РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА "ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ НА ОСНОВЕ ВЫБОРА ВИДОВ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ" (НА ПРИМЕРЕ НИУ «БЕЛГУ»)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ I. МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ВУЗЕ 12
РАЗДЕЛ 2. ДИАГНОСТИКА ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В НИУ "БелГУ" 38
РАЗДЕЛ III. РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА "ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ НА ОСНОВЕ ВЫБОРА ВИДОВ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЦЕССНОЙ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 90
РАЗДЕЛ I. МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ВУЗЕ 12
РАЗДЕЛ 2. ДИАГНОСТИКА ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В НИУ "БелГУ" 38
РАЗДЕЛ III. РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА "ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ НА ОСНОВЕ ВЫБОРА ВИДОВ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЦЕССНОЙ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 90
Актуальность темы исследования. Развитие образовательной сферы является гарантом социально-экономического развития общества в целом. Именно положительные изменения в сфере образования могут стать фундаментом устойчивого развития РФ и повышения ее возможностей в глобальной конкуренции на международной арене. Для достижения этой цели российским вузам необходимо предпринять качественные, революционные преобразования во всех сферах и направлениях деятельности: модернизировать образовательный процесс, значительно увеличить эффективность в сфере научных исследований и разработок, в том числе проводимых с зарубежными коллегами, изменить модели финансирования, улучшить инфраструктуру и т.д.
Физическая культура и спорт - одно из важнейших направлений деятельности Белгородского государственного национального исследовательского университета.
Много лет в вузе реализуется программа «Здоровьесбережение». В 2014 году НИУ «БелГУ» стал призёром Открытого публичного всероссийского конкурса образовательных организаций высшего образования на звание «ВУЗ здорового образа жизни». Министерство образования и науки РФ в этой деятельности отметило НИУ «БелГУ» совершенно заслуженно, так как в университете реализуется комплекс мероприятий, направленный на улучшение физического и психологического самочувствия каждого студента и преподавателя университета: это и ежегодные диспансерные осмотры студентов и преподавателей, организация летних оздоровительных мероприятий, проведение Дней здоровья и многое другое.
Для повышения эффективности работы по физической культуре в НИУ «БелГУ», совершенствования физкультурно-оздоровительной и спортивной инфраструктуры, создан Совет НИУ «БелГУ» по развитию физической культуры и спорта, который возглавил ректор университета О.Н. Полухин. С 2013 года университет принимал участие в пилотном проекте по сдаче норм комплекса ГТО, в котором было задействовано свыше 9 тысяч студентов. Только за 2014-2015 учебный год на развитие материально-технической базы и другие статьи расходов по физической культуре и спорту университет потратил свыше 25 млн. рублей.
К сожалению, несмотря на такие результаты и существенные материальные вложения, пока еще слабым звеном является образовательный процесс по физической культуре. В частности, в последние годы, отмечается тенденция к снижению интереса студентов к занятиям физической культурой, проводимым в традиционной форме. Это является сдерживающим фактором развития физической культуры и спорта в вузе.
Сложившаяся практика образования по физической культуре, осуществляемая преимущественно по нормативной модели, является малоэффективной в современных условиях. При такой организации работы функции преподавателя сводятся к планированию, регулированию, стимулированию и контролю процесса усвоения внешне заданного содержания.
Наиболее важной причиной низкой эффективности образовательного процесса, на наш взгляд, является комплекс проблем социально-психологического, методологического, ресурсного, кадрового и информационного обеспечения учебно-образовательного процесса, ограничивающих разработку и внедрение персонифицированных креативных моделей физического совершенствования студенческой молодежи, которые оптимально соответствовали бы требованиям социальных условий жизнедеятельности.
Анализ результатов анкетирования вовлеченности студентов НИУ «БелГУ» в образовательный процесс по физической культуре НИУ «БелГУ», проведенного в 2014 году свидетельствует о необходимости разработки новых технологий стимулирования интереса студентов к учебной дисциплине, изменения форм и содержания учебных занятий.
В различных нормативных актах Российской Федерации в качестве эффективного способа решения вопросов социального преобразования страны определен программно-целевой подход . Проектное управление является частью программно-целевого управления, получившего широкое распространение в государственном управлении. Использование технологий проектного управления способствует появлению вполне приемлемых механизмов разработки и реализации различных программ.
Инновационным подходом к управлению организацией в целом, в том числе физкультурным образованием в вузе, является также процессный подход. В рамках данного подхода образовательная деятельность рассматривается как совокупность процессов, оптимальное сочетание которых обеспечивает решение задач по подготовке высококвалифицированных специалистов. Вся деятельность организации при этом разбивается на отдельные, взаимосогласованные процессы, за результатами которых необходим постоянный контроль.
Применение только лишь проектного подхода к управлению неспециальным физкультурным образованием в вузе является недостаточным, так как в нем не уделяется достаточное внимание изменениям в процессах организации. Для этого предлагается сочетание проектного и процессного подходов.
Несмотря на то, что вопросам использования различных технологий в физкультурном образовании вуза уделено довольно много внимания в научных публикациях, практические аспекты разработки и реализации проекта по организации физкультурного образования студентов на основе выбора видов спортивно-оздоровительной деятельности недостаточно изучены и требуют комплексного междисциплинарного подхода.
