспитания умственно отсталых детей, коррекции и компенсации отклонений в их психофизическом развитии в специальной школе-интернате для успешной социальной адаптации, подготовки к самостоятельной жизни освещены в литературе недостаточно. Между тем, обозначенная проблема заслуживает стать предметом специального исследования.
Объектом исследования является социальная адаптация несовершеннолетних с интеллектуальными нарушениями.
Предмет исследования: специфика социальной адаптации несовершеннолетних с интеллектуальными нарушениями в условиях специальной общеобразовательной школы-интерната.
Цель исследования – раскрыть сущность социальной адаптации несовершеннолетних с интеллектуальными нарушениями и разработать рекомендации по ее совершенствованию в условиях специальной общеобразовательной школы-интерната.
Задачи исследования:
1. Раскрыть теоретические основы социальной адаптации несовершеннолетних с интеллектуальными нарушениями.
2. Выявить проблемы социальной адаптации несовершеннолетних с интеллектуальными нарушениями в условиях специальной общеобразовательной школы-интерната.
3. Разработать программу социальной адаптации несовершеннолетних с интеллектуальными нарушениями в условиях специальной общеобразовательной школы-интерната.
Теоретико-методологическую базу исследования составили положение о единстве законов развития ребенка в норме и ребенка с отклонениями в развитии (Л.С. Выготский); теория человеческой деятельности и развития человека в процессе образования (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, Д.Б. Эльконин и др.); исследования развития человека с ограниченными возможностями здоровья и особенностей его деятельности (Л.С. Выготский, М.Ф. Гнездилов, А.Н. Граборов, Г.М. Дульнев, Л.В. Занков, Ф.М. Новик, И.М. Соловьев, Ж.И.Шиф и др.); современные теории развития личности, ее социализации и индивидуализации в контексте социально-культурной деятельности (Л.И. Божович, А.П. Марков, А.З. Свердлов, Д.Б. Эльконин, Э. Эриксон, Ж. Пиаже); социальной адаптации (Т.Г.Дичев, Д.А.Данилов, А.Г.Корнилова и др.).
Эмпирическая база исследования. Информационную базу исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых по исследуемой проблеме, периодические издания, вторичный анализ исследований по проблеме, методические разработки по социальной адаптации воспитанников государственного бюджетного образовательного учреждения «Новооскольская специальная общеобразовательная школа- интернат».
Анализ литературы и состояния разработанности проблемы позволили выявить противоречия и наметить задачи, требующие решения, разработать программу исследования, на основании которой была проведена диагностика проблем социальной адаптации несовершеннолетних с интеллектуальными нарушениями в условиях ОГБУ «Новооскольская специальная общеобразовательная школа-интернат» (анализ личных дел воспитанников, ИПР, отчётов о самообследовании), а также экспертный опрос специалистов (педагогов, воспитателей, психологов, социальных педагогов). Проведённое исследование позволило нам разработать и апробировать программу социальной адаптации несовершеннолетних с интеллектуальными нарушениями в условиях специальной общеобразовательной школы- интерната.
Методы исследования определялись поставленными задачами и включали: комплекс общенаучных методов исследования (изучение и анализ литературы и официальных документов, экспертный опрос, наблюдение). При анализе эмпирических данных были использованы методы математической обработки данных.
Теоретико-практическая значимость. Анализ теоретических основ социальной адаптации несовершеннолетних с интеллектуальными нарушениями позволил выявить индивидуально-типологические особенности таких детей, обозначить основные проблемы их социализации; раскрыть сущность социальной адаптации несовершеннолетних с интеллектуальными нарушениями.
Практическая значимость исследования состоит в том, что в работе указываются практические шаги по совершенствованию деятельности специальной общеобразовательной школы-интерната по социальной адаптации воспитанников. Разработана программа социальной адаптации несовершеннолетних с интеллектуальными нарушениями в условиях специальной общеобразовательной школы-интерната, приоритетным направлением которой является формирование и развитие у воспитанников компетенций, необходимых для успешной социальной адаптации в условиях специальной школы-интерната.