Таким образом, диссертационное исследование, направленное на изучение проблем совершенствования физкультурного образования студентов на основе выбора видов спортивно-оздоровительной деятельности, учитывающее принципы проектно-процессного подхода, является актуальным.
Степень разработанности проблемы.
Проблемы физкультурного образования, физического воспитания и формирования здорового образа жизни учащейся молодежи представлены в работах М.Я. Виленского, П.А. Виноградова, В.Н. Ирхина, И.В. Ирхиной, Т.В. Скобликовой и др.
Инновационные направления, связанные с преподаванием физической культуры в системе высшего образования, нашли свое отражение в исследованиях С.Ю. Ивановой, Н.А. Корбуковой, Л.И. Лубышевой, Г.М. Соловьева и др.
Вопросы использования процессного подхода для совершенствования системы функционирования вуза отражены в трудах А.З. Ахмедова, Ю.Б. Вагнер, Н.Н. Беденко, А.В. Глущенко, Е.М. Егоровой, В.Г.Елиферова, А.А. Казимагомедова, Ю.М. Плотинского, М.Х. Рабаданова, В.В. Репина и др.
Проектный подход в управлении социальными системами разрабатывался М.А. Дреминой, В.А. Копновым, И.И. Мазур, Н.Г. Ольдерогге, А.А. Станкиным, В.Д.Шапиро и др .
Научная проблема, на решение которой направлен проект, определяется противоречием между необходимостью реализации в высшей школе идеи организации образовательного процесса по физической культуре на основе выбора видов спортивно-оздоровительной деятельности и недостаточной разработанностью проектного подхода к организации физкультурного образования студентов.
В качестве основной гипотезы исследования выступает предположение о том, что недостаточная эффективность неспециального физкультурного образования в НИУ «БелГУ» может быть обусловлена отсутствием проектного подхода к организации образовательного процесса по физической культуре на основе выбора студентами видов спортивно-оздоровительной деятельности.
Объект исследования: образовательный процесс по физической культуре в вузе.
Предмет исследования: Проектный подход к организации образовательного процесса по физической культуре на основе выбора видов спортивно-оздоровительной деятельности.
Цель: разработка и реализация проекта «Организация образовательного процесса по физической культуре в вузе на основе выбора видов спортивно-оздоровительной деятельности в НИУ «БелГУ».
Задачи исследования:
1. Теоретические обосновать модель образовательного процесса по физической культуре в НИУ «БелГУ».
2. Провести диагностику образовательного процесса по физической культуре в НИУ «БелГУ.
3. Разработать и обосновать ключевые мероприятия проекта «Организация физкультурного образования в вузе на основе выбора видов спортивно-оздоровительной деятельности» в контексте процессного подхода.
Теоретико-методологические основы исследования:
- основные положения теории и методики физической культуры (В.К. Бальсевич, М.Я. Виленский, В.М. Выдрин, Т.В. Скобликова и др.) ;
- основы теории и практики физкультурного образования (В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева, В.Г. Шилько и др.) ;
- труды в сфере человекоориентированного управления: Т.М. Давыденко, И.В. Ильиной, В.Н. Ирхина, Т.И. Шамовой, И.К. Шалаева, М.Чубарова и др.
- положения проектного, процессного подходов и теории социальных технологий в управлении (В.П. Бабинцев, А.В. Глущенко, Е.М. Егорова М.А.Дремина, В.А.Копнов,А.А. Станкин и др .
Эмпирическая база исследования включает в себя нормативные документы Министерства образования и науки России, локальные нормативные акты НИУ «БелГУ», связанные с регламентированием образовательного процесса по физической культуре 1, а также результаты социологических исследований вовлеченности студентов в учебный процесс по физической культуре в вузе (п = 3585 респондентов), проведенных под руководством автора в мае-июне 2014 года. Программа и инструментарий исследований представлены в приложении.
Научная новизна исследования:
1. Разработана модель неспециального физкультурного образования студентов по физической культуре в НИУ «БелГУ» на основе процессного подхода, основанная на учете индивидуальных особенностей студентов и состоит из трех компонентов (блоков): спортивного, оздоровительно-рекреативного и реабилитационного.
2. Разработан проект «Организация физкультурного образования студентов НИУ «БелГУ» на основе выбора видов спортивно-оздоровительной деятельности, базирующийся на реализации процессного подхода при использовании спортивно-видовых, оздоровительно- рекреативных и реабилитационных технологий.
Положения, выносимые на защиту:
1. Сложившаяся практика образования по физической культуре, осуществляемая преимущественно по нормативной модели, является малоэффективной в современных условиях. Сбалансированное использование проектного и процессного подходов к организации физкультурного образования студентов на основе выбора видов спортивно-оздоровительной деятельности имеет стратегическое значение, поскольку способствует росту эффективности применения личностно-ориентированных инновационных технологий спортивной, реабилитационной, оздоровительно- рекреативной направленности как наиболее эффективного средства физического развития студенческой молодежи. Предложенная с учетом этих подходов модель образовательного процесса по физической культуре в НИУ «БелГУ» основана на учете индивидуальных особенностей студентов и состоит из базового и вариативного компонентов. Базовый компонент модели имеет общеразвивающую направленность, включает в себя совокупность средств и методов, характерных для традиционной системы физического воспитания и направлен на развитие физических качеств в объеме требований, необходимых для сдачи установленных нормативов и изучение теоретического материала. Вариативный компонент включает в себя три блока: спортивный, оздоровительно-рекреативный и реабилитационный. Первый блок вариативного компонента модели физкультурного образования включает виды спортивных технологий; второй - оздоровительно-рекреативные технологии; третий - реабилитационные технологии, предусматривающие направления двигательной деятельности в соответствии с характером заболеваний студентов.
2. Выявлены проблемы организации образовательного процесса по физической культуре в НИУ «БелГУ: использование устаревших образовательных технологий; отсутствие выбора студентами видов спортивно-оздоровительной деятельности; недостаточный учет уровня подготовленности студентов при комплектовании групп; доминирование жестких предписаний деятельности студентов в образовательном процессе по физической культуре; строгая регламентации видов физической активности на занятиях; отсутствие у большинства студентов интереса к занятиям и удовлетворенности от занятий физической культурой; низкое качество предоставляемых образовательных услуг, слабые результаты спортивной деятельности студентов.
3. Одним из направлений развития физкультурного образования студентов может стать реализация проекта «Организация образовательного процесса по физической культуре в вузе на основе выбора видов спортивно - оздоровительной деятельности». Данный проект позволит посредством применения новых технологий, разработанных на основе учета интересов, индивидуальных особенностей, предпочтений и ценностных ориентаций студентов - получателей услуг, обеспечить повышение уровня удовлетворенности занятиями физической культурой и доступности и качества предоставляемых в сфере физкультурного образования услуг; улучшение показателей физической подготовленности; повышение эффективности спортивной деятельности сборных команд университета. К ключевым мероприятиям проекта «Организация образовательного процесса по физической культуре в вузе на основе выбора видов спортивно-оздоровительной деятельности» относятся: разработка и реализация цели и задач проекта, состава мероприятий, планируемых результатов, требований к результату, балльно-рейтинговой системы оценки, показателей эффективности проекта, ресурсного обеспечения проекта (нормативно-правового, информационно-коммуникационного, финансового, кадрового и материально-технического).
Научно-практическая значимость исследования состоит в том, что теоретические и аналитические материалы диссертации могут быть использованы в образовательной деятельности для совершенствования образовательного процесса по физической культуре.
Апробация работы. Опыт организации образовательного процесса по физической культуре в НИУ «БелГУ» отмечен на заседании НМС по физической культуре при Министерстве образования и науки России (2014) и Совете ректоров ведущих вузов РФ (2015) и использован при разработке Федеральных государственных образовательных стандартов (3+).
Основные положения и результаты диссертационного исследования представлены автором за последние 5 лет в 30 публикациях: из них в журналах базы Скопус - 5 (в том числе 2 в иностранных), в изданиях, включенных в список ВАК - 2, в монографии, в трех учебных пособиях.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка источников и литературы и приложения.
Физическая культура и спорт - одно из важнейших направлений деятельности Белгородского государственного национального исследовательского университета.
Много лет в вузе реализуется программа «Здоровьесбережение». В 2014 году НИУ «БелГУ» стал призёром Открытого публичного всероссийского конкурса образовательных организаций высшего образования на звание «ВУЗ здорового образа жизни». Министерство образования и науки РФ в этой деятельности отметило НИУ «БелГУ» совершенно заслуженно, так как в университете реализуется комплекс мероприятий, направленный на улучшение физического и психологического самочувствия каждого студента и преподавателя университета: это и ежегодные диспансерные осмотры студентов и преподавателей, организация летних оздоровительных мероприятий, проведение Дней здоровья и многое другое.
Для повышения эффективности работы по физической культуре в НИУ «БелГУ», совершенствования физкультурно-оздоровительной и спортивной инфраструктуры, создан Совет НИУ «БелГУ» по развитию физической культуры и спорта, который возглавил ректор университета О.Н. Полухин. С 2013 года университет принимал участие в пилотном проекте по сдаче норм комплекса ГТО, в котором было задействовано свыше 9 тысяч студентов. Только за 2014-2015 учебный год на развитие материально-технической базы и другие статьи расходов по физической культуре и спорту университет потратил свыше 25 млн. рублей.
К сожалению, несмотря на такие результаты и существенные материальные вложения, пока еще слабым звеном является образовательный процесс по физической культуре. В частности, в последние годы, отмечается тенденция к снижению интереса студентов к занятиям физической культурой, проводимым в традиционной форме. Это является сдерживающим фактором развития физической культуры и спорта в вузе.
Сложившаяся практика образования по физической культуре, осуществляемая преимущественно по нормативной модели, является малоэффективной в современных условиях. При такой организации работы функции преподавателя сводятся к планированию, регулированию, стимулированию и контролю процесса усвоения внешне заданного содержания.
Наиболее важной причиной низкой эффективности образовательного процесса, на наш взгляд, является комплекс проблем социально-психологического, методологического, ресурсного, кадрового и информационного обеспечения учебно-образовательного процесса, ограничивающих разработку и внедрение персонифицированных креативных моделей физического совершенствования студенческой молодежи, которые оптимально соответствовали бы требованиям социальных условий жизнедеятельности.
Анализ результатов анкетирования вовлеченности студентов НИУ «БелГУ» в образовательный процесс по физической культуре НИУ «БелГУ», проведенного в 2014 году свидетельствует о необходимости разработки новых технологий стимулирования интереса студентов к учебной дисциплине, изменения форм и содержания учебных занятий.