Апробация результатов исследования проводилась на базе государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Новооскольская специальная общеобразовательная школа-интернат» в ходе преддипломной практики.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проблема социальной адаптации лиц с интеллектуальными нарушениями – одна из наиболее острых проблем современного российского общества. Несмотря на предпринимаемые государством усилия, она далека от решения. Несовершеннолетние с различной степенью выраженности умственной отсталости имеют чрезвычайно высокие риски социальной эксклюзии, чему способствуют, с одной стороны, особенности их интеллектуального развития, с другой, – условия, при которых происходит формирование и становление личности ребенка.
Наличие особенностей психофизического развития, относительная изолированность, длительное нахождение в интернатом учреждении и специфика первичной социализации несовершеннолетних с интеллектуальной недостаточностью, безусловно, затрудняет формирование у них необходимых для эффективного функционирования в социуме навыков. Следствием объективных и субъективных особенностей социализации таких детей и подростков является их низкий общественный статус, что, в свою очередь, оказывает негативное влияние на уровень и качество их жизни, затрудняет адаптацию и интеграцию их в общество.
Основной задачей деятельности специальных общеобразовательных учреждений является социальная адаптация воспитанников с целью успешной интеграции в общество. Для этого необходимо сформировать у детей и подростков навыки самостоятельной жизни: навыки ухода за собой, ведения повседневной жизни, общения, проведения свободного времени, профессиональной подготовки.
Социальная адаптация является сложным многогранным процессом, который позволяет личности включаться в различные структурные элементы социальной среды: хозяйственно-бытовую, производственную, культурную жизнь общества.
В качестве основных критериев, определяющего успешность адаптационного процесса выпускников специальных общеобразовательных учреждений, выделен уровень развития социально-бытовых навыков и умений воспитанников и социально-психологические знания и умения, прямо влияющие на дальнейшую самостоятельную жизнь несовершеннолетнего с интеллектуальными нарушениями.
Пытаясь решить проблемы подготовки детей и подростков с интеллектуальными нарушениями к самостоятельной жизни посредством социально-бытовой и социально-психологической адаптации, специальные общеобразовательные учреждения разрабатывают стратегии своей деятельности, отвечающей современным требованиям воспитания самостоятельной и самодостаточной личности выпускника.
Однако практика показывает, что усилия специальных общеобразовательных учреждений в области воспитания и обучения детей и подростков с интеллектуальными нарушениями в значительной степени не достигают своего результата, так как выпускники этих учреждений с трудом адаптируются к самостоятельной жизни.
В ходе проведенного социологического исследования проблем социальной адаптации несовершеннолетних с интеллектуальными нарушениями в условиях ГБОУ «Новооскольская специальная общеобразовательная школа-интернат» нами был выявлен ряд проблем:
- основные проблемы выпускников специальных учреждений связываются с их социально-психологической и социально-бытовой адаптацией в новых условиях их жизнедеятельности;
- основной акцент в работе школы-интерната сделан на подготовку воспитанников к профессиональной деятельности; очевидно, что иные технологии и формы работы, в частности, по формированию и развитию у воспитанников социально-бытовых умений и навыков, требуют совершенствования;
- социально-бытовая адаптация выпускников специальных учреждений затруднена в силу ряда причин: преобладание теоретического компонента подготовки воспитанников к самостоятельной жизни над практическим, отсутствие специальных интегрированных курсов по социально-бытовой подготовке , учитывающих индивидуальные особенности и способности ребенка
- недостаточное использование ресурсов межведомственного взаимодействия в вопросах подготовки выпускников к самостоятельной жизни.
В целях совершенствования деятельности по формированию жизненно- необходимых социально-значимых (бытовых, психологических) умений и навыков воспитанников школы-интерната мы считаем необходимым внесение некоторых коррективов в систему работы учреждения, базирующихся на комплексном подходе к решению данной проблемы – практическая отработка полученных знаний, умений и навыков посредством тесной связи проводимой работы педагогическим коллективом школы- интерната в урочное и внеурочное время; использование различных методов и форм работы, прежде всего практического характера – экскурсии на различные предприятия, в учреждения сферы обслуживания населения, моделирование реальных ситуаций, тренинги.
Для решения выявленных проблем мы предлагаем внедрить в деятельность школы-интерната разработанный нами социальный проект, направленный на социально-бытовую и социально-психологическую адаптацию детей с интеллектуальными нарушениями, «Дети как дети». Предполагается, что реализация данного проекта обеспечит готовность выпускников Новооскольской специальной общеобразовательной школы- интерната к самостоятельной жизни, к решению возникающих социальных проблем, в том числе, социально-бытового и социально-психологического характера.
Реализация предложенного проекта социально-бытовой и социально- психологической адаптации адаптации будет способствовать формированию и развитию основных социально-бытовых и социально-психологических знаний, умений и навыков, способствующих формированию социальной адаптации воспитанников, что в свою очередь позволит повысить адаптационный потенциал выпускников специальных общеобразовательных учреждений и восстановить оптимальный процесс функционирования и социализации выпускников с интеллектуальной недостаточностью.



1. Конвенция ООН о правах ребенка [Текст]: офиц. текст [принят резолюцией 24/ 25 Ген. Ассамблеей ООН 20 ноября 1989г.]. – М.: Издательский дом ИНФРА. – М, 2002. – 87 с.
2. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации [Текст]: [федер. закон: принят Гос. Думой 3 июля 1998г. № 124-ФЗ: по состоянию на 25 янв. 2015 г.]. - М.: Омега-Л, 2015. - 15 с.
3. Об образовании в Российской Федерации: [федер. закон: принят Гос. Думой 29 декабря 2012г.] / Законодательство Российской Федерации. - М.: Проспект, 2013.- 26 с.
4. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации [Электронный ресурс]: [федер. закон РФ от 24.11.1995 № 181-ФЗ: принят Гос. Думой 20 июля 1995 года] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» / Компания «Консультант Плюс». – http: // www. consultant.ru/document/Cons_doc_LAW_8559/
5. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) [Текст]: утвержден приказом Минобрнауки от 19.12.2014 № 1599 / Министерство образования и науки РФ // Вестник образования России: сб. приказов и инструкций Минобрнауки. – 2015. – № 15. – С. 57-63.
6. Акатов, Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст]: учеб. пособие / Л.И. Акатов. – М.: ВЛАДОС, 2009.– 368 с.
7. Аксенова, Л.И. Специальная педагогика [Текст]: учеб. пособие / Л.И. Аксенова, Б.А. Архипова, Л.И. Белякова, Н.М. Назаровой. – М.: Академия, 2008. – 214 с.
8. Андреева, О.С. Принципы формирования и реализации индивидуальной программы адаптации инвалидов [Текст] / О.С. Андреева // Профессиональная адаптация и занятость инвалидов. Доклады


межведомственной конференции. – М.: Комитет труда и занятости Правительства Москвы: ЦИЭТИН: Социальный партнер, 2009. – С. 15-16.
9. Антипьева, Н.В. Социальная защита инвалидов в РФ. Правовое регулирование [Текст]: учеб. пособие / Н.В.Антипьева. – М.: ВЛАДОС- ПРЕСС, 2002. – 224 с.
10. Бабиева, Л.Г. Социокультурные проблемы адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / Л.Г. Бабиева // Теория и практика обучения и воспитания. – Вып.VII. – Владикавказ: СОГУ, 2011. – С.3-8.
11. Баранов, А.А., Камзов, И.А., Позднякова, М.А. Детская инвалидность: проблемы и пути решения. Социальные и организационные проблемы педиатрии [Текст] /А.А.Баранов и [др.]. – М., 2013. – 132 с.
12. Басов, И.Ф. Основы социальной работы [Текст]: учеб. пособие / И.Ф. Басов.– М.: Академия, 2010.– 288 с.
13. Бгажнокова, И.М., Гамаюнова, А.Н. Проблемы социальной адаптации детей-сирот с нарушениями интеллекта [Текст] / И.М. Бгажнокова, А.Н. Гамаюнова // Дефектология. – 2007. – №1. – С.36-42.
14. Бобылева, И.А. Социальная реабилитация несовершеннолетнего и сохранение его социального окружения [Текст]: методические рекомендации
/ И.А. Бобылева, О.И. Заводилкина, Н.П. Иванова. – М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2011. – 118 с.
15. Браун, Д. Тенденции изменения популяции детей со сложной структурой нарушения [Текст] / Д. Браун // Дефектология. – 2000. – № 1.– С.5-8.