В различных нормативных актах Российской Федерации в качестве эффективного способа решения вопросов социального преобразования страны определен программно-целевой подход . Проектное управление является частью программно-целевого управления, получившего широкое распространение в государственном управлении. Использование технологий проектного управления способствует появлению вполне приемлемых механизмов разработки и реализации различных программ.
Инновационным подходом к управлению организацией в целом, в том числе физкультурным образованием в вузе, является также процессный подход. В рамках данного подхода образовательная деятельность рассматривается как совокупность процессов, оптимальное сочетание которых обеспечивает решение задач по подготовке высококвалифицированных специалистов. Вся деятельность организации при этом разбивается на отдельные, взаимосогласованные процессы, за результатами которых необходим постоянный контроль.
Применение только лишь проектного подхода к управлению неспециальным физкультурным образованием в вузе является недостаточным, так как в нем не уделяется достаточное внимание изменениям в процессах организации. Для этого предлагается сочетание проектного и процессного подходов.
Несмотря на то, что вопросам использования различных технологий в физкультурном образовании вуза уделено довольно много внимания в научных публикациях, практические аспекты разработки и реализации проекта по организации физкультурного образования студентов на основе выбора видов спортивно-оздоровительной деятельности недостаточно изучены и требуют комплексного междисциплинарного подхода.
Таким образом, диссертационное исследование, направленное на изучение проблем совершенствования физкультурного образования студентов на основе выбора видов спортивно-оздоровительной деятельности, учитывающее принципы проектно-процессного подхода, является актуальным.
Степень разработанности проблемы.
Проблемы физкультурного образования, физического воспитания и формирования здорового образа жизни учащейся молодежи представлены в работах М.Я. Виленского, П.А. Виноградова, В.Н. Ирхина, И.В. Ирхиной, Т.В. Скобликовой и др.
Инновационные направления, связанные с преподаванием физической культуры в системе высшего образования, нашли свое отражение в исследованиях С.Ю. Ивановой, Н.А. Корбуковой, Л.И. Лубышевой, Г.М. Соловьева и др.
Вопросы использования процессного подхода для совершенствования системы функционирования вуза отражены в трудах А.З. Ахмедова, Ю.Б. Вагнер, Н.Н. Беденко, А.В. Глущенко, Е.М. Егоровой, В.Г.Елиферова, А.А. Казимагомедова, Ю.М. Плотинского, М.Х. Рабаданова, В.В. Репина и др.
Проектный подход в управлении социальными системами разрабатывался М.А. Дреминой, В.А. Копновым, И.И. Мазур, Н.Г. Ольдерогге, А.А. Станкиным, В.Д.Шапиро и др .
Научная проблема, на решение которой направлен проект, определяется противоречием между необходимостью реализации в высшей школе идеи организации образовательного процесса по физической культуре на основе выбора видов спортивно-оздоровительной деятельности и недостаточной разработанностью проектного подхода к организации физкультурного образования студентов.
В качестве основной гипотезы исследования выступает предположение о том, что недостаточная эффективность неспециального физкультурного образования в НИУ «БелГУ» может быть обусловлена отсутствием проектного подхода к организации образовательного процесса по физической культуре на основе выбора студентами видов спортивно-оздоровительной деятельности.
Объект исследования: образовательный процесс по физической культуре в вузе.
Предмет исследования: Проектный подход к организации образовательного процесса по физической культуре на основе выбора видов спортивно-оздоровительной деятельности.
Цель: разработка и реализация проекта «Организация образовательного процесса по физической культуре в вузе на основе выбора видов спортивно-оздоровительной деятельности в НИУ «БелГУ».
Задачи исследования:
1. Теоретические обосновать модель образовательного процесса по физической культуре в НИУ «БелГУ».
2. Провести диагностику образовательного процесса по физической культуре в НИУ «БелГУ.
3. Разработать и обосновать ключевые мероприятия проекта «Организация физкультурного образования в вузе на основе выбора видов спортивно-оздоровительной деятельности» в контексте процессного подхода.
Теоретико-методологические основы исследования:
- основные положения теории и методики физической культуры (В.К. Бальсевич, М.Я. Виленский, В.М. Выдрин, Т.В. Скобликова и др.) ;
- основы теории и практики физкультурного образования (В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева, В.Г. Шилько и др.) ;
- труды в сфере человекоориентированного управления: Т.М. Давыденко, И.В. Ильиной, В.Н. Ирхина, Т.И. Шамовой, И.К. Шалаева, М.Чубарова и др.
- положения проектного, процессного подходов и теории социальных технологий в управлении (В.П. Бабинцев, А.В. Глущенко, Е.М. Егорова М.А.Дремина, В.А.Копнов,А.А. Станкин и др .
Эмпирическая база исследования включает в себя нормативные документы Министерства образования и науки России, локальные нормативные акты НИУ «БелГУ», связанные с регламентированием образовательного процесса по физической культуре 1, а также результаты социологических исследований вовлеченности студентов в учебный процесс по физической культуре в вузе (п = 3585 респондентов), проведенных под руководством автора в мае-июне 2014 года. Программа и инструментарий исследований представлены в приложении.
Научная новизна исследования:
1. Разработана модель неспециального физкультурного образования студентов по физической культуре в НИУ «БелГУ» на основе процессного подхода, основанная на учете индивидуальных особенностей студентов и состоит из трех компонентов (блоков): спортивного, оздоровительно-рекреативного и реабилитационного.