16. Быков, Д.А. Дети с ограниченными возможностями и общество [Текст] / Д.А. Быков // Дополнительное образование – 2011 – №1 – С. 42-47.
17. Вачков, И.В. Дистанционное обучение для детей-инвалидов [Текст] / И.В. Вачков // Школьный психолог. – 2010. – № 38. – С.9-11.
18. Ветрова, И.Ю. Проблемы социальной адаптации инвалидов [Текст] / И.Ю. Ветрова. – М.: Дело, 2007. – 256 с.
19. Волкова, О.В. Социальная адаптация как направление социальной
работы [Текст] / О.В. Волкова // Гаудеамус, № 2 (10), 2008 – С.171-176.
20. Выготский, Л.С. Основы дефектологии [Текст]: учеб. пособие / Л.С. Выготский. – СПб.: Лань, 2003. – 654с.
21. Галагузова, М.А. Методика и технология работы социального педагога [Текст]: учебное пособие / М.А. Галагузова. – М.: Академия, 2009. – 364 с.
22. Гетманенко, Е.С. Адаптация людей с ограниченными возможностями как задача современного государства [Текст] / Е.С. Гетманенко // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 21. Управление (государство и общество). – 2008. – № 4. – С. 75-84.
23. Голубева, А.В. Социальная адаптация детей-инвалидов [Текст] / А.В. Голубева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2014. – № 5. – С. 55-63.
24. Гулина, М.А. Психология социальной работы [Текст]: учебное пособие / М.А. Гулина. – СПб.: Питер, 2012. – 352 с.
25. Гуслова, М.И., Стуре Т.К., Шабанова Е.А. Психолого- педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка-инвалида [Текст] /М.И.Гуслова, Т.К.Стуре, Е.А.Шабанова; под ред. Е.И.Холостовой и [др.] – Методика и практика социальной работы. Российский журнал социальной работы. – М.: Институт социальной работы Ассоциации работников социальных служб, 2000 г. – № 9-10. – С. 123-131.
26. Дементьева, Е.Г. Модель работы с семьей умственно отсталого школьника по совершенствованию внутрисемейного взаимодействия в рамках коррекционно-педагогической деятельности / Е.Г. Дементьева // Практическая психология и логопедия. – 2006. – №3. – С. 71-74
27. Дементьева, Н.Ф. Холостова Е.И. Социальная адаптация [Текст]: учеб. пособие /Н.Ф.Дементьева, Е.И.Холостова. – М.: Дашков и К, 2002. – 340 с.
28. Деменьтьева, Н.Ф., Пузин, С.Н. Технология социально-бытовой
адаптации инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата [Текст] / Н.Ф.Дементьева, С.Н.Пузин // Медико-социальная экспертиза и адаптация. – 2008. – № 2. – С. 46.
29. Думбаев, А.Е. Инвалид, общество и право [Текст] / А.Е. Думбаев, Т.В. Попова. – Алматы: Верена, 2006. – 180 с.
30. Екжанова, Е.А. Системный подход к разработке программы коррекционно-развивающего обучения детей с нарушением интеллекта [Текст] / Е.А. Екжанова // Дефектология. – 2003. – №6 – С.25-31.
31. Жукова, Т.Н. Организация межведомственного взаимодействия учреждений социальной сферы в комплексной реабилитации инвалидов [Текст] / Т.Н. Жукова // Социальное обслуживание. – 2014. – №5. – С. 57-60.
32. Завражин, С.А., Фортова, Л.К. Адаптация детей с ограниченными возможностями [Текст]: учебное пособие для студ. пед. учеб. заведений / С.А. Завражин, Л.К. Фортова. – М.: Академический проект. – 2005. – 400 с.
33. Зайнышев, И.Г. Технология социальной работы [Текст]
/И.Г.Зайнышев. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 240 с.
34. Ильичев, Д. Адаптация детей с ограниченными возможностями [Текст] / Д. Ильичев // Социальная работа. – 2013. – № 2. – С. 46.
35. Инновации в работе специалистов социально-педагогических учреждений [Текст] / под ред. Л.Я. Олиференко, Е.Е. Чепурных, Т.И. Шульга. – М.: Полиграф-сервис, 2011. – С.259 - 278.