2. Разработан проект «Организация физкультурного образования студентов НИУ «БелГУ» на основе выбора видов спортивно-оздоровительной деятельности, базирующийся на реализации процессного подхода при использовании спортивно-видовых, оздоровительно- рекреативных и реабилитационных технологий.
Положения, выносимые на защиту:
1. Сложившаяся практика образования по физической культуре, осуществляемая преимущественно по нормативной модели, является малоэффективной в современных условиях. Сбалансированное использование проектного и процессного подходов к организации физкультурного образования студентов на основе выбора видов спортивно-оздоровительной деятельности имеет стратегическое значение, поскольку способствует росту эффективности применения личностно-ориентированных инновационных технологий спортивной, реабилитационной, оздоровительно- рекреативной направленности как наиболее эффективного средства физического развития студенческой молодежи. Предложенная с учетом этих подходов модель образовательного процесса по физической культуре в НИУ «БелГУ» основана на учете индивидуальных особенностей студентов и состоит из базового и вариативного компонентов. Базовый компонент модели имеет общеразвивающую направленность, включает в себя совокупность средств и методов, характерных для традиционной системы физического воспитания и направлен на развитие физических качеств в объеме требований, необходимых для сдачи установленных нормативов и изучение теоретического материала. Вариативный компонент включает в себя три блока: спортивный, оздоровительно-рекреативный и реабилитационный. Первый блок вариативного компонента модели физкультурного образования включает виды спортивных технологий; второй - оздоровительно-рекреативные технологии; третий - реабилитационные технологии, предусматривающие направления двигательной деятельности в соответствии с характером заболеваний студентов.
2. Выявлены проблемы организации образовательного процесса по физической культуре в НИУ «БелГУ: использование устаревших образовательных технологий; отсутствие выбора студентами видов спортивно-оздоровительной деятельности; недостаточный учет уровня подготовленности студентов при комплектовании групп; доминирование жестких предписаний деятельности студентов в образовательном процессе по физической культуре; строгая регламентации видов физической активности на занятиях; отсутствие у большинства студентов интереса к занятиям и удовлетворенности от занятий физической культурой; низкое качество предоставляемых образовательных услуг, слабые результаты спортивной деятельности студентов.
3. Одним из направлений развития физкультурного образования студентов может стать реализация проекта «Организация образовательного процесса по физической культуре в вузе на основе выбора видов спортивно - оздоровительной деятельности». Данный проект позволит посредством применения новых технологий, разработанных на основе учета интересов, индивидуальных особенностей, предпочтений и ценностных ориентаций студентов - получателей услуг, обеспечить повышение уровня удовлетворенности занятиями физической культурой и доступности и качества предоставляемых в сфере физкультурного образования услуг; улучшение показателей физической подготовленности; повышение эффективности спортивной деятельности сборных команд университета. К ключевым мероприятиям проекта «Организация образовательного процесса по физической культуре в вузе на основе выбора видов спортивно-оздоровительной деятельности» относятся: разработка и реализация цели и задач проекта, состава мероприятий, планируемых результатов, требований к результату, балльно-рейтинговой системы оценки, показателей эффективности проекта, ресурсного обеспечения проекта (нормативно-правового, информационно-коммуникационного, финансового, кадрового и материально-технического).
Научно-практическая значимость исследования состоит в том, что теоретические и аналитические материалы диссертации могут быть использованы в образовательной деятельности для совершенствования образовательного процесса по физической культуре.
Апробация работы. Опыт организации образовательного процесса по физической культуре в НИУ «БелГУ» отмечен на заседании НМС по физической культуре при Министерстве образования и науки России (2014) и Совете ректоров ведущих вузов РФ (2015) и использован при разработке Федеральных государственных образовательных стандартов (3+).
Основные положения и результаты диссертационного исследования представлены автором за последние 5 лет в 30 публикациях: из них в журналах базы Скопус - 5 (в том числе 2 в иностранных), в изданиях, включенных в список ВАК - 2, в монографии, в трех учебных пособиях.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка источников и литературы и приложения.
Физическая культура и спорт в вузах представляет собой сложную и целостную систему, отражающую инвариантные черты культурного потенциала определенной социальной группы - студентов. Целью системы является формирование физической культуры личности и достижение должного уровня физической подготовленности, необходимого для освоения профессиональных функций в процессе обучения и для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности после окончания учебного заведения.
Исследования в области физической культуры позволили выделить три круга решаемых в ходе ее преподавания в вузе задач по дифференцированию студенческого контингента на основе психосоматических, физических и мотивационно-ценностных характеристик. Первый круг - задачи (обучение - воспитание - совершенствование), продиктованные интересами, потребностями (основная медицинская группа) и возможностями их удовлетворения на основе свободного выбора индивидуально приемлемых видов двигательной активности (курс спортивного совершенствования, спортивно-видовая направленность учебно-тренировочного процесса в рамках вариативного компонента). Второй круг задач (обучение - воспитание - развитие) определяется в большей степени отсутствием мотиваций к спортивной деятельности и низким уровнем физического развития определенной категории студенческой молодежи (преимущественно подготовительная медицинская группа), а их реализация осуществляется исходя из принципа гармоничного физического развития личности. Третий круг - это задачи (обучение - воспитание - оздоровление), реабилитационной направленности, где физические упражнения используются с учетом ограничений двигательного характера, вызванных особенностями функционального и моторно-психического состояния студентов (специальная медицинская группа).
Ведущими принципами организации образовательного процесса по физической культуре в вузе являются принципы детерминации, научности, инновационности, системности, методической обоснованности, каузальности, максимальной валидности результатов, нормативно-правовой регламентации.
Модель образовательного процесса по физической культуре в НИУ «БелГУ» состоит из базового и вариативного компонентов. Базовый компонент модели имеет общеразвивающую направленность и включает в себя совокупность средств и методов, характерных для традиционной системы физического воспитания и направлен на развитие физических качеств в объеме требований, необходимых для сдачи установленных нормативов и изучение теоретического материала.
Вариативный компонент включает в себя три блока: спортивный, оздоровительно-рекреативный и реабилитационный. Первый блок вариативного компонента модели физкультурного образования как подсистема включает варианты спортивно-видовых технологий (баскетбол, волейбол, настольный теннис, футбол и др.), т.е. предполагает занятия избранными видами спорта. Второй блок предполагает использование технологий оздоровительно - рекреативной направленности и включает в себя следующие виды: атлетизм, аэробика, танцы, туризм. Третий блок вариативного компонента
предлагаемой модели - реабилитационные технологии, предусматривающие направления двигательной деятельности в соответствии с характером заболеваний (сердечно-сосудистые, органов дыхания, внутренних органов, миопия, функциональные нарушения осанки). Он включает в себя следующие виды физической активности студентов: корригирующую гимнастику, пилатес, оздоровительную ходьбу и бег, плавание.
Формирование учебно-тренировочных групп по направлениям и видам двигательной активности необходимо осуществлять в соответствии с результатами предварительного медицинского освидетельствования и психофизического тестирования.
Несмотря на высокие результаты физкультурно-спортивной деятельности НИУ «БелГУ» и большие материальные вложения пока еще слабым звеном является образовательный процесс по физической культуре.
Социологическое исследование, в котором приняли участие свыше 3500 студентов, показало, что интересуют занятия физической культурой лишь 30% опрошенных. Большинство респондентов (65%), ходят на занятия лишь с целью получить зачет. Были выявлены существенные различия между занимающимися в группах ОФП и секциях и группах по видам спорта (для последних дисциплина гораздо более важна).
В ходе исследования определены основные причины низкой эффективности образовательного процесса по физической культуре в НИУ «БелГУ», к которым относятся: использование устаревших образовательных технологий, отсутствие выбора студентами видов спортивно¬
оздоровительной деятельности, отсутствие учета уровня подготовленности студентов при комплектовании групп, доминирование жестких предписаний деятельности студентов в образовательном процессе по физической культуре, строгая регламентации видов физической активности на занятиях, отсутствие у большинства студентов интереса к занятиям и удовлетворенности от занятий физической культурой, низкое качество предоставляемых образовательных услуг, слабые результаты спортивной деятельности студентов. Наиболее важной причиной низкой эффективности образовательного процесса является несовершенство сложившейся системы реализации различных направлений двигательной активности (спортивной, оздоровительно-рекреативной, реабилитационной), обусловленное комплексом проблем социально-психологического, методологического, ресурсного, кадрового и информационного обеспечения образовательного характера.
Для эффективной реализации физкультурного образования в вузе необходимо одновременно использовать как процессный подход (в качестве операционной основы для использования технологий - спортивно-видовых, оздоровительно-рекреативных и реабилитационных), так и проектный - в качестве инструмента реализации общей стратегии, ее адаптации и трансформации.
В качестве одного из инструментов реализации процессного подхода нами был разработан и реализован проект «Организация физкультурного образования студентов на основе выбора видов спортивно-оздоровительной деятельности». Проект направлен на разработку модели образовательного процесса по физической культуре в НИУ «БелГУ», выявление актуального состояния образовательной системы по физической культуре студентов, определение эффективности содержания и принципов построения образовательного процесса по физической культуре в вузе.
Разработка и реализация в образовательном процессе вуза проекта «Организация физкультурного образования в вузе на основе выбора видов спортивно-оздоровительной деятельности» предусматривает ключевые проектные мероприятия. В частности, к ним относятся: разработка и реализация цели и задач проекта, состава мероприятий, планируемых результатов, требований к результату, балльно-рейтинговой системы оценки деятельности студентов, показателей эффективности проекта, ресурсного обеспечения проекта (нормативно-правового, информационно-коммуникационного, финансового, кадрового и материально-технического).
Основными рисками при реализации разработанного проекта являются: риски рассогласованности в действиях участников проекта; риски неполного или несвоевременного финансирования проекта; недостаточный уровень спортивной квалификации преподавателей; риск непродуктивной работы отдельных преподавателей; различная наполняемость спортивных групп; риски непринятия результатов проекта.
Использование в образовательном процессе вуза по физической культуре разработанного проекта позволило в научно-исследовательском и методическом плане получить следующие положительные эффекты: разработаны и реализуются инновационные технологии образовательного процесса по физической культуре спортивной, оздоровительно-рекреативной и реабилитационной направленности; разработаны учебно-методические комплексы дисциплины «Физическая культура», балльно -рейтинговая система оценки деятельности студентов, учебные, учебно-методические пособия, монографии, научные статьи, в том числе индексируемые в ведущих мировых и российских базах, методические рекомендации по видам спорта, программы дополнительного профессионального образования.