36. Кайгородова, В.И. Карта социальной реабилитации как форма отслеживания динамики коррекции и развития ребенка [Текст] / В.И. Кайгородова // Социальная педагогика. – 2014. – №5. – С. 67-79.
37. Калмыкова, Е.А. Психология лиц с умственной отсталостью [Текст]: учеб. пособие / Е.А. Калмыкова. – Курск: Издат-во Курск. гос. ун-та.– 2009. – 121 с.
38. Карвялис, В. Специальное образование детей с ограниченными возможностями и подготовка педагогов-дефектологов [Текст] / В. Карвялис // Дефектология, 2002. – № 1. – С. 23.
39. Катаева, А.А. Дошкольная олигофренопедагогика [Текст]: учеб. пособие / А.А. Катаева, Е.А. Стребелева. – М.: ВЛАДОС, 2010. – 208 с.
40. Комплексная адаптация инвалидов [Текст]: [учеб. пособие для студ. высш учеб. заведений] / Под ред. Т.В. Зозули. – М.: Академия, 2005. – 304 с.
41. Королева, А.А. Использование креативных методов арт-терапии в коррекционно-развивающей работе психолога с детьми младшего школьного возраста с задержкой психического развития / А.А. Королева // Специальное образование. – 2009. – №3. – С. 37-46
42. Королева, Ю.А. Психологическое сопровождение социального взаимодействия детей с задержкой психического развития в условиях интегрированного обучения в школе-интернате [Текст]: монография / Ю.А. Королева. – Воронеж: ВГПУ, 2011. – 230 с.
43. Кузнецова, Ж.Б., Соколова, Л.А. Модель социально-трудовой адаптации обучающихся с умственной отсталостью [Текст] // Справочник заместителя директора школы / Ж.Б. Кузнецова, Л.А. Соколова. – 2015. –№ 10. – С. 34-43.
44. Курбатов В.И. Социальная работа [Текст] / В.И.Курбатов.- Ростов на Дону: Деникс. – 2003. – 480 с.
45. Лапшина, Е.В. Комплексный подход к социальной реабилитации детей-инвалидов в условиях детского дома-интерната [Текст] / Е. В. Лапшина
// Социальное обслуживание. – 2015. – №2. – С. 78-81.
46. Малер, А.Р. Новое в оказании помощи детям-инвалидам [Текст]
/А.Р.Малер //Дефектология. – 2006. – №1. – С. 83-85.
47. Матвеева, О.А. Развивающая и коррекционная работа с детьми [Текст]: учебное пособие / О.А. Матвеева – М.: ЭКСМО-Пресс, 2010. – 158 с.
48. Медведева, Н.В. Роль внеурочной деятельности в социальной адаптации и профессиональном самоопределении воспитанников школы- интерната VIII вида: опыт шк.-интерната № 53 Москвы [Текст] / Н.В. Медведева // Наука и практика воспитания и дополнительного образования: науч.-метод. журн. – 2011. – № 5. – C. 51-54.
49. Медицинская, социальная, профессиональная адаптация больных и инвалидов [Текст]: материалы международной научно-практической конференции 29 – 31 октября 2006 г. / под ред. Э.И. Збровского. – Минск: Хата, 2004. – 352 с.
50. Мошняга, В.Т. Технологии социальной адаптации детей с ограниченными возможностями [Текст] / В.Т.Мошняга; под. ред. Е.И. Холостовой. – М.: Инфра-М, 2003.
51. Мустаева, Ф.А. Основы социальной педагогики [Текст] / Ф.А.Мустаева. – М.: Академический проект. – 2001 – 282 с..
52. Незамаева, М.А. Потенциал региональных культурно-досуговых учреждений в адаптации детей-инвалидов [Текст] / М.А Незамаева // Успехи современного естествознания. – 2007. – №5. – С. 15-23.
53. Новикова, К.Н. Социальная адаптация инвалидов: состояние, проблемы, перспективы [Текст] / К.Н.Новикова. – Казань: Изд-во Казан. ун- та. – 2006. – 216 с.
54. Осадчих, А. Законодательная основа социальной политики в отношении инвалидов [Текст] / А. Осадчих // Социальная работа. – 2002. –№ 1. – С. 13-20.
55. Основы специальной психологии [Текст]: [учеб. пособие для студ. сред, пед. учеб. заведений] / Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; [под ред. Л.В. Кузнецовой. – 2-е изд., стер.] – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 480 с.
56. Панов, А.М. Центры социальной адаптации детей с ограниченными возможностями – эффективная форма социального обслуживания семьи и детей [Текст] /А.М.Панов // Реабилитационные центры для детей с ограниченными возможностями: опыт и проблемы. – М.: Полиграф. – 2003. – 120 с.
57. Петровский, В.А. Психология неадаптивной активности [Текст] / В.А.Петровский. – М.– 1992.
58. Пешков, С.П., Элланский, Ю.Г. Вопросы адаптации инвалидов в свете основных положений концепции независимости [Текст] / С.П. Пешков, Ю.Г. Элланский // Здравоохранение РФ. – 2000. – № 3. – С. 25.
59. Питерси, М., Трилор, Р. Программа ранней помощи детям с отклонениями в развитии «Маленькие ступеньки» [Текст] /М.Питерси, Р.Трилор. – Мн.: БелАПДИ. – 2009. – 150 с.
60. Практическая работа социального педагога с различными
категориями детей, имеющих отклонения в развитии [Электронный ресурс].– Режим доступа: http://amazon-kat1.narod.ru/rabota_socped.htm (Дата обращения: 11.12.2016).
61. Романов, П. В., Ярская-Смирнова, Е. Р. Политика инвалидности: Социальное гражданство инвалидов в современной России. – Саратов: Изд- во «Научная книга». – 2006. – С. 200–227.
62. Российская энциклопедия социальной работы [Текст] / Под общ. ред. д.и.н., проф. Е.И. Холостовой. – М.: Издательско-торговая корпорация
«Дашков и К°», 2016. – 1032 с.
63. Саркисян, Л. И. Социализация и интеграция в общество детей с особенностями психофизического развития [Текст] / Л. И. Саркисян // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2015. – №1. – С. 20- 24.
64. Семаго, Н.Я. Новые подходы к построению коррекционной работы с детьми с различными видами отклоняющегося развития [Текст] / Н.Я. Семаго // Дефектология. – 2000. - №1 – с. 66-75.
65. Соколова, И.А. Организация социальной адаптации инвалидов на базе муниципального центра социальной защиты населения [Текст]
/И.А.Соколова //Медико-социальная экспертиза и адаптация. – 2000. – № 2. – С. 22-28.
66. Сорвина, А.С., Холостова, Е.И. Социальная работа: теория и практика [Текст]: учеб. пособие / А.С.Сорвина, Е.И.Холостова. – М.: ИНФРА-М, 2002.
67. Социальная педагогика [Текст]: учебное пособие /под ред. В.А.Никитина. – М.:Владос, 2000. – 272 с.
68. Социальная работа с инвалидами [Текст]:настольная книга специалиста /Е.М. Холостова. – М.: Институт социальной работы, 2000.
69. Социальная работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями [Текст] / Г.Н.Багаева, Н.Ф.Дементьева, Т.А.Исаева. М.: Институт социальной работы, 2000.
70. Сюзева, Е.Л. Медико-социальные аспекты детской инвалидности [Текст]: материалы 8-го Конгресса педиатров России /Е.Л.Сюзева. – М., 2003.
71. Ткачева, В.В. О некоторых проблемах семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии [Текст] / В.В.Ткачева // Дефектология. – 2008. –№ 1. – С. 12-14.
72. Фомичева, Л.В. К вопросу о социализации ребенка раннего возраста с нарушением зрения [Текст] / Л. В. Фомичева // Специальное образование.— 2014. — №2. — С. 57-64.
73. Целок, Д.В. Программа «Инклюжен»: новая модель социализации инвалидов в учебных заведениях США [Текст] / Д.В.Целок // Дефектология.
– 2006. – № 5. – С. 106-111.
74. Шаповалова, О.С. Моделирование проблемных ситуаций в процессе воспитания учащихся специальной школы-интерната [Текст] / О.С. Шаповалова // Дефектология. –2015. – №2. – 22-31.
75. Шипицина, Л.М. Социальная адаптация детей с проблемами развития [Текст] /Л.М.Шипицина // Социальная работа. – 2003. – № 3. – С. 38.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