Экспериментальная апробация проекта способствует не только к повышению научно-методического обеспечения всех направлений в области вузовской физической культуры и спорта, но и повышению результативности деятельности НИУ «БелГУ» в области физической культуры и спорта.
По результатам проведенного исследования целесообразно сформулировать практические рекомендации, направленные в адрес управлений образовательной деятельностью вузов, кафедр физического воспитания и факультетов физической культуры вузов, осуществляющих неспециальное физкультурное образование обучающихся.
В рамках существующей практики оценки эффективности образовательного процесса по физической культуре в вузе, целесообразно осуществлять диагностику вовлеченности обучающихся в образовательный процесс в соответствии со следующими критериями: фактическая деятельность на занятиях; наличие внутренней потребности в занятиях; удовлетворенность содержанием программы; удовлетворенность условиями и организацией образовательного процесса; социальная вовлеченность в занятия; субъективная оценка эффективности обучения.
Необходимо разработать систему мероприятий, направленных на развитие педагогических, технологических и специальных умений преподавателей физической культуры, включающую, в том числе, специальные программы повышения квалификации, методики совершенствования полученных знаний в рамках профессиональной деятельности.
Преподавателям кафедр физического воспитания рекомендуется выстраивать технологию планирования и освоения учебного материала по дисциплине «Физическая культура» на основе процессного подхода, как последовательную реализацию логически взаимосвязанных управленческих этапов деятельности: предварительного, или организационно-методического, на котором намечаются стратегические цели и ставятся задачи по освоению учебного материала на каждом курсе и в целом на весь период обучения; основного, включающего непосредственную реализацию образовательных, оздоровительных и воспитательных задач; заключительного, на котором оценивается эффективность проделанной работы.
Перспективы дальнейших научных исследований видятся в изучении связей и построении систем преемственности массовых спортивно - оздоровительных технологий, направленных на оздоровление студентов различных направлений подготовки и специальностей с учетом возраста и пола, а также исследование влияния занятий физической культурой на процессы социализации в системе вузовского специального и неспециального физкультурного образования.
Исследования в области физической культуры позволили выделить три круга решаемых в ходе ее преподавания в вузе задач по дифференцированию студенческого контингента на основе психосоматических, физических и мотивационно-ценностных характеристик. Первый круг - задачи (обучение - воспитание - совершенствование), продиктованные интересами, потребностями (основная медицинская группа) и возможностями их удовлетворения на основе свободного выбора индивидуально приемлемых видов двигательной активности (курс спортивного совершенствования, спортивно-видовая направленность учебно-тренировочного процесса в рамках вариативного компонента). Второй круг задач (обучение - воспитание - развитие) определяется в большей степени отсутствием мотиваций к спортивной деятельности и низким уровнем физического развития определенной категории студенческой молодежи (преимущественно подготовительная медицинская группа), а их реализация осуществляется исходя из принципа гармоничного физического развития личности. Третий круг - это задачи (обучение - воспитание - оздоровление), реабилитационной направленности, где физические упражнения используются с учетом ограничений двигательного характера, вызванных особенностями функционального и моторно-психического состояния студентов (специальная медицинская группа).
Ведущими принципами организации образовательного процесса по физической культуре в вузе являются принципы детерминации, научности, инновационности, системности, методической обоснованности, каузальности, максимальной валидности результатов, нормативно-правовой регламентации.
Модель образовательного процесса по физической культуре в НИУ «БелГУ» состоит из базового и вариативного компонентов. Базовый компонент модели имеет общеразвивающую направленность и включает в себя совокупность средств и методов, характерных для традиционной системы физического воспитания и направлен на развитие физических качеств в объеме требований, необходимых для сдачи установленных нормативов и изучение теоретического материала.
Вариативный компонент включает в себя три блока: спортивный, оздоровительно-рекреативный и реабилитационный. Первый блок вариативного компонента модели физкультурного образования как подсистема включает варианты спортивно-видовых технологий (баскетбол, волейбол, настольный теннис, футбол и др.), т.е. предполагает занятия избранными видами спорта. Второй блок предполагает использование технологий оздоровительно - рекреативной направленности и включает в себя следующие виды: атлетизм, аэробика, танцы, туризм. Третий блок вариативного компонента
предлагаемой модели - реабилитационные технологии, предусматривающие направления двигательной деятельности в соответствии с характером заболеваний (сердечно-сосудистые, органов дыхания, внутренних органов, миопия, функциональные нарушения осанки). Он включает в себя следующие виды физической активности студентов: корригирующую гимнастику, пилатес, оздоровительную ходьбу и бег, плавание.
Формирование учебно-тренировочных групп по направлениям и видам двигательной активности необходимо осуществлять в соответствии с результатами предварительного медицинского освидетельствования и психофизического тестирования.
Несмотря на высокие результаты физкультурно-спортивной деятельности НИУ «БелГУ» и большие материальные вложения пока еще слабым звеном является образовательный процесс по физической культуре.
Социологическое исследование, в котором приняли участие свыше 3500 студентов, показало, что интересуют занятия физической культурой лишь 30% опрошенных. Большинство респондентов (65%), ходят на занятия лишь с целью получить зачет. Были выявлены существенные различия между занимающимися в группах ОФП и секциях и группах по видам спорта (для последних дисциплина гораздо более важна).
В ходе исследования определены основные причины низкой эффективности образовательного процесса по физической культуре в НИУ «БелГУ», к которым относятся: использование устаревших образовательных технологий, отсутствие выбора студентами видов спортивно¬
оздоровительной деятельности, отсутствие учета уровня подготовленности студентов при комплектовании групп, доминирование жестких предписаний деятельности студентов в образовательном процессе по физической культуре, строгая регламентации видов физической активности на занятиях, отсутствие у большинства студентов интереса к занятиям и удовлетворенности от занятий физической культурой, низкое качество предоставляемых образовательных услуг, слабые результаты спортивной деятельности студентов. Наиболее важной причиной низкой эффективности образовательного процесса является несовершенство сложившейся системы реализации различных направлений двигательной активности (спортивной, оздоровительно-рекреативной, реабилитационной), обусловленное комплексом проблем социально-психологического, методологического, ресурсного, кадрового и информационного обеспечения образовательного характера.
Для эффективной реализации физкультурного образования в вузе необходимо одновременно использовать как процессный подход (в качестве операционной основы для использования технологий - спортивно-видовых, оздоровительно-рекреативных и реабилитационных), так и проектный - в качестве инструмента реализации общей стратегии, ее адаптации и трансформации.
В качестве одного из инструментов реализации процессного подхода нами был разработан и реализован проект «Организация физкультурного образования студентов на основе выбора видов спортивно-оздоровительной деятельности». Проект направлен на разработку модели образовательного процесса по физической культуре в НИУ «БелГУ», выявление актуального состояния образовательной системы по физической культуре студентов, определение эффективности содержания и принципов построения образовательного процесса по физической культуре в вузе.
Разработка и реализация в образовательном процессе вуза проекта «Организация физкультурного образования в вузе на основе выбора видов спортивно-оздоровительной деятельности» предусматривает ключевые проектные мероприятия. В частности, к ним относятся: разработка и реализация цели и задач проекта, состава мероприятий, планируемых результатов, требований к результату, балльно-рейтинговой системы оценки деятельности студентов, показателей эффективности проекта, ресурсного обеспечения проекта (нормативно-правового, информационно-коммуникационного, финансового, кадрового и материально-технического).
Основными рисками при реализации разработанного проекта являются: риски рассогласованности в действиях участников проекта; риски неполного или несвоевременного финансирования проекта; недостаточный уровень спортивной квалификации преподавателей; риск непродуктивной работы отдельных преподавателей; различная наполняемость спортивных групп; риски непринятия результатов проекта.
Использование в образовательном процессе вуза по физической культуре разработанного проекта позволило в научно-исследовательском и методическом плане получить следующие положительные эффекты: разработаны и реализуются инновационные технологии образовательного процесса по физической культуре спортивной, оздоровительно-рекреативной и реабилитационной направленности; разработаны учебно-методические комплексы дисциплины «Физическая культура», балльно -рейтинговая система оценки деятельности студентов, учебные, учебно-методические пособия, монографии, научные статьи, в том числе индексируемые в ведущих мировых и российских базах, методические рекомендации по видам спорта, программы дополнительного профессионального образования.
Экспериментальная апробация проекта способствует не только к повышению научно-методического обеспечения всех направлений в области вузовской физической культуры и спорта, но и повышению результативности деятельности НИУ «БелГУ» в области физической культуры и спорта.
По результатам проведенного исследования целесообразно сформулировать практические рекомендации, направленные в адрес управлений образовательной деятельностью вузов, кафедр физического воспитания и факультетов физической культуры вузов, осуществляющих неспециальное физкультурное образование обучающихся.
В рамках существующей практики оценки эффективности образовательного процесса по физической культуре в вузе, целесообразно осуществлять диагностику вовлеченности обучающихся в образовательный процесс в соответствии со следующими критериями: фактическая деятельность на занятиях; наличие внутренней потребности в занятиях; удовлетворенность содержанием программы; удовлетворенность условиями и организацией образовательного процесса; социальная вовлеченность в занятия; субъективная оценка эффективности обучения.
Необходимо разработать систему мероприятий, направленных на развитие педагогических, технологических и специальных умений преподавателей физической культуры, включающую, в том числе, специальные программы повышения квалификации, методики совершенствования полученных знаний в рамках профессиональной деятельности.
Преподавателям кафедр физического воспитания рекомендуется выстраивать технологию планирования и освоения учебного материала по дисциплине «Физическая культура» на основе процессного подхода, как последовательную реализацию логически взаимосвязанных управленческих этапов деятельности: предварительного, или организационно-методического, на котором намечаются стратегические цели и ставятся задачи по освоению учебного материала на каждом курсе и в целом на весь период обучения; основного, включающего непосредственную реализацию образовательных, оздоровительных и воспитательных задач; заключительного, на котором оценивается эффективность проделанной работы.
Перспективы дальнейших научных исследований видятся в изучении связей и построении систем преемственности массовых спортивно - оздоровительных технологий, направленных на оздоровление студентов различных направлений подготовки и специальностей с учетом возраста и пола, а также исследование влияния занятий физической культурой на процессы социализации в системе вузовского специального и неспециального физкультурного образования.
Подобные работы
- УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ МАССОВОГО СПОРТА В ГОРОДЕ БЕЛГОРОДЕ (НА МАТЕРИАЛАХ УПРАВЛЕНИЯ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА БЕЛГОРОДА)
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2016



